Влияние мультипликационных фильмов на процесс социализации у детей дошкольного возраста. Возрастная психология Влияние мультипликационных и художественных фильмов

Современное образование исторически складывалось как система передачи объективных знаний о фактах и закономерностях внешнего мира. Ребенок в такой образовательной системе выступает в основном как субъект познания, который осознает мир через логическое освоение путем понимания, превращения фактов познания в смысловые категории, понятия, лишенные экспрессивных красок и эмоциональной нагрузки. Вместе с тем на формирование ребенка большое влияние оказывают средства массовой информации, мультипликационные и художественные фильмы, сказки, детская литература, компьютерные игры. Дети, забывая обо всем, целыми днями готовы просиживать у телевизора или компьютера. Средства массовой коммуникации не только развлекают, но и формируют различные модели поведения, культивируют те или иные ценностные установки, ориентируют на определенные жизненные цели.

Итальянский психолог Л. Лорензини исследовала влияние мультфильма на ребенка. Она обнаружила, что веселая музыка, используемая в мультфильмах, вводит в состояние эйфории и подготавливает зрителя к особому эмоциональному состоянию. Голоса персонажей, дублированные взрослыми, говорят особым тоном, фальцетом, имитируя детей. Голоса звучат фальшиво и неестественно. Глаза героев большие, вытаращенные, в зрачках искрятся звездочки. Это делает персонаж очаровательным, открытым всему миру. На самом деле - глаза неподвижны. Эта неподвижность гипнотически захватывает.

Персонажи мультфильмов различны. Все они могут быть классифицированы по следующим категориям:

1. Очеловеченные животные (волшебная пчелка, мышка и т.д.), имеющие искаженные чувства, но не отражающие чувств человека.

2. Персонажи женского рода (Кенди, Шарлотты, Изабеллы, принцесса Дзафирро и т.д.) - живые и легкие по своему характеру. Но они находятся рядом с больным героем, которого надо лечить и любить. Они вынуждены приносить себя в жертву. В мультфильме постоянно подчеркиваются неудачи: непосредственность наказана, любовь приходит к концу, родители умирают, сердечный друг предает... Ты можешь добиться счастья, если принесешь себя в жертву. Абсолютный альтруизм - вот что является правилом, которое необходимо уважать согласно этим фильмам.

3. "Ненастоящие" люди. Такие персонажи, как Гибернелло, принцесса Аврора, Лулу, Салли, Бен и др. являются людьми лишь частично: у кого-то в теле одна часть механическая, кто-то является родственником инопланетян, у кого-то под обыкновенной кожей шкура чудовища и т.д. Все они наделены странными способностями. В той части, где они люди, они уязвимы. Там же, где они представляют нечто другое, они непобедимы. Именно эти свойства позволяют им спасать себя и друзей в опасных ситуациях. Ребенок восхищен таким персонажем, он завидует ему, он сожалеет, что является всего лишь человеком и не может сделать нечто великое.

4. Механические монстры, роботы, супергерои, победить которых просто невозможно. Их задача состоит в спасении от вторжения из Галактики. Человек преклоняется перед Великим Роботом, который побеждает врага. Победа достается ему не благодаря уму, хитрости, доброте или тому, что является человеческим даром. Он побеждает лишь потому, что находится на другой ступени техницизма. Ребенок обязан отрицать свою собственную внутреннюю силу, он должен подстраиваться под общий стандарт, уважая как абсолютного вождя кого-то чуждого, внеземного. Ребенок переживает процесс, когда он как бы предает свое внутреннее, естественное "Я".

Здоровый ребенок захвачен мультипликацией благодаря естественному любопытству. Роботизированный ребенок осуществляет контакт с чем-то таким, что идентично тому, что находится внутри его самого, но, когда мультфильм заканчивается, ребенок чувствует себя опустошенным. Символы на экране как бы впитали в себя его эмоции, а что касается энергии ребенка, то она ушла впустую, в пустой символ. Эффект бесполезности такого фильма можно подтвердить тем, как в дальнейшем в игре ребенок начинает подражать своему любимому персонажу. Такая игра носит стереотипный характер, в ней нет творческой новизны, свойственной здоровой игре. Взрослый может вмешаться в этот процесс, помогая ребенку выявить несоответствие видео- и аудиоряда эмоциональным проявлениям героев, показывая однобокость сюжетов и характеров. Л. Лоринзелли рассказывает о том, как ей удалось сокрушить миф известной, нашумевшей мультипликационной героини - красивой, благородной, сладкой, но такой несчастной девочки Кенди. Она показала детям, присутствующим на просмотре, что то, что они видели, - не красота, а глупость, что поведение героини фальшиво и стало единственным источником ее бед и несчастий. Дети прекрасно это поняли.

Мультфильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.

Но мультфильмы бывают разные - есть добрые, без крови и насилия, в которых поются песни о дружбе. А есть и такие, сюжет которых полностью построен на драках, сражениях, перестрелках, убийствах.

Главные герои американских мультфильмов агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жёстокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, "смакуются". Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни.

Девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не шлёпает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. В итоге, у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.

Можно выделить еще ряд признаков, которые присущи практически всем американским мультипликационным фильмам. Почти всю информацию ребенок воспринимает в виде образов. И самым главным является образ женщины, девушки, девочки. Глядя на мультипликационных героинь, девочки впитывают стереотипы будущего поведения, а у мальчиков формируется матрица, к которой они будут бессознательно стремиться при выборе спутницы жизни, матери своих будущих детей. И речь идет не столько о внешности, сколько о душевных внутренних качествах, отражениями которых является внешность и образ действия нарисованных героинь.

Героини западных мультипликационных фильмов способствуют тому, что у девочек пропадает желание быть матерью. Получается это следующим образом. Девочки, девушки в этих мультфильмах ведут себя очень агрессивно, распущенно, дерутся и убивают наравне с мужчинами, в них нет ни доли романтики, нежности, целомудрия. Эти героини опровергают и высмеивают все те моральные установки, ориентации, которые с древнейших времен занимали ведущее место в иерархии ценностей на Руси. И этим западным красавицам, которые, кстати говоря, все на одно лицо, подражают наши дети. А ведь современное подрастающее поколение даже не знает, кто такая Алёнушка, Настенька, Варвара-Краса.

Существуют мультфильмы для маленьких, где показана откровенная эротика. Взрослые стереотипы поведения, в частности эротику, в детских мультиках показывать нельзя. Это раньше времени растормаживает в ребенке сферу влечений, к чему функционально, морально и физически ребенок еще не готов. Эти переживания не будут иметь нормального выхода и искалечат психику ребенка. В будущем это выльется в сексуальные проблемы, трудности с созданием семьи и продолжением рода. Эти мультфильмы провоцируют в детях интерес, который должен еще долго и крепко спать.

Нами было проведено исследование влияния современных мультипликационных фильмов на психическое восприятие окружающего мира ребенком младшего школьного возраста. В нем приняли участие 25 учеников четвертого класса одной из школ города в возрасте от 9 до 11 лет. Что касается методов исследования, использовался авторский опросник, выявляющий предпочтение ребенком тех или иных героев, их качеств, а также качеств, значимых при выборе друзей.

Были получены следующие результаты. Большинство детей(60%) отдают предпочтение мультипликационным фильмам, в которых герои сражаются. 20% юных телезрителей любят немного менее агрессивные "мультики" с погонями, догонялками, и столько же (20%) любят сказочные мультфильмы.

При выборе любимого героя большинство опять на стороне агрессивных мультяшек - Бэтмэна и Человека-паука(40%), на втором месте Спанч Боб(36%), на последнем месте, соответственно Чебурашка и Лунтик - 0%. Среди предпочитаемых качеств героя на первое место выходят такие, как умение сражаться, постоять за себя(40%). 44% опрошенных детей подражают своему любимому герою, и 68% считают, что герою подражают их друзья и одноклассники. Но зато в друзьях дети ценят верность(60%) и отзывчивость(20%), и лишь для 12% в совокупности важны физическая сила и умение сражаться.

Таким образом, младшие школьники больше тяготеют к зарубежным мультипликационным фильмам и в основном с агрессивным, недетским сюжетом. Такие герои, как Чебурашка, крокодил Гена и даже Лунтик им просто не интересны. Им нравятся герои-одиночки, у которых нет друзей, которым не знакомо чувство любви, нежности, дружбы. И самое главное, что они пытаются им подражать, видят этих героев в своих друзьях, знакомых, то есть проецируют мультяшный мир на реальную жизнь и стараются соответствовать этому миру, подражать его жителям.

Западные мультфильмы не развивают в детях чувства общности, формируют неправильное восприятие полоролевого поведения, и тем самым представляют огромную опасность для маленьких зрителей.

Для понимания особенностей формирования поведения младших школьников совершенно недостаточно ограничиваться рассмотрением механизмов этих процессов в рамках лишь образовательных институтов. Формирование норм, образцов социального поведения, личностных идеалов происходит в сложно организованном социокультурном пространстве, где наряду с такими институтами, как школа и семья, немаловажная, а порой и ведущая, роль принадлежит средствам массовой информации (СМИ).

Более того, исследование СМИ, компьютерных технологий и коммуникаций именно в контексте социальных проблем образования, представляется сегодня особенно важным, поскольку это задает специфический ракурс для рассмотрения как общих социокультурных изменений информационной среды, так и для понимания трансформаций фундаментальных социальных функций самого образования. Подобное рассмотрение СМИ в контексте социальных функций образования (и особенно процессов социализации) позволяет совершенно особым образом проблематизировать не только роль СМИ в процессах социализации, но и характер самого образования. Иными словами, принципиальность предлагаемого подхода состоит в том, что для понимания современного образования как особого социального института необходимо рассмотрение его во взаимодействии с другими социальными институтами, также оказывающими влияние на процессы социализации.

Большие возможности характера массовой коммуникации обусловлены в настоящее время; во-первых, мощным развитием современных средств передачи информации (миллиардные тиражи газет и журналов, миллионы радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, распространение кабельно-антенной и спутниковой связи, внедрение видеотехники); во-вторых, процессами демократизации и развитием свободы в нашей стране, где средства массовой информации играют ключевую роль [Петрова Н.Е., 2011].

В связи с переменами в общественной жизни страны основной целью массовой коммуникации на сегодняшний день становится формирование у людей личностного отношения к действительности, к содержанию передаваемой информации, выработка определенной социальной позиции, которая интегрирует качества личности и придает определенную направленность ее деятельности.

По классификации А.С. Школьникова в социально-педагогическом плане значимы следующие функции массовой коммуникации:

Информационно-познавательные: печать, телевидение, радио, кино ориентируются на потребность людей в получении разнообразных фактов и данных об интересных явлениях и общественных событиях. С помощью средств массовой информации мы постоянно узнаем о жизни в нашей стране и за рубежом, научных открытиях и спортивных достижениях, новостях науки и искусства и т.д.

Нормативная: с помощью СМИ пропагандируются нормы и образцы поведения в обществе, утверждается система ценностей. В связи с этим, средства массовой информации выступают в роли важного общественного регулятора жизнедеятельности людей.

Социально-проблемная: СМИ приобщают каждого человека как члена общества к важнейшим актуальным проблемам современности. При этом учитывается желание зрителей, слушателей, читателей быть в курсе общественного мнения, обсуждать насущные проблемы и вопросы, которые волнуют миллионы людей.

Интегративная: средства массовой информации объединяют массы вокруг идей, существующих в настоящее время в политической системе нашей страны, формируют у людей общие взгляды, позиции, оценки тех или иных событий, создают психологический тонус в обществе.

Развлекательно-компенсаторная: отдых перед экраном, в кино, с журналом в руках позволяет расслабиться после трудового дня или учебного времени, сменить эмоциональный фон и одновременно получить заряд недостающих в реальной жизни ярких впечатлений. Эта функция СМИ особо значимая для школьного возраста, так как позволяет уменьшить свойственную ему эмоциональную неудовлетворенность.

Фоновая: радио, телевидение, звукозапись позволяют многим людям избежать одиночества. Ребенок в семье, готовящий уроки под «аккомпанемент» голубого экрана или магнитофона – явление, давно уже ставшее абсолютно привычным [Зубов Ю.С., 2010].

Представляется правильным констатировать, что в настоящее время возросла развлекательно-компенсаторная и фоновая функции СМИ из-за поверхностного восприятия социально значимой информации, что ставит перед педагогами проблему формирования критического отношения к массовым информационным процессам в нашем обществе. То есть СМИ, в основном выполняют функцию развлечения – это, в большинстве своем, не несет подлинной культуры. Культуры во всем: внешнего вида, взглядов на мир, вкусов, речи.

Телевидение для широких кругов зрителей и, особенно, для молодежи является первым каналом распространения норм, ценностей, вкусов, в том числе, и в области культуры. Телевидение – это массовая, популярная энциклопедия культурной жизни [Немов Р.С., 2010].

Изучая жизнь по телевидению, дети усваивают и определенные модели поведения, к сожалению, через приключенческий или криминальный жанр. Отсюда неадекватное поведение, чаще всего агрессивное, с разной степенью выраженности агрессии – гнев, ссора, драка. Ребенок в этом возрасте хочет иметь своего героя, которому можно подражать, о котором можно говорить. И обычно такой герой приходит с экрана, являясь чаще всего результатом не личного, а массового выбора кумира [Петрова Н.Е., 2011].

Нужно учитывать, что специфика строения идеалов младших школьников такова, что они представлены как нерасчлененное целое, в котором качества личности не отделены от поступков. Дети и подростки – личности еще не сложившиеся, без устойчивой жизненной позиции. Не зная подлинных ценностей, они легко принимают ценности мнимые, лживые, что ведет к потере духовной культуры.

«Многие годы наблюдений над духовным развитием одних и тех же воспитанников от младшего школьника до зрелости убедили меня» – пишет В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям», – «что стихийное, неорганизованное воздействие на детей кино и телевидения не способствует, а скорее вредит правильному эстетическому воспитанию» [Сухомлинский В.А., 2009].

Одна из самых незаметных катастроф нынешнего века – это синдром «антигероя», который уничтожил всех наших героев и оставил нас без ролевых моделей настоящих патриотов. Антигерои, антипримеры стали для многих молодых людей ролевыми моделями. СМИ – мощный инструмент воздействия на умы, они сильны. Современная молодежь буквально травмирована антипедагогикой.

Окружение человека играет огромную роль. Оттого, в каких отношениях с окружающей средой он находится, зависит формирование личности. Только активно и полноценно участвуя в системе социальных отношений, усваиваются роли, которые приходится исполнять в жизни.

Подготовка человека к реализации той или иной роли может быть осуществлена только после представления человека об этой роли. Такие представления формируются на основе реальных жизненных наблюдений, в процессе общения, а также под влиянием средств массовой информации.

Жизнедеятельность человека реализуется одновременно с миром природы и в специфической для человеческого общества информационной среде, имеющей свои механизмы развития и функционирования. Характерной особенностью информационной среды общества является то, что в более широком контексте всей человеческой цивилизации присуще постоянное и стремительное ее расширение, осуществляемое самим же человеком (отдельными личностями, группами людей, организациями, определенными социальными институтами и т. п.). Особенно бурно расширение информационной среды общества происходит в последнее время, и темпы его растут.

Кроме этого характерной чертой информационной среды общества является то, что в ней в интегрированном виде и разнообразных, зачастую довольно причудливых сочетаниях одновременно функционирует информация, которая адекватно отражает существующий мир, а также деформированная, искаженная информация. Это обусловлено как сложностью самого процесса познания и неполнотой наших знаний о мире, так и пристрастностью, субъективностью людей ее порождающих, зачастую злоупотреблением информационных процессов при игнорировании наносимого своими действиями ущерба другим людям. Для формирующейся личности младшего школьника специфическим образом организованное злоупотребление информационной средой выступает как своеобразное орудие растления детских душ.

Выделение информационно-психологической безопасности личности младших школьников из общей проблематики информационной и психологической безопасности в качестве самостоятельного направления определяется следующими основными причинами:

Во-первых, в связи с переходом к информационному обществу, увеличением масштабов и усложнением информационных потоков и всей информационной среды многократно усиливается ее влияние на психику человека, а темпы этого влияния стремительно возрастают. Это определяет необходимость формирования новых механизмов и средств выживания человека как личности и активного социального субъекта в современном обществе.

Во-вторых, тем, что основной и центральной мишенью информационного воздействия является школьник с неокрепшей психикой [Смирнов А.А., 2012].

Выбор телевидения, а именно мультипликационных и художественных фильмов, для обсуждения связан с тем, что печатную продукцию: газеты, журналы, книги и др. младшие школьники практически не читают, следовательно, их влияние на них невелико, а телевизор (видео) дети этой возрастной группы смотрят регулярно.

В среднестатистической семье телевизор работает до 7 часов в день: на каждого члена семьи приходится по 4 часа. Две из каждых трех вечерних программ содержат сюжеты насилия (угрозы, избиения или убийства). К моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убийствами и 100 000 других действий с применением насилия [Шнейдер Л.Б., 2008].

Имеет ли это значение? Подталкивает ли телепоказ криминальных сюжетов в прайм-тайм к воспроизведению тех моделей поведения, которые в них изображаются? Или зритель, замещено участвуя в агрессивных действиях, освобождается от агрессивной энергии?

Последняя идея, являясь вариацией гипотезы катарсиса, утверждает, что просматривание сцен насилия помогает людям высвободить загнанную внутрь агрессию. Защитники массовой культуры часто ссылаются на эту теорию и напоминают нам, что насилие появилось раньше телевидения. Споры продолжаются до сих пор. Однако бесспорным является тот факт, что телевидение предоставляет нам большой выбор образцов насилия. Наблюдение их по телевидению:

Ведет к усилению агрессивности;

Повышает порог чувствительности зрителей к насилию;

Формирует неадекватные взгляды на социальную реальность.

Для изучения влияния телевидения на агрессивность исследователи используют экспериментальные и корреляционные методы (У. Бельсон, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Джин, Ю.А. Курдюкова, Э.В. Лидская, М.О. Мдивани, Л.В. Матвеева, А.Г. Данилова и др.). Исследования показывают, чем больше насилия в передаче, тем более агрессивным становится ребенок. Эта связь умеренно выраженная, но она постоянно обнаруживается.

Выводы, сделанные перечисленными исследователями, состоят в том, что телевидение является одной из причин, определяющих социальное насилие. Дети, которые видят много насилия на телеэкране, склоны оправдывать агрессивное поведение, у них также повышается порог чувствительности к агрессии в реальной жизни, и они менее склоны пытаться помочь жертве.

Вмешательство родителей в данном случае не всегда является конструктивным. Родители могут выключить телевизор, но не могут «выключить» влияние телевидения. Педагогический аспект ситуации заключается не в обсуждении того «как это плохо», а в том, как обучить школьника противостоять этому.

Согласно исследованиям, младшие школьники много смотрят телевизор как в присутствии родителей, так и в их отсутствие. Большинство родителей ограничивают ребенка в просмотре телевизионных программ, поскольку представляют, что просмотр большого числа программ отражается на развитии детей и их поведения.

Чем больше дети смотрят телевизор, тем меньше у них развито творческое мышление, так как телевидение предоставляет готовые, легко интерпретируемые образы. Просмотр телепередач замещает социально желательные виды деятельности (чтение, подготовка домашнего задания или занятия спортом). Было доказано, что чем больше времени ребенок проводит у телевизора, тем меньше времени он уделяет чтению книг. Есть и другое мнение: дети, которые мало читают, в конце концов, начинают больше смотреть телевизор. Для мало читающих детей час, проведенный за просмотром телевизора, естественно замещает какую-то деятельность, но этот час дети все равно не стали бы тратить на чтение.

Что касается физического развития, то просмотры телевизора также ведут к уменьшению времени, отводимого на занятия спортом. Дети, подолгу просиживающие перед телевизором, ведут малоподвижный образ жизни, часто едят во время просмотра телепередач. Результаты воздействия телевидения зависят не только от количества, но и от того, какие именно программы смотрят дети. В мультипликационных фильмах, транслируемых по нашему телевидению, присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть элементы агрессивного поведения и насилия.

Как и каждое сильнодействующее средство, в зависимости от дозы, от правильности приема телевидение может быть и злом и добром. Правильно организованное, построенное с учетом влияния на человека, телевидение может стать большим добром и для психического, и для физического здоровья.

Младший школьный возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность строения личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, младший школьный возраст отличается большим количеством положительных факторов – возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и другим людям.

СМИ способны не только управлять вкусами младших школьников, но и навязывать им свои «идеалы». Ребенок еще не ориентируется в современном кино, поэтому очень важно, чтобы именно в этот момент рядом оказался человек, разбирающийся в современном кино и музыке, готовый подсказать младшему школьнику правильный выбор.

Телевидение, средства массовой информации в целом обладают высоким психолого-педагогическим потенциалом. Компетентные, надежные, заслуживающие доверия, альтруистические по характеру, современные по форме программы способны сформировать навыки позитивного поведения у младших школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимова М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция: Учебное пособие / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Академия, 2011. 160 с.

2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников: Учебно-методическое пособие / Э.А. Баранова. – СПб.: Речь, 2010. 128 с.

3. Блонский П.П. Психология младшего школьника. Избранные психологические труды / П.П. Блонский. – М.: МОДЭК, МПСИ, 2010. 632 с.

4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие / Сост. И.В. Дубровина и др. – М.: ИЦ Академия, 2011. 368 с.

5. Волков Б.С. Возрастная психология. От младшего школьного возраста до юношества. Том (часть) 2: Учебное пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2010. 343 с.

6. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Трикста, Акад. Проект, 2011. 420 с.

7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: ИЦ Академия, 2012. 511 с.

8. Максакова В.И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников: Учебное пособие / В.И. Максакова. – М.: ВЛАДОС, 2009. 238 с.

9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2011. 656 с.

10. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии Том (часть) 1: Учебник / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2010. 687 с.

11. Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. Том (часть) 3: Учебник / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2012. 739 с.

12. Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников: целевые прогулки беседы занятия изготовление атрибутов к играм / Н.В. Краснощекова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 205 с.

13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2013. 460 с.

14. Петрова Н.Е. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии: Учебное пособие / Н.Е. Петрова, Л.В. Рацибурская. – М.: Флинта, Наука, 2011. 160 с.

15. Проблемы информационной культуры / Под. ред. Ю.С. Зубова, И.М. Андреевой. – М.: Просвещение, 2009. 246 с.

16. Рюхов П. Телевидение для детей как средство социализации личности // Материалы конференции «Гуманитарное образование в Сибири» / П. Рюхов. – Новосибирск: изд-во НГУ, 2011. 211 с.

17. Смирнов А.А. Обеспечение информационной безопасности в условиях виртулизации общества: Монография / А.А. Смирнов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 159 с.

18. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический проект, Трикста, 2008. 336 с.


/ Д.Б. Эльконин. – М.: Академия. 2011. 384 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние мультипликационных и художественных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста.

Для понимания особенностей формирования поведения младших школьников совершенно недостаточно ограничиваться рассмотрением механизмов этих процессов в рамках лишь образовательных институтов. Формирование норм, образцов социального поведения, личностных идеалов происходит в сложно организованном социокультурном пространстве, где наряду с такими институтами, как школа и семья, немаловажная, а порой и ведущая, роль принадлежит средствам массовой информации (СМИ).

Более того, исследование СМИ, компьютерных технологий и коммуникаций именно в контексте социальных проблем образования, представляется сегодня особенно важным, поскольку это задает специфический ракурс для рассмотрения как общих социокультурных изменений информационной среды, так и для понимания трансформаций фундаментальных социальных функций самого образования. Подобное рассмотрение СМИ в контексте социальных функций образования (и особенно процессов социализации) позволяет совершенно особым образом проблематизировать не только роль СМИ в процессах социализации, но и характер самого образования. Иными словами, принципиальность предлагаемого подхода состоит в том, что для понимания современного образования как особого социального института необходимо рассмотрение его во взаимодействии с другими социальными институтами, также оказывающими влияние на процессы социализации.

Большие возможности характера массовой коммуникации обусловлены в настоящее время; во-первых, мощным развитием современных средств передачи информации (миллиардные тиражи газет и журналов, миллионы радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, распространение кабельно-антенной и спутниковой связи, внедрение видеотехники); во-вторых, процессами демократизации и развитием свободы в нашей стране, где средства массовой информации играют ключевую роль [Петрова Н.Е., 2011].

В связи с переменами в общественной жизни страны основной целью массовой коммуникации на сегодняшний день становится формирование у людей личностного отношения к действительности, к содержанию передаваемой информации, выработка определенной социальной позиции, которая интегрирует качества личности и придает определенную направленность ее деятельности.

По классификации А.С. Школьникова в социально-педагогическом плане значимы следующие функции массовой коммуникации:

Информационно-познавательные: печать, телевидение, радио, кино ориентируются на потребность людей в получении разнообразных фактов и данных об интересных явлениях и общественных событиях. С помощью средств массовой информации мы постоянно узнаем о жизни в нашей стране и за рубежом, научных открытиях и спортивных достижениях, новостях науки и искусства и т.д.

Нормативная: с помощью СМИ пропагандируются нормы и образцы поведения в обществе, утверждается система ценностей. В связи с этим, средства массовой информации выступают в роли важного общественного регулятора жизнедеятельности людей.

Социально-проблемная: СМИ приобщают каждого человека как члена общества к важнейшим актуальным проблемам современности. При этом учитывается желание зрителей, слушателей, читателей быть в курсе общественного мнения, обсуждать насущные проблемы и вопросы, которые волнуют миллионы людей.

Интегративная: средства массовой информации объединяют массы вокруг идей, существующих в настоящее время в политической системе нашей страны, формируют у людей общие взгляды, позиции, оценки тех или иных событий, создают психологический тонус в обществе.

Развлекательно-компенсаторная: отдых перед экраном, в кино, с журналом в руках позволяет расслабиться после трудового дня или учебного времени, сменить эмоциональный фон и одновременно получить заряд недостающих в реальной жизни ярких впечатлений. Эта функция СМИ особо значимая для школьного возраста, так как позволяет уменьшить свойственную ему эмоциональную неудовлетворенность.

Фоновая: радио, телевидение, звукозапись позволяют многим людям избежать одиночества. Ребенок в семье, готовящий уроки под «аккомпанемент» голубого экрана или магнитофона – явление, давно уже ставшее абсолютно привычным [Зубов Ю.С., 2010].

Представляется правильным констатировать, что в настоящее время возросла развлекательно-компенсаторная и фоновая функции СМИ из-за поверхностного восприятия социально значимой информации, что ставит перед педагогами проблему формирования критического отношения к массовым информационным процессам в нашем обществе. То есть СМИ, в основном выполняют функцию развлечения – это, в большинстве своем, не несет подлинной культуры. Культуры во всем: внешнего вида, взглядов на мир, вкусов, речи.

Телевидение для широких кругов зрителей и, особенно, для молодежи является первым каналом распространения норм, ценностей, вкусов, в том числе, и в области культуры. Телевидение – это массовая, популярная энциклопедия культурной жизни [Немов Р.С., 2010].

Изучая жизнь по телевидению, дети усваивают и определенные модели поведения, к сожалению, через приключенческий или криминальный жанр. Отсюда неадекватное поведение, чаще всего агрессивное, с разной степенью выраженности агрессии – гнев, ссора, драка. Ребенок в этом возрасте хочет иметь своего героя, которому можно подражать, о котором можно говорить. И обычно такой герой приходит с экрана, являясь чаще всего результатом не личного, а массового выбора кумира [Петрова Н.Е., 2011] .

Нужно учитывать, что специфика строения идеалов младших школьников такова, что они представлены как нерасчлененное целое, в котором качества личности не отделены от поступков. Дети и подростки – личности еще не сложившиеся, без устойчивой жизненной позиции. Не зная подлинных ценностей, они легко принимают ценности мнимые, лживые, что ведет к потере духовной культуры.

«Многие годы наблюдений над духовным развитием одних и тех же воспитанников от младшего школьника до зрелости убедили меня» – пишет В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям», «что стихийное, неорганизованное воздействие на детей кино и телевидения не способствует, а скорее вредит правильному эстетическому воспитанию» [Сухомлинский В.А., 2009].

Одна из самых незаметных катастроф нынешнего века – это синдром «антигероя», который уничтожил всех наших героев и оставил нас без ролевых моделей настоящих патриотов. Антигерои, антипримеры стали для многих молодых людей ролевыми моделями. СМИ мощный инструмент воздействия на умы, они сильны. Современная молодежь буквально травмирована антипедагогикой.

Окружение человека играет огромную роль. Оттого, в каких отношениях с окружающей средой он находится, зависит формирование личности. Только активно и полноценно участвуя в системе социальных отношений, усваиваются роли, которые приходится исполнять в жизни.

Подготовка человека к реализации той или иной роли может быть осуществлена только после представления человека об этой роли. Такие представления формируются на основе реальных жизненных наблюдений, в процессе общения, а также под влиянием средств массовой информации.

Жизнедеятельность человека реализуется одновременно с миром природы и в специфической для человеческого общества информационной среде, имеющей свои механизмы развития и функционирования. Характерной особенностью информационной среды общества является то, что в более широком контексте всей человеческой цивилизации присуще постоянное и стремительное ее расширение, осуществляемое самим же человеком (отдельными личностями, группами людей, организациями, определенными социальными институтами и т. п.). Особенно бурно расширение информационной среды общества происходит в последнее время, и темпы его растут.

Кроме этого характерной чертой информационной среды общества является то, что в ней в интегрированном виде и разнообразных, зачастую довольно причудливых сочетаниях одновременно функционирует информация, которая адекватно отражает существующий мир, а также деформированная, искаженная информация. Это обусловлено как сложностью самого процесса познания и неполнотой наших знаний о мире, так и пристрастностью, субъективностью людей ее порождающих, зачастую злоупотреблением информационных процессов при игнорировании наносимого своими действиями ущерба другим людям. Для формирующейся личности младшего школьника специфическим образом организованное злоупотребление информационной средой выступает как своеобразное орудие растления детских душ.

Выделение информационно-психологической безопасности личности младших школьников из общей проблематики информационной и психологической безопасности в качестве самостоятельного направления определяется следующими основными причинами:

Во-первых, в связи с переходом к информационному обществу, увеличением масштабов и усложнением информационных потоков и всей информационной среды многократно усиливается ее влияние на психику человека, а темпы этого влияния стремительно возрастают. Это определяет необходимость формирования новых механизмов и средств выживания человека как личности и активного социального субъекта в современном обществе.

Во-вторых, тем, что основной и центральной мишенью информационного воздействия является школьник с неокрепшей психикой [Смирнов А.А., 2012] .

Выбор телевидения, а именно мультипликационных и художественных фильмов, для обсуждения связан с тем, что печатную продукцию: газеты, журналы, книги и др. младшие школьники практически не читают, следовательно, их влияние на них невелико, а телевизор (видео) дети этой возрастной группы смотрят регулярно.

В среднестатистической семье телевизор работает до 7 часов в день: на каждого члена семьи приходится по 4 часа. Две из каждых трех вечерних программ содержат сюжеты насилия (угрозы, избиения или убийства). К моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убийствами и 100 000 других действий с применением насилия [Шнейдер Л.Б., 2008] .

Имеет ли это значение? Подталкивает ли телепоказ криминальных сюжетов в прайм-тайм к воспроизведению тех моделей поведения, которые в них изображаются? Или зритель, замещено участвуя в агрессивных действиях, освобождается от агрессивной энергии?

Последняя идея, являясь вариацией гипотезы катарсиса, утверждает, что просматривание сцен насилия помогает людям высвободить загнанную внутрь агрессию. Защитники массовой культуры часто ссылаются на эту теорию и напоминают нам, что насилие появилось раньше телевидения. Споры продолжаются до сих пор. Однако бесспорным является тот факт, что телевидение предоставляет нам большой выбор образцов насилия. Наблюдение их по телевидению:

Ведет к усилению агрессивности;

Повышает порог чувствительности зрителей к насилию;

Формирует неадекватные взгляды на социальную реальность.

Для изучения влияния телевидения на агрессивность исследователи используют экспериментальные и корреляционные методы (У. Бельсон, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Джин, Ю.А. Курдюкова, Э.В. Лидская, М.О. Мдивани, Л.В. Матвеева, А.Г. Данилова и др.). Исследования показывают, чем больше насилия в передаче, тем более агрессивным становится ребенок. Эта связь умеренно выраженная, но она постоянно обнаруживается.

Выводы, сделанные перечисленными исследователями, состоят в том, что телевидение является одной из причин, определяющих социальное насилие. Дети, которые видят много насилия на телеэкране, склоны оправдывать агрессивное поведение, у них также повышается порог чувствительности к агрессии в реальной жизни, и они менее склоны пытаться помочь жертве.

Вмешательство родителей в данном случае не всегда является конструктивным. Родители могут выключить телевизор, но не могут «выключить» влияние телевидения. Педагогический аспект ситуации заключается не в обсуждении того «как это плохо», а в том, как обучить школьника противостоять этому.

Согласно исследованиям, младшие школьники много смотрят телевизор как в присутствии родителей, так и в их отсутствие. Большинство родителей ограничивают ребенка в просмотре телевизионных программ, поскольку представляют, что просмотр большого числа программ отражается на развитии детей и их поведения.

Чем больше дети смотрят телевизор, тем меньше у них развито творческое мышление, так как телевидение предоставляет готовые, легко интерпретируемые образы. Просмотр телепередач замещает социально желательные виды деятельности (чтение, подготовка домашнего задания или занятия спортом). Было доказано, что чем больше времени ребенок проводит у телевизора, тем меньше времени он уделяет чтению книг. Есть и другое мнение: дети, которые мало читают, в конце концов, начинают больше смотреть телевизор. Для мало читающих детей час, проведенный за просмотром телевизора, естественно замещает какую-то деятельность, но этот час дети все равно не стали бы тратить на чтение.

Что касается физического развития, то просмотры телевизора также ведут к уменьшению времени, отводимого на занятия спортом. Дети, подолгу просиживающие перед телевизором, ведут малоподвижный образ жизни, часто едят во время просмотра телепередач. Результаты воздействия телевидения зависят не только от количества, но и от того, какие именно программы смотрят дети. В мультипликационных фильмах, транслируемых по нашему телевидению, присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть элементы агрессивного поведения и насилия.

Как и каждое сильнодействующее средство, в зависимости от дозы, от правильности приема телевидение может быть и злом и добром. Правильно организованное, построенное с учетом влияния на человека, телевидение может стать большим добром и для психического, и для физического здоровья.

Младший школьный возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность строения личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, младший школьный возраст отличается большим количеством положительных факторов – возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и другим людям.

СМИ способны не только управлять вкусами младших школьников, но и навязывать им свои «идеалы». Ребенок еще не ориентируется в современном кино, поэтому очень важно, чтобы именно в этот момент рядом оказался человек, разбирающийся в современном кино и музыке, готовый подсказать младшему школьнику правильный выбор.

Телевидение, средства массовой информации в целом обладают высоким психолого-педагогическим потенциалом. Компетентные, надежные, заслуживающие доверия, альтруистические по характеру, современные по форме программы способны сформировать навыки позитивного поведения у младших школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимова М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция: Учебное пособие / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Академия, 2011. 160 с.

2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников: Учебно-методическое пособие / Э.А. Баранова. – СПб.: Речь, 2010. 128 с.

3. Блонский П.П. Психология младшего школьника. Избранные психологические труды / П.П. Блонский. – М.: МОДЭК, МПСИ, 2010. 632 с.

4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие / Сост. И.В. Дубровина и др. – М.: ИЦ Академия, 2011. 368 с.

5. Волков Б.С. Возрастная психология. От младшего школьного возраста до юношества. Том (часть) 2: Учебное пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2010. 343 с.

6. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Трикста, Акад. Проект, 2011. 420 с.

7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: ИЦ Академия, 2012. 511 с.

8. Максакова В.И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников: Учебное пособие / В.И. Максакова. – М.: ВЛАДОС, 2009. 238 с.

9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2011. 656 с.

10. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии Том (часть) 1: Учебник / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2010. 687 с.

11. Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. Том (часть) 3: Учебник / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2012. 739 с.

12. Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников: целевые прогулки беседы занятия изготовление атрибутов к играм / Н.В. Краснощекова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 205 с.

13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2013. 460 с.

14. Петрова Н.Е. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии: Учебное пособие / Н.Е. Петрова, Л.В. Рацибурская. – М.: Флинта, Наука, 2011. 160 с.

15. Проблемы информационной культуры / Под. ред. Ю.С. Зубова, И.М. Андреевой. – М.: Просвещение, 2009. 246 с.

16. Рюхов П. Телевидение для детей как средство социализации личности // Материалы конференции «Гуманитарное образование в Сибири» / П. Рюхов. – Новосибирск: изд-во НГУ, 2011. 211 с.

17. Смирнов А.А. Обеспечение информационной безопасности в условиях виртулизации общества: Монография / А.А. Смирнов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 159 с.

18. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический проект, Трикста, 2008. 336 с.

19. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника
/ Д.Б. Эльконин. – М.: Академия. 2011. 384 с.


Влияние мультипликационных фильмов на процесс социализации у детей дошкольного возраста

Наряду с семьей и системой образования сегодня к сильнейшим объектам социального влияния на личность все чаще относят : печать, радио, телевидение, Интернет.

Социализация— это особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта . Данный процесс осуществляется на протяжении всей жизни человека, но основы успешной социализации закладываются в детстве . Дошкольное детство - период активного овладения механизмами социализации, усвоения норм социального поведения, обретения социальной ориентации, социальной роли.

Для успешной адаптации ребенку необходимо не только освоить навыки социальной коммуникации, язык социального общения в его вербальных и невербальных формах, но и определить различия между миром вещей и людей, выяснить закономерности взаимодействия, как с предметным миром, так и с миром социальным .

Протекание процесса социализации детей дошкольного возраста раскрывается через такие показатели как: полоролевое поведение; способность разрешения конфликтов; самосознание; самооценка; усвоение социальной информации.

пишет: «Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые — их поступки, . Наиболее существенное воздействие оказывает на ребенка поведение непосредственно его окружающих близких людей. Он склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Однако дело не ограничивается близкими людьми. Образцом для ребенка может служить также и поведение сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детской группе. Наконец, немалое значение имеют образцы поведения, представленные в действиях сказочных персонажей, наделенных теми или другими чертами» . Современные дошкольники сталкиваются со сказочными героями на страницах книг, на телевизионных экранах при просмотре художественных фильмов и, чаще всего, мультипликационных фильмов. Таким образом, мультфильм стал сегодня для ребенка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, об отношениях между людьми и нормах их поведения .


В настоящее время в связи со стремительным развитием средств массовой информации происходит постоянное увеличение каналов на телевидении, возрастает количество зарубежных художественных и мультипликационных фильмов.

Современная мультипликация имеет ряд следующих особенностей: яркость и образность; краткость и динамичность смены образов; присутствие реального и фантастического, добрых и злых сил; анимизм (одушевление неодушевленных предметов, наделение животных и растений человеческими способностями) .

Влияние мультипликационных фильмов на дошкольников можно объяснить действием психологических механизмов: заражение, и подражание.

Заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому . В отношении дошкольников герои мультфильмов могут выступать как носители определенного эмоционального состояния или поведения. Мультипликационный фильм способствует погружению ребенка в особое эмоциональное состояние, дает возможность эмоционально контактировать с персонажами, в чем ребёнок в силу своего возраста остро нуждается.

Внушение – воздействие на человека, вербальными или невербальными средствами, которые вызывают определенные состояния, создают некоторые ощущения, формируют представления. Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Его образность и яркость усиливает внушение, поскольку отвечает потребностям дошкольника.

Следующий механизм – подражание. Подражание – это следование какому-либо примеру, образцу. У дошкольника подражание чрезвычайно развито, поскольку в этом периоде через подражание развиваются важнейшие механизмы поведения. В связи с этим дошкольники подражают поведению героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые в мультфильмах. Причем поведение героев мультфильма воспринимается как правильное и естественное .

отмечает: «Некоторые дети (особенно мальчики) в дошкольном возрасте внутренне ориентируются на отрицательный эталон в поведении. В своих реальных поступках они ведут себя в соответствии с социальными ожиданиями, но при этом часто эмоционально идентифицируются с людьми (или с персонажами), для которых характерны отрицательные формы поведения» .

В целом, можно отметить, что мультипликационные фильмы формируют у детей первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение.

Приведем примеры психологического смысла известных, мультфильмов:

"Чебурашка и крокодил Гена" (1969-1983), «Крошка Енот» (1974), "Бюро находок"(1982), «Смурфы» (1981-1990, Бельгия, США), «Приключение Лунтика и его друзей» (2006, Россия), «Вэлиант. Пернатый спецназ»(2005, США) - умение дружить, альтруизм, уважение и любовь к ближним, взаимовыручка.


«Трое из Простоквашино" (1980), «Приключение домовенка Кузи»(1982), - дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность.

«Ларри и его команда» (2008, Австралия)- работе в команде, дружелюбному отношению к дому и окружающей среде.

"Золушка"(1979) - трудолюбие, терпимость, обретение любимого человека, друга.

"Мама для мамонтенка"(1981), «В поисках Немо» (2003 США, Австралия) - любовь к родителям и детям, ценность семьи.

"К. О.А. П.П." (1984), «Уроки тетушки Совы» (Россия, Украина. 2006) - познание окружающего мира, концепция "я - ты", сосуществование, содружество .

Однако сюжеты современных мультфильмов часто содержат совершенно недетские составляющие: драки, смерть, убийство, криминальные разборки .Например: «Трансформеры», «Человек –паук», «Супер-мен», «Черепашки Ниндзя».

Рассмотрим возможные последствия влияния таких мультфильмов:

    главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жёстокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются. Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни. героев мультфильма никем не наказывается. В итоге, у дошкольника закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения. демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, опасно. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а значит потенциальными травмами. транслируются формы нестандартного полоролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот, надевают несоответствующую одежду, проявляют особый интерес к подобным себе по полу персонажам. Дошкольный возраст — это период активной половой идентификации ребёнка. распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью. Эффект систематического просмотра подобных мультфильмов проявляется в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости ребенка. используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. По мнению, для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков. Кроме того, когда ребенок вынужден подражать, идентифицировать себя с несимпатичным главным героем — неизбежно страдает внутреннее самоощущение ребенка .

Для уточнения влияния мультипликационных фильмов на социализацию дошкольника было проведено анкетирование родителей на тему «Роль мультфильмов в жизни современного дошкольника», результаты которого представлены ниже.

В исследование приняли участие 38 родителей. Каждый родитель воспитывает ребенка дошкольного возраста от 2 до 6 лет. Из 38 детей: мальчиков –23, девочек-15; все родители-участники исследования указали, что их ребенок смотрит мультипликационные фильмы. Около 87 % дошкольников данной выборки смотрят мультфильмы ежедневно, причем 50% дошкольников тратит неограниченное количество времени на просмотр мультфильмов в течение дня, 26% детей – один час, только 18% детей смотрят мультфильмы не более 20 минут в день.

Предпочтения детей можно обозначить следующим образом:40% детей чаще смотрят отечественные мультфильмы, 18% зарубежные, 42% дошкольников часто смотрят как отечественные, так и зарубежные мультфильмы. Родители отметили, что в целом у детей нет особых предпочтений в выборе мультфильмов, они готовы смотреть практически любые. Следовательно, то, какой мультфильм будет смотреть ребенок, зависит от родителей. Однако следующие результаты заставляют задуматься о том, всегда ли родители видят и контролируют то, что смотрят их дети.

При выборе мультфильмов родители руководствуются следующими факторами: 45%-смысловой нагрузкой мультфильма, 29% зрелищностью, 13% – популярностью, 13% родителей не задумываются над этим вопросом.

Ответы респонденты свидетельствуют, что только 34% смотрят мультфильмы совместно с ребенком: 60% родителей иногда, и 6% родителей не смотрят мультфильмы с ребенком совсем. Постоянно обсуждают и анализируют увиденное в мультфильме 47% опрошенных родителей, 47% респондентов делают это от случая к случаю, 6% родителей о содержании просматриваемых мультфильмов со своим ребенком не говорят.

В целом, родители признают ценность мультфильмов – 86% родителей считают, что мультфильмы необходимы для развития и воспитания детей.

Родители выделили следующие положительные качества, развитию которых способствует просмотр мультфильмов: доброта, сочувствие, усидчивость, рассудительность, уважение, музыкальность, умение анализировать ситуации, необходимость делиться, дружба, смелость, безопасность, различные образцы поведения, ответственность, любовь. Также в качестве положительных результатов указывают развитие речи, памяти, воображения, мышления, возможность для ребенка получить новую информацию, развитие ценностей.

Также родители выделили и отрицательнее качества развитию, которых способствует просмотр мультфильмов: зависимость, насилие, агрессия, искаженное восприятие действительности, возбужденность, повторение негативных действий, страхи, жестокость, раздражительность, повторение негативных слов и действий.

На вопрос «Мульфильмы для Вас это-…», были получены следующие ответы родителей: родителей, свободное время ребенка, развлечение, приятное времяпрепровождение, средство воспитания, интересная сказка, добрые положительные эмоции, помощь в воспитании ребенка, отдых, спокойствие, воспоминание детства, детство которое хочется вернуть, сказочный мир, способ успокоить ребенка.

Анализ литературы по данной проблеме и результаты проведенного анкетирования свидетельствует о том, что та среда, которая окружает малыша то, что он видит, слышит, несомненно, влияет на его развитие и его социализацию в обществе. А мультфильм один из значимых факторов влияния на ребенка дошкольного возраста.

В заключении хотелось бы отметить, что мультфильм сам по себе не плох и не хорош; то, что ребенок вынесет из просмотра мультфильма, какой опыт он получит, зависит от взрослых.

Список литературы

Как с пользой смотреть мультфильмы?[Электронный ресурс]: Сайт Твой Психолог –– Режим доступа: http://tvoypsiholog. ru Лалетина воспитательного потенциала мультипликационных фильмов [Текст] / // Начальная школа плюс До и После, 2010, №08, с. 82–87[Электронный ресурс]: Сайт Школа 2100 –– Режим доступа:http://www. school2100.ru/upload/iblock/b3e/ Мелкозёрова мультипликации как вида современного искусства при обучении и воспитании дошкольников. [Текст]/[Электронный ресурс]: Сайт Журнал аспирантов и докторантов – Режим доступа: http://www. jurnal. org/articles/2008/ped27.html Мудрик человека [Текст] / —Москва, 2006, 304 с. Мультфильмы: их влияние на психику ребёнка. [Электронный ресурс]: СайтБеби. РУ–– Режим доступа:http://www. baby. ru/blogs/post/31701845-15708935/ Мухина психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина –Москва, 1999. - 456 с. Мухина психология [Текст] / В. С. Мухина – Москва, 1985.–272 с. сихология масс. [Электронный ресурс]: СайтБиблиотека Гумер - психология – Режим доступа: http://www. gumer. info/ Психология человека от рождения до смерти[Текст] /Под ред. А. А. Реана - СПб, 2002. – 656 с. Соколова современных мультфильмов в играх и игрушках детей[Текст]/// Психологическая наука и образование. 2011. №2. – C. 68-74

«Влияние мультипликационных фильмов на поведение

детей младшего школьного возраста»

Инъекция нравственности делается только в детстве…

М.Булгаков

Современные дети отличаются от детей предшествующих поколений. Они, с одной стороны, более раскрепощены, с другой стороны, несдержанны и эгоистичны. Что изменило современного ребенка? Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте являются – мультипликационные фильмы.

Мультипликационные фильмы играют значительную роль в развитии ребенка, поскольку они участвуют в подготовке его к дальнейшей жизни. Для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные - наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков.

Согласно исследованиям, проведённым ещё в 60-х годах ХХ века, сцены мультипликационного насилия, увиденные детьми, увеличивают их агрессивность и формируют не самые лучшие черты характера.

За последние годы на телевидении появляется большое количество различных мультипликационных фильмов, как отечественного, так и зарубежного, в основном американского, производства. Вызывают много вопросов новые технологии создания мультфильмов (компьютерная графика, различные спецэффекты и т.д.). Если старые кукольные и рисованные мультфильмы, были естественны, как по способу производства, так и по восприятию и не наносили вреда не устоявшейся психике ребёнка, то современные мультфильмы часто лишены эстетического и этического содержания, герои в них проявляют крайнюю степень агрессии.

Возникает вопрос, оказывают ли мультфильмы влияние на эмоциональное состояние и поведение ребёнка? Какие мультфильмы следует смотреть детям? Данные вопросы интересуют не только психологов и педагогов, но и родителей.

Современные мультфильмы могут оказывать негативное влияние на младшего школьника содержанием, качеством современной мультипликации: излишний объем, длительность просмотра, неадекватное возрасту содержание, отсутствием необходимого контроля просмотра со стороны педагогов, родителей.

Исследования, проводимые среди младших школьников, показали, что просмотр отечественных мультфильмов положительно влияет на поведение детей, они становятся более активными, проявляется добросердечность, честность и любовь к родным и близким. Также выяснилось, что существует значительная разница в поведении детей при просмотре зарубежных мультфильмов, а именно: у детей появляется не детская агрессия, а порой фобии.

Полученные результаты наводят на размышления относительно влияния зарубежных мультфильмов на развитие и становление психики подрастающего поколения.

Дети повторяют то, что видят в мультфильмах, это следствие идентификации. Идентифицируя себя с существом, отклоняющиеся поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения.

С одной стороны любимые герои мультфильмов формируют у ребенка первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями младший школьник имеет возможность научиться позитивно, воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

С другой стороны, большая часть продукции американской фабрики не безвредна, есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира. Зло в этой картине мира не вечно, а вечно – добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. В зарубежных мультфильмах мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически.

Например, казалось бы безобидный и всем известный «Том и Джерри». Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка, а мышонок тем временем также пытается отомстить не менее бедному коту. И наверняка, ребенок будет поступать так же, как эти два весёлых и милых героя. Раз родители дали смотреть этот веселый мультфильм, значит, здесь нет ничего плохого. Значит можно бить и шутить над теми, кто слабее.

Необходимо регулировать частоту просмотра школьниками различных западных и отечественных мультфильмов. Из проведенных исследований, 94% детей смотрят мультфильмы каждый день. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником.

И, наконец, именно в младшем школьном возрасте формируются моральные, нравственные качества ребенка, поэтому следует выбирать мультфильмы, которые должен смотреть ребенок.

1. Общение с голубым экраном не должно превышать 1,5 часов в день.

2. Обязательное обсуждение содержания просмотренных мультфильмов с целью выяснить правильность восприятия происходящего на экране.

3. Мультфильм не заменит живого общения ребенка с взрослым.

« Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста»

Куринная А.П.

Инъекция нравственности делается только в детстве…

М.Булгаков

Современные дети отличаются от детей предшествующих поколений. Они, с одной стороны, более мобильны, раскрепощены, с другой стороны, несдержанны и эгоистичны. Что изменило современного ребенка? Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте является - мультфильм. Мультфильм – это талант и творчество, кропотливый труд людей. По сравнению со сказками мультфильмы появились относительно недавно. Конкретных психологических исследований в области влияния мультфильмов на формирование идеалов детей еще недостаточно, но психологи не оставляют данную тему без внимания. В.В. Абраменкова пишет, что мультфильмы играют значительную роль в развитии ребенка, они участвуют в подготовке его к дальнейшей жизни. По мнению В.С. Мухиной, для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные - наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков. Исследования А. Бандуры, проведённые им и его коллегами ещё в 60-х годах ХХ века, доказали, что сцены мультипликационного насилия, увиденные детьми, увеличивают их агрессивность и формируют не самые лучшие черты характера.

Рассмотрев различные точки зрения по данному вопросу, наше исследование мы посвятили вопросу влияние мультфильмов на поведение детей.

За последние годы на телевидении появляется большое количество различных мультфильмов, как отечественного, так и зарубежного, в основном американского, производства. Вызывают много вопросов новые технологии создания мультфильмов (компьютерная графика, различные спецэффекты и т.д.). Если старые кукольные и рисованные мультфильмы, были естественны, как по способу производства, так и по восприятию и не наносили вреда не устоявшейся психике ребёнка, современные мультфильмы часто не несут добра, миро - созидания и порядочности.

Возникает вопрос, оказывают ли мультфильмы влияние на эмоциональное состояние и поведение ребёнка? Какие мультфильмы следует смотреть детям?

Данные вопросы интересуют не только психологов и педагогов, но и родителей.

Все выше изложенное позволило нам определить цель и задачи исследования, а так же предмет и объект исследования.

Цель: Создать сборник мультфильмов, способствующих воспитанию эмоционально – нравственной отзывчивости младшего школьника.

1.Изучить научно – теоретические основы влияния мультфильмов на поведение младших школьников.

2.Выявить особенности поведения ребёнка младшего школьного возраста.

3. Провести опытно-педагогическую работу исследовательского характера.

4. Подвергнуть анализу, как отечественные, так и зарубежные мультфильмы;

5. Создать сайт с мультфильмами направленными на эмоционально – нравственную отзывчивость.

Объект: мультипликационные фильмы.

Предмет: особенности влияния мультфильмов на эмоционально – нравственную отзывчивость младших школьников.

В своем исследовании мы провели анкетирование среди второклассников и их родителей и попытались отследить взаимосвязь между поведением детей младшего школьного возраста и поведением героев любимых мультипликационных фильмов. Данную возрастную группу, мы выбрали потому что, именно в младшем школьном возрасте продолжаются закладываться нравственные модели поведения ребенка, формируются нравственные чувства. В исследовании принимали участие 16 детей 7-8 летнего возраста и их родители.

Анализ анкеты для родителей позволил нам выявить следующее:

94% - процентов детей смотрят мультфильмы каждый день.

Ответы анкет родителей и детей сходятся во мнении.

При ответе на вопрос, о том мультфильмы каких производителей больше нравятся детям 70 % ответили что зарубежные и 30 % отечественные.

Просмотр отечественных мультфильмов положительно влияет на поведение детей, они становятся более активными, проявляется добросердечность, честность и любовь к родным и близким. Родители отметили разницу в поведение детей при просмотри зарубежных мультфильмов, у детей появляется не детская агрессия, а порой страхи.

Полученные результаты наводят на размышления относительно влияния зарубежных мультфильмов на развитие и становление психики подрастающего поколения.

Дети повторяют то, что видят в мультфильмах, это следствие идентификации. Идентифицируя себя с существом, отклоняющиеся поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения. При ответе родителей на вопрос « Как влияет просмотренный мультфильм на вашего ребенка?», было выявлено, что все родители замечают активность детей после просмотра мультфильмов и 70% родителей отмечают, что дети после просмотренного мультфильма начинают подражать главному герою.

С одной стороны любимые герои мультфильмов формируют у ребенка первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями младший школьник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

С другой стороны, большая часть продукции американской фабрики не безвредна, есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. В зарубежных мультфильмах мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически.

Например казалось бы безобидный и всем известный «Том и Джерри». Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка, а мышонок тем временем также пытается отомстить не менее бедному коту. И наверняка, ребенок будет делать тоже самое, что делают эти два весёлых и милых героя. Раз родители дали смотреть этот веселый мультфильм, значит, здесь нет ничего плохого. Значит можно бить и шутить над теми, кто слабее.

Необходимо регулировать частоту просмотра школьниками различных западных и отечественных мультфильмов. Из проведенного нами исследования было выявлено, что 94 - % детей смотрят мультфильмы каждый день. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания. На самом же деле ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе.

В младшем школьном возрасте формируются моральные, нравственные качества ребенка, поэтому, на наш взгляд следует выбирать мультфильмы, которые должен смотреть ребенок, лучшими для этого являются отечественные мультфильмы, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многие мультфильмы непросто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека, закладывают в ребёнке ментальные российские ценности: добро, любовь, взаимопомощь…