Майя пильдес биография. Майя Пильдес: "У каждой школы есть имя и фамилия

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Майя Борисовна Пильдес
267x400px

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Гражданство:

СССР 22x20px СССР →Россия 22x20px Россия

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:
Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Пильдес, Майя Борисовна - директор Государственного бюджетного образовательного учреждения «Академической Гимназии № 56» Петроградского района Санкт-Петербурга , кавалер Ордена Почёта (2000), Народный учитель Российской Федерации (2005).

Карьера

В настоящее время является членом Общественного Совета Министерства образования и науки РФ Минобрнауки , членом координационного совета Всероссийского педагогического собрания. Майя Борисовна считает:

«Современная школа - это та школа, в которой руководитель смотрит не в завтрашний, а в послезавтрашний день»

[[К:Википедия:Статьи без изображений (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без изображений (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пильдес, Майя Борисовна Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пильдес, Майя Борисовна Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пильдес, Майя Борисовна Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пильдес, Майя Борисовна Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пильдес, Майя Борисовна Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Пильдес, Майя Борисовна

Напишите отзыв о статье "Пильдес, Майя Борисовна"

Отрывок, характеризующий Пильдес, Майя Борисовна

– О, я обязательно тебе покажу! Это нижний «этаж» и там ТАКОЕ!!!... – аж передёрнула плечиками Стелла, видимо вспомнив что-то не очень приятное.
Мы всё ещё шли дальше, и тут я заметила, что окружающее стало понемножечку меняться. Прозрачность куда-то начала исчезать, уступая место, намного более «плотному», похожему на земной, пейзажу.
– Что происходит, где мы? – насторожилась я.
– Всё там же. – Совершенно спокойно ответила малышка. – Только мы сейчас уже находимся в той части, что попроще. Помнишь, мы только что говорили об этом? Здесь в большинстве своём те, которые только что пришли. Когда они видят такой, похожий на их привычный, пейзаж – им легче воспринимать свой «переход» в этот, новый для них, мир... Ну и ещё, здесь живут те, которые не хотят быть лучше, чем они есть, и не желают делать ни малейших усилий, чтобы достичь чего-то выше.
– Значит, этот «этаж» состоит как бы из двух частей?– уточнила я.
– Можно сказать и так. – Задумчиво ответила девчушка, и неожиданно перешла на другую тему – Что-то никто здесь не обращает на нас никакого внимания. Думаешь, их здесь нет?
Оглядевшись вокруг, мы остановились, не имея ни малейшего понятия, что предпринять дальше.
– Рискнём «ниже»? – спросила Стелла.
Я чувствовала, что малышка устала. Да и я тоже была очень далеко от своей лучшей формы. Но я была почти уверена, что сдаваться она никак не собирается, поэтому кивнула в ответ.
– Ну, тогда надо немного подготовиться... – закусив губу и серьёзно сосредоточившись, заявила воинственная Стелла. – Знаешь ли ты, как поставить себе сильную защиту?
– Вроде бы – да. Но я не знаю, насколько она будет сильная. – Смущённо ответила я. Мне очень не хотелось именно сейчас её подвести.
– Покажи, – попросила девочка.
Я поняла, что это не каприз, и что она просто старается мне помочь. Тогда я попробовала сосредоточиться и сделала свой зелёный «кокон», который я делала себе всегда, когда мне нужна была серьёзная защита.
– Ого!.. – удивлённо распахнула глазёнки Стелла. – Ну, тогда пошли.
На этот раз наш полёт вниз уже был далеко не таким приятным, как предыдущий... Почему-то очень сдавило грудь и тяжело было дышать. Но понемножку всё это как бы выровнялось, и я с удивлением уставилась на открывшийся нам, жутковатый пейзаж...
Тяжёлое, кроваво-красное солнце скупо освещало тусклые, фиолетово-коричневые силуэты далёких гор... По земле, как гигантские змеи, ползли глубокие трещины, из которых вырывался плотный, тёмно-оранжевый туман и, сливаясь с поверхностью, становился похожим на кровавый саван. Всюду бродили странные, будто неприкаянные, сущности людей, которые выглядели очень плотными, почти что физическими... Они то появлялись, то исчезали, не обращая друг на друга никакого внимания, будто никого кроме себя не видели и жили лишь в своём, закрытом от остальных, мире. Вдалеке, пока что не приближаясь, иногда появлялись тёмные фигуры каких-то чудовищных зверей. Ощущалась опасность, пахло жутью, хотелось бежать отсюда сломя голову, не поворачиваясь назад...

Недавно гимназия N 56 Петроградского района второй раз подряд была признана "Лучшей школой России". Главный приз - серебряный колокольчик - директор Майя Пильдес получила из рук министра образования на сцене Государственного Кремлевского дворца.

56-я - своеобразное государство: здесь занимаются более двух тысяч учеников (85 классов!), работают свыше 340 учителей. Она объединяет пять зданий (от детского сада до гимназии) и несколько центров (от медиатеки до базы отдыха). И везде жизнь бьет ключом, что подтверждают десятки грамот, дипломов за подписью самых видных людей государства, спортивные трофеи и награды всероссийского уровня.

Вкусно пахнет пирожками

Заходишь в школу - все блестит и вкусно пахнет пирожками. В туалетах - хорошая сантехника, горячая вода и дезодоранты. Классы - как с иголочки. Учителя знают волшебное слово, чтобы дети не рисовали на партах?

Конечно! Ведь чистые парты - один из серьезных показателей работы школы, - убеждена Майя Борисовна. - Наши годами стоят как новенькие. Почему? Это значит, что дети на уроке плотно заняты: выполняют задания в тетради, на компьютере, в лингафонном кабинете. Зачем что-то ковырять и портить, если урок идет интенсивно, интересно и все поглощены делом? Звонок - и сразу включился в работу. А у нас созданы все возможности, чтобы занятия были максимально полезными и увлекательными.

Классы оборудованы мультимедийными комплексами, плазменными панелями, интерактивными досками. Кабинеты физики, химии - настоящие лаборатории. Есть даже установки обратной связи, аналогичные волшебному пульту на популярной игре "Как стать миллионером?". Нажимаешь кнопку - и выбираешь ответ. Для блиц-опросов незаменимая вещь: восприятие материала сразу улучшается.

- Но даже "умная" электроника мало что значит без хорошего учителя.

Учителя у нас особенные. Мои заместители поют, пишут стихи, музыку. И все остальные им под стать. При том что каждый - профессионал, "предметник". Вы знаете, сколько в нашей школе аплодируют? Мы стараемся отметить любой успех. Причем особых материальных стимулов нет. Зарплата учителя со стажем и званиями в лучшем случае достигает 17-19 тысяч. Но они все яркие личности. Что меня очень привлекает в национальном проекте "Образование"? Нет, не миллион, хотя для школы это большие деньги. Но еще важнее, что на уровне правительства активно поддерживают лидеров. Ведь у нас не очень любят успешных. А в проекте, наоборот, призывают работать ярко, активно.

- Хорошо быть лучшим, когда в школе учатся дети едва ли не всех городских начальников.

Рада, что нашу гимназию выбирают известные люди. Однако двери открыты для всех. У нас занимаются около 400 ребят из малообеспеченных семей. Вскоре начнется прием в первые классы. Никаких конкурсов, ночных бдений, костров! Приходи, записывайся, учись. Нынешней весной набираем 6 или 7 первых классов. Так что дело не в элите. Важны отношения с родителями! Все наши главные праздники мы проводим только вместе с папами и мамами. Для этого снимаем самые большие концертные залы, стадионы. Обстановка на таких встречах удивительная. Пять тысяч человек ощущают себя одним целым. Кстати, родители входили и в команду, представлявшую гимназию на конкурсе лучших школ страны. Именно к ним со стороны жюри оказалось больше всего вопросов.

Ранец тяжелее портфеля

- Хотите убедить, что в школе нет платных услуг?

Ситуация, когда в классе собирают по 500 рублей на ремонт крыши, пола, замену светильников, для нашей гимназии исключена. Другое дело, когда мы просим помочь родителей - никто не отказывает. Каждый делает то, что в его силах. Одни моют окна, другие читают лекции, а кто-то может посодействовать в приобретении кабинета релаксации. Недавно открыли прекрасный тренажерный зал, помог отец одиннадцатиклассника.

Надо вести честный разговор. Мы все хотим, чтобы школы были благоустроенными, уютными, оборудованными. Чтобы дети получали лучшее. Но на какие средства это приобрести, по какой статье - не говорится. В бюджете расходы на красивую посуду не предусмотрены. Выход один: посильная помощь родителей. У нас даже есть день подарков. Мы стараемся воспитать культуру взаимоотношений, учим детей быть внимательными и отзывчивыми - к окружающей среде, старшим, школе. Первыми в городе мы стали публиковать в Интернете открытый отчет о работе гимназии (рапорт за текущий год появится в начале февраля). Публично, на всю страну отчитались о средствах, полученных за первенство в нацпроекте. А когда все наглядно, понятно - кривотолков сразу становится меньше.

- Вы как-то сказали, что ранец первоклассника тяжелее министерского портфеля...

А я и сейчас уверена: учиться в школе порой сложнее, чем работать. Попробуйте поставить эксперимент. Приходите к 9.00 и вместе с девятиклассниками, например, отучитесь все семь уроков. Ответьте по химии, алгебре и биологии, напишите контрольную по физике и сочинение по литературе, не забудьте английский, немецкий и черчение. Запомнить все это невозможно. Поэтому мы должны научить ребенка учиться. Решать маленькие, но исследовательские задачи. Быстро извлечь из горы справочников, энциклопедий и компьютера нужные сведения. Без этих навыков в современном мире не обойтись.

При этом наш выпускник должен уметь написать эссе, деловое письмо, знать наизусть стихи, разбираться в географии и т. д. А главное - думать и размышлять. Сейчас по телевидению закончится показ новой версии "Преступления и наказания", мы соберемся со старшеклассниками в актовом зале и посмотрим старый фильм. Пусть сделают выводы.

Завхоз или наставник?

Как вы относитесь к тому, что во многих семьях детей поощряют деньгами? Получил пятерку - возьми пятьдесят рублей. Двойка - минус двадцать со счета.

Если родители таким образом развивают в маленьком человеке предприимчивость, учат обращаться с деньгами, - это неплохо. Ведь булки не растут на деревьях. Если ребенок хочет хорошо учиться, почему бы его не поддержать? Не обязательно деньгами. Это все из области взаимоотношений в семье. Я знаю одно: надо сделать все, чтобы ребенок не врал. И в плане денежных расходов тоже.

Вы 18 лет возглавляете гимназию. Из рядовой сумели сделать свою школу лучшей в России. Но директор в отече.ственном образовании фигура особая. Что-то среднее между завхозом и учителем с большой буквы...

Я крепко держусь за одну метафору. Когда капитан Грей узнал о мечте Ассоль, он отправился в лавку, купил шелк, привез его на корабль и вместе с командой стал натягивать алые паруса. Так прекрасная девушка обрела счастье. Себя я отношу к людям, которые, образно говоря, должны ходить в лавку, покупать ткань... Чтобы на жизненном горизонте каждого человека, который работает рядом со мной, сиял алый парус. Ведь хорошая школа, впрочем, как и плохая, - это не номер. У нее есть фамилия, имя и отчество. Директора.

Имя Майи Пильдес - бывшего директора 56-й школы Санкт-Петербурга в педагогическом сообществе известно, наверное, всем. Каким был путь ее становления как школьного руководителя? С чего все начиналось? Какие главные уроки управления она получила? В чем истоки ее успеха?

Мы попросили Майю Борисовну рассказать об этом в формате интервью. И вот наш разговор.

Майя Пильдес. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org

- С чего начался ваш путь к управлению школой? Что бы вы могли назвать первым шагом к работе директором школы?

Все, что я умею, будучи неплохим организатором, пришло ко мне с того времени, как я стала пионервожатой. Я всегда была активной, деятельной. И когда получилось так, что с первого раза меня не взяли в педагогической институт, я пошла работать пионервожатой в школу. В институт я поступила через год. Училась в институте и одновременно работала вожатой. Потом меня перевели в Дом пионеров Дзержинского района. Я руководила работой пионервожатых района и пионерским штабом. Мне казалось, что это работа для меня. Все, что мы делали там, я потом делала в школе в несколько ином, конечно, масштабе. Знаменитые наши выезды, лагерные сборы, большие праздники.

- Некоторые коллеги могут сказать, что школа это совсем не то, что Дом пионеров. Это - другое.

Те коллеги, которые думают, что школа начинается с другого, ошибаются. Школа начинается с определенного пафоса, который существует в жизни у людей, заряженных оптимизмом, идеей. Она начинается с чувства детской радости, без которого школа существовать не может. Если педагоги превращаются в урокодателей, школы не будет.

56-я школа знаменита не только тем, что здесь работают супер-учителя. В 56-й школе педагоги с энтузиазмом готовят уроки, семинары и праздники. Во время праздника все мужчины выходят на сцену в количестве 50 человек и поют. Получается такой хор мальчиков. Может в этом озорстве и кроется искра педагогического счастья, вокруг которой все складывается.

- Что еще вы взяли из периода работы вожатой?

Взяла людей. Вожатому, чтобы что-то сделать, надо создать детский коллектив. У меня получилось.

Сейчас в 56-й школе работают мои мальчики, которым уже за 50, а они-то ведь оттуда, с того времени. Я познакомилась с Мишей Шелагиным, с Сережей Даниловым, когда они были в 7-м классе. Им было по 14 лет.

Мишка был маленьким мальчиком: были конопушки, рыжеватые волосы. Стройный, симпатичный, умный. Миша Шелагин занимал важный пост, был районный знаменосцем.

Потом появился Сережа Данилов. Увидела на пионерском сборе ребенка необыкновенного: медные волосы, залихватски надета пилоточка. Он был директором музея Гагарина и вел этот сбор. Я думаю: вот - начальник нашего пионерского штаба. Рассказываю о нем завроно (мы с ней в дружбе): «Нина Федоровна, я нашла начальника пионерского штаба». Она говорит: «Нашла - давай, приводи». Я приглашаю Сережу в штаб и хитрю: «Райком комсомола нам рекомендовал Сережу Данилова». Его ведь никто не знал. Оказалось, что Сергей - очень лидер коллектива. Негромкий, тихий, но очень лидер.

Потом эти ребята пришли ко мне в 87-ю школу, где я была завучем. А когда я перешла в 56-ю школу (тогда - восьмилетнюю), они перешли туда вместе со мной. Я пришла в школу в пятницу, а в субботу после уроков все мои ребята - Миша, Сережа, Ира Филь уже были там. И вот мы вместе идем по почти незнакомой школе. Народ в шоке - идут чужие для них люди. А мы уже обсуждаем, что мы сделаем, как мы здесь все поменяем…

Когда я ушла с поста директора, передала школу моему первому заместителю Сергею Данилову. Он теперь директор.

- Чему вы учились у своих учителей?

У меня были великолепные учителя.Учительницу русского языка и литературы 171-й школы, где я училась, Елену Петровну Ульянову, я копировала у зеркала, мечтала быть такой же. А потом я училась в 307-й знаменитой школе у Софьи Борисовны Котиковской. Мне нравилось все: стиль общения, эмоции, структура, которая была у них на уроке. Я обожала все, что делали они.

- Управлению учились у директора?

Я, конечно, училась у своего директора Веры Голицыной. Она очень четкий была человек.

А дальше - у каждого свои способности. Кто-то рисует, кто-то поет, кто-то играет на арфе. Я умела руководить всегда всем. Еще в первом классе моя учительница Анна Васильевна Красикова поняла, что я - «великий организатор». Это произошло на построении класса. Построение проходило так. Анна Васильевна вытягивала руку и по ее руке все становились. Но однажды учительница замешкалась и я тут же взяла власть в свои руки и построила класс. После этого учительница сказала, что я буду старостой. Анна Васильевна увидела во мне командира, и так я командиром по жизни и шла.

- Наверняка, у вас были трудные ситуации, опыт преодоления которых открывал вам что-то важное?

Было много поворотов. Например, в начале 90-х нам надо было заменить газовые плиты на электрическое оборудование. Чтобы подключить электрооборудование требовался кабель, которого, казалось, нигде в городе не было. Звоню на завод «Севкабель» - нет. И вот как-то раз я еду в метро и вижу - на стенах какие-то кабели висят. Думаю, наверное, то, что мне надо, есть в метро. Набравшись наглости, поехала к начальнику метростроя. А это был 91 год - время путча. Все ехала на дворцовую площадь на митинг, а я в противоположную сторону - на станцию «Пушкинская». Прихожу в здание, начинаю объяснять в чем дело. На меня как на сумасшедшую смотрят.

Руководитель метростроя Вадим Александров меня спрашивает:

Как вы догадались ко мне приехать?

От безысходности.

Так нужно?

Очень нужно.

Я вам завтра пришлю кабель в школу.

И на следующий день в школу привезли несколько огромных бобин с намотанным кабелем. Но на этом история не закончилась. Когда мы начали этот кабель прокладывать, на пути встала стена, за которой был школьный гардероб. Рабочие говорят: «Надо пробивать гардероб». У меня слезы градом. Мы там только что ремонт сделали, положили новый кафель. Я говорю: «Подождите ребята, может, скажу глупость: а что, по дому нельзя проложить?» Кричащие люди затихли: «А действительно, почему в желобе не положить кабель?» И положили.

Чему эта история учит? У любого руководителя должно быть нестандартное мышление. Иногда люди и готовы тебе помочь, но они не знают, что тебе нужна помощь. Поэтому надо смело обращаться. Я же не в собственную квартиру прошу.

А чтобы помощь тебе была оказана, должно быть убеждение, что без этого жить нельзя. Руководитель должен взять на себя смелость принять решение, любое, и суметь всем доказать, что без этого жить нельзя. Так мы построили новое здание школы в 90-е, когда кругом заводы стояли.

- Расскажите об этом.

Когда в 1992 году у руководства района возникла идея построить большую школу по адресу: Чкаловский, 35, решили, что эту школу надо отдать мне. Больше никто за это не возьмется, не будет это дело «пробивать». Тогда было время полного развала и безденежья. Поэтому строительство застопорилось. Мы пробивались во все кабинеты. Помню, как был удивлен Анатолий Собчак: «Что вам нужно? Заводы стоят, а вы хотите школу строить».

Но я продолжала искать возможности закончить строительство, потому что была уверена в своей правоте: школа «расползлась» по разным зданиям по всему району, потенциал у школы огромный, детей много, а учить их негде. Я ведь и с детьми так разговариваю: «Дети, я всегда права, что бы ни случилось». Коллеги говорят: «Майя всегда знает, как выйти из положения». Внутри я - другой человек: часто - сильно волнующийся, сомневающийся. Но если я что-то решила, мне нет преград.

В результате школу достроил новый мэр - Владимир Яковлев. Как это произошло? Яковлев заступил в свою должность 2 июня 1996 года. И есть такое типичное, важное для любого градоначальника дело - 1 сентября поехать в открывающуюся школу. А ехать некуда - ничего не построили. И я подумала, что, если Яковлев проникнется идеей, что можно эту школу достроить, «вывезти» из капитального ремонта и приехать сюда 1 сентября? Правда, я тогда не понимала, сколько времени и денег это потребует.

И вот Яковлев приезжает к нам осмотреть объект. Ему дали каску, он ходит, все замечает, а я чувствую - что-то не то. Говорю:

Давайте выйдем на Чкаловский проспект.

Мне казалась: наша школа оттуда хорошо смотрится - такая красавица стоит за забором. Выходим. Он поднимает глаза на четвертый этаж. Там проем для огромного окна. И он сурово так спрашивает: «Это кабинет директора?» Не стала объяснять, что мы придумали там сделать медиатеку.

Нет, это библиотека.

А где кабинет директора?

На втором этаже, отсюда даже не видно.

Он меня приобнял и говорит: «Вот теперь мы эту школу строить будем».

- Получается, что успех работы директора складывается из множества факторов, и все они главные?

Мне кажется, что секрет успеха в том, чтобы понимать: в школе важно все. Работа директора - думать не о завтрашнем дне, а о послезавтрашнем, думать о том, как привлечь в эту школу самых лучших учителей и как их сохранить. Как стимулировать учителей морально, потому что материально - возможностей нет.

Если бы вы у вас побывали, вы бы увидели какие у нас условия работы для учителей, какая создана среда - красивая, комфортная, информационно насыщенная.

Школа начинается с чувства детской радости, а что для вас главный конечный результат? Ради чего работает школа?

В основание деятельности 56-й школы положена идея педагогики успеха. Каждый день у каждого хоть что-то должно получаться. Тот, кто сейчас испытывает трудности с математикой, будет солистом в нашем хоре или танцевать в ансамбле. И я хочу, чтобы учителя это видели и ценили, потому что в ребенке нужно видеть человека.

И еще. Я надеюсь, что мы выпустим людей, которые знают наши главные заповеди. У нас есть «Я-концепция». В ней записаны главные цели. Мы хотим, чтобы заканчивая начальную школу, каждый ребенок подписался под словами «я люблю свою школу», по окончании средней школы каждый ученик подписался под словами «я хочу и умею учиться», а каждый старшеклассник с 8-го по 11-й класс смог бы подписаться под словами «я выбираю свою жизненный путь и хочу учиться дальше».

, РСФСР , СССР

Пильдес, Майя Борисовна - директор Государственного бюджетного образовательного учреждения «Академической Гимназии № 56» Петроградского района Санкт-Петербурга , кавалер Ордена Почёта (2000), Народный учитель Российской Федерации (2005).

Карьера

В настоящее время является членом Общественного Совета Министерства образования и науки РФ Минобрнауки , членом координационного совета Всероссийского педагогического собрания. Майя Борисовна считает:

«Современная школа - это та школа, в которой руководитель смотрит не в завтрашний, а в послезавтрашний день»

Напишите отзыв о статье "Пильдес, Майя Борисовна"

Отрывок, характеризующий Пильдес, Майя Борисовна

Под предлогом увода раненых не расстроивать ряда! Каждый да будет вполне проникнут мыслию, что надо победить этих наемников Англии, воодушевленных такою ненавистью против нашей нации. Эта победа окончит наш поход, и мы можем возвратиться на зимние квартиры, где застанут нас новые французские войска, которые формируются во Франции; и тогда мир, который я заключу, будет достоин моего народа, вас и меня.
Наполеон».

В 5 часов утра еще было совсем темно. Войска центра, резервов и правый фланг Багратиона стояли еще неподвижно; но на левом фланге колонны пехоты, кавалерии и артиллерии, долженствовавшие первые спуститься с высот, для того чтобы атаковать французский правый фланг и отбросить его, по диспозиции, в Богемские горы, уже зашевелились и начали подниматься с своих ночлегов. Дым от костров, в которые бросали всё лишнее, ел глаза. Было холодно и темно. Офицеры торопливо пили чай и завтракали, солдаты пережевывали сухари, отбивали ногами дробь, согреваясь, и стекались против огней, бросая в дрова остатки балаганов, стулья, столы, колеса, кадушки, всё лишнее, что нельзя было увезти с собою. Австрийские колонновожатые сновали между русскими войсками и служили предвестниками выступления. Как только показывался австрийский офицер около стоянки полкового командира, полк начинал шевелиться: солдаты сбегались от костров, прятали в голенища трубочки, мешочки в повозки, разбирали ружья и строились. Офицеры застегивались, надевали шпаги и ранцы и, покрикивая, обходили ряды; обозные и денщики запрягали, укладывали и увязывали повозки. Адъютанты, батальонные и полковые командиры садились верхами, крестились, отдавали последние приказания, наставления и поручения остающимся обозным, и звучал однообразный топот тысячей ног. Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали.
Солдат в движении так же окружен, ограничен и влеком своим полком, как моряк кораблем, на котором он находится. Как бы далеко он ни прошел, в какие бы странные, неведомые и опасные широты ни вступил он, вокруг него – как для моряка всегда и везде те же палубы, мачты, канаты своего корабля – всегда и везде те же товарищи, те же ряды, тот же фельдфебель Иван Митрич, та же ротная собака Жучка, то же начальство. Солдат редко желает знать те широты, в которых находится весь корабль его; но в день сражения, Бог знает как и откуда, в нравственном мире войска слышится одна для всех строгая нота, которая звучит приближением чего то решительного и торжественного и вызывает их на несвойственное им любопытство. Солдаты в дни сражений возбужденно стараются выйти из интересов своего полка, прислушиваются, приглядываются и жадно расспрашивают о том, что делается вокруг них.
Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места – обрывами и скатами. Везде, со всех сторон, можно было столкнуться с невидимым в десяти шагах неприятелем. Но долго шли колонны всё в том же тумане, спускаясь и поднимаясь на горы, минуя сады и ограды, по новой, непонятной местности, нигде не сталкиваясь с неприятелем. Напротив того, то впереди, то сзади, со всех сторон, солдаты узнавали, что идут по тому же направлению наши русские колонны. Каждому солдату приятно становилось на душе оттого, что он знал, что туда же, куда он идет, то есть неизвестно куда, идет еще много, много наших.

Пильдес, Майя Борисовна - директор Государственного бюджетного образовательного учреждения «Академическая Гимназия № 56» Петроградского района Санкт-Петербурга, кавалер Ордена Почёта (2000), Народный учитель Российской Федерации (2005).

Карьера

Родилась 30 апреля 1951 года в Ленинграде. После окончания средней школы работала старшей пионервожатой в школе № 183 Дзержинского района с преподаванием ряда предметов на английском языке и обучалась в ЛГПИ им. А. И. Герцена на факультете русского языка и литературы. В 1972 году была награждена Знаком ЦК ВЛКСМ «Лучшему вожатому».

После получения высшего образования в 1974 году была переведена на должность руководителя политмассового отдела Дома пионеров и школьников Дзержинского района Ленинграда, где возглавляла работу со старшими пионервожатыми и районным пионерским штабом. Работу в ДПШ совмещала с работой учителем русского языка и литературы в школе № 193 Дзержинского района. С 1981 года работала заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе.

Возрождение Гимназии № 56

В 1990 году назначена директором школы № 56 Петроградского района, в которой работает по настоящее время. В 1991 году школа получила статус Гимназии. С 2002 года Гимназия № 56 стала крупнейшим в Северо-Западном регионе образовательным комплексом, включающим в себя дошкольное отделение, две начальные школы, среднюю и старшую школы, центр дополнительного образования и психолого-педагогический медико-социальный центр. В 2004 и 2007 годах Гимназия № 56 становилась победителем конкурса «Лучшие школы России». В 2006, 2007, 2008 и 2009 годах Гимназия № 56 становилась победителем конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, в рамках приоритетного национального проекта «Образование», причем все четыре раза возглавляла петербургский список учреждений-победителей, набрав наибольшее число баллов.

В 2011 году вошла в состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Учитель года - 2011».

В настоящее время является членом Общественного Совета Министерства образования и науки РФ Минобрнауки, членом координационного совета Всероссийского педагогического собрания. Майя Борисовна считает:

«Современная школа - это та школа, в которой руководитель смотрит не в завтрашний, а в послезавтрашний день»

Награды и премии

  • Орден Почёта (2000) - за заслуги в обучении и воспитании учащихся, подготовку высококвалифицированных специалистов и многолетний добросовестный труд
  • Почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» (1994)
  • Почётное звание «Народный учитель Российской Федерации» (2005)
  • Лауреат Премии Правительства РФ в области образования (2009)