Боярыня Марфа Борецкая: биография, деятельность и интересные факты. Женщины древней Руси

Михаил Погодин

В мае-июле 1830 года, готовя к публикации пол-ный текст «Марфы, Посадницы Новгородской», М.П. Погодин читал законченные части траге-дии А.С. Пушкину. «Будьте откровенны, - про-сил он поэта перед началом чтения. - Моя цель на другом поприще, следовательно, неудача на этом не приведёт меня в уныние». Утеши-тельная мысль о «другом, не драматическом поприще» была, видимо, дорога Погодину: он записал её в свой «Дневник» и затем почти дословно повторил в предисловии к изданию «Марфы, Посадницы Новгородской» 1830 года. Хотя предисловие не уточняло, какие именно занятия составляли «сущность жизни» автора, можно предположить, что речь шла об исто-рическом направлении его деятельности. Ещё будучи студентом словесного отделения Московского университета, Погодин штуди-ровал труды немецкого ученого А. Л. Шлёцера и «Историю Государства Российского» Н. М. Карамзина. В 1825 году он защитил маги-стерскую диссертацию «О происхождении Руси» и получил место преподавателя на кафе-дре всеобщей истории Московского универ-ситета. Среди его работ второй половины 1820-х годов - переводы европейских истори-ков и оригинальные статьи о договорах с гре-ками Олега и Игоря, о родословной княгини Ольги, об Иване Грозном. Параллельно Пого-дин издавал журнал «Московский вестник», переводил Ф. Р. Шатобриана, Н. Макиавелли, Ф. Шиллера, И. В. Гёте, участвовал в литератур-ной полемике, писал повести. Трагедия в пяти действиях «Марфа, Посадница Новгородская», задуманная в 1825 году, объединила историче-ские и литературные интересы Погодина.

В основу сюжета пьесы лёг один из самых дра-матических моментов русской истории - поко-рение Новгорода Иваном III в 1478 году. Нов-городское вече обсуждает важнейший вопрос, как поступить: встретить «палача московского» хлебом-солью и таким образом попытаться сохранить хотя бы часть своих прежних прав или вступить в открытый бой, защищая не только свою независимость, но и честь своих предков. Решающий голос в пользу сражения остаётся за умной и гордой Марфой Борецкой, вдовой новгородского посадника, убе-дившей сограждан в невозможности мирного договора. Исход сражения предрешён, но при-чины его поражения не в слабости новгород-ской дружины, а в раздорах знатных горожан и предательстве бояр, перешедших на сторону московского князя. Драматический конфликт приобретает в трагедии ещё большую остроту, когда выясняется, что среди предателей ока-зался сын Марфы - Алексей Борецкий.

При создании трагедии Погодин пользо-вался многими литературными и истори-ческими источниками. Однако главными ориентирами для него явились сочинения Н. М. Карамзина: «История Государства Россий-ского», а также «Известие о Марфе-посаднице, взятое из жития св. Зосимы» и повесть «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода». Часто полемизируя с почтенным историографом, автор «Марфы, Посадницы Новгородской» раз-делял его точку зрения на политику Ивана III, который «был достоин сокрушить утлую воль-ность новгородскую, ибо хотел твёрдого блага всей России». Подобный великодержавный взгляд на события конца XV века совершенно расходился с представлениями декабристов, видевших в новгородском вече идеал респу-бликанского правления.

Трагедия Погодина, говоря словами Пушкина, «в хорошем духе писана». Она заканчивается торжественным гимном самодержавию и пред-речением Марфой-посадницей прихода к вла-сти Романовых, которые «созиждут» счастье и величие России. Однако, когда рукопись пьесы поступила в цензурный комитет, цензор С. Т. Аксаков, хороший знакомый Погодина, счёл необходимым сделать некоторые исправле-ния. Так, из текста последовательно убирались слова «раб» и «рабский», исключались или изменялись фамилии новгородских граждан, если те же фамилии значились в «Алфавите декабристов». Реплика князя А. В. Оболенского о новгородцах: «Они привыкли к воле, ведь сроду в чёрном не живали теле» - преобразо-валась в короткое определение: «Они избалова-лись». Помимо «неблагонадёжных» фраз, цен-зор пытался убрать «низкие», с его точки зрения, выражения. Примером стилистической правки могут служить изменения в диалоге двух нов-городцев, рассуждающих о том, как должно всё устроиться, если больше не будет веча. В руко-писи Погодина диалог выглядел так:

Князь будет говорить, а мы лишь слушать.
- Так вот что! Губа-то у него не дура.

Под пером цензора он приобрёл следующий вид:

Другие будут говорить за нас, мы станем слушать.
- А так вот что! Понял.

По окончании редакторской работы 26 авгу-ста 1830 года С. Т Аксаков подписал цензурное разрешение на выход в свет «Марфы, Посад-ницы Новгородской», и вскоре в московской Университетской типографии трагедия была отпечатана. Но продажа книги, по инициативе С. Т. Аксакова и с ведома А. Х. Бенкендорфа, была приостановлена в связи с Польским восстанием, начавшимся 29 ноября 1830 года. На фоне отста-ивания поляками своей независимости траге-дия о гибели Новгородской республики, дей-ствительно, могла читаться как свежая газета. На книжный рынок «Марфа, Посадница Нов-городская» поступила только в конце 1831 года, когда восстание было окончательно подавлено.

Современники по-разному восприняли пер-вый драматический опыт Погодина. Высоко оценил трагедию Пушкин, посвятивший ей ста-тью «О народной драме и драме "Марфа Посад-ница"». Известно, что во время авторского чтения пьесы поэт заплакал, восхищаясь народ-ными сценами третьего действия, превосхо-дившими, по его мнению, аналогичные сцены в «Борисе Годунове». С. П. Шевырёв, напротив, считал, что Погодину не стоило издавать этого сочинения. При всём различии откликов, в них присутствовала одна общая черта: обсуждая достоинства и недостатки трагедии Погодина, читатели и критики неминуемо обращались к более широкой теме, посвящённой дальней-шему пути развития русской драмы.

Представленный в Библиохронике экзем-пляр «Марфы, Посадницы Новгородской» является, судя по всему, подносным: в него вло-жена записка Погодина, адресованная неуста-новленному лицу: «Сердечно кланяюсь. За себя посылая двойника. За статью усердно благо-дарю. Разумно полемическая, она должна быть напечатана немедля. 3 апр. М. П.<огодин>».

10 августа 2011, 06:34

Что мы все об иностранках, на Руси тоже были сильные женщины. Одна из них - Марфа Борецкая, известная под прозвищем Посадница. Образ этой удивительной женщины уже несколько веков пытаются осмыслить историки, писатели, поэты, живописцы. Но достоверных сведений о ней сохранилось немного. Это естественно, так как на страницы летописей и официальных документов она попала только тогда, когда оказалась во главе одной из новгородских партий, выступивших за открытую борьбу с Москвой. А так как схватку за власть она в конце концов проиграла, то письменное отражение её деятельности осуществлялось не без предвзятости. Сохранилась даже такая оригинальная, но маловероятная версия её действий по подчинению Новгорода Литве: «Хотячи поити замуж за литовского же пана, за королева, да мыслячи привести его к себе в Великий Новград, да с ним хотячи владети всею Новгородскою землею...». Но вернемся к реальной истории Марфы-посадницы. Её отцом был Семен Лошинский, представитель знатного новгородского боярского рода. Марфа дважды побывала замужем. Сначала её выдали за боярина Филиппа. В этом браке родились сыновья Антон и Феликс, впоследствии погибшие в Заонежье, видимо, во время сбора дани с подвластных земель. После смерти Филиппа Марфа вышла замуж за новгородского посадника Исаака Борецкого. В этот раз мужа себе она выбирала сама, не в последнюю очередь руководствуясь материальными соображениями. В новом браке родилось трое детей: Дмитрий, Фёдор и Ксения. Считается, что после этой женитьбы в руках семьи Борецких оказалось около трети новгородских земель. Колоссальное богатство позволяло Марфе и её мужу оказывать реальное влияние на новгородскую жизнь. К этому времени в политической жизни Великого Новгорода сложилось две крупных боярских группировки: одна выступала за тесный союз с Москвой, а другая, её практически возглавляли Борецкие, за «отложение» к Литве для сохранения республиканских привилегий и большей самостоятельности. Борьба между группировками шла жесткая и кровавая, в ход шли все средства, включая убийства противников. Политическому влиянию рода Борецких способствовало и то, что вслед за отцом, умершим вероятно в 60-е годы, новгородским посадником стал Дмитрий. Стоит оговориться, что в этот период в Великом Новгороде выбиралось и назначалось из Москвы 18 пожизненных посадников, из числа которых на полгода избирался степенный посадник, формально являвшийся главой выборной власти. Любопытно, что Исаак Борецкий был посадником от великого князя Московского, но «смотрел» в сторону Литвы. Несмотря на высокое положение сына, родом Борецких и партией сторонников Литвы уверенно руководила сама Марфа. Но первую крупную политическую схватку она проиграла. Произошло это в 1470 году, когда проводились выборы нового новгородского архиепископа, традиционно имевшего значительный политический вес в республике. В ходе борьбы ставленник Борецких ключарь Пимен, которого планировали посвящать в сан в Киеве, потерпел поражение, а избранного Феофила возвели в сан в Москве. В 1471 году великий князь Иван III, обоснованно рассчитывавший на поддержку новоизбранного архиепископа, объявил войну Новгородской республике. Возможно, он и дольше бы пытался решить дело миром, но под руководством Марфы начались прямые переговоры с Казимиром IV и был даже составлен проект договора о вхождении Новгородской республики в Великое княжество Литовское с сохранением определенной автономии и основных политических прав. Литва обещала Новгороду военную помощь, естественно, что дожидаться её подхода Иван III не стал.
Первый крупный земельный подарок (вклад) Соловецкому монастырю сделала Марфа Борецкая, передав грамоту на владение островами самому святому Зосиме Соловецкому. Это стало началом земельных владений монастыря. Разорив боярыню, великий московский князь Иван III отбирать земли у монастыря не стал. Произошло несколько сражений, крупнейшим из которых стала Шелонская битва. Сорокатысячное новгородское ополчение, возглавляемое степенным посадником Дмитрием Борецким, потерпело сокрушительное поражение. Дмитрий попал в плен и был казнен. Великий Новгород выплатил крупную контрибуцию, уступил часть своих земель Москве и присягнул Ивану III, но сохранил право самоуправления во внутренних делах. Партия сторонников Литвы была разгромлена, но это не остановило Марфу, сохранившую и богатства, и политическое влияние. Марфе снова удалось сплотить вокруг себя недовольных московскими порядками, и в Новгороде практически сложилось двоевластие. В 1475 году Иван III вынужден был приехать в Новгород наводить порядок, но это только усугубило ситуацию. Стремясь окончательно поставить Новгород под свое влияние, Иван III потребовал от мятежной республики официального признания за ним титула государя, полного перехода судебной власти в его руки и создания в городе резиденции великого князя Московского. Сторонники Борецкой смогли на вече добиться отклонения требований Москвы, и республика начала готовиться к очередной войне. В Литву опять отправились послы с просьбой о помощи. Осенью 1477 года армия Ивана III осадила Новгород. Требования великого князя к мятежникам стали еще жестче: «Вечу колоколу в отчине нашей в Новгороде не быти, посаднику не быти, а государство нам свое держати». Реализация этого требования вела к окончательной утрате Новгородом самостоятельности. Естественно, что сторонники Марфы Борецкой яростно выступали против него и призывали к продолжению борьбы. Несмотря на все усилия Марфы, подкрепляемые прямым подкупом новгородцев, которым раздавались продукты и деньги, продолжать защиту города становилось все труднее. На улицах Новгорода между сторонниками и противниками Москвы начались вооруженные столкновения. Вскоре на сторону великого князя открыто перешли архиепископ Феофил и руководивший обороной города князь Василий Гребёнка-Шуйский. 15 января 1478 года Великий Новгород открыл ворота перед великокняжеской армией. Было окончательно упразднено знаменитое новгородское вече и даже вывезен в Москву вечевой колокол. Огромные владения Борецких перешли в великокняжескую казну. Марфа и её сторонники были схвачены и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба Марфы-посадницы точно не известна. По одним сведениям, она была перевезена в Нижний Новгород, пострижена в монахини и скончалась в 1503 году. По другой версии, она умерла или была убита по пути в Москву, произошло это на территории Тверского княжества в селе Млеве. Еще в начале ХХ века в Млев приходили паломники поклониться могиле Марфы, на которой происходили исцеления. Еще долгое время в Новгороде Марфу считали защитницей новгородских вольностей, пострадавшей за активное сопротивление Москве. Естественно, что власть постаралась скрыть время её смерти и место погребения. Политические пристрастия Марфы-посадницы вряд ли вызовут одобрение у наших современников, но та несгибаемая воля и упорство, с которыми она проводила их в жизнь, заслуживают уважения. Деятельность Марфы Борецкой, связанная с падением Новгорода и повлекшая за собой ее собственную гибель, представлялась для многих писателей, начиная с Н.М. Карамзина, написавшего повесть "Марфа-посадница, или Падение Новгорода" (в 1808 г.), прекрасным сюжетом для повести и драмы

Марфа Борецкая

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Фрагмент картины К. В. Лебедева
Новгородская посадница (де-факто)
1471 - 1478
Соправитель: Дмитрий Борецкий (1471 - 1471)
Предшественник: Исаак Борецкий
Преемник: нет
Вероисповедание: православие
Рождение: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Великий Новгород
Смерть: (1503 )
Нижний Новгород
Место погребения: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Род: Лошинские
Имя при рождении: Марфа Лошинская
Отец: Семён Лошинский или Иван Лошинский
Мать: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Супруг: Исаак Борецкий
Дети: Дмитрий , Фёдор , Ксения
Партия: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Образование: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Сайт: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Монограмма : Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ма́рфа Боре́цкая (известна как Ма́рфа-поса́дница , в различных источниках указывается отчество Семёновна или Ивановна ) - жена новгородского посадника Исаака Борецкого .

Биография

О начальном периоде жизни Марфы известно очень мало. Известно, что она происходила из боярского рода Лошинских и что она дважды выходила замуж. Первым мужем был боярин Филипп, в браке родилось двое сыновей, Антон и Феликс, которые утонули на Карельском берегу Белого моря . Вторым её мужем был новгородский посадник Исаак Борецкий . Марфа Борецкая никогда не была и не могла быть формально «посадницей». Такое прозвище было просто злой насмешкой москвичей над государственным строем самобытной республики - Великого Новгорода. Будучи вдовой богатого землевладельца и сама владевшая обширными землями по берегам Двины и Студеного моря, она впервые появляется на политической сцене Новгорода в 1470 году во время выборов нового архиепископа Новгородского . Поддерживаемый ею Пимен не получает сан, а избранного Феофила посвящают в Москве, а не в Киеве, как того хотела литовская партия.

Марфа и её сын, новгородский степенный посадник Дмитрий, в 1471 году выступали за выход Новгорода из зависимости от Москвы, установленной Яжелбицким миром (1456). Марфа была неформальным лидером боярской оппозиции к Москве, её поддерживали ещё две знатные новгородские вдовы: Анастасия (жена боярина Ивана Григорьевича) и Евфимия (жена посадника Андрея Горшкова). Марфа, располагавшая значительными денежными средствами, вела переговоры с великим князем литовским и королём Польши Казимиром IV о вступлении Новгорода в состав Великого княжества Литовского на правах автономии при сохранении политических прав Новгорода.

Узнав о переговорах о присоединении Новгорода к Великому княжеству Литовскому, великий князь Иван III объявил войну Новгородской республике и в Шелонской битве (1471 год) разбил армию Новгорода. Дмитрий Борецкий был казнен как политический преступник. Однако право Новгорода на самоуправление в его внутренних делах было сохранено. Марфа, несмотря на смерть сына и действия Ивана III, продолжила переговоры с Казимиром, который обещал ей поддержку. Возник конфликт между литовской и московской партиями, о котором стало известно Ивану III .

В русских летописях Марфа Борецкая сравнивается с Иезавелью , Далилой , Иродиадой и императрицей Евдоксией . В качестве обвинений в её адрес называют желание вступить в брак с «литовским паном», чтобы владеть Новгородом после его присоединения к Литовскому княжеству .

Марфа Борецкая и Зосима Соловецкий

Житие Зосимы Соловецкого рассказывает, что Зосима Соловецкий , основатель Соловецкого монастыря предсказал падение Марфы Борецкой. Это пророчество связано с посещением Зосимой Новгорода во время конфликта монастыря и Новгородской республики в отношении прав монастыря на рыбную ловлю . Марфа один раз выгнала преподобного из Новгорода и он предрёк: «Настанет время, когда жители этого дома не будут ходить по своему двору; двери дома затворятся и уже не отворятся; этот двор опустеет ». Через некоторое время по приглашению архиепископа Феофила Зосима вновь посетил Новгород и Марфа, раскаявшись, принимала его в своём доме. Она дала Соловецкому монастырю грамоту о правах на тони (места для рыбной ловли). Впоследствии появилось мнение, что данный документ не мог быть выдан Марфой, а является поздней подделкой соловецких монахов .

В искусстве

  • Марфа-Посадница, или покорение Новгорода - историческая повесть Николая Карамзина
  • Марфа-Посадница - фильм 1910 года .
  • Марфа Посадница - стихотворение Сергея Есенина .
  • Марфа-Посадница - роман Дмитрия Балашова ()
  • Плач Марфы-посадницы - песня Александра Городницкого ()
  • Вдовий плат - повесть Бориса Акунина ()
  • Марфа, посадница Новгородская - историческая трагедия в стихах Михаила Погодина ()

Напишите отзыв о статье "Борецкая, Марфа"

Примечания

Литература

  • Рудаков В. Е. Борецкие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Иконников В. Борецкая, Марфа Ивановна // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.
Предшественник:
Исаак Борецкий
Новгородская посадница
(де-факто)

-
Преемник:
упразднение республики
и захват её Иваном III

Отрывок, характеризующий Борецкая, Марфа

(Посетив эти священные места, мне удалось узнать, что вода в горах Окситании становится красной из-за красной глины. Но вид бегущей «кровавой» воды и вправду производил очень сильное впечатление...).
Вдруг Светодар настороженно прислушался... но тут же тепло улыбнулся.
– Ты снова меня бережёшь, дядя?.. Я ведь давно говорил тебе – не желаю скрываться!
Радан вышел из-за каменного уступа, грустно качая поседевшей головой. Годы не пожалели его, наложив на светлое лицо жёсткий отпечаток тревог и потерь... Он уже не казался тем счастливым юношей, тем вечно-смеющимся солнышком-Раданом, который мог растопить когда-то даже самое чёрствое сердце. Теперь же это был закалённый невзгодами Воин, пытавшийся любыми путями сберечь самое дорогое своё сокровище – сына Радомира и Магдалины, единственное живое напоминание их трагических жизней... их мужества... их света и их любви.
– У тебя есть Долг, Светодарушка... Так же, как и у меня. Ты должен выжить. Чего бы это ни стоило. Потому, что если не станет и тебя – это будет означать, что твои отец и мать погибли напрасно. Что подлецы и трусы выиграли нашу войну... Ты не имеешь на это права, мой мальчик!
– Ошибаешься, дядя. Я имею на это своё право, так как это моя жизнь! И я не позволю кому-либо заранее писать для неё законы. Мой отец прожил свою краткую жизнь, подчиняясь чужой воле... Так же, как и моя бедная мать. Только потому, что по чужому решению они спасали тех, кто их ненавидел. Я же не намерен подчинятся воле одного человека, даже если этот человек – мой родной дедушка. Это моя жизнь, и я проживу её так, как считаю нужным и честным!.. Прости, дядя Радан!
Светодар горячился. Его молодой разум возмущался против чужого влияния на его собственную судьбу. По закону молодости он желал сам решать за себя, не дозволяя кому-то со стороны влиять на его ценную жизнь. Радан лишь грустно улыбался, наблюдая за своим мужественным питомцем... В Светодаре было достаточно всего – силы, ума, выдержки и упорства. Он хотел прожить свою жизнь честно и открыто... только, к сожалению, ещё не понимал, что с теми, кто на него охотился, открытой войны быть не могло. Просто потому, что именно у них-то и не было ни чести, ни совести, ни сердца...
– Что ж, по-своему ты прав, мой мальчик... Это твоя жизнь. И никто не может её прожить, кроме тебя... Я уверен, ты проживёшь её достойно. Только будь осторожен, Светодар – в тебе течёт кровь твоего отца, и наши враги никогда не отступятся, чтобы уничтожить тебя. Береги себя, родной мой.
Потрепав племянника по плечу, Радан печально отошёл в сторону и скрылся за выступом каменной скалы. Через секунду послышался вскрик и тяжёлая возня. Что-то грузно упало на землю и наступила тишина... Светодар метнулся на звук, но было слишком поздно. На каменном полу пещеры сцепившись в последнем объятии лежали два тела, одним из которых был незнакомый ему человек, одетый в плащ с красным крестом, вторым же был... Радан. Пронзительно вскрикнув, Светодар кинулся к телу дяди, которое лежало совершенно неподвижно, будто жизнь уже покинула его, даже не разрешив с ним проститься. Но, как оказалось, Радан ещё дышал.
– Дядя, пожалуйста, не оставляй меня!.. Только не ты... Прошу тебя, не оставляй меня, дядя!
Светодар растерянно сжимал его в своих крепких мужских объятиях, осторожно качая, как маленького ребёнка. Точно так же, как столько раз когда-то качал его Радан... Было видно, что жизнь покидала Радана, капля за каплей вытекая из его ослабевшего тела золотым ручьём... И даже сейчас, зная, что умирает, он беспокоился только лишь об одном – как сохранить Светодара... Как объяснить ему в эти оставшиеся несколько секунд то, что так и не сумел донести за все его долгих двадцать пять лет?.. И как же он скажет Марии и Радомиру, там, в том другом, незнакомом мире, что не сумел сберечь себя, что их сын теперь оставался совсем один?..

Кинжал Радана

– Послушай, сынок... Этот человек – он не Рыцарь Храма. – показывая на убитого, хрипло произнёс Радан. – Я знаю их всех – он чужой... Расскажи это Гундомеру... Он поможет... Найдите их... или они найдут тебя. А лучше всего – уходи, Светодарушка... Уходи к Богам. Они защитят тебя. Это место залито нашей кровью... её здесь слишком много... уходи, родной...
Медленно-медленно глаза Радана закрылись. Из разжавшейся бессильной руки со звоном выпал на землю рыцарский кинжал. Он был очень необычным... Светодар взглянул повнимательнее – этого просто не могло быть!.. Такое оружие принадлежало очень узкому кругу рыцарей, только лишь тем, которые когда-то лично знали Иоанна – на конце рукояти красовалась золочённая коронованная голова...
Светодар знал точно – этого клинка давно уже не было у Радана (он когда-то остался в теле его врага). Значит сегодня, он, защищаясь, выхватил оружие убийцы?.. Но как же могло оно попасть в чьи-то чужие руки?!. Мог ли кто-то из знакомых ему рыцарей Храма предать дело, ради которого все они жили?! Светодар в это не верил. Он знал этих людей, как знал самого себя. Никто из них не мог совершить такую низкую подлость. Их можно было только убить, но невозможно было заставить предать. В таком случае – кем же был человек, владевший этим особым кинжалом?!.
Радан лежал недвижимый и спокойный. Все земные заботы и горечи покинули его навсегда... Ожесточившееся с годами, лицо разгладилось, снова напоминая того радостного молодого Радана, которого так любила Золотая Мария, и которого всей душой обожал его погибший брат, Радомир... Он вновь казался счастливым и светлым, будто и не было рядом страшной беды, будто снова в его душе всё было радостно и покойно...
Светодар стоял на коленях, не произнося ни слова. Его омертвевшее тело лишь тихонько покачивалось из стороны в сторону, как бы помогая себе выстоять, пережить этот бессердечный, подлый удар... Здесь же, в этой же пещере восемь лет назад не стало Магдалины... А теперь он прощался с последним родным человеком, оставаясь по-настоящему совсем один. Радан был прав – это место впитало слишком много их семейной крови... Недаром же даже ручьи окрасились багровым... будто желая сказать, чтобы он уходил... И уже никогда не возвращался обратно.
Меня трясло в какой-то странной лихорадке... Это было страшно! Это было совершенно непозволительно и непонятно – мы ведь звались людьми!!! И должен ведь где-то быть предел человеческой подлости и предательству?
– Как же ты смог с этим жить так долго, Север? Все эти годы, зная об этом, как ты сумел оставаться таким спокойным?!
Он лишь печально улыбнулся, не отвечая на мой вопрос. А я, искренне удивляясь мужеству и стойкости этого дивного человека, открывала для себя совершенно новую сторону его самоотверженной и тяжёлой жизни... его несдающейся и чистой души....
– После убийства Радана прошло ещё несколько лет. Светодар отомстил за его смерть, найдя убийцу. Как он и предполагал, это не был кто-то из Рыцарей Храма. Но они так никогда и не узнали, кем по-настоящему был посланный к ним человек. Только одно всё же стало известно – перед тем, как убить Радана, он так же подло уничтожил великолепного, светлого Рыцаря, шедшего с ними с самого начала. Уничтожил только лишь для того, чтобы завладеть его плащом и оружием, и создать впечатление, что Радана убили свои...
Нагромождение этих горьких событий отравило потерями душу Светодара. У него оставалось лишь одно утешение – его чистая, истинная любовь... Его милая, нежная Маргарита... Это была чудесная катарская девушка, последовательница учения Золотой Марии. И она чем-то неуловимо напоминала Магдалину... То ли это были такие же длинные золотые волосы, то ли мягкость и неторопливость её движений, а может просто нежность и женственность её лица, но Светодар очень часто ловил себя на том, что ищет в ней давно ушедшие в прошлое, дорогие сердцу воспоминания... Ещё через год у них родилась девочка. Они назвали её Марией.

Вдова новгородского посадника И.А. Борецкого. Возглавила антимосковскую партию новгородского боярства. После присоединения Новгорода к Москве в 1478 году была взята под стражу.

Вечевой колокол созывал новгородцев на Великую площадь. Здесь много веков творили горожане свою историю, полную славных подвигов и горестных испытаний. Во всей России XV века мало насчитывалось городов, избежавших ига татаро-монгол. Кичился своей вольницей и богатством Господин Великий Новгород, и породил он немало замечательных, свободных духом людей. Только в таком городе и могла появиться женщина, не испугавшаяся притязаний князя московского Ивана. Подлинных фактов биографии Марфы известно немного. Вероятно, много таких славных, сильных женщин знавал Новгород, но им не довелось испытать себя в лихие годы. Долгое время и Марфа была всего лишь верной, заботливой женой Исаака Борецкого, городского посадника. Она жила с ним счастливо, богато, семейство разрасталось, и Марфа, вероятно, ничего не хотела менять в своей судьбе - только бы все шло по-старому. Но время было тревожное, Новгород своими богатствами привлекал захватчиков из разных земель. Во главе войска, оборонявшего границы княжества, встал муж Марфы. Отправляясь в поход, он взял клятву с жены, что в случае его гибели она заменит мужа в Совете старейшин.

Трудно сказать, так ли это происходило в действительности. Марфе, конечно, политически выгодно было иметь легенду о прямом продолжении дела авторитетного в городе посадника. Да и как можно взять с человека клятву совершить подвиг или иметь ораторский талант?

Марфа принадлежала к числу сильных натур, которые, пережив смерть любимого человека, не только не ломаются, но обретают железную, нечеловеческую волю. Больше ничего не может их поколебать, заботы, сомнения частной жизни уступают место общественным ценностям, высоким идеям. Можно сказать Марфе повезло, ей вскоре представился случай не просто оспаривать таможенные пошлины в Совете, но вершить великие дела.

Известно, что Московское княжество к XV веку настолько окрепло, что начало собирать под свои знамена все русские земли. Пришел черед и Новгорода. От князя Ивана прискакал в город посланец, объявивший волю хозяина - добровольно пойти под руку Московы. Марфа не колебалась ни минуты, она приняла на себя идейное руководство в борьбе против посягательств Ивана.

Но она не только могла горячо и страстно убеждать, она обладала несомненным организаторским талантом. Марфа пригрела в своем доме юношу-сироту, которого отличал еще Исаак Борецкий за воинские доблести. Так как сыновья посадницы не годились на роли полководцев, а известные в городе предводители по разным причинам не могли стать во главе оборонительной дружины, Марфа, тщательно все просчитав, решила доверить защиту Новгорода безродному Мирославу.

Понимая всю слабость и беззащитность города перед полчищами Московского князя, женщина написала просьбу о помощи к соседям в Псков, напомнив им, как много они пользовались благосклонностью новгородцев. Однако помощники из псковичей вышли плохие. Напугавшись князя Ивана, они ограничились советами и пожеланиями удачи Господину Великому Новгороду. Марфа с презрением разорвала ответ изменников и на маленьком клочке начеркала: "Доброму желанию не верим, советом гнушаемся, а без войска вашего обойтись можем". К сожалению, бескомпромиссный характер не способствует удачной политической карьере. Отвергла Марфа и помощь нежданного радетеля - польского короля Казимира, отлично понимая, в какую ловушку хочет заманить ее коварный чужеземец. "Лучше погибнуть от руки Иоанновой, нежели спастись от вашей", - отвечала гордая посадница.

Итак, оставалось надеяться только на собственные силы. Марфа, не жалея себя, проводит дни на Великой площади. Вдохновляя воинов на подвиг во имя отечества, она поддерживает патриотический дух горожан, запугивая новгородцев московским рабством. Историки потом скажут, что посаднице было что терять в случае покорения Новгорода. Что ж? Подобные соображения ничуть не умоляют силы ее личности и величия деяний. Чтобы поддержать уверенность горожан в успехе, Марфа решает сыграть свадьбу своей дочери Ксении с новоявленным полководцем Мирославом. Празднество было поистине всенародным. Ничего не пожалела посадница для демонстрации силы и довольства "главной" новгородской семьи.

На Великой площади накрыли столы для всех жителей свободного города, ударили в колокол, сзывая всех на торжество. Яства подавались роскошные. Мирослав и Ксения ходили среди гостей и просили граждан веселиться. Главная цель Марфы была достигнута: новгородцы почувствовали себя одним семейством, в единстве которого и заключалась сила. В чаду пира никакой враг, казалось, уженестрашен. Вспоминали о чудесном рождении Марфы, якобы при битве, куда мать посадницы прискакала, чтобы произвести на свет достойную дочь, гражданку свободного города.

Наконец, вооружение было подготовлено, тактические ходы просчитаны, население пребывало в патриотическом восторге - можно было выступать, тем более что пришло сообщение: князь Иван спешит к границам земли - проучить непокорных новгородцев. Потянулись долгие дни ожиданий вестей с поля боя. Марфа приказала отворить все храмы города и непрерывно служить молебны во имя победы войска Мирослава. Сама посадница представляла собой образец оптимизма и уверенности - была непременно весела, энергична, выступала в Совете. Не уступала матери и Ксения, которая теперь ни на миг не покидала Марфу.

Вначале приходили скромные весточки от Мирослава, потом он стал передавать на словах: "Сражаемся!" Горе свалилось на горожан неожиданно. Войско вернулось разгромленным. Мирослав и два сына Марфы погибли. Рассказывают, что, когда улицы Новгорода наполнились причитаниями женщин и стонами раненых, посадница спросила воинов: "Убиты ли сыны мои?" - "Оба", - ответствовали ей. - "Хвала небу! Отцы и матери новгородские! Теперь я могу утешать вас!"

Проиграв первую битву, новгородцы снова стали перед решением своей участи. Многие растерялись, только для Марфы не было пути назад. Она еще могла влиять на дух соотечественников. Женщина решила пойти на компромисс, понимая, что князь московский едва ли согласится на него. Новгород предложил Ивану выкуп - свои богатства, но у князя были далеко идущие планы, тем более что военная удача склонялась на его сторону. "Покорность без условия или гибель мятежникам!" - ответствовал Иван и с гневом отвернулся от послов.

Несогласие князя пришлось на руку Марфе, этот дерзкий ответ только оправдывал ее агрессивность против захватчика, и вновь новгородцы сплотились вокруг своего вождя. Для верности Марфа обратилась к помощи своего деда по матери, пустынника Феодосия, который давно уже покинул город и жил отшельником на берегу озера Ильмень. Старец должен был вернуться в Новгород. Народ общим криком изъявил радостное удивление появлению Феодосия. "В счастливые дни твои, любезное отечество, я молился в пустыне, но братья мои гибнут..." - начал свою речь старец. Народ в едином порыве избрал Феодосия посадником. Марфа который раз не обманулась в реакции горожан. Люди лобызали руки Феодосия, подобно детям, которые были несчастны в отсутствие отца. И снова новгородцы сами обрекли себя на гибель, и снова Марфа устроила им всеобщее пиршество, чтобы горожане забыли ужас поражения и воспряли духом.

Но кольцо вражеской дружины все теснее сжималось вокруг Новгорода. Пришли страшные времена, в некогда хлебосольном городе начинался голод. Марфа еще держалась, внушая жителям мысль, что вот, дескать, придет дождливая осень и москвичи потонут в обширных новгородских болотах, нужно только немного потерпеть. Но осень наступила теплая и сухая, сама природа, казалось, обратилась против осажденных. Не помогали ни моления Феодосия, ни раздача скудного пайка, ни долгие размышления Марфы у могилы мужа.

Наконец ужасы голода обрушились на город со всей беспощадностью. Люди, особенно женщины, стали обвинять Марфу в несчастьях. Борецкая поспешила на Великую площадь, но измученный народ впервые не хотел слушать посадницу. Тогда Марфа прибегла к способу, отчего-то столь любимому русскими властителями. Она упала на колени перед толпой и смиренно стала молить новгородцев о решительной битве. Некогда гордая, величавая, уверенная, она своим унижением произвела смятение в рядах горожан. Она смогла победить даже голодный бунт, смогла в последний раз подвигнуть новгородцев на защиту своих прав.

Но чуда не произошло. Московский князь снова одержал победу и теперь уже окончательную. Прежде всего он объявил дрожащим от страха горожанам, что с его стороны мести никому не последует. Друзья поспешили обрадовать Марфу заявлением врага. В ответ посадница лишь язвительно улыбнулась.

Когда московские дружинники ввалились в ее дом, Марфа, как ни в чем не бывало, сидела с дочерью за прялкой, словно образцовая хозяйка. "Видите, что князь московский уважает Борецкую: он считает ее врагом опасным!.." - засмеялась Марфа в ответ на угрозы.

Мужественная женщина была казнена на Великой площади. Последними ее словами, обращенными к притихшим соотечественникам, были: "Подданные Иоанна! Умираю гражданкою новгородскою!" Она так и не смирилась, не простила горожанам слабости.

А вскоре вечевой колокол сняли с древней башни и увезли в Москву. Народ долго шел за скорбной процессией, словно провожал гроб с телом своего отца.

Жила в Великом Новгороде в послед-ний период его самостоятельности знатная боярыня Марфа Семеновна Борецкая. В летописях ее называют "злохитрева жена", однако она больше известна как Марфа Посадница. Она имела большой политический вес в государстве, пользовалась уважением своих соотечественников. Ее также называли "Марфой-республиканкой", потому что она всячески сопротивлялась водворению в Великом Новгороде власти Московского князя Ивана Третьего.

Биография Марфы Борецкой

Ее корни происходили из боярского рода Лошинских, а ее отца звали Семеном. Родилась она в Новгороде Великом. Какой-либо информации о дате ее рождения в истории не сохранилось, нет никаких сведений о ее детстве. Марфа Борецкая была дважды замужем: в первый раз за боярином Филиппа, от которого родила двух сыновей — Феликса и Антона. А ее вторым мужем был Исаак-посадник по фамилии Борецкий, который принадлежал к очень известной новгородской семье. От него она родила еще двух сыновей - Дмитрия и Федора. Они обладали обшир-ной «боярщиной», а на арене политической борьбы проявляли себя как враги княжества Московского.

Состояние

Судьба Марфы сложилась таким образом, что она дважды теряла мужей. Похоронив обоих, она осталась самостоятельной хозяйкой значительных земельных угодий, которые она в дальнейшем смогла увеличить до таких колоссальных размеров, что к 70-м годам 15-го века она была единственной в своем роде вотчинницей, и никто из новгородских бояр не мог с ней сравниться. Выше Марфы стояла разве только церковь. Она владела 1000 шкурами пушнины, сотней локтей полотна, сотней коробов хлеба, 100 туш мяса. Было вдоволь масла, кур, лебе-дей и другой птицы, и многого другого, но ее главное богатство составляли деньги: в вотчине Марфа Сергеевна Борецкая обладала денежным оброком в 51 % владельче-ского дохода. У нее был огромный двухэтажный каменный дом на Великой улице, который правильно было бы назвать палатами. Он сразу же бросался в глаза среди других барских домов, и его называли "Чудным двором".

"Партия" Марфы

Сторонниками Марфы были Овиновы, Казимеровы, Селезневы, Коробовы, Афанасьефы, Есиповы и др. Согласно исследованиям новгородского землевладения имения Марфы Борецкой и ее сторонников были самыми богатыми и многочисленными. В отличие от них другие новгородские вотчинники, приверженные к Москве, были намного беднее и незначительнее. Посадница и ее сторонники жили в "аристократической" части города. На Софийской стороне. По вечерам они собирались в "Чудном дворе", где велись шумные совещания о судьбе Новгорода.

Политические взгляды

Благодаря своему гигантскому богатству Марфа Борецкая имела в княжестве значительный политический вес. В на-роде еще долго оставался ее образ властной прави-тельницы, которая могла покарать за что угодно. Она могла быть безжалостной и умела мстить. Согласно легенде, когда до нее дошла весть о том, что ее сыновей - Феликса и Антона - убили в Заонежье, она приказала сжечь несколько десятков деревень, не пощадив даже малых детей. Она была беспощадна к своим врагам. Зная об этом, люди не рисковали бороться с ней, а просто бежали с глаз долой. Так, например, знатный боярин Василий Своеземцев был вынужден бежать со всем своим семейством из Новгорода, чтобы спастись от интриг Марфы. Не лучшая участь досталась боярину Мирославскому, который в результате тяжбы с "посадницей" был заключен в подземелье. Во 2-й половине 15-го века Марфа Борецкая возглавила группировку бояр, которые открыто выступали против политики московского княжества. В 1471 году она вместе с вдовами-боярынями Анастасией и Ефимией выдвинула своего кандидата, некоего Пимена, на сан архиепископа. Став приближенным Ионе, он передал немало средств из Софийской казны "партии" Марфы. Затем она направила послов в Москву. Вернувшись оттуда, они рассказали, что Московский князь называет Великий Новгород отчиной своей…

Тройственный женский союз

Три женщины играли главную роль в обороне Новгорода. Первая - Марфа Борецкая, вторая - Анастасия - вдова боярина Ивана Григорьевича, и третья - Евфимия, также вдова посадника Есипа Андреевича Горшкова. Все трое были богаты, обладали властью, обширными земельными угодьями и людьми. Все говорило о том, что женский элемент в Новгороде занимает видное место, особенно во время восстаний и бунтов. Вот почему Иван Третий, победив этот город, взял обет верности, не только от мужчин, но и от их жен, вдов, и даже пожилых женщин. Однако главную опасность для власти Ивана все же представляла Марфа Посадница.

Вдохновительница

Марфа была разозлена на московского князя. Она решила приступить к решительным действиям. И с этой целью организовала бурные политические собрания прямо у себя дома. Ее речи были убедительными, и вскоре у нее появилось множество приверженцев. Как после писал летописец, люди верили ей и были готовы к смуте, не зная, что все это будет для них пагубным. Новгородская аристократия объединилась вокруг одной идеи: созда-ть в Новгороде православное наместничество, которое будет зависеть от Литовского государства. А будущий наместник - знатный литовский пан - должен будет жениться на самой богатой из новгородских собственниц, то есть его "супружницей" должна была стать Марфа Борецкая. Кратко, суть этой задумки заключалась в том, чтобы новгородцы поверили, что их под покровительством Казимира литовского ждет благодать. Приверженцы же Ивана Третьего предпочитали молчать и не действовать.

Восстание Марфы Борецкой

В том же 1471 году Марфа решила поднять новгородцев против Ивана III. Как писал летописец, "она этой отчаянной мыслью желала заразить весь православный народ Великого Новгорода". Историки считают, что она с помощью своих наемников заставила вече дать согласие на "отложение" от Москвы. Ее люди кричали на площадях о том, как Московский князь притесняет бедных людей. В летописях можно найти записи, где в неприглядном свете выставлена Марфа Борецкая. Краткая биография ее сплошь составлена из козней и интриг. Здесь ее сравнивают с Иезавелью, с бесноватой Иродиадой, с Далидой и царицей Евдоксией. Люди Марфы за гроши подкупали "смердов", которые и создавали смуту, звонили в колокола, кричали, что они за короля литовского! Несмотря на то что противников в родном городе у Марфы было достаточно, однако они отличались инертностью и поэтому ее "партия" сумела одержать верх, и было решено послать послов во дворец к литовскому королю.

Ответный ход Ивана III

Когда до Московского Великого князя дошла весть о том, что из Новгорода в Литву послано посольство, он собрал войско и двинулся в сторону мятежного города. На реке Шелони произошла битва, которая закончилась поражением антимосковской группировки. Сын Марфы Дмитрий Борецкий был казнен. Новым посадником был назначен Фома Андреевич. Чтобы помириться с Иваном Третьим, он поднес ему тысячу серебряных рублей, который князь Московский взял, как “пеню за проступок”. Зимой он вновь приехал в Новгород и посетил дома многих знатных бояр, но Марфа Посадница Борецкая не была удостоена этой великой чести. Он решил держать ее на расстоянии, опасаясь ее новых козней.

Состояние Марфы к 1480 гг.

Согласно счетной книге к 1482 году "марфинская боярщина", которая располагалась на реке Сорока, имела 16 участков. Из них ровно половина, то есть 8 были отданы монастырю, а по писцовым книгам 1496 г. 19 деревень на реке Суме и 2 деревни на Волге также были отданы же после смерти Марфы тому же московскому монастырю. Та же участь постигла и 48 деревень на озере Колдо и рыбные ловли на реке Водле, а также несколько сел в Вотской, Шелонской и Деревской пятинах.

Конец

Через 13 лет после известных событий на реке Шелони, то есть 1484 году, царь Иван Третий распорядился схватить Марфу и ее внука (сына Дмитрия), отослать их и заточить, чтобы окончательно укротить Великий Новгород. Бескрайние владения, которыми владела Марфа Борецкая, отошли московскому князю. Не доехав до места ссылки, боярыня была казнена и похоронена в небольшом селе Мелеве Твер-ского княжества.

Эпитафия

Марфа Борецкая еще долго после смерти интересовала русские прогрессивные умы, поэтов, историков и писателей. У нее была невероятная и совсем неприсущая русской женщине того времени сильная и незаурядная личность. Н. М. Карамзин в своих произведениях идеализировал мятежную боярыню, называя ее республиканкой, а Новгород называл Новгородской республикой. А Марфа Семеновна Борецкая была ее последней защитницей от самодержавной власти царей. Карамзин написал о ней историческую повесть, в концовке которой выразил надежду, что ее имя не будет предано забвению, и что она войдет в галерею самых известных российских женщин в стране. Его пожелания в какой-то мере сбылись. Однако сегодня к ней отношение двоякое. С одной стороны, она боролась за независимость своего города и не желала отдавать его во власть Московского князя, а с другой стороны, она помощи искала в иноземном короле.