Мужская рифма примеры. Рифма мужская, женская, дактилическая

Падает на последний слог рифмующихся слов.

В русской поэтической традиции чаще используется в чередовании с женской рифмой , однако встречаются и стихотворения, построенные только на мужской рифме:

Сегодня дурной день:
Кузнечиков хор спит,
И сумрачных скал сень -
Мрачней гробовых плит.

Осип Мандельштам

Исключительно мужской рифмой написана поэма Лермонтова «Мцыри ».

Обозначение

Если у формы есть особый способ рифмовки, и важно указать, в каких строках мужская рифма, то используются строчные буквы. Так для первого стихотворения рифмический рисунок: aa , а для второго: abab , в отличие от женских рифм , для указания которых используются прописные буквы.

См. также

Напишите отзыв о статье "Мужская рифма"

Отрывок, характеризующий Мужская рифма

– Кто ты, девочка? – неожиданно спросил отец. – Просто человек, только немножко «другой», – чуть смутившись ответила я. – Я могу слышать и видеть тех, кто «ушёл»... как вот вы сейчас.
– Мы ведь умерли, правда? – уже спокойнее спросил он.
– Да, – честно ответила я.
– И что же теперь с нами будет?
– Вы будете жить, только уже в другом мире. И он не такой уж плохой, поверьте!.. Просто вам надо к нему привыкнуть и полюбить.
– А разве после смерти ЖИВУТ?.. – всё ещё не веря, спрашивал отец.
– Живут. Но уже не здесь, – ответила я. – Вы чувствуете всё так же, как раньше, но это уже другой, не ваш привычный мир. Ваша жена ещё находится там, так же, как и я. Но вы уже перешли «границу» и теперь вы на другой стороне, – не зная, как точнее объяснить, пыталась «достучаться» до него я.
– А она тоже когда-нибудь к нам придёт? – вдруг спросила девчушка.
– Когда-нибудь, да, – ответила я.
– Ну, тогда я её подожду – уверенно заявила довольная малышка. – И мы опять будем все вместе, правда, папа? Ты же хочешь чтобы мама опять была с нами, правда ведь?..

Цели:

  • дать понятие: рифма мужская, женская дактилическая;
  • развивать умение определять и находить в поэтическом тексте указанные рифмы, использовать в своих стихотворениях;
  • воспитывать гуманистические качества.

Оборудование: мультимедиа, сборники стихов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Языковая разминка: разомнём язычок.

1. Работа над артикуляционным аппаратом.

Скороговорка: На дороге – короб, в коробе – кобра.

  • прочитать медленно, вдумываясь в содержание предложения;
  • прочитать быстрее; прочитать «птичьим базаром».

Проводим конкурс «Кто быстрее и лучше?»

2. проверка домашнего задания: придумать рифмы к словам; зарифмовать строчку.

Учащиеся по очереди читают свои варианты.

Проводим конкурс: «У кого больше и лучше?»

Сравниваем свои ответы:

Слайд 1

Тетрадь – кровать – спать – вспять – взять…
Задача – удача – дача – сдача – иначе…
Судьба – борьба – молотьба – гурьба – косьба…
Прибой – с тобой – свой – сбой – вой – отбой…
Годы – заводы – взводы – воды – из моды – лодырь…

Зарифмованная строка для домашнего задания:

Слайд 2

Пролетела стрекоза –
Удивлённые глаза…

Варианты детей:

Пролетела стрекоза,
Начинается гроза.

Пролетела стрекоза,
Небо – словно бирюза.

(Другие варианты).

Закрепления предыдущего материала:

  • что такое ритм?
  • что такое рифма?
  • рифма точная и неточная?
  • рифма простая и составная?

III. Переход к новой теме.

Слово учителя.

– Как правило, в стихотворении любого автора используются строки, оканчивающиеся то на ударный слог, то на безударный. Но бывает, что во всех строках ударение в формирующихся словах – на последнем слоге или: в одних – на последнем, в других – на предпоследнем.

Слайд 3.

Забыв и рощу, и свободу,
Невольный чижик надо мной
Зерно клюёт, и брызжет воду,
И песнью тешится живой.
(А.С. Пушкин)

– В каких строках ударение падает на последние слоги?

– В каких строках – на предпоследние?

Вывод: В этом четверостишии в первой и третьей строках ударение – на предпоследнем слоге, а во второй и четвёртой – на последнем.

Учитель: в зависимости от места ударения различают рифму мужскую и женскую.

(Иногда дети ошибочно считают, что мужская рифма – это когда рифмуются слова мужского рода, и наоборот.

Пояснения учителя: вода – слюда – существительные женского рода, а рифма – мужская, потому, что ударение падает на последний слог; мальчик – пальчик – существительные мужского рода, а рифма – женская, так как ударение падает на предпоследний слог).

– Какая же рифма называется дактилической?

Часто в стихотворении встречается длинное слово, которое при ритмической разбивке может иметь несколько ударных и безударных слогов:

Слайд 4.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
(М.Ю. Лермонтов)

На какие слоги падает ударение в этом четверостишии?

Ответы учащихся: не на предпоследний и не на последний слоги.

Вывод: Если ударение падает не на предпоследний слог и не на последний, то такая рифма называется дактилической.

IV. Закрепление. Работа в группах постоянного состава.

  1. Работа с поэтическими текстами. Задание: прочитать несколько строк (строфу) из стихотворения любого поэта и определить, какая в данном случае использована рифма; найти в тексте мужскую, женскую, дактилическую рифму.
  2. Работа над созданием собственных стихотворных текстов с применением мужской, женской, дактилической рифмы.

V. Рефлексия.

VI. Итог урока.

– Чему учились?

– Какие трудности были?

– Что было интересного на уроке?

VII. Задание на дом.

подобрать примеры с использованием разных видов рифм. (учащиеся могут читать и собственные стихи, обращая внимание на то, какая именно рифма выбрана ими.)

Мужская рифма

МУЖСКА´ Я РИ´ ФМА - связанные рифмой слова, оканчивающиеся ударным слогом. Различаются открытая М. р. с гласным звуком на конце (душа - дыша, окно - давно) и закрытая М. р., оканчивающаяся согласным звуком (волк - умолк, дверь - зверь). Обычно в стихотворениях М. р. чередуются с женскими или дактилическими рифмами. Но иногда поэты пишут стихотворения или даже поэмы, выдержанные только в М. р. Такова поэма М. Лермонтова «Мцыри», где сплошная М. р. придает произведению характер энергии и мужественности; вот начало «Мцыри»:

Не много лет тому назад

Там, где сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод...

Некоторые главы поэмы А. Твардовского «Страна Муравия» выдержаны в М. р., например начало поэмы:

С утра на полдень едет он,

Дорога далека.

Свет белый с четырех сторон,

А сверху - облака.

Тоскуя о родном тепле,

Цепочкою вдали

Летят, а что тут на земле, -

Не знают журавли.


Поэтический словарь. - М.: Советская Энциклопедия . Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская . 1966 .

Смотреть что такое "мужская рифма" в других словарях:

    Мужская рифма - см. Рифма. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    Мужская рифма - Основная статья: Рифма Мужская рифма разновидность рифмы, при которой ударение падает на последний слог рифмующихся слов. Хлеб на полях не созрел, а пропал, Сделался голод, народ умирал… Василий Жуковский (перевод из Роберта Саути) В… … Википедия

    мужская рифма - рифма с ударением на последнем слоге. Рубрика: структура стихотворного произведения Антоним/коррелят: женская рифма Род: рифма Пример: огонь ладонь добра ребра Поэма Лермонтова Мцыри написана четырехстопным ямбом, с нормальными для этого размера… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    мужская рифма - рифма с ударением на последнем слоге, например: И он к устам моим приник И вырвал грешный мой язык. А.С. Пушкин См. также клаузула … Словарь литературоведческих терминов

    мужская рифма - Рифма с ударением на последнем слоге … Словарь многих выражений

    РИФМА - (греч. rhythmos). Созвучие слов, которыми оканчиваются стихи; однозвучное скончание стиха. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РИФМА греч. rhythmos. Созвучное окончание стихов. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка

    РИФМА - РИФМА, рифмы, жен. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге), женская рифма (на предпоследнем), дактилическая рифма (на третьем от конца). Богатая, бедная рифма.… … Толковый словарь Ушакова

Я не буду пересказывать историю возникновения «пола» у рифмы. Я напомню только, как его определить: если рифмующиеся строки заканчиваются ударным слогом, то их рифма - мужская. Если ударный слог является в рифмующихся строках предпоследним, то она - женская. И это никак не связано с тем, какие больше предпочитают поэты разных полов. Кроме того, у рифмы, в отличие от человека, может быть ещё несколько видов пола, но о них - в другой раз.

Мужская рифма - рифма очень капризная. Её очень легко огрубить, опошлить, искалечить, поэтому работать с ней надо аккуратно.

Самые лучшие мужские рифмы - богатые и абсолютные. В первом случае в рифмующихся слогах совпадает всё: ударная гласная, предшествующая её согласная, последующая согласная или согласные:

Ума - кутерьма, слон - поклон, топор - упор, судьба - мольба, сид - висит, рожь - хорош

Помните, что ориентироваться надо на звуки, а не на буквы, а они в русском языке на конце слова при отсутствии стыка с другим словом всегда оглушаются.

В абсолютной рифме совпадают предшествующая и последующие согласные, но ударная гласная рифмуется со своей смягчённой версией:

Луч - колюч, раба - тебя, штанах - тенях, нот - мнёт, губЫ - руби

Если посмотреть внимательно, заметно, что именно в случае с мужской абсолютной рифмой ощущение насыщенности заметно уменьшается, если рифмующийся слог открытый, то есть - заканчивающийся на гласную. Вот и пошли, так сказать, капризы.

Неплохая рифма обычно получается, если рифмующиеся слоги отличаются на одну согласную, будь то предшествующая или последующая (одна из последующих):

Лес - лезть, кулон - стекло, жупан - хулиган, томат - тюрьма, мир - не томи, окно - стеной

Да, полугласная «Й» в стихотворении обычно идёт за согласную.

Однако описанный приём приводит к заметно худшим результатам, если ударная гласная смягчена или добавленная/отнятая/заменённая последующая согласная относится ко всяким «шипяще-свистящим» (Ж, З, С, Ц, Ч, Ш, Щ):

ТелА - палас, еда - карандаш, луч - на полу, мне - конец, визг - сподвиг, рощ - старо

Эти звуки очень любят привлечь к себе внимание. Однако и такую рифму можно заставить звучать насыщенней, добавив совпадений согласных в предшествующих слогах:

Карандаш - ерунда [РНД], палас - купола [ПЛ], мороз колюч - расколю [РСКЛ], сто колец - на стекле [СТКЛ]

Точно так же можно обогатить и абсолютную рифму в случае открытого слога. Сравните:

ГубЫ - люби =и= губЫ - губи
раба - тебя =и= раба - грубя

Если количество совпадающих предшествующих согласных увеличить и добавить совпадающие предшествующие гласные, да и вообще аллитерации и ассонансов между рифмующимися словами и в ближайших частях строка, то можно сделать красивой и мужскую ассонансную рифму, которая сама по себе смотрится исключительно убого.

Сравните:

ГордА - луна =и= гордА - дорогА
полна - рука =и= полна - полкА
тома - себя =и= тома - тона

Интересно, что в таком случае предшествующая «шипяще-свистящая» согласна стоит пары-тройки любых других:

Возьму - мазню, лежмя - рожна, казню - ко злу

Кроме того, похоже, что одни звуки лучше стоят в парах как предшествующие согласные ударного слога, чем другие, и делают рифму ещё насыщенней в сочетании с указанными выше приёмами. Это, например, В и Б (лбы - львы), М и Н (сны - сомы), П и Б (толпы - столбы), Ж и Ш (дыши - держи), Л и Р (иглы - игры). Однако, ощущение насыщенности не появится, если у этих согласных будет разная твёрдость (сова - себя)

За примерами можно обратиться и к лирике Беллы Ахмадуллиной:

И лавочка в старинном парке
бела вставала И НЕМА,
и смутно виноградом пахли
грузинских женщин ИМЕНА.

(«Грузинских женщин имена»)

Я ей вовеки соблюдаю верность,
пишу стихи у краешка СТОлА,
и все-таки меня снедает ревность,
когда творят иные мАСТерА.

Когда возводит красную ТРубУ
печник на необжитом новом доме,
я тоже вытираю об ТРавУ
замаранные глиною ладони.

(«Чужое ремесло»)

Что же делать, если чувство звука ещё не развито, и стихотворение «написалось как написалось»? Попробуйте выписать неудачные рифмующиеся слова и к каждому из них наугад подобрать десяток-другой удачных рифм. Одна из этих новых рифм может вызвать нужный поток ассоциаций, которые останется только записать строкой, выражающей вашу мысль так же или даже более точно.

(c) Лилит Мазикина