Критерии и показатели эффективности университетского образования. Фундаментальные исследования

Цель системы образования – обеспечение права человека на образование. Право на образование – основное и естественное право человека – реализуется им всю жизнь. Право на образование имеет целью удовлетворение потребности человека в информации и непосредственно в обучении и воспитании.

Оценка деятельности системы образования осуществляется по определенным показателям и критериям.

Показатель – это степень, позволяющая дать оценку наиболее существенных сторон деятельности системы образования и составляющих ее элементов. Показатели подразделяются на процессуальные и результативные. Процессуальные показатели раскрывают не только проявление внешней стороны системы образования, но и внутренние ее особенности. Результативные показатели отвечают на вопрос, какие в системе образования получены результаты.

Критерий представляет собой признак, на основании которого производится оценка. Критерием эффективности деятельности системы образования является уровень образованности граждан – воспитанности и обученности.

Разработка показателей и критериев тех или иных явлений в педагогике и образовании представляет определенные трудности в силу того, что сам предмет педагогики и образования сложен и многообразен в своих проявлениях.

Основные выводы

Подготовка подрастающих поколений к жизни и реализация целей и задач, выдвигаемых обществом в области воспитания и обучения, не­мыслимы без создания соответствующей системы образования.

Под системой образования в Российской Федерации понимается совокупность взаимодействующих:

Преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

Сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

Органов управления образованием и подведомственных им уч­реждений и организаций.

Систему образования объединяет положение о преемственности образовательных программ и государственных образовательных стан­дартов различного уровня.

Вопросы

    Что объединяет система образования Российской Федерации?

    Какой элемент в системе образования появился последний и с чем это связано?

    Каковы основные принципы образовательной политики Российской Федерации?

    В чем состоит цель системы образования в Российской Федерации?

    Что такое показатели и критерии деятельности системы образования?

Задание

Выпишите определения понятий «система образования», «учебно-воспитательная система», «педагогическая система» из различных учебников и учебных пособий по педагогике.

Раздел 4

СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

«ПЕДАГОГИКА»

Раздел «ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

05040265 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (032700)

Екатеринбург 2007

Планы семинарских и практических занятий дисциплины «Педагогика». Екатеринбург, 2007. 12 с.

Планы семинарских и практических занятий составлены в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности

05040265 – ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (032700)

Составитель: кандидат педагогических наук, доцент Л.Д. Старикова

Одобрено на заседании кафедры педагогики. Протокол от.07 г., № .

Заведующая кафедрой Г.Д. Бухарова

Председатель

методической

комиссии ИПс РГППУ Н.Е. Эрганова

© Российский государственный

профессионально-педагогический

университет, 2007

Пояснительная записка

Планы семинарских занятий по дисциплине «Педагогика: раздел «Общие основы педагогики» адресованы студентам

специальности 05040265 – ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (032700)

Цель семинарских занятий состоит в том, чтобы углубить, систематизировать и закрепить знания студентов по дисциплине «Педагогика: раздел «Общие основы педагогики», более подробно освоить современную науку о воспитании и образовании, высветить истоки мирового образовательного пространства и те педагогические знания, которые должны быть востребованы человечеством в современных условиях.

Изучение дисциплины «Педагогика» раздел «Общие основы педагогики» предусматривает использование разнообразных организационных форм и методов обучения, основанных на активизации познавательной деятельности студентов, самостоятельности обучения, связи теории и практики. Основными организационными формами овладения практическими умениями и навыками являются семинарские и практические занятия, самостоятельная работа с литературой и др.

Методами, применяемыми на практических занятиях, являются упражнения, доклады и сообщения, деловые игры, сообщения о новой педагогической литературе, решение педагогических задач и анализ педагогических ситуаций.

Семинарские занятия проводятся либо в форме круглого стола, либо в форме заслушивания сообщений. В ходе дискуссии предполагается рассмотрение педагогических ситуаций.

Практические занятия предусматривают выполнение индивидуальных заданий репродуктивного характера.

Завершение изучения той или иной темы предусматривает выполнение самостоятельной работы, в которой студенты могут проявить свои творческие способности.

В процессе подготовки к семинарским и практическим занятиям происходит овладение студентами понятийно-терминологическим аппаратом педагогической науки, приобретают умения оформления научного сообщения, овладевают искусством устного и письменного изложения материала.

В современном обществе вопрос образования является одним из ключевых показателей успешности человека. Именно ему люди уделяют большое количество времени и именно на этот показатель обращают внимание при устройстве на работу или ведении профессиональной деятельности. Однако наличие образования уже давно не означает владение всеми необходимыми навыками для работы в конкретной сфере.

Критерии оценки эффективности образования

Рисунок 1. Критерии оценки эффективности образования. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Образовательные системы можно оценивать по некоторым критериям или параметрам. К примеру:

  • Экономическая эффективность образования. Является соотношением затраченных ресурсов на проведение обучения к полученным в итоге результатам.
  • Педагогическая эффективность образования. Учитывает уровень полученных навыков и умений, прогресса воспитания и обучения специалистов.
  • Социальная эффективность образования. Берет в расчет удовлетворенность конечного производителя полученными услугами, то есть, удовлетворенность участниками образовательного процесса самим образованием.
  • Организационно-управленческая эффективность образования. Учитывает следование конкретным планам или выполнению конкретных целей управления.

Когда речь идет о социальной эффективности образования, очень тесно с ним фигурирует такой термин как качество образования.

Определение 1

Качеством образования называется способность учебного процесса удовлетворять необходимые потребности участников этого процесса и соответствовать требованиям к его проведению.

Эффективность этого процесса показывает, сколько было затрачено ресурсов для того, чтобы достичь необходимого ожидаемого результата в конечном итоге. Кроме того, это дает возможность понять целесообразность функционирования данной системы и возможность заблаговременно распознать возможные нецелесообразные расходы ресурсов.

Принципы оценки эффективности образовательной системы

При анализе образовательных систем учитываются следующие принципы:

  • Объективности. Максимально точная и корректная оценка эффективности образовательного процесса.
  • Системности. Учет всех внутренних и внешних факторов, которые могут оказывать влияние на эффективность учебного процесса.
  • Комплексности. Использование нескольких источников информации для более точного анализа критериев и показателей.
  • Непрерывности. Расчет эффективности на любых этапах функционирования систем.
  • Технологичности. Анализ и реализация доступных технологий оценивания эффективности образования. Использование дополнительных средств, как программных, так и аппаратных.
  • Эффективность образования определяется большим количеством параметров и разного рода условий. Этот показатель рассчитывается с учетом параметров, которые как поддаются регулированию, так и с обратными.

Очень важным показателем в расчете эффективности образования является социальная эффективность. Она определяется как уровень контактирования с разными образовательными площадками и институтами. Социальная эффективность выражает удовлетворенность участниками учебного процесса самим процессом.

Чем лучше будет социальная составляющая, тем выше поднимается продуктивность труда учащихся, их желание учиться и развиваться. В условиях низкой социальной эффективности, плохих условий учебного процесса, отсутствия заинтересованности у студентов или учеников, низкого уровня квалификации преподавателей и уровня образования в целом, мотивация и социальный настрой участников конкретного учебного заведения теряются и значительно ухудшаются.

В таких условиях достичь хорошей результативности учебного процесса становится практически невозможным. В обратной же ситуации, когда человек чувствует улучшения на себе лично и готов развиваться, у него не возникает никаких мотивационных трудностей или проблем. Эффективность учебного процесса увеличивается вместе с показателями социальной. Такая тесная связь требует от образовательной системы налаживание не только экономических вопросов образовательного процесса, но и контроль над соблюдением социальных.

Экономическая эффективность образования

Определение 2

Экономической эффективностью образовательной системы выражается отношение полезных конечных результатов функционирования к затраченным на это временным и материальным ресурсам.

Такое объяснение понятия обозначает целесообразность повышения данного показателя. С его увеличением количество затраченного времени будет уменьшаться вместе с другими использованными ресурсами, а размер полученного в итоге конечного продукта будет наоборот, увеличиваться.

В отличии от других сфер жизнедеятельности, эффективность образования нельзя рассматривать с точки зрения возможного уменьшения затрат. Это нецелесообразно и не является нормальным явлением для современного общества. Более важно целесообразное распределение денежных средств для финансирования данной сферы деятельности.

Образование является ключевой составляющей социально-экономической сферы. Именно его результативность влияет на будущее экономическое положение конкретной страны или региона. Улучшение в этой сфере достигаются не за счет уменьшения финансовых затрат, а за счет увеличения продуктивности и эффективности работы конкретных органов.

Социальная эффективность в разных сферах жизнедеятельности очень часто игнорируется вышестоящими органами. Если речь идет о коммерческих проектах, очень часто основным приоритетом является именно получение прибыли. В случае с образовательной системой увеличение прибыли не является приоритетным или даже возможным явлением. Но при этом, социальная составляющая также крайне редко берется во внимание.

Улучшение уровня образования студентов и учеников может достигаться простыми действиями по улучшению условий учебного процесс, обеспечению необходимыми аппаратными средствами и квалифицированным персоналом.

Именно в таких условиях при игнорировании возможного снижения экономической расходной составляющей можно достичь улучшения уровня образования. Социальная составляющая является одной из ключевых, так как отвечает за мотивационную составляющую. Именно она, в свою очередь, отвечает за продуктивность образовательного процесса.

Показателями социальной эффективности образования являются:

  • Позитивное воздействие образовательного процесса на развитие лучших качеств личности.
  • Создание для личности наиболее комфортных условий жизни.
  • Улучшение всех сторон общественных отношений.
  • Формирования открытого демократического общества.

Выходные данные сборника:

ОБЩИЕ (ТИПОВЫЕ) ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБРАЗОВАНИЯ ВУЗА

Сироткин Григорий Вячеславович

аспирант Астраханского государственного технического университета, РФ, г. Астрахань

GENERAL (TYPICAL) INDICATORS AND CRITERIA OF QUALITY ASSESSMENT ACTIVITIES AND EDUCATION OF THE UNIVERSITY

Sirotkin Grigoriy

postgraduate Astrakhan State Technical University, Russia, Astrakhan

АННОТАЦИЯ

В статье проведен анализ проблемы, предложен общий перечень показателей и критериев оценки качества деятельности и образования вуза, который составит основу новой системы управления качеством образования вуза в целом и позволит повысить качество образования на всей территории России.

ABSTRACT

In the article the analysis of problems, the author proposes a General list of indicators and criteria for assessing the quality of the activities and education of the University, which will form the basis of a new system of quality management of education of the University as a whole and will help to improve the quality of education throughout Russia.

Ключевые слова: показатели; критерии; оценка; качество деятельности вуза; качество образования вуза; новая система управления качеством образования вуза в целом.

Keywords: indicators; criteria; evaluation; quality evaluation; quality of education of the University; the new system of quality management of the whole University.

Проблема оценки качества образования вуза на сегодня актуальна как в России, так и за рубежом. Ей посвящены многие работы как отечественных (М.П. Афанасьева, И.С. Кейман, А.И. Севрук, А.И. Субетто, В.А. Селезнева, Ю.П. Адлер, В.А. Качалов, А.М. Новиков, Д.А. Новиков, Т.В. Терентьева, М.Н. Кулакова и др.), так и зарубежных (П. Якобсон, Л. Харви, Д. Тиммерман, Е.В. Балацкий, Дж. Болтон, Ф. Букстейн и др.) ученых . Каждый из них предлагает свой подход к оценке качества образования, дополняя друг друга. Если объединить все предлагаемые подходы, то надлежащее качество образования можно обеспечить, только при обеспечении качества всей деятельность вуза. Однако единой, полной системы оценки качества деятельности и образования вуза в целом, пока не существует .

Проведенные нами исследования показали, что действующие сегодня в вузах системы менеджмента качества (СМК) недостаточно влияют на качество образования ввиду наличия определенных недостатков . Результаты проведенных Министерством образования и науки РФ мониторингов деятельности вузов на предмет их эффективности в 2012 и последующих годах, также показали, что многие лучшие вузы России, имеющие СМК, признаны неэффективными. Приказом Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. № 1324 утверждены общие показатели самообследования деятельности вузов. Однако они не охватывают все направления деятельности вуза. На сегодня нет и системы обеспечения их качества. Поэтому необходима новая система управления качеством образования вуза не взамен имеющимся, а в дополнение к ним.

Новая система управления будет отличаться от других систем, используемых вузами, тем, что предназначена для обеспечения качества деятельности и образования вуза в целом путем сравнения целевого, предыдущего и фактического критериев оценки конкретных показателей качества на определенные вузом даты, с целью определения отклонений и принятия управленческих решений для возвращения их в требуемое состояние. Наличием системы контроля за отклонением критериев оценки показателей от целевого состояния и их устранением. На сегодня подобной информационной системы управления нет. Представлена она будет позже.

Анализ когнитивной модели новой системы управления качеством образования вуза в целом (далее новая система управления) , показал два направления обеспечения качества деятельности и образования вуза в целом через:

1. Оценку индикаторов качества деятельности и образования вуза.

2. Оценку индикаторов качества факторов обеспечения качества образования вуза - элементов системы .

Первое направление можно отнести к внешнему обеспечению качества, т. к. оно определяет внешние индикаторы качества результатов деятельности и образования вуза.

Второе направление можно отнести к внутреннему обеспечению качества, т. к. оно определяет внутренние индикаторы качества деятельности и образования вуза, которые направлены на обеспечение качества элементов системы.

В данной работе рассмотрим общие внешние индикаторы системы - показатели качества деятельности и образования вуза, и критерии их оценки.

Вуз выходит на рынок образовательных услуг с образовательной программой, которую необходимо продать, а чтобы это сделать, она должна быть качественной. Проданный товар необходимо передать путем её реализации через образовательный процесс и внеучебную деятельность потребителю, в течение определенного образовательной программой времени. А поскольку передача образовательной услуги производится в течение длительного времени, образовательная программа должна обновляться, чтобы соответствовать текущему времени.

На сегодняшний день качество образовательных программ оценивается недостаточно, поэтому выпускники вузов, не отвечают требованиям работодателей, и им приходится инвестировать средства на их переобучение, что общеизвестно. По мнению Новикова Д.А., образовательные стандарты разрабатываются, внедряются в образовательный процесс и «работают» там до следующей итерации переработки («модернизации») как чисто ведомственные документы , с чем нельзя не согласиться.

Каждый вуз обязан обеспечить качество образовательной программы. Её содержание должно соответствовать запросам отечественного и мирового рынков образования и труда, а также национального и международного профессионального сообщества. При этом, вуз должен обеспечивать высокое качество подготовки выпускников, обеспечить их конкурентоспособность не только в России, но и за рубежом.

Рисунок 1. Онтология задачи обеспечения качества деятельности и образования вуза в целом

Исходя их этого, нами предлагается выделить следующие направления обеспечения качества деятельности и образования вуза в целом:

1. Обеспечение качества образовательной программы.

2. Продажа образовательной программы.

3. Реализация образовательной программы.

4. Результаты реализации образовательной программы.

5. Востребованность образовательной программы.

6. Обновление образовательной программы.

Обеспечение качества деятельности и образования вуза предлагаемой нами системой осуществляется определенными в ней процессами, которые взаимосвязаны между собой и имеют замкнутый цикл, что показано нами в виде онтологической схемы (рис. 1). Подобный подход к процессу обеспечения качества деятельности и образования вуза полностью отвечает теории жизненного цикла продукции и современной методике «всеобщего (тотального) управления качеством», а также основополагающему принципу «процессный подход» международного стандарта ISO-9001 (ИСО-2001), при котором организация представляется как совокупность процессов, направленных на удовлетворение потребностей клиентов . Кроме того, ко всем процессам может быть применен цикл «Plan-Do-Check-Act» (PDCA).

Системный анализ направлений обеспечения качества деятельности и образования вуза, а также проведенные нами исследования , позволили нам определить и сгруппировать конкретные показатели и критерии оценки качества деятельности и образования для любого типа вуза.

Перечень общих показателей и критериев оценки качества деятельности и образования вуза в целом, в количестве 84, объединен нами в 13 основных групп и показан в таблице 1.

Таблица 1.

Показатели и критерии оценки качества деятельности и образования для любого типа вуза

№ п/п

Показатели качества деятельности и образования вуза

Критерии оценки показателей качества деятельности и образования вуза

Соответствия ОП вуза стандартам

Международным

+ (обновлено), - (не обновлено

Европейским

Национальным

Сертификационным

Профессиональным

Корпоративным

Соответствия ОП вуза правовым актам

Законам РФ

+ (обновлено), - (не обновлено)

Указам президента РФ

Постановлениям правительства РФ

Решениям Министерства образования и науки РФ

Иным правовым актам

Освоения рынка образовательных услуг

кол-во, % от общего кол-ва обучающихся

Региональный

Страны ближнего зарубежья

Страны дальнего зарубежья

Финансово-экономической деятельности

Стоимость услуг (цена)

Доходы от бюджетных мест

Доходы от коммерческих мест

Общие основные доходы

Общие основные расходы

Рентабельность по основной деятельности

Доходы от научной деятельности

Доходы от инновационной деятельности.

Доходы от международной деятельности

Доходы от издательской деятельности

Доходы от коммерческой деятельности

Иные доходы

Экономия за счет снижение издержек

Экономия за счет энергоэффективности и энергосбережения

Инвестиции

Общие доходы

Общие расходы

Заработная плата ППС

руб., % от средней по экономике в регионе

Общая рентабельность

Приема и убыли обучающихся

Подано заявлений

Зачислено

кол-во на 1 место

Окончило

кол- во, % от общего числа

Отчислено

кол-во, % от общего числа

Уровня образования (успеваемости) выпускников

Высокий - 5

кол-во, % от общего числа

Средний - 4

Низкий - 3

Средний балл по вузу

Уровня качества трудоустройства выпускников

90-100 % трудоустройства выпускников

Очень хороший

Ниже среднего

Очень низкий

Очень плохой

Уровня трудоустройства выпускников по специальности

Трудоустройство по специальности

кол-во, % от общего числа трудоустроенных

Трудоустройство в пределах специальности

Трудоустройство не по специальности

Уровня эффективности трудоустройства выпускников вуза

70-100 % трудоустройства

Строительной деятельности

Новое строительство

Реконструкция

Капитальный ремонт

Текущий ремонт

Обеспеченности помещениями

Общая площадь помещений на 1 чел.

Лекционные залы

Аудитории

Лаборатории

Библиотеки

Спортивные помещения

Досуговые помещения

Общежития

Общественного питания

Медицинского обслуживания

Бытового обслуживания

Востребованность образовательной программы на рынке образ. услуг и труда

Потребность рынка в специалистах

+ (есть), - (нет)

Спрос на услуги вуза

+ (есть), - (нет)

Предложение вуза

Общее кол-во выпускников

Результат востребованности выпускников вуза

Кол-во, % трудоустроенных выпускников

Востребованность бюджетных мест

Кол-во, % от общего числа трудоустроенных выпускников

Обновления образовательной программы

Имеются не нужные знания

+ (есть), - (нет)

Имеются избыточные знания

+ (есть), - (нет)

Необходимы дополнительные знания

+ (да), - (нет)

Предложенная группа внешних индикаторов оценки качества деятельности и образования вуза не является идеальной, но достаточна для мониторинга основных направлений деятельности вуза, анализа их состояния и принятия управленческих решений для приведения отклонений в требуемое положение. В отличие от других классификаций, предложенные внешние индикаторы оценки качества деятельности и образования вуза более полно охватывают основные виды деятельности вуза и объединены в систему.

Необходимо отметить, что предлагаемый перечень показателей не является полным для обеспечения качества деятельности и образования вуза в целом, поэтому его группировка будет продолжена, после проведения дополнительных научных исследований.

Показатели и критерии оценки деятельности вуза, с нашей точки зрения просты, понятны, реально реализуемы, поскольку все сведения необходимые для проведения оценки вузами обрабатываются. Они могут быть применены для любого типа вуза, поскольку не учитывают специфику вузов, а основываются на результатах их деятельности.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что нами впервые определен (сгруппирован) общий (типовой) перечень показателей и критериев обеспечения качества деятельности и образования вуза в виде системы.

Несомненна практическая значимость результатов исследования, заключающаяся в возможности применения сгруппированных показателей и критериев оценки качества деятельности и образования любым типом вуза. Это позволит повысить эффективность деятельности вузов, улучшить управление качеством в высших учебных заведениях на современном этапе модернизации высшего профессионального образования, а значит, повысит качество образования вузов в целом.

Приведенный перечень общих показателей и критериев оценки качества деятельности и образования, составит основу новой системы управления. Он не является «жестким» и может быть расширен любым вузом, путем включения в каждую группу показателей, которые подчеркнут его индивидуальность и выделят из числа множества других вузов. Это позволит, обеспечит как качество образовательных услуг, так и сохранит индивидуальность вуза.

Утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. № 1324 общие показатели самообследования деятельности вузов определяют: контроль за общей численностью студентов, средний балл принятых студентов, численностью и удельным весом принятых студентов по целевым и отдельным программам, численностью иностранных студентов из стран дальнего и ближнего зарубежья (СНГ), доходами по всем видам деятельность, отношением среднего заработка научно-педагогических кадров к средней зарплате по экономике в регионе, общей площадью помещений на одного студента, количеством компьютеров на одного студента, удельным весом стоимости обучения и другие. Обе группы показателей схожи по содержанию, единицам измерения, направлениям обеспечения качества деятельности вуза и дополняют друг друга. А поскольку предлагаемая нами система не является «жесткой», показатели будут объединены в единую систему. Это свидетельствует об универсальности новой системы управления.

Используя эту систему, Министерство образования и науки РФ могло бы влиять на процессы обеспечения качества деятельности и образования вузов путем установления целевых критериев системы (стандартов), которые обеспечивали бы достаточный уровень качества. Как и общие показатели самообследования, новая система управления могла бы быть встроена в общую образовательную систему приказом Министерства образования и науки РФ. Это позволило бы оценивать качество деятельности и образования вузов по единым правилам. А применение новой системы управления всеми вузами, даст возможность повысить качество образовательных услуг на всей территории России.

Список литературы:

1.Адлер Ю.П., А ВУЗ и ныне там // Стандарты и качество. - 2002. - № 4. - С. 66-68.

2.Афанасьева М.П., Кейман И.С., Севрук А.И. Управление качеством в образовательном учреждении // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - № 1. - С. 35-38.

3.Качалов В.А. Стандарты ИСО 9000 и проблемы управления качеством в вузах (записки Менеджера качества) // В.А. Качалов. М: ИздАТ, 2001. - 128 с.

4.Как оценивать качество образования? А.М. Новиков, Д.А. Новиков [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.anovikov.ru/artikle/kacth_obr.htm

5.Комкина Т.А. Исследование показателей качества образования в Российской Федерации с учетом региональных особенностей: диссертация … кандидата экономических наук: 08.00.05. М., 2012. - С. 175.

6.К вопросу о классификации факторов, оказывающих влияние на формирование маркетинговой стратегии ВУЗа Шеметова Н.К. УДК 378 ББК 74.584(2)-32 Научный вестник Уральской академии государственной службы. Электронная версия регулярного бумажного издания УрАГС, 2008-2011.

7.Мотова Г.Н., Наводнов В.Г., Куклин В.Ж., Савельев Б.С. Системы аккредитации за рубежом. М.,1998. - 180 с.

8.Новиков Д.А. Теория управления образовательными системами. М.: Народное образование, 2009. - 416 с.

9.Сироткин Г.В. Изменение формы представления лекционного материала - путь к повышению качества образования вуза // «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологи»: сборник статей по материалам XXXVII международной научно-практической конференции. (17 февраля 2014 г.) . - 2014. - № 38. - С. 41-48.

10.Сироткин Г.В. Когнитивная модель новой системы управления качеством образования вуза в целом // Г.В. Сироткин // « XXI Х международной научно-практической конференции (25 декабря 2013 г.). - 2013. - № 29. - С. 53-68.

11.Сироткин Г.В. Недостатки современных систем менеджмента качества и возможный способ их устранения // Г.В. Сироткин // «Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии», - 2013, - № 1 (21) - С. 145-150.

12.Сироткин Г.В. Системный анализ факторов качества образования в вузе // Г.В. Сироткин // «Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии», - 2013, - № 2 (22) - С. 109-118.

13.Сироткин Г.В. Элементы новой системы управления качеством образования, оценки качества образования и эффективности любого типа вуза // Г.В. Сироткин // «Технические науки - от теории к практике»: сборник статей по материалам XXVI международной научно-практической конференции (2 октября 2013 г.). - 2013. - № 26. - С. 43-50.

14.Субетто А.И., Селезнева В.А., Качество образования как синтезатор проблем развития образования в России: мониторинг, проблемы. / В сб. под общ. ред. А.С. Вострякова. Новосибирск: Изд-во НГТУ. 2000. - 380 с.

15.Терентьева Т.В., Кулакова М.Н. Факторы, влияющие на эффективность образовательных услуг ВУЗа в современном обществе // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5.

16.[Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://promecopalata.ru/doc/ISO9001-2011.pdf (дата обращения 10 августа 2013).

МОСКВА, 30 июл - РИА Новости. Министерство образования и науки РФ разработало перечень критериев, по которым будет оцениваться деятельность высших учебных заведений и приниматься решения о сокращении и объединении вузов; Российский союз ректоров (РСР) предлагает их уточнить и дополнить.

Президент Владимир Путин ранее заявлял, что до конца 2012 года необходимо выявить неэффективно работающие государственные вузы, а также разработать и утвердить до мая 2013 года программу реорганизации вузов. Он считает, что в стране есть учебные заведения, которые предоставляют студентам некачественное образование.

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов также отмечал, что в ближайшие три года предстоит провести сокращение госвузов на 20%, а их филиалов - на 30%.

"Целью проведения оценки эффективности деятельности высших учебных заведений является повышение эффективности их деятельности, направленной на совершенствование образовательного процесса, расширение интеграции с научной деятельностью, развитие международного сотрудничества вузов с зарубежными партнерами, расширение конкурентоспособности российских высших учебных заведений", - говорится в документе Минобрнауки РФ за подписью заместителя министра Александра Климова.

Ведомство предлагает оценивать эффективность деятельности вузов по четырем направлениям.

Первое направление - образовательная деятельность; в нем будут учитываться, в том числе, средний балл ЕГЭ зачисленных студентов, число выпускников, получающих стипендии президента и правительства РФ, доля выпускников, трудоустроившихся в течение одного года после окончания вуза.

Второе - научно-исследовательская деятельность; среди прочих критериев в расчет будут браться доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) от общих расходов вуза, а также доходов.

Третье - международная деятельность; здесь, в том числе, будет учитываться в общей численности учащихся доля иностранных студентов кроме граждан СНГ, Балтии, Грузии, Абхазии и Южной Осетии, также число обучающихся по программам послевузовского профобразования, прошедших стажировки в зарубежных вузах.

Четвертое - финансово-экономическая деятельность, где среди критериев учитываются доходы вуза из всех источников в расчете на одного работающего и отношение среднемесячной зарплаты научно-педагогических работников к средней заработной палате по экономике в регионе.

"Итоги оценки эффективности деятельности высших учебных заведений, проводимой в соответствии с настоящими критериями, учитываются Минобрнауки России, учредителями вузов при принятии решений о финансировании учебных заведений, формировании государственного задания, оптимизации сети вузов", - отмечается в документе.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВУЗОВ

РСР уже направил в министерство свои предложения по уточнению критериев.

"Сокращение сети и объедение вузов должно происходить, но мы считаем, что этот процесс должен быть органичным, а не административно-командный. Например, некая комиссия из работодателей, представителей региона, вузовского сообщества, органов власти, гражданского сообщества, могла бы рассматривать вопрос о ликвидации или слиянии вузов, которые не справляются с заданием или неспособны вести деятельность на основе частно-государственного партнерства", - сказал РИА Новости руководитель аналитической службы РСР Борис Деревягин.

Союз ректоров предлагает дополнить каждый из четырех министерских критериев. В части оценки эффективности образовательной деятельности вузов ввести такие пункты, как доля выпускников-лауреатов и номинантов международных и российских премий, а также доля работающих в госучреждениях и организациях с участием государства.

В оценку научно-исследовательской деятельности РСР предлагает добавить, кроме множества критериев по количеству цитирований публикаций студентов и работников вузов, такие параметры, как количество патентов и авторских прав, число учебников выпущенных под грифом Минобрнауки РФ на русском и иностранных языках, число заявок, поданных сотрудниками и учащимися вузов на гранты Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), президента РФ, некоммерческих негосударственных фондов.

Перечень критериев по международной деятельности РСР предлагает дополнить, в том числе, такими параметрами, как доля работников вуза, обладающих почетным званием, присвоенным зарубежным учебным заведением и число сотрудников, имеющих дипломы иностранного вуза. По мнению союза ректоров, этот раздел в целом необходимо расширить, включив в него оценку уровня связей вуза с бизнесом, наукой, школами, ссузами и регионам. Международная деятельность - лишь один из аспектов деятельности вуза по формированию, как своей социально-экономической устойчивости, так и устойчивости отрасли, региона, отметил руководитель аналитической службы РСР.

Что касается финансово-экономической деятельность, то, по словам Деревягина, союз ректоров считает это направление оценки лишним и полагает, что его критерии могут быть распределены по другим разделам.

"Нам кажутся принципиально важными критерии по приросту объема внебюджетных доходов и доходов от внедрения научных разработок на одного педагогического работника и учащегося темпами не ниже инфляционных. Также плавное увеличение числа цитирований в российских и зарубежных научных журналах темпами не ниже общемировых на одного педагогического работника и учащегося. Мы сделали достаточно конструктивные предложения, которые легко учесть", - считает руководитель аналитической службы РСР.