Что означает системный подход к обществу. Системный подход к анализу общества

Для начала, разберемся, что такое система? Система - совокупность взаимосвязанных элементов. Например, рассыпанный по столу конструктор, нельзя назвать системой, а вот построенный из него замок - это система, где каждая деталь взаимосвязана с другими деталями, имеет своё функциональное значение и служит общей цели - существованию прочного, красивого замка. Однако замок - это пример статичной системы, он не может сам по себе, без участия человека совершенствоваться и развиваться, а общество, как система целиком состоящая из людей, находится в постоянном развитии и изменении. Общество - система динамическая - т.е. постоянно изменяющаяся.

Общество - это сложная динамическая система, состоящая из разнообразных взаимосвязанных элементов и находящаяся в постоянном развитии.

Общество как система состоит из отдельных подсистем (сфер): экономической, социальной, духовной и политико-правовой.

Экономическая сфера включает в себя материальное производство и отношения, которые возникают между людьми процессе производства материальных благ, их обмена и распределения. Социальная структура общества включает в себя классы, социальные слои, нации и др., а также отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами. Политико-правовая сфера включает в себя такие понятия как политика, государство, право, их соотношение и функционирование. Сюда входят отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями и др. Духовная сфера включает различные формы общественного сознания: религию, науку, нравственные нормы, образование, искусство и т.д., а также отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей их сохранения, распространения, потребления.

Конечно это довольно поверхностный взгляд на содержание сфер общественной жизни. Подробнее каждую сферу мы будем рассматривать в отведенном ей учебном блоке: экономике, социологии, духовной жизни, политике и праве. А пока, помимо общего представления о подсистемах общественной жизни, мы должны запомнить, что все сферы равноправны, равноценны, равнозначны между собой и находятся во взаимодействии.

В свою очередь каждая из этих подсистем состоит из более частных элементов. Например, таких как социальные институты. Слово “институт” происходит от лат institutum - «установление», «учреждение».

Социальный институт служит для удовлетворения той или иной конкретной и важной потребности, идеологическое обоснование его деятельности зафиксировано в общественном сознании. Социальный институт характеризуется следованием образцам, стандартам поведения, основанным на определённых нормах и ценностях. Формы и способы деятельности социального института закреплены в правовых нормах и контролируются обществом. Основными институтами современных обществ являются: экономика, политика, образование, право, религия, семья, и т.д.

Самый частный и самый главный элемент общества - человек, деятельность которого лежит в основе всех социальных институтов и общества в целом.

В обществе как в сложной системе между всеми элементами существуют многообразные связи - общественные отношения, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы — отношения материальные и отношения духовные (или идеальные). Материальные отношения возникают и складываются в ходе производства материальных благ, а духовные отношения формируются в ходе производства духовных ценностей.

При всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для социологов является то, что все рассматривают общество как целостную систему элементов тесно взаимосвязанных между собой. Такой подход к обществу называется системным.

О.Конт, например, считал общество функциональной системой, структуру которой составляют семья, классы, государство и которая основывается на распределении труда и солидарности. Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную реальность, основанную на системе коллективных представлений и ценностей. По мнению М. Вебера, общество – это система взаимодействий людей, которая является продуктом социальных, т.е. ориентированных на людей действий. Т. Парсонс определял общество как систему социальных действий и отношений между людьми, которые объединяют индивидов на основе единых норм и ценностей.

Системный подход – комплексное изучение исследуемого объекта как единого целого с позиций системного анализа. Учитываются все взаимосвязи отдельных структурных частей, выявления роли каждой из них в общем процессе функционирования системы, и, наоборот выявления воздействия системы в целом на отдельные ее элементы.

Основная задача системного подхода объяснить, как устроено общество, как оно функционирует и развивается, от чего разрушается.

Система - это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некое целостное единство.

Социальная система – целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы и общности, нормы и ценности.

Каждый из этих элементов социальной системы находится во взаимосвязях с другими, занимает специфическое место и играет определенную роль в ней. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Изучение общества требует рассмотрения его элементов сквозь призму их значимости для целого. Необходимо не просто констатировать множественность структурных элементов общества, а вычленить устойчивое, повторяющееся из эпизодического, малозначимого, случайного, т.е. элементы, которые воспроизводят общество как целостность.

Социальная система, исходя из структурно-функционального анализа, может быть представлена в пяти аспектах:

1) как взаимодействие личностей, каждая из которых является носителем индивидуальных качеств;

2) как социальное взаимодействие, которое имеет в качестве своих следствий становление социальных отношений и образование социальной группы;

3) как групповое взаимодействие, в основе которого лежат те или иные общие обстоятельства (город, село, трудовой коллектив);

4) как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают индивиды, включенные в деятельность данной социальной системы, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций;

5) как совокупность норм и ценностей, которые определяют характер и содержание деятельности (поведения) элементов данной системы.

Первый аспект, характеризующий социальную систему, связан с понятием индивидуальности, второй – социальной группы, третий – социальной общности, четвертый – социальной организации, пятый - социального института. Таким образом, социальная система выступает как взаимодействие основных ее структурных элементов.

Индивидов и группы индивидов в единое функциональное целое, т.е. в социальную систему сплачивают различные формы социальных связей. Связь определяется как такое отношение между объектами, когда изменение одного объекта или элемента соответствует изменению других объектов составляющих данный объект.

Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей. Взаимодействие – это любое поведение индивида или группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп или общества в целом в данный момент и в будущем. Категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями различных видов деятельности, различающимися по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов и, наконец, обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.

В социуме неизбежно происходит стандартизация определенных видов взаимодействий, что выражается в появлении статусно-ролевых стандартов поведения. Статусно-ролевые позиции представляют собой базовые составляющие устойчивых социальных взаимодействий и составляют первый уровень общества. Любое общество можно представить виде множества статусно-ролевых позиций, причем чем их больше, тем сложнее общество. Организованность и упорядоченность статусно-ролевых позиций обеспечивается благодаря более сложным структурным образованиям – социальным институтам, общностям, организациям, - которые связывают эти позиции между собой, обеспечивают им воспроизводство, создают гарантии их устойчивости и составляют второй, институциональный уровень общества.

Третий уровень является социетальным, он обеспечивает воспроизводство связей, значимых для общества в целом, - в этом его главное отличие от институционального уровня, который регулирует групповые или специализированные виды взаимодействий. Нормативно-регулирующее воздействие социетального уровня характеризуется: универсальностью, т.е. всеобщностью. В зону упорядочивающего воздействия социетального уровня попадают практически все институциональные образования и социальные группы, а следовательно, и практически все статусно-ролевые позиции; интегративностью. Этот уровень обеспечивает «удержание » институциональных образований в едином комплексе. Он подчиняет своей логике не только ранее сложившиеся социальные институты, группы, но и каждый новый их вид, не позволяет распадаться обществу как целостности на составляющие его структурные элементы, сдерживать центробежные тенденции

Принципы системного подхода к обществу:

1. Общество нельзя рассматривать как сумму индивидов, их связей, взаимодействий и отношений. Общество это не суммативная, а целостная система. Это значит, что на уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют системное качество.

Системное качество – это особое качественное состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов.

2. Общественные взаимодействия и отношения носят надиндивидуальный, надличностный характер, то есть общество – это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, составляет определенную структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в нее.

3. Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Наиболее характерными являются коррелятивные связи, включающие в себя координацию и субординацию элементов.

Координация – это определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы.

Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе.

Итак, в результате общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.

Каждая социальная система имеет структуру, то есть определенный порядок, способ организации и связи ее частей или элементов социальной системы в единое целое. Основными видами структуры социальной системы являются такие:

1) идеальная, включающая верования, убеждения и представления людей;

2) нормативная, включающая ценности, нормы, а также социальные роли;

3) организационная, определяющая способ взаимосвязи социальных позиций и статусов индивидов, а также детерминирует характер воспроизводства системы;

4) случайная, состоящая из элементов включенных в ее функционирование в данный момент.

Важнейшими элементами общества как социальной системы являются его экономическая, политическая, социальная, духовная (идеологическая), и правовая структуры, которые вследствие взаимодействия людей институализуются в социальные подсистемы. Каждая из этих подсистем занимает определяющее место в обществе и выполняет в нем четко определенные функции. Например, экономическая подсистема выполняет функцию производства, обмена и распределения материальных благ, социальная – функцию социализации индивидов, политическая – функцию социального управления и контроля, духовная – функцию производства духовных ценностей. Эти элементы общества образуют иерархическую зависимость, в которой экономическая подсистема является определяющей, а политическая и духовная производными от нее. Эти подсистемы взаимодействуют и влияют друг на друга.

При рассмотрении общества как системы, необходимо уяснить какой характер связей устанавливается между элементами, на каких принципах происходит их организация. Здесь системный подход дополняется детерминистским и функционалистским.

Принципиальное различие детерминистского и функционалистского подходов в том, что детерминизм состоит в признании одной из функций подсистем наиболее важной, определяющей все другие. Функционализм считает, что все функции одинаково важны, что является законом стабильности общества. Умаление или возвышение одной из функций подсистем чревато негативными последствиями для общества.

Детерминистский подход , а именно экономический детерминизм ярче всего выражен в марксизме. С точки зрения этого учения, общество как целостная система состоит из подсистем: экономической, социальной, политической и идеологической. Каждую из которых можно рассматривать как систему. Во взаимоотношении между этими подсистемами главенствующую роль играют причинно-следственные связи. Это означает, что каждая из этих систем существует не сама по себе, а находится в причинно-следственной зависимости от других систем. Все эти подсистемы представляют собой иерархизированную структуру, т.е. находятся в подчиненности, в том порядке как они перечислены. В марксизме четко указывается на зависимость и обусловленность всех систем от особенностей экономической системы, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности.

К.Маркс рассматривал общество как систему, состоящую из двух подсистем: базиса (экономическая подсистема) и надстройки (политическая подсистема). Главным при этом является определение ведущей подсистемы, изменение в которой могут вызвать изменения всей системы. Для Маркса такой подсистемой была экономика, состоящая из двух блоков: производительных сил и производственных отношений. «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность эти производственных отношений составляют экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышаются юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще».

Позиция экономического детерминизма неоднократно подвергалась критике: трудно было объяснить причины устойчивости одних обществ и распада других исключительно влиянием производственных отношений. Поэтому наряду с экономическим детерминизмом существуют школы и течения, развивающие политический и культурный детерминизм.

Политический детерминизм в объяснении общественной жизни отдает приоритетное значение отношениям власти, авторитета. Примером политического детерминизма являются концепции общества Э.Шилза и Р.Арона. Последний указывает: «Современные индустриальные общества, у которых много общих черт… различаются прежде всего структурами государственной власти, причем следствием этих структур оказываются некоторые черты экономической системы… В наш век все происходит так, будто возможные конкретные варианты индустриального общества определяет именно политика».

Несмотря на противоположность взглядов К.Маркса и Р.Арона, их объединяет попытка объяснить общество взаимовлиянием и взаимозависимостью его подсистем. В настоящее время ученые воздерживаются от однозначных оценок главенствующей роли той или иной социальной подсистемы, но сам подход, позволяющий интерпретировать функционирование системы посредством логики взаимодействия ее подсистемы, сохранился.

Сторонники культурного детерминизма утверждают приоритетную роль в обществе культуры. Культурный детерминизм, как правило. Характеризуется чрезвычайно широким толкованием понятия культура, под которой обычно понимается «совокупность общеразделяемых символов и значений», включающих в свое содержание функциональные общественные идеи и ценности, обычаи и традиции.

Культурный детерминизм ведет свое начало от работ М.Вебера по социологии религии, в которых развитие общества ставилось в зависимость от господствующих в нем религиозных ценностей. В современной разновидности культурного детерминизма делается упор на решающую роль коммуникаций, стержнем которой является обмен информацией. В концепции Н.Лумана культура рассматривается как относительно автономная от индивида система трансляции коллективного опыта, поток сообщений, передающих социальную информацию. Общество же в таком случае предстает как поток самовоспроизводящих информационных сообщений. Человек же с этой точки зрения предстает как продукт культурного производства. Таким образом, создается обратная перспектива: люди образуют «среду», «фон», «контекст» общества, которое существует как система воспроизводства культуры посредством коммуникации.

С точки зрения функционализма , общество объединяет свои структурные элементы не путем установления между ними причинно-следственных связей, а на основе функциональной зависимости. Функциональная зависимость – это то, что придает системе элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один элемент.

Функционализм интерпретирует общество как целостную систему согласованно действующих людей, стабильное существование и воспроизводство которой обеспечивается необходимым набором функций. Система создает, поддерживает, сохраняет и развивает только то, что необходимо ей для нормального функционирования. Функционализм признает за каждым социальным образованием выполнение функции, полезной для общества.

Основные принципы функционального подхода:

1. Также как и сторонники системного подхода, функционалисты рассматривали общество как целостный единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.

2. Но при этом подчеркивали, что каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции.

3. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.

4. Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности этой части, труднее другим частям восполнить нарушенные функции, так как функции частей существенно отличаются друг от друга.

В дальнейшем идеи функционализма получили развитие в рамках структурного функционализма Т. Парсонса и Р. Мертона. Сущность этого подхода заключается в том, что общество, социальная общность или социальный процесс рассматриваются как целостная структура, отдельные элементы которой проникают друг в друга и таким образом выполняют служебную (функциональную) роль по отношению друг к другу и системе в целом. Функционирование – это поддержание равновесия в отношениях с окружающей средой.

Т.Парсонс, разработав метод структурного функционализма, сформулировал основные функциональные требования, выполнение которых обеспечивает стабильное существование общества как саморегулирующейся и самовоспроизводящейся системы. Главным условием самосохранения общества является обязательное выполнение им четырех функций:

1. Адаптации. Ее обеспечивает экономическая подсистема. Общество должно уметь адаптироваться к окружающей среде и самостоятельно воздействовать на неё, приспосабливаться к изменяющимся условиям и возрастающим материальным потребностям людей, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы.

2. Целедостижения. Её обеспечивает политическая подсистема. Заключается в способности системы поддерживать свою целостность. Она должна быть целеориентированной, способной к постановке основных целей и задач и к поддержанию процесса их достижения.

3. Интеграции. Её обеспечивают правовые институты и обычаи. Заключается в способности системы интегрировать новообразования, подчинять их своей логике.

4. Поддержание образца, т.е. способность системы воспроизводить свои элементы, сохранять внутреннюю структуру и снимать напряженности в системе. Эту функцию выполняют подсистема верований, морали, агенты социализации, включая институты образования и семьи.

Логика классического функционализма, объясняющего связанность всех элементов общества, не безупречна. В ее основе лежит допущение, что люди осознают полезные функции и делают все возможное для их сохранения и воспроизводства. В рамках такого подхода трудно объяснить причину кризиса, конфликтов, распада системы. На решение этой проблемы были направлены усилия Р.Мертона, который внес в эту концепцию ряд уточнений:

1) Как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может выполняться различными явлениями.

2) Мертон вводит понятие дисфункции, т.е. разрушающей функции. Он утверждает, что одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним системам и дисфункциональными по отношению к другим.

3) Мертон вводит различие между явными и скрытыми (латентными) функциями. Явная функция – это то следствие, которое вызвано намеренно и признано в качестве такового. Латентная функция – это то следствие, вызвать которое не входило в намерение действующего лица, и оно не знает, что вызвало его.

Таким образом, общество – это динамическая система, то есть находится в постоянном движении, развитии, меняет свои черты, признаки, состояния. Смена состояний вызывается как влияниями внешней среды, так и потребностями развития самой системы.

Динамические системы могут быть линейными и нелинейными. Общество нелинейная система. Это означает, что в разное время происходящие в нем под воздействием разных причин процессы определяются и описываются разными законами. Их нельзя уложить в одну объяснительную схему, потому что обязательно найдутся такие изменения, которые не попадут под такое объяснение. Именно поэтому социальные изменения всегда содержат долю непредсказуемости.

Общество – открытая система. Это значит, что оно реагирует на малейшие влияния извне, на любую случайность. Реакция проявляется в возникновении флуктуаций – непредсказуемых отклонений от стационарного состояния, и бифуркаций- разветвлений траекторий развития. Бифуркации всегда непредсказуемы, к ним не применима логика предшествующего состояния системы, поскольку они сами по себе представляют собой нарушение этой логики. Это как бы кризисные моменты излома, когда теряются привычные нити причинно-следственных связей и наступает хаос. Именно в точках бифуркации возникают инновации, происходят революционные изменения.

По мнению современного социолога Н.Лумана, общество представляет собой саморазличающуюся и самообновляющуюся систему. Социальная система обладает способностью отличать себя от других. Она сама воспроизводит и определяет свои границы, отделяющие ее от внешней среды. Кроме того, согласно Луману, социальная система, в отличие от природных систем, строится на основе смысла, то есть в ней обретают смысловые согласование ее различные элементы (действие, время, событие).

Категория «общество» является одной из ключевых для социологической науки. На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова «общество» - это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова «общество» - это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.

Так, Э. Дюркгейм определял общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. С точки зрения М. Вебера общество - это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других действий. К. Маркс представлял общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Таким образом, общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений отражает какие-то определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества.

Итак, общество - это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений, форм жизнедеятельности людей и воспроизводящая себя общность людей. Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство. Данное определение позволяет отличить понятие общества от понятия «государство» (институт управления общественными процессами, исторически возникший позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства).

Общество состоит из отдельных индивидов, но не сводится к их сумме. Это системное образование, представляющее из себя целостный саморазвивающийся социальный организм. Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимосвязи его частей - социальных институтов, социальных групп и отдельных индивидов.

Основными признаками общества являются:

  • 1) наличие общей территории;
  • 2) наличие социальной структуры;
  • 3) автономность и самодостаточность;
  • 4) определенное социокультурное единство (общность культуры). Рассмотрим каждый из перечисленных признаков.

Территория - это определенное физическое пространство, на котором складываются и развиваются связи, отношения и взаимодействия между индивидами и социальными общностями. Территория с ее географическими и климатическими условиями оказывают существенное влияние на общественные отношения, на способы и формы жизнедеятельности людей, на обычаи, традиции, ценностные ориентации, культивируемые в обществе. Необходимо отметить, что территория не всегда являлась одним из основных признаков общества. Первобытное общество в поисках пищи часто меняло территорию своего проживания. Но каждое современное общество как бы навечно «прописано» на своей исторической территории, поэтому потеря своей территории является трагедией для каждой общности.

Социальная структура - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, социальных институтов и отношений между ними.

Социальная общность - большая или малая социальная группа, обладающая общими социальными признаками. Например, рабочие, студенты, врачи, высший класс, бедные и т.д. Каждая социальная общность занимает свое «индивидуальное» место в социальной структуре, обладает определённым социальным статусом и выполняет присущие ей функции в обществе. Например, основные функции рабочего класса заключаются в производстве промышленной продукции, функции студенчества - приобретение знаний в той или иной области, функции политической элиты - политическое управление обществом и т.д. Отношения между социальными общностями регулируются социальными институтами.

Социальные институты - исторически сложившиеся устойчивые нормы, правила, способы организации совместной деятельности в определенной сфере общества. Наиболее значимые с точки зрения функционирования общества являются следующие институты институт собственности, государства, семьи, производства, образования, культуры, религии. Каждый социальный институт регулирует отношения между социальными общностями и индивидами в определенной сфере жизнедеятельности общества. Взаимодействуя между собой, социальные институты создают единую многофункциональную систему. Социальные общности и социальные институты поддерживают разделение труда, осуществляют социализацию индивида, обеспечивают преемственность ценностей и норм культуры, способствуют воспроизводству социальных отношений в обществе.

Социальные отношения - взаимоотношения между социальными общностями и социальными институтами. Характер этих отношений зависит от положения, которые занимает та или иная социальная общность в обществе и от функциональной значимости того или иного социального института. Например, в тоталитарном обществе институт государства занимает доминирующее положение и навязывает всем свою волю, а господствующая элита преследует, прежде всего, свои личные интересы, попирая интересы других социальных общностей. Социальные отношения обладают относительной устойчивостью (стабильностью). Они являются отражением социального положения взаимодействующих социальных общностей (расстановки классовых сил), и изменяются по мере изменения положения (социальных статусов) тех или иных социальных общностей в социальной структуре общества.

Третьим признаком общества являются автономность и самодостаточность. Автономность означает, что общество не является частью какой-либо более крупной системы, что оно обладает собственной территорией, собственной историей, собственной системой управления. Автономность - это также способность общества создавать в рамках своей функциональной системы относительно прочные социальные связи и отношения, способные интегрировать все входящие в него социальные общности. Самодостаточность - это способность общества к саморегуляции, т.е. без вмешательства извне обеспечивать функционирование всех жизненно важных сфер. Например, воспроизводить численный состав населения, социализировать каждое новое поколение, обеспечивать преемственность своей культуры, удовлетворять материальные и духовные потребности всех членов общества.

Автономность и самодостаточность общества не абстрактные понятия. Если общество не в состоянии удовлетворять те или иные жизненно важные потребности своих членов, то оно теряет свою автономность и ему не избежать нежелательного вмешательства извне.

Четвертым признаком общества является социокультурное единство, включающее в себя общность основных социальных институтов, общность языка, осознание принадлежности людей к единому обществу, единство основных моральных ценностей и образцов поведения. Социокультурное единство общества обладает большой интегрирующей силой. Оно способствует социализации каждого нового поколения на основе общепринятых ценностей, норм, правил поведения и общественного самосознания.

Изучение общества в рамках социологии основано на системном подходе. Использование именно этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное системное образование; целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.

Таким образом, общество представляет собой сложную систему. Система - это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

Несомненно, общество является системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

В качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:

  • 1) люди;
  • 2) социальные связи и взаимодействия;
  • 3) социальные институты, социальные страты;
  • 4) социальные нормы и ценности.

Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов. Координация - это согласованность элементов, их взаимное функционирование. Субординация - это подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе. Социальная система самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность саморазвития.

На основе системного подхода к анализу общества был разработан функциональный подход. Функционализм был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т. Парсонса.

а) Общество как система представляет собой совокупность следующих основных видов организации социальной жизни: социальные связи и отношения, социальные институты, социальные общности, группы, страты, социальные организации, а также социальные ценности, нормы, роли.


Рис. 5. Графическое изображение понятия «Общества как система»

где 1 – социальные институты; 2 – социальные связи и отношения; 3 – социальные общности; 4– социальные группы, страты; 5 – социальные организации; 6 – социальные нормы; 7 – социальные роли; 8 – социальные ценности.

б) Системный подход к обществу. Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий, отношений.

Рассмотрим основные принципы системного подхода к обществу. Для этого необходимо определить основные понятия. Система - это определенным образом упорядоченное мно­жество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу, содер­жательную сторону всякой целостной системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор элементов.

Социальная система - это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Социальная связь - это набор фактов, обусловливающих совместную деятельность в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются объективно, а не по прихоти людей. Уста­новление этих связей диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Социологи выделяют связи взаимодействия, отношений, контроля, институциональные и т.д.

Социальное взаимодействие - это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов. Взаи­модействие приводит к становлению новых социальных отношений. Социальные отношения - это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

Итак, в результате общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам.



4. Понятие «социальное»

«Социальное» - исходное и центральное понятие социо­логии. При решении проблемы «социального» чаще всего делается акцент на то, что «социальное» - это эффект, возни­кающий в результате скоординированного взаимодействия индивидов.

С точки зрения другого подхода, «социальное» трактуется как своеобразный эквивалент проявления чувства привя­занности, притяжения.

М. Вебер , выделив в качестве квинтэссенции социальной жизни «ожидание» (т.е. ориен­тацию на ответную реакцию), а еще точнее, «ожидание ожидания ожидание», понимал социальное как некую эмерджентную (emergency) (т.е. внезапно возникающую) реальность. Идем ли мы на работу, делаем ли покупки в магазине, мы осознанно или неосознанно постоянно реализуем собственные ожидания того, что другие люди будут выполнять определенные действия, обязательства. А они, в свою очередь, ожидают, что от них ожидают выполнения данных функций. Идя на работу, мы надеемся (точнее, настолько уверены, что даже не задумываемся над этим), что работники общественного транспорта выполнят свои профессиональные обязанности. Ученый пишет книгу, проводит опыты - он ожидает, что его усилия будут оценены коллегами по достоинству. Могут ли вообще состояться более или менее значимые регулярные действия, если человек не может ожидать, прогнозировать с достаточной уверенностью, что другие люди ожидают от него подобного действия и готовы отреагировать на данное действие так, как этого ожидает сам человек. Именно сопряженность взаимных ожиданий как своеобразных обязательств создает для жизнедеятельности конкретной личности предска­зуемость, необходимые стабильные надежные условия для существования и развития в социуме. Именно в сети таких сопряженных взаимных ожиданий можно строить планы, растить и воспитывать детей, творить, решать личные про­блемы.

Благодаря регуляции жизнедеятельности на основе вза­имных ожиданий-обязательств возникают:

а) предсказуемость, прогнозируемость;

б) стабильность, надежность положения субъекта в «сре­де себе подобных».

И, наоборот, там, где нет предсказуемости, где нет ста­бильности, возникает ситуация, при которой человек утра­чивает те преимущества, на которые он мог бы рассчитывать в социуме. Разрыв нитей взаимных ожиданий-обязательств, усиление элемента непредсказуемости, нестабильности ведет к утрате необходимых социальных условий для инди­видуального развития. Люди чувствуют себя неуверен­но, теряют стимулы к активной деятельности, им трудно планировать, на что-то рассчитывать, наступает упадок моральных и творческих сил.

Но даже в достаточно стабильной сети взаимных ожи­даний-обязательств возникают причины для неувереннос­ти, беспокойства, тревоги.

Каждый член сообщества, осуществляя свои действия, учитывает в том числе реакцию других, сознательно ори­ентируясь на принятые в сообществе ценности нормы, принципы, законы.

Благодаря этому социальное общество в своих развитых
формах обладает уникальной целостностью, интегрированностью, устойчивостью, но одновременно и мобильностью, способностью к саморазвитию. Его отличает высокая степень адаптации.

Общество как развивающаяся система

Понятие «система» в современной науке и философии - одно из ключевых. Однако о таких проявлениях системности, как целостность, единство, писали еще древнегреческие философы. Спустя столетия, уже в эпоху Нового времени, своего рода эталоном системности стали считать научное, в первую очередь теоретическое, знание. Вскоре системный подход стал использоваться и в различных областях естественно-научного знания: физике, биологии, геологии и др. Проник он и в науки об обществе. Само общество в целом и отдельные его стороны стали рассматриваться как совокупность взаимосвязанных элементов. Вместе с тем ряд вопросов (каковы основные компоненты общества как системы, каков характер связи этих компонентов, в чем выражаются интегральные свойства общества как целого) остается дискуссионным. На некоторых из них мы остановимся в этом параграфе.

Мы рассмотрели общество как совокупность людей, связанных социальными отношениями, как отличную от природы, но неразрывно с ней связанную часть реального мира. Есть еще один важный аспект, который углубляет наши знания об обществе на социально-философском уровне, - анализ общества как целостной системы.
Слово «система» греческого происхождения, означает «целое», «составленное из частей», «совокупность». Множество объектов реального мира могут быть рассмотрены как системы. Классическим примером системного объекта в мире вещей служат часы. Они являются несомненной целостностью, но в то же время состоят из множества элементов - деталей, определенным образом связанных друг с другом и выполняющих свою функцию в работе данной вещи. На примере этой простейшей модели мы можем выявить некоторые свойства системного целого. Во-первых, оно имеет части; во-вторых, эти части имеют значение только в рамках целого (отдельная деталь часового механизма годится только на то, чтобы заменить такую же неисправную); в-третьих, все компоненты связаны определенным способом; в-четвертых, целое больше, чем сумма его частей. Поясним последнее положение. Представим, что мы разобрали часы и все детали сложили в кучку, ни одна из них не пропала (сумма целого сохранена), но целого - часов - нет.
Существенно более сложные системы мы находим в природе. Здесь мы обнаруживаем еще одно важное свойство - открытость этих систем. Они взаимодействуют с внешней средой, изменяют под влиянием этого свои свойства, однако сохраняют свою целостность. Примером здесь может служить не только живой организм, но и целостная экосистема (океан, лес и т. п.).
Сложной открытой системой является и общество. Естественным условием его существования выступает природная среда. В ходе общественного производства люди постоянно взаимодействуют с природой, используя созданные ими средства труда. Представим себе, что такое взаимодействие, пусть даже на короткое время, прервалось. В результате общество, не способное к производству материальных благ, прекратило бы свое существование.
Общество как система включает в себя множество компонентов. Философы и ученые пытаются вычленить и классифицировать их по степени общности, по выполняемым функциям и другим критериям.