Вооруженные силы йемена. Авиация в локальных конфликтах

28 сентября 1972 боевая потеря самолета МиГ-17Ф ВВС Южного Йемена. В ходе кратковременного пограничного конфликта между Южным и Северным Йеменом была задействована артиллерия, бронетехника и авиация. Самолет, пилотируемый ст.л-том Хуссейном Авадом аль-Барри аль-Яфеем, произвел взлёт с авиабазы Бадр в Адене с задачей подавления огня артиллерии противника в районе горы Джабаль аль-Джамима, восточнее н.п. Каатаба. Обнаружив цель лётчик успешно выполнил атаку, но при выполнении повторного захода самолет был поражен пулеметным огнем с земли. Ст.л-т аль-Яфей пытался тянуть поврежденную машину на базу, но из-за развития пожара на борту самолет потерял управление и разбился в провинции ад-Дали, на своей территории. Лётчик погиб.


4 декабря 1973 потерпел катастрофу самолет МиГ-17Ф ВВС Южного Йемена пилотируемый летчиком Мухаммед Ахмедом аль-Шуджа.


17 февраля 1975 потерпел катастрофу самолет Ил-28 22-й аэ ВВС Южного Йемена. Экипаж л-та Абдель Хамид Сайед Мухаммад Эклана потерян у н.п. Абьян в ходе рутинного учебно-тренировочного полета с аэродрома Риян (старый аэродром, находится в нескольких километрах с.-з. ныне действующего). Трое членов экипажа погибли.


2 июля 1983 потерпел катастрофу самолет МиГ-21 ВВС Южного Йемена, одиночно совершавший плановый учебно-тренировочный полет с аэродрома Аден. Летчик к-н Адиль Фадль Абдулла Али аль-Нани успел доложить об отказе на борту, после чего связь с ним прервалась. Погиб при падении самолета в море.


16 декабря 1985 потерпел катастрофу самолет МиГ-21 ВВС Северного Йемена, пилотируемый палестинским летчиком майором Абд аль-Карим Утманом. Во время рутинного тренировочного полета с аэродрома совместного базирования Сана произошел отказ техники, что стало причиной падения самолета и гибели летчика.
Данные на майора Утмана: родился в 1956 году в дер.Кафр аль-Лабад, округа Наблус, после окончания начальной школы эмигрировал с семьёй в Кувейт, где окончил вторую ступень образования. С 1975 года вступил в ряды Организации Освобождения Палестины и принял участие в боевых действиях на территории Ливана. С 1976 года был отобран в числе кондидатов для обучения на летчика-истребителя для организации ВВС «Свободной Палестины» после чего направлен в лётную школу в Пакистан. Окончил курсы в 1978 году, получив звание лейтенант. В последующем поддерживал навыки пилотирования проходя стажировку в ВВС Ливии, Югославии и Йемена. Имел инструкторский допуск.

19 декабря 1985 в ходе учений «Радфан-85» произошло столкновение двух самолетов Су-22 ВВС Южного Йемена. В этот день звено самолетов произвело взлёт с аэродрома Аден для выполнения учебно-тренировочного задания. Когда группа находилась над заливом, произошло соприкосновение самолетов первой пары, в результате чего оба начали разрушаться и потеряли управление. Ведущий группы полковник Абдул Хафиз аль-Афиф успел катапультироваться и был подобран катерами поисково-спасательной службы, а его ведомый Махмуд Али Мухаммед погиб.

21 января 1988 потерпел катастрофу самолет МиГ-21 22-й уаэ ВВС Южного Йемена пилотируемый командиром эскадрильи м-ром Али Абдулла Ахмедом Хади. Падение произошло ДСМУ в районе авиабазы аль-Анад. Летчик погиб. Данные на летчика: родился в Дали в 1957 году, окончил Краснодарское ВВАУЛ, ком эск, летчик 1-го класса.

15 августа 1988 в ходе показательного полета потерпел катастрофу самолет Су-22УМ3 15-й бригады ВВС Южного Йемена. Демонстрационный полет выполнялся в связи с визитом на аэродром Аден президента страны Али Салема. Пилотировали машину командир 5-й аэ п/п-к Махмуд Салам и советский летчик-инструктор м-р Малых Алексей Матвеевич. При выполнении сложной фигуры пилотажа на малой высоте, самолет столкнулся с морской поверхностью на траверзе острова Уммул и полностью разрушился. Экипаж погиб.

14 июля 1992, НСМУ, потерпел катастрофу военно-транспортный самолет Ан-12 ВВС Йемена, выполнявший перевозку военнослужащих и их семей с острова Сокотра в Аден. При заходе на посадку самолет попал в песчаную бурю, усложненную ночными условиями, столкнулся с землёй и полностью разрушился. Все находившиеся на борту 68 человек (экипаж, служащие военно-морской базы, полицейские), в том числе 36 гражданских лиц, погибли.

31 августа 1992, днем в простых метеоусловиях потерян вертолет Ми-8Т 10-й бригады ВВС Йемена, пилотируемый экипажем Мохаммеда Абдала Дарвиша (ЛШ Салем Сахим). Вертолет разрушился и упал в море над округом Сайхут, провинции Махра. Экипаж из трех человек и восемь пассажиров погибли. Одной из версий причин происшествия комиссия назвала диверсию.

8 августа 1993 в ходе плановых учебно-тренировочных полетов с аэродрома Ходейда произошло столкновение двух МиГ-21 ВВС Йемена. Оба самолета упали в море у побережья. Летчики погибли.

17 апреля 2001 потерпел катастрофу самолет F-5E 112-й эскадрильи ВВС Йемена. При посадке на авиабазе Дайлами (Сана) самолет пилотируемый капитаном Абдул-Хади аль-Зиндани выкатился за пределы ВПП, разрушился и загорелся. Летчик погиб.

2 октября 2009 потерпел катастрофу самолет МиГ-21 ВВС Йемена, выполнявший боевую задачу в районе действия антиправительственных боевиков народности Хуту. Машина пилотируемая старшим лейтенантом Шабан Ахмад Абду Муслехом, по невыясненой причине, столкнулась с землёй в округе аль-Шааф, провинции Саада, на территории контролируемой повстанцами. Летчик погиб. Представитель Хуту заявил, что МиГ-21 был сбит, предъявив в доказательство удостоверение летчика за №27739 и обломки самолета.

5 октября 2009 потерпел катастрофу самолет Су-22 ВВС Йемена, в составе группы атаковавший позиции боевиков Хуту в провинции Саада. В 17:45 местного времени истребитель-бомбардировщик пилотируемый Мухаммедом аль-Харири выполнил заход на цель с применением бортового вооружения и, не выходя из пикирования, столкнулся с поверхностью горного склона. Самолет полностью разрушился, летчик погиб. Событие произошло в области Анад.

10 ноября 2010 потерпел аварию самолет МиГ-21 ВВС Йемена, выполнявший тренировочный полет с авиабазы Ходейда. В полдень, сразу после взлёта, у самолета капитана Салех аль-Факиха произошел отказ двигателя, после чего летчик успешно катапультировался всего в 700 метрах от торца взлётной полосы.

20 июля 2011 потерпел аварию самолет Су-22УМ ВВС Йемена, совершавший рутинный тренировочный полет с авиабазы Таиз. Во время взлёта у самолета произошел отказ силовой установки, что стало причиной выхода его за пределы ВПП и разрушения. Экипаж в составе проверяющего (иракский летчик) и проверяемого Адель Нассера аль-Кабати получил серьёзные травмы, в тяжелом состоянии оба лётчика были доставлены в госпиталь.

28 сентября 2011 был сбит огнем зенитной артиллерии самолет Су-22 ВВС Йемена, пилотируемый капитаном Тауфиком Аддабраи. Истребитель-бомбардировщик произвел взлёт с авиабазы Дайлами (Сана) и выполнял облет района антиправительственных волнений у н.п.Архаб. Враждебно настроенные племена открыли огонь, в результате чего Су-22 потерял управление и упал у деревни Бейт Азар. Летчик успел катапультироваться и был эвакуирован поисково-спасательными службами.

24 ноября 2011 потерпел катастрофу самолет Ан-26 ВВС Йемена, пилотируемый экипажем Махмуд аль-Аремеза. При выполнении посадки на авиабазе аль-Анад, в 11:55 местного времени, помощник командира корабля Абдул Азис аль-Шами, осуществлявший активное пилотирование, допустил снижение с повышенной вертикальной скоростью, в результате чего самолет разрушился и загорелся. Из 15 человек, находившихся на борту, погибли 9 (в том числе 8 сирийских авиаторов, находившихся в стране в рамках обмена опытом).

4 июля 2012 обстрелу из стрелкового оружия с земли подвергся вертолет Ми-8 ВВС Йемена, пилотируемый экипажем п-ка Али Мокбеля (летчик-штурман капитан Мохаммед Нахари). В результате полученных повреждений вертолет выполнил вынужденную посадку в районе н.п. Ибб. Пострадавших нет.

15 октября 2012 потерпел катастрофу самолет МиГ-21УМ №2210 90-й авиационной бригады ВВС Йемена выполнявший рутинный тренировочный полет с авиабазы Анад. На разбеге, уже после прохождения точки принятия решения, возникла техническая неисправность в двигателе. Экипаж продолжил взлёт и катапультировался сразу после отрыва, ещё не достигнув минимально безопасной высоты. В результате летчик-инструктор полковник Атик Мухаммед Фаре Алякхали погиб, а проверяемый лейтенант Сидки Алемрани получил легкие травмы. Раненый летчик был доставлен в госпиталь вертолетом. Самолет упал и сгорел в пределах охраняемой территории авиабазы Анад.

17 ноября 2012 обстрел с земли самолета Су-22 ВВС Йемена на участке Дамален-Сана, округа Хамдан. Летчик полковник Мохаммед Арекаби успешно выполнил посадку на аэродроме назначения. В ходе послеполетного обслуживания в элементах конструкции планера были обнаружены пулевые отверстия.

28 ноября 2012 обстрел с земли вертолета Ми-171 №2258 ВВС Йемена, пилотируемого экипажем майора Хакима Альмафра. Вертолет возвращался после облета округа Саада, и попал под огонь стрелкового оружия в районе селения Адвад Бакиль. Получены несколько пулевых повреждений (одно в хвостовую балку и три в фюзеляж, в том числе одно сквозное через пол грузовой кабины) и ранен находившийся на борту солдат.

19 февраля 2013 истребитель-бомбардировщик Су-22УМ4 №2224 ВВС Йемена, пилотируемый капитаном Мохаммадом Али Насер Шакером, 1981 г.р. (личный номер 68088), потерпел катастрофу в ходе выполнения рутинного тренировочного полета. Взлёт был произведен в 11:45, с курсом 60 градусов. После выполнения задания летчик вернулся к аэродрому Аден и стал выполнять предпосадочные маневрирование. Сразу после третьего разворота самолет изменил курс и перейдя в снижение с уклонением вправо упал на жилые строения, повредив четыре дома по улице Аль Кадисия. Летчик и 12 гражданских лиц, находившихся на земле погибли.

13 мая 2013 потерпел катастрофу самолет Су-22М4 ВВС Йемена, пилотируемый капитаном Хани Али Айбади Ахгари, 1979 г.р. Самолет возвращался на базу после рутинного тренировочного полета. При заходе на посадку машина потеряла управление и упала на южной окраине Саны, вызвав разрушения на земле и пожар. В результате расследования установлено, что самолет имел пулевые отверстия в конструкции фюзеляжа, что могло стать причиной катастрофы.

15 мая 2013 обстрел с земли вертолета Ми-171 ВВС Йемена, пилотируемого экипажем подполковника Фаузи Салеха (летчик-штурман Хаден Абду). Вынужденная посадка в районе Рада. Пострадавших нет.

6 августа 2013 в районе Вади Обейда, провинции Мариб, потерпел крушение вертолет Ми-171 ВВС Йемена, осуществлявший перевозку личного состава 107-й пехотной бригады. Экипаж в составе командира вертолета полковник Мохаммеда Абдулла Ахмад Харази, летчика-штурмана капитана Вадаха Али Хамуд Мохаммеда Баадани, бортинженера Набиль Ахмед Ризака Дурра и бортового механика Ахмада Ахмеда Муслех Акмара, а так же семь пассажиров погибли. Основной причиной падения вертолета назван огонь стрелкового оружия с земли. Отмечено активное передвижение членов террористической организации аль-Каеда в районе падения вертолета до и после события.

Новый король Саудовской Аравии неожиданно решил поиграть вялыми мускулами и повоевать с проиранскими шиитами в Йемене. Операция по американским лекалам получила название «Решительный шторм». Более того, саудовцы объявили о создании неких сил быстрого реагирования Лиги арабских государств. Причём воевать они собираются не только в Йемене, но и в Сирии. К чему это может привести королевство и регион?

«Старики-разбойники» из Эр-Рияда

Саудовцы не на шутку развоевались. Дело дошло до того, что министр иностранных дел страны в резкой форме ответил на послание президента В. Путина саммиту ЛАГ, выдержанное в тоне призывов к миролюбию. Глава МИДа Саудовской Аравии заявил, что Москва тоже причастна к событиям на Ближнем Востоке и российский лидер лично несёт свою долю ответственности, поставляя оружие Сирии и позволяя ей «воевать против своего народа». На следующий день министр продолжил войну слов: «Хуситы и экс-президент Салех при поддержке Ирана нарушили стабильность Йемена и вновь спутали карты». «Война ударила в барабаны - и мы готовы к ней», - добавил он, по сути, угрожая уже и Ирану.

Похоже, саудовцы запутались в терминах. Видимо, «сирийским народом» они называют многотысячные банды наёмников, набранные на саудовские денежки. Хотелось бы также напомнить г‑ну министру, что Россию связывает с Дамаском договор о взаимопомощи . Так что в случае, если не в меру развоевавшиеся «старики-разбойники» из Эр-Рияда решат и вправду повоевать в Сирии, то им будет больно. К тому же военный союз с Сирией заключил и Иран.

Земля воинов

Тем не менее пока основные события разворачиваются в Йемене. Эта страна всегда была населена очень воинственными племенами и кланами. Йеменцы никогда не расстаются с оружием. Одно из самых распространённых мужских имён у них - Аскер, то есть «воин». Грабить и подчинять соседей для йеменцев - честь. Трепетно «любят» в Йемене и соседей-саудитов. В том числе и потому, что Саудовское королевство не раз пыталось установить над этой землёй контроль. Как при помощи войны, так и через своих ставленников.

Южный и Северный Йемен долгое время были разделены, и объединились лишь в 1990 году. Но противоречия между ними никуда не делись. В 1994 г. юг опять восстал. Тогда северу удалось победить. Где силой, где обманом, а где и с помощью «Аль-Каиды» .

Отмороженные среди отмороженных

Но в 2004 г. восстали шиитские племена в горной провинции Саада на юге - те самые, которых ныне зовут хуситами . Они даже среди йеменских «отморозков» считаются наиболее воинственными. В 2009 г. в эту войну влезла Саудовская Аравия. Конфликт разгорелся из-за спорного района на границе. Тогда хуситы сначала разгромили йеменскую армию, а потом и саудовцев. Уничтожили и захватили массу военной техники, убили и пленили сотни солдат и даже генерала разведки.

Шиитов-хуситов активно поддерживал Иран . Помогала и «Хезболла» - иранские и ливанские инструкторы сделали из воинственных горцев армию, с делением на полки и бригады, с выделенными танковыми, механизированными и артиллерийскими частями. А вот оружия в Йемене и без Ирана хватает. В этом «уголке пацифистов» на 25 млн населения (чуть меньше, чем в самой Саудовской Аравии) приходится 60 млн стволов . Йеменская армия накопила огромные запасы вооружения, закупленного в России, Белоруссии, Украине, США и других странах.

Одних только танков до тысячи , включая более сотни Т‑80БВ и Т-72Б . Имеются и Т-62, Т-55 . Много лёгкой бронетехники и РСЗО - только «Градов» в рабочем состоянии до 200 машин, 15 «Ураганов», сотни стволов артиллерии .Есть и баллистические ракеты типа Р-17 «Эльбрус», «Точка», «Луна-М» .Имеется и авиация, в том числе несколько десятков новеньких МиГ-29СМТ .

Одни американцы передали Йемену оружия на полмиллиарда долларов. В ходе войны всё это постепенно перетекает к хуситам, которые уже ездят на американских MRAP и наших Т-80БВ. Причём часто вместе с пользователями - части армии переходят на их сторону.

В итоге боевые действия привели к тому, что правительственная армия разгромлена и деморализована, часть перешла к хуситам, которые захватили сначала столицу Сану, а теперь контролируют почти весь Аден. Президент Хади бежал из страны, а бывший президент-объединитель страны Салех сейчас на стороне хуситов.

Денег много - толку мало

Саудовская Аравия - богатая страна. Она тратит на оборону значительные средства (до 10-11% ВВП), но деньги расходуются бестолково, часто коррупционно. В итоге армия оснащена очень неплохо, но несколько вразнобой и несистемно. Численность ВС королевства - 224 тыс. человек . Наиболее престижными являются флот, ВВС и ПВО - именно туда идут служить принцы королевского дома.

Авиация у саудовцев достаточно сильная - более 300 боевых самолётов (F-15, «Тайфун», «Торнадо»), около 200 вертолётов, в т.ч. 80 ударных «Апачей». Но мало иметь современные самолёты - нужно уметь ими пользоваться, нужно иметь нормальную разведку и взаимодействие. Ничего этого нет и в помине ни у саудовцев, ни у их «добровольных помощников».

Непрестижная армия

Наземная компонента саудовской армии насчитывает 150 тыс. человек , но половину составляет нацгвардия. Эти войска насчитывают 8 легкопехотных моторизованных бригад, вооружённых колёсными БТР, джипами и миномётами. В общем что-то вроде внутренних войск. Нацгвардия прекрасно мотивирована - людей туда отбирают лично король и высшие члены правящего дома. Но эти войска нужны исключительно для удержания власти в королевстве, и воевать в Йемене им не придётся.

А регулярная армия - это 75 тыс. человек в 12 бригадах: 3 танковых, 5 мотопехотных, 3 легкопехотных, 1 десантной. Есть ещё 5 отдельных полков артиллерии и РСЗО и полк охраны короля. На вооружении имеется около тысячи танков , но лишь около 600 находятся в составе армии (из них 315 «Абрамсов М1А2», другие - древние М60А3), остальные на хранении. Также есть несколько тысяч различных бронетранспортёров, БМП и бронемашин американского и европейского производства, до 300 РСЗО, более 400 САУ, немало буксируемой артиллерии и миномётов.

Сила, на бумаге, грозная. Но саудовская армия почти никогда не воевала и погрязла в стандартных для таких армий проблемах, вроде очковтирательства сверху донизу. Всё это усугубляется кумовством, коррупцией и преимущественными правами представителей правящего дома. Боевого слаживания и серьёзных учений в саудовской армии просто не бывает. Оружие и экипировка вроде современные, но подобраны по-идиотски, даже в лучших частях. Реальное состояние техники не известно никому.

Служба в этих частях непрестижна, принцы туда не идут. Зато там много бывших рабов (до 1962 г. в СА было рабство) и наёмников, набранных со всего арабского мира. Особенно много пакистанцев.

Зачем Эр-Рияду война

Причин для войны несколько. Новый король хочет показать, что он крепкий и решительный правитель. Также саудовцы сильно опасаются, что после воцарения хуситов на юге Йемена страна станет иранским военным плацдармом в их мягком подбрюшье. Сколачивание коалиции и заявления о создании сил быстрого реагирования ЛАГ сильно повышают, по мнению Эр-Рияда, его вес на мировой арене.

Однако итог войны может быть прямо противоположным. США почти демонстративно ограничились сухими словами поддержки. Американцам выгодно разгорание ещё одного крупного фронта в мировой войне без их участия. Но Вашингтону ещё более выгодно, если зарвавшимся саудовским принцам надают по шее, - будут сговорчивее и воздержатся от «антисланцевых» ценовых войн за нефть.

Удары «в молоко»

Пока бомбёжки не принесли серьёзного военного результата. Да, удалось разбомбить несколько взлётных полос и стоянок авиатехники Йемена - но большая её часть была неисправна или не имела лётчиков. А наиболее ценную технику уже или распотрошили, или угнали иранцы. Вроде бы разгромили какие-то склады, где хранились баллистические ракеты йеменской армии - но были ли там ракеты? И есть ли у хуситов специалисты, чтобы ими воспользоваться?

Зато получаются удары по городам - уже погибло более 60 мирных жителей. А вот попытки помешать перебрасывать подкрепления с помощью авиаударов явно не дают эффекта - хуситы вполне успешно продолжают наступление. Причём кое-где им открывают ворота воинских частей без единого выстрела. Частично за это они должны благодарить ВВС коалиции. Многие политические силы да и простой народ сразу выступили единым фронтом против агрессоров. Так, на сторону Хуси перешла 17-я бригада ВС Йемена , чья база находится на берегу ключевого Баб-эль-Мандебского пролива .

Зато уже есть первые потери: неумелые лётчики работают с малых высот и их сбивают. Пока что достоверно сбиты два самолётаF ‑15 Саудовской Аравии и Су-24М ВВС Судана.

Наземная операция - и хочется, и боязно

Первоначальные заявления о том, что вскоре последует наземная операция, сейчас потихоньку спускают на тормозах. Похоже, в генштабе Саудии никто толком не знает, что делать дальше. Разбегаться шииты не собираются - наоборот, их поддержка только усиливается и ряды пополняются. Бойцов уже порядка 100 тысяч .

Вторгаться самим боязно. Коалиция есть, а сухопутных войск нет. Марокко или Пакистан явно никого не пришлют, а от ОАЭ и прочих «заливных держав» толку не очень много. Много войск у Египта, но как их и чем быстро переправить? Да и не даст ас-Суси много солдат - у него под боком Ливия, где Каир ведёт войну и террористы на Синае.

К тому же шииты в ответ могут сами начать наземную операцию. Уже сейчас они перебросили к границе с Саудовской Аравией ряд соединений. В их числе и артиллерийская бригада, которая ведёт перестрелки с саудовцами вдоль границы, пока прощупывая их оборону. Да и от проникновения мобильных лёгких групп партизан защититься будет сложно. Так что Эр-Рияд пока оказался в положении тигра, напавшего на свою беду на злую тёщу из анекдотов: «Сам напал, сам пусть и защищается!»


ВОЙНА В ЙЕМЕНЕ
THE WAR IN YEMEN

08.01.2018


Повстанцы-хуситы заявили, что в Северном Йемене сбит истребитель-бомбардировщик «Торнадо» IDS, принадлежащий Саудовской Аравии.
сторонники йеменского мятежного движения «Ансар Аллах» (хуситы) заявили, что сбили военный самолет аравийской коалиции. По данным мятежников, истребитель ВВС коалиции был сбит в провинции Саада, расположенной на севере Йемена и граничащей с Саудовской Аравией.
Возглавляемая Саудовской Аравией коалиция заявила о спасении пилотов боевого самолета, потерпевшего в воскресенье крушение в Йемене. Об этом сообщил телеканал Sky News Arabia, цитируя заявление коалиции.
В нем отмечается, что «в результате специальной операции два пилота, которые находились в разбившемся самолете, спасены». Также указывается, что боевой самолет коалиции разбился «из-за технической неисправности во время возвращения на базу после выполнения задания над территорией Йемена» сообщает ТАСС.
ВТС «БАСТИОН»

4 марта 2012 г. боевики Аль-Каиды атаковали военную базу на юге Йемена, застав врасплох правительственные войска. По некоторым данным, погибло около 200 военных, а свидетели произошедшего описывали сцены жестокого членовредительства, включая обезглавливание. При этом несмотря на то, что повстанческая деятельность Аль-Каиды в южном Йемене выходит за всякие рамки, большая часть ВВС страны не только не участвует в контртеррористических операциях, но даже не выполняет регулярное патрулирование воздушного пространства страны. Более того, большинство пилотов ВВС и офицеров высшего звена сидят в самодельных палатках в столице Сане и требуют отставки главкома, который, по их словам, привел военно-воздушные силы в упадок. Подробности рассказала недавно Шэрон Вайнбергер на страницах Aviation Week. П.2 приводит перевод материала.

Забастовка личного состава ВВС началась в январе, когда народная (и местами кровавая) революция в Йемене подошла к концу. Напомним, что в стране произошла договорная передача власти от президента Али Абдаллы Салеха, который на протяжении 33 лет управлял страной, к Абду Раббу Мансуру Хади, занимавшему в прошлом пост вице-президента. Стоит отметить, что сам Салех и члены его семьи продолжают контролировать йеменские гражданские и военные институты, в том числе и ВВС, которыми командует сводный брат экс-президента Мохаммад Салех.

«Мы должны положить конец коррупции и избавиться от семьи и ее лидера» — говорит подполковник Абдулла аль Йемени, который прошел обучение на американской авиабазе Maxwell. «При нем ВВС страны превратились во что-то похожее то ли на колхоз, то ли на частную фирму».

Массовый протест тысяч других офицеров наряду с аль Йемени привел к фактическому простою воздушных сил, в то время как Йемен является центральной ареной для продолжающейся войны США с Аль-Каидой и ее региональных ответвлений. Таким образом, несмотря на оказание Йемену военной помощи со стороны США на сумму в несколько сотен миллионов долларов за последние четыре года, результат глобальной войны с исламским терроризмом на территории этой страны практически отсутствует.

Действительно, эта забастовка пришлась на очень критичный период: бесчинства и беспорядки в южном Йемене, который является убежищем Аль-Каиды на Аравийском полуострове, продолжают усиливаться. Об этом свидетельствует атака террористов, произошедшая в этом месяце. А по мнению высших американских чиновников, эта проблема не является исключительно внутренней проблемой Йемена.

«Мы считаем, что AQAP (Аль-Каида на Аравийском полуострове) остается тем узлом сети, который наиболее склонен к атакам международного масштаба» — заявил недавно Конгрессу глава Национальной разведки США Джеймс Клэппер.

Но Аль Йемени и другие бастующие пилоты, механики и старшие офицеры в интервью журналу Aviation Week изобразили довольно печальный портрет ВВС страны после более чем 20 лет командования Мухаммада Салеха. Они говорили о лишенной возможности летать авиации, о властолюбивом лидере, который выкачивал деньги у США, и о бывшем президенте, который использовал Аль-Каиду в качестве повода приподнять немного денег.

Тот факт, что на вооружении Йемена стоит безумная мешанина российской и американской военной техники свидетельствует о том, что эта страна еще со времен холодной войны стала своего рода политическим маятником между Востоком и Западом. Сегодня ВВС Йемена наряду с американскими вертолетами Bell и истребителями F-5 располагают еще советскими Ми-17 и Су-22.

Из соображений безопасности Йемен отказывается называть точное количество единиц авиационной техники в своем инвентаре. Но согласно местным источникам, в распоряжении ВВС находится несколько сотен истребителей, многие из которых находятся в нелетном состоянии. По словам пилотов и инженеров, одна из эскадрилий F-5 находится в особенно запущенном состоянии. «Большая часть самолетов неспособна подняться в воздух», говорит пилот F-5 Асам аль Хасани.

Чтобы поднять в воздух хотя бы несколько истребителей, механики должны использовать запчасти, снятые с других машин, оставив таким образом на земле несколько F-5 без двигателей. Но даже летная годность тех самолетов, которые в строю, сомнительна. Цитируя самого Мухаммада Салеха, Аль Хасани говорит: «Летайте до тех пор, пока не убьете все системы и агрегаты».

В особенности пилоты F-5s жалуются на то что, пиропатроны, которые приводят их катапультируемые кресла в действие, уже вышли из строя. Аль Хасани вспоминает товарища, который погиб в авиакатастрофе F-5 13 лет назад из-за того, что у самолета были технические неисправности. Система катапультирования просто-напросто не сработала. «Это последний шанс спасти жизнь. Должна быть возможность покинуть машину» — эмоционально заключает Аль Хасани.

Полковник ВВС Мухаммад Авад говорит, что Салех 29 раз приказывал увеличить срок службы катапультируемых кресел F-5, несмотря на истекший срок действия патронов.

Пилоты и механики заявляют, что командующий ВВС неоднократно отклонял отказы механиков и инженеров подписывать отчет о том, что самолет прошел текущий ремонт, приказывая тем самым летать на неисправных машинах. «Он уничтожил все технические достижения ВВС страны», говорит генерал Абдул Азиз аль Мухайа, заместитель командующего авиабазы Дулайми, расположенной недалеко от Саны.

Два йеменских Lockheed C-130H также свидетельствуют о запущенном состоянии военно-воздушных сил. Аль Хасани вспоминает недавний случай, когда командующий авиаотрядом предоставил отчет с рекомендацией оставить один C-130 на земле из-за технических проблем. «Мы доложили Мухаммаду Салеху, что самолет должен пройти технический осмотр, однако он отдал приказ летать».

Чиновники ВВС говорят, что службы технического обслуживания не располагают достаточными мощностями и квалификацией для устранения такого рода неисправностей и тем самым могут нанести еще больший ущерб. «Мы попросили помощи у США», говорит Аль Йемени. «К нам прибыли эксперты для изучения состояния самолетов и определения стоимости ремонта. Они заключили, что устранение неисправностей обойдется в 70 миллионов долларов». Оба С-130, таким образом, до сих пор остаются непригодными для полетов, и неизвестно, когда они снова поднимутся в воздух.

По заявлениям пилотов и механиков, поддельные комплектующие также заняли прочную позицию в системе поставок, потому что Мухаммад Салех использует свои семейные связи для закупок запчастей на черном рынке по сниженным ценам. Американская помощь, в которую входят поставки запчастей для некоторых самолетов типа F-5 и вертолетов Bell 407, лишь частично решает эти проблемы.

В действительности состояние ВВС Йемена не соответствует тому объему военной помощи, которую оказали США за последние несколько лет. Сюда входит финансирование двух C-130H, поставка 4 вертолетов UH-1H в январе 2011 г. и комплектующие для некоторых самолетов и вертолетов. По данным Пентагона, еще 82,8 млн. долларов было дополнительно выделено на поддержание боеспособности вертолетов для проведения контртеррористических операций.

Но большая часть этих средств не было использовано в указанных целях, говорит один из офицеров ВВС. Например, генерал Абдулла Салех аль Хайями заявляет, что 40 млн долл., предназначенные на организацию операций против Аль-Каиды, не были потрачены по назначению. А американские вооружения для армии Йемена были вообще брошены на поддержку режима, а не на борьбу с терроризмом. «Американская военная помощь используется для убийства йеменцев, а не для уничтожения Аль-Каиды», заключает Аль Хайями.

Представитель посольства Йемена в Вашингтоне Мухаммад Альбаша настаивает на том, что военная помощь США никогда не растрачивалась, и что президент Хади работает с новым комитетом, который учтет проблемы вооруженных сил, включая ВВС. «Военное руководство приступило к реструктурированию и модернизации вооруженных сил», говорит он.

По словам майора корпуса морской пехоты США Криса Перрина, американское военное ведомство не предоставляет военную помощь в виде денег, что делает невозможным напрямую растрачивать эти средства. «Мы поставляем оборудование и обучаем йеменских солдат», говорит он. «Мы также проводим исчерпывающие проверки в целях убедиться, что наши вооружения используются по прямому назначению». Пентагон еще не получил никаких доказательств, которые бы свидетельствовали, что американское оружие использовалось для подавления мирных демонстраций, заключил Перрин.

Тем не менее, Пентагон осведомлен о некоторых проблемах, связанных с оказанием военной помощи. Планы поставок военно-транспортного самолета Airbus CN235 наряду с комплектующими для вертолетов Huey II заморожены. США заморозили военные поставки для Йемена в прошлом году, однако «выборы нового президента и анализ критической ситуации в стране в области безопасности подталкивает нас разморозить военную помощь с целью помочь Йемену противодействовать угрозам со стороны Аль-Каиды», отмечает полковник армии США и представитель Пентагона Джеймс Грегори.

В то время как возобновление американской военной помощи находится под вопросом, а в правительстве Йемена царит хаос, краткосрочные перспективы ВВС страны оставляют желать лучшего. Бастующие авиаторы заявляют, что не вернутся к службе, пока Мухаммад Салех не уйдет окончательно. Аль Йемени указывает, что из тех 30% солдат ВВС, которые все еще остаются на службе, подавляющее большинство поддерживают протест. «Они ждут момента присоединиться к нам, если наши требования не будут выполнены. Протест только усилится», заключил Аль Йемени.

Между тем, ситуация с ВВС является частью растущего вакуума власти, который способствует распространению конфликта с Аль-Каидой на всю страну. На следующий день после атаки Аль-Каиды в южном Йемене, в одном из самолетов семейства Ан, припаркованном на авиабазе недалеко от международного аэропорта Саны, взорвалась бомба. Ответственность за теракт, обошедшийся без жертв, взяла на себя Аль-Каида.

На фоне ухудшающейся политической ситуации в состоянии неопределенности остаются вопросы, касающиеся американской военной помощи. «Чиновники из военного ведомства заявили, что вопрос о том, будут ли выделены средства для Йемена, еще не решен. Однако на случай непредвиденных обстоятельств разрабатываются планы по оказанию такой помощи», говорится в мартовском отчете Счетной Палаты США.

По мнению Аль Хайями, отставка Салеха и приход нового президента должны были способствовать восстановлению вооруженных сил страны и становлению ВВС в качестве более близкого партнера США. Он утверждает, что свергнутый президент просто использовал Аль-Каиду для устрашения США и привлечения средств, одновременно заключая закулисные сделки с обеими сторонами конфликта.

Но наряду с желанием Аль Хайями и других офицеров увидеть модернизированные военно-воздушные силы, имеется и уверенность, что новейшая авиация или вооружения не станут полноценным ответом Аль-Каиде. «Противостоять Аль-Каиде означает еще и способность демонстрировать людям, что власть в состоянии эффективно управлять государством. Дело не только в технологиях», резюмирует Аль Хайями.

Подготовил Вячеслав Тартаковский