Методы взаимодействия учителя и воспитателя. Педагогическое взаимодействие и его виды

Методы перевоспитания Назначение Конкретные способы и приемы
Переубеждение Коренное изменение оправдательных моти­вов неправильного по­ведения, формирова­ние социально ценных Общественное мне­ние, переубеждение словом, делом, при­мером, создание со­циально ценного ин­дивидуального жиз­ненного опыта
Переучивание Устранение отрица­тельных привычек, не­здоровых потребнос­тей, неправильных действий. Изменение жизненного опыта Запрет, контроль, проверка выполнения требований, включе­ние в активную соци­ально ценную дея­тельность, поддержка положительных про­явлений
Взрыв Разрушение отрица­тельных качеств, нега­тивного стереотипа поведения Нагнетание отрица­тельных переживаний до предела, доведе­ние до абсурда нега­тивного в поведении подростка
«Реконструкция» характера Внесение определен­ных корректив в духов­ный мир ребенка, со­храняя ценное, устра­няя отрицательное Система перспек­тив, выделение веду­щего положительного качества, составление программы реконст­рукции
Переключение Изменение направ­ленности, переориен­тация на следование положительному при­меру Методы и приемы организации социаль­но ценной деятельно­сти
Поощрение и наказание Стимулирование по­ложительного поведе­ния, сдерживание от­рицательного Система поощре­ний и наказаний с поправкой на трудно-воспитуемость
Самоисправление Развитие активности подростков в пере­стройке и переделке своего характера Самоанализ, само­оценка, самоприуче­ние, самоупражнение, самоосуждение, само­наказание

На четвертом этапе продолжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая определить систему воспита­тельных воздействий с учетом уровня развития конкретного уче­ника, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной личности согласу­ются, как уже отмечалось, с ее индивидуальными особенностями и программой ее развития. Вместе с тем широко применяются ме­тоды индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, оценка и самооценка, поощ­рение и наказание.

Заключительным, пятым этапом индивидуальной работы с трудными детьми является корректирование. Коррекция - это спо­соб педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодо­лению негативных качеств. Корректирование дает возможность уточ­нить или пересмотреть коллективные и групповые воспитательные программы, характеристики школьников, а также используется при выборе методов и форм деятельности. Корректирование завер­шает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, ана­лиз и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконт­роль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с уче­том результатов индивидуальной работы с учащимися.

Таким образом, индивидуальный подход - это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование мето­дики с учетом общего, типичного и своеобразного в личности каждого ученика в целях обеспечения гармоничного, целостного ее развития. Эффективность индивидуальной работы зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и вос­питания учеников в данном классе, от верного определения уров­ня воспитанности каждого ребенка, от гибкости методики, ком­петентности, профессионализма и педагогического опыта учи­теля. Индивидуальный подход требует от каждого из них знания практических рекомендаций, советов и умения претворять их в жизнь.

Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы. - М., 1994.

Акимова М.К., Козлова В. Т. Психофизиологические особенности ин­дивидуальности школьников: учет и коррекция. - М., 2002.

Белухин Д.А . Основы личностно-ориентированной педагогики: 2 ч. -M.; Воронеж, 1996-1997.

Верцинская Я. Я. Индивидуальная работа с учащимися. - Минск, 1983.

Воспитательная система школы. Проблемы и поиски / Сост. Н.Л.Се­ливанова. - М., 1989.

Гребенкина Л. К., Анциферова Я. С. Технология управленческой дея­тельности заместителя директора школы. - М., 2000.

Данилов С. В., Казакова Е.И. Концепция эффективного воспитания // Классный руководитель. - 1998. - № 2.

Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.

Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. - М., 1992.

Кочетов А. И. Мастерство перевоспитания. - Минск, 1991.

Кутьев В. О. Воспитание в школе: Оптимистическая гипотеза. - Но­восибирск, 1999.

Немов Р. С. Психология: В 3 кн. - М., 1997. - Кн. 1.

Новикова Л. И. Самоуправление в школьном коллективе. - М., 1988.

Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. - М., 2000.

Плинер Я. Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. - М., 2000.

Справочник заместителя директора школы по воспитательной рабо­те. - М., 1999.

Спутник классного руководителя. - М., 2001.

Степанов Е. Я. Воспитательная система сельской школы // Классный руководитель. - 1998. - № 1.

Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М., 1981.

Теория и практика воспитания: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Байко­вой, Л. К. Гребенкиной, О. В. Еремкиной. - Рязань, 1997.

Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. - М., 1997.

Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. - М., 1986.

Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М., 2000.

Щуркова Н. Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1994.


Глава IV. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Педагогическое взаимодействие: сущность и принципы Методы, приемы и средства воспитания Алгоритм анализа педагогической ситуации и решения педагогических задач

1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ:

СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ

Ткань учебно-воспитательного процесса создана из самых раз­нообразных событий, многочисленных ситуаций, и от того, како­ва позиция и поведение в них педагога, зависит и результат воспи­тания.

В арсенале педагогической науки существуют термины «педаго­гическое воздействие» и «педагогическое взаимодействие». Что же стоит за ними на практике?

Педагогическое воздействие предполагает активные действия взрослого и готовность их принять у ребенка, т. е. быть воспитуемым. Это порождает субъект-объектные отношения, которые ста­вят ученика в пассивную позицию, он лишь исполнитель того, что задано учителем. Педагогическое воздействие в учебно-воспита­тельном процессе позволяет достаточно эффективно достигать по­ставленных целей. Педагог при этом демонстрирует необходимые образцы, алгоритм, которому надо следовать. Ребенок должен за­помнить и повторить. Например, на уроке учитель объясняет, как решать новый тип задач, приводит определенную последователь­ность действий. Если ученик уже самостоятельно сможет это вос­произвести, то он достигает успеха.

Развитие же личности ребенка предполагает и его собственную активность в достижении целей, самостоятельность его выбора, Гуманистическая педагогика говорит о необходимости признать субъектную роль ребенка в его отношениях с миром и людьми.

Таким образом, главной единицей учебно-воспитательного про­цесса становится педагогическое взаимодействие, которое пред­полагает взаимное и плодотворное развитие качеств личности пе­дагога и его учеников на основе равенства в общении и партнер­ства в совместной деятельности.

Взаимодействие - это согласованная деятельность по достиже­нию совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития ребенка.


Тенденция превращения воспитания в субъект-субъектный про­цесс воплотилась на практике в педагогике сотрудничества, идеи которой были провозглашены педагогами-новаторами (Ш.А. Амонашвили, И.П.Волков, Е.Н.Ильин, В.Ф.Шаталов и др.) как на­правление, противоположное авторитарно-императивной педаго­гике. Оптимальным вариантом практики сотрудничества при пост­роении педагогического взаимодействия, по Ш.А. Амонашвили, предполагается повышение статуса и референтности воспитанни­ка, не сопровождающееся снижением этих показателей у педагога. Педагог становится помощником в осознании воспитанником себя как личности, в выявлении, раскрытии его возможностей, в ста­новлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоутверждения, самоопределения, самореализации. Обратим внимание, что сотрудничество воспита­теля и воспитанника вовсе не формальное достижение равенства и не механическое сложение вкладов участников совместной дея­тельности, или «работа рядом». В самом деле, учащиеся не могут осуществлять совместную деятельность в полном ее объеме без уча­стия педагога. Но равно и он не может обойтись без детей. Парт­нерство предполагает не только участие, но и обмен определен­ными ценностями в процессе совместной деятельности, истинная значимость которых определяется целью, содержанием, формой и результатами деятельности при условии их осознания всеми ее уча­стниками. Сутью сотрудничества взрослого и ребенка в учебно-воспитательном процессе является диалогичность отношений, об­щения. Благодаря этому развиваются:

Способность строить свое действие с учетом действий партнера, понимать относительность мнений, обнаруживать разницу эмоци­ональных состояний участников совместной деятельности;

Инициативность, способность добывать недостающую инфор­мацию с помощью вопросов, диалога, готовность предложить партнеру план общего действия; адекватная самооценка, самокри­тичность, дружелюбие в оценке партнера, способность без агрес­сии, рационально разрешать конфликты.

Педагогическое взаимодействие, сотрудничество выполняют развивающую роль для каждого участника. С одной стороны, педа­гог помогает детям в их развитии (умственном, нравственном, эмоциональном, физическом и т.п.), а с другой стороны, дети стимулируют развитие и самосовершенствование педагога в его профессионально-педагогических и общечеловеческих качествах личности. Однако следует признать, что роль организатора педаго­гического взаимодействия существенно отличается от роли дикта­тора учебно-воспитательного процесса, требует определенной со­циальной установки, выработки индивидуального стиля.


Безусловно, каждый педагог, выбирая индивидуальный стиль, находит и свои ориентиры в профессиональной деятельности. Пер­вой ступенькой в осуществлении технологии педагогического вза­имодействия является осознание его сути, целей, принципов и со­держания, которые реализуются в разнообразных формах воспита­тельной деятельности. Следующий шаг - отбор способов, с помо­щью которых можно их достичь. От педагога требуется профессио­нальное владение всем арсеналом методов, приемов, средств, не­обходимых для решения педагогических задач.

Тема 4. Педагогическое общение и приемы его оптимизации. Стили общения. Методы, приемы, средства педагогического воздействия, взаимодействия
План:



  1. Педагогическое общение.

  2. Стили общения.

  3. Методы, приемы, средства общения.

  4. Вербальные и невербальные средства общения.

  1. Сущность педагогического взаимодействия.
От учителя зависит многое, в том числе и желание детей учиться , приходить в школу. Каждый учитель хочет, чтобы во время урока дети были внимательными и активными. Охотно включались в работу. Чтобы у школьников развивались чуткость, внимание к окружающей жизни, накапливались продуктивные знания по предмету.

И каждый учитель решает эти вопросы по-своему. Своими методами. Идет своим путем в зависимости от того, к какой школе он принадлежит, каким национальным традициям следует. Какую роль при этом учитель избирает для себя, кем он чувствует себя по отношению к детям.

От ответа на последний вопрос во многом зависит эффективность работы. Потому что недостаточно только знания учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Ведь его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения с ними. В арсенале педагогической науки существуют термины «педагогическое воздействие», «педагогическое взаимодействие». Что же стоит за этими словами на практике?

Представьте себе учителя, который при общении «воздействует» на ребенка. Опишите его действия, отношения к ребенку, опишите действия ребенка. Сравните «педагогическое воздействие» с явлениями природы, временами года, с предметами и т.д. (Коллективное обсуждение.)

Представьте себе учителя, который «взаимодействует». Выполните то же задание. (Коллективное обсуждение.)

Каковы сходства, каковы различия этих учителей?

Педагогическое воздействие предполагает активные действия взрослого и готовность их принять ребенком, т.е. быть воспитуемым. Это порождает субъект-объектные отношения, которые ставят ученика в пассивную позицию, он лишь исполнитель того, что задано учителем.


Педагогическое воздействие в учебно-воспитательном процессе позволяет достаточно эффективно достигать поставленных целей. Учитель при этом демонстрирует необходимые образцы, алгоритм, которому надо следовать. Ребенок должен запомнить и повторить. Например, на уроке учитель объясняет, как решать новый тип задач, приводит определенную последовательность действий. Если ученик воспроизводит действия, то он достиг успеха.

Развитие же личности предполагает и его собственную активность в достижении целей, самостоятельность выбора, открытие знания. Гуманистическая педагогика говорит о необходимости признать субъектную роль ребенка в его отношениях с миром и людьми. Таким образом, главной единицей учебно-воспитательного процесса становится педагогическое взаимодействие.

Педагогическое взаимодействие предполагает взаимное и плодотворное развитие качеств личности педагога и его учеников на основе равенства в общении и партнерства в совместной деятельности. Педагогическое взаимодействие, сотрудничество выполняет развивающую роль для каждого участника. С одной стороны педагог помогает детям в их развитии (умственном, нравственном, физическом, эмоциональном…), а с другой стороны, дети стимулируют развитие и совершенствование педагога, его профессионально–педагогических и общечеловеческих качеств личности.

Тенденция превращения обучения и воспитания в субъект-субъектный процесс воплотилась на практике в педагогике сотрудничества, идеи которой были провозглашены педагогами-новаторами (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов и др).

Оптимальным вариантом практики сотрудничества при построении педагогического взаимодействия, по мнению Ш.А. Амонашвили, предполагается повышение статуса и референтности воспитанника, не сопровождающееся снижением этих показателей у педагога . Педагог становится помощником в осознании воспитанником себе как личности, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоутверждения, самоопределения, самореализации. Необходимость и естественность педагогического взаимодействия и сотрудничества были обоснованы Л.С. Выготским в определении зоны ближайшего развития ребенка: «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно. Исследуя то, что ребенок способен выполнять самостоятельно, мы исследуем, развитие вчерашнего дня. Исследуя то, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Важно, что сотрудничество воспитателя и воспитанника – вовсе не формальное достижение равенства и не механическое сложение вкладов участников совместной деятельности или «работа рядом». В действительности, учащиеся не могут осуществлять совместную деятельность в полном ее объеме без участия педагога. Но все равно и он не может обойтись без детей. Партнерство предполагает не только участие, но и обмен определенными ценностями в процессе совместной деятельности, истинная значимость которых определяется целью, содержанием, формой и результатами деятельности при условии их осознания всеми участниками.

Сутью сотрудничества взрослого и ребенка в учебно-воспитательном процессе является диалогичность отношений, общения. Благодаря этому развиваются:


  • Способность строить свое действие с учетом действий партнера, понимать относительность мнений, обнаруживать разницу эмоциональных состояний участников совместной деятельности.

  • Инициативность, способность добывать недостающую информацию с помощью вопросов, диалога, готовность предложить партнеру план общего действия.

  • Адекватная самооценка, самокритичность, дружелюбие в оценке партнера, способность партнера без агрессии, рационально разрешить конфликт.
Назовите положительные и отрицательные стороны педагогического воздействия, педагогического взаимодействия.

  1. Принципы педагогического взаимодействия.
Роль организатора педагогического взаимодействия существенно отличается от роли диктатора учебно-воспитательного процесса. Но это требует определенной социальной установки, выработки индивидуального стиля. Д.А. Белухин отмечает, что учитель должен следовать определенным принципам педагогического взаимодействия, среди которых он называет:

  • гуманистическую направленность (реальное обеспечение развития положительных сторон личностного потенциала человека);

  • творчество (умение создавать и реализовывать новые подходы к определению содержания и форм своей педагогической деятельности);

  • опережающий характер педагогической деятельности (учитель работает для будущего);

  • равенство в общении и партнерство в совместной деятельности;

  • психотерапевтический характер взаимодействия.

  • эмоциональную вовлеченность (переживание опыта);
Американский психолог, педагог и психотерапевт Лэндгрет Г.Л. предлагает ряд своих принципов:

  • Я не всезнайка и не буду пытаться быть им. Я хочу, чтобы меня любили, поэтому буду открыт детям.

  • Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства, что позволю детям учить меня.

  • Я лучше усваиваю знания, полученные путем собственных усилий, поэтому объединю свои усилия с усилиями ребенка .

  • Иногда мне нужно убежище, поэтому я дам его детям.

  • Я люблю, чтобы меня принимали таким, каков я есть на самом деле, поэтому буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.

  • Я склонен ошибаться, поэтому буду терпелив к человеческой сущности ребенка.

  • Приятно чувствовать себя начальником, поэтому мне понадобится много работать, чтобы защитить от себя детей.

  • Я единственный, кто может прожить мою жизнь, поэтому я не буду стремиться управлять жизнью ребенка.

  • Я научился почти всему, что я знаю, на собственном опыте, поэтому я позволю детям приобрести свой.

  • Я черпаю поддержку и волю к жизни внутри себя, поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самости у ребенка.

  • Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли, но я буду стараться стремиться смягчить удар.

  • Я чувствую страх, когда беззащитен, поэтому буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской и нежностью.

  1. Педагогическое общение.
Опыт педагогической деятельности показывает, что недостаточно только знание учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Ведь все его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения с ними.

Через общение в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений, которые способствуют эффективности воспитания и обучения. Для многих педагогов очевидна истина: отношение к учителю дети очень часто переносят на предмет, который он преподает. Овладение основами профессионально-педагогического общения происходит на индивидуально-творческом уровне.

Как же можно определить содержание понятия «педагогическое общение»? Какие представления, ассоциации стоят за каждым из его составляющих?

Словарные статьи в определении понятия «общения» выделяют главные смыслообразующие слова – взаимосвязь, взаимодействие:


  • «взаимные отношения, деловая, дружеская связь» (Толковый словарь);

  • «способ взаимных отношений, способ бытия человека во взаимосвязях с другими людьми» (Философский словарь);

  • «форма взаимодействия людей» (Социологический словарь).
«Способы взаимосвязанных отношений» – совместного действия, обмена мыслями, чувствами – достаточно многообразны. Это могут быть межличностные отношения или групповые, деловые или дружеские и т.п. В любом случае это проявление процессов, происходящих между людьми и в той или иной мере социально обусловленных: «Они возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости» (А.А. Леонтьев). Общение – необходимое условие и составной элемент любой деятельности человека, в первую очередь – деятельность коллективной.

Как изменяется содержание основного понятия уточнением сферы общения – педагогическое? Используйте алгоритм определения: запишите в столбик слова, возникающие по принципу свободных ассоциаций от определяемых понятия:

Педагогическое общение - А.А. Леонтьевым и звучащее так: «Оптимальное педагогическое общение – такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшее условие для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает эмоциональный климат обучения…, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя».

З.С. Смелкова предлагает более лаконичное определение термина: педагогическое общение – это взаимодействие педагога и учащегося, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитывающий эффект совместной коммуникативной деятельности».

Педагогическое общение как социально-психологический процесс характеризуется такими функциями: познание личности, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение.

Педагогическое взаимодействие – это основа педагогического общения, которое в совр. школе реализуется в виде пед. диалога.

Для педагогического диалога важно контактное взаимодействие. Относительно педагогического диалога мы называем контактом особенное положение объединения педагога и учеников, которое хар-ся взаимопониманием, сопереживанием и готовностью к взаимодействию.

Признаками того, что у учителя есть контакт с уч-ком:1) взаимное индивидуальное восприятие уч-ля и уч-ков, открытость в отношениях и откровенность в высказываниях; 2) соглашение с основными содержательными положениями взаимодействия. Восприятие мыслей педагога и уч-ков как значительных, развитие их в дальнейшем общении; 3) общность важных суждений; 4) показательность эмоционального резонанс; 5) сохранение интереса к дальнейшему взаимодействию;6) высокий ур-нь контакта глаз в беседе; 7) согласованность поз, мимики и интонации в диалоге.

Системы педагогического взаимодействия

1) ученик-учитель (индивидуальное),

2) учитель-ученики (коллективное),

3) учитель-коллеги (групповое).

Правила , которые оптимизируют взаимодействие: aформирование чувства «мы», демонстрация общности взглядов, что убирает соц-е барьеры, противопоставления и объединяет для достижения общей цели;aустановление личностного контакта, чтобы каждый ученик ощущал обращенность именно на него.

Это реализуют и языковыми способами (чаще называем по имени), и невербально (визуальный контакт);aдемонстрация собственного отношения, что выражается в том, как мы улыбаемся (открыто, непринужденно или скептически), с какой интонацией говорим (дружественно, сухо, с давлением на уч-ка), как экспрессивно жестикулируют наши руки (спокойно, сдержанно или неуважительно, нервно); aдемонстрация ярких целей общей деятельности – установление общего «мы» в будущем, что демонстрирует заинтересованность в собеседнике, крепость единства;aпередача педагогом понимания внутреннего состояния уч-в -считывание настроения собеседника, что указывает на заинтересованность в взаимодействии, взаимопонимании;aпостоянное проявление интереса к ученикам – слушать уч-в, задавать вопросы и дорожить их мнением, сопереживать, подчеркивать положительное, говорить комплименты; aмоделировать ситуации успеха, осуществляется постоянными похвалами потенциальных возможностей.

Реализовать эти правила можно, если уч-ль правильно выбирает стиль общения с детьми и взрослыми (авторитарный, демокр-й, либеральный). Подлинное назначение методов пед. воздействия сост. в том, чтобы оказать влияние на всю сферу психики и поведения ребенка, стимулируя для реш-я воспит-й задачи его собственную активность.

Психологическая основа для использования методов воздейстия

Заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофиз-ом уровне контактм помимо собственного смыслового воздействия или доп-но к нему. Подражание – следование к-либо примеру, эталону, явление групповой интеграции, один из способов понимания окр. мира ребенком.

Б.Т. Лихачев выделил 2 гр. методов : 1) методы непосред-го идеологич-го воздействия на сознание и поведение реб. – разъяснение (убеждение); 2) методы опосредственного воздействия на сознание школьника путем организации его жизни и поведения (требование, система перспективных линий; соревнование, одобрение и наказание).

Основные методы пед. воздействия : требование, перспектива, поощрение и наказание, общественное мнение. Требование . Наиб. распростр-й в практике метод -обеспечивает стимулир-е или тормож-е тех или иных поступков воспитанников путем проявления личного отношения педагога к воспитаннику в проц-е обуч-я и воспит-я. Внушение. Ч-ек получает инф-ию на веру, не осознавая ее. Перспектива . Обеспечивает стимулирование поведения детей путем выдвижения перед ними увлекательных целей. Этот метод способствует развитию у детей целеустремленности -одного из важных начал личности.

Поощрение и наказание . Обеспечивает коррекцию поведения детей, т.е. дополнит-е стимулир-е полезных поступков и торможение нежелательных проявлений воспитанников путем расширения или ограничения их прав и обязанностей, морального влияния на них. Общественное мнение . Обеспечивает наиболее разностороннее и систематическое стимул-е общественно полезной деятельности детей, наиб. полно реагирует воспит-е ф-и кол-ва. Этот метод способствует развитию общей активности и товарищеской солидар-ти членов кол-ва.

А С. Макаренко (1888-1939) вырос в семье мастерового- маляра. В 1905 г окончил городское училище и мед. курсы и был назначен уч-лем двухклассного ж/д училища. В 1914-1927 гг. обучался в Полтавском учительском институте. По окончании стал заведующим высшего начальн училища в Крюково. Уже здесь Макаренко основательно увлекался пед-кой, искал новое в восп работе как с отдельными уч-ками, так и с коллективом.

В 1920 Макаренко принял предложение возглавить колонию для беспризорных и малолетних правонарушителей, располагавшуюся под Полтавой. Здесь Макаренко нашел сильное ср-во восп-ния – коллектив самих воспитанников. Важную роль в его создании сыграл авторитет Макаренко, его терпение, твердосгь, забота о подростках, справедливость. В колонии им. Горького определилась система структурн взаимодействий в коллективе: актив. деление на отряды, совет командиров, внешняя атрибутика (знамя, сигналы горнистов, рапорт, формен. одежда) поощрения и наказания, традиции.

Воспитание в коллективе Макаренко соединял с правильно постав. трудовым восп-нием. Труд колонистов организовывался по отрядам и сочетался с учебой. Оказалось, что отлаженная система труда может вызвать успокоение, расслабленность. Макаренко считал, что именно поэтому приостановилось внутр. развитие колонии им. Горького.

Выход он нашел в постановке нов. задачи «завоевание Куряжа». Около 130 колонистов оставили свое старое обустрое хоз-во и переселились в полуразрушенный Куряж, чтобы помочь стать людьми 280 беспризорникам. Риск оправдался, дружный коллектив сравнительно быстро навел порядок на новом месте, причем отнюдь не силовыми методами. С 1929 г. Макаренко оставляет за собой посл. колонию, которая вскоре переходит на полную самоокупаемость-налажены сложн. производства злектросверл и фотоаппаратов «ФЭД».

Коммунары работали ежедневно по 4 часа, а в свободное время отдавались хорошо организованному досугу. При коммуне были клуб, библиотека, кружки, активные секции, кино, театр. Летом совершались туристические походы на Кавказ, в Крым. Желающие продолжить образование поступали в вузы. За 15 лнт работы (1920-1935 гг.) через коллективы, созданные Макаренко, прошло 3000 беспризорных и правонарушителей. В 1936 г. Макаренко оставляет свою пед. деятельность, переезжает и занимается лит. работой.

В 1933-1936 г г была издана «Пед поэма», затем «Книга для родителей»,«Флаги на башнях», «Марш 1930 года», литературоведческие,пед. статьи.Произведения были переведены на многие языки мира.


  1. Управление – целенаправленный процесс обеспечивающий оптимальное функционирование того или иного учреждения (напр. школы)....
  2. Современное образование проявляет большой интерес к проблематике одаренности детей. С одной стороны, это объясняется логикой развития педагогики и психологии, так как накоплен достаточный для изучения такого сложного явления потенциал, а...
  3. Что же представляет собой выразительное чтение? И как этот вид искусства влияет на воспитание ученика? На эти вопросы мы и ответим. Прежде всего, необходимо отметить, что выразительное чтение – это...
  4. Отказ от ребёнка означает выбор родителя не принимать никакого участия в его жизни. Это включает в себя: неспособность поддерживать ребенка в финансовом отношении, неспособность общаться с ребенком и...
  5. Просто удивляюсь, но большинство взрослых считают, что при грудном ребенке нельзя вести взрослые разговоры, что при грудном ребенке нельзя включать телевизор и слушать радио. Когда ребенок взрослеет, то те же...
  6. Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена....
  7. Процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, часть целостного педагогического процесса....
  8. Игровая деятельность является ведущей в школьном и младшем школьном возрасте. Полезно использовать познавательные, ролевые и деловые игры в средних и старших классах. Особое значение – игры с компанией....
  9. Урок – форма организации процесса обучения в классе, проводятся по расписанию, в определенное время с постоянным составом учащихся одного возраста....
  10. Образование – результат обучения. Обучение основной путь образования. Отрасль научного знания, которая исследует и изучает проблемы образования и обучения – дидактика....
  11. Методы педагогического исследования – это способы изучения пед явлений, получения информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий....
  12. Семья и школа – два основных и равноправных субъекта социализации личности в период детства и отрочества. Школа и семья, должны осно­вываться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодо­полнения в воспитательной деятельности....
  13. Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.), которая повышает уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной...
  14. Педагогическая деятельность – самостоятельный вид человеческой деятельности в которой реализуется из поколения в поколение передача социального, педагогического и культурного опыта, взаимодействие учителя и ученика. Педагогическое мастерство – высший уровень пед....
  15. Ян Амос Коменский – один из самых выдающихся педагогов-мыслителей. В «Великой дидактике» Я.А. Коменский впервые в истории образования предложил стройную систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией...
  16. Форма организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемая в определенном порядке и режиме. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям:...Содержание образования (С/О) – специально отобранная и признанная обществом система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере....
  17. Ученический коллектив – это группа учеников, объединенных общей целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющей общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью....
  1. Методы убеждения
  2. Методы организации жизни и деятельности
  3. Стимулирующие (оценочные) методы
  4. Приемы педагогического воздействия

14.1. В арсенале педагогической науки существуют термины «педагогическое взаимодействие» и «педагогическое воздействие».

Взаимодействие – это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы и задачи, суть его – сотрудничество взрослого и ребенка в учебно-воспитательном процессе.

Педагогическое взаимодействие, сотрудничество выполняют развивающую роль для каждого участника. С одной стороны, педагог помогает детям в их развитии (умственном, нравственном, эмоциональном, физическом и т.п.), а с другой стороны, дети стимулируют самосовершенствование педагога в его профессионально-педагогических и общечеловеческих качествах.

Педагог, осуществляя педагогическое взаимодействие, должен осознать его суть, цели, принципы и содержание, которое реализуется в разнообразных формах воспитательной деятельности, выбрать способы, с помощью которых можно решить поставленные педагогические задачи. Для этого ему необходимо владеть всем арсеналом методов, приемов, средств педагогического воздействия.

Выделяют три основные группы методов воспитательного воздействия: 1) методы убеждения; 2) методы организации жизни и деятельности учащихся; 3) стимулирующие (оценочные) методы.

Методы убеждения , прежде всего, направлены на рациональную сферу формирующегося отношения. Убеждение – это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения, оно предполагает наличие содержательной информации в сообщении педагога и осознанное отношение к ней воспитанника, воспринимающего информацию. Основное назначение методов убеждения – убедить учащихся в объективности, истинности, в жизненной необходимости овладения общественно ценными идеями, взглядами, нормами поведения, критериями оценки окружающего мира.

Разумеется, убеждение как метод воспитания надо рассматривать в единстве со всеми влияниями среды, которые испытывает на себе личность школьника, с его образом жизни, собственным опытом. Убеждающее воздействие призвано лишь помочь учащемуся самостоятельно разобраться и в окружающем мире, и в себе самом.

В науке предлагается следующая классификация методов убеждения [Гликман И.З.]:

Информационно-доказательный метод;

Поисковый метод;

Дискуссионный метод;

Самоубеждение через убеждение других.

Информационно-доказательный метод . Сущность его заключается в том, что педагог сообщает воспитанникам информацию, позволяющую сделать определенные выводы и сформулировать некоторые утверждения. Эти утверждения он стремится обосновать, доказать.

Чтобы сообщаемые сведения воспринимались лучше, он говорит доходчиво, понятно, ясно, показывая взаимосвязь явлений, иллюстрирует высказанные идеи примерами, отделяет главное от второстепенного, дополняет анализ и истолкование трудного материала элементами рассказа.

Наиболее сложной стороной этого метода является доказательство. В доказательстве можно выделить три основные части, которые в логике называются так:

Тезис – это утверждение, которое необходимо обосновать (например, основой общения является взаимное уважение людей);

Аргументы (доводы) – это те факты, теоретические положения или эксперимент, которые позволяют обосновать тезис;

Демонстрация – само рассуждение, которое позволяет связать тезис с аргументами.

Для того чтобы доказательство было убедительным, все его части должны удовлетворять некоторым требованиям.

Тезис должен быть правильным, точно установленным, соответствовать научным знаниям.

Факты , используемые в качестве аргументов, должны быть достоверные (точно установленные), типичные, яркие и убедительные.

Демонстрация – само рассуждение – должна быть логичной.

Хотя при убеждении речь идет о воздействии на область сознания детей, но нельзя при этом не учитывать состояния всей психики ребенка и, в частности, его эмоциональной сферы. Поэтому педагог должен использовать также средства внушения и заражения.

Заражение – это процесс передачи эмоционального состояния при контакте от одного человека к другому. Внушение – это воздействие на психику слушателей при сниженной сознательности и критичности к воспринимаемой информации. Педагог должен завоевать уважение и доверие своих воспитанников. В этом случае они будут слушать слова педагога, учитывать его советы и рекомендации.

Информационно-доказательное воздействие осуществляется в таких формах, как лекция, классный час, "разговор по душам", " круглый стол" и др.

Поисковый метод – это метод убеждения через организацию самостоятельного исследования воспитуемыми жизненных явлений, литературных и других источников информации. Педагог увлекает ребят самостоятельным поиском информации, чтением книг, журналов, организует сбор, систематизацию и оформление материала, помогает его осмыслить. И таким путем способствует усвоению и накоплению ценных сведений и формированию верных убеждений.

Дискуссионный метод представляет собой публичное обсуждение спорного вопроса с целью нахождения путей его решения. Дискуссия интересна и естественна для человека, она помогает ему лучше познать мир, глубже мыслить.

Организованная и направленная педагогом дискуссия превращается в метод формирования убеждений. Она позволяет более глубоко рассматривать и познавать различные жизненные проблемы, развивает способности и суждения, совершенствует интеллект и речь, формирует критичность и помогает развить у школьников всесторонний диалектический подход к явлениям жизни. То, что школьник слышит в высказываниях взрослых, педагогов, что он видит и с чем встречается в собственном опыте, что вычитывает в книге – все это, проверяясь в открытой борьбе мнений, более глубоко, широко, с разных сторон осознается и закрепляется в сознании. Поэтому в методике целенаправленного формирования убеждений дискуссия является необходимой составной частью. Воспитательный эффект ее зависит от тщательной подготовки и методически верного проведения.

Самоубеждение через убеждение других . Смысл этого метода в том, что чем больше убеждаешь других, тем лучше разбираешься в этих идеях сам, и тем прочнее становятся твои собственные убеждения.

При использовании этого метода процесс формирования убеждений принимает своеобразный вид. Во-первых, убеждая своих товарищей, школьник поддерживает, подкрепляет и расширяет ту работу, которую ведет среди них педагог. Во-вторых, убеждая других, он при этом упрочивает собственные убеждения.

Используя метод убеждений, педагог должен учитывать конкретную воспитательную ситуацию, возраст, особенности ребенка, его положение в системе межличностного общения в классе, в кругу друзей, условия воспитания в семье, его жизненный опыт, наличие собственной точки зрения по тому или иному вопросу, и в зависимости от этого строить свою тактику взаимодействия с ребенком.

Рассмотрим возможности применения метода убеждения в разных ситуациях.

1. У ребенка нет точки зрения по какому-либо вопросу. Он не противостоит педагогу. В этом случае необходимо сообщить ему нечто новое, сформировать его мнение. Успех зависит от того, насколько понятны и убедительны будут для воспитанника слова воспитателя.

2. Ребенку уже известна точка зрения на предмет разговора, отличная от точки зрения педагога. Это может быть позиция его товарищей или кого-либо из взрослых. Задача педагога в этом случае заключается в том, чтобы школьник засомневался в этой позиции. Разговор может протекать в таком русле: "Хорошо, попробуем разобраться вместе". Проявляя доброжелательность, терпение, стимулируя собственные размышления, оценки ребенка, проявляя искренний интерес в его анализу событий, поступков, высказываниям, педагог делает ребенка более восприимчивым к своим собственным доводам. При этом он не должен навязывать свое мнение, а подводить воспитанника к своим собственным выводам.

3. Подросток полностью уверен в правоте своих взглядов. В этом случае нужно предложить ему самому обосновать свое мнение, найти убедительные аргументы в его защиту. При этом необходимо внимательно выслушать подростка, стараясь найти наиболее слабые, уязвимые, противоречивые места в его рассуждениях. В этой ситуации задача заключается в том, чтобы ученик увидел, что не все его доводы являются бесспорными. Хотя нельзя рассчитывать, что подросток тут же будет думать по-другому, изменит свое мнение или признает очевидное. Важнее здесь – заронить "зерно сомнений", заставить воспитанника хотя бы в душе сомневаться в некоторых своих позициях. А далее последовательно, методично, проявляя при этом уважение, педагогический такт, стремиться к изменению сознания воспитанника.

4. Налицо открытый конфликт. Все возражения и доводы отвергаются, что называется, с порога. Тут одни слова, какие бы они ни были, не помогут. В этом случае метод убеждения заключается в том, чтобы поставить ребенка в такие ситуации, включить в такую деятельность, дать возможность столкнуться с такими фактами, которые вынужденно заставляют его, даже против собственной воли, задуматься, самостоятельно понять хоть какую-то долю своей неправоты. Вот тогда уже можно призвать на помощь логику, слова и доказательства.

14.2. Методы организации жизни и деятельности учащихся . Они призваны воздействовать на поведенческо-деятельностную сферу формирующегося отношения. Их цель – научить школьника определенным навыкам, умениям и формам поведения от простейших действий до сознательных социальных актов. Этой цели служит богатая палитра методов воспитания, включающих воспитанников в многообразные виды практической деятельности. Охарактеризуем некоторые из них.

Педагогическое требование – это предъявление ребенку в процессе воспитания социокультурной нормы отношения и поведения . Основное назначение требования – вызвать и стимулировать или прекратить и притормозить те или иные действия детей, проявление у них тех или иных нравственных качеств. Можно рассмотреть технологические правила предъявления педагогического требования:

Должно быть педагогически целесообразно, соответствовать действительности и логике событий;

Должно быть позитивным, т.е. вызывать совершенно определенный поступок, а не просто запрещать, тормозить действия воспитанников;

Должно быть индивидуализировано с учетом не только возрастных особенностей детей, но и их социального и культурного уровня развития;

Предъявляться в этичной форме;

Подкрепляться четкой инструктивной программой действий;

Должно быть доведено до логического конца.

По форме предъявления требования могут быть прямыми (предписание, инструкция, приказ, распоряжение, указание...) и косвенные (просьба, совет, намек, рекомендация, подсказка...). При реализации косвенных требований педагогическая позиция является максимально скрытой.

Приучение как метод представляет собой организацию планомерного и регулярного выполнения учащимися определенных действий, превращающихся в привычные формы поведения. Одним из средств метода приучения является режим жизни и деятельности учащихся, другим – нормы и правила культуры поведения, выраженные в обычаях, традициях, правилах этикета...

Упражнение как метод воспитания является логическим продолжением приучения и предполагает многократное повторение, закрепление, упрочение и совершенствование социально ценных и личностно значимых действий и поступков нравственного поведения. Для освоения культурного поведения можно использовать игры, школьные праздники, посещения театров, выставок, экскурсии, походы и др.

Поручение – метод воспитания, дающий возможность школьнику пережить свою ответственность перед группой и обществом и получить опыт и привычки полезной общественной деятельности. Каждый школьник любит отвечать за какое-то дело и чем-то или кем-то руководить. Выполняя поручение, он тренируется в руководстве общественным делом, в ответственности перед своими товарищами, старается проявить ожидаемое от него поведение. Однако многообразная система общественных поручений может быть только там, где налажена многообразная деятельность детей.

Создание воспитывающих ситуаций – метод, предполагающий включение воспитанников в ситуации выбора определенного решения, варианта поведения. Педагогическую ситуацию можно определить как преднамеренно подготовленный воспитателем фрагмент деятельности детей, обеспечивающий возможность такого выбора. Примеры метода воспитывающих ситуаций: различные полезные поручения, акции милосердия и благотворительности, конкурсы, состязания, ситуации нравственного выбора, моральной ответственности, проявления заботы и чуткости, толерантности, доверия и т.д.

14.3. Стимулирующие (оценочные) методы: поощрение и наказание. Их назначение – регулировка через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности воспитанника: стимулирование положительных и торможение отрицательных.

В педагогическом наследии А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, Я.Корчака, В.А. Сухомлинского и других педагогов подробно разработана теория и выработаны педагогические правила и требования к поощрению и наказанию. Вот некоторые из них:

1. Нельзя переоценивать роль поощрения и наказания в воспитательном процессе. В хорошем слаженном детском коллективе можно вообще длительное время обходиться без них.

2. Использование поощрений и наказаний эффективно только в сочетании с методами убеждения и организации жизни и деятельности детей.

3. Ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным – наказания.

4. Поощрения и наказания должны быть индивидуализированными, учитывать возрастные, половые особенности, сложившуюся психолого-педагогическую ситуацию.

Поощрение обладает колоссальной воспитательной силой, поэтому воспитателю необходимо изыскивать все возможности для применения этого метода. Для этого надо, прежде всего, очень внимательно приглядываться к деятельности и поведению детей, стремится найти и отметить у них каждый успех, каждое положительное качество личности.

Виды поощрения: одобрение, похвала, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения.

Требования к поощрению: должно быть справедливым, поскольку каждый поступок требует от воспитанника разных волевых усилий; нужно соблюдать меру; сопровождаться объяснением, что именно достойно поощрения; поощрение должно сочетаться с предъявлением новых требований, способствующих развитию личности.

Противоположный поощрению метод педагогического воздействия – наказание.

Виды наказания: наказание-осуждение, наказание-ограничение, наказание-упражнение, наказание-условность, наказание изменением отношения.

Правила наказания: наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому; при наказании отрицательная оценка должна даваться не ученику вообще, не его личности в целом, даже не его поведению в полном объеме, а конкретному проступку; наказания должны быть лишь за преднамеренные проступки, за сознательное нарушение интересов других людей и общества; за один проступок – одно наказание; если проступков совершено сразу много, то одно наказание за все сразу; наказание не должно унижать человеческое достоинство; если воспитанник наказан, значит, прощен.

Таким образом, наказание – это не репрессия, не ущемление свободы личности, а указание на ошибку, средство ее осознания и исправления.

14.4. Методы педагогического воздействия часто реализуются через систему приемов.

Прием педагогического воздействия – это способ организации определенной педагогической ситуации, при которой на основе соответствующих закономерностей у школьника возникают новые мысли и чувства, побуждающие его к положительным поступкам. Это приемы, корректирующие поведение воспитанника, дополняющие методы воспитания. Для выбора приема необходимо предварительно определить характер и преобладающие мотивы поведения, душевное состояние воспитанника. Воспитатель должен глубоко продумать свои действия, направленные на выражение своего отношения к воспитаннику. Здесь важное значение приобретают не только слова, их содержание, но и интонация, мимика, поза воспитателя.

По существующей классификации насчитывается тридцать приемов педагогического воздействия, которые разделяют на две группы .

1.Созидающие приемы корректируют поведение учащихся на основе положительных чувств и соответственно способствуют развитию положительных качеств личности. К ним относятся: доброта, внимание, просьба, пробуждение гуманных чувств, проявление огорчения, моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы, опосредование, организация ситуации успеха, вовлечение в интересную деятельность и др.

2. Тормозящие приемы способствуют преодолению отрицательных проявлений и качеств и представляют собой тормозящее педагогическое действие: ласковый упрек, намек, безразличие или недоверие, ирония, развенчание, проявление возмущения, предупреждение и др.

Рассмотрим такие приемы педагогического воздействия, как обходное движение, показ умений и превосходства педагога, опосредование, фланговый подход, параллельное педагогическое действие.

Прием обходное движение связан с защитой воспитанника от обвинений коллектива. Это происходит в тех случаях, когда педагог силой своего авторитета берет на себя право безоговорочной поддержки воспитанника, совершившего проступок.

Прием показ умений и превосходства педагога бывает необходим, когда педагогу, особенно молодому, требуется утвердить свой авторитет. При знакомстве с детским коллективом молодому педагогу очень важно не растеряться и показать свои знания, умения, особенно в той области, которая вызывает интерес ученической аудитории.

Прием опосредование реализуется за счет использования не прямого указания, а через так называемое промежуточное звено. Таким звеном является поставленное ученику условие, выполнив которое он получает возможность удовлетворить свои потребности, интересы, желания.

Прием фланговый подход заключается в переключении отрицательных действий воспитанника в положительное русло через включение в одобряемую деятельность на основе чувств, которые ранее провоцировали отрицательные поступки.

Прием параллельное педагогическое действие означает косвенное воздействие на воспитанника посредством классного коллектива, когда наказание адресуется не конкретному ученику, а всему классу. Этот прием эффективен при наличии сформированного коллектива.

Реализация описанных приемов требует от педагога акцентирования своего внимания на двух моментах: наличии подходящей ситуации и учете чувств, которые возникают у воспитанника в данной ситуации. Действенность каждого из приемов педагогического воздействия зависит от создания педагогом преднамеренной, новой ситуации. Другая педагогическая обстановка, в отличие от привычной, порождает удивление, производит сильное впечатление на воспитанника, и тем самым достигается эффект воздействия.

Приемы педагогического воздействия базируются на принципах педагогического оптимизма, уважения к воспитаннику, понимания его душевного состояния, раскрытия мотивов и внешних обстоятельств поступков воспитанников, заинтересованности в его судьбе.

Таким образом, мастерство педагогического взаимодействия и воздействия заключается:

В умении воспитателя анализировать жизнь своих воспитанников и педагогические результаты;

В знании методов и приемов педагогического воздействия и умении их использовать в соответствии с педагогической ситуацией;

Во владении воспитателей педагогической техникой, которая включает себя искусство общения с детьми, управление их вниманием, проникновение в их душевное состояние, выразительность чувств педагога, темп педагогических действий.

ЛЕКЦИЯ № 15. Педагогическое взаимодействие

Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическое осмысление это понятие получило в работах В. И. Загвязинского, Л. А. Левшина, Х. Й. Лийметса и др. Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Оно обусловлено:

1) учебно-воспитательной деятельностью;

2) целью обучения;

3) воспитанием.

Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах человеческой деятельности:

1) познавательной;

2) трудовой;

3) творческой.

В его основе лежит, главным образом, сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнерских отношениях, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия.

Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс, который выступает в нескольких формах:

1) индивидуальный (между воспитателем и воспитанником);

2) социально-психологический (взаимодействие в коллективе);

3) интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе).

Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений. Очень часто этот принцип забывается, и в отношениях с детьми взрослые используют авторитарное воздействие, опираясь на свои возрастные и профессиональные (педагогические) преимущества. Поэтому для взрослых педагогическое взаимодействие связано с моральными трудностями, с опасностью перейти зыбкую грань, за которой начинается авторитаризм, морализаторство и, в конечном счете, насилие над личностью. В ситуациях неравноправия у ребенка наступает ответная реакция, он оказывает пассивное, а иногда и активное сопротивление воспитанию. Важное значение педагогического взаимодействия состоит в том, что, совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников, оно способствует не только становлению личности ребенка, но и творческому росту педагога.

Изменение социальных условий в конце 1980-х – начале 1990-х гг. привело к кризису воспитательной работы в образовательных учреждениях. Отказ от коммунистического воспитания привел к потере цели воспитания (гармонически развитая личность), основного направления воспитательной работы (деятельности пионерской и комсомольской организаций). В результате воспитательная работа, представляющая собой совокупность воспитательных мероприятий, перестала решать современные проблемы воспитания. Программа воспитания (Петербургская концепция) предложила иной взгляд на воспитание, воспитательную работу, раскрыв гуманистический смысл данных мероприятий. Воспитание стало определяться как развитие, сохранение и преобразование человеческого качества в педагогическом взаимодействии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Педагогика: конспект лекций автора Шарохина Е В

ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения Лекция – один из методов устного изложения материала. При работе с обучающимися старшего возраста учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20–30 мин урока, а иногда и

Из книги Социальная психология: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

ЛЕКЦИЯ № 21. Взаимодействие психологии с другими социальными науками 1. Социальная психология в правосудии Исследования судебной психологии (психологическое изучение судебных вопросов) свидетельствуют о том, что участники судебного процесса неизбежно оказываются под

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

ГЛАВА 17 Педагогическое общение Педагогическое общение - это профессиональное общение учителя с учащимися, а также с их родителями, имеющее определенные педагогические, в том числе и воспитательные, цели. С помощью педагогического общения не только передаются знания и

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 29. Взаимодействие субъекта и объекта управления Совместная деятельность людей предполагает контакты между ними и обмен необходимой информацией. Только на этой основе люди, объединенные в организацию, могут достигать своих целей. Любая организация, в том числе и

автора Ушаков Дмитрий Викторович

А-взаимодействие Собственно А-взаимодействие выявляет основные возможности теоретико-экспериментальной науки для практики. Наука поставляет инженерии модели процессов и структур. Инженерия в свою очередь отбирает те процессы или структуры, которые по своим

Из книги Психология интеллекта и одаренности автора Ушаков Дмитрий Викторович

В-взаимодействие В-взаимодействие развивается из задачи контроля результатов применения разработанных устройств и технологий по мере усложнения этого контроля и возникновения в связи с этим потребности в точных и воспроизводимых методах.Во многих случаях результат

автора Войтина Юлия Михайловна

44. ДИДАКТИКА И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО Существование дидактики определяется тем, что она должна ответить на следующие вопросы: кого учить? для чего учить? чему учить? как учить? И, конечно, на эти вопросы нельзя получить однозначного ответа. Наиболее сложным являются

Из книги Шпаргалка по общим основам педагогики автора Войтина Юлия Михайловна

53. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ Под педагогическим проектированием понимается предварительная разработка основных частей, деталей, которые необходимы для дальнейшей деятельности учащихся и преподавателей.Педагогическое проектирование используется каждым

Из книги Семейная педагогика автора Азаров Юрий Петрович

Глава 4 Педагогическое искусство, государственность и патриотизм Педагогическое искусство как трансцендентная деятельность есть не только выход за пределы человеческого Я и взлет в божественную сферу духовности, но и погружение личности в бесконечные глубины своей

Из книги Психологические основы педагогической практики: учебное пособие автора Корнева Людмила Валентиновна

Глава 6 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

Из книги Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие автора Чернявская Анна Павловна

2.4. Педагогическое мастерство Огромная общественная значимость педагогического труда, о которой говорилось в начале раздела, обусловливает еще одну особенность педагогических профессий: оставляет след в душе маленького человека, определяет его будущее только хороший

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

Взаимодействие Главный эффект - это эффект отдельно взятой независимой переменной. Взаимодействие же возможно при одновременном учете двух и более независимых переменных. Взаимодействие имеет место всегда, когда эффект одной независимой переменной зависит от уровня

Из книги Тренировка эмоций. Как быть счастливым автора Кюри Аугусто

Взаимодействие Во время оплодотворения вы были одиноки - это был пик индивидуализма Вам нужно было выжить, но вы не рассчитывали на чью-либо помощь. Ведь бывают и сперматозоиды-киллеры, которые уничтожают менее приспособленных конкурентов. Если вы хотите уцелеть и быть

Из книги Психология общения. Энциклопедический словарь автора Коллектив авторов

8.2. Педагогическое общение Духовность в образовании. Духовность рассматривается в осн. как способность человека различать и выбирать истинные нравственные ценности и подчинять им свои поступки и поведение. В образовательном процессе понятие «духовность» определяется

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей

Из книги Деловое общение. Курс лекций автора Мунин Александр Николаевич

ЛЕКЦИЯ 4 Общение как коммуникация и взаимодействие Понятие «Общение». Общение как коммуникация.Невербальные средства общения.Вербальные средства общения.Общение как взаимодействие. Формы