Теории межличностного взаимодействия. Теория ролей

Теория ролей

Работу выполнила:

Ахметсафина А.И.

Группа ОФ:118/165-3-1


Джордж Герберт Мид

Американский философ, социолог, представитель Чикагской социологической школы, один из основоположников символического интеракционизма.

Развил его идею об обществе как построенном на обмене жестами и символами: интеракции осуществляются посредством языка, через обмен жестами, символами. Благодаря значимым символам люди легче представляют последствия своего поведения с точки зрения других и легче адаптируются к их ожиданиям. Процесс принятия роли предполагает, что индивид путем воображения ставит себя на место человека, с которым осуществляется общение. Через принятие роли индивиды развивают «самость» - способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли, что обеспечивает превращение внешнего социального контроля в самоконтроль.


  • Мид Дж. Г. «Разум, Я и Общество» (1934)
  • Мид Дж. Г. «Философия действий» (1938)
  • Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований.

  • 1. Я (I) - это то, что я думаю о других и о себе, это мой внутренний мир.
  • 2. Мне (Me) - это то, что, по моему мнению, обо мне думают другие, это моя внешняя социальная оболочка, как я её себе представляю. Индивид, считает Мид, развивает самосознание в момент, когда он видит себя так, как его видят другие. Понятие самости не является врожденным, его происхождение целиком социально.

  • Стадия имитации, на которой ребенок повторяет (копирует) отдельные действия, присущие той или иной роли, например, укладывает куклу или прикладывает к ней стетоскоп.
  • Игровая стадия (стадия индивидуального играния роли), на которой ребенок играет целостную роль, но в «социальной группе» своих игрушек (папа, мама, врач, и т. д.). На этой стадии и происходит «принятие роли другого».
  • Стадия игры (коллективного играния ролей) (game stage), где ребенок вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными действующими лицами, например, когда группа детей 5-8 лет распределяет какие-либо роли: «дочки-матери», «казаки-разбойники», «Штирлиц-Мюллер» и т. д.

Теория ролей

Важным в Теории ролей является утверждение о том, что основной механизм и структура личности связаны с ролевой сущностью. Личность рассматривается как совокупность ее социальных ролей. Согласно эти взглядам, человек никогда не остается «просто человеком», а всегда выступает в той или иной роли, является носителем определенных социальных функций и общественных нормативов.


  • В социологическом – как система ролевых ожиданий, т.е. заданная обществом модель роли, имеющая большое значение для формирования личности человека и овладения им социальными ролями;
  • В социально-психологическом – как исполнение роли и реализации межличностного взаимодействия;
  • В психологическом – как внутренняя или воображаемая роль, которая не всегда реализуется в ролевом поведении, но определенным образом на нее влияет.

Взаимосвязь этих трех аспектов и представляет собой ролевой механизм личности. При этом ведущими считаются социальные ролевые ожидания, определяющие поведение человека, за что концепция интеракционизма самим основоположником, Дж.Мидом, названа «социальным бихевиоризм».

Одно из важнейших понятий Теории ролей – “принятие роли другого”, т.е. представление себя на месте партнера по взаимодействию и понимание его ролевого поведения. При этом человек приводит свои ожидания по отношению к этому человеку в соответствие с его социальными ролями. Без этого человек не может стать социальным существом и осознать значимость своих поступков.

Что определяет, вступят ли люди в контакт друг с другом или нет, продолжат его или прервут?

Существует несколько теорий межличностного взаимодействия (табл. 7.1):

  • теория обмена (Дж. Хоманс, П. Блау);
  • теория символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер);
  • теория управления впечатлениями (Э. Гоффман);
  • психоаналитическая теория (3. Фрейд) и др.

Межличностные взаимодействия

Зависимость людей друг от друга как проблема человеческих взаимоотношений составляет ядро существования человека. У каждого из нас есть сильнейшая потребность вступить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.

Она обусловлена биологическими и социальными причинами и способствует выживанию человека. Наши предки были связаны круговой порукой, обеспечивающей сохранение группы: и на охоте, и при возведении жилищ десять пар рук лучше одной.

Таблица 7.1

Теории межличностного взаимодействия

Теория обмена (Хоманс, Дойч, Блау, Тиббо) Теория символического интеракционизма (Мид) Теория аттракции
A) Люди взаимодействуют, обмениваясь друг с другом информацией, какими-то благами. Если человек получает нужные блага от взаимодействия, то контакт продолжается.

Б) Человек стремится к «максимальному выигрышу» (сумма благ должна превышать сумму издержек, причем так, чтобы другой человек не извлек больше пользы, чем вы).

B) Закон агрессии: если человек не получает вознаграждения, на которое рассчитывал, то агрессия становится для него более ценной, чем взаимодействие.

Г) «Закон насыщения»: чем чаще человек получал некое вознаграждение, тем менее ценным будет для него повторение этой награды.

Д) «Принцип наименьшего интереса»: человек, который менее заинтересован в, том, чтобы данная социальная ситуация обмена и общения была продолжена, обладает большей способностью диктовать свои условия обмена, получает власть.

Е) «Принцип монополии»: если человек обладает монопольным правом на некое вознаграждение, которое хотят получить другие участники обмена, то он навязывает им свою волю (отношения власти).

Ж) Люди стремятся к симметричному обмену, чтобы награды участников были пропорциональны затратам.

A) Люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга, ставят себя на место другого человека, приспосабливают свое поведение к ожиданиям

и действиям других людей.

Б) Люди реализуют социальные ожидания - «инспектации» друг друга, нормы поведения, права и обязанности своей социальной роли.

B) Человек реализует социальные роли через «подражание» (в детстве), «исполнение» и «выбор» тех ролей

и групп, где этого человека ценят.

А) Люди взаимодействуют друг с другом, если испытывают взаимную симпатию, расположение, аттракцию.

Б) Симпатия возникает, если существует ряд условий:

контакты часты;

очевидна физическая привлекательность;

один равен другому по привлекательности, интеллекту, статусу;

заметно сходство интересов, мнений;

есть общность происхождения;

для продолжения отношений важно взаимодополнение;

нам нравятся те, кому нравимся мы;

нравятся те, кто доброжелателен и внимателен к нам, понимает нас;

есть сексуальное влечение.

Теория этнометодологии (Гарфинкель) Психоаналитические теории Теория драматургического подхода (Гофман)
А) Взаимодействие людей регулируется законами, нормами, правилами, ценностями - это центр социального взаимодействия.

Б) Люди сами стремятся к установлению согласия, каких-то правил.

А) При взаимодействии людей воспроизводится их детский опыт (подчиняются лидерам группы, подобно тому как подчинялись в детстве отцу; конфликтуют с людьми, если в детстве протестовали против родителей). А) Люди, как актеры, разыгрывают роли, хотят произвести хорошее впечатление на других, скрывают свои недостатки.

Взаимодействие людей - это театральная пьеса.

Балансные теории (Хайдре, Ньюком) Трансакционная теория (Э. Берн) Теория конфликтов (Парк, Рекс)
A) Взаимодействие людей зависит от того, насколько сбалансированы их мнения, установки по отношению к друг к другу и третьим объектам (предметам, людям).

Б) Продолжение отношений при сбалансированности мнений людей: «Друзья моих друзей - мои друзья»; «Враги моих врагов - мои друзья».

B) Возможен разрыв отношений между людьми при диссонансе их мнений (например, «муж любит свой автомобиль, его жена не любит автомобиль» -диссонанс, который может привести к непониманию, охлаждению и разрыву отношений).

A) Взаимодействие людей зависит от психологических позиций, занимаемых ими в процессе общения.

Б) Человек может занимать позицию Взрослого, Родителя либо Ребенка в той или иной ситуации взаимодействия.

B) Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями участников.

Г) Выделяют формы взаимодействия: ритуалы, операции, времяпрепровождение, игры, манипуляции, уход, соревнование, конфликт.

А) Движущая сила развития взаимодействия людей - это конкуренция, которая может привести к конфликту. Конкуренция, соревнование - конфликт - приспособление - ассимиляция (угасание конфликта, трансформация личностей под влиянием тесных контактов).

Б) Причины конфликтов: наличие противоречивых интересов и целей, мнений людей.

Социальные взаимосвязи между детьми и воспитывающими их взрослыми также повышают жизнеспособность и первых, и вторых. Найдя родственную «душу», поддерживающего нас человека, которому можно довериться, мы чувствуем себя счастливыми, защищенными, жизнестойкими. Потеряв родственную душу, люди испытывают ревность, одиночество, отчаяние, боль, гнев, обездоленность, замыкаются в себе.

Человек - это общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с другими людьми.

Единица взаимодействия называется транзакцией.

Эрик Берн писал:

Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Человек, к которому обращен транзакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Мы называем этот ответ транзакционной реакцией. Транзакция считается дополнительной, если стимул влечет ожидаемую реакцию.

Этот психолог выделяет позиции Родитель, Взрослый, Ребенок, которые создают реальный процесс взаимодействия. Позиция Родителя предполагает склонность к доминированию, конкуренции, к проявлению власти и чувства высокой самоценности, к поучению и критическому осуждению. Позиция Взрослого - склонность к равноправному сотрудничеству, признанию за собой и другими равных прав и ответственности за исход взаимодействия. Позиция Ребенка - это склонность к подчинению, к поиску поддержки и защиты («послушный ребенок») либо к эмоциональному импульсивному протесту, бунту, непредсказуемым капризам («бунтующий ребенок»).

Можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и др. Они характеризуются специфическими позициями.

Одна из распространенных форм - ритуальное взаимодействие, которое строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в группе и обществе. Ритуал выступает как специальная форма взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения потребности в признании. В этом случае доминируют отношения «Родитель-Родитель», Благодаря такому взаимодействию обнаруживается ценность группы, люди выражают то, что их наиболее затрагивает, составляет их социальные ценностные ориентации.

Английский ученый Виктор Тэрнер, рассматривая ритуалы и обряды, понимает их как предписанное формальное поведение, как «систему верований и действий, исполняемых особой культовой ассоциацией». Они важны для поддержания преемственности между различными поколениями в той или иной организации, для сохранения традиций и передачи накопленного опыта через символы.

Ритуальное взаимодействие - это и своеобразный праздник, оказывающий глубокое эмоциональное воздействие на людей, и мощное средство, поддерживающее стабильность, прочность, преемственность социальных связей, механизм сплочения людей, повышающий их солидарность. Ритуалы, обряды, обычаи способны запечатлеваться на подсознательном уровне, обеспечивая глубокое проникновение определенных ценностей в групповое и индивидуальное сознание, в родовую и личную память.

Человечество выработало множество обычаев: религиозные обряды, дворцовые церемонии, дипломатические рауты, военные ритуалы, светские обычаи, праздники и похороны. К ритуалам относятся многочисленные нормы поведения: прием гостей, приветствие знакомых, обращение к незнакомым и пр.

Ритуал - это жестко фиксированная последовательность транзакций, причем они производятся с позиции Родителя и обращены к позиции Родителя же, позволяя людям почувствовать себя признанными.

Если потребность человека в признании не реализуется, то начинает развиваться агрессивное поведение. Ритуал как раз и призван снять эту агрессию, удовлетворить потребность быть признанным хотя бы минимально.

При другом виде взаимодействий - операциях - транзакция осуществляется с позиций «Взрослый-Взрослый». С ним мы встречаемся ежедневно: на работе, учебе, когда готовим пищу, ремонтируем квартиру и пр. Успешно проведя операцию, человек утверждается в своей компетентности и получает подтверждение окружающих.

Трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных, семейных функций, умелое и эффективное осуществление этих обязанностей - вот те операции, которые заполняют жизнь людей.

Соревнование - форма социального взаимодействия, когда имеется четкая цель, которой необходимо достичь, а все действия различных людей соотнесены с учетом этой цели так, что они не конфликтуют. При этом и человек не вступает в конфликт с самим собой, придерживаясь установки другого игрока команды, хотя ему присуще желание добиться лучших результатов, чем у других членов команды. Поскольку человек принимает установки других людей и позволяет определять, что он совершит в соответствии с какой-то общей целью, постольку он становится органическим членом своей группы, общества, принимая его мораль и становясь значимым его членом.

В ряде случаев, находясь с другими людьми в одном помещении и выполняя вроде бы совместную деятельность, человек мысленно пребывает в совершенно ином месте, беседует с воображаемыми собеседниками, мечтает о своем. Такое специфическое взаимодействие называют уходом. Это обычная и естественная форма взаимодействия, но все же чаще к ней прибегают люди, имеющие проблемы с межличностным взаимодействием. Если у человека не остается других форм взаимодействия, кроме ухода, то это уже патология - психоз.

Следующий тип одобряемых фиксированных взаимодействий - времяпрепровождение, обеспечивающее хотя бы некоторые приятные ощущения, знаки внимания со стороны партнеров.

Времяпрепровождение - фиксированная форма транзакций, призванная удовлетворять потребность людей в признании.

Если эта форма реализуется с позиций «Родитель-Родитель», то чаще всего она выражается так: обсуждается и осуждается все отклоняющееся от нормы (дети, женщины, мужчины, власть, телевидение и пр.). Или таковым бывает обсуждение тем «Вещи» (сравнение имеющихся во владении автомашин, телевизоров и пр.), «Кто вчера выиграл» (футбольные и другие спортивные результаты), - это времяпрепровождение мужчин; «Кухня», «Магазин», «Одежда», «Дети», «Сколько стоит?», «Вы знаете, что она…» - темы для женщин. В процессе этого происходит оценивание партнеров и перспектив развития отношений с ними.

Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии, аттракции. Тесные взаимоотношения, обеспечивающие поддержку и дружеское чувство (т. е. мы чувствуем, что нас любят, одобряют и поощряют друзья и близкие), связаны с ощущением счастья. Исследования показали, что такие положительные взаимоотношения улучшают здоровье, уменьшают вероятность преждевременной смерти. «Дружба - сильнейшее противоядие от всех напастей», - говорил Сенека.

Факторы, которые способствуют формированию аттракции (привязанности, симпатии):

  1. Частота взаимных социальных контактов, географическая близость (большинство людей начинают дружить и вступают в брак с теми, кто живет по соседству, учится в одном классе, работает в одной фирме, т. е. с теми, кто живет, учится, работает неподалеку; люди могут часть встречаться, обнаруживать друг в друге сходство, обмениваться знаками внимания). Физическая привлекательность (мужчины склонны любить женщин за их внешность, но и женщинам нравятся привлекательные мужчины - красота нравится).
  2. Феномен «равного» (люди склонны выбирать себе друзей и особенно вступать в брак с теми, кто равен им по интеллектуальному уровню и столь же привлекателен, как и они). Э. Фромм писал: «Часто любовь - не что иное, как взаимовыгодный обмен между двумя людьми, при котором участники сделки получают максимум из того, на что они могут рассчитывать, принимая во внимание их ценность на рынке личностей». В парах, где партнеры отличались по степени своей привлекательности, уступающий обычно имеет компенсирующее качество. Мужчины предлагают со своей стороны статус, пытаясь найти привлекательность, а женщины поступают скорее наоборот, поэтому юные красавицы часто выходят замуж за немолодых мужчин, занимающих высокое положение в обществе.
  3. Чем привлекательнее человек, тем вероятнее приписывание ему положительных качеств (это стереотип физической привлекательности: что красиво, то и хорошо). Люди неосознанно считают, что при прочих равных условиях более красивые счастливее, сексуальнее, общительнее, умнее и удачливее, хотя они вовсе не честнее или заботливее по отношению к другим людям. Отличающиеся привлекательностью люди имеют более престижную работу, больше зарабатывают.
  4. Отрицательно на аттракцию влияет «эффект контраста»: например, мужчинам, только что разглядывавшим журнальных красоток, обычные женщины и жены кажутся менее привлекательными; после просмотра порнографических фильмов понижается сексуальная удовлетворенность партнером.
  5. «Эффект усиления»: когда мы находим у кого-либо черты, схожие с нашими, это делает человека более привлекательным для нас. Чем сильнее двое любят друг друга, тем физически привлекательнее они находят друг друга и тем менее привлекательными представляются им все другие люди противоположного пола.
  6. Сходство социального происхождения, интересов, взглядов важно для установления отношений («Мы любим тех, кто похож на нас и делает то же, что и мы», - указывал Аристотель).
  7. Для продолжения отношений необходимы взаимное дополнение, компетентность в области, близкой нашим интересам.
  8. Нам нравятся те, кому нравимся мы.
  9. Если чувство собственного достоинства человека было уязвлено в какой-то предыдущей ситуации, то ему больше понравится новый знакомый, доброжелательно уделяющий ему внимание (это помогает объяснить, почему иногда люди так страстно влюбляются после того, как их ранее отверг другой, затронув тем самым их самолюбие).
  10. Вознаграждающая теория привлекательности: согласно ей, нам нравятся те люди, чье поведение нам выгодно, или те, с кем мы связываем выгодные нам события.
  11. Принцип взаимовыгодного обмена или равного участия: то, что вы и ваш партнер получаете от ваших взаимоотношений, должно быть пропорционально тому, что каждый из вас в них вкладывает.

Если двух и более людей многое связывает, формируется фактор близости. С укреплением взаимосвязей, когда люди делают друг другу приятное, формируется симпатия. Когда же они взаимно обнаруживают достоинства и признают право за собой и другими быть такими, какие они есть, - формируется уважение.

Такие формы взаимодействия, как дружба и любовь удовлетворяют потребность людей в приятии. Они внешне похожи на препровождение времени, но партнер в этих случаях фиксирован, по отношению к нему и возникает симпатия. Дружба включает симпатию и уважение, любовь отличается от нее усиленным сексуальным компонентом, т. е. это сексуальное влечение + симпатия + уважение. В случае с влюбленностью существует лишь сочетание сексуального влечения и симпатии.

Эти формы взаимодействия отличаются от всех остальных тем, что в них обязательно присутствуют скрытые транзакции «Ребенок-Ребенок», выражающие взаимное признание и симпатию. Люди могут обсуждать какие угодно проблемы, даже на вполне взрослом и серьезном уровне, но в каждом их слове и жесте будет прочитываться: «Ты мне нравишься». Некоторые черты характерны для всех дружеских и любовных привязанностей: взаимопонимание, самоотдача, удовольствие от пребывания с любимым, забота, ответственность, интимная доверительность, самораскрытие (обнаружение сокровенных мыслей и переживаний перед другим человеком). («Что такое друг? Это человек, с которым вы осмеливаетесь быть самим собой», - заметил Ф. Крэйн.)

Э. Берн исследовал такие взаимодействия между людьми, как игра, манипуляция. Игра - это искаженный способ проявления Я, потому что все межличностные потребности человека преобразуются в одну - контроля: человек прибегает к силе, если хочет признания или приятия. Независимо от своеобразия потребности и жизненной ситуации игра предлагает только силовой вариант решения.

Игры (или «геймы», от англ. game) - это стереотипная серия взаимодействий, приводящих к заранее предсказуемому результату, это серия манипуляций, которые призваны изменить поведение другого человека в нужную для инициатора транзакций

сторону без учета желаний этого другого. Геймы, в отличие от ритуалов, времяпрепровождения, операций, дружбы, любви, - взаимодействия нечестные, поскольку включают ловушки, подначки, расплаты.

Игры отличаются от других способов структурирования времени двумя параметрами:

  • скрытыми мотивами;
  • наличием выигрыша.

Каждый участник гейма, даже потерпевший поражение, получает выигрыш, но крайне специфический - в форме негативных чувств обиды, страха, вины, ненависти, подозрения, унижения, презрения, высокомерия, что служит своеобразным подтверждением правоты жизненной позиции этих людей, согласно которой «люди плохие, я плохой, жизнь плоха».

Берн отмечал, что многие люди играют в эти бессознательные игры, получая специфические негативные выигрыши, поскольку такова важная часть неосознаваемого плана жизни или сценария человека. Каждый гейм начинается с приманки, которую активный участник, инициатор, предлагает пассивному с учетом особенностей характера и «слабости» того. Затем следует серия двойных транзакций, которые неизменно приводят к заранее запланированному результату. Начав гейм, практически невозможно из него выйти, особенно если вы пассивный участник, в результате чего наступает расплата или выигрыш.

Чтобы не стать жертвой чужих манипуляций, важно превратить двойные транзакции в открытые, прямые, поскольку гейм возможен лишь при наличии скрытого подтекста в словах, транзакциях.

Анализ манипуляций показывает, что при всех различиях они имеют много общего, а это и позволяет выстроить довольно надежную защиту от них.

Осуществить ее можно по следующей блок-схеме:

  1. Не показывайте слабостей (не попадайтесь на приманку, осознайте, какой вашей слабостью пытаются воспользоваться). Все аферы - от мелких до самых крупных - строятся, как правило, на использовании жадности людей, желании быстро разбогатеть. Жажда легкого барыша так сильна, что парализует самую элементарную осторожность. Еще одна человеческая слабость - любопытство, в частности желание узнать свое будущее, судьбу. Эту слабость много веков успешно эксплуатируют гадалки, провидцы. Другая - жажда острых ощущений. Реализуется она в азартных играх. Ей подвержен в основном сильный пол. Желание произвести впечатление, покрасоваться также используется манипуляторами.
  2. Осознайте, что вами манипулируют . Признаком манипуляции является чувство неудобства: вам не хочется что-то делать, говорить, а приходится - иначе неудобно, вы будете «плохо выглядеть». Достаточно сказать себе: «Стоп, манипуляция!»
  3. Примените пассивную либо активную защиту . Первой рекомендуется пользоваться, если вы не знаете, что делать, как ответить манипулятору. Не говорите ничего. Сделайте вид, что не расслышали, не поняли или вообще спросите о чем-то другом.
  4. При активной защите «расставьте точки над г» либо прибегайте к контрманипуляции.
  5. Контрманипуляция . Манипулятор обычно эксплуатирует наше желание выглядеть хорошо, поэтому не бойтесь показаться плохим: «Боюсь, ты сильно преувеличиваешь мои достоинства» (щедрость, возможности, способности), - эти слова снимают с вас всякие обязательства и открывают неограниченный простор для импровизаций.

Итак, если вы решились на активную защиту, то, не стесняясь, скажите, что вас беспокоит в предложении партнера.

Если это необязательный заемщик, достаточно сказать ему, например, о вашей неуверенности в том, что он вовремя вернет долг, что он сам в этом виноват.

Смысл контрманипуляции - сделать вид, будто не понимаешь, что тобой пытаются манипулировать, начать встречную игру и завершить ее внезапным вопросом, показывающим манипулятору ваше психологическое превосходство.

Например, он говорит: «А слабо тебе… ?» и предлагает что-то опасное или преступное. Ответ такой: «А ты сам можешь это сделать? Сделай!»

Иногда, чувствуя, что нами манипулируют, можно и поддаться манипулятору. Это целесообразно, когда ущерб от этого меньший, чем от ухудшения отношений с манипулятором, или если очевидно, как другими действиями можно компенсировать свой проигрыш.

Сложно противостоять манипуляциям, которые происходят между людьми при семейных, производственных, бытовых взаимодействиях, но еще сложнее когда в дело включаются мошенники-профессионалы, превратившие манипуляцию в образ своей жизни, в способ существования. Печально, но следует признать объективный факт, что сейчас в России число мошенников стремительно растет, захватывая широкие социальные слои - от правительственных кругов и «богатых русских» до преступников и бомжей.

Манипулятор-мошенник одновременно делает три вещи:

  • отыскивает у людей их слабое место, склонность к «наивным манипуляциям» (жадность, вера «в чудеса», стремление опередить других, обхитрить их);
  • внушает к себе доверие, умело скрывая свои цели;
  • успешно обманывает людей, создав «правдоподобную ложь» и нужную ситуацию.

И если эти три фактора реализованы, то мошенник достигает своей цели, обычно она очевидна: присвоить чужое имущество, финансы, льготы и т. п.

ТЕОРИЯ РОЛЕЙ

- англ. theory, role; нем. Rollentheorie. Совокупность концепций и подходов, объясняющих взаимоотношения индивида и общества (Дж. Мид, Р. Линтон, Я. (Дж.)Морено и др.). В Т. р. обычно выделяют несколько уровней анализа: социологический - роль как элемент соц. культуры и структуры; соц.-психол. - взаимодействие индивидов между собой, индивида и группы (где роль оказывается совокупностью общих значений, без к-рых немыслима коммуникация), уровень личности как системы, где сливаются интересы общей психологии, соц. психологии и социологии.

Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009

Смотреть что такое "ТЕОРИЯ РОЛЕЙ" в других словарях:

    теория ролей - социально психологическая теория личности и отношений межличностных, опирающаяся на понятие роли социальной. Представляет их в терминах поведения ролевого. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    Теория ролей - – теоретическое представление о том, что основная часть наблюдаемого повседневного поведения – это просто выполнение людьми своих социальных РОЛЕЙ. В рамках теории роль представляет собой набор ожиданий в отношении действий, соответствующих… … Словарь-справочник по социальной работе

    ТЕОРИЯ РОЛЕЙ - – социально психологическая теория символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффман, М. Кун и др.), рассматривающая личность с т. зр. ее социальных ролей. Относится к социологизаторским концепциям, поскольку утверждает, что… …

    ТЕОРИЯ РОЛЕЙ - концепция, возникшая для объяснения взаимоотношений индивида и об ва. Формирование Т.р. связано с именами Дж Мида, Р. Линтона, Я. (Дж.) Морено. В Т.р. можно выделить три уровня анализа: социологич., где роль рассматривается по преимуществу как… … Российская социологическая энциклопедия

    Теория ролей - (Интеракционизм) Теория в социальной психологии, согласно которой людям в зависимости от их статуса и их позиции в обществе характерно то или иное поведение. Понятие роли ввел в социальную психологию американский социолог и психолог Д. Мид,… … Словарь социолингвистических терминов

    Теория ролей - (интеракционизм) Теория в социальной психологии, исследующая поведение людей, зависящее от их статуса и их позиции в обществе. Понятие роли ввел в социальную психологию Д. Мид. Комплекс ролей, связанных с одним статусом, называется ролевым… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

    ТЕОРИЯ РОЛЕЙ - англ. theory, role; нем. Rollentheorie. Совокупность концепций и подходов, объясняющих взаимоотношения индивида и общества (Дж. Мид, Р. Линтон, Я. (Дж.)Морено и др.). В Т. р. обычно выделяют несколько уровней анализа: социологический роль как… … Толковый словарь по социологии

    теория ролей (интеракционизм) - Теория в социальной психологии, исследующая поведение людей, зависящее от их статуса и их позиции в обществе. Понятие роли ввел в социальную психологию Д. Мид. Комплекс ролей, связанных с одним статусом, называется ролевым набором … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    теория ролей (Дж. Мид и др.) - теории о ролевом поведении людей … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РОЛЕЙ - теория, описывающая и объясняющая ролевое поведение людей в обществе и в непосредственном общении друг с другом … Словарь терминов по психологическому консультированию

Книги

  • Теория каст и ролей , Крол Алекс. Революционная книга, в которой автор делит общество на касты и описывает роли людей в них. Касты определяют уровень свободы и безопасности каждого человека. Рабы, чиновники, жандармы,…

Помимо рассмотренной выше теории Р. Бейлза существуют и другие, объясняющие внутренние механизмы межличностного взаимодействия. Наиболее популярными в психологии являются: теория обмена, психоаналитический подход, теория управления впечатлениями, концепция символического интеракционизма.

Дж. Хоманс, автор теории обмена, считает, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Согласно этой теории каждый из нас стремится уравновесить вознаграждения и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и приятным; поведение человека в настоящий момент определяется тем, вознаграждались ли и как именно вознаграждались его поступки в прошлом. Эта теория опирается на четыре принципа:

чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаше он будет повторяться;

если вознаграждение за определенные типы поведениязависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия;

если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения;

когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

Согласно Хомансу, с помощью его теории могут быть описаны разные сложные виды взаимодействии типа: отношение власти, переговорный процесс, лидерство и т. п. Он рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат.

Такое взаимодействие в общем случае больше, чем простой обмен вознаграждениями, и реакция людей на вознаграждения не всегда определяется линейной связью типа стимул => реакция; высокие вознаграждения могут приводить к потере активности и т. п.

Популярностью пользуется и психоаналитический подход. З. Фрейд считал, что межличностное взаимодействие определяется в основном представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот период жизни. Таким образом, согласно психоаналитической теории в процессе взаимодействия люди просто тиражируют, воспроизводят детский опыт. 3. Фрейд считал, что формирование групп и их притягательность для человека заключаются в том, что они испытывают чувство преданности и покорности лидерам групп. Это объясняется, по мнению Фрейда, не столько личностными качествами лидеров, сколько тем, что мы отождествляем их с могущественными личностями, которых в детстве олицетворяли наши родители. В подобных ситуациях мы как бы возвращаемся к более ранним стадиям своего развития. Такой регресс происходит в основном в ситуациях, когда взаимодействие является неформальным или неорганизованным. Исследования показывают, что отсутствие определенных ожиданий способствует укреплению власти лидеров групп.

В основе подхода Э. Гоффмана, который получил название теория управления впечатлениями, лежит предположение, что ситуации социального взаимодействия напоминают драматические спектакли, в которых люди, как актеры, стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления. Для проявления и выражения символического значения, с помощью которых можно произвести хорошее впечатление на других; люди сами готовят и создают соответствующие ситуации. По мнению Гоффмана, социальные ситуации следует рассматривать как драматические спектакли в миниатюре: люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя “декорации” и “окружающую обстановку” для создания определенного впечатления у других о себе, Гоффман пишет: ”Несмотря на определенную цель, которую индивид мысленно ставит перед собой, несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осуществляется, главным образом, путем его влияния на понимание ситуации другими; он действует так, чтобы производить на людей необходимое ему впечатление, под воздействием которого другие станут самостоятельно делать то, что соответствует его собственным замыслам”. Эту концепцию называют еще теорией социальной драматургии.

Наиболее подробно интерактивная сторона общения исследовалась в работах представителей символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер), считающих, что поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают.

Дж. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Он считал, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения. Мы можем “разгадать” намерения других людей, анализируя их поступки и учитывая свой прошлый опыт в подобных ситуациях. В связи с этим Мид выделял во взаимодействии два типа действий: 1) незначимый жест (представляет собой автоматический рефлекс типа моргания); 2) значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека). Во втором случае человеку необходимо поставить себя на место другого человека или, говоря словами Мида, “принять роль другого”. Этот процесс сложен, но мы способны его осуществлять потому что с детства нас учат придавать значения определенным предметам, действиям и событиям. Когда мы приписываем значение чему-то, оно становится символом, т. е. понятием, действием или предметом, выражающим смысл другого понятия, действия или предмета.

Сущность концепции символического интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимула осуществляется в промежуток времени между воздействием стимула и нашей ответной реакцией. В это время мы связываем стимул с символом, на основе которого определяется ответная реакция.

В какой-то мере все является символами, но из них слова - наиболее важные символы, так как с их помощью мы придаем значения предметам, которые иначе остались бы лишенными смысла. Благодаря этому мы можем общаться с другими людьми. Подобное общение обусловлено тем, что общество учит своих членов одинаково понимать определенные символы. Личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого формирования является установление контроля за действиями личности и теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих.

Символический интеракционизм дает более реалистическое представление о взаимодействии между людьми, чем теория обмена, но он сосредоточен в основном на субъективных моментах взаимодействия, индивидуальных для каждого человека. Эта концепция также придает слишком большое значение символическим аспектам взаимодействия, отвлекаясь от его содержания.

Отметим, что, несмотря на разнообразие подходов к проблеме взаимодействия, ни одна теория не обходит стороной такие понятия, как норма, социальный контроль, социальная роль. Именно им будут посвящены следующие разделы.