Требования к кабинету биологии Кабинет биологии (лаборатория, лаборантское помещение) - Документ. Требования к кабинету биологии материал по биологии на тему Учащиеся школы имеют право

Требования к кабинету биологии

Кабинет биологии (лаборатория, лаборантское помещение)

1. Санитарно-гигиенические требования к кабинету биологии.

1.1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещение",

1.2. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта.

1.3. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола

1.4. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Не следует размещать на окнах крупные растения или полочки с растениями. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.

1.5. Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов: ЛС002х40, ЛП028Х40, ЛП002-2х40, ЛП034-4Х36, ЦСП-5-2Х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль лаборатории параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122Ц25) ("кососвет"). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

1.6. Уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещении должен быть не менее 300 лк, на классной доске - 500 лк.

1.7. Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на север - в теплые тона (гамма желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).

1.8. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.

1.9. Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом. Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет. Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка-0, 7-0, 8, пола - 0,3-0, 5.

1.10. Лаборатория и лаборантское помещение должно быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 %.

1.12. Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями.

1.13. В кабинете должно быть установлено не менее двух раковин с подводкой воды: одна - в лаборатории, другая - в лаборантском помещении.

1.14. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.

1.15. Демонстрационный стол учителя должен быть оснащен розеткой на 220В переменного тока. Подводка электрического тока к столу должна быть стационарной и скрытой.

2. Требования к комплекту мебели в учебном кабинете

2.1. В кабинете используют специализированную мебель:

Для организации рабочих мест обучающихся и учителя;

Для правильного и рационального хранения и размещения учебного оборудования;

Для размещения живых объектов (растений и животных), используемых в демонстрационном эксперименте, наблюдениях на уроках и во внеурочное время;

Приспособления для оформления интерьера кабинета;

Для размещения аппаратуры.

2.2. Мебель для организации рабочего места учителя:

Одна секция стола демонстрационного (ГОСТ 18607-93) и стол для учителя со стулом.

2.3. Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает двухместные лабораторные ученические столы разных ростовых групп (N4,5,6) с цветовой маркировкой в комплекте со стульями тех же ростовых групп (по ГОСТ 18314-93).

2.4. Для рационального размещения и правильного хранения учебного оборудования необходим набор секций различного назначения, из которых можно компоновать варианты комбинированных лабораторных шкафов. Шкаф комбинированный лабораторный размещается по задней стене лаборатории и состоит из следующих секций (по ГОСТ 18666-95).

Наименование секций

Примечания

Секция остекленная

Верхняя, с полками

Секция с ящиками

Дверки глухие.

Секция с глухими дверками

С цоколем, используют в качестве нижней.

Секция с лотками

С цоколем, используют в качестве нижней.

Дверки глухие

2.5. Мебель для размещения живых объектов располагается в лаборантском помещении - препараторский стол (или стеллажи).

2.6. В лаборантском помещении устанавливается шкаф, состоящий из следующих секций:

Нижняя (с цоколем) с глухими дверками - 2 шт.;

Нижняя (с цоколем) с лотками - 2 шт.;

Верхняя с глухими дверками - 8 шт.

3. Требования к оснащению кабинета техническими устройствами, аппаратурой и приспособлениями

3.1. В кабинете должны быть постоянно размещены диапроектор, графопроектор, эпипроектор, телевизор (цветной, с размером экрана по диагонали не менее 61 см), видеомагнитофон, компьютер для работы учителя.

3.2. Для размещения аппаратуры в кабинете должны быть две передвижные подставки. На одной, расположенной у задней стены, размещают диапроектор и эпипроектор; на другой, расположенной у передней стены - телевизор, видеомагнитофон. Графопроектор должен быть установлен на специальной передвижной тележке, установленной на расстоянии не менее 1,8 м от доски (экрана).

3.3. Для подключения проекционной аппаратуры и других технических средств обучения в лаборатории должны предусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток: одна – у классной доски, другая - на противоположной от доски стене лаборатории, третья - на стене противоположной окнам.

3.4. Для рационального размещения аппаратуры во время ее использования в учебном кабинете можно выделить три следующие зоны размещения проекционной аппаратуры:

а) в середине кабинета (диапроектор для демонстрации диапозитивов-слайдов (Если в школе имеются диафильмы), диапроектор с короткофокусным объективом для демонстрации диафильмов, эпипроектор);

б) в зоне рабочего места учителя (графопроектор и телевизор, видеомагнитофон). Экран должен быть подвешен наклонно, т.к. при работе с графопроектором на вертикальном экране возникают искажения. Экран может быть укреплен на кронштейнах над классной доской на расстоянии около 40 см от передней стены (допустим также способ подвески экрана к потолку на стержнях, тросиках или к панели над доской).

3.5. При демонстрации диапозитивов-слайдов (при ширине экранного изображения 1,2 - 1,4 м) расстояние от первых столов учащихся до экрана должно быть не менее 2.7м, а от последних столов - 8,6 м.

3.6. При демонстрации видеофильмов необходимо обеспечить расстояние от экрана до обучающихся не менее 3-4 м, высота подвески нижнего края экрана над подиумом - не менее 0,9 м.

3.7. Оптимальная зона просмотра телепередач и видеофильмов расположена на расстоянии не менее 2,7 м от экрана телевизора. Высота расположения телевизора от подиума должна быть 1,2-1,3 м. Для уменьшения световых бликов на экране телевизор должен быть устанавлен так, чтобы верхний край был наклонен в сторону обучающихся на 10-15 градусов.

4. Требования к помещениям кабинета

4.1. Для кабинета биологии необходимы две смежные комнаты: лаборатория площадью 66- 70 кв. м (при длине 10-11 м, ширине 6-7 м) и лаборантская - 15- 18 кв. м. Целесообразнее всего разместить кабинет на первом этаже с ориентировкой окон на юг или восток.

4.2. Кабинет биологии может быть объединен с кабинетом для преподавания интегрированного курса естествознания. В малочисленных школах могут быть организованы объединенные кабинеты: биолого-химический, биолого-географический, кабинет естествознания с преподаванием биологии, химии, физики. В объединенном кабинете необходимы: одно помещение лаборатории и 1-2 лаборантских помещения.

4.3. Площадь кабинета должна позволять расставить в нем мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Ученические столы должны быть установлены как правило в три ряда. Допускается двухрядная или однорядная установка столов. Расстояние между столами в ряду 0,6 м, между рядами столов не менее 0,6 м, между рядами столов и продольными стенами 0,5-0,7 м, от первых столов до передней стены около 2,6-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места обучающихся от классной доски - 8,6 м.

4.4. По задней стене лаборатории устанавливают секционные шкафы для учебного оборудования и аппаратура (диапроектор, эпипроектор) на подставках.

4.5. На передней стене размещают доску и часть постоянной экспозиции.

4.6. На боковой стене, противоположной окнам, устанавливают витрины или стенды для постоянной и временной экспозиции.

4.7. В лаборантском помещении размещают шкаф-стенку для хранения учебного оборудования, препараторский стол для некоторых живых объектов и подготовки простейших опытов. Кроме того, в лаборантской оборудуют рабочий стол для учителя, устанавливают раковину-мойку с доской для сушки химической посуды.

2.5. Требования к оснащению кабинета учебным оборудованием

5.1. Организация кабинета биологии предусматривает его оснащение полным комплектом учебного оборудования в соответствии с действующими "Перечнями учебного оборудования по биологии для общеобразовательных учреждений России", утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации.

5.2. Учебное оборудование по биологии делится на группы:

Натуральные объекты (живые растения и животные, коллекции, влажные и остеологические препараты, гербарии и пр.);

Приборы, посуда, принадлежности для проведения демонстраций и лабораторных работ;

Муляжи, модели, рельефные таблицы;

Пособия на печатной основе (таблицы, карты, учебники, дидактический материал и т.д.);

Экранно-звуковые средства обучения (ЭЗСО): видеофильмы (кинофильмы), диафильмы, диапозитивы-слайды, транспаранты);

Проекционная аппаратура для предъявления информации, заложенной в ЭЗСО;

Средства новых информационных технологий (СНИТ): персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ), пакеты прикладных программ; демонстрационное оборудование - комплект датчиков и устройств, обеспечивающих получение информации о регулируемом Физическом параметре или процессе:

Литература для учителя и обучающихся (учебники, справочники, методическая литература и пр.).

6. Требования к организации рабочих мест учителя и обучающихся

6.1. В состав рабочего места для учителя биологии входят: демонстрационный стол (одна секция), стол для учителя со стулом, классная доска, экран.

6.2. К секции демонстрационного стола должен быть подведен электрический ток напряжением 220В, вода.

6.3. Для кабинета, как правило, используют классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита 1500x1000 мм, откидных щитов - 750x1000 мм. Эти доски имеют магнитную поверхность для использования моделей-аппликаций. На верхней кромке классной доски должны быть размещены 6-7 держателей для таблиц эпизодического использования.

6.4. Рациональная организация рабочего места для обучающегося требует соблюдения следующих условий:

Достаточная рабочая поверхность для письма, чтения, проведения наблюдении и т. д.

Удобное размещение оборудования, используемого на уроке;

Соответствие стола и стула антропометрическим данным для сохранения удобной рабочей позы обучающегося;

Необходимый уровень освещенности на рабочей поверхности стола (300 лк).

6.5. Для кабинета биологии необходимо использовать ученические лабораторные столы (размер крышки стола 600x1200 мм) с пластиковым покрытием. Для того чтобы мебель соответствовала росту учащихся, в кабинете должны быть размещены столы следующих групп: 4 - 20%; 5 - 60%; 6 - 20%.

Размеры столов и стульев в кабинете биологии

Группа роста

Высота заднего края крышки стола (в мм)

Высота переднего края сиденья стула (в мм)

маркировки

6.6. Ученическая мебель должна быть промаркирована. Снизу на крышке стола следует написать группу стола (в числителе) и рост учащихся (в знаменателе). Например, марка 4/140-160 означает, что мебель группы 4 предназначается для обучающихся ростом 140-160 см. С внешней стороны, сбоку на стол наносят цветную маркировку (круг диаметром 25 мм или горизонтальная полоса шириной 20 мм). Каждая группа мебели маркируется своим цветом.

7. Требования к размещению и хранению оборудования

7.1. Система размещения и хранения учебного оборудования должна обеспечивать:

Его сохранность

Постоянное место, удобное для извлечения и возврата изделия, закрепление места за данным видом учебного оборудования на основе частоты использования на уроках;

Быстрое проведение учета и контроля для замены вышедших из строя изделий новыми.

Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по предметам, видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования. В лаборатории размещают оборудование для лабораторных работ (оптические приборы, лотки для раздаточного материала, препаровальные инструменты) .

7.2. Учебное оборудование должно быть размещено так, чтобы вместимость шкафов и других приспособлений были максимально использованы при соблюдении перечисленных выше требований.

7.3. Для организации самостоятельных лабораторных работ следует использовать лоточную систему подачи раздаточного материала. В укладках хранят посуду, препаровальные инструменты, лоток для микропрепаратов и т.д.

7.4. Натуральные объекты (гербарии, чучела, энтомологические коллекции) необходимо хранить в шкафах с глухими дверками вдали от прямых солнечных лучей. Энтомологические и другие коллекции хранят в специальных коробках, гербарии - в коробках или папках.

7.5. Скелеты позвоночных животных хранят в закрытых шкафах.

7.6. Микропрепараты хранят в фабричной упаковке так, чтобы микропрепарат располагался горизонтально, что предохраняет его от оплывания. Наборы микропрепаратов располагают по классам и темам. На столы учащихся микропрепараты раздают в специальных лотках с 4-5 гнездами.

7.7. Влажные препараты должны храниться в шкафу с глухими дверками.

7.8. Муляжи, модели сохраняют в шкафах вдали от прямых солнечных лучей и отопительных приборов. Муляжи хранят в коробках, в специальных углублениях из мягкой бумаги. Крупные анатомические модели - под чехлами из плотной материи или синтетической пленки.

7.9. Таблицы хранят в рулонах или наклеивают (по выбору учителя) на картон или ткань и расставляют их по предметам в шкафах-табличниках по порядку нумерации каждой серии.

7.10. Диафильмы, диапозитивы-слайды, видеофильмы хранят в фабричной упаковке - в коробках, альбомах. Их следует разложить по разделам курса биологии.

7.11. Для оптических приборов - микроскопов, препаровальных инструментов и ручных луп желательно отвести специальный шкаф. Микроскопы должны храниться под чехлом из синтетической пленки в закрывающихся секциях шкафа. Ручные лупы в специальных укладках.

7.12. Препаровальные инструменты (препаровальные ножи, иглы, ножницы, пинцеты) размещают также в укладках.

7.13. Размещение посуды в кабинете биологии зависит от частоты ее использования. Наиболее часто применяются посуда небольшой емкости, предметные и покровные стекла, поэтому их располагают в средней части шкафа в лотках. В этом же шкафу на верхней полке хранят приборы, используемые при изучении биологии. В нижнем отделении помещают мелкие лабораторные принадлежности: штативы, стеклянные и резиновые трубки, корковые и резиновые пробки. На торцовой части укладок наклеивают этикетки с названием имеющегося оборудования.

7.14. К хранению реактивов в кабинете предъявляют общие требования к хранению химических реактивов в школе. Наиболее употребительными реактивами являются следующие: раствор йода в йодистом кажи, крахмал, глюкоза, натрий бикарбонат, калий перманганат, известковая вода, спирт этиловый, формалин(40%), натрий хлорид (физиологический раствор, гипертонический раствор).

7.15. Растворы и сухие вещества хранят в стеклянных банках с притертыми крышками. Каждую балку снабжают этикеткой с названием, формулой вещества и его концентрацией. Хранить вещества без этикеток в кабинете запрещается. Органические вещества (спирт, формалин) должны храниться в кабинете химии.

7.16. Для борьбы с вредителями на пришкольном участке, в уголке живой природы, для борьбы с музейными вредителями в кабинет биологии приобретают ядовитые вещества. Многие из них являются ядовитыми и для человека. На этикетке сосудов, где хранятся эти вещества, необходимо указать "яд". Ядовитые вещества необходимо хранить в запирающемся шкафу или сейфе.

7.17. Экскурсионное оборудование - папки для сбора растений, прессы для сушки, расправилки, совки, банки для сбора живого материала - складывают в особом отделении шкафа или препараторского стола в лаборантской.

8. Требования к оформлению интерьера кабинета

8.1. Интерьер кабинета должен оказывать положительное эмоциональное воздействие на учителя и обучающихся. Интерьер кабинета должен быть функционально значимым: для оформления используют те материалы, которые постоянно или наиболее часто используются на уроках биологии. Предметы постоянной экспозиции кабинета должны способствовать развитию основных биологических понятий (таких, как уровни организации живого, развитие органического мира, охрана окружающей среды).

8.2. При размещении предметов постоянной и временной экспозиции следует учитывать, что весь этот материал предназначен для использования на уроках, а значит текст, рисунки должны быть видны обучающимся с любого рабочего места.

8.3. Для иллюстрации понятия развития органического мира целесообразно использовать печатную таблицу. Другим элементом постоянной экспозиции является стенд "Фенологические наблюдения", используемый при изучении всех разделов курса биологии. Для оформления боковой стены используют материалы серии "Уровни организации живой природы", портреты ученых-биологов.

8.4. Вдоль задней стены должны быть размещены шкафы (двухсекционные, верхняя секция остекленная), или витрины, в которых располагают представителей (в виде гербарного материала, чучел и т.п.) основных систематических групп растительного и животного мира, а также экспозиции "Типичные биоценозы".

Основную часть материалов эпизодического использования размещают вне кабинета, где учащиеся могут ознакомиться с ними на переменах. В коридорах и рекреациях, примыкающих к биологическому кабинету, рекомендуется размещать стенды по профориентации школьников, стенд с литературой для внеклассного чтения, а также фотомонтажи, стенгазеты биологических кружков и т.п.

8.5. При подборе растений в кабинете биологии прежде всего следует исходить из того, несколько эти объекты могут быть использованы на уроках и во внеклассной работе. Кроме того, необходимо учитывать роль растений в оформлении интерьера кабинета и их неприхотливость к условиям содержания. Растения целесообразно размещать на стойках, которые крепятся в простенках у края окон или на подставках. Все растения снабжают этикетками, где пишут видовое название, семейство, происхождение растения. Этикетки крепят к цветочному вазону.

Требования к учебному кабинету биологии:

1. Наличие паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, дидактических материалов и др.

2. Наличие плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу.

3. Соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.

4. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета: наличие постоянных (периодическая таблица д. И. Менделеева, таблица растворимости, ряд напряжений металлов, окраска индикаторов в разных средах) и сменных учебно-информационных стендов и др. (по плану работы учебного кабинета).

5. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы.

6. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения профилю кабинета, требованиям стандарта образования и образовательных программ.

7. Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, самостоятельных и контрольных работ и других материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).

8. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой.

9. Открытое и наглядное предъявление учащимся минимально необходимого содержания образования и. требований к уровню обязательной подготовки (стандарта образования).

10. Открытое и наглядное предъявление учащимся образцов измерителей выполнения требований обязательного стандарта.

11. Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требования базового и повышенного уровней образовательного стандарта.

12. Наличие стендового материала учебного кабинета: рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития умений и навыков, по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, собеседование, экзамен и др.).

13. Наличие экрана результативности выполнения учащимися образовательного стандарта.

14. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультаций и др.

Для реализации данных требований необходимо руководствоваться определенной нормативной базой, иметь в кабинете соответствующую документацию.

Необходимая документация учебного кабинета биологии:

1. Паспорт учебного кабинета.

2. Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.

3. Журнал или картотека наглядных пособий, раздаточного материала.

4. Правила техники безопасности работы в учебном кабинете.

5. Журнал инструктажа учащихся при проведении внеклассных и

мероприятий, а также инструктажа лаборанта и студентов практикантов.

6. Правила поведения учащихся в учебном кабинете.

7. График работы учебного кабинета.

8. Акт приемки учебного кабинета администрацией школы.

9. План работы кабинета на учебный год.

10. Перспективный план работы кабинета (план дооборудования).

Вся документация кабинета биологии ведется учителем (лаборантом) регулярно и в соответствии с установленными методическими требованиями и сроками. Она должна быть упорядочена, храниться в пронумерованных папках с соответствующими названиями.

В папках (коробках, ящиках) накапливается и другой материал, имеющий отношение к преподаванию данного предмета.

Приведем примерные названия папок, которые можно иметь в кабинете биологии:

1. Кабинет биологии.

2. Охрана труда.

3. Нормативные документы.

4. Планирование учебной работы.

5. Работа по самообразованию учителя.

6. Современные образовательные технологии.

8. Нетрадиционные формы занятий по биологии.

9. Неделя биологии в школе.

10. Внеклассная работа по биологии.

11. Работа с одаренными детьми.

12. Биология и здоровье.

13. Экология.

14. Новости науки.

15. Проблемы современной биологии.

И др. по усмотрению учителя .

Общие требования к учебному кабинету.

В учебном кабинете должна находиться следующая законодательная и нормативная документация:

* Закон РБ «Об образовании»;

* Типовое положение об общеобразовательном учреждении (при необходимости -- Типовое положение об учреждении соответствующего типа);

* Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.1178-02);

* Государственный образовательный стандарт по предметам по профилю кабинета;

* Устав образовательного учреждения;

* Правила поведения для учащихся;

* Положение о поощрениях и взысканиях для учащихся;

* Паспорт кабинета, содержащий:

Договор о полной материальной ответственности (при необходимости);

Перечень мебели;

Перечень технических средств обучения;

Перечень оборудования, приспособлений и инструментов;

Перечень дидактических материалов;

Каталог библиотеки кабинета;

Акт-разрешение на проведение занятий;

Инструкции по охране труда;

Инструкции по технике безопасности;

График работы кабинета (на триместр, четверть);

Ведомость приемки кабинета.

Учебный кабинет должен соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 (к отделочным материалам; составу, размерам и раз­мещению мебели; воздушно-тепловому режиму; режиму естественного и искусственного освещения) и требованиям пожарной безопасности ППБ 01-03.

Учебный кабинет должен быть обеспечен первичными средствами пожаротушения и аптечкой для оказания доврачебной помощи.

Оформление учебного кабинета должно быть осуществлено в едином стиле с учетом эстетических принципов.

Занятия в учебном кабинете должны служить формированию у учащихся:

* современной картины мира;

* общеучебных умений и навыков;

* обобщенного способа учебной, познавательной, коммуникативной и практической деятельности;

* потребности в непрерывном, самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями;

* ключевых компетенций -- готовности учащихся использовать полученные общие знания, умения и способности в реальной жизни для решения практических задач;

* теоретического мышления, памяти, воображения;

* воспитанию учащихся, направленному на формирование у них коммуникабельности и толерантности.

Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета.

Учебный кабинет должен быть укомплектован учебным и компьютерным оборудованием, необходимым для выполнения учебных программ, реализуемых школой на основании «Перечня учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» в соответствии с местными нормативами.

Учебный кабинет должен быть обеспечен учебниками, дидактическим и раздаточным материалом, необходимым для выполнения учебных программ, реализуемых школой.

В учебном кабинете в открытом доступе должны находиться материалы, содержащие минимально необходимое содержание образования и требования к уровню обязательной подготовки (стандарта образования);

образцы контрольно-измерительных материалов (КИМ) для определения усвоения требований образовательного стандарта.

Учебный кабинет должен быть обеспечен комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ для диагностики выполнения требований базового и повышенного уровня образовательного стандарта.

На стендах в учебном кабинете должны быть размещены:

* требования образовательного стандарта по профилю кабинета;

* требования, образцы оформления различного вида работ (лабораторных, творческих, контрольных, самостоятельных и т.п.) и их анализ;

* варианты заданий олимпиад, конкурсов, интеллектуальных марафонов по профилю кабинета и их анализ;

* требования техники безопасности.

Санитарно-гигиенические требования к кабинету биологии.

Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещение",

Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта.

В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола

Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Не следует размещать на окнах крупные растения или полочки с растениями. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.

Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов: ЛС002х40, ЛП028Х40, ЛП002-2х40, ЛП034-4Х36, ЦСП-5-2Х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль лаборатории параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122Ц25) ("кососвет"). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

Уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещении должен быть не менее 300 лк, на классной доске - 500 лк.

Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на север - в теплые тона (гамма желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).

Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.

Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом. Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет.

Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка-0, 7-0, 8, пола - 0,3-0, 5.

Лаборатория и лаборантское помещение должно быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 %.

Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями.

В кабинете должно быть установлено не менее двух раковин с подводкой воды: одна - в лаборатории, другая - в лаборантском помещении.

Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.

Демонстрационный стол учителя должен быть оснащен розеткой на 220В переменного тока. Подводка электрического тока к столу должна быть стационарной и скрытой.

Требования к комплекту мебели в учебном кабинете.

В кабинете используют специализированную мебель:

Для организации рабочих мест обучающихся и учителя;

Для правильного и рационального хранения и размещения учебного оборудования;

Для размещения живых объектов (растений и животных), используемых в демонстрационном эксперименте, наблюдениях на уроках и во внеурочное время;

Приспособления для оформления интерьера кабинета;

Для размещения аппаратуры.

Мебель для организации рабочего места учителя:

Одна секция стола демонстрационного (ГОСТ 18607-93) и стол для учителя со стулом.

Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает двухместные лабораторные ученические столы разных ростовых групп (N4,5,6) с цветовой маркировкой в комплекте со стульями тех же ростовых групп (по ГОСТ 18314-93).

Для рационального размещения и правильного хранения учебного оборудования необходим набор секций различного назначения, из которых можно компоновать варианты комбинированных лабораторных шкафов.

Шкаф комбинированный лабораторный размещается по задней стене лаборатории и состоит из следующих секций (по ГОСТ 18666-95).

Мебель для размещения живых объектов располагается в лаборантском помещении - препараторский стол (или стеллажи).

В лаборантском помещении устанавливается шкаф, состоящий из следующих секций:

Нижняя (с цоколем) с глухими дверками - 2 шт.;

Нижняя (с цоколем) с лотками - 2 шт.;

Верхняя с глухими дверками - 8 шт.

Требования к помещениям кабинета.

Для кабинета биологии необходимы две смежные комнаты: лаборатория площадью 66- 70 кв. м (при длине 10-11 м, ширине 6-7 м) и лаборантская - 15- 18 кв. м. Целесообразнее всего разместить кабинет на первом этаже с ориентировкой окон на юг или восток.

Кабинет биологии может быть объединен с кабинетом для преподавания интегрированного курса естествознания. В малочисленных школах могут быть организованы объединенные кабинеты: биолого-химический, биолого-географический, кабинет естествознания с преподаванием биологии, химии, физики. В объединенном кабинете необходимы: одно помещение лаборатории и 1-2 лаборантских помещения.

Площадь кабинета должна позволять расставить в нем мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Ученические столы должны быть установлены как правило в три ряда. Допускается двухрядная или однорядная установка столов.

Расстояние между столами в ряду 0,6 м, между рядами столов не менее 0,6 м, между рядами столов и продольными стенами О,5-0,7 м, от первых столов до передней стены около 2,6-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места обучающихся от классной доски - 8,6 м.

По задней стене лаборатории устанавливают секционные шкафы для учебного оборудования и аппаратура (диапроектор, эпипроектор) на подставках.

На передней стене размещают доску и часть постоянной экспозиции.

На боковой стене, противоположной окнам, устанавливают витрины или стенды для постоянной и временной экспозиции.

В лаборантском помещении размещают шкаф-стенку для хранения учебного оборудования, препараторский стол для некоторых живых объектов и подготовки простейших опытов. Кроме того, в лаборантской оборудуют рабочий стол для учителя, устанавливают раковину-мойку с доской для сушки химической посуды.

Требования к оснащению кабинета учебным оборудованием.

Учебное оборудование по биологии делится на группы:

Натуральные объекты (живые растения и животные, коллекции, влажные и остеологические препараты, гербарии и пр.);

Приборы, посуда, принадлежности для проведения демонстраций и лабораторных работ;

Муляжи, модели, рельефные таблицы;

Пособия на печатной основе (таблицы, карты, учебники, дидактический материал и т.д.);

Экранно-звуковые средства обучения (ЭЗСО) (видеофильмы, кинофильмы);

Проекционная аппаратура для предъявления информации, заложенной в ЭЗСО;

Литература для учителя и обучающихся (учебники, справочники, методическая литература и пр.).

Требования к организации рабочих мест учителя и обучающихся.

В состав рабочего места для учителя биологии входят: демонстрационный стол (одна секция), стол для учителя со стулом, классная доска, экран.

К секции демонстрационного стола должен быть подведен электрический ток напряжением 220В, вода.

Для кабинета, как правило, используют классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита 1500x1000 мм, откидных щитов - 750x1000 мм. Эти доски имеют магнитную поверхность для использования моделей-аппликаций. На верхней кромке классной доски должны быть размещены 6-7 держателей для таблиц эпизодического использования.

Рациональная организация рабочего места для обучающегося требует соблюдения следующих условий:

Достаточная рабочая поверхность для письма, чтения, проведения наблюдений и т. д.

Удобное размещение оборудования, используемого на уроке;

Соответствие стола и стула антропометрическим данным для сохранения удобной рабочей позы обучающегося;

Необходимый уровень освещенности на рабочей поверхности стола (300 лк).

Ученическая мебель должна быть промаркирована. Снизу на крышке стола следует написать группу стола (в числителе) и рост учащихся (в знаменателе). Например, марка 4/140-160 означает, что мебель группы 4 предназначается для обучающихся ростом 140-160 см. С внешней стороны, сбоку на стол наносят цветную маркировку (круг диаметром 25 мм или горизонтальная полоса шириной 20 мм). Каждая группа мебели маркируется своим цветом.

Требования к размещению и хранению оборудования.

Система размещения и хранения учебного оборудования должна обеспечивать:

Его сохранность;

Постоянное место, удобное для извлечения и возврата изделия, закрепление места за данным видом учебного оборудования на основе частоты использования на уроках;

Быстрое проведение учета и контроля для замены вышедших из строя изделий новыми.

Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по предметам, видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования. В лаборатории размещают оборудование для лабораторных работ (оптические приборы, лотки для раздаточного материала, препаровальные инструменты) .

Учебное оборудование должно быть размещено так, чтобы вместимость шкафов и других приспособлений были максимально использованы при соблюдении перечисленных выше требований.

Для организации самостоятельных лабораторных работ следует использовать лоточную систему подачи раздаточного материала. В укладках хранят посуду, препаровальные инструменты, лоток для микропрепаратов и т.д.

Натуральные объекты (гербарии, чучела, энтомологические коллекции) необходимо хранить в шкафах с глухими дверками вдали от прямых солнечных лучей. Энтомологические и другие коллекции хранят в специальных коробках, гербарии - в коробках или папках.

Скелеты позвоночных животных хранят в закрытых шкафах.

Микропрепараты хранят в фабричной упаковке так, чтобы микропрепарат располагался горизонтально, что предохраняет его от оплывания. Наборы микропрепаратов располагают по классам и темам. На столы учащихся микропрепараты раздают в специальных лотках с 4-5 гнездами.

Влажные препараты должны храниться в шкафу с глухими дверками.

Муляжи, модели сохраняют в шкафах вдали от прямых солнечных лучей и отопительных приборов. Муляжи хранят в коробках, в специальных углублениях из мягкой бумаги. Крупные анатомические модели - под чехлами из плотной материи или синтетической пленки.

Таблицы хранят в рулонах или наклеивают (по выбору учителя) на картон или ткань и расставляют их по предметам в шкафах-табличниках по порядку нумерации каждой серии.

Для оптических приборов - микроскопов, препаровальных инструментов и ручных луп желательно отвести специальный шкаф. Микроскопы должны храниться под чехлом из синтетической пленки в закрывающихся секциях шкафа. Ручные лупы в специальных укладках.

Препаровальные инструменты (препаровальные ножи, иглы, ножницы, пинцеты) размещают также в укладках.

Размещение посуды в кабинете биологии зависит от частоты ее использования. Наиболее часто применяются посуда небольшой емкости, предметные и покровные стекла, поэтому их располагают в средней части шкафа в лотках. В этом же шкафу на верхней полке хранят приборы, используемые при изучении биологии. В нижнем отделении помещают мелкие лабораторные принадлежности: штативы, стеклянные и резиновые трубки, корковые и резиновые пробки. На торцовой части укладок наклеивают этикетки с названием имеющегося оборудования.

К хранению реактивов в кабинете предъявляют общие требования к хранению химических реактивов в школе. Наиболее употребительными реактивами являются следующие: раствор йода в йодистом кажи, крахмал, глюкоза, натрий бикарбонат, калий перманганат, известковая вода, спирт этиловый, формалин(40%), натрий хлорид (физиологический раствор, гипертонический раствор).

Растворы и сухие вещества хранят в стеклянных банках с притертыми крышками. Каждую балку снабжают этикеткой с названием, формулой вещества и его концентрацией. Хранить вещества без этикеток в кабинете запрещается. Органические вещества (спирт, формалин) должны храниться в кабинете химии.

Для борьбы с вредителями на пришкольном участке, в уголке живой природы, для борьбы с музейными вредителями в кабинет биологии приобретают ядовитые вещества. Многие из них являются ядовитыми и для человека. На этикетке сосудов, где хранятся эти вещества, необходимо указать "яд". Ядовитые вещества необходимо хранить в запирающемся шкафу или сейфе.

Экскурсионное оборудование - папки для сбора растений, прессы для сушки, расправилки, совки, банки для сбора живого материала - складывают в особом отделении шкафа или препараторского стола в лаборантской.

Требования к оформлению интерьера кабинета.

Интерьер кабинета должен оказывать положительное эмоциональное воздействие на учителя и обучающихся. Интерьер кабинета должен быть функционально значимым: для оформления используют те материалы, которые постоянно или наиболее часто используются на уроках биологии. Предметы постоянной экспозиции кабинета должны способствовать развитию основных биологических понятий (таких, как уровни организации живого, развитие органического мира, охрана окружающей среды).

При размещении предметов постоянной и временной экспозиции следует учитывать, что весь этот материал предназначен для использования на уроках, а значит текст, рисунки должны быть видны обучающимся с любого рабочего места.

Для иллюстрации понятия развития органического мира целесообразно использовать печатную таблицу. Другим элементом постоянной экспозиции является стенд "Фенологические наблюдения", используемый при изучении всех разделов курса биологии. Для оформления боковой стены используют материалы серии "Уровни организации живой природы", портреты ученых-биологов.

Вдоль задней стены должны быть размещены шкафы (двухсекционные, верхняя секция остекленная), или витрины, в которых располагают представителей (в виде гербарного материала, чучел и т.п.) основных систематических групп растительного и животного мира, а также экспозиции "Типичные биоценозы".

Основную часть материалов эпизодического использования размещают вне кабинета, где учащиеся могут ознакомиться с ними на переменах. В коридорах и рекреациях, примыкающих к биологическому кабинету, рекомендуется размещать стенды по профориентации школьников, стенд с литературой для внеклассного чтения, а также фотомонтажи, стенгазеты биологических кружков и т.п.

При подборе растений в кабинете биологии прежде всего следует исходить из того, несколько эти объекты могут быть использованы на уроках и во внеклассной работе. Кроме того, необходимо учитывать роль растений в оформлении интерьера кабинета и их неприхотливость к условиям содержания. Растения целесообразно размещать на стойках, которые крепятся в простенках у края окон или на подставках.

Все растения снабжают этикетками, где пишут видовое название, семейство, происхождение растения. Этикетки крепят к цветочному вазону .

Школьный кабинет биологии – особое учебное подразделение школы, оснащенное учебным оборудованием, которое содействует активной познавательной деятельности учащихся на уроках, во внеурочной, внеклассной работе по предмету «Биология». Кабинет биологии – это специально оборудованное помещение для организации учебно-воспитательного процесса по биологии. В кабинете содержится общее оборудование, необходимое для преподавания всех курсов биологии, и специфическое – для конкретного курса, конкретной темы. Учебно – воспитательная роль кабинета: в кабинете биологии осуществляется процесс обучения, воспитания и развития учеников, для чего предусмотрено особое оборудование. Удобные рабочие столы и стулья, большая и хорошо освещенная классная доска, мел и смоченная губка для протирки доски, стол учителя и доска используются для демонстрации наглядных пособий на уроке, на стене размещают экран, сбоку на высокой подставке телевизор, а в глубине кабинета на специальной тумбе кинопроектор. В кабинете должен быть водопровод с раковиной. Кабинет оснащен небольшой библиотекой, содержащей различную справочную литературу для учащихся. В кабинете организуют сменные и постоянные экспозиции, развивающие интерес к биологической науке, помогающие усвоить сложный учебный материал. Научно – методическая роль кабинета: кабинет – это место работы учителя биологии. Поэтому в нем должно находится все то, что необходимо учителю для творческой подготовки к уроку и другим видам занятий со школьниками: программы, учебники, сборники задач и тестов по биологии, периодическая литература, журналы биологические, различная методическая литература, справочная литература, определители растений и грибов, животных. Учителю надо иметь в кабинете инструктивные материала Министерства образования РФ и органов управления образованием своего региона, государственные стандарты образования. В кабинете должны быть материалы, отражающие работу биологических кружков и факультативов, дидактические материалы. Комплексное применение учебного оборудования позволяет наиболее полно реализовать в учебном процессе единство содержания, методов и средств обучения. Комплексы учебного оборудования подготавливаются учителем к каждому уроку и не остаются постоянными. Размещение учебного оборудования: натуральные объекты, изображения натуральных объектов, раздаточный материал и дидактические карточки, приборы и приспособления для демонстрации технических средств, лабораторное оборудование, химические вещества, небольшая аптечка для оказания первой помощи. Основная часть учебного материала хранится в шкафах по типам пособий, разделам и темам. Для удобства поиска каждому шкафу присваивается литер, полки нумеруются цифрами. Чучела, коллекции насекомых и гербарии хранят упакованными в коробочки с нафталином. Скелеты животных помещают в застекленную часть шкафа. Микропрепараты в специальных коробках. Микроскопы и лупы кладут в футляры. Таблицы клеят на картон и хранят в вертикальном положении. Справочная функция кабинета: для быстрого получения информации о наличии в кабинете биологии того или иного учебного оборудования, месте его хранения должна быть справочная картотека по основным разделам: литература, приборы, технические и аудиовизуальные средства, таблицы, препараты, коллекции, гербарии и т.д. Функция учета и планирования кабинета: учитель как заведующий кабинетом обязан вести книгу учета, в которую в алфавитном порядке по разделам надо записывать материальные ценности. Раз в год в кабинете проводят их инвентаризацию. К числу учета относится также паспорт кабинета. Всю основную организационную работу кабинета биологии, хранение оборудования выполняет заведующий кабинетом биологии. Эта функция принадлежит учителю биологии.



Урок усвоения новых знаний.

Дидактической целью этого урока является сообщение и усвоение новых знаний. Важнейшим этапом урока является этап усвоения новых знаний. Роль учителя на этом уроке – информационная. Учащийся в процессе урока самостоятельно овладевает знаниями под руководством педагога. Этапы: 1)Организационный 2)Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний 3)Этап усвоения новых знаний 4)Этап закрепления новых знаний 5)Этап информации о д.з. Видовое разнообразие – 1)Урок-лекция, 2)Урок-беседа,)Кино-урок, 4)Урок исследовательского типа-теоретические и практические, 5)Урок презентация знаний.

Урок закрепления изучаемого материала.

Дидактической целью закрепления и осмысления изучаемого в виде соответственных навыков и умений, как моторных, так и интеллектуальных. Основой данного урока является теоретическая и практическая самостоятельная работа учащихся. Тренировка в использовании знаний, умений, навыков, как в стандартной так и не стандартной ситуации. Этапы: 1)Организационный 2)Подготовка учащихся к активному усвоению знаний 3)Этап закрепления знаний 4)Этап информации о д.з. Ведущим на уроке является 3 этап. В структуру этого этапа включается анализ выполненной домашней работы. На этапе материал повторяется, переводится в умения и навык, которые тренируются через систему заданий и упражнений. Таким образом основной процесс данного урока – тренировка через упражнения. Этап информации о д.з. имеет большое значение, т.к. необходимо четко выдвинуть требования к результатам выполнения упражнений, желательно, чтобы д.з. было диформировано по уровню сложности и индивидуализировано.

9)Основные нормативные документы регламентирующие содержание, нормы и требования биологического образования в школе.

1)Образовательный стандарт – это федеральный нормативный документ, определяющий минимум содержания основных образов. Программ, максимальный объем учебной нагрузки учащихся. Требования к уровню подготовки учеников. Состоит из 3 компонентов: 1)федеральный компонент определяет базовый стандарт образования, обеспечивающий единство школьного образов, пространства в стране.2)национально-региональный компонент обеспечивает потребности национальностей и регионов.3)школьный компонент обеспечивает реализацию интересов контракта образовательного учреждения. 2)Учебный план – нормативный документ определяющий состав учебных предметов, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество часов изучения. 3)Учебная программа – очерчивает круг основных знаний умений и навыков, формируемых у учащихся в процессе обучения. 4)Учебная литература, школьные учебники, рабочие тетради, справочники, словари, книги для дополнительного чтения.

Урок повторение.

Предотвратить забывание усвоенного материала, углубить и уточнить представление о знании и умении у каждого учащегося. Основная дидактическая особенность урока повторения. Повторение всего материала, изученного в теме, включая первостепенный и второстепенные вопросы (на уроке закрепления прорабатываются отдельные правила и положения)). Урок повторяется например на развитие памяти, логического мышления, мирровозрения. Сложность в подготовке этого урока заключается в четком определении границ учащихся материала, используемого на уроке. Этапы: 1)Организационный 2)Подготовки учащихся к активному усвоению знаний 3)Этап повторения 4)Этап информации д.з.




Личностно-ориентированное обучение Теория и практика, обозначенные названием личностно- ориентированное обучение, имеют давнюю историю и несколько других названий, за каждым из которых стоит определенный взгляд на обучение и воспитание, - гуманистическая педагогика, неопрагматизм, свободное воспитание (США и Европа 70-ых годов), педагогика сотрудничества (80-ые годы, СССР). Все эти близкие во многом друг другу концепции можно объединить названием либеральная педагогика, противостоящая педагогике авторитарной и технократической.Теория и практика, обозначенные названием личностно- ориентированное обучение, имеют давнюю историю и несколько других названий, за каждым из которых стоит определенный взгляд на обучение и воспитание, - гуманистическая педагогика, неопрагматизм, свободное воспитание (США и Европа 70-ых годов), педагогика сотрудничества (80-ые годы, СССР). Все эти близкие во многом друг другу концепции можно объединить названием либеральная педагогика, противостоящая педагогике авторитарной и технократической. Ш.А.Амонашвили писал: Цель личностно-ориентированного образования не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.Ш.А.Амонашвили писал: Цель личностно-ориентированного образования не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.





Школьные факторы риска Стрессовая педагогическая тактика.Стрессовая педагогическая тактика. Интенсификация учебного процесса.Интенсификация учебного процесса. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников. Нерациональная организация учебной деятельности.Нерациональная организация учебной деятельности. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья. Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т. п.).Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т. п.).


Здоровьесберегающие образовательные технологии. Цель школы: создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.Цель школы: создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.


Здоровьесберегающие технологии В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».


Направления использования ЗСТ: Правильная организация познавательных процессов: грамотное расписание, оптимизация учебной нагрузки, активный отдых и т. д.Правильная организация познавательных процессов: грамотное расписание, оптимизация учебной нагрузки, активный отдых и т. д. Обеспечение оптимальных гигиенических условий: чистота, уровень шума, контроль за освещенностью, температурой, влажностью воздуха в классе.Обеспечение оптимальных гигиенических условий: чистота, уровень шума, контроль за освещенностью, температурой, влажностью воздуха в классе. Индивидуализация образовательных технологий: в частности обращение к личностно- ориентированному обучениюИндивидуализация образовательных технологий: в частности обращение к личностно- ориентированному обучению


Природный интеллектуальный потенциал ученика сенсорик или интуатив;сенсорик или интуатив; экстраверт или интроверт;экстраверт или интроверт; левополушарный или правополушарный тип;левополушарный или правополушарный тип; сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик;сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик; каков уровень его познавательной потребности (УПП);каков уровень его познавательной потребности (УПП); какая степень мотивации к обучению вашему предметукакая степень мотивации к обучению вашему предмету


Гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н. К. Смирнову): Факторы урока Гигиенически рациональный урок Плотность урока Не менее 60% и не более 80% Число видов учебной деятельности 4-7 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 минут Частота чередования различных видов деятельности Смена не позже чем через 7-10 минут Наличие эмоциональных разрядок 2-3 Место и длительность применения ТСО В соответствии с гигиеническими нормами Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся Физкультминутки Две за урок (из трех упражнений по 3-5 повторений). Психологический климат Преобладают положительные эмоции Момент наступления утомления учащихся Не ранее чем через 40 минут


Задания я дифференцирую по трем уровням: Задания я дифференцирую по трем уровням: I. базовый, нормативный, соответствует оценке удовлетворительно;I. базовый, нормативный, соответствует оценке удовлетворительно; II. компетентный – соответствует оценке хорошо;II. компетентный – соответствует оценке хорошо; III. творческий – соответствует оценке отлично.III. творческий – соответствует оценке отлично. Задания базового уровня должны обеспечивать усвоение учебного материала, составляющего образовательный минимум по биологии. Как правило, это задания на воспроизведение и понимание этого материала.Задания базового уровня должны обеспечивать усвоение учебного материала, составляющего образовательный минимум по биологии. Как правило, это задания на воспроизведение и понимание этого материала. Задания компетентного уровня направлены на развитие умений обобщать изученный материала, анализировать, применять по алгоритму.Задания компетентного уровня направлены на развитие умений обобщать изученный материала, анализировать, применять по алгоритму. Задания творческого уровня направлены на развитие самостоятельности, критичности мышления, исследовательских умений, творческого осмысления изученного материала.Задания творческого уровня направлены на развитие самостоятельности, критичности мышления, исследовательских умений, творческого осмысления изученного материала.


Создание ситуации успеха В образовании, как нигде, необходима постоянно ситуация успеха. Она и будет двигателем развития интеллекта школьника. Но очень важно сравнивать успехи ученика с его прежними достижениями, а не с достижениями одноклассников. Так формируется объективная самооценка, а она подвигает ребенка самосовершенствоваться. Ведь каждый человек по-разному может делать одну и ту же работу. Кому-то легко изложить письменно, кому-то нарисовать, составить таблицу, схему, а кому-то просто рассказать. Надо дать каждому выразить себя полностью, и так как это для него приемлемо. Это будет развивать таланты детей. Если ученик видит свое продвижение, это его стимулирует. Одним словом, необходим мониторинг за развитием познавательных способностей учащегося. И это нужно не только для учителя, но и для самого ученика.В образовании, как нигде, необходима постоянно ситуация успеха. Она и будет двигателем развития интеллекта школьника. Но очень важно сравнивать успехи ученика с его прежними достижениями, а не с достижениями одноклассников. Так формируется объективная самооценка, а она подвигает ребенка самосовершенствоваться. Ведь каждый человек по-разному может делать одну и ту же работу. Кому-то легко изложить письменно, кому-то нарисовать, составить таблицу, схему, а кому-то просто рассказать. Надо дать каждому выразить себя полностью, и так как это для него приемлемо. Это будет развивать таланты детей. Если ученик видит свое продвижение, это его стимулирует. Одним словом, необходим мониторинг за развитием познавательных способностей учащегося. И это нужно не только для учителя, но и для самого ученика. Тогда школьнику не будет предложено непосильное, неинтересное, по форме задание. Он будет работать с интересом на доступном для него уровне. Нельзя принуждать к тому, что человек не может.Тогда школьнику не будет предложено непосильное, неинтересное, по форме задание. Он будет работать с интересом на доступном для него уровне. Нельзя принуждать к тому, что человек не может.


Дифференцированные задания Часть несложного материала предлагается изучить самостоятельно и оформить в виде таблицы, схемы, опорного конспекта, текстового конспекта, сообщения (проводится индивидуально или в паре, на уроке или дома). Для слабых ребят выдаются карточки-инструкции с указанием источника и последовательности выполнения работы. Часть несложного материала предлагается изучить самостоятельно и оформить в виде таблицы, схемы, опорного конспекта, текстового конспекта, сообщения (проводится индивидуально или в паре, на уроке или дома). Для слабых ребят выдаются карточки-инструкции с указанием источника и последовательности выполнения работы.


Самостоятельная работа по сворачиванию известной информации в схемы, таблицы, опоры, кроссворды Например:Например: 11 класс. Тема Основы генетики11 класс. Тема Основы генетики Задание:«3» Запиши признаки модификационной и мутационной изменчивости. «4», «5» Сравни и сделай вывод об их отличии и сходстве.Задание:«3» Запиши признаки модификационной и мутационной изменчивости. «4», «5» Сравни и сделай вывод об их отличии и сходстве.


Заполни сравнительную таблицу Вопросы для сравнения Модификационная изменчивость Мутационная изменчивость Под влиянием каких факторов происходит? 2. Какое влияние оказывает на фенотип? 3. Какое влияние оказывает на генотип? 4. Наследуется или нет? 5. Какое значение имеет для организма? 6. Какое значение имеет для эволюции?


Заполнение «пустых опор». Они помогают ребятам выделить главное, правильно расположить учебный материал. Такие опоры могут быть использованы при устном ответе, это помогает развитию логического мышления.Они помогают ребятам выделить главное, правильно расположить учебный материал. Такие опоры могут быть использованы при устном ответе, это помогает развитию логического мышления. Например, при изучении темы «Слуховой анализатор» в 8 классе, предлагаются опоры следующего вида:Например, при изучении темы «Слуховой анализатор» в 8 классе, предлагаются опоры следующего вида: Части слухового анализатира:Части слухового анализатира: Части органа слуха: – – – Наружное ухо: (строение и функции)Наружное ухо: (строение и функции) Среднее ухо: (строение и функции)Среднее ухо: (строение и функции) Внутреннее ухо: (строение и функции)Внутреннее ухо: (строение и функции)


Самостоятельная работа с понятиями. Она может быть организована в форме игры Лото, составления и разгадывания кроссвордов, диктантов по рисунку, устных парных диктантов, индивидуальной работы с перфокартами и т.д. Многократность повторения понятий приводит к их запоминанию, особенно у детей с низким объемом памяти.Она может быть организована в форме игры Лото, составления и разгадывания кроссвордов, диктантов по рисунку, устных парных диктантов, индивидуальной работы с перфокартами и т.д. Многократность повторения понятий приводит к их запоминанию, особенно у детей с низким объемом памяти. Нахождение зашифрованного биологического термина или понятия в бессмысленном сочетании букв, написанных на доске. Например, РФООАРМОЗ – АРОМОРФОЗ.Нахождение зашифрованного биологического термина или понятия в бессмысленном сочетании букв, написанных на доске. Например, РФООАРМОЗ – АРОМОРФОЗ. В 5-7-ых классах приемлемо подобное задание: из букв составить слово, найти его объяснение в тексте параграфа. Работа может быть организована как в парах, группах, так и индивидуально.В 5-7-ых классах приемлемо подобное задание: из букв составить слово, найти его объяснение в тексте параграфа. Работа может быть организована как в парах, группах, так и индивидуально.


Самостоятельная работа по развитию логического мышления. 7 класс. Тема: Грибы7 класс. Тема: Грибы Задание: распредели грибы в таблице по группам. Ответ поясни.Задание: распредели грибы в таблице по группам. Ответ поясни. масленокпенициллинголовня мукорсыроежкашампиньон трутовик серая плесень черная ножка


Учебная мастерская Ход мастерской может быть следующим:Ход мастерской может быть следующим: сонастройка (создание атмосферы) – индуктором здесь может быть рассказ, кадры фильма, стихи, музыка и т.д.;сонастройка (создание атмосферы) – индуктором здесь может быть рассказ, кадры фильма, стихи, музыка и т.д.; групповая или индивидуальная работа с информационным материалом;групповая или индивидуальная работа с информационным материалом; групповая социализация – сравнение результатов работы с другими участниками;групповая социализация – сравнение результатов работы с другими участниками; социоконструкция – конструирование групповой модели;социоконструкция – конструирование групповой модели; межгрупповая социализация: презентация моделей, высказывание мнений расширение информации;межгрупповая социализация: презентация моделей, высказывание мнений расширение информации; самоконструкция – индивидуальная работа (создание индивидуальной модели, написание мини-текста, сочинение и т.д.);самоконструкция – индивидуальная работа (создание индивидуальной модели, написание мини-текста, сочинение и т.д.); афиширование работ (на стенде, доске и др.);афиширование работ (на стенде, доске и др.); рефлексия, самоконтроль (работа с проверочными заданиями).рефлексия, самоконтроль (работа с проверочными заданиями).




Творческие задачи Общая биология 11 класс тема «Основы цитологии»:Общая биология 11 класс тема «Основы цитологии»: Предположим, что у клетки появился поверхностный аппарат, полностью изолирующий ее содержимое от внешней среды. Какие преимущества и какие трудности при этом возникли бы? К каким последствиям для самой клетки привело бы это событие? Почему?Предположим, что у клетки появился поверхностный аппарат, полностью изолирующий ее содержимое от внешней среды. Какие преимущества и какие трудности при этом возникли бы? К каким последствиям для самой клетки привело бы это событие? Почему? Как можно объяснить тот факт, что митохондрии и пластиды обладают собственной ДНК, а другие органоиды клетки ее не имеют?Как можно объяснить тот факт, что митохондрии и пластиды обладают собственной ДНК, а другие органоиды клетки ее не имеют? Ботаника 6 класс тема: «Дыхание корней»:Ботаника 6 класс тема: «Дыхание корней»: Комнатное растение пеларгонию (герань) поливали обильно в течение 10 дней. Растение замедлило рост и погибло. Объясните, почему это произошло?Комнатное растение пеларгонию (герань) поливали обильно в течение 10 дней. Растение замедлило рост и погибло. Объясните, почему это произошло? Анатомия 9 класс тема «Строение костей»:Анатомия 9 класс тема «Строение костей»: Большая берцовая кость человека выдерживает в вертикальном положении нагрузку 1500 кг. Какие особенности в строении и составе костей обеспечивают такую прочность?Большая берцовая кость человека выдерживает в вертикальном положении нагрузку 1500 кг. Какие особенности в строении и составе костей обеспечивают такую прочность?




«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». (Пабло Пикассо) Как совершенство неба и землиКак совершенство неба и земли Весенние танцуют журавли,Весенние танцуют журавли, Блистательный балет среди болот,Блистательный балет среди болот, Гармонии и грации полет.Гармонии и грации полет. Тот, кто увидеть это чудо смог,Тот, кто увидеть это чудо смог, Уже не просто человек, а бог,Уже не просто человек, а бог, Случайно в руки получивший нитьСлучайно в руки получивший нить Умения гармонию хранить. Умения гармонию хранить.


Применение видеофильмов на уроках биологии. Физиологи утверждают, что:Физиологи утверждают, что: в основе наших знаний лежат временные связи, возникающие в коре головного мозга;в основе наших знаний лежат временные связи, возникающие в коре головного мозга; прочность этих связей в значительной степени зависит от силы процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга;прочность этих связей в значительной степени зависит от силы процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга; в свою очередь (применительно к обучению), процессы возбуждения и торможения связаны с опытом учащихся, с их активностью в момент получения знаний;в свою очередь (применительно к обучению), процессы возбуждения и торможения связаны с опытом учащихся, с их активностью в момент получения знаний; однако полученные связи быстро угаснут, если их не закреплять и не усилить.однако полученные связи быстро угаснут, если их не закреплять и не усилить.


Основные обучающие функции видеофильмов на уроках: Сообщение учащимся новых знаний для последующего осмысления и закрепления их на уроке, а также зрительное подкрепление слов учителя.Сообщение учащимся новых знаний для последующего осмысления и закрепления их на уроке, а также зрительное подкрепление слов учителя. Обобщение изученного по теме.Обобщение изученного по теме. Комплексный подход к изучаемым объектам природы.Комплексный подход к изучаемым объектам природы. Звено, которое помогает перейти от обычного познания внешнего мира к восприятию процессов, скрытых от обычного взгляда, с помощью телекамеры.Звено, которое помогает перейти от обычного познания внешнего мира к восприятию процессов, скрытых от обычного взгляда, с помощью телекамеры. Возможность проследить за постановкой и ходом биологического эксперимента, совершить телеэкскурсию.Возможность проследить за постановкой и ходом биологического эксперимента, совершить телеэкскурсию. Показ практического значения изучаемого явления.Показ практического значения изучаемого явления. Ознакомление с современными достижениями и открытиями.Ознакомление с современными достижениями и открытиями.


Основные обучающие функции видеофильмов на уроках биологии. Обогащение учащихся конкретными знаниями среды обитания, наблюдение за растениями и животными в природе, в их естественной обстановке.Обогащение учащихся конкретными знаниями среды обитания, наблюдение за растениями и животными в природе, в их естественной обстановке. Знакомство с многообразием органического мира, в том числе тех районов, где они никогда не бывали.Знакомство с многообразием органического мира, в том числе тех районов, где они никогда не бывали. Повышение познавательной активности, качества усвоения материала.Повышение познавательной активности, качества усвоения материала. Знакомство с содержанием, выходящим за рамки учебника.Знакомство с содержанием, выходящим за рамки учебника.


Реализация педагогического принципа: «Учить – значит делать». Написать на доске вопросы, на которые школьники получат ответы во время просмотра.Написать на доске вопросы, на которые школьники получат ответы во время просмотра. Активно поработать с планом, написанным на левой стороне доски и в тетради. В ходе просмотра на правой стороне делать записи, составлять схемы.Активно поработать с планом, написанным на левой стороне доски и в тетради. В ходе просмотра на правой стороне делать записи, составлять схемы. Решать проблемные задачи, поставленные перед просмотром фильма.Решать проблемные задачи, поставленные перед просмотром фильма. Анализировать видеофрагмент, готовить конференцию по его материалу, отчеты о просмотренном материале, выполнять творческие задания.Анализировать видеофрагмент, готовить конференцию по его материалу, отчеты о просмотренном материале, выполнять творческие задания.







9 класс урок «Основы селекции». Вопросы к видеофильму: В чем практическое значение генетики?В чем практическое значение генетики? Назовите ученого, который впервые разработал научные основы селекционной работы.Назовите ученого, который впервые разработал научные основы селекционной работы. Какие методы используют селекционеры?Какие методы используют селекционеры?


7 класс урок «Насекомые» Многообразие насекомых, среды их обитания.Многообразие насекомых, среды их обитания. Общие признаки насекомых.Общие признаки насекомых. Происхождение насекомых.Происхождение насекомых. Размножение стрекоз.Размножение стрекоз. Как видят насекомые.Как видят насекомые. Как издают звуки и слышат.Как издают звуки и слышат. Способы общения насекомых.Способы общения насекомых. Способы защиты.Способы защиты. Жизнь общественных насекомых.Жизнь общественных насекомых. Виды ротовых аппаратов.Виды ротовых аппаратов. Роль насекомых в природе, значение в жизни человекаРоль насекомых в природе, значение в жизни человека


Выводы: Применяя разнообразные средства, приемы и методы активизации деятельности учащихся, чередуя их согласно требованиям ЗСП, используя знания о природном потенциале ученика, включая в работу все каналы восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические) мы не только сохраняем здоровье наших учеников, но и способствуем развитию их интеллектуальных возможностей.Применяя разнообразные средства, приемы и методы активизации деятельности учащихся, чередуя их согласно требованиям ЗСП, используя знания о природном потенциале ученика, включая в работу все каналы восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические) мы не только сохраняем здоровье наших учеников, но и способствуем развитию их интеллектуальных возможностей. Такой подход к обучению способствует включению каждого ребенка в процесс познания, делая обучение комфортным и успешным. Это способствует формированию ребенка как личности, как субъекта учебного процесса, способного к самообучению. У ребенка формируются не только знания, но и система умений и навыков по добыванию знаний. Такой подход к обучению способствует включению каждого ребенка в процесс познания, делая обучение комфортным и успешным. Это способствует формированию ребенка как личности, как субъекта учебного процесса, способного к самообучению. У ребенка формируются не только знания, но и система умений и навыков по добыванию знаний.