Крымские скифы. Скифы в крыму — от кочевий к городам

Во-первых, неподалеку от города Севастополя можно найти жетон от МДРегион , который грустно лежит в земле уже второй месяц и никак не дождется того, кто его обнаружит и получит заслуженный приз - металлоискатель. Дам небольшую наводку: если выйти перпендикулярно дороге к месту закладки жетона, от дороги прямо, то можно его с легкостью найти. Думаю, в скором времени появится счастливчик, который найдет долгожданный жетон.

Во-вторых, в Крыму есть и многие другие объекты для удачливого кладоискателя. Многие меня спрашивают, где искать. И что конкретно искать.

Если вы хотите искать по определенной эпохе, карты вам в руки. Интернет - огромная библиотека, где можно найти исторические книги, и статьи, и даже, при желании, спокойно войти в онлайн-библиотеку Таврического национального-исторического института. Там множество диссертаций и статей от заслуженных историков.

Если вкратце, в Крыму есть все! Разные эпохи, начиная со скифов, заканчивая Великой Отечественной. Главное - знать места.

Крым. Руины цитадели Мангул-Кале

Но хочу вас предупредить: в основном, на территории полуострова большинство интересных мест для копа расположены на территории археологических памятников и прочего исторического наследия. И по закону копать запрещено. Поэтому многие боятся, что хобби принесет только проблемы, а в будущем копаря ждут только наручники и большой штраф.

Конечно, если вы будете перекапывать и вскрывать скифские курганы, или займетесь не одобренными ни музеем, ни государством раскопками на территории древнего Херсонеса, тут даже комментариев не требуется. Самое малое, что вам грозит - это суд и, в итоге, колоссальных размеров штраф.

Однако есть места, где копать реально можно. Нужно просто договориться с хозяином земли - и вперед. Если вас интересует современная «ходячка», ювелирные украшения, то всегда есть пляжи. Оттуда вас точно никто не прогонит, разве что может возникнуть конфлик с местными копарями, которые всю территорию поделили уже давным-давно. Но вы ничего не нарушаете: прибрежная зона - не археологический памятник, занчит, копать можно. Здесь ищут по правилу: кто не успел, тот опоздал.

Античность

Первым делом мои друзья, увлеченные приборным поиском, а также посетители форумов и страничек в соцетях, спрашивают про «антику». Где ее искать? Самое приближенное по расстоянию место в Севастополе - село Хмельницкое, Черная Речка, Чернореченский заповедник. Далее, так называемая «римская дорога» или Календская тропа, которая в древности соединяла два римских гарнизона - в Херсонесе и в крепости Харакс на мысе Ай-Тодор, где ныне расположено «Ласточкино гнездо».

После ухода римлян из Крыма их материальным наследием продолжали активно пользоваться. По некоторым сведениям, во времена Крымского ханства население Байдарской долины должно было заниматься поддержанием в порядке римских дорог, за это оно освобождалось от податей. Так, что и артефакты-монеты ханства можно отыскать.

Примерная карта римской дороги

В момент завоевания Крыма татарами приморская часть полуострова (Херсонес, Сугдея, или Судак, Боспор) находилась под властью Византии, а северная степная часть принадлежала половцам, которые брали дань с греческих городов и пользовались греческими гаванями для вывоза рабов и для приобретения иностранных товаров.

В горной части Крыма было расположено находившееся в вассальной зависимости от Византии небольшое княжество Готия, или Дори, с центром на месте теперешнего Эски-Кермен и с сильной крепостью Феодоро, или Мангуп-Кале.

Скифы

Вернемся немного назад. Во времена персидского царя Дария (550-486 гг до н.э.) степной Крым был населен скифами и им принадлежал. Это заключение следует из той части рассказа греческого историка Геродота, где он повествует о подготовке скифов к войне. Тавры, населявшие, согласно трудам Геродота, горный и предгорный Крым, могли быть соседями скифов только при условии принадлежности степной части полуострова последним.

Скифов принято делить на четыре племени. В бассейне реки Буг проживали скифы-скотоводы; между Бугом и Днепром - скифы-хлебопашцы; к югу от них - скифы-кочевники; между Днепром и Доном - царские скифы. Центром царской Скифии был бассейн реки Конки, где находился город Геррас. Крым также являлся территорией расселения самого сильного племени скифов - царских.

Скифские поселения

Скифское царство в Крыму просуществовало до второй половины III в. н.э. и было уничтожено готами. Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племен Великого переселения народов.

Военные трофеи

Российская императрица Екатерина II в 1783 году подписала манифест о присоединении Крыма в состав Российской Империи. А в 1853 году началась Крымская война. Причиной Крымской войны стали столкновения интересов России, Англии, Франции и Австрии на Ближнем Востоке и Балканах. Ведущие европейские страны стремились к разделу турецких владений в целях расширения сфер влияния и рынков сбыта. Турция стремилась взять реванш за предыдущие поражения в войнах с Россией.

Поводом к войне стал спор между православным и католическим духовенством о принадлежности «палестинских святынь» (Вифлеемский храм и храм «Гроба Господня»). Просвещенная Европа вкупе с Российской империей настаивала на возврате святых мест христианам, а турки совершенно не хотели терять территории. И объявили, в итоге, войну.

Героическая оборона Севастополя.

В ходе Крымской войны погибло много бойцов, как и русских, так и союзников. Сражение на реке Альба, Инкерманское сражение, Балаклавская резня, где погибла вся английская знать. Много есть мест, где проходили сражения и остановки английских, французских и турецких войск. Даже если пройтись с металлоискателем вдоль виноградников, следуя напрямую к великой горе Сапун, то можно найти как железный мусор, так и французскую пуговицу солдата, или дробь английского мушкета.

Общий план осадных работ пред Севастополем в 1854-55 годах.

Итак, подведем итоги. Что же можно найти на территории полуострова? Многое: скифские наконечники стрел, римские динарии, серебряные дирхемы и медные пулы Золотой орды, екатерининские «пятаки» и иные артефакты и монеты. Крым полон изумительных исторических находок.

P.S. Перед тем, как идти на поиски, посмотрите, где надо искать, проверьте старые карты. Но не забывайте о законах! И не разрушайте культурный слой. Удачи.

В Крыму со скифами связано столько мест, достопримечательностей, артефактов, что никакой статьи не хватит описать все. Поэтому постараемся вспомнить самые важные, значимые, интересные.

Существовал этот народ с VIII в. до н. э. по IV в. н. э. Гипотез появления скифов немало. Основных две. По первой они потомки представителей срубной культуры, то есть коренной народ Причерноморья. По второй – они, как и , пришли с Алтая, вытеснили киммерийцев и расселились до самого Дуная. В Крыму постепенно они смешивались с – местными горными племенами, торговали\воевали и тоже смешивались с греками, чьи полисы были расположены практически по всему побережью полуострова.

Скифы, это не один народ, а большая группа ираноязычных племен. По крайней мере античные историки перечисляют почти два десятка, и называют самых восточных, живущих у Дона и в степном Крыму – царскими. Кстати, скифами их звали греки, самоназвание — сколоты.

Считается, что письменности у скифов не было, но в Крыму в лапидарии краеведческого музея пос. Черноморское хранится уникальный артефакт – плита со скифскими петроглифами, найденная на раскопках в городище Калос-Лимен. Увы, прочитать его, хотя бы частично, до сих пор никто не смог.

Может, это «список» тавро табунов местных племен? С кого брать пошлину с кого нет? Или заготовка для ювелира или другого ремесленника?

Что в Крыму напоминает о скифах

  1. — первая столица скифов в Крыму (Белогорск).
  2. – вторая столица ().
  3. – древнегреческий город-порт, был захвачен скифскими племенами во II в. до н. э. ()
  4. Греко-скифское городище «Чайка» под Керкенитидой ().
  5. Кара-Тобе – греко-скифское городище ().
  6. «Долгий бугор» и святилище в Змеиной пещере (Партизанское),

Обнаружены крупные позднескифские поселения и в других местах, это Кермен-кыр и Булганакское городище (под Симферополем), городища Борут-Хане (Зуя) и Бурундук Кая (Мичуринское), укрепления Балта-Чокрак (Глубокий Яр) и Золотое ярмо (Дружное), Усть-альминское городище (п. , Бахчисарайский район). Кстати, в последнем совсем недавно нашли прекрасный клад золотых украшений.

Из античных источников мы знаем названия скифских поселений в Крыму, но точно соотнести их с имеющимися городищами пока не удается.

Скорее всего городище в центре Симферополя на Петровских скалах, это , где правил царь Скилур (II век до н. э.) при котором владения крымских скифов достигли максимальных размеров и вышли далеко за пределы полуострова.

– новый город, новая столица, перенесенная из . Палакий был основан Скилуром и видимо назван им так в честь сына Палака. Получается, что городище Ак-Кая, это Хабеи или Напит. А в средние века это поселение носило название Фуллы, так как в летописях упоминается, что город стоит у пещеры с источником. Пещера есть до сих пор, это грот Кок-Коба, вдоль внутренней стены которого круглый год стучит капель из родниковой воды. В жару здесь отдыхает скот, и грот напоминает провал во времени — вот сейчас внутрь, проверить свое стадо, зайдет скифский пастух.

Но главное, что оставили после себя скифы, это курганы, сотни курганов в разных частях степного Крыма. Многие кочевые народы устраивали погребения подобного типа – каменный или деревянный склеп сверху засыпали камнями и землей, и чем значимее для народа был покойный, тем выше возводили холм.

Собираясь к обязательно посетите в ее окрестностях «Долину царей» с тремя курганными, видимо царскими некрополями – Беш-Оба, Ак-Кая и Сары-Кая. Там же, недалеко от городища Ак-Кая можно осмотреть хорошо сохранившийся каменный склеп.

Раскопки крымских курганов ведутся давно. И хотя большая часть из них разграблена задолго до появления науки археологии, ученым все же удалось сделать в них немало интереснейших находок. Посмотреть на них также можно в краеведческих музеях крымских городов, золотые украшения – в «Золотой кладовой» центрального в Симферополе.

В лапидариях этих музеев хранятся и каменные бабы, когда-то охранявшие степные пути кочевников. Хотя, возможно вам повезет и в каком-то затерянном уголке полуострова, вдали от дорог, вы встретите одного из этих немых свидетелей прошлого.

Закат крымской Скифии

С прародины скифов, Алтая, на Причерноморье надвигались новые орды кочевников. Сначала, родственные скифам, сарматы, аланы, а затем и готы. Они выдавили скифов с материка. Но и на полуострове было неспокойно. и Боспорское царство не только отжимали скифов от побережья, но и осаждали степные крепости.

В итоге, потерпев поражение в войне с Понтом, позднескифское царство распалось, племена сколотов попали в зависимость от соседей, ассимиляция усилилась, а Великое переселение народов, когда Крым заполонили готы, положило конец истории этого народа.

— племена, населявшие степи Восточной Европы в VII-II вв. до н.э. Современные представления о появлении скифов можно свести к двум основным теориям. По первой, формирование скифского этноса происходило на основе местного предскифского населения, жившего в Причерноморье еще в позднем бронзовом веке. Вторая, более сложная, исходит из сведений, ставших известными древнегреческому историку Геродоту. Согласно этой теории, проникли в Причерноморские степи и в Крым из Азии. Существуют и научные гипотезы, разнообразно сочетающие эти представления о происхождении скифов и, очевидно, наиболее близкие к реальности. принадлежали к европеоидной расе, их язык относился к иранской группе индоевропейских языков.

Современные археологические периодизации скифской эпохи многочисленны и разнообразны. Наиболее удачным вариантом выглядит ее деление на периоды: архаический — VII-VI вв. до н.э., среднескифский — V в. до н.э., позднескифский — IV — начало III вв. до н.э. Оно основывается на наблюдаемых археологами изменениях скифской культуры. Признаками этой культуры считают «скифскую триаду», состоящую из характерных предметов: оружия - мечей-акинаков и бронзовых наконечников стрел, украшений в зверином стиле и конского снаряжения. Завершение скифской эпохи в Северном Причерноморье и в Крыму относят к концу первой трети III в. до н.э.

В западном Крыму для захоронений скифы использовали и ямы, и каменные ящики. Наибольшую известность получило погребение Золотого кургана. Оно было впускным. Мужчина-воин лежал в могильной яме на специальном грунтовом возвышении-ложе, головой на запад. Ha eгo шee находилась золотая гривна — шейное украшение в виде разомкнутого кольца. Пояс был украшен бляхами с изображением орла и грифоньей головы. В ногах стоял болышой лепной кувшин. Находившийся под погребением набор оружия, помимо овального деревянного щита с набитыми на него железными пластинками, включая короткий железный меч в ножнах с золотой обкладкой, деревянный, обтянутый кожей, колчан со 180 наконечниками стрел. Устье колчана украшала объемная фигура пантеры, выполненная из бронзы и покрытая золотой фольгой.

Очень интересные события происходили в V в. до н. э. в восточной части Крыма — на Керченском полуострове. Здесь начался процесс оседания скифов на земле. Они были втянуты в сферу влияния только что образовавшегося Боспорского царства, заинтересованного в производстве как можно большего количества хлеба. Недавние кочевники превращались в земледельцев, основывали долговременные поселения, переходили от подкурганного обряда к устройству грунтовых кладбищ. К этому же времени относятся первые варварские, очевидно, скифские погребения на некрополе боспорского города Нимфея. Однако скифов в городах Боспора жило еще совсем немного. Об этом свидетельствует очень неболышое количество лепной скифской керамики, найденной на Боспоре в слоях VI-V вв. до н. э…….

В IV в. до н.э. жизнь в крымских владениях скифов изменилась. В это время население увеличилось в несколько раз. Ограниченность пространства, пригодного для кочевой жизни, привела к тому, что большая часть скифов была вынуждена перейти к земледелию. В Степном и Предгорном Крыму происходил переход массы кочевых скифов к оседлости. Это явление особенно хорошо заметно на Керченском полуострове, а также в степи и предгорье близ Феодосии. Происходила седентаризация (переход к оседлости) на скифских землях, граничивших с землями Боспорского царства, либо на землях, ранее бывших скифскими, но в этом столетии вошедших в состав Боспорского государства. Здесь на протяжении столетия возникло несколько десятков деревень, населенных в основном варварами. Размеры сел были разными, от небольших хуторов с двумя-тремя домами-усадьбами, находившимися на приличном расстоянии друг от друга, до больших, поселков, занимавших площадь в несколько десятков гектаров. В них расстояние между домами составляло 30-50 м. Свободное пространство занимали сады и огороды. Нередко между домами возвышались невысокие холмы — зольники. Это была и мусорная свалка, используемая семьей или родственными семьями, и одновременно служившая святилищем божеств, хранителей домашнего очага и семейного благополучия. Дома состояли из двух-трех комнат, имевших жилое и хозяйственное назначение, небольших помещений, отведенных для содержания животных. Их стены возводили из камня на глиняном растворе. Иногда каменными были лишь цоколи, а выше стены состояли из сырцовых, то есть необожженных, высушенных на солнце кирпичей. Крыши были земляными, лишь изредка археологи находят обломки покупной плоской черепицы. Во дворах находились многочисленные хозяйственные ямы, предназначенные для хранения зерна в колосках. В каждую из таких емкостей глубиной от 1,5-2 м и более, вмещалось от полутонны до тонны зерна. Иногда встречаются и крупные ямы вместимостью в несколько тонн. Такие хранилища с широкой нижней частью и узким устьем существовали сравнительно недолго. Как правило, через несколько лет после сооружения их засыпали бытовым мусором — пеплом и обломками разбитой посуды. Бытовые предметы, найденные в мусоре, представлены обломками греческих амфор, местной лепной и приобретенной у греков гончарной посуды, кусками глиняных жаровен, глиняными грузиками для веретен — пряслицами. Изредка встречаются более крупные грузы для ткацких станков. Среди находок на поселениях известны единичные греческие монеты, бронзовые украшения для конской упряжи, бронзовые наконечники стрел, железные орудия труда и обломки оружия.

Основным занятием сельских обитателей было земледелие. Они выращивали пшеницу, которую через порты Боспорского царства продавали в Грецию, в основном в древние Афины. Жители сел занимались придомным и пастушеским скотоводством. Характер придомного скотоводства понятен современному человеку, пастушеское может быть связано с длительным нахождением стада вдали от дома на летних и зимних пастбищах. Доля лошадей в их стадах, по сравнению с кочевым стадом, снизилась, зато возросла доля крупного рогатого скота. Часть мясных продуктов получали путем охоты на диких животных. Садоводство и огородничество существовало в небольших размерах и было направлено на удовлетворение потребностей членов семьи. Семьи, судя по размерам домов, были небольшими — парными, состоящими из родителей и их детей. Похоже, что взрослые сыновья отделялись от отцов, создавали собственные усадьбы и получали новые земельные наделы.

Судя по тому, что все эти дома похожи друг на друга, можно думать, что жители поселков имели близкий по уровню материальный достаток. Скорее всего, это были недавние рядовые кочевники и обедневшие скифы, лишившиеся своих стад и права пользоваться пастбищами. Их труд в своих интересах использовала высшая скифская знать. Возможно на землях Боспорского государства такие «соседские» общины эксплуатировала царская власть.

Близ поселений в восточном Крыму появляются курганные могильники, состоящие из многих насыпей, под которыми находились каменные и грунтовые склепы, предназначенные для членов одной семьи. Лучшие гробницы из хорошо обработанного камня сооружали специально приглашенные для этого каменотесы и строители-греки.

В курганах степного Присивашья были распространены могилы в виде катакомб — небольших искусственных пещер, предназначенных для захоронения одного-двух человек. Население этой части Крыма продолжало придерживаться традиций, характерных для степняков. К тому же здесь нет сел, но нередко встречаются следы стойбищ — недолгах остановок скотоводов. Здесь сохранялся кочевой образ жизни.

Захоронения кочевников богаче, чем могилы земледельцев: их положение в скифском обществе было выше, чем у земледельцев.

Скифская аристократия высокого ранга в это время сосредоточилась в предгорной части полуострова. В первой половине IV в. до н.э. существовал аристократический могильник Дорт-Оба, исследованный археологами близ Симферополя. Возможно, здесь хоронили номархов — правителей крымской части Скифии, подчинявшихся великому царю Атею, возглавлявшему всех причерноморских скифов. Более поздний, относящийся ко второй половине этого столетия могильник местной знати расположен у современного г. Белогорска. Курганы высотой около десяти метров говорят о том, что на Таврическом полуострове появилась собственная династия, считавшая себя всего лишь на один ранг ниже великих царей всей Скифии.

Действительно, на вершинах гор Ак-Кая и Беш-Оба находится caмый большой аристократический могильник крымских скифов, возникший не ранее середины IV в. до н.э. Аккайский курганный некрополь несет оригинальные черты. Они выражены в продуманном использовании особенностей местности и характеризуются архитектурным решением, при котором большие курганы оказались включенными в рельеф Горного Крыма. Так, при взгляде из Степного Крыма на горно-предгорное междуречье рек Биюк-Карасу и Кучук-Карасу, уже с расстояния 15-20 км, а в дни с контрастным освещением — с расстояния в несколько десятков километров, открывается ритмическая картина острых и куполовидных вершин Крымских гор, между которыми проступают как бы уравненные с ними по величине и значению силуэты больших курганов. В строго продуманном выборе перспективы убеждает и то, что в другой части Предгорного Крыма при всем старании, не удалось бы добиться такого эффекта. Поэтому памятник можно отнести к числу уникальных для Северного Причерноморья ланшафтно-архитектурных «парков». Среди почти что сотни небольшие курганов, здесь возвышаются 10 курганов высотой от 6 до 10 м. Под насыпью каждого из них было совершено захоронение представителя скифской аристократии, который в условиях Крымского полуострова, при жизни мог претендовать на царский титул. За две с половиной тысячи лет эти могилы были разграблены и не один раз (этого не понимают современные торговцы древностями, поэтому бригады алчных осквернителей гробниц проодолжают бессмысленно разрушать памятники). Археологам удалось осмотреть только две гробницы, находящиеся под курганами. В одном случае, это была большая скифская катакомба, такая же, как и в больших курганах древних царей Степной Скифии. Во втором, современные грабители раскрыли большой каменный склеп, построенный специально приглашенными греческими мастерами.

Еще одна ветвь скифской аристократии с высоким уровнем притязаний осела в столице Боспорского царства Пантикапее. Ее богатства создавали скифы, обитавшие в многочисленных селах, остатки которых обнаружены археологами на Керченском полуострове. После смерти знатные скифы были похоронены в курганах Куль-Оба и Патиниоти, расположенных в некрополе Пантикапея среди гробниц знатных греческих семей, живших в Пантикапее.

И Куль-Оба и курган Патиниоти по размерам относятся к той же группе аристократических курганов, что и находящиеся на г. Беш-Оба и Ак-Кая в Крымском предгорье. Это уравнивает социальное положение похороненных в них варварских вождей или царей. Каменный склеп, над которым был сооружен курган Куль-Оба, имел вид прямоугольника с уступчатым перекрытием высотой 5 метров. На деревянном ложе покоился скифский владыка в расшитой дорогими украшениями одежде. Здесь находилось богато декорированное оружие, украшения, драгоценные сосуды. Рядом стоял кипарисовый саркофаг с захоронением женщины, в котором были найдены многочисленные украшения. Покой хозяев охранял слуга — оруженосец. Почти таким же было захоронение в кургане Патиниоти. Возможно, в эти двух недалеко друг от друга расположенных курганах, находились гробницы членов одной аристократической семьи, избравшей местом своего пребывания греческий город.

В западной части Крымского полуострова, в кургане Чаян (близ Евпатории), обнаружено еще одно захоронение скифского аристократа. Вероятно, он возглавлял скифов Западного Крыма.

Судя по оружию, обнаруженному в захоронениях, аристократы в военное время были предводителями скифских отрядов, в которых рядовые кочевники составляли костяк конницы, а земледельцам была отведена роль легко вооруженной пехоты.

О взаимоотношениях скифов с греческим населением Крымского полуострова в IV в. до н.э. можно судить лишь по отрывочным свидетельствам из истории Боспорского государства. Так, в начале столетия скифы, подданные царя всей Скифии Атея, выступили в роли союзников боспорского правителя Левкона в войне Боспорского царства против независимой Феодосии. Во второй половине столетия произошла война уже между скифами и Боспором. Причины ее не ясны, однако это столкновение вряд ли было длительным. Вероятно, Боспор, используя в первую очередь экономические рычаги, сумел умиротворить скифов. Поэтому, когда два десятилетия спустя разгорелась борьба за боспорский престол между законным претендентом Сатиром и его противником Евмелом (кстати, братом Сатира), поддержтгоаемым приазовскими сираками из мощной сарматской группы племен, скифы выступили на стороне Сатира, который в конечном итоге проиграл. Это было их последнее активное вмешательство в боспорскую политику, приблизившее решающее столкновение между скифами и их восточными соседями — сарматами.

О катастрофе, постигшей и скифов, и греков в 70-60-е гг. III в. до н.э., можно судить по материалам скифских поселений Феодосийской и Керченской зоны, а также херсонесских поселений Северо-Западного Крыма, в их числе Керкинитиды и Калос Лимена. Жизнь внезапно прекратилась на сотнях поселений, на некоторых из них были обнаружены следы пожаров и останки погибших людей. Картина полного разгрома удручающа, видимо, пришедшие из-за Дона сарматские племена в течение одного или нескольких походов полностью покончили со скифами, в их арсенале были складные ножи и острые топоры, не пощадив и греческих владений. Уцелели лишь греческие города, защищенные мощными каменными стенами.

Основную часть населения Северного Причерноморья в III в. до н. э. составляли попрежнему скифы. Скифы и геты упорно отражали все попытки македонян проникнуть к северу от Дуная. В 331- 330 гг. наместник Александра Македонского во Фракии Зопирион, направившийся с 30 тыс. войска в скифские степи, дойдя до Ольвии, погиб в сражении со скифами. Попытку Зопириона повторил Лисимах, мечтавший о подчинении своей власти всего понтийского побережья. В 292 г. до н. э. он перешёл Дунай и двинулся против гетов, но попал в окружение и вынужден был отказаться от своих завоевательных замыслов. Северное Причерноморье осталось за пределами держав наследников Александра, население его сохранило свою независимость.

Гораздо более серьёзная опасность угрожала скифам с востока. На юго-восточных границах скифских степей, по южному берегу Меотиды (Азовского моря) и на Северном Кавказе, как уже говорилось выше, жили племена синдов, меотов и савроматов, или сарматов.

Со второй половины IV в. до и. э. сарматы начинают оказывать давление на скифов с востока. Греческие источники этого времени уже помещают сарматов на правом берегу Танаиса (Дона), т. е. на территории, некогда заселённой скифами. По своему общественному строю сарматы были гораздо примитивнее скифов. Даже самые богатые из сарматских погребений проще и скромнее скифских. Сарматы значительно меньше, чем скифы, были затронуты торговыми связями с эллинским миром.

Положение стало изменяться в III-II вв. до н. э. Во II в. значительные массы сарматов появляются в степях к западу от Танаиса. В мирном договоре, который был заключён в 179 г. до н. э. Фарнаком I Понтийским с царями Пергама, Вифинии и Каппадокии, в числе европейских правителей упоминается сарматский «царь» Гатал.

Движение сарматов на запад было связано с разложением у них первобытно-общинных отношений. Развитие скотоводства и накопление богатств, прежде всего скота, приводит к выделению племенной знати. По мере увеличения стад возникает потребность в новых пастбищах; формирующаяся племенная знать жаждет добычи, стремится к дальнейшему накоплению богатств - рабов, драгоценных металлов, дорогих сосудов, тканей, украшений. Всё это толкало сарматов на земли более богатых скифов и к древним центрам рабовладельческой цивилизации. Укрепляются связи сарматов с эллинскими колониями, главным центром работорговли становится Танаис.

Отдельные сарматские племена просачивались далеко вглубь скифских степей. Это продвижение совершалось тем более легко, что население этих степей продолжало оставаться в значительной своей части кочевым. Хотя продвижение на запад и сопровождалось ожесточённой борьбой со скифами, однако оно вовсе не означало полного вытеснения скифского населения. Лишь часть его отступала под напором сарматов на запад и в Крым; многие же скифские племена оставались на месте и даже, по всей вероятности, смешивались с сарматами, к которым они были близки по языку. Преобладание в степях Восточной Европы начинает переходить от скифов к сарматам. Этот процесс окончательно завершается во II-I вв. до н. э.

Скифское царство в Крыму

В IV-II вв. до н. э. многие кочевые скифские племена переходят к оседлому образу жизни и начинают заниматься земледелием. Исчезают большие укрепленные поселения. Вместо них на Нижнем Днепре и Южном Буге возникает ряд мелких городков, существовавших наряду с поселениями открытого типа. Наиболее развитой областью Скифии становится степной Крым. Здесь рядом с постройками, напоминающими кочевую юрту, появляются прочные каменные дома с черепичными крышами, не уступающие домам эллинских колонистов. Разные типы домов и хозяйственной утвари, а также наличие богатых и бедных погребений в могильниках свидетельствуют о далеко уже зашедшем имущественном расслоении скифского общества. В результате социального расслоения, развития рабовладения и формирования классов во второй половине III в. до н. э. складывается Скифское государство. Наибольшего расцвета оно достигает во II в. до н. э. при царе Скилуре. Столицей царства был город Неаполь, основанный, вероятно, Скилуром, на берегу Салгира (около современного Симферополя). До сих пор раскопана лишь небольшая часть Неаполя, но и то, что вскрыто, показывает, что это был значительный по размерам город с густо застроенными кварталами, с мощными оборонительными сооружениями. Стены Неаполя были построены из каменных глыб, связанных глиняным раствором. Население города занималось земледелием и скотоводством; в жилых кварталах найдено много жерновов и зерновых ям с остатками пшеницы, ячменя, проса, а также большое количество костей домашних животных. В городе существовало местное гончарное производство. Многочисленные предметы из Афин, Родоса, Египта, Пергама, Синопы, причерноморских городов указывают на развитие торговли. Наряду со скифами в городе жили и эллины. Царь Скилур начал чеканить монету со своим именем; надписи на монетах были сделаны iio-гречески и изображения имели чисто греческий характер - это должно было обеспечить монете Скилура хождение в эллинском мире.

Барельсф с изображением скифских царей Скилура и его сына Палака. II в. до н. э. С прорисовки Бларамберга.

Важное значение для изучения скифской культуры II в. до н. э. имеет расположенный в Неаполе рядом с городской стеной склеп-мавзолей, в котором сохранилось до 70 погребений скифской знати. Эти погребения очень богаты: в них найдено свыше 1 300 золотых украшений. В архитектуре, строительной технике, живописи, орнаменте украшений много самобытных скифских черт.

Потребность в новых землях для полей и пастбищ, которая чувствовалась особенно настоятельно ввиду постоянного притока новых скифских племён из степей Северного Причерноморья, откуда их вытесняли сарматы, стремление скифских царей подчинить своей власти ближайшие центры торговли с внешним миром - всё это толкало Скифское царство к завоевательной политике, ближайшим объектом которой становятся Ольвия и Херсонес.

Ольвия в IV-II вв. до н. э.

В IV-III вв. Ольвия и Херсонес продолжали оставаться самостоятельными полисами. На периферии Ольвии и раньше имело место взаимодействие эллинов и скифов и даже сложилось смешанное (миксэллинское) население. Теперь это взаимодействие можно проследить в самом городе. Оно нашло отражение в материале ольвийских некрополей. Весьма симптоматично, что примитивная лепная керамика воспроизводит античные формы, а керамика, сделанная на гончарном круге, воспроизводит формы скифские. Переплетение эллинских и местных элементов заметно и в области прикладного искусства. О росте значения местных элементов говорят и негреческие имена, которые встречаются в ольвийских надписях.

Во второй половине IV в. в Ольвии обостряются внутренние противоречия и социальная борьба. Во время осады города Зопирионом в 331 г. до н. э. правящая олигархия Ольвии вынуждена была пойти на уступки требованиям народных масс: была произведена кассация долгов, для пополнения войска были освобождены рабы и наделены гражданскими правами чужеземцы. Только благодаря этому удалось отстоять Ольвию от врага.

Данные археологии показывают, что в III-II вв, ольвийское ремесло достигает высокого технического совершенства. Быстро развивается керамическое производство: процент местной керамики по сравнению с привозной заметно повышается. Все металлические предметы, употреблявшиеся в быту и в производстве, вырабатывались на месте. Высокого уровня развития достигли также строительное дело и архитектура, об этом свидетельствуют зрелые приёмы в планировке города и его благоустройство. Город имел крепостные стены с башнями, общественные житницы, два рынка, склады для товаров в гавани, мастерские для ремонта судов, причалы. Улицы были замощены каменными плитами и снабжены водосточными канавами.

Во внешней торговле Ольвии Афины отходят на задний план, зато укрепляются связи с эллинистическим Востоком - Пергамом, Египтом, с островами Эгейского моря - Родосом, Фасосом, с городами Южного Причерноморья - Синопой, Гераклеей и т. д.

Развитие рабовладельческого производства и товарно-денежных отношений в Ольвии сопровождалось теми же явлениями, что и в других греческих полисах: происходят усиленная концентрация земли и массовое разорение крестьянства, рост ростовщичества и задолженности значительной части гражданского населения. Чтобы предотвратить возможность демократических переворотов, богатые граждане уделяли часть своих средств на нужды города и подачки беднейшим слоям граждан.

Внутренние противоречия в Ольвии усугублялись внешними затруднениями. Натиск сарматов с востока привёл в движение скифские племена. Предводители кочевых племён требовали с Ольвии «даров», и городу приходилось не только откупаться от них дарами, но временами даже платить им дань. Бессильная бороться с возрастающим напором кочевников, Ольвия в середине II в. до н. э. подчиняется власти Скилура и начинает чеканить его имя на своих монетах.

Скифы были заинтересованы в существовании Ольвии как ремесленного и торгового центра в составе их царства. Прежний металлургический центр скифов на Днепре (Каменское городище) находился теперь вне владений крымских скифов, а их военное дело требовало большого количества металлических изделий. Вероятно, подобно тому как монетный двор Ольвии использовался для чеканки монеты Скилура, ремесленные мастерские Ольвии должны были удовлетворять нужды скифского войска.

Подчинение Ольвии было выгодно не только Скифскому царству, но в некоторых отношениях и самим гражданам Ольвии. Оно избавляло Ольвию от набегов кочевников и уплаты им дани. Жители Ольвии - ольвиополиты, как подданные скифского царя, могли пользоваться преимуществами в торговле с Неаполем, что отвечало торговым интересам ольвийской знати. Царство Скилура было первым местным государственным образованием Северного Причерноморья, которое подчинило своей власти эллинскую колонию.

Херсонес и его борьба со скифами

В отличие от Ольвии Херсонес упорно сопротивлялся скифам. Если в жизни Ольвии большую роль играли торговля и ремесло, то Херсонес был, в первую очередь, земледельческим поселением. Он обладал значительной территорией, расположенной в основном на Гераклейском полуострове (к югу от Севастопольской бухты). Эта территория распадалась на участки (клеры), принадлежавшие отдельным гражданам. В настоящее время один"из клеров удалось обследовать археологически. Общая площадь этого "клера - около 30 га. В центре его находилась усадьба. Клер делился, в свою очередь, на большое количество мелких участков (до 39), имевших различное хозяйственное назначение: виноградники, поля, сады ц подсобные участки. Виноградники и сады занимали больше половины площади клера. Это показывает, что сельское хозяйство Херсонеса имело в основном интенсивный характер.

Во второй половине III в. до н. э. скифы начинают теснить Херсонес. Для обороны от внешних нашествий в юго-восточной части города строится стена, которая должна была защищать портовую часть города, расположенную у современной Карантинной бухты. Кроме того, Херсонес обратился за помощью к Боспорскому царству. Боснор, однако, находился сам в состоянии упадка и не мог оказать достаточно действенной помощи. В 80-х годах II в., возможно через свою метрополию Гераклею, Херсонес сблизился с понтийским царём Фарнаком, стремившимся выставить себя защитником эллинских городов против окрестного варварского населения.

В 179 г. до н. э. между Херсонесом и Фарнаком был заключён специальный договор, фрагмент которого сохранился в херсонесской надписи. Этот договор был направлен против скифов: Фарнак обязался помогать Херсонесу, если соседние варвары нападут на город или подвластную ему территорию. Херсонесу договор был полезен; насколько можно судить при скудости источников, город на протяжении нескольких десятилетий пользовался относительным спокойствием. Наступление скифов возобновилось в конце II в. до н. э. К 110- 109 гг. владения Херсонеса на северо-западном берегу Крымского полуострова - Керкинитида, Прекрасная гавань - оказались под властью скифов. Продолжая своё наступление, скифы подошли почти к самому городу. Одновременно усилились нападения на Херсонес других его соседей - тавров. В этот критический момент херсонесцы прибегли к крайним мерам: они снова обратились за помощью к Понту, однако теперь уже не на основе союзнических отношений, как предусматривалось договором 179 г., а на условиях признания зависимости от понтийского царя Митридата VI, которого они провозгласили своим простатам (защитником). Между тем напор скифов на херсонесские владения не прекратился, а, может быть, ещё более усилился после смерти их царя Скилура (вероятно, в 110-109 гг. до н. э.), которому наследовал его сын Палак. Это побудило Митридата послать в Херсонес более крупные силы под командованием своего полководца Диофанта. Борьба скифов с Диофантом длилась несколько лет. В ходе этой борьбы царь Палак заключил союз с сарматским племенем роксоланов. Но, несмотря па численное превосходство скифов и роксоланов, победа в конечном счёте осталась за Диофантом благодаря применению им более совершенной эллинистической военной техники против армии Палака и его союзников.

В следующую эпоху — ранний железный век — из отдельных племен начали формироваться народы. Первыми из них в Восточном Крыму поселились киммерийцы . Даже во времена Гомера и Геродота, которые поведали нам о киммерийцах , этот народ уже стал переходить из реальной истории в мифы и сказания.

Современные ученые считают, что киммерийцы проживали в Крыму с XV по Ⅶ век до нашей эры. Но где именно? На всем степном просторе от Дона до Дуная — либо только на Таманском и Керченском полуострове? И чем занимались эти древние племена — жили оседло, пахали землю и выращивали пшеницу или кочевали вслед за стадами животных? На каком языке говорили киммерийцы ? По сохранившимся в ассирийских хрониках именам киммерийских вождей можно предположить, что их язык принадлежал к иранской группе индоевропейской языковой семьи.

Благодаря изображениям на этрусских и греческих вазах мы знаем, что киммерийцы были хорошими наездниками и очень умелыми лучниками, что они носили удобные для верховой езды узкие штаны и приталенные рубахи, островерхие шапки и мягкие кожаные сапожки. Война была частью жизни киммерийцев , — ведь главной их ценностью считался скот, а стада в любую минуту могли присвоить жители соседних племен, не говоря уже о грозных пришельцах из великой степи.

Согласно Геродоту, киммерийцев из причерноморских степей вытеснили скифы . Об этих северных степных кочевниках было известно еще в библейские времена. Они наводили ужас на Малую Азию. Скифами в то далекое время называли родственных по материальной и духовной культуре степняков, кочевых и оседлых, говоривших на языке североиранской языковой группы. По роду занятий стали различать племена «царских» скифов, скифов-скотоводов и скифов-пахарей.

Скифы пришли в Причерноморье в Ⅶ веке до нашей эры. С их приближением пустынные степи окутывались огромным облаком пыли и оглашались скрипом кибиток, стуком тысяч копыт, мычанием коров, конским ржанием, блеянием коз и овец. Сквозь густую пыль едва различались силуэты длинноволосых бородатых всадников с копьями в руках, с короткими обоюдоострыми мечами-акинаками и колчанами, полными острых стрел. Лук был едва ли не главной ценностью скифского воина, непревзойденного лучника древнего мира.

Одеты они были в просторные рубахи и длинные штаны, на ногах носили удобные для верховой езды кожаные сапожки, а на голове — остроконечные шапки из кожи или войлока. Гордостью скифских воинов были не украшения, а трофеи: к лошадиной уздечке они подвешивали снятые с убитых врагов скальпы, а на поясе держали чаши, сделанные из человеческих черепов.

Еще и сегодня в Восточном Крыму осталось больше тысячи скифских курганов, насыпанных над захоронениями знатных воинов, царей и цариц. Некоторые из них изучены археологами (например, курган Куль-Оба возле Керчи). Диву даешься, любуясь найденными в них тончайшей работы украшениями. Другие курганы еще ждут исследователей и прячут до поры свои сокровища, а третьи, коих, увы, большинство, — давно разграблены.

Курган Куль-Оба открыли в сентябре 1830 года. В саркофаге огромного каменного склепа покоился скифский царь. Его одежда была украшена золотыми бляшками, на шее красовалась массивная золотая гривна, изображавшая скифских всадников, на руках — пять золотых браслетов. В гробнице нашли массивную золотую чашу и золотое парадное оружие — меч и горит для лука.

Рядом с царем была погребена царица в электровой диадеме, в золотых подвесках, золотой гривне на шее и золотых же браслетах на руках. Тут же, рядом, покоились телохранители царской семьи со своим оружием и доспехами.
Еще в XIX веке захоронение Куль-Оба было разграблено. Часть сокровищ злоумышленники переплавили в слитки, а остальное продали, и керченские дамы еще долго щеголяли в украшениях древних скифских цариц.

Своего расцвета Скифия достигла к Ⅳ веку до нашей эры, когда царь Атей объединил под своей властью все племена, обитавшие от Дона до Дуная. Скифия держалась единым государством почти восемь столетий. Атей бросал вызов самым могущественным владыкам древнего мира, но в 339 году до нашей эры погиб в битве с войском македонского царя Филиппа Ⅱ, отца Александра Великого.

Постепенно скифы перешли к оседлой жизни по берегам Нижнего Днепра и в Крыму, превратились в хороших землепашцев, стали выращивать зерно для продажи. Половину всего необходимого хлеба Древняя Греция получала через торговые города-колонии с северных берегов Черного моря. С Ⅲ века до нашей эры и до Ⅳ века нашей эры столицей скифского государства был огромный по тем временам и хорошо укрепленный город Неаполь; сегодня это юго-восточная окраина Симферополя. На побережьях в это же время укреплялись эллинские поселения.