Что предсказал рэй брэдбери. Будущее глазами брэдбери

В ночь с 5 на 6 июня в Лос-Анжелесе скончался великий фантаст Рэй Брэдбери, который дожил до 91 года. Американские журналисты пишут, что классик мировой литературы был не только писателем, но и пророком. В своих произведениях автор предвосхитил появление многих современных технических устройств, сообщает Washington Post.

Наушники

Герои романа Рэя Брэдбери 451 градус по Фаренгейту , вышедшего в 1953 году, носили радиоприемники-втулки под названием Ракушки . Они являются прямым прототипом современных наушников и портативных плееров, первая модель которых появилась лишь через 26 лет после выхода романа - в 1979 году. Журналисты Wall Street Journal уверены, что за изобретение гарнитуры Bluetooth нам тоже следует благодарить Бредбери.

Телевизоры с плоским экраном

Члены футуристического общества, описанного в 451 градусе по Фаренгейту , столь же сильно одержимы материальными благами, как и многие современные люди. В частности, в романе упоминается любовь героев к плоским телевизорам, размером во всю стену.

В этой же фантастической антиутопии Брэдбери пишет о так называемых стенах - суперсовременных телевизорах, с помощью которых герои произведения общаются друг с другом на расстоянии. Позже создатели социальной сети Facebook назвали так коммуникационный узел, с помощью которого пользователи могут отправлять и получать сообщения.

Автомобили с искусственным интеллектом

В рассказе Рэя Брэдбери Пешеход фигурирует "умная" машина, которая сама арестовывает главного героя и отвозит его в психиатрическую больницу. Такие машины уже появились на дорогах США как часть проекта компании Google. Разумеется, они не несут никакой зловещей миссии, как в Пешеходе , и значительно менее совершенны, чем фантастические автомобили Брэдбери. По крайней мере, пока.

Банкоматы

В книге 451 градус по Фаренгейту Брэдбери пишет о машинах, сильно напоминающих современные банкоматы. По книге, пользователи этих устройств имеют 24-часовой доступ к своим финансам.

Смерть книги

К счастью, в отличие от реальности, описанной в 451 градусе по Фаренгейту , сегодня книги не запрещены, однако бумажные тома, на данный момент, постепенно вытесняются электронными книгами или букридерами, куда при желании можно закачать целую библиотеку. Сам Брэдбери до последнего был против, чтобы его произведения выходили в "цифровом" формате. Он говорил, что виртуальные книги "пахнут выхлопными газами". Впрочем, в ноябре минувшего года писатель все же дал согласие на публикацию Фаренгейта в электронном виде, так как этот пункт с недавних пор является обязательным при заключении контракта с большинством крупных издательств.

СМИ о смерти Рэя Брэдбери - ВИДЕО

Видел, слышал, знал…


Рэймонд Дуглас Брэдбери появился на свет 22 августа 1920 года в американском городе Уокиган, расположенном в штате Иллинойс. Родился он на 11-м месяце беременности матери, и, может быть, именно это обстоятельство привело к тому, что всю жизнь обладал исключительной памятью. «Я хорошо помню обрезание пуповины, помню, как в первый раз сосал материнскую грудь. Кошмары, подстерегающие новорожденного, занесены в мою мысленную шпаргалку с первых же дней, – писал Брэдбери.– Знаю, знаю, что это невозможно, большинство людей ничего подобного не помнит. Врачи говорят, что дети рождаются не вполне развитыми, лишь спустя несколько дней или даже недель обретая способность видеть, слышать, знать. Но я-то – видел, слышал, знал…»
Интересно, что свое второе имя Дуглас он получил в честь знаменитого актера Дугласа Фэрбенкса, которого боготворила его мать, шведка Мари Эстер Моберг, принадлежавшая к старинному роду. Отец его тоже был своего рода американским аристократом, потомком первопоселенцев, прибывших в Новый Свет еще в 1630 году. Однако такое происхождение не сулило богатства и положения в обществе: Леонард Брэдбери работал простым телефонным техником.

Чудовище

Семейству Брэдбери пришлось пережить немало горя. У Рэя был старший брат, названный в честь отца Леонардом. Вместе с ним родился брат-близнец Сэм, умерший в двухлетнем возрасте. А когда Рэю исполнилось шесть лет, на свет появилась сестренка Элизабет, которая тоже вскоре умерла. Мальчик был потрясен этими смертями, что в будущем придало его творчеству трагические нотки…
Ранний уход из жизни детей заставил Мари Эстер относиться к Рэю с особым вниманием, она опекала его даже в мелочах. Вот как будущий писатель вспоминал свое детство: «Я поднимаюсь по лестнице и вижу ужасное чудовище, поджидающее меня на последней ступеньке. Я вскрикиваю и бегу изо всех сил к маме, и мы поднимаемся по лестнице вместе с ней. Чудовище тут же прячется – мама так ни разу и не увидела его. Временами мне было обидно, что ей не хватает на это воображения… Все первые десять лет моей жизни разные призраки, привидения, скелеты и прочие детские страхи постоянно обитали в моей голове».

В Голливуд – на роликах


Рэй рос не в самых лучших условиях – в те годы в Штатах началась Великая депрессия. Отец лишился работы, и семейство в поисках лучшей доли в 1934 году перебралось в Калифорнию, в знаменитый Лос-Анджелес. Возможно, определенную роль в переезде сыграло увлечение родителей Рэя кино. Мальчик тоже был покорен магией кинематографа, и когда стал знаменитым писателем, с удовольствием общался с режиссерами, писал сценарии фильмов.
Оказавшись в Лос-Анджелесе, Рэй с братом часто отправлялись в Голливуд – покататься на роликах и поглазеть на знаменитых актеров. Иногда это им удавалось. Однажды Рэй не только увидел, но и познакомился с кинодивой Луэллой Парсонс, которой так понравился любознательный мальчуган, что та отправила его домой на своем лимузине.

Сын Жюля Верна

Но постепенно мальчик забросил ролики и подвижные игры. В его жизни появилась новое увлечение – книги. Он читал все подряд, от комиксов до романов Достоевского. Образование Рэя оборвалось с окончанием средней школы, однако книги оказались его «университетами», подарив юноше знания во многих областях жизни. И они же подвигли его стать писателем, создавать свои фантастические миры. «Жюль Верн был моим отцом, Герберт Уэллс – мудрым дядюшкой, Эдгар По – двоюродным братом. Герои комиксов Флэш Гордон и Бак Роджерс – мои братья и товарищи. Вот вам и вся моя родня,– признавался он.– Еще добавлю, что моей матерью, по всей вероятности, была Мэри Шелли, создательница „Франкенштейна“. Ну кем же я еще мог стать, как не писателем-фантастом, при такой семейке».

Самая лучшая жена

И Брэдбери взялся за перо. Особой возможности всецело отдаваться творчеству у него не было, ведь уже с 18 лет он работал – продавал газеты. Но в свободное время писал рассказы и читал великих писателей. Его печатали в дешевых изданиях, ранние произведения Брэдбери были совсем слабыми и во многом подражательными.
Все изменилось, когда Рэй встретил свою будущую жену Маргарет, с которой они создали семью в 1947 году. Она боготворила своего супруга и верила в его великое будущее. Неглупая женщина, знаток литературы, она нашла в рассказах мужа зерно настоящего таланта. Вместе они прожили 56 лет, вплоть до кончины Маргарет в 2003 году. Она родила мужу четырех дочерей.
Рэй ушел с работы, а Маргарет трудилась с утра до ночи, чтобы он мог писать, не отвлекаясь на зарабатывание денег. Такая самоотверженность принесла плоды – Рэй начал создавать вещи, которые с удовольствием покупали серьезные издания. Постепенно к Брэдбери пришла слава, причем сразу всемирная. Его «Марсианские хроники» и «451 градус по Фаренгейту» стали культовыми романами.

Сжечь книги!

Интересно, что «451 градус по Фаренгейту», написанный в 1953 году, в наши дни обернулся суровой реальностью… Мрачные предчувствия не обманули создателя романа. Стоит прочитать несколько фрагментов произведения – и поразиться способности автора заглянуть в будущее. «Журналы превратились в разновидность ванильного сиропа. Книги – в подслащенные помои. Читатель прекрасно знал, что ему нужно, и, кружась в вихре веселья, он оставил себе комиксы. Ну и, разумеется, эротические журналы. Теперь вы можете всегда быть счастливы: читайте себе на здоровье комиксы, разные там любовные исповеди и торгово-рекламные издания». «Цветным не нравится книга „Маленький черный Самбо“. Сжечь ее. Белым неприятна „Хижина дяди Тома“. Сжечь и ее тоже. Кто-то написал книгу о том, что курение предрасполагает к раку легких. Табачные фабриканты в панике. Сжечь эту книгу».
Заметим, что в нескольких штатах США действует запрет на «Хижину дяди Тома». Более того, там запрещены и книги самого Брэдбери.
«Устраивайте разные конкурсы, например, кто лучше помнит слова популярных песенок, кто может назвать все главные города штатов или кто знает, сколько собрали зерна в штате Айова в прошлом году. Набивайте людям головы цифрами, начиняйте их безобидными фактами, пока их не затошнит. Ничего, зато им будет казаться, что они очень образованные. У них даже будет впечатление, что они мыслят, что они движутся вперед, хотя на самом деле стоят на месте». Или вот еще: «Подавайте нам увеселения, вечеринки, акробатов и фокусников, отчаянные трюки, реактивные автомобили, мотоциклы-геликоптеры, порнографию и наркотики. Побольше такого, что вызывает простейшие автоматические рефлексы!»

Пить пиво и смотреть сериалы!

А вот другие предсказания Брэдбери не сбылись… Он мечтал о городах на Марсе, но они там пока не появились. Когда писателя спросили, почему же этого не произошло, он ответил: «Потому что люди – идиоты. Они сделали кучу глупостей: напридумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде iPhone, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру… Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением – пить пиво и смотреть сериалы».

Подпишитесь на нас

22 августа 1920 года родился Рэй Брэдбери, один из величайших фантастов 20 века. Он предугадал появление многих технических устройств, которыми мы пользуемся сейчас. Редакция сайт вспомнила семь предсказаний писателя, которые сбылись.

3D-изображение

Телевизоры в романе «451 градус по Фаренгейту » показывают изображение «в цвете и объеме». И если цветное телевидение в год написания романа в США уже появилось, то изображений в 3D-изображений еще и в помине не было.

Устройства слежения

Герой того же романа, пожарный Гай Монтэг, спасается от полицейского преследования. Его погоню показывают в прямом эфире с помощью установленных на улицах камер. Репортеры следят за погоней с помощью камер на вертолете, а миллионы зрителей прильнули к экранам в ожидании развязки. Брэдбери описал и браслет для связи, ежеминутно следящий за человеком и не оставляющий ему никакого личного пространства. «Жена и друзья вызывают меня каждые пять минут», — сокрушался герой рассказа «Убийца».

В этой же фантастической антиутопии Брэдбери пишет о так называемых «стенах» – суперсовременных телевизорах, с помощью которых герои общаются друг с другом на расстоянии. Позже создатели социальной сети Facebook назвали так коммуникационный узел, с помощью которого пользователи могут отправлять и получать сообщения.

В романе «451 градус по Фаренгейту» в комнатах висят телеэкраны на полстены, показывающие глупые реалити-шоу и отупляющую рекламу. Гкроя рассказа «Убийца» все єто настолько выводят из себя настолько, что он решает это уничтожить.

Банкоматы

В книге «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери пишет о машинах, напоминающих современные банкоматы. Пользователи этих устройств имеют 24-часовой доступ к своим финансам.

Наушники

Герои романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», вышедшего в 1953 году, носили радиоприемники под названием «ракушки». Они являются прямым прототипом современных наушников и портативных плейеров, первая модель которых появилась лишь через 26 лет после выхода романа – в 1979 году. Журналисты Wall Street Journal уверены, что за изобретение гарнитуры Bluetooth нам тоже следует благодарить Брэдбери.

Полет на Марс

Больше полувека прошло после написания «Марсианских хроник» — и человечество наконец подготовило экспедицию на далекую планету. А писатель уже давно совершил первый контакт с внеземной цивилизацией, хоть и мысленно.

5 июня 2012 года Рэй Брэдбери умер в Лос-Анджелесе , в своем доме, набитом книгами по самую крышу. Писатель, описавший космические путешествия, в последние годы почти не выходил из дома. «А зачем?» – говорил он, – «Я же фантаст: могу закрыть глаза и представить себя на Марсе».

22 августа 1920 года в городке Уокиган штата Иллинойс родился Рэймонд Дуглас Брэдбери – один из величайших писателей-фантастов. Впрочем, сам он фантастом себя не считал, утверждая, что пишет скорее притчи. И действительно – зубодробительного экшена с бластерами и полетами в открытом космосе в произведениях Брэдбери нет. Зато есть мысли и желание понять саму суть человека, стоящего на пороге новой эры – космических полетов и того, что мы теперь называем гаджетами. Однако сам писатель фанатом гаджетов не был. Напротив, он их, судя по всему, терпеть не мог. Работал на печатной машинке, а из сложных устройств пользовался только лифтом (по дому Брэдбери передвигался в инвалидном кресле). И даже машину не умел водить! Да и человек XXI века его разочаровал.

Почему люди до сих пор не высадились на Марс? – спросили Брэдбери в одном из последних интервью. Ответ получился довольно жестким:

Ответ сегодняшнего дня: потому что люди - идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде айфона, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру ... Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением - пить пиво и смотреть сериалы.

Действие "Марсианских хроник" начинается в январе 1999 года. Как видим, прогноз не сбылся - экспедиция на Марс сейчас только готовится.

На Марс при жизни Брэдбери мы не высадились (действие книги начинается в январе 1999 года), зато как-то слишком близко приблизились к миру, который он описал в мрачной антиутопии «451 градус по Фаренгейту» . Роман, созданный в 1953 году, удивительно точно описывает реалии года 2013-го. Особенно – людей, теряющих связь не только с культурным наследием человечества, но и друг с другом. Почти не способных на серьезное общение в реальности и бессильно падающих в объятия реальности выдуманной.

Пожалуй, ни одно произведение Брэдбери не содержит столько точных предсказаний. Судите сами.

Плазменные панели

«И будет еще интереснее, когда у нас в доме появится четвертая телевизорная стена. Как ты думаешь, долго нам придется копить, чтобы вместо простой стены сделать телевизорную?» - говорила жена главного героя романа – пожарного Гая Монтэга . Телевизорные стены герои романа использовали и для просмотра бессмысленных сериалов (вот вам аналог нынешних реалити-шоу), и для такого же бессмысленного общения друг с другом (считай, социальные сети). Причем особый шик – комната, в которой все четыре стены – телевизорные. Полное погружение в виртуальность. А теперь подумайте: часто ли вы выключаете телевизор и компьютер, чтобы просто поговорить с близкими?

Похожее устройства появляются в рассказе «Вельд» . Дети увязают в транслируемом со стен виртуальном мире (как нынешние тинейджеры в компьютерных играх и онлайн-общении). Попытка родителей вернуть детей в реальность заканчивается плачевно: их убивают сошедшие с видеостен и ставшие настоящими львы.


Обложка первого издания романа "451 градус по Фаренгейту" - книги, которая поставила Рэя Брэдбери в один ряд с Оруэллом и Хаксли.

Ну а в виде конкретного устройства телевизорные стены воплотились на рубеже XX и XXI веков, когда появились плазменные панели. Некоторые уже сейчас размером чуть ли не во всю стену.

Чем больше, тем круче – правда же? Жаль только, что, чем больше экран, тем труднее на нем рассмотреть человека.

Изображение формата 3D

Телевизоры в «451 по Фаренгейту » показывают изображение «в цвете и объеме». И если цветное ТВ в год написания романа в США уже появилось, то вот появление 3D Брэдбери явно предугадал.

Устройства слежения

Пожарный Гай Монтэг спасается от полицейского преследования, и погоню показывают в прямом эфире с помощью установленных на улицах камер. Репортеры следят за погоней с помощью камеры, установленной на вертолете, к экранам прильнули миллионы зрителей. Кстати, такой вид шоу уже давно популярен в США.

Другие устройства, ежеминутно следящие за человеком и не оставляющие ему никакого личного пространства, Брэдбери тоже описал. Это и браслет для связи («Жена и друзья вызывают меня каждые пять минут» , - сокрушался герой рассказа «Убийца» ), и мобильный телефон, и даже наушники. С их помощью все тот же Гай Монтэг держит связь с обретенными единомышленниками. В книге они называются «радиоприемники-втулки». По сути – прототип сразу и наушников (появившихся более чем через 20 лет после публикации романа), и современной беспроводной связи.

Животные-роботы

Еще одно сбывшееся пророчество – полицейский механический пес, преследующий Монтэга.

- Я пытаюсь представить себе, - сказал Монтэг, - о чем думает пес по ночам в своей конуре? Что он, правда, оживает, когда бросается на человека? Это даже как-то страшно.

- Он ничего не думает, кроме того, что мы в него вложили.

- Очень жаль, - тихо сказал Монтэг. - Потому что мы вкладываем в него только одно - преследовать, хватать, убивать. Какой позор, что мы ничему другому не можем научить!

Уже к началу XXI века ученые изобрели роботов-собак. Говорят, спрос на них большой. И тапочки не жуют. Но какая в такой "собаке" радость, не очень понятно.

Политкорректность

Еще одно предсказание из «451 по Фаренгейту» - абсолютная политкорректность.

- Возьмем теперь вопрос о разных мелких группах внутри нашей цивилизации , - говорил Монтэгу один из персонажей. - Чем больше население, тем больше таких групп. И берегитесь обидеть которую-нибудь из них - любителей собак или кошек, врачей, адвокатов, торговцев, начальников, мормонов, баптистов, унитариев, потомков китайских, шведских, итальянских, немецких эмигрантов, техасцев, бруклинцев, ирландцев, жителей штатов Орегон или Мехико. Герои книг, пьес, телевизионных передач не должны напоминать подлинно существующих художников, картографов, механиков. Запомните, Монтэг, чем шире рынок, тем тщательнее надо избегать конфликтов. Все эти группы и группочки, созерцающие собственный пуп, - не дай бог как-нибудь их задеть!

Полет на Марс

Больше полувека прошло после написания «Марсианских хроник» - и человечество наконец подготовило экспедицию на «красную планету». Вот-вот определятся имена тех, кто станет первыми колонистами на Марсе.

Сам Брэдбери, к сожалению, до этого не дожил. 5 июня 2012 года он умер в Лос-Анджелесе , в своем доме, набитом книгами по самую крышу. Писатель, описавший космические путешествия, в последние годы почти не выходил из дома. «А зачем? – говорил он. – Я же фантаст: могу закрыть глаза и представить себя на Марсе». До последних дней Рэй Брэдбери ценил воображение и умение мечтать куда выше всех самых продвинутых гаджетов.