Урок обучения грамоте "Буквы Й й, звук. Логопедическое занятие "звук и буква й" Звук и буква й старшая группа

Ольга Зыкова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [й]. Буква Й»

Цели занятия : познакомить детей с буквой Й , научить чи-

тать слова с данной буквой ; совершенство-

вать навыки правильного, выразительного

чтения; развивать фонематический слух,

умение проводить. звуковой анализ слова ;

познакомить с правилами поведения на до-

Оборудование : альбом, простые, красные, синие и зеленые

карандаши, разрезные азбуки, ножницы,

клей (на каждого ребенка) . ,

Ход занятия

I. Объяснение нового материала

1. Знакомство со звуком [й] (упражнение 1, с. 63) .

Педагог : Прочитайте слова. Вместо символа вставьте

нужный звук .

Педагог : Придумай еще слова со звуком [й] .

2. Знакомство с буквой Й (упражнение 2, с. 63) .

звуковичок [й] . Записать буквы Й , й на доске. Сказать де-

тям о том, что эта буква обозначает всегда мягкий соглас-

ный звук [й] .

3. Работа с Городом букв , буквой Й .

Педагог : Й - это согласная буква . Она живет в домике

на озере Мягком. Буква Й обозначает только мягкий соглас-

ный звук .

Вырежьте из разрезной азбуки и наклейте букву Й в свой

домик (упражнение 3, с. 63) .

Планы-конспекты занятий по обучению чтению 95

4. Письменное задание (упражнение 4, с. 63) .

Педагог : Научитесь писать печатные буквы Й , й по кле-

5. Чтение слогов и слов (упражнение 5, с. 63) .

Педагог : Прочитайте слоги и слова.

ай ой ий ей уй

мой шар твойку-бик

мои ша-ры твои ку-би-ки

Педагог обращает внимание детей на различия в звучании слов

мой - мои, твой - твои; говорит о том, что буква Й в начале

слова встречается очень редко и что такие слова лучше запом-

6. Определение места звука [й] в словах (упражнение 6, с. 63) .

Педагог : Рассмотрите и назовите картинки. (Скамейка,

йод, йог, йогурт, клей, линейка, попугай.) Определите место

звука [й] в этих словах .

II. Закрепление изученного материала

1. Развитие навыков звукового и слогового анализа

(упражнение 7, с. 64) .

Педагог : Прочитайте слова. (Лайка, стройка, хозяйка,

лейка.) Разделите их на слоги. Выполните звуковой анализ

слова лейка.

Педагог следит, чтобм при делении слов на слоги дети оставля-

ли букву Й в предыдущем слоге : лай-ка, строй-ка.

2. Развитие внимания, памяти, навыка работы по само-

стоятельно прочитанной инструкции

(упражнение 8, с. 64) .

Педагог : Раскрасьте карандаши нужными цветами. Что-

бы узнать, какими - прочитайте инструкцию.

Пер-вый - крас-ный.

Вто-рой - си-ний.

96 До школы шесть месяцев : срочно учимся читать

Тре-тий - зе-лё-ный.

Это задание дети выполняют самостоятельно.

3. Развитие интонационной выразительности речи

(упражнение 9, с. 64) .

Перед чтением стихотворения о светофоре педагог спрашивает

детей, в каких местах можно переходить проезжую часть; гово-

рит о том, что переходы бывают регулируемые (со светофором)

и нерегулируемые (подземные) ; просит назвать три цвета свето-

фора и сказать, как они расположены.

После бесеДы дети могут приступать к чтению.

Педагог : Прочитайте стихотворение выразительно. При

чтении обращайте внимание на знаки препинания.

Мы сто-им у све-то-фо-ра.

Ты на крас-ный не хо-ди!

По-го-ди не-мно-го.

А зе-лё-ный свет? И-ди!

Педагог : Что обозначает каждый цвет светофора?

4. Развитие логического мышления. Развитие навыка

звукового анализа (упражнение 10, с. 64) .

Педагог : Прочитайте и отгадайте загадку.

Ле-том се-рый, а зи-мой бе-лый.

Педагог : Нарисуйте звуковую схему слова-отгадки .

После того как дети выполнят задание, можно уточнить, для

чего зайчик меняет цвет шубки.

III. Подведение итогов занятия

Работа с итоговой информацией

Педагог читает выводы (альбом, с. 64) и проверяет, на-

сколько правильно и точно дети усвоили материал занятия .

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква «З» Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква «З» Конспект логопедического занятия в старшей группе. Вид занятия:.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [ш]. Буква Ш» Цель: Формирование предпосылок обучения грамоте. Задачи: В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны: 1) научиться.

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в соответствии с ФГОС «Звук [У] и буква У» Конспект подгруппового логопедического занятия. Вид занятия: тренировочное. Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР Возраст:.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [О] и буква О» Цели: Повторение изученных гласных, дифференциация их друг от друга. Актуализация знаний детей о букве О. Закрепление зрительного образа.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У» Цель: Обобщение знаний о звуке и букве У. Развивать умение выделять гласный звук У из ряда других звуков, из слов. ; подбор слов на заданный.

Конспект занятия учителя-логопеда по обучению грамоте «Звук [Ч] и буква Ч. Закрепление изученного» Тема «Звук Ч. Буква Ч.» Закрепление изученного. Задачи: Совершенствовать умение проводить звуко - буквенный анализ слов: выделять твёрдые.

Конспект занятия учителя – логопеда по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук и буква В». Составила учитель-логопед Гришина.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [Ш]. Буква Ш» (подготовительная группа) Цель: закрепить навыки различения и четкого произношения звука [ш]. Задачи: Образовательные: - закрепить правильное произношение звука.

План-конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего возраста

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослых, правильно понимать лексико-грамматические конструкции.
2. Учить детей правильно произносить звук [Й] .
3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
4. Продолжать учить анализировать предложение, составлять его схему.
5. Учить преобразовывать слова.
6. Совершенствовать умение определять место звука в слове.
7. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед: Сегодня на занятии мы с вами будем знакомиться с еще одним интересным звуком и буквой. Ну а сначала давайте поиграем.

1. Дидактическое упражнение «Как правильно?»

Логопед. Я называю предложение, а вы внимательно слушаете. Если все верно сказано, то ничего не поднимаете, а если есть ошибка- сигнальный знак и исправляем предложение.

Телега везет лошадь.
Кошка поймала мышку.
За зимой наступило лето.
Фонарь освещается улицей.
Пешеход переходит дорогу.

2. Знакомство со звуком [Й] .

Логопед. Ребятки, послушайте слова и подумайте, чем они похожи.

Воробей, ручей, репей, соловей.

Логопед: Кто догадался, чем похожи слова? Какой последний звук в этих словах? (звук [й].) Расскажите, что делают язык, губки, зубки при произнесении этого звука?

Давайте дадим характеристику этому звуку. Какой он? (согласный)

Почему? (во рту при произнесении возникает преграда). Нужно запомнить, что этот звук всегда мягкий. Как мы его будем обозначать? (зеленым квадратиком).

3. Играем «Покажи зеленый квадратик, когда слышишь звук [Й].»

Логопед: Покажите квадратик, когда услышите звук [Й].

- [й], [а], [e], [й], и т.д. (из ряда звуков);
- до, мо, ай, ты, ой, эй, ту, и т.д. (из ряда слогов);
- майка, дом, воробей, утка, май, чай, и т.д. (из ряда слов).

4. Определение места звука в слове.

Логопед. Перед вами картинки. Давайте их все назовем.

А теперь каждый возьмет только ту картинку, в названии которой есть звук [й].
- Назовите, что вы взяли. (Дети по очереди называют свою картинку.)
- Обозначьте на тучках место звука [Й] в вашем слове.
- Давайте проверим, что у вас получилось.

5. Знакомство с буквой Й.

Логопед. На письме звук [Й] обозначается буквой …(Й). (показ печатной буквы Й).

Из каких элементов состоит эта буква?
- Перед вами листок. Найдите.

6. Составление предложений и схем к ним.

Логопед: Послушайте слова и составьте из них красивые правильные предложения.

Зайка, сидеть, куст, под.

Какое получится предложение? (Зайка сидит под кустом.)
- Сколько в нем слов? (четыре). Какое первое слово? Второе? Третье? Четвертое?
- Давайте из полосок составим схему этого предложения.

Аналогично с детьми разбираем следующие предложения:

Трамвай, быстро, ехать.
Чайка, море, лететь, над.

7. Преобразовываем слова.

Логопед. Ребята, прочитайте слово. (МАЙКИ).

Уберем из слова букву «Й». Какое слово получиться? (МАКИ).
-Давайте прочитаем еще слово. (СОЙКИ). Уберите букву «Й», что получиться? (СОКИ). Какую букву мы убрали? Какой звук она обозначает?

8. Звуко-буквенный разбор слов.

Логопед: Давайте сейчас возьмем карточки с буквами и сделаем разбор слова МАЙ. Сколько звуков в этом слове? (три). Какой первый звук? ([м]).

Как мы его обозначим на схеме? (синим квадратиком). Почему? (Он согласный твердый). Какой второй звук? ([а]). Как обозначим? (красным квадратиком). Почему? (Он гласный). Какой следующий звук? ([Й]). Как мы его обозначим? (зеленым квадратиком). Почему? (он согласный мягкий).

Теперь попробуйте сами сделать разбор слова ЧАЙ.
- Проверяем, что у вас получилось? (Один ребенок объясняет свое обозначение).

9. Итог занятия.

Логопед. С каким звуком мы познакомились сегодня на занятии? Какой это звук? Почему? Какой буквой он обозначается?

Светлана Смирнова, учитель-логопед МБДОУ
«Детский сад № 7 комбинированного вида»
г. Пикалево

Урок обучения грамоте в 1 классе

Тема: “ Буквы Йй, звук [й , ] , ”.

Цель урока: формирование ценностного отношения обучающихся по определению звука [й] в словах, буквам Й, й.

Задачи урока:

1. Образовательные:

    учить акцентированному произнесению звука [й] на основе одноуровневых моделей слов;

    перекодированию звуковой формы слов в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;

    чтению слов по слогам и орфоэпически;

2. Развивающие: развивать речь, фонематический слух, мышление.

3. Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, трудолюбие, стремление помогать родителям.

Планируемые результаты.

Предметные: знать, различать и определять звук [й] в словах, буквы Й, й; акцентировано произносить звуки, уметь читать слоги, слова с данной буквой, различать звуки и буквы.

Метапредметные: формирование приёмов работы с учебником (извлечение необходимой информации, работа со звукобуквенными моделями, иллюстрациями, схемами). Формирование таких общедеятельностных приемов, таких как сравнение, обобщение, анализ, наблюдение, умение делать выводы.

Личностные: принятие учебной задачи, формирование ценностного отношения к труду, к красоте окружающей природы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Начинаем урок обучения грамоте.-Прочитайте пословицу.

На слайде: Грамоте учиться – всегда пригодится.

Пословица.

А для чего человеку нужно быть грамотным?

Действительно, грамотным быть очень важно. Самуил Яковлевич Маршак писал: « Не попить без грамоты, не поесть, на воротах номера не прочесть.»

2. Постановка учебной проблемы, определение темы и целей урока.

1) Повторение.

- Расскажите, о чем вы узнали на прошлом уроке.

С какими звуками знакомились вчера? [р] [р´]

Какой буквой обозначаем? («эр»)

Какие звуки обозначает буква «эр»? Покажите звуковые модели этих звуков. (два согласных звука: твёрдый звонкий [p] и мягкий звонкий [р´])

Приведите примеры слов с каждым звуком.

- Узнаем тему этого урока.

- Отгадайте загадки, отвечайте хором:

«В теплый край я не летаю,
Я под крышей обитаю.
Рядом кошка? Не робей!»
- Так чирикал … (Воробей)

Птичка, внешне неприметна,
Запоёт среди ветвей
Так, что ахнем мы: «Ведь это
Голосистый …..( С оловей )».

Произнесите чистоговорку:

Пой, пой, соловей, пой, пой, веселей!

Какой звук услышали в конце этих слов?

Предположите, какая будет тема урока. (Буква Й или звук , ] .)

Проверим предположение. Откройте учебник на странице 35. Рассмотрите страницу 35, исследуйте её.

Что заметили интересного? (одна звуковая модель)

Какие вопросы у вас появились? (Если вопросов не возникло, продолжаем работу, и вопросы появятся в ходе работы.)

Назовите тему урока. (Буква Й и ее звук , ] .)

Определите цели урока. (Познакомиться с новым звуком, буквой, которая обозначает этот звук, учиться определять звук в словах. Читать слоги, слова, с данной буквой.)

3.Решение учебной задачи.

-Какой звук обозначает модель в левом верхнем углу учебника? (согласный звонкий мягкий).

-Проверим, обозначает ли эта модель звук [й , ]

Цель: выделение из слова звукобуквенной модели звука, характеристика звука.

Отгадайте загадку. (на экране) Читает ученик.

Есть на свете сладкий дом
Мёдом пахнет в доме том,
А жильцы жужжат от радости,
В домик свой приносят сладости,
Угощая нас потом.
Угадайте что за дом? (Улей )

А что такое улей?

(Улей – специальное приспособление для жилья пчел.)

Произнесём слово. Сколько звуков в слове? (4)

Произнесём последний звук. Какой это звук? , ]

Произнесите несколько раз звук [й]. Определите, как проходит воздух через горлышко при произнесении; как образуется этот звук: твёрдо или мягко. Сделайте необходимые выводы.

Вывод: (При произнесении звука [й] воздух встречает преграду, препятствие. Значит он согласный. В ушах есть звон. Значит он звонкий звук [й] -произносится мягко, значит он мягкий.)

Охарактеризуйте коротко звук [й]. (Согласный, мягкий, звонкий.) Покажите звуковую модель этого звука.

Придумайте предложение со словом улей.(В улье живут пчелы.)

Как назовём семью пчел, образующих группу?

Произнесём слово. (Рой.)

Сколько звуков в этом слове? (3)

Сравните последние звуки в словах «улей» и «рой». Дайте характеристику звуку.

Бывает ли он твёрдым? (Нет.)

Узнали что звук , ] обозначается моделью согласного звонкого мягкого звука? (да). Значит мы достигли одной из целей урока.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Встаньте и выполните команды:

«Наклоняйся! Подтягивайся! Приседай! Покачай головой! Поворачивайся! Поморгай! Улыбайся! Присаживайся!»

-Какой звук есть в каждой команде? [й , ]. Какой он? (Согласный, звонкий, мягкий.)

4.Знакомство с буквой.

Цель: познакомить с буквой, определить её место в алфавите.

Узнаем, какой буквой обозначается звук , ]?

- Откройте АЛФАВИТ (стр. 127), найдите букву Й, покажите её соседу.

- К акая по счету буква Й? (11)

(на экране показывает ученик, называет и показывает буквы соседи.)

Звук согласный, звонкий, мягкий [й] обозначается буквой Й или И-кратким.

Где находится буква? (После буквы И, между И и К.)

Сравните буквы и н й. Что можете сказать? (они имеют одинаковые элементы).

Составьте букву Й из своих элементов. Работайте в паре.

(один человек у доски).

Сравните свою работу с образцом на доске, у кого так покажите знаком.

Чтение стихотворения с экрана:

И – надела поясок,
Н – надела поясок
Буква Н надела ровно
Буква И наискосок
Ты ей шляпу подари
Станет краткой буква Й!

Какую работы выполняет эта буква? (Обозначает мягкий звук.).

Выяснили как называется буква, которая обозначает звук , ]. А для чего мы познакомились с буквой Й? (чтобы уметь писать и читать слова с этой буквой).

5. Включение в систему знаний, закрепление.

Где может находиться в слове буква и звук [й]? . Назовите слова с буквой Й.

Послушайте слова.

Игра «Узнайте звук»

– Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [й"] в словах, если нет – вращаем телом и руками:

«Лиса, лайка, игрок, майка, йогурт, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, воробей,машина, змей, май, чай».

Вот мы и поприветствовали звук новой буквы.

А слов, которые начинаются с буквы Й в русском языке мало, кто знает?

Послушайте стихотворение и запомните эти слова.

Слов на “Й” совсем немного:
Йогурт, йод, и слово йога.
“Й” в конце обычно пишем:
Или в середине слышим.

Какие слова запомнили?

Индивидуальная работа (на карточке текст) - 3 человека читают по абзацам

Откуда взялся йод.

Заяц больше всего в жизни боялся волка, мышь - кота, а некоторые поцарапанные дети... йода. Когда они его видят, то начинают кричать и прячутся под кровать. Но если бы не йод, царапины долго бы не заживали. Йод нужен не только для того, чтобы лечить царапины.

Если в воздухе, воде или еде совсем нет йода, то люди начинают болеть. Больше всего йода в морской воде и морском воздухе. Это потому, что в море растут водоросли, в которых очень много йода. Из этих-то водорослей и делают на фабрике йод.

На большой глубине в соленой воде трудолюбиво копят водоросли йод, не зная, что некоторые дети считают его своим злейшим врагом.

Что интересного узнали о йоде?

Чем полезен морской воздух? (В нем много йода).

-Откройте снова страницу 35 учебника.

Почему изображены две буквы, разные по размеру?

В каких случаям нам пригодится заглавная буква Й? (В начале предложения)

Прочитаем слова с буквой Й.

Чтение слов с буквой Й.

Цель: провести звуковой анализ слов на основе моделей слов; познакомить с многозначностью слова МОЙ.

Чем поливают цветы на картинке стр.35? (лейкой)

Для чего мы выращиваем цветы, ухаживаем за ними? (Дети дают объяснения, для отдыха, красоты. Любуемся цветами. Необходимо беречь полевые цветы.)

Произнесём звуковую форму слова медленно, задерживаясь на звуке [й´].

На доске: [л´] [э´] [й´] □ [а]

Где стоит этот звук? (в середине слова)

Сколько звуков отметили в схеме? (5)

Сколько понадобится букв для написания? (5)

Делим на слоги и ставим ударение. На какой слог падает ударение?

Рассмотрите иллюстрацию в нижней левой части страницы.

Что делает девочка? (Девочка помогает маме. После обеда она моет посуду.)

Как вы помогаете родителям? Что вы делаете по дому? (Дети рассказывают о том, какую помощь они оказывают родителям по дому.)

После того как покушаете, надо убирать за собой. Свои игрушки, вещи держите в порядке, не разбрасывайте по комнате. Школьную форму вешайте аккуратно на стул или в шкаф, чтобы маме не пришлось дважды гладить.

Причитаем в один приём слово. (Мой) - В каких случаях мы употребляем слово МОЙ. (В слове приказ или совет: мой посуду. Определяем принадлежность предмета хозяину.)

Придумайте мредложение со словом «Мой».

Сколько в слове слогов? (1)

Как определили? (по гласным)

А как называется приспособление для мытья посуды? (мойка)

Произнесём звуковую форму слова.

[м] [о] [й´] □ [а]

Дадим характеристику звуку [й´] - согл., мягкий, звонкий.

Обозначаем буквой «Й».

Как определить сколько слогов в слове?

Прочитайте еще раз слова в схемах: шепотом, громко, медленно.

Где стоит звук [й"] в этих словах? (в середине и в конце).

У нас в классе есть мальчик, в его имени есть тоже звук й в конце. Как его имя? (Тимофей)

Как называется буква, обозначающая последний звук в этом имени?

6.Итог урока

Какую тему мы сегодня обсуждали?

С какими целями справились. Познакомились с новым звуком, буквой, которая обозначает этот звук, научились определять звук в словах.

Расскажите о себе, если бы вы были буквой й.(Буква й, обозначает согласный, звонкий, мягкий звук.)

Ребята, какой был сегодня урок? (интересный, добрый, познавательный)

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
(Похвалите себя за работу, погладьте себя по голове).

7.Рефлексия

У вас на партах есть «цветные» ладошки, с помощью которых вы можете оценить свою работу на уроке.

Поднимите и покажите.

Красная ладошка - всё сделали, не было затруднений.

Желтая ладошка - справились, но были затруднения.

Синяя ладошка - было очень трудно.

Людмила Зимарёва
Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство со звуком (й)»

Тематическое занятие по разделу «Обучение грамоте» в подготовительной группе .

Тема : «Знакомство со звуком (й) »

Цель : Учить выделять звук (й) из потока речи в словах, проводить звуковой анализ слов- май , майка,обозначать место звука в слове , используя цветовые изображения. Активировать в речи прилагательные. Закрепить знание времён года, пословиц о дружбе. Воспитывать дружеские отношения.

Ход занятия:

1. Организация детей.

Игра «Как тебя зовут» .

Ребята, назовите гласные звуки , согласные.

В разных местах группы закреплены фишки – красная (гласный звук , синяя (согласный твердый, зелёная (согласный мягкий звук ) . Дети подходят к той, с какого звука начинается его имя .

Незнайка :

Ребята, сегодня я услышал новый, незнакомый звук , поймал его и принёс к вам в коробке. Расскажите мне о нём.

Воспитатель :

Ребята, поможем Незнайке?

2. Основная часть.

Ой, кажется новый звук «улетел» . Какое слово я сказала? (о) – уже знакомый нам звук , а вот (й) – новый, незнакомый .

При произношении этого звука между языком и нёбом образуется щель, мы улыбаемся, показываются верхние и нижние зубы, звук с шумом вырывается изо рта воздушной струёй.

Посмотрите и послушайте, как я произношу звук (й) . Попробуйте произнести сами, глядя в зеркальце.

Ребята, звук (й) не тянется, когда его произносим, язык задерживает звук , встречает преграды – это согласный звук , он мягкий, у него нет твёрдой пары.

Посмотрите на картины, назовите времена года, назовите весенние месяцы.

Что за месяц, угадай? Месяц – май!

В слове МАЙ есть звук (й? Какой это звук ?

Звуковой анализ слова МАЙ .

1 слог, 3 звука .

М - согласный, твёрдый звук ;

А - гласный звук ;

Й - согласный, мягкий звук .

Назовите место звука в слове ?

Гимнастика для глаз. Посмотрите в правый (левый) верхний угол комнаты, найдите глазами на стене большую (маленькую) бабочку, мысленно, глазами нарисуй перед собой круг, квадрат.

Звуковой анализ слова МАЙКА .

2 слога, 5 звуков .

М – согласный, твердый звук ;

А – гласный звук ;

Й – согласный, мягкий звук ;

К – согласный, твёрдый звук ;

А – гласный звук .

Назовите место звука в слове ?

Игра «Живые модели» . (со словом МАЙКА) .

Физминутка :

Скачет зайка маленький около завалинки.

Быстро скачет зайка, ты его поймай – ка!

Игра «Найди место звука в слове » . (ЙОД, МАЙКА, ЛЕЙКА, МАЙ, СЕРЫЙ, СОЛОВЕЙ, СИЛЬНЫЙ и т. п.)

Индивидуальная работа. (дети подбирают модели слов к отгадкам)

Острые ушки на лапках подушки

Усы, как щетинка, дугою спинка.

Днём спит, на солнышке лежит,

Ночью бродит, на охоту ходит. (КОТ)

Хвост пушистый мех золотистый

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (ЛИСА)

Жёлтая крякуша, ловит лягушек,

Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (УТКА)

Белый, пушистый зверюшка

Попрыгушка, длинноушка

Ну – ка, кто он угадай.

И морковку ему дай. (ЗАЙКА)

Игра «Назови слово» (дети называют слова со звуком (й) .

Игра «Наоборот» .

БОЛЬНОЙ – ЗДОРОВЫЙ;

ТИХИЙ – ГРОМКИЙ;

НИЗКИЙ – ВЫСОКИЙ;

ХОЛОДНЫЙ – ТЁПЛЫЙ;

МАЛЕНЬКИЙ – БОЛЬШОЙ и т. п.

3. Итог :

С каким новым звуком познакомились ? Что нового узнали?

Незнайка подходит к детям и они произносят звук (й, Незнайка «ловит» звук в коробочку , потом он познакомит с новым звуком своих друзей .

Ребята, мы помогли Незнайке? Значит мы его друзья! Кто знает пословицы о дружбе?

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Нет друга, так ищи, а есть, так береги.

4. Рефлексия (у каждого ребёнка – «солнышко» , «тучка» )

Ребята, если вам понравилось занятие , задания – прикрепите к магнитной доске «солнышко» , а если было не очень интересно, грустно – то «тучку» (подсчитываю, делаю вывод) .

Ребята, вы молодцы. Занятие окончено .

Анна Панина
«Звук [Й] и буква Й». Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ТНР

Конспект НОД.

Тема: «Звук и буква Й».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».

Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

Дать детям понятие о механизме образования звука Й;

Коррекционно-развивающие:

Автоматизировать звук Й в слогах, словах, предложениях;

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Развивать графомоторную функцию;

Развивать фонематический слух;

Развивать процессы анализа и синтеза;

Развивать внимание, память, мышление;

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу;

Оборудование: плокостные изображения героев «Слыш, Буковка»; картинки на изучаемый звук; изображение буквы Й; слоговая таблица; карточки с напечатанными слогами и отдельными буквами; магнитные азбуки; рабочие тетради «Громотейка»; CD-диск «Азбука»

I. Оргмомент.

Рассматривание картинки «Йог».

Кто это? Что он умеет делать? Сегодня нам предстоит сложная и серьезная работа, потренируемся как йоги. (Игра на внимание «вежливая прсьба».

II. Основная часть

1. Сообщение темы.

Сегодня у нас в гостях наши друзья Слыш и Буковка с новой историей. Однажды Слыш и буковка проводили свои выходные в парке, в котором были огромные качели. Конечно же, наши друзья захотели на них покататься. Но только они подошли ближе, как лохматый пес, стороживший качели, грозно зарычал:

Р-р-р, стойте, проход закрыт.

Но почему? - удивилась Буковка. - Вон сколько детей дружно катаются на этих качелях.

Р-р-р, - ответил пес, - я пропускаю только тех посетителей, которые могут выполнить мои задания.

Мы их готовы выполнить, - отозвался Слыш.

Хорошо, проговорите, быстро и не ошибаясь, чистоговорку:

«Раз дрова, два дрова, три дрова».

Слыш повторил чистоговорку без единой ошибки. А вы, ребята, так сможете?

Игра «Повтори скороговорку». Предложить детям повторить чистоговорку три раза, не сбиваясь.

Слыш выполнил задания, и собачка пропустила друзей. Слыш и Буковка сели на огромные качели. Буковка села на скамеечку, Слыш крепко взялся за ручки, и стал раскачивать качели.

Они раскачивались сначала медленно и невысоко, а потом начали раскачиваться быстрее, сильнее и выше. Качели взмывали вверх, а потом опускались вниз с веселым свистом: «й-й-й», «й-й-й»! У друзей захватывало дух, и им хотелось кричать от радости и счастья, ветер раздувал их одежды, свистел в ушах, а качели все скрипели: «й-й-й». Когда друзья вдоволь накатались, они сошли на землю, поблагодарили лохматого пса и пошли погулять по парку.

Слыш запомнил песенку качелей. Он размял свой веселый язычок, вспомнив несколько упражнений.

2. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнение для язычка. Давайте и мы вместе со Слышем потренируем язычок. (выполнить упражнение 5-7 раз.)

«Большие качели» - улыбнуться, открыть рот, поднимать кончик языка на верхнюю губу, опускать на нижнюю.

«Маленькие качелъки» - улыбнуться, открыть рот, поднимать кончик языка за верхние зубы, опускать за нижние.

3. Демонстрация акустико-артикуляционного образа звука.

Й-й-й,- произнес Слыш. (Язык не хотел пропускать воздух - он выгнул спинку, прижал ее к нёбу, но воздух все равно весело загудел.)

Задание - «Произнеси звук». Ребята произнесите звук [й| без ошибки, в соответствии с описанной артикуляцией. Следите за правильным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.

Слышу захотелось узнать о новом звуке побольше, и он попробовал описать его.

Задание «Опиши звук». Давайте поможем Слышу описать звук [й].

Когда мы произносим звук Й, воздух встречает на пути преграду?

Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.)

Что мешает воздуху проходить свободно (воздуху мешает язычок, который спинкой прижимается к небу).

А этот звук звонкий или глухой?» (Чтобы ответить на ваш вопрос, дети закрывают ушки ладонями и произносят звук [й]. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят - глухой. Также можно для проверки приложить ладонь к горлышку).

Послушай те меня и скажите, этот звук произносится мягко или твердо? (Обратить внимание детей на то, что этот звук всегда мягкий).

А теперь давайте дадим полную характеристику звуку Й и оденем нашего звуковичка (Вызвать ребенка к доске): этот звук согласный, звонкий, может быть только мягким.

4. Развитие фонематического слуха. (Работа в рабочих тетрадях ).

Буковка нарисовала картинки. (назвать все).

Раскрасьте зеленым цветом кружок, если в слове слышится звук Й.

5. Знакомство с буквой Й.

Слыш спросил у Буковки: «А ты сможешь написать букву, которая обозначает этот звук?» И буковка взяла свой волшебный карандаш и написала букву Й. (Демонстрация карточки с буквой).

На что похожа буква Й?

Букву Й зовут «и-кратким»

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с Й

Сверху галочку пиши. (В. Степанов).

Из каких элементов состоит?

Конструирование буквы при помощи карандашей; печатание буквы Й в рабочей тетради. (перед написанием буквы – зарядка для глаз).

III. Динамическая пауза (считалка «Йоги» ).

IV. Закрепление материала.

1. Чтение слогов. (по слоговой таблице ай, ой, уй, эй, ый).

2. Чтение слова Йог (майка, попугай, выкладывание из букв магнитной азбуки.

Буковка написала буквы О, Г, Й. Подумайте, какое слово можно из них составить? (Написала слоги КА, МАЙ; ПО, ПУ, ГАЙ).

Напечатайте это слово в магнитной азбуке.

V. Заключительная часть.

С какой новой буквой познакомились?

Какой звук она обозначает?

Поселите Букву Й в нужный домик.

Прослушивание песни про букву Й.

Оценка деятельности детей.

Публикации по теме:

«Звук [Р] и буква Р. К нам весна шагает быстрыми шагами». Занятие в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР Цели: Развивать речь детей в различных видах деятельности. Формировать и систематизировать знания детей о характерных признаках весны.

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) «Звук и буква Ч»

Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР «Звук [Б]. Буква Б» Занятие 3 Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Одежда, обувь, головные уборы». Совершенствование.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Д] и буква Д» Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Звук и буква «Д». Программное содержание: 1. Знакомство.