Нравственный выбор в рассказе человек на часах. Анализ рассказа «Человек на часах» (Н

Сочинение по рассказу Лескова «Человек на часах»

Рассказ Николая Семеновича Лескова «Человек на часах» это не просто передача информации о некотором стародавнем происшествии, это вдумчивое рассмотрение морально - нравственных типажей в человеческом обществе. Похожая ситуация могла произойти в любое историческое время, при любом политическом строе.

Часовой, разрываясь между моральными законами и воинским долгом, все-таки выбирает первое - спасает человека, зная, что губит себя. Приведенная в действие русская поговорка - сам погибай, а товарища выручай.
Вышестоящие командиры, которые по всем правилам обязаны были жестоко наказать часового, относятся к нему с пониманием. Поступок Постникова им понятен, оказавшись на его месте, они поступили бы так же. Даже Свиньин, переживающий, прежде всего, о себе и своей карьере, беседуя с владыкой, одобряет действия подчиненного.

Рассказ, изначально названный «Спасение погибающего», был переименован в «Человек на часах». Мне кажется, смена названия рассказа очень верна - в нужное время, в нужном месте на посту оказался не просто покорный винтик государственной машины, а сильная личность.
В.И.Даль в своем словаре дает таким людям, как постников емкое и точное определение: «Человек - высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей, речью, совестью, сердцем».

Во время чтения рассказа, я очень переживал за судьбу главного героя. И я рад, что сердечность возобладала над бездушностью государственных законов и правил.

Сочинение «Человек на часах» по рассказу Н. Лескова

Когда я читал произведение Николая Лескова «Человек на часах», то размышлял о правилах. Правила ведь придумали для того, чтобы облегчить людям жизнь. Но иногда начинается перебор. Тогда правило становится важнее человека. Все стараются любой ценой его соблюдать, забыв про смысл, про других людей.

Такой же абсурд происходит и в рассказе Лескова. Герой рассказа, часовой дворцового караула Постников, бросает свою караульную будку и спасает человека, тонущего в ледяной воде Невы. Хотя покидать пост часовому ни в коем случае нельзя. Спеша на помощь, часовой знал, что за это нарушение его ждут трибунал, каторга, вплоть до расстрела. Во времена царя Николая I России в войсках были приняты такие правила.

Лесков иронично пишет, как воспринимает начальство солдата известие о спасении им человека: «Беда! Страшное несчастие постигло!». После этого подполковник Свиньин и полицмейстер Кокошкин стараются скрыть то, что часовой ушел с поста. Поэтому медаль о спасении дают вообще постороннему человеку, а Постникова сажают в карцер.

Идея рассказа Н. Лескова «Человек на часах» - нелепость и бесчеловечность системы, которая построена на страхе и «показухе». В этом произведении раскрыты тема совести, тема человечности, тема свободы выбора, тема бездушного формализма.

Подполковник Свиньин погряз в формальностях, как в грязи. Не зря он носит такую фамилию. Свиньина интересуют только собственная карьера и мнение о нем начальства, чтоб не сказали: «Свиньин слаб». В итоге солдат, совершивший подвиг, получает двести палок, и еще «доволен», что наказание такое «мягкое».

Начальство после наказания присылает Постникову в лазарет чай и сахар: «отдыхай, мол». Хоть это хорошо. Но это и показывает лицемерие: военные делают не то, что думают про себя. «Картинка для виду» для них важнее настоящей жизни.

Над чем меня заставляет задуматься рассказ Н.С. Лескова «Человек на часах»

Рассказ Лескова «Человек на часах» был написан в 1887 году. Это произведение повествует об одном случае, которое писатель называет «отчасти придворным, отчасти историческим анекдотом».
Но, я думаю, в своем рассказе Лесков затрагивает много важных проблем. Все они заставляют меня о многом задуматься. Что же произошло? Ночью часовой Постников стоял на своем посту. И вдруг он услышал, что человек попал в полынью и тонет. Перед часовым встает проблема. Он думает, спасти ли ему утопающего или же остаться на посту. Ведь Постников - солдат. Это значит, что ему нельзя нарушать присягу. Он клялся императору в своей верности, клялся перед российским флагом на Библии. Лесков заставляет задуматься, что же важнее: жизнь человека или верность присяге. Но Постников знал, что если о его нарушении узнают, то ему грозит много бед. Этого героя могли сослать на каторгу и даже расстрелять. Все же Постников принял решение спасти утопающего. Я думаю, что он сделал очень правильно. Мне кажется, что жизнь людей важнее всего. А военное начальство должно ценить тех солдат, кто жертвует собой ради спасения других людей. Этот поступок Постникова показывает, что герой умеет принимать решения, умеет действовать по ситуации.
Но военное руководство не оценило героического поступка часового. Оно не только посадило Постникова в карцер, но и назначило ему наказание за нарушение устава. Герою «всыпали» двести ударов розгами. Сам подполковник Свиньин (очень говорящая фамилия!) пришел убедиться, что «нервный Постников был «сделан как следует». После порки герой лежал в лазарете. Но самое удивительное, что он был благодарен судьбе и начальству, что легко отделался. Каким же нужно было быть запуганным человеком, чтобы подумать такое!
В забитости солдат во многом виновато их начальство. И Лесков ясно нам это показывает. Узнав о подвиге Постникова, все военное начальство всполошилось. Но по какой же причине? Чтобы не дошло до государя императора, что один солдат нарушил присягу. Подполковник Свиньин волнуется, что это отразится на его карьере. Генералу Кокошкину просто все равно, потому что это происшествие его не касается. Генерал улаживает «дельце». Лжеспаситель получит медаль за спасение утопающего, а спаситель - двести розог.
Лесков показывает, что армейское начальство - это «мертвые» люди. Вся их жизнь подчинена присяге. Для них она дороже живых людей. Редкое исключение составляют такие офицеры, как Миллер. Но их не любят и ругают за «гуманизм».
Но не только армейская жизнь пронизана несправедливостью, черствостью и злом. Жизнь в сете подчинена тем же законам. В конце рассказа писатель показывает нам это. Священник, до которого дошла история с Постниковым, подробно расспросил обо всем у Свиньина. Но и он не осудил никого из служак, не пожалел Постникова. Этот владыка отделался «мудреными» фразами. Мне кажется, он просто утолил свое любопытство, послушав о «мирских делах».
Рассказ Лескова «Человек на часах» заставил меня о многом задуматься. Я решил, что человеческая жизнь дороже слов, пусть даже произнесенных и самому царю. Нужно делать то, что ты считаешь нужным и не жалеть об этом. Нужно нести ответственность за свои поступки. Еще я считаю, что нельзя терпеть несправедливость и жестокость. Нельзя превращаться в «мертвых» людей. Всегда нужно помогать другим, быть к ним внимательным и чутким.

Русский народный характер в рассказе Лескова «Человек на часах»

Произведения Николая Семеновича Лескова посвящены народу. Он писал о судьбе талантливых инеобычных представителей народа, но писал и об обычных. Эти люди воплощают в себе все лучшие черты русского характера. Лесков очень любил народ и хорошо его знал. В его произведениях люди как будто сами рассказывают о себе. В небольших рассказах писатель показывает благородство, мужество и силу духа русского человека. В произведении «Человек на часах» мы видим солдата Постникова, который стоит на посту в Петербурге. Он слышит крики о помощи - кто-то провалился под лед. В нем борются разные чувства - желание помочь и чувство долга. Он должен стоять на часах, потому что нельзя бросать пост, но ведь человек погибнет Несмотря ни на что, Постников спасает утопающего и возвращается на свое место. Лесков подчеркивает, что этот поступок очень важен. Почему? Потому что, если узнают, то солдата будут судить и могут сослать на каторгу. Так и получается: Постникова наказывают. Но он не жалеет о своем поступке, ведь он спас человека. Писатель обращает наше внимание на терпение и безропотность русского человека. Солдат переносит все испытания: и розги, и боль, и унижения. А когда подполковник Свиньин дарит ему фунт сахару и четверть фунта чаю, то он сильно радуется, что так легко отделался. Таков русский человек: он терпит и не жалуется. А еще русский человек мужественный, сильный, честный, он сочувствует слабым и готов помочь в беде. Рассказ «Человек на часах» показал нам также порядки, которые были тогда в армии. Рядовые не имели никаких прав, а офицеры могли сделать все что угодно. Ведь офицеры были все из дворян. Лесков показывает, что они были слабые, лживые и выслуживались перед начальством. Конечно, нам больше нравится Постников, который рисковал своей жизнью, чтобы спасти человека.

Рассказ написан в 1887 году и опубликован в апреле того же года в журнале «Русская мысль» под заглавием «Спасение погибавшего». Героя рассказа - солдата Постникова писатель относил к «праведникам», то есть к типу положительного характера, каким он представлялся Лескову.

В письме к редактору журнала «Исторический вестник» в апреле 1887 года он пишет: «...я советовал бы присоединить к тем двум («Кадетский монастырь» и «Скоморох».- Л. К.) еще «Спасение погибавшего» из «Русской мысли», ибо он тоже относится к «праведникам», - не велик, довольно всем нравится и нигде, кроме московского журнала, неизвестен... Мне бы очень хотелось, чтобы все эти добряки собрались вместе, и это как раз составит томик («Кадетский монастырь», «Скоморох» и «Погибавший...»)».

Последний вариант названия рассказа - «Человек на часах» («Человек на часах (1839 г.)») -- придал ему более широкий, обобщающий смысл, точнее выразил направленность произведения: у Лескова это не простое описание заурядного случая из жизни большого города, а постановка и своеобразное решение философской проблемы - человек и его долг.

Хроникальная форма рассказа (упоминание исторических лиц - Свиньина, Миллера, императора, митрополита и других, а также указание на год и даже на время года, когда произошли описываемые события: «зимою, около Крещения, в 1839 году в Петербурге»), является, с одной стороны, привычным для писателя средством художественного изображения, придающим видимость исторической достоверности, а с другой - призвана отвлечь внимание цензуры от актуального характера произведения.

Событие, о котором говорится в рассказе, по словам писателя, «трогательно и ужасно», хотя ни один из его участников не лишается жизни.

«Ужас» случившегося заключается в том, что из-за бездушия существовавших в то время законов попрано и унижено человеческое достоинство, нарушены нормы справедливости, что, по убеждению писателя, едва ли не хуже самой смерти.

Торжество неправды и зла благословляет «владыко», в образе которого Лесков не просто скопировал портрет митрополита Филарета Дроздова, а сатирически изобразил тип церковнослужителя - ханжи и приспособленца.

«Неполная истина не есть ложь», - утешает «владыко» подполковника Свиньина. «Воину претерпеть за свой подвиг унижения и раны может быть гораздо полезнее, чем превозноситься знаком».

Сам же писатель на стороне униженных. Он не только оправдывает, но и приветствует поступок солдата Постникова, оставившего пост у императорского дворца ради спасения тонущего в реке человека.

Проясняя идею рассказа, Лесков в заключении говорит о том, что он имел в виду «тех смертных, которые любят добро для самого добра и не ожидают никаких наград за него, где бы то ни было».

С. 419. Миллер Николай Иванович (ум. в 1889 г.) - генерал-лейтенант, инспектор, затем директор Александровского лицея.

Кордегардия - гауптвахта, караульная.

Заливается - здесь: тонет.

С. 424. ...тогда еще не совсем вывелся «гуманизм»...- намек на сохранившиеся в обществе декабристские настроения.

С. 435. Проницательный владыко - речь идет о московском митрополите Филарете Дроздове.

Источники:

  • Лесков Н. С. Повести и рассказы / Сост. и примеч. Л. М. Крупчанова.- М.: Моск. рабочий, 1981.- 463 с.
  • Аннотация :В книгу вошли: «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник» и другие произведения Н. С. Лескова.

Рассказ написан в 1887 году и опубликован в апреле того же года в журнале «Русская мысль» под заглавием «Спасение погибавшего». Героя рассказа - солдата Постникова писатель относил к «праведникам», то есть к типу положительного характера, каким он представлялся Лескову.

В письме к редактору журнала «Исторический вестник» в апреле 1887 года он пишет: «...я советовал бы присоединить к тем двум («Кадетский монастырь» и «Скоморох».- Л. К.) еще «Спасение погибавшего» из «Русской мысли», ибо он тоже относится к «праведникам»,- не велик, довольно всем нравится и нигде, кроме московского журнала, неизвестен... Мне бы очень хотелось, чтобы все эти добряки собрались вместе, и это как раз составит томик («Кадетский монастырь», «Скоморох» и «Погибавший...»)».

Последний вариант названия рассказа - «Человек на часах» («Человек на часах (1839 г.)») -- придал ему более широкий, обобщающий смысл, точнее выразил направленность произведения: у Лескова это не простое описание заурядного случая из жизни большого города, а постановка и своеобразное решение философской проблемы - человек и его долг.

Хроникальная форма рассказа (упоминание исторических лиц - Свиньина, Миллера, императора, митрополита и других, а также указание на год и даже на время года, когда произошли описываемые события: «зимою, около Крещения, в 1839 году в Петербурге»), является, с одной стороны, привычным для писателя средством художественного изображения, придающим видимость исторической достоверности, а с другой - призвана отвлечь внимание цензуры от актуального характера произведения.

Событие, о котором говорится в рассказе, по словам писателя, «трогательно и ужасно», хотя ни один из его участников не лишается жизни.

«Ужас» случившегося заключается в том, что из-за бездушия существовавших в то время законов попрано и унижено человеческое достоинство, нарушены нормы справедливости, что, по убеждению писателя, едва ли не хуже самой смерти.

Торжество неправды и зла благословляет «владыко», в образе которого Лесков не просто скопировал портрет митрополита Филарета Дроздова, а сатирически изобразил тип церковнослужителя - ханжи и приспособленца. «Неполная истина не есть ложь»,- утешает «владыко» подполковника Свиньина. «Воину претерпеть за свой подвиг унижения и раны может быть гораздо полезнее, чем превозноситься знаком».

Сам же писатель на стороне униженных. Он не только оправдывает, но и приветствует поступок солдата Постникова, оставившего пост у императорского дворца ради спасения тонущего в реке человека.

Проясняя идею рассказа, Лесков в заключении говорит о том, что он имел в виду «тех смертных, которые любят добро для самого добра и не ожидают никаких наград за него, где бы то ни было».

Миллер Николай Иванович (ум. в 1889 г.) - генерал-лейтенант, инспектор, затем директор Александровского лицея.

Кордегардия - гауптвахта, караульная.

Заливается - здесь: тонет.

Тогда еще не совсем вывелся «гуманизм»...- намек на сохранившиеся в обществе декабристские настроения.

Проницательный владыко - речь идет о московском митрополите Филарете Дроздове.

В основе сюжета рассказа Николая Лескова “Человек на часах” лежит нравственная проблема. Это проблема человеческого долга. Герой рассказа, часовой дворцового караула Постников, оказывается перед сложнейшим выбором. Стоя на часах у будки, он видит тонущего в ледяной воде Невы человека. Кругом ночь. Долг человечности и людской совести зовут солдата спасти тонущего. “Непослушное сердце” – так ощущает его Постников.

Но покидать пост часовому ни в коем случае нельзя. Его ждут суровое наказание, трибунал, каторга, вплоть до расстрела.

Во времена царя Николая I России в войсках были приняты такие правила. Долг службы и страх держат солдата на месте. В итоге солдат не выдерживает, вытаскивает тонущего из воды, и, разумеется, попадается начальству.

Композиция рассказа Н. Лескова “Человек на часах” построена хронологически. Сначала это ощущения самого Постникова, стоящего перед выбором. Затем описываются дальнейшие действия его начальства. Автор иронично пишет, как воспринимают известие о спасении человека: “Беда! Страшное несчастие постигло!”. И начинается возня карьеристов, для которых главное – не наградить спасителя, а скрыть сам случай того, что солдат покинул пост.

Художественными приемами Лескова преимущественно являются ирония, иногда сарказм.

Идея рассказа Н. Лескова “Человек на часах” – нелепость и бесчеловечность системы, которая построена на страхе и “показухе”. В такой системе живое, человеческое отступают на задний план, а главное – формальности, “вид”.

Бессовестным образом полицмейстер и подполковник, Кокошкин и Свиньин “заметают следы” подвига часового. Медаль о спасении присваивается другому человеку. Это офицер, который “засек” Постникова “на месте преступления”. Они обманывают даже самого спасенного, который хочет помолиться за спасителя в храме.

Тема рассказа Н. Лескова “человек на часах” – тема совести, тема человечности, тема свободы, тема бездушного формализма.

Центральные образы рассказа “Человек на часах”: это образ самого Постникова, человека, верного как долгу, так и человечности. Он по-христиански смирен и терпелив, видимо, даже его фамилия выбрана автором не случайно. Постников способен жертвовать собой ради другого. Это простой и забитый человек, он искренне считает, что “Богу и государю виноват”, отойдя от никому не нужной караульной будки и спасши человеческую жизнь.

Также интересен образ Свиньина. Это тип человека, погрязшего в формализме. Его фамилия тоже из разряда “говорящих”. Больше всего Свиньина интересуют карьера и мнение о нем начальства. Он сначала сажает Постникова в карцер, а потом приказывает наказать палками: мол, и так легко отделался. Спасение человека он презрительно называет “гуманерией”. Свой абсурдный приказ подполковник покрывает пустословием: “нечего разводить либеральные идеи!”.

Вынужден повиноваться ему и капитан Миллер. Этот умный человек, один из окружающих его военных туполобов, уважает подвиг Постникова, может быть, больше, чем сам солдат. Но формальный долг опять-таки велит ему слушаться старших по званию, и он наказывает Постникова. Уважение к формализму власти в конце рассказа проявляет и епископ, духовное лицо.


Анализ рассказа Н. Лескова “Человек на часах”

Related posts:

  1. Когда я читал произведение Николая Лескова “Человек на часах”, то размышлял о правилах. Правила ведь придумали для того, чтобы облегчить людям жизнь. Но иногда начинается...
  2. В основе сюжета рассказа Николая Лескова “Старый гений” лежит ситуация, типичная, к сожалению, как для России 19-го века, так и для России сегодняшней. Богатый франт...
  3. Читая рассказ Николая Лескова “Старый гений”, я подумал: ничего не поменялось в России за двести лет. Как богатые обижали бедных, так и обижают. Как жили...
  4. Рассказ “Потомки солнца” опубликован в первой части хрестоматии для XI класса. Эта книга была выпущена в 1993 году в Москве издательством “Просвещение”. В 20- 30-е...
  5. Рассказ “Свидание” относится к циклу рассказов “Записки охотника”, написанных в разное время, но объединённых тематикой, идеями, жанром, стилем и персонажем рассказчика. Этот рассказ был впервые...
  6. Рассказ “Чистый понедельник” удивительно прекрасен и одновременно трагичен. Встреча двух людей приводит к возникновению прекрасного чувства-любви. Но ведь любовь – это не только радость, это...
  7. Порядочность – это такая черта характера, за которую мы высоко ценим человека. Порядочный человек, прежде всего, честный и открытый, он руководствуется совестью в своих поступках...
  8. Это сочинение можно использовать как образец сочинений на следующие темы: Культурный человек – кто он? Кто такой культурный человек Очень часто мы сталкиваемся с таким...
Анализ рассказа Н. Лескова “Человек на часах”

Тема: «Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Человек на часах» (1887 г.)»

Цели:

Образовательные:

· Разобрать с учащимися основные проблемы рассказа Лескова

· Определить идею произведения

· Установить связь данного рассказа с ранее изученным сказом о тульском Левше

Развивающие:

· Развивать навык работы с текстом художественного произведения

· Развивать умения учащихся определять позицию автора в произведении, роль иронии в раскрытии идеи

· Обогащать лексикон учащихся (знакомство с новыми словами «гуманизм», «либерализм»)

Воспитательные:

· Воспитывать чувство истинного патриотизма на примерах классической литературы

· Воспитывать культуру речи

· Воспитывать умение слушать ответы одноклассников, давая им возможность высказать свою мысль.

Оборудование:

Для учителя:

· Конспект урока, текст рассказа, портрет писателя (на доске), доска с ключевыми датами эпохи 20-30-х годов Х1Х века, мультимедийный проектор, экран, компьютер, дискета с фотографией памятника Лескову

Для учащихся:

· Текст рассказа, письменные принадлежности, тетрадь, дневник

Конспект урока

Этапы урока

Примерные ответы

учащихся

Примечание

Организационный момент

Не забудьте приготовить тетради, дневники, текст рассказа «Человек на часах»

Постановка целей урока

Определение темы урока

Запишем в тетрадях тему урока: «Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Человек на часах»

Создание проблемной ситуации

Вы прочитали рассказ. Кратко ответьте, о чём рассказ?

Каждый герой в этом рассказе стоит перед проблемой выбора, назовите героев.

Поступок каждого героя характеризует его с нравственной точки зрения. Попробуем разобраться в причинах поступков каждого героя, но прежде познакомимся с характерными чертами той исторической эпохи, о которой идёт речь в рассказе.

О том, как караульный спас утопающего посредством нарушения приказа.

Постников, офицер инвалидной службы, Миллер, Свиньин, Кокошкин, владыка.

Вступительное слово учителя

Знакомство с исторической эпохой:

Докажите текстом: когда и где произошёл рассказанный автором случай?

Какие события совершались в непосредственной близости от этой даты?

Наступила эпоха всеобщего страха. Жандармы держали под наблюдением всю страну, большинство боялось хоть чем-нибудь разгневать царя. Провинившихся хоть в чём-нибудь солдат избивали палками, прогоняя сквозь строй, а офицеры следили, чтобы солдаты били своего товарища изо всех сил. Часто после таких наказаний человек умирал. Простой человек чувствовал своё полное бесправие.

В основе рассказа лежат действительные события.

«Зимою, около Крещения...»

В 1839 году, в Петербурге

Да, в рассказе упоминаются исторические персонажи:

Миллер Николай Иванович – генерал-лейтенант, директор Александровского лицея в период царствования Николая 1.

Кокошкин Сергей Александрович – в 1830 году был петербургским обер-полицмейстером, потом сенатором.

Упоминание о великом князе и императоре.

1825 год – смерть Александра 1, восстание декабристов

1826 год – коронация Николая 1 (организован постоянный надзор за недовольными царской властью, ужесточение цензорской службы, организация третьего отделения полиции, следившее за простыми людьми)

1837 год – смерть Пушкина, стихотворение «Смерть поэта» Лермонтова, ссылка Лермонтова

1841 год – смерть Лермонтова

Даты заранее написаны на доске, дети называют события

Проверка домашнего задания

Коротко перескажите текст

опрос нескольких учащихся: один начинает, другие продолжают

Работа с текстом

Работа со 2 главой:

Что мы узнаём об условиях караульной службы Постникова?

Работа с 4 главой:

Как оценивает Лесков эпоху царствования Николая 1?

В чём заключалось для Миллера «страшное несчастье»?

Какая черта характера Постникова заставила его покинуть пост и спасти тонущего?

Может ли такими качествами обладать военный? (По мнению автора и по мнению других героев рассказа)

Как называет Свиньин таких людей?

Знакомство с понятием «гуманизм». Подберите синоним.

А как вы считаете, прав ли Постников, который не смог противиться голосу сердца и спас утопающего? Почему?

Анализ образов других героев:

Чем озабочены Миллер, Свиньин и Кокошкин? Что их объединяет?

Какой выход был найден?

Зачем Кокошкин пошёл на хитрость, ложь, передёргивание фактов?

Что означает данный фразеологизм?

Кто на самом деле вышел сухим из воды (в прямом и переносном смысле этого фразеологизма)?

А кто понёс наказание?

Почему Свиньин беспокоится, чтобы Постников прошёл через строй молодых солдат?

В чём заключается ужас ситуации?

«Пора была самая тихая и безмятежная»

«Страшное несчастье» (3 глава)

Караульный покинул пост (пусть даже тот, которому ничто не угрожало)

«Очень чувствительный», «сердце очень непокорное», «истерзался сердцем»,

Автор с тоской говорит, что «гуманность» Миллера «вредила ему по службе во внимании высшего начальства» (глава 2), без симпатии даёт обличительную характеристику «службисту» Свиньину (7 глава). Лесков показывает, что хорошую военную карьеру делают только те, кто не заражён «гуманизмом».

«слабые офицеры», «люди распущены»

Человеколюбие, сострадание.

На стороне Постникова.

Человек может утонуть, а будка не убежит.

Прав, т.к. хоть и понимал, что спасая жизнь тонущему, губит себя, но иначе поступить не может. И не прав, т.к. нарушил присягу, оставив свой пост.

Как представить случившееся с наименьшими для себя отрицательными последствиями.

Награждение другого, офицера инвалидной роты, воспользовавшегося ситуацией в угоду себе.

Из страха перед царём. Хотел «выйти сухим из воды».

Благополучно для себя завершить какую-либо неприятную историю и суметь доказать свою непричастность и невиновность.

Лжегерой-офицер, получивший награду за подвиг; Миллер и Свиньин, которые отделались лёгким испугом; Кокошкин, удовлетворённый тем, что к нему, как к влиятельному лицу, обратились и он всех «прикрыл».

Постников наказан в полной мере

Они не испорчены либерализмом

Сцена в госпитале – ложная забота о солдате

Постников в самом деле доволен и благодарен, потому что, сидя 3 дня в карцере, он ожидал гораздо худшего.

«Я думаю о тех людях, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него где бы то ни было»

«Рассказ о святом порыве любви и не менее святом терпении»

Объяснить слово «либерализм»

Определение идеи рассказа

Что же такое: уметь делать добро?

Что для Постникова было невыносимее всего?

А остальные герои рассказа, эти гуманисты и службисты? О ком думают они?

(Дополнительно): Есть ли в рассказе говорящие фамилии? Прокомментируйте.

О чём хотел сказать читателям в этом рассказе Лесков?

Запишем идею рассказа в тетрадь

Это значит - не уметь делать зла.

Слышать крики и мольбы о помощи и не помочь.

Человек, который думает о другом человеке.

Только о себе, находя оправдания, прикрываясь службой.

Постников, Свиньин

В государстве, в котором всё построено на страхе людей за собственное благополучие, проявление человеколюбия создаёт помеху и опасность для тех, кто стоит у власти, люди перестают понимать, где добро, а где зло . Человек перестаёт быть личностью и становится частью огромного механизма, который заботится лишь о том, как бы чего не вышло. Лесков предупреждает, что если человеколюбивый поступок вызывает сомнение, то это значит, что надо остановиться и задуматься: почему наша жизнь идёт неправильно?

Записывается то, что подчёркнуто

Подведение итогов урока

В России, в городе Орле, есть памятник Лескову. (Как вы думаете, почему именно там?)

Памятник стоит рядом со зданием гимназии, в которой учился Лесков. Памятник необычный: это целая скульптурная композиция. В центре площади изображён сам писатель. Он сидит на диване в спокойной позе. По краям площади на отдельных постаментах стоят скульптуры.

Как вы думаете, что они изображают?

Угадайте одного, который там точно есть.

Как вы думаете, почему?

Как вы думаете, есть ли что-то, что может объединить сказ о тульском Левше и рассказ «Человек на часах»?

Орёл - родина писателя.

Это изображение героев произведений Лескова.

Среди них есть и Левша.

Левша – обобщённый образ простого русского человека, переживающего за судьбу Родины.

Да, Лесков затрагивает проблему нравственного поступка человека, проблему власти в России в Х1Х веке

Демонстрация памятника и фотографий музея Лескова в г. Орле

Домашнее задание

1. Индивидуальное сообщение о биографии А.П. Чехова

Объявление оценок

1. За пересказ

2. За работу с текстом

3. За участие в коллективной беседе

Используемая литература:

1. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А., Виноградова Е.А., Комисарова Е.В. Литература в 6 классе: Урок за уроком. – М.: ООО «торгово-издательский дом «Русское слово» - РС», 2000.

2. Чертов В. Ф., Трубина Л. А., Ипполитова Н. А. и др. Уроки литературы: 6 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2009.

3. Лесков, Николай Семенович - Материал из Википедии - свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: