Дэвид Бом о сознании и материи. «Неявный порядок» Дэвида Бома и принцип квантовой неопределенности Новый вид поля

Английский физик Дэвид Бом, эмигрировавший из США в период маккартиской "охоты на ведьм" в 1950-х годах, пришел к однозначному выводу, что сознание и материя являются двумы разными гранями единой реальности. При этом всю Вселенную он рассматривал как своего рода гигантскую текучую голограмму, или "холодинамику", общий порядок которой содержится в некотором неявном виде в каждой области пространства и времени.

Описываемый порядок представляет собой проекцию высших объемных уровней реальности, а кажущаяся стабильность и твердость объектов и существ, составляющих его, создается и поддерживается непрерывным процессом свертывания и развертывания.. В этом процессе субатомные частицы постоянно размываются в скрытый порядок, а затем снова рекристаллизируются.

Не существует дитохомии разум - материя, потому что на уровне сворачивания они идентичны. Незадолго до своей смерти в одной из последних работ Бом написал об этом следующее: "Сознание имеет гораздо больше скрытого порядка, нежели материя... Но на более глубоком уровне они (материя и сознание) на самом деле переплетены и неразделимы, как в компьютерной игре человек и экран связаны участием в общем цикле. С этой точки зрения разум и материя - это две грани одного целого, которые неразделимы, как форма и содержание".

Бом считал, что сознание является более тонкой формой материи, но основа для взаимодействия сознания с другими формами материи лежит не на нашем уровне реальности, а в глубинном импликативном (скрытом) порядке. При этом сознание присутствует в разных степенях свертывания во всей материи, поэтому плазма, как отмечает М.Талбот, обладает признаками живого существа.

Характерным признаком сознания Бом отмечал способность формы быть динамичной и на этом основании видел нечто сознательное в поведении электрона. Подобным же образом, он считал, что разделение Вселенной на живые и неживые объекты не имеет смысла, поскольку одушевленная и неодушевленная материя неразрывно связаны друг с другом, а жизнь находится в скрытом состоянии во всей Вселенной.

Вот как эти взгляды Бома комментирует М.Талбот: "Даже камень в некотором смысле живой, говорит Бом, поскольку жизнь и интеллект присутствуют не только в материи, но и в "энергии", "пространстве", "времени", во "всей ткани вселенной" и во всем остальном, что мы абстрактно выделяет из голодинамики и ошибочно рассматривает как независимо существующие объекты.

Идея о том, что сознание и жизнь (и, по существу, все во вселенной) суть свернутые во вселенной множества, имеет потрясающие следствия. Подобно тому как каждый кусочек голограммы содержит в себе изображение целого, каждая часть вселенной содержит в себе всю вселенную. Это значит, что, если бы мы знали, как пользоваться этим свойством, мы могли бы обнаружить галактику Андромеды на мизинце своей левой руки... Каждая клетка нашего тела уже содержит в себе весь свернутый космос. Этим же свойством обладает и каждый лист, каждая капля дождя и каждая пылинка..."

Таким образом, можно сделать вывод, что современная квантовая физика помещает сознание в центр реальности. Но то, как сознание создает эту реальность, пока остается тайной.

Эта книга, как и любая, создана коллективным усилием, когда каждый вносит свой вклад. И хотя попросту невозможно перечислить всех, кто участвовал в ее подготовке, я все же назову несколько имен, заслуживающих особой благодарности. Среди них:

прежде всего - Дэвид Бом и Карл Прибрам, которые щедро поделились своими идеями и временем и без которых само появление этой книги было бы попросту исключено;

а также: Барбара Бреннан, Ларри Досси, Бренда Дюнн, Элизабет Фенске, Гордон Глобус, Джим Гордон, Станислав Гроф, Фрэнсин Хоулэнд, Валери Хант, Роберт Джан, Рональд Вонг Джу, Мэри Орсер, Дэвид Пит, Элизабет Раушер, Беатрис Рич, Питер Ройцевич, Эбнер Шимони, Берни Сигел, Т. М. Шринавасан, Уитли Стрибер, Рассел Тарг, Уильям Тиллер, Монтегю Ульман, Лайал Уотсон, Джоэль Уиттон, Фред Алан Вольф и Ричард Зарро; им я также обязан множеством ценных указаний, не говоря об отнятом времени.

Кеннета Ринга - за многие часы, проведенные с ним в увлекательных беседах, а также за совет ознакомиться с работами Генри Корбина;

Стэнли Криппнера - за телефонные мне звонки или записки всякий раз, когда ему в голову приходило что-нибудь новое касательно голографической теории;

Терри Ольсона - за то, что он выкроил для меня пару часов и разрешил использовать его схему «человечка в ушной раковине»;

Майкла Гроссо - за плодотворные беседы и помощь в поиске нескольких работ по паранормальным явлениям;

Брендана О"Регана из Института духовных наук - за его немаловажный вклад в исследования паранормальных явлений и за помощь в поиске нужных публикаций;

моего старого друга Питера Брунхес - за его университетские связи, которые помогли мне найти несколько редких публикаций;

Джудит Хупер - за любезно предоставленную мне возможность пользоваться ее огромным собранием материалов по голографической теории;

Сьюзан Каулс из Музея голографии в Нью-Йорке - за помощь в поиске иллюстраций для книги;

Керри Брэйс - за то, что он указал мне связь между голографической теорией и индийской философией, а также натолкнул на мысль начать книгу эпизодом из фильма «Звездные войны»;

Мэрилин Фергюсон, основателя бюллетеня «Brain/Mind», которая одна из первых осознала значимость голографической теории и посвятила мне множество часов для ее уяснения. Искушенный читатель заметит, что завершающее вторую главу описание вселенной на основе выводов Бома и Прибрама является, по сути, скрытой цитатой из бестселлера Фергюсон «Заговор Водолеев». Для исчерпывающего описания и определения голографической теории я попросту не мог подобрать лучших слов, и это говорит о замечательном писательском таланте Мэрилин;

коллектив Американского общества психических исследований - за помощь в уточнении ссылок, авторов и источников;

Марту Виссер и Шэрон Шуйлер - за помощь в рецензировании книги;

Росса Ветцстеона из журнала «Village Voice», попросившего меня написать статью о голографической теории, с чего все и началось;

Клэр Зайон, сотрудницу издательства «Simon & Schuster», которая первая предложила мне из статьи сделать книгу;

Люси Кролл и Барбару Хогенсон, оказавшихся незаменимыми литературными агентами;

Лоренса Ашмида, сотрудника издательства «Harper Collins» - за неизменную поддержку; а также Джона Мишеля - за бережную и вдумчивую редактуру.

Если я кого-нибудь нечаянно пропустил - пожалуйста, простите. Всем вам, названным и неназванным, моя сердечная благодарность.

В настоящее время мы располагаем новыми научными данными, имеющими огромное значение для будущего. Они в состоянии полностью перевернуть наши представления о человеческой психике, ее патологии и перспективах лечения. Некоторые из этих данных по своей значимости выходят за рамки психологии и психиатрии и бросают вызов всей ньютоно-декартовской парадигме, лежащей в основании западной науки. Они могут радикально изменить наше понимание человеческой природы, культуры и истории, да и самой реальности как таковой.

Д-р Станислав Гроф

о голографических явлениях в книге «Путешествие в поисках себя»

Введение

В фильме «Звездные войны» приключения главного героя, Люка Скайуокера, начинаются с того момента, как робот, орудуя лучом света, создает в воздухе миниатюрное трехмерное изображение принцессы Леи. Люк смотрит как завороженный на призрачное существо, призывающее на помощь некоего Обиван Киноби. Такое изображение носит наименование голограмма - трехмерная картинка, построенная с помощью лазера. Технология ее создания, можно сказать, граничит с чудом. Но как еще более ошеломляющую следует расценить гипотезу некоторых современных ученых, согласно которой сама наша вселенная подобна колоссальной голограмме. Другими словами, они считают, что мир, в котором мы живем, в действительности может представлять собой удивительно тонкую и сложную иллюзию, не более реальную, чем образ принцессы в кино, пленивший главного героя.

В самом деле, имеется немало данных, позволяющих предположить, что наш мир и все, что в нем находится, - от снежинок и листьев клена до электронов и комет, - всего лишь призрачные картинки-проекции, спроецированные из некоего уровня реальности, который находится далеко за пределами нашего обычного мира - настолько далеко, что там исчезают сами понятия времени и пространства.

Главными творцами этой удивительной идеи являются два выдающихся мыслителя нашего времени: Дэвид Бом, профессор Лондонского университета, любимый ученик Эйнштейна, один из наиболее выдающихся специалистов в области квантовой физики, - и Карл Прибрам, нейрофизиолог при Стэнфордском университете, автор книги «Языки мозга» - классического труда по нейропсихологии. Работая в различных областях науки, Бом и Прибрам пришли к сходным выводам. Бом стал приверженцем голографической теории вселенной после разочарования в общепринятых теориях, не способных дать удовлетворительное объяснение явлениям квантовой физики. Прибрам убедился в справедливости этой теории после того, как понял примерно то же самое в отношении общепринятой теории деятельности мозга, которая совершенно так же не в состоянии раскрыть множество нейрофизиологических загадок.

Однако после того, как Бом и Прибрам убедились в справедливости голографической теории вселенной, они увидели, что данная теория способна пролить свет на множество иных загадок, встречающихся в природе: например, объяснить способность угадывать направление звука тем, кто слышит только на одно ухо, или, скажем, нашу способность моментально узнавать знакомое лицо по прошествии многих лет, даже если облик знакомого изменился «до неузнаваемости».

Но самым поразительным в отношении голографической модели вселенной оказалось то, что она вдруг открыла природу и механику многих явлений, ранее ускользавших от объяснения, - таких, например, как телепатия, предсказания, мистическое чувство единства со вселенной и даже психокинез, то есть способность психики перемещать физические объекты на расстоянии.

Все больше ученых убеждается в том, что с помощью голографической модели можно объяснить практически все паранормальные явления и любой мистический опыт; в последние годы мы являемся свидетелями значительного расширения исследований в этой области. Можно привести следующие примеры.

В 1980 году в университете штата Коннектикут д-р Кеннет Ринг с помощью голографической модели дал толкование феномену клинической смерти. Ринг, который избран президентом Международной Ассоциации по изучению явлений клинической смерти, считает, что подобный опыт, да и сама смерть, представляет собой не что иное, как перемещение сознания человека с одного уровня голографической реальности на другой.

Теория Дэвида Бома

Его теория оказалась настолько притягательной, что многие почувствовали: Вселенная не может быть иной, нежели ее описал Бом.

Джон Бриггс, Дэвид Пит

Зеркальная Вселенная

Неразрывное единство

Одним из главных творцов удивительной идеи о том, что Вселенная подобна гигантской голограмме, является ученик Эйнштейна – профессор Лондонского университета, один из наиболее выдающихся специалистов в области квантовой физики Дэвид Бом. В бытность аспирантом Бом писал свою кандидатскую диссертацию под руководством Роберта Оппенгеймера.

После окончания Государственного колледжа в штате Пенсильвания Бом поступил в Калифорнийский университет в Беркли и до получения докторской степени в 1943 году работал в Лоренсовской радиационной лаборатории, занимаясь исследованиями в области плазмы.

Там он встретился с одним поразительным примером квантовой взаимосвязи. Плазма – частично или полностью ионизированный газ, в котором плотности положительных и отрицательных зарядов практически одинаковы (4). К своему удивлению, Бом обнаружил, что, будучи в плазме, электроны перестают вести себя как отдельные частицы и становятся частью коллективного целого. В то время как индивидуальные движения электронов имели случайный характер, большое количество электронов приводило к эффектам, носившим удивительно организованный характер. Подобно некой амебе, плазма постоянно регенерировала сама себя и окружала оболочкой все инородные тела – она вела себя аналогично живому организму, когда в его клетку попадает инородное вещество. Бом был настолько поражен органическими свойствами плазмы, что часто представлял электронное море как «живое существо» (5).

В 1947 году Бом принял предложение занять должность ассистента в Принстонском университете (что было признанием его заслуг) и продолжил начатое еще в Беркли исследование поведения электронов в металлах. Снова и снова он обнаруживал, что кажущееся хаотичным движение индивидуальных электронов-частиц способно производить в совокупности высокоорганизованное движение. Подобно плазме, которую он изучал в Беркли, он столкнулся с ситуацией, где не только две частицы согласовывают между собой свое поведение: он увидел целый океан частиц, каждая из которых как будто знала, что делают остальные триллионы частиц. Бом назвал такие коллективные движения частиц плазмонами, а их открытие принесло ему славу выдающегося физика.

Позже, в 1951 году, когда Оппенгеймер оказался под сильным давлением Комиссии по антиамериканской деятельности, созданной сенатором Маккарти, Бом был вызван на допрос и отказался давать показания, в результате чего потерял работу в Принстонском университете и больше не преподавал в Соединенных Штатах, переехав сначала в Бразилию, а затем в Лондон (5).

Квантовый потенциал . Коллективное движение плазмонов и наличие странной взаимосвязи между, казалось бы, несвязанными событиями на внутриатомном уровне не давало Бому покоя. Чтобы найти ответ на этот вопрос, Бом, предположил, что, во-первых, элементарные частицы, вопреки утверждению Бора существуют в отсутствие наблюдателей и, во-вторых, за пределами боровской реальности существует более глубокая реальность на субквантовом уровне, пока не открытая наукой.

Исходя из этих гипотез, Бом обнаружил, что многие непонятные явления в квантовой физике можно объяснить, если постулировать существование некоего гипотетического поля, которое, как и гравитация, пронизывает все пространство. Однако в отличие от гравитационных, магнитных и других полей действие нового поля не ослабевает с расстоянием, и его сила распределена равномерно по всему пространству. Бом назвал это поле квантовым потенциалом и постулировал его как волновое информационное поле, управляющее электронами.

Коллективную деятельность электронов в плазме можно объяснить координирующим действием квантового потенциала, которое обеспечивает электроны информацией, благодаря чему они знают обо всем, что происходит вокруг них.

Такое понимание аналогично движению корабля в океане, управляемого с берега с помощью радиосигнала. Корабль движется благодаря собственной энергии, но инструкцию для маневрирования получает с помощью радиоволн, которые несут только информацию. Так и квантовый потенциал обеспечивает «инструкции для изменения курса», требующиеся электрону, чтобы взаимодействовать с окружающей его средой.

Как указывает Бом, такие «электроны не рассеиваются, потому как благодаря действию квантового потенциала вся система приобретает координированное движение – это можно сравнить с балетом, в котором танцоры движутся синхронно в отличие от неорганизованной толпы… Такие квантовые целые состояния больше напоминают организованное поведение частей живого существа, чем функционирование отдельных частей машины» (5).

Пристальное изучение свойств квантового потенциала привело его к еще более радикальному отходу от ортодоксального мышления. Вопреки классической науке, которая всегда рассматривала систему как простое сложение поведения ее отдельных частей, гипотеза квантового потенциала определяла поведение частей как производную от целого. Более того, она не только подтверждала высказывания Бора о том, что элементарные частицы не являются независимыми «частицами материи», но и постулировала целое как первичную реальность.

Еще более удивительным оказалось то, что на уровне квантового потенциала локализация вообще отсутствует, все пространство становится единым и говорить о пространственном разделении становится бессмысленно. Именно этим объясняется такое свойство пространства, как нелокальность.

Нелокальный аспект квантового потенциала позволил Бому объяснить связь между парными частицами без нарушения специальной теории относительности, запрещающей превышение скорости света. Для пояснения он предложил следующий пример: представьте себе рыбу, плавающую в аквариуме. Представьте также, что вы никогда раньше не видели рыбу или аквариум и что единственную информацию о них вы получаете через две телевизионные камеры, одна из которых направлена на торец аквариума, а другая смотрит сбоку. Если смотреть на два телевизионных экрана, можно ошибочно предположить, что рыбы на экранах разные. Действительно, поскольку камеры расположены под разными углами, каждое из изображений будет несколько отличаться. Но, продолжая наблюдать за рыбами, вы в конце концов понимаете, что между ними существует некая связь. Если поворачивается одна рыба, другая делает несколько другой, но синхронный поворот. Если одна рыба показывается анфас, другая предстает в профиль и т. д. Если вы не знакомы с общей ситуацией, вы можете ошибочно заключить, что рыбы мгновенно координируют свои движения, однако это не так. Никакой мгновенной связи между ними нет, поскольку на более глубоком уровне реальности – реальности аквариума – существует одна, а не две рыбы (5).

По мнению Бома, элементарные частицы связаны так же, как изображения одной рыбы в двух гранях аквариума. Хотя частицы наподобие электронов кажутся отделенными друг от друга, на более глубоком уровне реальности – реальности аквариума – они являются лишь двумя аспектами глубокого космического единства.

Таким образом, Бом рассматривает нелокальные связи как существенную часть некоего единства, считая, что глубже уровня вероятности существует более глубокий «уровень непроявленности», который внутренне присущ космической сети взаимоотношений (3).

Взгляды Бома на «неразрывное единство» противоречили механистической точке зрения ученых, которые рассматривали мироздание как вселенскую машину. Мир сводился к набору основных элементов, которыми служат частицы (электроны, протоны, кварки, атомы и т. д.) и различные виды непрерывно простирающихся в пространстве полей. Все эти элементы являются в своей основе внешними по отношению друг к другу, и не только в том, что они разделены в пространстве, но и в том, что фундаментальная природа каждого независима от фундаментальной природы соседа, а силы взаимодействия не затрагивают глубоко внутреннюю природу элементов. Такую структуру, скорее, можно сравнить с машиной, чем с единым организмом.

Безусловно, механистический подход допускает существование биологического организма (ибо оно очевидно), в котором части могут глубоко влиять на саму природу других частей и всего организма, поскольку они в основе своей связаны как друг с другом, так и с целым. Но и в этом случае все в конечном итоге сводится к молекулам, таким как ДНК, РНК, белки и т. д. Даже если в организме возникают какие-то новые свойства и качества, то они всегда подразумеваются в молекулах. Поэтому в конце концов организм лишь удобный способ говорить о большом числе молекул.

О том, что современная наука не имеет языка описания целостного мира, шла речь на конференции «Научные итоги второго тысячелетия: взгляд из России», которая проходила в конце 2000 года в Петербурге. Ученые резюмировали:

Наука разложила мир на элементарные кирпичики. Изучая организм, она опускалась до клетки. Однако современные данные в области молекулярной биологии показывают, что для того, чтобы описать только одну единственную органическую клетку, потребуется целая человеческая жизнь с расчетом на то, что человек будет описывать ее 24 часа в сутки. Выходит, что клетка представляет собой Вселенную, и путь дробления мира на кирпичики в целях его познания является тупиковым. Мир, разбитый на кусочки, стал таким же непонятным, как разрезанный на миллионы кусочков шедевр мастера. Процесс познания остановился (6).

Гипотеза квантового потенциала постулировала существование целого и его частей, которые являются соотносительными категориями: говоря об одном, следует подразумевать другое. Нечто может быть частью, только если существует целое, частью которого оно может быть.

Свое альтернативное видение квантовой теории Бом обнародовал в печати в 1952 году.

Реакция на его работу была в основном отрицательной. Некоторые физики настолько верили в то, что никакие альтернативы невозможны, что отвергли его теорию без рассмотрения. Другие обрушили на нее яростные атаки. В конце концов все возражения свелись к философским разногласиям: точка зрения Бора была настолько укоренена в физику, что альтернативный подход Бома казался более чем ересью.

Несмотря на остроту атак, Бом верил, что существует более глубокая реальность, нежели та, которую допускает Бор, и невозмутимо продолжал шлифовать свой альтернативный подход к квантовой физике.

Однако более чем сдержанная реакция научной общественности на его идеи относительно единства и нелокальности, а также неясность дальнейших исследований в этом направлении заставили его переключиться на другую тему. В 1960-х годах он занялся пристальным изучением порядка.

О порядке . В классической науке все объекты обычно разделялись на две категории: объекты, обладающие упорядоченностью своих частей, и объекты, части которых находятся в неупорядоченном, или случайном, состоянии. Снежинки, компьютеры и живые существа – все это примеры упорядоченных объектов. Рассыпанные зерна кофе на полу, обломки после взрыва, числа, генерируемые рулеткой, – примеры неупорядоченных объектов.

Возникает вопрос: что есть порядок? Вообще говоря, некоторое представление о порядке имеется практически у каждого. Все мы знакомы с порядком чисел, с порядком точек в линии, порядком функционирования организма, множеством порядков тонов в музыке, порядком времени, порядком языка, порядком мышления и т. д. Однако дать обобщенное и внятное понятие порядка, по мнению Бома, невозможно (7).

По мере того как Бом все более углублялся в изучаемый предмет, он стал понимать, что существуют различные степени порядка. Некоторые вещи более упорядочены, чем другие, причем иерархия порядка бесконечна во Вселенной. Из этого Бом сделал вывод: то, что нам кажется неупорядоченным, вовсе может и не являться таковым. Возможно, порядок этих вещей имеет «такую бесконечно большую величину», что они только кажутся беспорядочными, хаотичными. Сегодня уже многие ученые разделяют подобную точку зрения на хаос. Например, американский ученый Б. Вильямс пишет: «Хаос представляет собой более высокую форму порядка, где случайность и бессистемные импульсы становятся организующим принципом скорее, нежели более традиционные причинно-следственные отношения в теориях Ньютона и Евклида» (8).

Будучи погруженным в эти мысли, Бом увидел как-то в телевизионной программе на канале BBC устройство, способствовавшее дальнейшему развитию его идей. Устройство представляло собой специально спроектированный сосуд, содержащий большой вращающийся цилиндр. Пространство сосуда было заполнено глицерином – плотной, прозрачной жидкостью – с неподвижно плавающей в нем каплей чернил. Бома заинтересовало следующее: когда ручку цилиндра поворачивали, чернильная капля расползалась по глицерину и казалась растворенной. Но как только ручку начинали крутить в противоположном направлении, слабая чернильная траектория медленно исчезала и превращалась в исходную каплю (5).

Позднее Бом написал:

Этот опыт поразил меня тем, что в точности соответствовал моим представлениям о порядке, то есть когда чернильное пятно расползалось, оно все-таки имело «скрытый» (то есть непроявленный) порядок, который проявлялся, как только капля восстанавливалась. С другой стороны, на нашем обычном языке мы сказали бы, что чернила были в состоянии «беспорядка», растворившись в глицерине. Этот опыт привел меня к новому определению порядка (5).

Это открытие сильно воодушевило Бома. Наконец он нашел метафору для понимания порядка, которая позволила не только свести воедино все его разрозненные мысли за многие годы, но и предоставила мощный аналитический аппарат в его распоряжение. Этой метафорой была голограмма.

Бом стал приверженцем голографической теории Вселенной после разочарования в общепринятых теориях, не способных дать удовлетворительное объяснение явлениям квантовой физики.

Голограмма и ее свойства

Голография – способ записи и восстановления волнового поля, основанный на регистрации интерференционной картины, которая образована двумя волнами: волной, отраженной предметом, освещаемым источником света (предметная волна), и когерентной с ней волной, идущей непосредственно от источника (опорная волна). Зарегистрированная интерференционная картина называется голограммой (4).

Основы голографии были заложены физиком Денисом Габором (впоследствии Нобелевским лауреатом) в 1948 году. Когда Габор впервые пришел к идее голографии, он не думал о лазерах. Его целью было улучшить электронный микроскоп, на то время довольно простое и несовершенное устройство. Габор предложил регистрировать информацию не только об амплитудах, но и о фазах электронных волн путем наложения на предметную волну попутной когерентной (синхронной) опорной волны. Он использовал исключительно математический подход, основанный на исчислении, изобретенном в XVIII веке французским математиком Жаном Фурье.

Математическое обеспечение голограммы. Ж. Фурье разработал математический метод перевода паттерна любой сложности на язык простых волн и показал, как эти волновые формы можно преобразовать в первоначальный паттерн. Чтобы понять суть такого преобразования, вспомним, что телевизионная камера, например, переводит визуальный образ в набор электромагнитных волн различной частоты. А телевизор с помощью антенны воспринимает этот пакет волн и переводит их в визуальный образ. Подобно процессам в телекамере и телевизоре, математический аппарат, разработанный Фурье, преобразует паттерны. Уравнения, используемые для перевода образов в волновые формы и обратно, известны как преобразования Фурье. Именно они позволили Габору перевести изображение объекта в интерференционное «пятно» на голографической пленке, а также изобрести способ обратного преобразования интерференционных паттернов в первоначальное изображение.

Однако отсутствие мощных источников когерентного света не позволило Габору получить качественное голографическое изображение.

Второе рождение голография пережила в 1962–1963 годах, когда американские физики Э. Лейт и Ю. Упаниекс применили в качестве источника лазер и разработали схему с наклонным опорным пучком (4).

Познакомимся немного ближе с тем, что такое голограмма. В основе голограммы лежит интерференция, то есть паттерн, возникающий в результате наложения двух или более волн. Если, например, бросить в пруд камешек, это произведет серию концентрических, расходящихся волн. Если же бросить два камешка, мы увидим, соответственно, два ряда волн, которые, расходясь, налагаются друг на друга. Возникающая при этом сложная конфигурация из пересекающихся вершин и впадин известна как интерференционная картина.

Такую картину может создавать любое волновое явление, включая свет и радиоволны. Особенно эффективен в данном случае лазерный луч, поскольку он является исключительно чистым, когерентным источником света. Лазерный луч создает, так сказать, идеальный камешек и идеальный пруд. Поэтому лишь с изобретением лазера открылась возможность получать искусственные голограммы.

От лазерного источника направляют два луча света: на объект и на зеркало. Отраженные от объекта (предметная) и от зеркала (опорная) волны направляют на фотопластину со светочувствительной поверхностью, где и происходит их наложение друг на друга. Образовавшаяся сложная интерференционная картина, содержащая информацию об объекте, представляет собой голографическую фотографию, которая внешне не имеет никакого сходства с фотографируемым предметом. Она может представлять собой систему чередующихся между собой светлых или темных колец, прямолинейных или волнистых полос, а также иметь пятнистый рисунок (9).

Свойства голограммы . Если голограмму осветить опорной волной от источника, то в результате дифракции света на интерференционной структуре голограммы в дифракционном пучке восстанавливается копия предметной волны, и в некотором удалении появляется мнимое объемное (волновое) изображение объекта, которое трудно отличить от оригинала (4). Трехмерность изображения таких объектов удивительно реальна. Можно обойти голографическую картинку и увидеть ее под разными углами, как будто это реальный объект. Однако при попытке потрогать голограмму рука просто пройдет через воздух и вы ничего не обнаружите, как, например, не обнаруживаете рукой радиоволны в пространстве.

Трехмерность не единственное замечательное свойство голограммы. Если от голографической фотопленки отрезать половину, а затем осветить ее лазером, изображение, появившееся невдалеке, все равно окажется целым. Даже если останется только маленький кусочек голографической фотопленки, то и от него при соответствующем освещении появится полное изображение объекта. Правда, чем меньше кусочек, тем хуже качество изображения. В отличие от обычных фотографий, каждая небольшая частичка голографической пленки содержит всю информацию целого.

Кроме объемного изображения, голограмма обладает еще одним уникальным свойством: на одной фотопластине можно последовательно записать несколько изображений только за счет изменения угла, под которым два лазера облучают эту пластину. И любое записанное таким образом изображение можно восстановить простым освещением этой пластины лазером, направленным под тем же углом, под которым находились первоначально два луча. Исследователи рассчитали, что, используя этот метод, на одном квадратном сантиметре пленки можно разместить столько же информации, сколько содержится в десяти Библиях!

Таким образом, голограммы обладают фантастической способностью к хранению информации. Голографическое кодирование информации потрясает поразительной эффективностью. С количеством информации, которую можно зафиксировать голограммой, нельзя сопоставить ни одно из существующих средств хранения информации. Эффективность информационного кодирования с помощью голограммы столь велика, что может быть сравнима с эффективностью хранения информации в памяти человека (10).

Если две когерентные волны накладываются друг на друга в пространстве (а не на фотопластине), образуется так называемая информационная матрица, или интерферограмма, содержащая в себе информацию в закодированном виде.

Скрытый порядок и раскрытая реальность

Как только Бом начал внимательно изучать голограмму, он увидел, что она представляет собой новый способ объяснения порядка. Интерференционные картины, записанные на кусочке голографической пленки, кажутся хаотичными для невооруженного глаза, подобно чернильной капле, расползшейся в глицерине, которая, однако, имеет скрытый (имплицитный) порядок. По мнению Бома, пленка также содержит скрытый порядок, ибо изображение, закодированное в интерференционных картинах, есть скрытая полнота, свернутая в пространстве. А голограмма, проецируемая пленкой, имеет раскрытый порядок, поскольку представляет развернутую и видимую версию изображения. Оба явления обладают скрытым, или свернутым, порядком, напоминающим порядок плазмы, состоящей из кажущегося случайным индивидуального поведения электронов. Поскольку каждая часть голографической пленки содержит всю полноту информации, то, следовательно, эта информация распределена нелокально. И это не было единственной блестящей догадкой, полученной с помощью голограммы.

Чем больше Бом думал об этом феномене, тем более он убеждался в том, что Вселенная фактически использует голографический принцип в своей работе. Она пронизана бесчисленным количеством разнообразных волн различных уровней вибраций – от низкочастотных электромагнитных до высокочастотных торсионных. Каждая волна одного рода образует с когерентной ей волной того же рода интерферограмму. Таким образом, Вселенная – это огромная плавающая голограмма, в любой точке которой содержится информация обо всем Мире, но она закодирована в голографических интерференционных микроструктурах (5).

И если Вселенная организована в соответствии с голографическим принципом, она, естественно, должна иметь нелокальные свойства. Эта голографическая Вселенная в конце концов позволила Бому создать целостную и поражающую своим радикализмом теорию.

Гипотезу ученого, согласно которой наша Вселенная подобна гигантской голограмме, можно оценить как ошеломляющую. Ведь это означает, что мир, в котором мы живем, в действительности может представлять собой тонкую и сложную иллюзию наподобие голографического изображения (7). Под ней находится более глубокий порядок бытия – беспредельный и изначальный уровень реальности, – из которого рождаются все объекты, и в том числе видимость нашего физического мира аналогично тому, как из кусочка голографической пленки рождается голограмма.

В VI веке до нашей эры великий египетский жрец Гермес Трисмегист, рассказывая сыну Тату о Боге, говорил:

…всякая видимость сотворена, ибо она проявлена; но невидимый есть всегда, не нуждаясь в проявлении. Он есть всегда, и Он делает все вещи явными. Невидимый, потому что вечный, Он, не показываясь Сам, приводит к появлению всего. Несотворенный, Он проявляет все вещи в видимости; видимость же присуща только вещам сотворенным, она есть не что иное, как рождение. Он рождает, Сам будучи нерожденным; Он не показывается нам в чувственном образе, но это дает чувственные образы всем вещам. В чувственных образах появляются только сущности рожденные: действительно, прийти в жизнь есть не что иное, как появиться в ощущениях… Только мысль видит невидимое, ибо она сама тоже невидима (11).

Не правда ли, как много общего в объяснениях Трисмегиста и современного физика Бома?

Сегодня уже имеется немало данных, позволяющих предположить, что наш мир и все, что в нем находится, от электронов и снежинок до комет и падающих звезд, всего лишь призрачные картинки-проекции, спроецированные из некоего глубинного уровня реальности, который находится далеко за пределами нашего обычного мира – настолько далеко, что там исчезают сами понятия времени и пространства. Вселенная, и это подтверждает ряд серьезных исследований, представляет собой гигантскую голограмму, где даже самая крошечная часть изображения несет информацию об общей картине бытия (Все во Всем!) и где все, от мала до велика, взаимосвязано и взаимозависимо. По мнению многих современных ученых и мыслителей, голографическая модель Вселенной является одной из самых перспективных картин реальности, имеющихся в нашем распоряжении на сегодняшний день.

Свои первые статьи о голографическом характере Вселенной Бом опубликовал в начале 1970-х годов, а в 1980 году издал законченный труд под названием «Полнота и импликативный порядок». Книга не просто соединяет воедино мириады идей, она дает радикально новую картину мироздания.

Поскольку все в космосе состоит из непрерывной голографической ткани, пропитанной импликативным (скрытым) порядком, то говорить о Вселенной, состоящей из «частей», бессмысленно. Вселенная, по Бому, представляет собой единое целое!

Именно ненарушаемая целостность Вселенной объединяет две великие теории – теорию относительности и теорию квантовой физики, хотя их основные физические концепции довольно противоречивы. Относительность требует строгой непрерывности, строгого детерминизма и строгой локальности. В квантовой механике утверждается прямо противоположное: прерывистость, индетерминизм, нелокальность. Но ненарушаемая целостность Вселенной лежит в основе обеих теорий.

Голодинамика, или голодвижение . Поскольку термин «голограмма» обычно относится к статичному изображению и не передает динамику и активный характер бесконечных свертываний и развертываний, непрерывно создающих нашу Вселенную, Бом предпочитает определять Вселенную не как голограмму, а как «голодинамику» или «голодвижение».

В примере с фотопластиной речь шла о статической записи света, который является движением волн. Однако действительность, по мнению Бома, есть само движение, в котором информация о целом предмете динамически свернута в каждой части пространства, а потом развернута в изображении. Сходный принцип свернутости и развернутости можно наблюдать в широком спектре опыта. Например, свет из всех частей комнаты содержит информацию обо всей комнате и фактически свертывает ее в том крохотном луче, который проходит через зрачок нашего глаза. А мозг и каким-то образом сознание разворачивают эту информацию так, что у нас возникает ощущение целой комнаты. Подобным образом свет, проникающий в телескоп, свертывает информацию обо всей Вселенной пространства-времени. Иными словами, движения всевозможных волн свертывают целое в каждой части Вселенной (7).

Более простой пример свертывания и развертывания информации можно наблюдать в работе телекамеры и телевизора. Так, камера, которой оператор снимает какой либо объект, свертывает информацию об объекте, переводя изображение в систему электромагнитных волн различной частоты. Телевизионный приемник развертывает эту информацию на экран. В старых телевизорах существовала даже такая регулировка изображения, как «развертка»: когда настройка сбивалась и изображение в полном смысле слова свертывалось «в точку», регулировка «развертки» приводила изображение в норму, и оно разворачивалось буквально на глазах во весь экран.

Непроявленное или тотальная потенциальность представляет собой бесконечное множество возможностей проявления переживаний, тенденций, реализующихся в процессе движения энергии Вселенной, направленного на осознание целым самого себя. По сути это движение (голодвижение) представляет собой динамическое явление, на основе которого образуются все формы материальной Вселенной, и есть сам процесс осознания (7).

По мнению Бома, именно движение свертывания и развертывания, которое он назвал «голодвижением», представляет собой первоначальную реальность, а объекты, сущности и формы – это относительно стабильные независимые и автономные черты голодвижения, точно в такой же степени, как, например, водоворот – подобная черта текущего движения жидкости.

Создав термин «голодвижение», Бом показал, что реальность структурирована подобно голограмме. Он утверждает, что видимая реальность, которую мы знаем и ощущаем, – это голографическая проекция голограммы, сформированной в невидимой, скрытой сфере – свернутом порядке высшего пространства. Свернутый порядок облекается в конкретную форму или разворачивается в то, что мы знаем как реальность, которую Бом называет развернутым порядком.

При таком подходе электрон – это уже не отдельный объект, а множество, возникшее в результате свертывания пространства. Когда прибор определяет присутствие отдельного электрона, это означает, что в данный момент проявляется только один аспект электронного множества, аналогично тому как чернильная капля обнаруживается из глицеринового пятна. Если электрон кажется движущимся, это вызвано непрерывной серией таких свертываний и развертываний.

Таким образом, электрон и все другие частицы, как гейзер, фонтанирующий из земли, поддерживаются непрерывным притоком из скрытого порядка. Легко представить, как электрон развертывается из этого фона в какой-то частной позиции, затем свертывается в него снова, а поблизости развертывается другой и снова свертывается, и еще один, и еще – и постепенно это начинает походить на след одного электрона. Здесь можно увидеть прерывистость, поскольку места развертывания не обязательно должны быть непрерывными. Становится понятным, как из развертывания могут исходить прерывистость и непрерывность – волнообразные качества. Именно постоянный и динамический обмен между двумя порядками объясняет, как частицы могут превращаться из одного типа в другой, как квант проявляется то в виде частицы, то в виде волны. Словом, элементарные частицы, как и все во Вселенной, существуют не более независимо друг от друга, чем элементы орнамента на ковре.

Оба аспекта всегда присутствуют в свернутом виде во всем множестве кванта, и только способ взаимодействия наблюдателя с этим множеством определяет, какой именно аспект проявится, а какой останется скрытым (7).

В своей общей теории относительности Эйнштейн буквально ошеломил мир заявлением, что пространство и время – не раздельные, но плавно соединенные сущности, вытекающие как части целого, которое он назвал пространственно-временным континуумом. Бом делает еще один гигантский шаг вперед. Он говорит, что все во Вселенной – часть континуума. Это очень глубокий вывод.

«Несмотря на кажущуюся разделенность вещей на экспликативном уровне, все представляет собой непрерывно распределенную реальность, в конце концов заканчивающуюся тем, что импликативные и экспликативные (скрытые и открытые) порядки сливаются друг с другом. Давайте на минуту остановимся на этом. Посмотрите на свою руку. Теперь посмотрите на свет, падающий от стоящей позади вас лампы. И на собаку, сидящую у ваших ног. Вы не просто сделаны из одной и той же сущности: вы и есть одна и та же сущность. Одна сущность. Неделимая. Огромное Нечто, протянувшее бесчисленное множество своих рук и придатков в кажущиеся объекты, атомы, беспокойные океаны и мерцающие звезды космоса» (5).

Части и фрагменты . Действительно, если все элементарные частицы взаимосвязаны на более глубоком уровне, то электроны каждой клеточки нашего тела связаны с электронами каждого зверя, каждой рыбы, каждого сердца, которое стучит, каждой звезды, которая мерцает в небе. Все взаимопроникает во все, и хотя человеческой натуре свойственно все разделять, расчленять, раскладывать по полочкам все явления природы, все разделения искусственны, природа в конечном счете есть неразрывная паутина.

Как человеческие существа, все мы являемся частью целого, которое внешне воспринимаем как Вселенную. Но скованность и ограничения наших обычных систем восприятия вводят нас в заблуждение и заставляют верить, что мы разделены. Мы воспринимаем себя отделенными не только от других человеческих существ, но и видим себя отличающимися от всех разумных жизненных форм. Мы загнали себя в ловушку, представляя, что пространство и время – единственные координаты, в которых мы можем определять свое существование.

Но время и пространство в голографическом мире нельзя брать за основу, ибо такая характеристика, как положение, не имеет смысла во Вселенной, в которой ничто не отделено друг от друга. А поскольку в голографическом мире прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно, то с помощью соответствующего инструментария можно проникать в глубь этой суперголограммы и видеть картины далекого прошлого или заглядывать в будущее.

Всеобщая привычка разбивать мир на части и игнорировать динамическую взаимосвязь всех вещей порождает все наши проблемы, не только в науке, но и в личной и общественной жизни. Например, разделение между наблюдателем и наблюдаемым или разделение между разумом и материей повлекло за собой серьезные трудности в понимании мира как целого. Думая о целостности мира, мы выделяем себя как наблюдателя, смотрящего на эту целостность. И невольно раскалываем это целое, идентифицируя себя только с одной его частью. Несколько наблюдателей, каждый из которых является внешним объектом по отношению ко всем остальным, раскалывает это целое еще больше. Однако все множество образовавшихся таким образом частей взаимосвязано.

К сожалению, мы, люди, разделяем целое даже не на части, а на фрагменты. А между частью и фрагментом существует принципиальная разница. Как указывает латинский корень и как видно из родственного английского слова fragile («хрупкий»), «фрагментировать» – это ломать или разбивать.

Например, ударить молотком по часам – значит произвести не части, а фрагменты, разделенные так, что они перестают быть значимо связанными с целым. Конечно, существуют области, где фрагментация необходима. Например, чтобы приготовить бетон, нужно растолочь камни. Это нормально.

С точки зрения Бома, проблема человечества заключается в том, что мы, люди, обладаем фрагментарным способом мышления, который производит поломки и фрагменты и не видит должные части в их связи с целым. Это приводит к общей тенденции «разламывать бытие» недолжным образом в соответствии с нашими мыслями. Например, все части человечества фундаментально взаимозависимы и взаимосвязаны. Однако первоначальное и доминирующее значение, придаваемое различию между людьми, семьями, профессиями, нациями, расами, религиями, идеологиями и т. д., не позволяет человеческим существам работать вместе ради общего блага или хотя бы ради выживания.

Когда человек думает о себе таким фрагментарным образом, он неизбежно склонен видеть в первую очередь себя, собственную персону, собственную семью, словом, «собственную рубашку, которая ближе к телу». Он не думает о себе как о внутренне связанном с целым человечеством и, следовательно, с остальными людьми. Подобным образом он разделяет тело и разум, чтобы относиться к ним по отдельности. Физически это неблагоприятно для здоровья, а ментально – для ума.

«Например, если мы говорим о том, что есть две нации, то здесь та жe самая проблема. Видите, люди в двух нациях могут не очень сильно отличаться друг от друга, как во Франции и Германии. Тем не менее они настаивают на том, что они абсолютно различны. Одни говорят: Deutschland ?ber Alles , другие: Vive la France , a затем они говорят: „Мы должны установить жесткие границы; мы должны поставить гигантские заборы вдоль этих границ; мы должны уничтожать все, что угодно, только чтобы защитить их“, – и вот у нас уже Первая мировая война… Хотя, если пересечь границу, никакого разделения не заметно; люди не очень сильно разнятся, и если бы по исторической случайности произошло так, что две были бы одним, то такой вещи не случилось бы… А если вы думаете, что есть две части, то вы и станете навязывать их…

Но, конечно, прежде чем вещи начнут от этого на самом деле меняться – из-за того что мы станем думать иначе, – эта мысль должна глубоко внедриться в наши намерения, действия и так далее, во все наше существо» (7).

Итак, по мнению Бома, фрагментарное мышление, которым сегодня обладает человечество, способствует появлению такой реальности, которая постоянно разламывается на беспорядочную, дисгармоничную и деструктивную деятельность. И это в то время, когда мир представляет собой единое целое, которое может делиться на части (и они естественны), но не может разламываться на несвязанные друг с другом фрагменты. Деление на части можно применять лишь до известного предела – всегда следует помнить о том, что каждая часть зависит от любой другой части. Хорошим примером этому служит Чернобыль. Атомный взрыв произошел на Украине, а больные дети рождаются в Белоруссии, России и других странах.

К сожалению, мы верим, например, что можем извлекать ценные материалы из Земли, не влияя на оставшуюся ее часть. Мы верим, что можем решать различные проблемы общества, такие как преступность, бедность, пристрастие к наркотикам, игнорируя общество в целом, и т. д. Мы даже верим, что можем победить терроризм в отдельно взятой стране, например в Ираке.

Существующий способ фрагментации мира не только не работает, но даже может оказаться фатальным (7).

Однако Бом предупреждает: это не значит, что Вселенная – гигантская неразличимая масса. Вещи могут быть частью неделимого целого и в то же время обладать уникальными качествами. Чтобы проиллюстрировать эту мысль, он обращает наше внимание на небольшие водовороты и вихри, часто образующиеся в реке. На первый взгляд такие водовороты кажутся независимыми и обладают индивидуальными характеристиками, такими как величина, скорость и направление вращения и т. д. Но при внимательном рассмотрении оказывается невозможным определить, где заканчивается данный водоворот и начинается река. Таким образом, Бом не считает бессмысленным говорить о различии между «вещами». Он просто хочет, чтобы мы постоянно сознавали, что различные аспекты голодинамики, то есть так называемые «вещи», всего лишь абстракция, способ, с помощью которого наше сознание выделяет данные аспекты.

Сознание как тонкая форма материи . Голографическая Вселенная Бома объясняет много других загадок. Одна из таких загадок – влияние, которое сознание оказывает на внутриатомный мир. Как мы уже видели, Бом отвергает идею о том, что частицы не существуют до тех пор, пока не попадают в поле зрения наблюдателя. И он настаивает на том, чтобы свести вместе сознание и физику. Однако он считает, что большинство физиков идут по ложному пути, пытаясь разделить реальность на части и заявляя, что одна независимая сущность – сознание – взаимодействует с другой независимой сущностью – элементарной частицей.

Поскольку все вещи являются аспектами голодинамики, Бом полагает, что нет смысла говорить о взаимодействующих сознании и материи. В некотором смысле наблюдатель и есть само наблюдаемое. Наблюдатель – это также измерительный прибор, экспериментальные результаты, лаборатория и ветерок, дующий за стенами лаборатории. Фактически Бом считает, что сознание – это более тонкая форма материи, и основа для ее взаимодействия с другими формами материи лежит не на нашем уровне реальности, а в глубинном импликативном порядке. Сознание присутствует в разных степенях свертывания и развертывания во всей материи – вот почему плазма, например, обладает некоторыми признаками живого существа. Как говорит Бом, «способность формы быть динамичной – это наиболее характерный признак сознания, и мы уже видим нечто сознательное в поведении электрона» (5).

Словом, сознание и материя, по Бому, представляют собой вложенные друг в друга проекции более высокой реальности, которая не является ни сознанием, ни материей в чистом виде. Правда, Бом не называет эту более высокую реальность Творцом.

Подобным образом он считает, что разделение Вселенной на живые и неживые объекты не имеет смысла. Одушевленная материя и неодушевленная неразрывно связаны друг с другом, и жизнь находится в скрытом состоянии во всей Вселенной. Даже камень в некотором смысле живой, говорит Бом, поскольку жизнь и интеллект присутствуют не только в материи, но и в «энергии», «пространстве», «времени», во «всей ткани Вселенной» и во всем остальном, что мы абстрактно выделяем из голодинамики и ошибочно рассматриваем как независимо существующие объекты. Бом утверждает: «Вы можете в равной степени называть импликативную область Идеалом, Духом, Сознанием. Разделение двух понятий – материи и духа – абстракция. Основа у них одна».

Во Вселенной, в которой все вещи оказываются бесконечно взаимосвязанными, взаимосвязаны также сознания всех людей. Несмотря на кажущиеся внешние рамки, мы – существа без границ. Идея о том, что сознание и жизнь (и, по существу, все во Вселенной) суть свернутые во Вселенной множества, имеет потрясающие следствия. Подобно тому как каждый кусочек голограммы содержит в себе изображение целого, каждая часть Вселенной содержит в себе всю Вселенную.

Следовательно, каждая клетка нашего тела также содержит в себе весь свернутый космос. Этим же свойством обладает и каждый лист, каждая капля дождя и каждая пылинка, придавая новый смысл знаменитым строчкам Уильяма Блейка:

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо – в чашечке цветка.

Если наша Вселенная всего лишь бледная тень более глубокого порядка, что же лежит в изначальной основе нашей реальности?

Бом предполагает следующее. Согласно современному пониманию физики, каждый участок космоса пронизывается различными видами полей, состоящих из волн различной длины. Каждая волна обладает некоторой энергией. Когда физики подсчитали минимальное количество энергии, которое может нести волна, они обнаружили, что каждый кубический сантиметр вакуума содержит больше энергии, чем вся энергия всей материи во всей наблюдаемой Вселенной!

Некоторые физики отказываются всерьез принимать эти расчеты и полагают, что где-то скрыта ошибка. Однако Бом считает, что этот бесконечный океан энергии действительно существует. А ученые, как рыбы, не видящие воды, в которой они плавают, игнорируют существование огромного океана энергии, потому что сконцентрированы только на объектах, плавающих в этом океане, то есть на материи.

Хорошим подтверждением точки зрения Бома являются работы по исследованию физического вакуума, о котором академик ЭАН Г. И. Наан говорит: «Вакуум есть все, и все есть вакуум». Согласно Дж. Уиллеру, планковская плотность энергии физического вакуума составляет 10 95 г/см 3 , в то время как плотность ядерного вещества равна 10 14 г/см 3 . Известны и другие оценки энергии вакуумных флуктуаций, но все они существенно больше оценки Уиллера (2).

По мнению Бома, материя не существует независимо от этого океана энергии, от так называемого «пустого» пространства. «Пространство не пустое. Оно заполнено в противоположность вакууму и является основой существования всего сущего, включая и меня с вами. Вселенная неотделима от этого космического океана энергии и выступает как рябь на его поверхности, сравнительно незначительный „паттерн возбуждения“ среди невообразимо огромного океана» (5).

Это означает, что, несмотря на свою видимую материальность и огромные размеры, Вселенная не существует сама по себе, а всего лишь отпрыск того, что неизмеримо больше и загадочней ее. Более того, Вселенная, по мнению Бома, даже не является производной этого неизмеримого Нечто, она лишь мимолетная тень, дальний отголосок более грандиозной реальности.

Высказывания Бома подтверждаются заявлением директора Главной астрономической обсерватории Украины, членом УАН и многих зарубежных академий Ярославом Яцкивом: «Астрономические открытия последнего времени доказали наличие в Космосе недоступной приборам энергии, которая управляет ходом развития Вселенной» (12). Академик Яцкив является одним из основателей самой высокогорной и второй по величине в России обсерватории на пике Терскол в Приэльбрусье. Обсерватория действует в составе Международного центра астрономических и медико-экологических исследований, учрежденного академиями наук России, Украины и правительством Кабардино-Балкарии в 1992 году.

По словам Яцкива, сегодня наблюдениям доступно лишь 7 % имеющегося в мире вещества. Это Луна, Земля, планеты, галактики, звезды. Около 16 % вещества – это темные материи, существование которых достоверно доказано, но они пока не исследованы. Возможно, это масса нейтрино, или неизвестных науке частиц, или галактик. «Остальное, – сказал Яцкив, – это некая загадочная темная энергия… Последние наблюдения в открытом Космосе открыли антигравитацию и флуктуации электрокосмического фона, которые говорят о том, что во Вселенной есть Нечто, что отвечает за сценарий развития Вселенной», – отметил академик. Он подчеркнул, что далек от мистики и не стал бы называть загадочную энергию Вселенским разумом, Абсолютом или Богом.

«Это неизвестное науке свойство Космоса», – сказал Яцкив. Он напомнил, что еще Эйнштейн ввел условный лямбда-член в свои уравнения, но считал его своей ошибкой. «А теперь мы знаем, что он отвечает за темную энергию», – заявил Яцкив (12).

Мы сочли уместным привести небольшой отрывок из диалога Д. Бома с Д. Кришнамурти, касающийся их размышлений о порядке, Универсуме и некой энергии (13). Джидду Кришнамурти (1896–1986) – один из наиболее выдающихся духовных учителей нашего времени. Обнаруженный теософами еще мальчиком в Индии, он был подготовлен ими в качестве нового Мессии, от роли которого отказался, когда независимо стал вести свой собственный духовный поиск. Разъезжая по миру со своими учениками, выступая с лекциями, он приобрел множество сторонников, включая видных государственных деятелей и интеллектуалов

Из книги Азы волшебства. Принципы магического взаимодействия с миром автора Данн Патрик

Теория В магии практика – это главное. Теория вторична. Магия – прежде всего вещь практическая, и дефиксионы это доказывают. Они предназначены для решения практических задач: победить врага, выиграть пари, привлечь возлюбленного, избавиться от нежелательного

Из книги Завещание Фламеля автора Автор неизвестен

ТЕОРИЯ Я начал сей документ словами проповеди, чтобы ты не направлял свои помыслы на практику делания прежде разумения сказанного здесь слова; я бы хотел посредством теории привести тебя к пониманию алхимии как науки, позволяющей сообщать металлическим телам

Из книги Найди себя по знаку рождения автора Кваша Григорий

БРАЧНАЯ ТЕОРИЯ Тот тип брака, где тождественны образы, назовем бытовым (патриархальным), браком с главенством внешней стороны жизни.Второй тип брака - тот, в котором одинаковы типы мышления, будем считать его браком умственным, интеллектуальным, браком борьбы и

Из книги Практическая магия современной ведьмы. Обряды, ритуалы, пророчества автора Миронова Дарья

Пантакли. Теория Печати духов – это древнейшие амулеты. Так называют сложные пантакли, используемые в высшей церемониальной магии, которые помогают защититься от врагов, найти деньги, возвратить любовь или потерянные вещи, получить ответы на вопросы, открыть будущее,

Из книги Астральная динамика. Теория и практика внетелесного опыта автора Брюс Роберт

1. Теория измерений Святая Чаша Грааля проекторов и исследователей ВТО - надёжный ключ к запланированным и повторяемым внетелесным опытам. Я потратил существенную часть моей жизни на его поиски, изучая механику и динамику ВТО, внутри и снаружи моего тела. Я пришёл к

Из книги Пророчества майя: 2012 автора Попов Александр

Теория подделок Тут, пожалуй, настала пора поговорить о версии некоторых исследователей, что все хрустальные черепа – не более чем подделка, созданная ради прибыли, но потом снискавшая еще и расположение разнообразных прохиндеев-колдунов.Основные претензии, пожалуй,

Из книги Новая Физика Веры автора Тихоплав Виталий Юрьевич

Головерсум Бома – Прибрама – Казначеева Головерсум (голографический универсум) – универсальная космическая голограмма, неотрывными частями которой являются человек и его сознание.Синтез теорий Бома, Прибрама и Казначеева означает, что объективный мир в том виде, к

Из книги АГХОРА III. Закон кармы автора Свобода Роберт Е.

Теория кармы Искушение упростить закон кармы возникает из столкновения извечного человеческого стремления охватить своим умом взаимосвязь причины и следствия с крайним нежеланием самой кармы разглашать людям свои секреты. Гахана кармано гатих («Карма уходит в

Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Античность. Том 1 автора

Эволюционная теория Поскольку античная культура и образованность, как она отражена в «античной» литературе, является мифом, у нас нет никаких оснований предполагать ее реальное существование. Более того, концепцию ее катастрофического уничтожения варварами мы можем

Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Библия. Том 2 автора Постников Михаил Михайлович

Предварительная теория Как мы уже выяснили (§ 4, к гл. 8), город Рим был основан в середине IV века н.э. императором Валентинианом как пограничная сторожевая крепость. Местоположение этого города, как мы уже знаем, чрезвычайно неудачно как с военно–политической, так и с

Из книги Искра Божья, или Как воспитать гения автора Барнетт Кристин

Из книги Основы физики духа автора Скляров Андрей Юрьевич

РАЗДЕЛ I. ОБЩНОСТЬ ДВУХ МИРОВ ВСЕЛЕННОЙ. ИХ СТРОЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ. Глава 1. Теория строения материального мира и теория происхождения Вселенной о… существовании духовно-нематериального мира и его связи с миром материальным. «И сказал Бог, да будет свет, И

Из книги Том 8. Аспектология, часть I. Теория Солнце Луна Меркурий автора Вронский Сергей Алексеевич

Глава 1 ТЕОРИЯ 1.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Аспектология – наиболее сложная, но вместе с тем и наиболее важная и ответственная часть астрологической науки, поэтому придётся уделить ей самое большое внимание.Глядя на небо в ясную лунную ночь, мы видим звёзды и планеты под самыми

Из книги Сила безмолвия автора Минделл Арнольд

Теория струн В физике существуют различные теории материи; квантовая механика утверждает, что пространство «квантовано» (может быть разбито на элементарные неделимые части - кванты). Теория относительности предполагает, что пространство непрерывно. Чтобы объединить

Из книги Каббала. Высший мир. Начало пути автора Лайтман Михаэль

Часть 1: Эволюционная теория Дарвина и теория

Из книги Интегральная духовность. Новая роль религии в современном и постсовременном мире автора Уилбер Кен

Зона 8: Динамическая теория систем и теория хаоса/сложности Социальный (НП) холон состоит из своих членов-участников плюс обмениваемых между ними артефактов. Мы уже убедились, что сеть обмена можно рассмотреть как извне, так и изнутри. Перспектива классической теории

Дэвид Бом (очерк Сергея Санько)

Дэвид Бом родился 20 декабря 1917 г. в Уайлс-Беррэ штата Пенсильвания в еврейской семье. Его детство было не из легких. Мать страдала душевным расстройством и воспитывал его преимущественно отец, владелец мебельного магазина и помощник местного раввина. Мир отца был чужд Дэвиду и он искал вдохновения в мире своих собственных мыслей и чаяний. И в дальнейшем, ступив на путь научных изысканий, он больше полагался на интуицию, нежели на математику. Уже тогда, в юношеские годы, у него сложились основные компоненты его будущего мировоззрения, чем-то напоминающего средневековый герметизм с его максимой о подобии макрокосма (Вселенной) и микрокосма (человека). И это чувство всеобщей взаимосвязи всего сущего, включая материю и разум, не покидали его до конца жизни. Но именно это мировоззрение определило его будущую карьеру как физика-теоретика.

Однако можно представить себе тот дискомфорт, который молодой Бом ощутил в суетливых университетских кампусах, где, как ему казалось, все было закручено только вокруг решения каких-то частных проблем, могущих давать реальный практический эффект. И ему самому не удалось избежать необходимости заниматься такими проблемами. Однако и тут он находил возможность удивляться глубинной гармонии сущего. Так, уже получив степень доктора в 1943 году, он приступает к занятиям физикой плазмы и с удивлением для себя обнаруживает, что электроны в плазме больше не ведут себя как отдельные частицы, а, скорее, как часть какого-то большего, взаимосвязанного целого. Как свидетельствует его друг и коллега Дэвид Пратт, позднее он часто делился своим впечатлением и отмечал, что электронное море казалось ему в некотором смысле живым. Это впечатление возникло у него и немного позднее, когда он перешел в 1947 году в Принстон и занялся изучением поведения электронов в металлах.

В значительной степени поворотным для Бома стало начало 50-х. В 1951 году он пишет свой классический труд "Квантовая теория", по праву считающийся одним из лучших изложений ортодоксальной, копенгагенской интерпретации квантовой механики. А. Эйнштейн, получив экземпляр книги, восторженно заявил, что никогда не видел столь ясного представления квантовой теории. Но сам Бом, еще когда только завершал свой труд, стал очень сильно сомневаться в справедливости именно такой интерпретации квантовой механики. Его сомнения укрепились после продолжительных обсуждений этой темы с Эйнштейном, который, как известно, был непримиримым оппонентом лидера копенгагенской школы Нильса Бора. И уже через год Бом публикует две статьи с изложением основных идей того, что позднее получило название причинной интерпретации квантовой механики, которая, как он сам говорил, "открывала двери для созидательного действия подлежащих, более тонких уровней реальности". Эту теорию еще называют квантовой теорией с локальными скрытыми переменными.

Эта была первая теоретическая манифестация его глубокой, почти мистической веры в то, что за всеми случайностями феноменального мира стоит некая скрытая, более тонкая, гармонизирующая целое Вселенной реальность. И над этой идеей в тех или иных вариантах он продолжал работать до конца своей жизни. Отвергая индетерминизм ортодоксальной квантовой теории, Бом полагал, что частицы двигаются по вполне однозначным траекториям, но определяемым не только обычными физическими законами, но и тем, что он назвал "квантовым потенциалом", управляющим движением частицы посредством так называемой "активной (или действующей) информации" обо всем окружении данной частицы, т.е. о Вселенной в целом. Бом сравнивал такое движение с кораблем, ведомым с помощью радара. Важным свойством квантового потенциала является то, что он не зависит от расстояния и, таким образом, обеспечивает прямую взаимосвязь между квантовыми системами. Это было, пожалуй, первым введением информации в саму ткань физической теории, что в настоящее время представляет собой фактически постулат квантовой теории информации и вычислений.

Но в начале 50-х, как раз во время работы над своей "Квантовой теорией", Бом был уличен в приверженности марксизму сторонниками сенатора Маккарти и вынужден был покинуть Принстон. Он перебирается в Бразилию, где занимает кафедру профессора физики университета Сан-Паулу. Но ненадолго. Судьба забросит его еще в Израиль, где он будет преподавать в Высшей технической школе Хайфы. И лишь затем, в 1957 году, он оказывается сначала в Бристольском университете, а затем в Лондоне, в знаменитом Birkbeck College Лондонского университета, где проработал профессором теоретической физики вплоть до своей отставки в 1984 году. Здесь же он будет в 1990 г. избран действительным членом Английского Королевского общества. Здесь же в 1992 г. встретит свой конец.

В 1959 году, еще работая в Бристоле, Бом и его студент Якир Ааронов открывают замечательный пример квантовой взаимосвязанности, эффект, получивший название эффекта Ааронова-Бома. Его суть заключается в том, что при определенных условиях электроны способны как бы "чувствовать" наличие магнитного поля, даже двигаясь в зонах, где само поле было нулевым. Эффект был подтвержден многочисленными экспериментами, но скептицизм многих физиков в отношении его не преодолен до сих пор.

Предложенная Бомом причинная интерпретация квантовой механики имела далеко идущие последствия не только на дальнейшее развитие его собственных взглядов, но и на развитие квантовой физики в целом. Причина в том, что, в отличие от множества других интерпретаций квантовой механики (например, волновой механики Шрёдингера или матричной механики Гейзенберга-Борна), просто надстраивающихся над существующим формализмом теории, теория Бома предполагала не только иной взгляд на саму квантовую реальность, но и иной способ ее описания, а, стало быть, и детектируемые экспериментальные следствия, отличные от предсказываемых обычной квантовой механикой. Необходим был "решающий эксперимент".

Теорию такого эксперимента предложил в 1964 году Дж.С. Белл из ЦЕРНа, выведя свои знаменитые неравенства, которые позволяли однозначно делать выбор в пользу одной или другой теории. Были проведены многочисленные эксперименты, в том числе действительно "решающий" эксперимент 1982 года группы Алена Аспекта, которые показали, что справедлива обычная квантовая механика, а не теория с локальными скрытыми переменными.

Работа Белла и его последователей, а также проведенные эксперименты, по сути, положили конец любым попыткам спасти локальную причинность квантовой механики. Локальные скрытые переменные не имеют никакого отношения к локальной причинности! Квантовая механика существенно нелокальна. Это, в частности, имеет то, для нас уже эпохальное, последствие, что две квантовые системы, взаимодействовавшие в какой-то момент времени (т.е. образовывавшие в этот момент единую квантовую систему), будут продолжать оказывать взаимное влияние и в последующие моменты, независимо от того, как далеко друг от друга они будут находиться (хоть на бесконечности). Такие состояния получили названия "спутанных" состояний (entangled states) и именно они лежат в основе современных квантовой криптографии, коммуникации, телепортации, вычислений.

Правда, позднее было осознано, что неравенства Белла, в принципе, не запрещают существование нелокальных скрытых параметров. И, возможно, это одна из причин того, что, начиная с 60-х годов, Бом все активнее углубляется в разработку своей теории импликативных (неявных, implicate) и экспликативных (явных, explicate) порядков как аспектов единой целостности (wholeness) сущего. Любопытно отметить, что именно в это время во Франции исключительно близкие идеи высказывает один из оригинальнейших постмодернистских философов Жиль Делёз. Совпадения в ряде случаев даже терминологические: emplication и explication; сворачивание и разворачивание. В литературе подобного рода схождения стали обсуждаться только в последнее время, что само по себе удивительно. Так, кроме отмеченной А. Плотницким линии Деррида (боровской) и линии Делёза (бомовской) в постмодернизме (2001), можно отметить еще эссе Тимоти Мерфи "Квантовая онтология" (Film-Philosophy, Vol. 5, No. 32, 2001). Однако в литературе постмодернистский поворот в научном мышлении почти однозначно связывают с Дэвидом Бомом. В целом же, можно говорить именно о парадигме Делёза-Бома в постмодернизме.

С годами чувство сопричастности целостности бытия у Бома только углублялось, доходя до мистических прозрений. Его и считали ученым-мистиком. Один из его прежних студентов высказался так: "Он может быть охарактеризован только как светский святой". Не случайно его близкое и продолжительное знакомство с индийским мистиком Кришнамурти в 70-е годы. Однако доверие к последнему было подорвано, когда после его смерти выяснилось, что, несмотря на обет безбрачия, он имел любовницу, которая сделала несколько абортов. У Бома это обстоятельство вызвало сильнейшее душевное потрясение. В 80-е Бом со своей женой Сэрэл устанавливают связь с тибетским Далай Ламой, с которым Бом имеет продолжительные беседы...

Умирают люди по-разному, сообразно строю своей души. Одни распадаются на первоэлементы, чтобы опять увлечься в эволюционные цепи. Другие меняют порядки своего существования: экспликативный на импликативный.

Вечером 27 октября 1992 года Дэвид Бом еще раз поправил почти завершенную рукопись в своем кабинете в Birkbeck College и в начале седьмого позвонил жене, чтобы сказать, что уже выезжает. При этом прибавил: "Ты знаешь... Я чувствую, что я на рубеже чего-то". Через час, когда такси уже подъехало к дому, у Бома случился острый сердечный приступ, и он ушел...

Оставленная в рабочем кабинете рукопись - совместная с Бэзилом Хайли книга "Неделимая Вселенная: онтологическая интерпретация квантовой теории".

Сергей САНЬКО,
[email protected]

Бом Дэвид Джозеф
Bohm David Joseph (20.12.1917-27.10.1992), один из выдающихся физиков ХХ столетия, оригинальный мыслитель, внесший значительный вклад в развитие и интерпретацию квантовой механики.

Был учеником Эйнштейна и Оппенгеймера.

Степень бакалавра получил в 1939 г. в университете штата Пенсильвания, степень доктора наук по физике - в 1943 г. в Калифорнийском университете в Беркли. В этом же университете работал в качестве исследователя в области теории плазмы и теории синхротрона и синхроциклотрона вплоть до 1947 г. С 1947 по 1951 преподавал в Принстонском университете в качестве ассистент-профессора и параллельно занимался физикой плазмы, теорией металлов, квантовой механикой и теорией элементарных частиц.

В 1990 г. был избран действительным членом Английского Королевского общества.

Д. Бом автор многих известных книг, таких, как "Квантовая теория" (1951), считающаяся классическим изложением копенгагенской интерпретации квантовой механики, "Причинность и изменение в современной физике" (1957), "Специальная теория относительности" (1966), "Целостность и неявный порядок" (Wholeness and the Implicate Order, 1980), "Разворачивание смысла" (Unfolding Meaning, 1985), "Наука, порядок и созидательность" (Science, Order and Creativity, 1987), "Неделимая Вселенная" (совместно с Б. Хайли, 1993) и "Мысль как система" (1994).

Умер Дэвид Бом в 1992 г. в Лондоне.

Дэвид Бом, человек, живший в прошлом веке, понял, что атом есть устойчивая сила, из фрагментов которой состоит солнечный свет. Он понял, что вспышка света происходит в результате столкновения позитронов и электронов. Это столкновение вызывает взрыв, а каждый такой взрыв порождает один фотон света. И ещё он открыл, что в этой реальности существуют частицы, которые никогда не остаются в покое. Он говорил, что эти частицы имеют мерцающий вид: такая частица вспыхивает, гаснет и вновь вспыхивает в совершенно ином месте. Эту реальность он назвал «неявным порядком». Дэвид Бом ничего не знал о семи уровнях организации сознания и энергии. Ученые пришли к выводу, что существует некое «нулевое пространство», однако никто не в состоянии постичь его природу. Что, если на короткий момент допустить, что Бом в своих исследованиях натолкнулся на третий уровень, или уровень света? Наблюдая за тем, как частицы вспыхивают и гаснут, он заключил, что они проявляются из некоего «неявного» порядка и переходят в порядок «явный».

Чего Дэвид Бом не знал об этих частицах, которые вспыхивают и гаснут? Они просто возникают и исчезают. Может ли это быть в каждом случае одна и та же частица? Если бы такая частица была куском дерева и таких кусков было много, то могли бы мы построить из них дом или алтарь для поклонения Богу? Можно ли было бы сделать из них ящик? А мост? Можно ли было бы построить дорогу? Можно ли было бы сделать слона? Можно ли было бы сделать птицу? Чего нельзя было бы сделать из этого куска? Когда Дэвид Бом изучал неявный порядок, он рассматривал вспыхнувшую, погаснувшую и вновь вспыхнувшую в другом месте частицу как одну и ту же. А возможно, в первый раз это был обычный кусок дерева, а потом дом и алтарь Бога.

Почему это статическое поле не оставалось устойчивым и непрерывным? Почему в нем возникали виртуальные частицы, вспыхивающие и как бы говорящие нам: «привет, я сейчас нахожусь в явном порядке, а теперь меня нет»? Почему они так делали? Почему они не оставались статичными, как все остальные частицы? Многие ли из вас могут понять, почему, согласно идее Бома о неявном порядке, выпадение таких частиц в явный порядок было неустойчивым? Причина именно в том, что эти частицы принадлежали неявному порядку.

Неявный порядок, на самом деле, подразделяется на четыре отдельных уровня сознания и энергии. Открытые Бомом частицы, существуют в неявном порядке, потому, что не могут поддержать своё существование в области света, где частицы, чтобы существовать, должны вращаться. Эти частицы не вращаются, потому что они не поляризованы. Тех из вас, кто поймет великую тайну неявного порядка, можно считать счастливыми людьми.

Итак, что такое эти частицы, которые вспыхивают в одном месте, затем гаснут и вспыхивают в другом месте, причем ученые-физики считают, что это одна и та же частица? Ученые пытаются определить спин частицы, то есть определить направление её вращения. Если они его определят, то у них появится достаточно информации, чтобы рассчитать массу частицы на основании скорости её появления в другом месте. Проблема усложняется тем, что ученым приходится фокусировать внимание на одной частице, в следующий момент в другом месте появляется другая, причем первая частица ускользает от их внимания, однако она остается в математических расчетах. Так у них появляется возможность рассчитать массу частицы и её скорость в квантовом поле.

Ученые-физики, изучающие линейные взаимодействия, исследуют распад отдельных атомных структур в терминах времени, расстояния и пространства. Физики-ядерщики изучают ядра атомных структур. Квантовые физики изучают частицы, находящиеся вне атомных структур. Астрофизики изучают крупные образования в пространстве и траектории их движения. Иными словами, астрофизики изучают, например, млечный путь - составляющие его созвездия, их движение, гравитационные взаимодействия и влияние друг на друга. У астрофизиков и квантовых физиков есть нечто общее, они изучают движение частиц, просто у этих частиц разные размеры.

Бом, при помощи своего гуру, начал понимать нечто очень важное. Его гуру сказал, что неявный порядок есть Хроники Акаши. Вы все в той или иной мере попадали под влияние невежественных гуру, которые заявляли, что способны читать Хроники Акаши. В древней индии санскритское слово акаша обозначало просто «пространство». Когда Бом рассматривал неявный и явный порядок, он видел пространство. Его гуру сказал: «ты рассматриваешь эфир, который мы называем хрониками акаши». После этих слов Бом расходился во взглядах со своим гуру, он говорил: «если это хроники акаши, то я должен потратить остаток своей жизни, объясняя карму этих виртуальных частиц, которые вспыхивают и гаснут, причем я не в состоянии узнать ни их траекторию, ни массу, ни их свойства, ни их скорость». Что вы думаете ответил на это его гуру? Он сказал:»просто поверь моим словам»

Бом пережил своего гуру, однако репутация его оказалаь подпорчена. Единственное, чем запомнился людям этот блестящий ум, одержимый яркими предрассудками, - это то, что Бом пытался понять открытую им сферу реальности в терминах кармы и хроник акаши. Однако разум физика-теоретика мог понять только математические описания траекторий частиц. В самом деле, Бом заключил, есть такие частицы, он позже назовет их «виртуальными», потому, что они проявляются на краткий миг и затем исчезают, никогда не оставаясь в покое.

Перед смертью Бом хотел узнать, на чем должен сфокусироваться наблюдатель чтобы привести эту неуловимую виртуальную частицу в постоянную форму в рамках света и материи, где такой наблюдатель должен находиться. В конце жизни Бому пришлось расстаться со своим гуру, потому, что этот гуру не мог даже представить, каким крошечным должен быть наблюдатель виртуальных частиц. Гуру просто понимал их как хроники акаши, то есть хранилище информации. А Дэвид Бом сказал: «Возможно это и правда, но какова природа частицы, которая задает развернутое квантовое поле? Если это хроники акаши для всего сущего, то скажите как их читать? Вы можете разобрать для меня точки и тире, чтобы прочесть их, как азбуку Морзе?»

В конце концов Бом лишился репутации как ученый-физик, потому, что его смог ввести в заблуждение гуру-манипулятор - причем явно невежественный, не понимавший поведение частиц как проявление бесконечной жизни. Бом, так и не понявший, что эти частицы есть жизнь, как бы остановился со своими представлениями о явном и неявном порядках на мосту к тому, что мы называем светом и что составляет наше тело - большое, массивное тело, которое сегодня у нас есть.

Грубая материя состоит из атомных структур, причем атомы в них совершенно не обязательно должны быть одного и того же типа. Возьмем, например, кусок дерева, то атомы составляющие его, окажутся набором самых разных видов атомов с самыми разнообразными связями меж ними.

Нет «атомов дерева», но есть много разных атомов, совокупность которых создаст у нас иллюзию древесности. Если мы уберём из дерева любую из его составляющих-углерод, воду, золу, - то дерево перестанет быть деревом. Итак дерево не есть лишь один вид атомов.

Вы полагаете, что царство небесное есть пирамида, однако на самом деле пирамида-есть просто шаблон, помогающий понять взаимодействие разнуых уровней сознания, энергии и времени, а так же природу квантовых чатиц. Каждая из этих частиц-живая. Они существуют ни как песчинки в песчанной буре, а как живые, разумные существа. Да, вам это трудно себе представить.

Рис. 1 Модель реальности соглачно Рамте


Когда вы пытаетесь свести свой большой и тяжелый мир к миру малому, возникает вопрос: как здесь вообще оказалась возможна жизнь в её первоначальном виде и в том, что вы воспринимаете как «время»? Если царство настолько мало, то как возможно его постоянное расширение? В этом вопросе проявляется ваше невежество.

В ходе творения жизни Бог не создавал никакого конца, ибо в божественном разуме понятие конца и завершения отсутствует. Пытаясь создать аналогический разум, Бог вдыхал жизнь во всё, что создавал. В этих царствах ничто не умирает-всё, что существует, есть лишь разворачивающаяся жизненная форма. Всё развивается и разворачивается. Это значит, что всё одновременно становится новым, причем обнавление протекает с абсолютной точностью. Отсюда можно заключить, что смерти нет. Кто-то из вас задаст вопрос: «возможно ли чтобы эти элементарные частицы ели друг друга»? На самом деле речь идёт не о питании, поскольку никакой идеи пищи для частиц не существует. Потребление пищи не имеет ничего общего с поддержанием их жизнедеятельности. В их атмосфере происходит поглащение не пищи, а электрического поля.

Что в таком случае не является Богом?

Если Бог великий творец, великий садовник, есть живые поля цветов, плодов и семян, если он есть поля животных, то что же тогда ВОЗВРАЩАЕТСЯ к Богу? К Богу возвращается Божественный разум Творение есть дар жизни, а деятельная сила этой жизни, которая называется разумом, и есть то, что возвращается к Богу. Кто или что не является Богом?

Есть ли такая жизненная форма, которая бы не возвратилась в божественный разум? Можем ли мы представить, что где-то живут люди, напуганные тем, что нет никакого «завтра», или угрожающие покончить с собой, чтобы наказать окружающих? Как могли бы вы, живущие в напряженной борьбе за жизнь, осознать, что ваше мышление возвращается к Богу, а вы не превратитесь в Ничто? Всё, что Бог сотворил, во что вдохнул жизнь, принадлежит Богу. А как мы существуем в божественном разуме? Мы столь же индивидуальны и великолепны, как и каждое мгновение времени, ибо как только Бог оставляет своё творение, мы начинаем потреблять Бога. Даже бактерии суть Бог, и они потребляются, чтобы давать жизнь. Такова цель их существования. Какова же их награда? А награда в том, что они будут жить вечно.