Презентация — Детская агрессивность. Презентация на тему "агрессивное поведение" Агрессия презентация по психологии

Разделы: Школьная психологическая служба

Цель: Расширение знаний о чувствах и эмоциях: гнев, злость, агрессия. Формирования умения выражать чувства в социально приемлемых способах.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, бланк, ручка.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

«Жили-были старик со старухой. Не проходило и дня, чтобы они не ругались. И хотя оба устали от ссор, остановиться никак не могли. Однажды зашла к ним в дом ворожея и подарила им ведро заговоренной воды: «Если опять на ругань потянет, набери полный рот этой воды, и ссора пройдет». Только она за дверь, как старуха начала старика ругать, а он набрал в рот воды и молчит. Что же теперь, старухе одной воздух сотрясать? -для ссоры нужны двое! Так они и отвыкли от брани».

Презентация
1 слайд

Тема нашего урока «Гнев, злость, агрессия»

Вспышки гнева и злости – это защитная реакция организма. Таким образом мы избавляемся от переполняющих нас эмоций и переживаний. Сила, направленность и продолжительность агрессивных проявлений зависит от целого спектра психологических, биологических и социальных факторов. Давайте разберемся вместе.
(Обсуждение).

3 слайд

Не без известной доли агрессивности людям не обойтись. Мягкотелость и попустительство, укрепленные не в силе но в слабости, могут принести не меньше вреда. Когда нужно отстоять спортивную честь страны на международных соревнованиях, когда необходимо спасти своих близких от нападения уличных хулиганов, наконец, когда приходится с оружием в руках защищать свою Родину - тут без высокого уровня управляемой агрессивности не обойтись. Энергии агрессии питают смелость и отвагу, дерзость и самоотверженность, способность идти на риск и проявляемую в экстремальных условиях находчивость.
Посмотрите пожалуйста на представленный вам бланк и поставьте «+» если вы согласны с утверждением, «-» если не согласны.
(Обсуждение).

В наше сумбурное и взбалмошное время мало кто оказывается в состоянии реально управлять собственной агрессивностью.
Психология агрессии заключает в себе золотое правило, которое необходимо помнить – гневные эмоции – это нормальная реакция личности, но их необходимо строго контролировать.

Контроль своих эмоций, особенно негативных, - это залог здорового общения с окружающими.

Работа с анкетой.
Обсуждение в парах.
Записываем на доске ответы на вопрос: «Что вы делаете, когда злитесь?».
Определяем какие из этих реакций здоровые, а какие – нездоровые и почему?
Обсуждение.

Ни для кого не секрет, что наш мир полон агрессии, гнева, обид. Первая реакция людей попавших под шквал унижения и оскорблений – это защита. Но все защищают себя по-разному. Давайте разберемся, как это можно сделать правильным путем.

Пошаговая инструкция:
1 шаг - Не дайте волю своим чувствам.
Самое время напомнить себе, что использовать те же методы (оскорблять и унижать в ответ) – это значит проявить слабость, принять поражение, утратить чувство собственного достоинства.
Самая лучшая реакция, сказать человеку в ответ, что в таком тоне, вы общаться не намерены. Отстранитесь от него, займитесь своими текущими делами.

2 шаг - Предпринять конструктивные меры. В спокойной обстановке решите для себя, что вы будете делать дальше:
- простите этого человека, и все будет, как прежде (т.е. произошедший инцидент не повлияет на ваши отношения),
- простите человека, но постараетесь держаться от него подальше (измените отношение к человеку после произошедшего).
Что из вышеперечисленного является правильным для вас, зависит от степени близости и качества отношений между вами и обидчиком.

10 слайд

3 шаг - «Шаг на встречу, не жди когда всё разрешиться само собой»
Воздерживаясь от упреков начните разговор с чего-нибудь позитивного.
Не забудь про невербальные средства общения – язык телодвижений, зрительный контакт.

11 слайд

4 шаг - Замени «ты»-обращения на «я»-обращения
«Я уверен(а), ты не понял(а) ...», - гораздо более результативное начало, чем фразы типа: «Ты не понимаешь…!».
Начни трудный для тебя разговор таким образом: «Мне очень не нравится эта ситуация, но я бы непременно хотел(а) все это с тобой обсудить прямо сейчас».

12 слайд

5 шаг - Помните, что не заслуженные обвинения и оскорбления сыпятся на вас, не как на личность, а как на объект разрядки. Не испытывайте чувство вины, работайте над собственной самооценкой, и не принимайте всё близко к сердцу.

Если Вы ещё не готовы поговорить с другом непосредственно, если Вы немного стеснены, огорчены или злитесь, попробуйте написать письмо. В письме Вы сможете четко объяснить, что чувствуете. Вы можете спокойно потратить время на то, чтобы высказать своё мнение без лишних эмоций, как это было бы при личной встрече. Это даст человеку время подумать, прежде чем дать ответ.

14 слайд
Техники снятия агрессии, гнева и злости.

15 слайд

Упражнение «Улыбка Будды»
Техника, позаимствованная из даосского учения Шоу-Дао, позволит Вам легко приходить в состояние душевного равновесия, Успокойтесь и постарайтесь ни о чем не думать. Полностью расслабьте мышцы лица и представьте, как они наливаются тяжестью и теплом, а затем, потеряв упругость, как бы «стекают» вниз в приятной истоме. Сосредоточьтесь на уголках Ваших губ. Не прилагайте мышечных усилий. Вы почувствуете, как Ваши губы сами растягиваются в едва уловимую улыбку, а во всем теле появиться ощущение зарождающейся радости. Старайтесь выполнять это упражнение каждый день, пока состояние «улыбки Будды» не будет для Вас привычным.
Упражнение «Шаг вперед - зверь, шаг назад – человек»
Делаем сидя за партами, выставляем правую ногу веред (шаг вперед), вызывая в себе дикую ярость, ощутите готовность крушить все на своем пути. Затем возвращаем ногу (шаг назад) и выполняем «улыбку Будды» возвращаясь к состоянию абсолютного спокойствия. Делая шаг вперед, перевоплощаясь в разъяренного зверя подкрепляйте свою ярость рыками, можно сжимать челюсть, кулаки. При шаге назад очень важно поймать момент расслабления, уделяя внимание мышцам.
Это упражнение требует больших эмоциональных затрат. Выполняя регулярно, Вы увидите, что Ваши шаги будут все быстрее, и Вы научитесь легко переходить от ярости к полному спокойствию.

16 слайд

Вывод:
Понятно, что психологическим видением агрессии должен обладать каждый из нас как ради управления самим собой, так и ради более полного понимания поведения окружающих.
Мы убеждены в том, что всем без исключения было полезно познакомиться с материалами, представленными на нашем уроке, не только ради удовлетворения чисто теоретического интереса, но, прежде всего, ради понимания способов практического управления агрессивностью.

Ответьте пожалуйста на вопросы:
Что полезного ты сегодня узнал?
Что из урока ты будешь применять в жизни?
О чём бы ты хотел узнать на наших уроках?

Литература:
Бэрон Р., Ричардсон Д. Арессия – СПб.: Изд. «Питер»,1999.
Дудко Н.Н. К проблеме агрессивности. СПб., 1998.
Малкина –Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.

Что такое агрессия? Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия – врожденное и неотъемлемое свойство любого человека. Агрессия – внутренняя сила, дающая человеку возможность противостоять внешним силам.






Косвенная агрессия Прямая агрессия действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (топанье ногами, битье кулаками по столу) направлена непосредственно на объект, вызывающий раздражение (открытое хамство, применение физической силы)


Инструментальная агрессия совершается как средство достижения результата (спортсмен, добивающийся результата, ребенок громко требующий от матери, чтобы она купила игрушку) выступает как заранее спланированное действие, цель которого – нанесение вреда или ущерба другому человеку (школьник, который обиделся на одноклассника и избил его) Целевая (мотивационная) агрессия




Что такое агрессивность? Если агрессия рассматривается как отдельные действия, поступки, то агрессивность – относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также склонности воспринимать поведение другого как враждебное.


Признаки агрессивности Эмоционально-оценочные: не понимают чувств и переживаний других людей; не понимают чувств и переживаний других людей; не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, затрудняются их назвать; не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, затрудняются их назвать; чрезмерно подозрительны, все время ожидают физического и морального зла, удара, оскорбления от любого человека, сверстника или взрослого; чрезмерно подозрительны, все время ожидают физического и морального зла, удара, оскорбления от любого человека, сверстника или взрослого; ощущают себя отверженными, одинокими во враждебном мире; эгоцентричны; ощущают себя отверженными, одинокими во враждебном мире; эгоцентричны; обладают крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я хуже всех»), неадекватно оценивают свое поведение; обладают крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я хуже всех»), неадекватно оценивают свое поведение; во всех своих ошибках и неприятностях обвиняют окружающих, а собственные агрессивные действия считают правомерными, вынужденными или защитными. во всех своих ошибках и неприятностях обвиняют окружающих, а собственные агрессивные действия считают правомерными, вынужденными или защитными.


Поведенческие: легко теряют контроль над собой; легко теряют контроль над собой; проявляют физическую агрессию (драчливы) и вербальную (угрозы, грубость, брань); проявляют физическую агрессию (драчливы) и вербальную (угрозы, грубость, брань); демонстрируют вспышки ярости (кричат, визжат, топают ногами, катаются по полу, швыряют и ломают предметы); демонстрируют вспышки ярости (кричат, визжат, топают ногами, катаются по полу, швыряют и ломают предметы); раздражительны, вспыльчивы, гневливы, упрямы, завистливы, обидчивы, подозрительны, мстительны; раздражительны, вспыльчивы, гневливы, упрямы, завистливы, обидчивы, подозрительны, мстительны; отличаются «оппозиционной» манерой поведения, направленной против того или иного авторитета отличаются «оппозиционной» манерой поведения, направленной против того или иного авторитета (учителя, ученика-лидера); (учителя, ученика-лидера); намеренно создают конфликтные ситуации, намеренно создают конфликтные ситуации, провоцируют ссоры. Физические: страдают головными болями, мускульным напряжением; страдают головными болями, мускульным напряжением; отличаются угрюмым, тоскливым настроением. отличаются угрюмым, тоскливым настроением.


Рекомендации по общению с агрессивным ребенком 1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; выражение понимания чувств ребенка выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно..."); переключение внимания, предложение какого- либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня"); переключение внимания, предложение какого- либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня"); позитивное обозначение поведения позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал"). ("Ты злишься потому, что ты устал").


2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно"); констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно"); констатирующий вопрос ("ты злишься?"); констатирующий вопрос ("ты злишься?"); раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?"); раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?"); обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит"); обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит"); апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!"). апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").


3. Контроль над собственными негативными эмоциями. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.




5. Сохранение положительной репутации ребенка публично минимизировать вину ребенка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину; публично минимизировать вину ребенка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину; не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему; не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему; предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками. предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.


6. Демонстрация модели неагрессивного поведения пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; внушение спокойствия невербальными средствами; внушение спокойствия невербальными средствами; прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; использование юмора; использование юмора; признание чувств ребенка. признание чувств ребенка.


7. Предупреждение агрессивных действий детей никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность; никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность; в необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины; в необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины; если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить его и резко предупредить его Нельзя!. если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить его и резко предупредить его Нельзя!.


8. Обращение с ребенком после агрессивного поведения: подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка; подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка; искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу; искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу; следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше портит; еще больше портит; придумать новые приемы придумать новые приемы переключения ребенка на новые виды отношений (игра, самообслуживание и т.д.).


9. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями. Комкать и рвать бумагу. Комкать и рвать бумагу. Бить подушку или боксерскую грушу. Бить подушку или боксерскую грушу. Топать ногами. Топать ногами. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу. Втирать пластилин в картонку или бумагу. Втирать пластилин в картонку или бумагу. Посчитать до десяти. Посчитать до десяти. Самое конструктивное - спортивные игры, бег. Самое конструктивное - спортивные игры, бег.



Коррекция агрессивного поведения у подростков

Подготовила: Смаилова А.Н

Группа ПиП-42

Проверила: Демиденко Р. Н

Агрессия – (от латинского «agressio» - нападение, приступ) – мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативное переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.)

Агрессивное поведение – это не прирожденная биологическая реакция (за исключением неконтролируемых действий, совершаемых лицами невменяемыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями.

Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия. Агресси́вность (лат. aggressio - нападать ) - свойство личности, выраженное в предпочтении использования насильственных методов для достижения своих целей.

Подростковый возраст сам по себе сложный момент, переживаемый человеком. С точки зрения физиологии происходят сильнейшие изменения в организме, гормональный всплеск, сопровождающий половое созревание оказывает сильнейшее воздействие на эмоциональную сферу подростка. Как следствие этого происходят перестроечные изменения в познавательной сфере.

Тип агрессии

Физическая – активная - прямая

Примеры

Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.

Физическая – активная - непрямая

Закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.

Физическая – пассивная - прямая

Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация).

Физическая – пассивная - непрямая

Вербальная – активная - прямая

Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).

Словесное оскорбление или унижение другого человека.

Вербальная – активная - непрямая

Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.

Вербальная - пассивная - прямая

Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т. д.

Вербальная - пассивная - непрямая

Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).


Правила, которые позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов. 1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии: - полное игнорирование реакций ребенка/подростка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; - выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно..."); - переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня"); - позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал"). Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок/подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы. Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного "чтения морали", лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации. Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы: - констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно"); - констатирующий вопрос ("ты злишься?"); - раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?"); - обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит"); - апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").


3. Контроль над собственными негативными эмоциями. Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Снижение напряжения ситуации. Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: - повышение голоса, изменение тона на угрожающий; - демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу"); - крик, негодование; - агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы"; - сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; - негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей; - использование физической силы; - втягивание в конфликт посторонних людей; - непреклонное настаивание на своей правоте; - нотации, проповеди, "чтение морали", - наказания или угрозы наказания; - обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не..."; - сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу; - команды, жесткие требования, давление; - оправдания, подкуп, награды. Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

5. Обсуждение проступка. Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

6. Сохранение положительной репутации ребенка. Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения. Для сохранения положительной репутации целесообразно: - публично минимизировать вину подростка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину; - не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему; - предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками. Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.


7. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы: - нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.); - пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; - внушение спокойствия невербальными средствами; - прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; - использование юмора; - признание чувств ребенка.

Этапы реализации коррекционной программы:

1.Ориентировочный этап.

Задачи: знакомство и установление эмоционально-положительного контакта с ребенком, ориентировка детей в обстановке игровой комнаты, введение норм и правил поведения на занятиях, санкций за их нарушения, разработка ритуалов приветствия и прощания, знакомство детей друг с другом.

Методы и приемы работы: _____________

2.Этап объективирования трудностей развития и конфликтных ситуаций.

Задачи: объективирование негативных тенденций личностного развития ребенка в игре и общении со сверстниками и взрослыми, диагностика особенностей поведения и эмоциональной сферы ребенка, обеспечение эмоционального отреагирования ребенком чувств и переживаний, связанных с негативным прошлым опытом взаимодействия.

3.Конструктивно-формирующий этап.

Задача: решение тех задач, на которые направлен тренинг.

Методы и приемы работы: _______________

4.Обобщающе-закрепляющий этап.

Задача: подведение итогов - чему участники научились, что они теперь умеют и т.д. Перенос нового позитивного опыта в практику реальной жизни ребенка и его отношений с другими людьми.

Методы и приемы работы: ___________________

Слайд 2: Агрессия

Слово «агрессия» (aggression) происходит от слова adgradi (где ad - на, gradus - шаг), которое в буквальном смысле означает «двигаться на», «наступать». Ближайшими словами-родственниками этого понятия являются «прогресс» (движение вперед, развитие) и «регресс» (движение назад). В первоначальном смысле «быть агрессивным» означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения»

Слайд 3: Определения агрессии

В психологическом словаре дается такое определение: «Агрессия - мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающее у них депрессию, психологический дискомфорт, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности...» Исследователь агрессивного поведения Л. Берковец обратил внимание на то, что одна из главных проблем в определении агрессии заключается в том, что в английском языке этот термин подразумевает большое разнообразие действий: «Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, возможно, без страха бросается в омут неразрешенных проблем».

Слайд 4: Общепринятое определение:

«Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление и причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения». Из этого определения следует, что агрессию следует рассматривать, скорее, как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения.

Слайд 5: Теории агрессии

агрессивное поведение, как и любое другое социальное поведение, находится под контролем инстинктов (инстинктивная теория Мак Дугала). агрессия как выражение инстинкта смерти (психоаналитическая теория З. Фрейда) агрессивное поведение является реакцией, возникающей под действием специфических для каждого вида внешних или «знаковых» стимулов (этологическая теория К. Лоренца) агрессия представляется драйвом, порожденным фрустрацией (гипотезы фрустрации - агрессии Д. Долларда и Н. Миллера) теория социального научения (А. Бандура) когнитивно-поведенческая теория (Н. Новако).

Слайд 6: «Зловещее очарование насилия» А.Гуггенбюль

агрессивные тенденции заложены в самой природе человека, а радость, получаемая от разрушения и применения насилия, - его первозданное свойство (Г.Бреслав) А. Адлер видел в агрессии стремление преодолеть врожденное чувство неполноценности. Для Ф. Перлза она представлялась не «импульсом смерти», а «импульсом жизни», необходимым для активной ассимиляции внешнего мира. К. Лоренц считает, что влечение к агрессии встроено в психику человека, и для своего проявления она не нуждается во внешней угрозе или внутренней фрустрации. Она возникает спонтанно и нуждается в разрядке. Биологическую природу агрессивности, по его мнению, подчеркивают успехи селекционеров, выводящих как агрессивные породы собак, петухов и пр., так и неагрессивные (такие как сенбернар, ньюфаундленд). Э. Фромм: «Механизм оборонительной агрессии «вмонтирован» в мозг человека и животного и призван сохранять их жизненно важные интересы от угроз... Необходимо строго различать агрессию биологическую, адап­тивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни».

Слайд 7: Г. Паренс разделяет два вида агрессии:

Недеструктивная агрессия - настойчивое невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели. Это врожденный механизм, служащий для адаптации в среде, удовлетворения желаний, достижения целей развития познания и способности положиться на себя. Он начинает работать с момента рождения и побуждает человека к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав. Враждебная деструктивность - злобное поведение, неприятие, ненависть, ярость, мстительность. Это тоже разновидность самозащиты, которая активизируется в результате сильных неприятных переживаний (боль, дистресс). Сюда же относится желание причинить боль и удовольствие, получаемое от этого (садизм).



Слайд 8: Роль культуры

В социальной среде уровень агрессивности определяется степенью социализации и этнокультуральными нормами, требованиями, установками. Общее развитие цивилизации предполагает все большее ограничение агрессии нравственными и социальными рамками (хотя в жизни мы чаще наблюдаем противное). Как считает X. Хекхаузен, культура задает норму, определяет тип и частоту агрессивных форм поведения. Любая культура декларирует и санкционирует свои специфические нормы и критерии, предопределяя, тем самым, что следует разрешать, что запрещать и что поощрять.

Слайд 9: Агрессия проявляется в виде агрессивного поведения или агрессивных действий

Это форма реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния. Выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением. Агрессивные действия выступают в качестве: - средства достижения какой-либо значимой цели; - способа психологической разрядки; - способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении.

10

Слайд 10: Провоцируют агрессивное поведение:

Недостаточное развитие интеллекта; - сниженная самооценка; - низкий уровень самоконтроля; - неразвитость коммуникативных навыков; - повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.)

11

Слайд 11: Агрессия и агрессивность

В современной психологии различают понятия «агрессия» и «агрессивность». Первое обычно рассматривают как отдельные действия, поступки, второе - как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. Лонгитюдные исследования показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни. Можно сказать, что определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, складываются уже в дошкольном возрасте.


12

Слайд 12: Классификация агрессивных проявлений

Дихотомический способ деления: Инструментальная агрессия - поведение, при котором агрессия является только средством и направлена на достижение какой-либо цели, получение результата, а не нанесение вреда. Такой вид агрессии выделяют, в частности, Р. Бэрон и Д. Ричардсон. Агрессия второго вида обычно определяется как враждебная - это ответ на реальную, предполагаемую или вымышленную угрозу для преднамеренного причинения вреда.

13

Слайд 13


14

Слайд 14: Э. Басс предлагает концептуальную рамку, включающую три оси: физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая – непрямая


15

Слайд 15

16

Слайд 16: Разделение по направленности на объект:

Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т. д. Аугоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания Разделение по причине появления: Реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.) Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях)

17

Слайд 17: Разделение по целенаправленности:

Инструментальная агрессия - совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы, стоматолог, удаляющий больной зуб, ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр. Целевая (мотивационная) агрессия - выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его, мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр. Разделение по открытости проявлений: Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр. Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы «не в духе», срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.

18

Слайд 18: Разделение по форме проявления:

Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику Физическая - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику

19

Слайд 19: Биологическая типология


20

Слайд 20: Агрессия вечна

Сколько бы ни социализировался человек, уйти от своей биологической природы он не может, поскольку наделен огромной и устойчивой силой агрессии. Человек с агрессивностью ниже среднего рискует добиться в жизни меньше, чем он достоин. Полное отсутствие агрессивности граничит с апатией или бесхарактерностью, ибо означает отказ от борьбы «Любые человеческие отношения, даже если на первый взгляд они продиктованы позитивными чувствами, такими как любовь, дружба, кооперация, - это всегда более или менее выраженная борьба за власть, а, значит, в той или иной степени и проявление агрессии». «…искоренять проявления агрессии не только бессмысленно, но и вредно, и необходимо лишь добиваться, чтобы они оказывались соразмерными обстоятельствам и социально допустимыми, а также не ограничивали без необходимости права и свободы человека». А.В. Хомич

21

Слайд 21: Очевидно, что человек – наиболее агрессивное и разрушительное существо на нашей планете. Д. Креч

22

Последний слайд презентации: Агрессия и агрессивное поведение

Название:
неизвестен
Год: 2009
Страниц: 43
Формат: ppt (zip)
Размер: 3,62 Mб
Качество: хорошее
Название:
неизвестен
Год: 2009
Страниц: 43
Формат: ppt (zip)
Размер: 3,62 Mб
Качество: хорошее
Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики заговорили после романов Диккенса — сначала в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. А используя научный подход психологию детского возраста стали серьезно изучать в основном после работ 3. Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.

Довольно быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и агрессивность им присуща в полной мере. Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым — родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия — от жалоб и агрессивных фантазий («Сейчас придет Ба-бай и тебя заберет!»), до прямых оскорблений и угроз («Ты — уродина», «Ну и дурак ты!», «Сейчас как дам больно!»). У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии — как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.

Причины детской агрессивности:
  • Разрушение эмоциональных связей в семье
  • Влияние продуктов питания
  • Неуважение к личности ребенка
  • Ситуативные причины
  • Социально-биологические причины
Виды агрессии:
  • Физическая агрессия
  • Косвенная агрессия
  • Вербальная агрессия
  • Склонность к раздражению
  • Негативизм
Типы человеческой агрессии:
  • Доброкачественная
  • Злокачественная
  • Псевдоагрессия
  • Оборонительная агрессия
Рекомендации по общению с агрессивным ребенком




Предпросмотр презентаций:


Скачать презентацию «Детская агрессивность»

для родительского собрания с onlinedisk
с Depositfiles