Сценарий мероприятия в объединении «Волшебная кисть», посвящённый юбилею великого художника И. Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству, посвященное жизни и творчеству художника-пейзажиста И.И

Урок – викторина по творчеству И.Шишкина

  • Цель и задачи:
  • осветить основные этапы жизни и творчества И.И. Шишкина – «Верстового столба в развитии русского пейзажа» (И.И. Крамской);
  • способствовать расширению кругозора школьников по творчеству великого художника;
  • развивать коммуникативные и интеллектуальные навыки учащихся, учить работать в команде;
  • воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к родному городу Елабуга.

Оборудование: репродукции картин И.И. Шишкина, игровые столы для команд (2), стулья (14), карточки с вопросами (для ведущего), кроссворды (2), рефераты учащихся по творчеству И.И. Шишкина, выставка книг о художнике, аудиозапись гимна Елабуги, песочные часы, флажки с эмблемой родного города.

Форма мероприятия: игра – викторина

Сценарий игры:

Ведущий кратко знакомит с правилами игры:

  1. В игре участвуют 2 команды (5-7 человек в каждой)
  2. Если команда готова дать ответ, она должна поднять флажок.
  3. Команда, набравшая наибольшее кол-во баллов в разминке, получает право первого хода и выбора следующего этапа.
  4. После правильного ответа команда получает данную сумму баллов, она же затем и выбирает следующую категорию.
  5. Если команда не может ответить на вопрос, на неё может ответить другая команда и получить данную сумму баллов, она же затем и выбирает следующую категорию.
  6. Если никто не может ответить на вопрос, на него отвечает желающий из зала или ведущий, а следующая команда по очереди продолжает игру.
    Примечание: если в зале сидят зрители, их привлекают к игре.
  7. Победителем считается та команда, которая в сумме набирает большее количество баллов.
    На доске написаны этапы игры, расчерчено табло итогов.

План игры:

  1. Разминка.
  2. «Темная лошадка».
  3. Кроссворд «Певец родной природы».
  4. «Ты – мне, я –тебе».
  5. Сочинение – признание.

1.Ведущий задает блиц - вопросы разминки, отвечает команда, первая поднявшая флажок. Время на обдумывание – 3 сек. За правильный ответ – 1 балл.

  1. В каком году родился И.И. Шишкин?
  • 1832 г.
  1. Когда в Елабуге был открыт Дом – музей И.И. Шишкина?
  • в 1975 г.
  1. Что такое пейзаж?
  • изображение картин природы.
  1. Как относилась мать художника к занятию сына рисованием?
  • осуждала
  1. Кто изобразил на картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору» 4 медведей?
  • К.А. Савицкий
  1. Членом, какого общества художников стал И.И. Шишкин?
  • Товарищество передвижных художественных выставок.
  1. Сколько всего детей родилось у художника?
  • 4; 2 сына, 2 дочери.
  1. Что случилось с первым домом, где родился И.И.Шишкин?
  • сгорел во время пожара в Елабуге в 1850 г.
  1. Кто по социальному происхождению были Шишкины?
  • купцы.
  1. Что такое литография?
  • вид плоской гравюры на камне, известняке особой породы.
  1. Имеются ли изображения И.И. Шишкина на фотографиях?
  • да: 1890,1891.
  1. Что такое этюд?
  • выполненное с натуры произведение изобразительного искусства, как правило, небольшого размера.
  1. Сколько братьев и сестер было у великого русского художника?
  • 5: 4 сестры и 1 брат.
  1. Как звали родителей И.И. Шишкина?
  • Иван Васильевич и Дарья Романовна Шишкина.
  1. Кто повез юного Ивана в 1852г. поступать учиться в Московское училище живописи и ваяния?
  • Д.И. Стахеев («Я ведь, Ваня, жду, что ты станешь русским Рафаэлем»)
  1. Назовите девиз Петербургской Академии художеств, куда в 1856 г. поступил учиться Иван Шишкин?
  • «Свободным художествам»
  1. Кто является автором «Истории города Елабуги»?
  • отец художника, И. В. Шишкин.
  1. Назовите любимые увлечения отца писателя?
  • история, археология.
  1. Что использовали вместо ластика вместо ластика в CIC веке?
  • хлебный мякиш.
  1. Рисовал ли И.И. Шишкин автопортреты?
  • да; 1854 г.
  1. Назовите имена известных художников, рисовавших портреты И.И. Шишкина?
  • И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов.
  1. Где получил первоначальное образование И.И. Шишкин?
  • 1-я мужская гимназия г. Казани.
  1. Где был похоронен выдающийся русский живописец в 1898г?
  • Петербург, Смоленское кладбище.

2. Ведущий показывает репродукции картин художника, нужно дать их точное название. Время на обдумывание 1 минута. За правильный ответ – 3 балла.

Примерный перечень картин для демонстрации:

  • «Полдень в окрестностях Москвы» (1869)
  • «Среди долины ровная…» (1883)
  • «Лесные дали» (1884)
  • «Дубовая роща» (1887)
  • «Корабельная роща» (1898)
  • «Святой ключ» (1876)
  • «Рожь» (1878)
  • «Сосновый бор» (1878)
  • «Утро в сосновом бору» (1889)

3. Команды получают одинаковые кроссворды, которые им необходимо решить за 10 минут. За правильное слово – 1 балл.

По горизонтали:
1. Родина И.И. Шишкина.
3. Название могильника за открытие, которого И.В. Шишкин стал членом Московского археологического общества.
5.За рисунки на этом острове И.И. Шишкин был удостоен в академии большой серебреной медали.
7. Название картины И.И. Шишкина (1878).
9. Имя младшей дочери И.И. Шишкина.

По вертикали:
2. Фамилия художника написавшего ряд портретов И.И. Шишкина.
4. Жанр живописи, в котором работал И.И. Шишкин.
6.Название рощи, которая дала имя последней картине И.И. Шишкина.
8. Имя матери И.И. Шишкина.
9. Любимый напиток И.И. Шишкина.
10. Город, в котором учился И.И. Шишкин в училище живописи и ваяния.
11. Фамилия друга И.И. Шишкина, известного художника, учившегося вместе с ним в училище.

Ответы

По горизонтали
1.Елабуга
3. Ананьинский
5. Валаам
7. «Рожь»
9. Ксения
По вертикали
2. Крамской И.Н.
4. Пейзаж
6 Корабельная
8 Дарья
9 Квас
10. Москва
11. Перов В.Г.

4 . Команды в течение 5 минут готовят по 4 вопроса для другой команды о жизни и творчестве И.И. Шишкина. Вопросы задают по очереди.
За правильный ответ – 1 балл.

5. В течении 10 минут команды готовят сочинение – признание по творчеству И.И. Шишкина (в свободной форме). От команды выступает капитан.
За лучшее сочинение – 10 баллов. Другой команде - 7 баллов.

Подведение итогов. Награждение победителей и активных зрителей.


День изобразительного искусства
День, посвящен Ивану Ивановичу Шишкину - великому русскому художнику .

С природой одною он жизнью дышал,

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье.

Е.Баратынский

Воспитательная цель дня:


  • познакомить с величайшим художником XIX века, Шишкиным И.И. и его творчеством;

  • формировать чувство неразрывной связи человека с природой, развивать творческое воображение, восприятие мира;

  • воспитание патриотизма, любознательности, цельности характера.

План на день:

1 Просмотр компьютерной презентации

« Картины Шишкина И.И.»

2 выставка репродукций картин, портрета художника

3 КВН-игра учащихся 5-6 классов

4 викторина по творчеству И.И.Шишкина работы

5 выставка работ учащихся с уроков изобразительного

искусства, анкетирование учащихся

6. Домашнее задание.

Нарисуйте дома пейзаж, работы принимаются

Итоги будут подведены на общешкольной линейке

Любовь Шишкина к родной земле, к родной природе, любовь которую он пронес через всю свою жизнь, дала силу его искусству и прославила его родину, город Елабугу.

Итоги дня изобразительного искусства:

В ИГРе-КВН по изобразительному искусству победу одержала команда 6 класса «Гвозди» одержав убедительную победу во многих конкурсах.

Команда 5 класса «Акварель» признана победителем в номинации «Художественная разминка».

В викторине по творчеству И.И.Шишкина наибольшее количество баллов набрали Сысоева Наталья 6 класс, Жабина Оксана 6 класс, Коваленко Настя 6 класс.

Отмечены Пяткова Анастасия и Семенова Екатерина за составленные интересные и содержательные вопросы командам противника по изобразительному искусству.

Рассказ учителя в сопровождении с компьютерной презентации.

Эти картины написал великий русский пейзажист Иван Иванович Шишкин. Иван Иванович родился в 1832 году в городе Елабуга. Природа Прикамья, нетронутая и величественная, сыграла огромную роль в формировании Шишкина - пейзажиста. Елабугу обступали дремучие леса. Говорили, что где-то в глубине лесов разбойники спрятали сказочные клады. Разбойников Шишкин не боялся. Мальчиком он целые дни бродил один по лесу. Деревья стали его друзьями, он много о них знал. Древних кладов он не отыскал, зато нашел в лесу богатство дороже - навсегда понял и полюбил природу.

В 1852 году Шишкин поступает в училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь очень скоро обнаружилось его увлечение пейзажем. Все свободное время он проводил в Сокольниках и рисовал то, что никто до него не рисовал – просто поле, лес, реку.

В Академии художеств, куда Шишкин поступил в 1856 году, он обратил на себя внимание профессоров мастерством рисунка. Академию художеств он закончил с золотой медалью.

Одна из ранних работ Шишкина - «Сосновый бор». Здесь художнику удалось передать величавость соснового бора, объятого тишиной.

Шишкин был первым из русских пейзажистов, придававших огромное значение этюду с натуры. Его многочисленные этюды изображают иногда целый пейзажный мотив, а иногда отдельную деталь.

Самые знаменитые его картины: «Лесные дали » , «Дубы » , «Рожь », « Сосновый бор», «Утро в сосновом бору».


ВИКТОРИНА

1 К какому произведению И.И.Шишкина вы бы отнесли эти строки стихотворений?
Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по солнечным палатам.

И.А.Бунин.
На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

М.Ю.Лермонтов.

 В каком жанре написаны наиболее известные картины Ивана Шишкина?


 Какого русского художника называли «певцом русской природы»?
 Кого написал художник К.А. Савицкий на известной картине Шишкина «Утро в сосновом лесу»?
 Какой пейзаж, роднее которого и представить нельзя, запечатлели на одноимённых полотнах Иван Шишкин, Исаак Левитан и Архип Куинджи?

ИГРА-КВН по изобразительному искусству


Учитель:

И в 10 лет, и в 7, и в 5


Все люди любят рисовать
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует
Всё вызывает интерес
Далёкий космос, ближний лес
Цветы, машины, сказки, пляски.

Всё нарисуем – были б краски


Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле!

Поэтому мы собрались на игру КВН.

Прошу команды представиться (название, девиз, приветствие команде соперников)

1 художественная разминка

 В каком жанре написаны наиболее известные картины Ивана Шишкина?

(Пейзаж.)

 Какого русского художника называли «певцом русской природы»?

(И. Шишкина.)

 Кого написал художник К.А. Савицкий на известной картине Шишкина «Утро в сосновом лесу»?

(Четырёх медведей.)

 Какой пейзаж, роднее которого и представить нельзя, запечатлели на одноимённых полотнах Иван Шишкин, Исаак Левитан и Архип Куинджи?

(«Берёзовая роща».)

 Не только часть руки, но и инструмент художника.

(Кисть.)

 Не только слой почвы, но и первый слой краски на холсте.

(Грунт.)

 Как зовут художников, которые рисуют без кистей и красок?

(Мороз, Осень, Солнце.)

 Назовите единственное на Земле рисующее существо.

(Человек.)

 Каким соцветием художники рисуют?

(Кистью. Кисть - соцветие с удлинённой главной осью и цветками развивающимися от основания к вершине, например у ландыша, у черёмухи.)

 Какой материал для рисования заливает лицо от стыда?

(Краска.)

 Её художник «вгоняет в краску». Назовите её.

(Кисть.)

 Что, по мнению художников, маслом не испортишь?

(Картину.)

 Что говорят о человеке, который драматизирует ситуацию?

А. Точит карандаши. В. Моет кисти.

Б. Сгущает краски. Г. Ломает палитру.

 Как в повести Н. Носова звали художника, приятеля Незнайки?

А. Карандаш. В. Кисточка.

Б. Тюбик . Г. Мольбертик.

 Автопортрет - это:

А. Изображение любимого автомобиля.

В. Портрет человека в автомобиле.

Б. Портрет, часто переезжающий с выставки на

выставку.

Г. Портрет художника, выполненный им

самим.

 Как называется картина Ильи Репина?

А. «Бурлаки на «Жигулях».

Б. «Бурлаки на «Волге» .

В. «Бурлаки на «Запорожце».

Г. «Запорожцы на «Оке».

(Только нужно убрать лишние кавычки.)

 Кто изображён на знаменитой картине Васнецова?

А. Три богатыря . В. Три мушкетёра.

Б. Три поросёнка. Г. Три толстяка.

 Назовите фамилию таможенника из фильма «Белое солнце пустыни»?

А. Репин. В. Шишкин.

Б. Верещагин . Г. Айвазовский.
2 КОНКУРС «ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Учитель : 1. Я чёрный, красный, жёлтый, синий.
С начинкой твёрдой в древесине.
Я с острым ножиком дружу
И, что хочу изображу.

2. Палочка волшебная есть у меня, друзья.


Палочкой этой могу построить я
Башню, дом и самолёт
И большущий пароход.

3. Я становлюсь волшебником, когда они со мной


Хочу и дождь из облака прольётся проливной.
Хочу, и волны синие заплещутся в реке.
И взять могу я радугу и подержать в руке.

4 Для меня резинка, братцы страшный враг


Не могу я подружиться с ней ни как
Сделал я кота и кошку – красота!
А она прошлась немножко нет кота!
С ней хорошую картину не создашь!
Так вовсю ругал резинку … (карандаш).

Учитель: Итак ответом на наши загадки является слово “ карандаш” .

Вот о карандашах, таких привычных, без которых не обходится ни один ученик, о них простых и цветных тружениках мы сегодня поговорим.

Выступление ребят: Интересно, кто придумал карандаши – эти волшебные палочки, приносящие столько радости? До появления карандашей люди рисовали углём на стенах пещер. Позже чертили острой палочкой на глиняных дощечках. Древние китайцы и японцы выводили иероглифы кисточками из верблюжьей шерсти, которые макали в тушь. На Руси были в ходу гусиные перья. Ими писали на берёзовой коре, а позже на бумаге. Карандаши появились не так давно. Современным карандашам около 200 лет. Само слово “ карандаш” в переводе с тюрского языка означает “ чёрный камень” Почему? Он состоит из тонкого графитового стержня и деревянной трубочки, которая нужна для того, чтобы не ломался графитовый камень, не пачкались руки, а карандаш было удобно держать. А как делают цветные карандаши? В состав стержня добавляется краситель нужного цвета. знаете ли вы, что одного карандаша хватит на то, чтобы провести линию длиной 60 метров. Карандаши верно служат и надёжно людям много лет. Их берут с собой аквалангисты для записей и зарисовок под водой. Безотказен карандаш в условиях невесомости, поэтому он верно служит космонавту. На полярных станциях и ледниках, там где очень низкая температура воздуха, шариковые ручки могут замёрзнуть, а карандаш – нет.

Учитель: А теперь хотелось бы услышать ваши высказывания (продолжи предложение).


  1. Я хочу сказать спасибо карандашам за то, что…

  2. Если бы не было карандашей…

  3. К карандашам нужно относиться бережно…

  4. Карандаши – хороший подарок, потому что …

  5. Когда мне становится скучно, я беру карандаши, и тогда…
3 Практическая работа: изобразить радугу

Краски сегодня ужасно устали


Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски.
Радуга вышла красивой как в сказке.
Вся разноцветная вот красота!
Ты полюбуйся какие цвета.

(Выбирается 2 участника команды, которые рисуют пейзаж с радугой)

4 Домашнее задание «Художественная самодеятельность»

Учитель: На протяжении многих столетий художники изображали в своих картинах окружающий мир, всю его многообразную природу, животных, предметы, человека и его жизнь. Отсюда возникло деление картин на жанры.

(номера художественной самодеятельности от команд)

Песня о жанрах

Если видишь на картине нарисована река


Живописные долины и дремучие леса
Белокурые берёзки, или старый крепкий дуб
Или вьюга, или ливень, или солнечный денёк
Нарисованным быть может, или север илди юг
И любое время года, мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем, называется пейзажем.

Если видишь на картине, чудо – вазу на столе


В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем
Стоит множество посуды, и стеклянной и простой
Может, чашка или блюдце с золочёною каймой.
А еще и так бывает нарисована там дичь.
В завершении положим спелых персиков и слив.
А ещё в картине может нарисованным быть торт
А поэтому картина назовётся натюрморт.

Если видим на картине, чей-то профиль иль анфас.


Или, может быть задорный и весёлый, чей-то глаз.
Может грустный или смелый, может добрый или злой.
В нарисованной картине это главное лицо.
Может, папа или мама, может дедушка и я.
Нарисованы в картине, может вся моя семья.
Догадаться тут несложно, неуверенности нет.
Что красивая картина называется портрет.

частушки

1. Рисовал картину Вася


Он художник спору нет
Но зачем он нос раскрасил
В красный, жёлтый, синий цвет.

2. На платке для красоты


Рисовал Антон цветы
А телёнок посмотрел,
И цветы чуть – чуть не съел.

3. Краски Саша в руки взял


Зоопарк нарисовал
Но никто не разберёт
Где здесь слон. где бегемот.

4. На уроках рисованья


Ты лентяя не найдёшь
Прилагаем все старанья.
Чтоб рисунок был похож.

5 Конкурс «Песенная перепалка»

Учитель: Ребята, сейчас у нас песенная перепалка, пропойте песни, в которых встречаются цвета.

6 конкурс «Кроссворд»

Учитель: Где работает художник? Сейчас мы решим кроссворд и узнаем. Я показываю предметы, а вы их называете. По выделенным буквам прочитаем слово.

1 – Бумага

3 – Кисть

4 – палитра

5 – мел


6 – карандаш

7 – краски

8 – картина

9 – стакан

Учитель: Правильно, это слово “ Мастерская”. Дайте развернутый ответ для чего художнику мастерская?

7 Конкурс капитанов «Ты мне я тебе»

вопросы, загадки друг другу. (3 вопроса) Можно посовещаться с командой 1мин, но тогда у команды снимается бал.


Подведение итогов. Награждение.



В.Л.Боровиковский В 18 веке эту болезнь лечить не умели. Мария в скором времени умерла, ее жизнь была очень короткой и несчастливой. Портретом восхищались не только современники. К примеру, спустя сто лет, поэтом Я. Полонским написаны эти замечательные строки, посвященные ей: Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали. Страданье – тень любви, и мысли – тень печали, Но красоту её Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать. О какой картине идет речь и о какой болезни говорит автор




Художник-самоучка, всегда шел в искусстве своим путем ища новые методы в технике изобразительного искусства. Почти каждая его картина разжигала нешуточные сплетни и страсти: его обвиняли в стремлении к дешевым эффектом, использовании тайных приемов, вроде скрытой подсветки полотен, использовании светящихся красок. О каком художнике идет речь.


Архип Иванович Куинджи ()


Художник снял комнату в мезонине большого деревенского дома. Но первые дни, даже недели, работа не клеилась. Долго стоял у окошка, смотрел на хмурое небо да узловатые голые березы с черными прошлогодними гнездами. Ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. Надевал сапоги, долго шел по побуревшей от навоза дороге, присматривался, прислушивался, но весна не приходила. В сапогах мерзли ноги. Надел валенки- за первый же час промокли насквозь. -Весна близко, -сказала хозяйка, помогая художнику переобуться. Она печально вздохнула. -Далеко еще до весны, Дарья Петровна. Ой далеконько… Но весна пришла, как приходит всегда,- неожиданно, сразу. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул за окошко и рассмеялся: за окном голубое небо. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. Вот оно! Началось! О создании какой картины идет речь, назовите автора картины?


Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели» Саврасов ()




Архип Иванович Куинджи () «Березовая роща»


До глубокой старости дожил художник и до последнего дня не выпускал кисти из рук. Ни возраст, ни болезни не могли заставить его отказаться от любимой работы. Когда ему было за пятьдесят, у него стала сохнуть правая рука он был в расцвете своего дарования, не мог бросить живопись, не выполнив своих замыслов. Пришлось писать левой рукой, для чего он сделал привесную палитру: прикрепляя ее к поясу на ремнях. Назовите имя художника?


Иван Иванович Шишкин ()


Виктор Михайлович Васнецов () Как художник называл свою картину «Три богатыря» ?



Викторина 2

2. Как называется картина?



  • «Рожь»
  • На заднем плане картины могучая сосна. Это дерево - символ всего шишкинского творчества. Неизбывно влюбленный в русский лес, он выписывает её нежно и подробно - с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, с её причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с её гордо вознесенной в самую высь верхушкой.
  • Громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью, они грозят близким ливнем - очистительным и благодатным. Тишина и безветрие, будто разлитые по пространству картины и почти физически ощущаемые, - тоже знак близкой грозы, необходимой земле для того, чтобы отдать возделывающему ее человеку свои дары.

Всё рожь кругом, как степь живая, Ни за́мков, ни морей, ни гор… Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор!

Н. А. Некрасов


  • Унылая пора! Очей очарованье!
  • Приятна мне твоя прощальная краса –
  • Люблю я пышное природы увяданье,
  • В багрец и в золото одетые леса…

  • "Золотая осень" стала одной из лучших картин посвященных самой живописной поре года. Пространство картины делит на две неравные части река. Это не бурная, горная река с шумом и белыми барашками волн, нет, это тихая, спокойная река, каких много на Среднерусской равнине. "Речка движется и не движется", как поется в песне. С возвышенного берега к ней сбегает толпа березок в праздничном, золотом убранстве.
  • На таком берегу хорошо отдохнуть, посмотреть на неспешное течение реки.


  • Утро в сосновом бору
  • Пейзаж с озером
  • Сокольники

  • Утро в сосновом бору Шишкин
  • Пейзаж с озером Шишкин
  • Сокольники Левитан




  • 1 2

  • 1 2

Автор: Усманова Римма Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Актанышская СОШ №2 с УИОП» Актанышского района Республики Татарстан
Описание материала: Нетрадиционное внеклассное мероприятие направлено на формирование социальной компетентности школьников средствами музейной педагогики; рассчитано на совместную деятельность учащихся 8-11 классов. Учащиеся проектируют, моделируют и презентуют свою картинную галерею в соответствии с музейными законами и атрибутами.
Цели мероприятия:
1) приобщение учащихся к проектно-исследовательской деятельности;
2) развитие умений и навыков составления устной монологической речи, публичного выступления;
3) воспитание любви к родному краю, эстетического вкуса учащихся
Дидактико-техническое обеспечение мероприятия: мультимедийная система, подготовленный группой видеосюжет «В музее Шишкина»; видеопрезентация
Подготовительная работа . Актив класса проектирует, моделирует воображаемую картинную галерею и в кабинете создаёт свою модель, придумывает её интерьер. (Для учащихся сельских школ всё ново и незнакомо, нет возможности посещать известные залы картинной галереи, музеи. До проведения данного мероприятия на одном из классных часов пройдёт урок этикета «Как вести себя в общественных местах»)
1 группа – творческая группа учащихся готовит презентацию (слайд-шоу) репродукций картин художника, собирает картины по разным источникам Интернета, предлагает принести репродукции картин Шишкина из домашней коллекции. Гости рассматривают репродукции картин как по презентации, так и по «живым» картинам (показать детям, как оформляются картины в музее, картинных галереях; знакомство с паспарту)
2 группа – группа экскурсоводов: собирает материал для описания данных репродукций.
3 группа – исследовательская группа находит портреты Шишкина и их описания; биографические сведения о художнике; составляет вопросы для проведения викторины.
4 группа – проектно-издательская группа, создает и готовит проект буклета-путеводителя для каждого посетителя выставки.
Третья и четвертая группы формируются из учащихся старших классов.

Лесной бог из Елабуги…
Шишкин – художник народный. Всю жизнь он изучал русский лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.
В. Стасов.

Ход мероприятия

1 экскурсовод: Ребята! Сегодня мы с вами совершим необычную интерактивную экскурсию в картинную галерею известного художника-пейзажиста, нашего земляка Ивана Ивановича Шишкина. Мы организовали выставку живописца, которая позволит увидеть многое из того, что сделано было художником, и каким был путь к вершинам искусства уроженца Елабуги.
I этап – знакомство с портретами и биографией художника
2 экскурсовод: Портреты И.И.Шишкина (показывает портреты- слайд-шоу)
В течение своей жизни Иван Крамской несколько раз рисовал и писал своего товарища по передвижным художественным выставкам И.И.Шишкина. В большом портрете Крамской создал образ преуспевающего художника, который находится в зените славы и известности. Но портрет свободен от парадности. Ясная лаконичная композиция подчеркивает значительность, основательность модели. Темный компактный силуэт плотной фигуры четко читается на светлом фоне холста. Выразительны не только взгляд чуть прищуренных глаз, свободно раскиданные волосы, густая борода, но и естественная поза, руки, непринужденно засунутые в карманы. Целостность натуры, спокойная уверенность в себе, в своей деятельности – эти черты, присущие личности художника, запечатлены на полотне. (портреты)


Ивану Ивановичу Шишкину словно самой судьбой было предначертано стать певцом русской природы. Друзья шутили, что у него не только «лесная» фамилия, но еще и внешность настоящего лешего: бородатый, косматый, такому в самый раз жить в лесу…
В поисках вдохновлявшей его натуры художник ездил и ходил по российским проселкам, по лесным дорогам и тропам. Таким «легким на ногу», в высоких сапогах изобразил живописца на одном из полотен художник Крамской. Стоит на лоне величественной русской природы и внимательно наблюдает за происходящим, любуясь широким раздольем России, лесными далями.
3 экскурсовод: Биографическая справка
Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в городе Елабуге в семье купца. Он с детства мечтал стать художником. После уездного училища окончил четыре класса казанской гимназии №2. С 1852 года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Окончил училище с золотой медалью. 1856-1861 годы- годы, проведенные в Петербуржской академии художеств, которую он закончил с тремя серебряными и двумя золотыми медалями. И.Шишкин стал убежденным передвижником, профессором академии, участником всех выставок передвижников и нескольких европейских выставок.
Справка. В городе Елабуге находится Дом-музей И.Шишкина, который открыт с 1946 года, где собраны личные вещи, его картины, их более 50. Побывав в Елабуге, вы обязательно посетите этот музей. Не пожалеете!
Презентация видеосюжета «В музее Шишкина» (Учащиеся нашей школы посетили музей и сняли видео)

II этап – демонстрация (слайд-шоу) и описание картин И.И.Шишкина
4 экскурсовод: «Утро в сосновом лесу» (1889)


«Утро в сосновом лесу» - одно из самых широко известных произведений русской живописи. Художник как бы приоткрывает зрителю глухую чащу леса, передает состояние природы, только что начинающей пробуждаться. Седой туман окутал лесную глушь. Бурелом. Тишина. Первые лучи солнца начинают проникать в чащу, золотая верхушки деревьев. Это глухой лес, следов человека не видно. Медвежата играют на сломанном дереве, а медведица внимательно следит за ними. Медвежата и медведица добавлены на картину Константином Аполлоновичем Савицким и оживляют образ дремучего леса.
5 экскурсовод: Несколько картин Шишкин посвящает дубу.
1) «Среди долины ровныя…» (1883) Какой дуб! Ему, наверное, тысяча лет! Именно чувство вечности, прочности видишь в этой картине. И какой простор!
2) «Дубовая роща» (1887) Богатырская сила родной земли проступает на этом полотне, на котором исполинские дубы похожи на умудренных жизнью крепких стариков рядом с подступающей к ним древесной молодью.
3) «Дождь в дубовом лесу» (1891) В этой картине какой-то неожиданный Шишкин. Здесь схвачено мимолетное состояние природы, очень трудно передаваемое в живописи, - летний дождик с туманом, со спешащими по дороге в дубраве людьми.

1 экскурсовод: «Рожь» (1878)
Это одно из лучших произведений художника, ставшее хрестоматийной картиной. Магической силой веет от этой картины. Все просто, ясно и убедительно в ней, как в самой жизни. Главное тут – хлебное поле, дорога во ржи с низко летящими ласточками, цветочками на обочине и сама рожь, желтым морем уходящая к горизонту.
Нечто похожее видим и на более ранних полотнах художника. Новые тут – сосны во ржи. Они соединяют небо и землю. Золотая нива под ними словно бы паруса обретает. Вся картина становится символом жизни, от нее исходит надежда, благополучье. Это вершина творения живописца, хотя лес тут представлен лишь частью всего, что нас радует на земле.
Можно на выставке проследить путь живописца к своим шедеврам. Вот, например, небольшое полотно с ржаным полем, написанное в Подмосковье. Удача явная – картину у молодого художника сразу покупает для своей коллекции Третьяков. Но сам живописец видел в этом сюжете что-то более значительное. Еще раз было написано поле созревающей ржи. Но только с третьей попытки художник создал ту «Рожь», которую все мы знаем. Зеленые паруса сосен над полем сделали свое дело. Неизвестным осталось: видел ли Шишкин именно этот пейзаж или, подчиняясь законам искусства, перенес со свойственным ему мастерством к дороге во ржи сосны из иного какого-то места.

III этап – самостоятельное составление связного текста-описания картин И.И.Шишкина
2 экскурсовод: Обращает внимание на репродукции картин «Лесные дали» (1884 г.), «Лесная глушь» (1872 год), «Первый снег» (1875 год) и предлагает творческое задание: описание представленных картин (ребята выступают в роли экскурсовода).
IV этап – Знакомство с репродукциями картин И.И.Шишкина из Государственного музея изобразительных искусств в Казани
3 экскурсовод: «Корабельная роща» («Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии») (1898)


На 26 передвижной выставке в 1898 году появилось последнее произведение И.И.Шишкина «Корабельная роща». Эту картину художник написал у себя на родине, на Урале, в окрестностях города Елабуги, в Александровской роще.
Русский человек, глядя на это полотно, испытывает чувство гордости за величие Родины. Образ Родины донесен до зрителя таким, каким он живет в сознании народа, в его думах, чувствах и представлениях, в его песнях, сказаниях, былинах. Картина является итогом огромной работы художника, в нее он сумел вложить весь свой опыт, все знания, накопленные за долгую творческую жизнь.
Непроходимые дебри уральских лесов. Горит на солнце корабельная роща. Стволы сосен, их хвоя, берег лесного с каменистым дном ручья купаются в чуть розоватых лучах. Художник проникновенно передал тишину леса. Это состояние покоя подчеркивает прозрачный, скользящий по чистым камням ручей. Ни души вокруг, ни тропинки. Как на часах, стоят вековые сосны, охраняя лесной покой. Громадные, в несколько охватов, стволы деревьев сообщают полотну особую монументальность.
«Корабельная роща» - лебединая песня художника. В ней он воспел Россию с ее могучими лесами, хрустальными водами, смолистым воздухом, голубым небом, ясным солнцем. Передал любовь и гордость за красоту земли, которые чувствовал на протяжении всей жизни. (выразительное чтение высказывания В.Стасова)
2 экскурсовод: Заключительное слово. Организованная нами юбилейная выставка показывает, как много успел И.И.Шишкин сделать: исходил-избороздил леса чуть ли не всей средней полосы России. Лес он знал и чувствовал не хуже ученого-лесовода, но, кроме этого, художника волновала поэзия и эпическая сила зеленого творенья Природы.
Шишкин знал все тонкости жизни леса в разные времена года и в разное время дня (особенно любил солнечный летний полдень). Главный «герой» его живописи – лес. Это дубравы и хвойное царство красавиц-елей и сосен-великанов, корабельные рощи и редколесье с просеками и прогалинами. Пройдя по выставке, видишь: у Шишкина было два особо любимых дерева – дубы и сосны.
Шишкин хорошо знал и любил лесное свое отечество. «Безмерная любовь к родной земле, к русской природе сообщила силу его искусству и сохранила полотнам художника популярность до наших дней».

Посетители выставки самостоятельно просматривают картинную галерею. Отводится 5 минут. Звучит медленная музыка.
V этап – Викторина «По следам заочной экскурсии»
Вопросы
1. На какой картине изображены люди? («Дождь в дубовом лесу»)
2. Кто рисовал И.Шишкина? (И.Крамской)
3. Какое дерево изображено на картине «Среди долины ровныя…»? (дуб)
4. Какое время суток запечатлено в сосновом бору? (утро)
5. Как называются леса, изображенные на полотнах Шишкина? (бор, роща, лес, чаща)
6. Подберите синонимы к словам «картина», «художник».
(картина- полотно, этюд, произведение живописи, репродукция; художник – живописец, мастер, пейзажист)
7. Сколько медведей изображено на картине «Утро в сосновом бору»? (4)
8. В каких музеях находятся картины художника-пейзажиста?
(Третьяковская галерея (Москва), Дом-музей И.И.Шишкина (Елабуга)
9. Перечислите полотна Шишкина, ключевым словом которых является «роща» («Дубовая роща», «Корабельная роща»)
10. Назовите известных художников-пейзажистов.(И.И.Левитан, К.А.Саврасов …)
11. Последняя картина И.И.Шишкина. (Корабельная роща)

Всем посетителям выставки экскурсоводы раздают буклеты-путеводители, в котором представлены репродукции картин И.Шишкина, высказывания о пейзажисте, указаны адреса нахождения полотен художника, дана другая информация о Шишкине.

VI этап – Обобщение в форме интервью
1. Что дало вам посещение данной выставки?
2. Каково было у вас представление о художнике, и изменилось ли оно после посещения?
3. Как можно узнать картины Шишкина?
4. Какая репродукция вам стала ближе и почему?
5. Каково пожелание организаторам выставки?