Ли мандельштам. Интересные факты из жизни Осипа Мандельштама (15 фото)

Осип Эмильевич Мандельштам - русский поэт, прозаик, переводчик.

Происхождение

Будущий поэт родился 3 января 1891 г. в Варшаве в еврейской семье. При рождении ему было дано имя Иосиф. Отец, Эмилий Вениаминович Мандельштам (1856-1938), занимался торговлей кожевенными изделиями. Мать, Флора Овсеевна Вербловская (1866-1916), была профессиональным музыкантом. Эмилий Мандельштам являлся очень зажиточным человеком и числился в купцах первой гильдии. Соответственно, на него и его семью не распространялся закон о черте оседлости, действующий в царской по отношению к лицам еврейской национальности.

В 1897 г. семья приехала в столицу Российской империи, город . Они поселились в . Родители Мандельштама, передовые люди, не только прекрасно осознавали важность хорошего образования для сына, но и имели финансовую возможность дать его своему сыну. По желанию родителей в 1900 г. маленький Осип был отдан на обучение в Тенишевское коммерческое училище. В котором мальчик и проучился вплоть до 1907 г. Тенишевское училище славилось своим гуманитарным образованием. После окончания училища Мандельштам думал продолжить образование в Петербурге и даже подал документы на естественный факультет Санкт-Петербургского университета. Однако вскоре передумал, забрал документы, и отправился в Париж. Во Франции Мандельштам обучался в знаменитой Сорбонне, далее в Гейдельбергском университете. В бытность свою во Франции юноша серьёзно увлёкся французской поэзией, он с упоением читал стихи Бодлера, Верлена, Вийонома. Лестное знакомство с поэтом стало дополнительным толчком к занятиям самостоятельной литературной деятельностью.

В поэзии

В 1910 г. Мандельштам вернулся в Россию. В Петербурге он посещает лекции, организованные Вячеславом Ивановым, известным поэтом-символистом. В этом же году стихи Мандельштама впервые опубликовали. В журнале «Аполлон» напечатали целых пять его стихотворений. Осип Мандельштам был необычайно музыкален. По собственному признанию поэта, музыка вдохновляла его на создание поэтических образов. В детстве по настоянию мамы Осипа обучали музыке. И тут происходило удивительное дело, когда мальчик читал нотную грамоту, в его голове складывались стихи. В 1911 г. Мандельштам с целью систематизации знаний решил продолжить образование. Он вновь подаёт документы в Петербургский университет, на этот раз на историко-филологический факультет. Поэт проучился в нём с перерывами до 1917 г. Однако по воспоминаниям современников, частыми визитами на лекции юноша своих профессоров не баловал. Мандельштама занимали совсем другие материи, музы парили над ним.

В 1911 г. Мандельштам знакомится с , её мужа Гумилёва, он узнал ещё во Франции. Звёздная пара увлекла Мандельштама в яркий водоворот поэтических баталий. Он примыкает к созданному ими «Цеху поэтов». Вместе с друзьями молодой человек с восторгом проповедует новое поэтическое течение - акмеизм. Дружбу с уникальной парой Гумилёв - Ахматова поэт считал одним из главнейших событий в своей жизни. Незабываемые вечера в театральном кафе «Бродячая собака», навсегда остались в памяти поэта.

В 1913 г. Мандельштам выпустил первую книгу стихов «Камень». Книга получила весьма высокую оценку критиков. Двумя годами позже произошло его знакомство с сёстрами Цветаевыми - Анастасией и . Встреча произошла в Коктебеле, в доме художника и поэта Максимилиана Волошина, куда был приглашён и Мандельштам. Максимилиан Волошин славился своим гостеприимством, в его доме всегда обретались лучшие люди русского искусства. Поэты, художники, писатели двух столиц всегда были желанными гостями Коктебельской дачи. В то незабываемое лето Мандельштам пламенно влюбляется в Марину Цветаеву. В 1916 г. он приехал к ней в , чтобы рассказать о своей любви. Они гуляли по древней столице, читали друг другу стихи. Мандельштам, уроженец холодного Петербурга, благодаря Цветаевой познакомился с Москвой, городом без которого невозможно прочувствовать русскую душу.

Гражданин поэт

Наступил 1917 г., по России пронеслись вихри двух революций. Мандельштам, наряду со многими представителями русской интеллигенции, с одобрением принял Февральскую революцию, но к Октябрьской отнёсся весьма настороженно, и не без оснований. Однако, поначалу всё шло хорошо, Мандельштам активно работал в газетах, много печатался, участвовал в публичных чтениях. Его стихи нравились людям, он обрёл успех и известность.

В 1919 г., будучи в Киеве, Мандельштам познакомился со своей будущей женой - Надеждой Яковлевной Хазиной. Официально влюблённые поженились в 1922 г., в этом же году у поэта была опубликована новая книга стихов под названием «Tristia». Наступило сумбурное время гражданской войны, поэт вместе с женой, много ездит по России, Украине и Грузии. Их быт абсолютно не устроен, у супругов даже нет своего угла. В начале двадцатых годов, Мандельштам подружился с . В 1923 г. в свет выходит ещё одна его стихотворная книга - «Вторая книга», которая была посвящена жене поэта. В эти годы Мандельштам создал несколько успешных прозаических произведений. Поэт в совершенстве знающий несколько европейских языков, очень много работал над стихотворными переводами.

В 1928 г. был напечатан сборник стихов «Стихотворения». Это стал последний сборник стихов, напечатанный при жизни поэта. В 1930 г. Осип Мандельштам создал очерк «Четвёртая проза», представляющий собой тонкую, яркую сатиру на существующие в стране порядки. В этот же период по протекции наркома Николая Бухарина поэт вместе с супругой отправился в командировку в Армению. В Эриване Мандельштамы познакомились с талантливым человеком, учёным-биологом Борисом Кузиным, очень скоро их стала связывать самая тесная дружба. Личность Бориса Кузина произвела неизгладимое впечатление на поэта и его жену, по его собственному признанию многие стихи и проза могли быть не написаны, если бы не их общение с Кузиным. После расставания семья Мандельштамов и Кузин состояли в активной многолетней переписке. Результатом поездки на Кавказ стала интереснейшая повесть «Путешествие в Армению». Мандельштам вновь проявил себя как одарённейший прозаик. Однако советская критика тут же обругала его повесть. Самостоятельно изучив итальянский язык и прочитав в оригинале «Божественную комедию» Данте, Мандельштам выпустил блестящее эссе - «Разговор о Данте».

В 1933 г. Мандельштам в небольшом кругу друзей прочитал стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны», тем самым подписал себе смертный приговор. Чуть позднее, поэт прочитал стихотворение своему другу Борису Пастернаку, тот порекомендовал немедленно забыть и более никому не читать это произведение, но было уже поздно. Творение поэта начало свой вечный путь, его читали, переписывали, втихомолку передавали из уст в уста. Началась травля Мандельштама, его нигде не печатали, оставалась только работа над переводами. Какой-то «доброжелатель» написал на поэта донос. В 1934 г., в ночь с 13 на 14 мая, Мандельштама арестовали и отправили в ссылку в , город на севере . В ссылке поэт попытался покончить жизнь самоубийством, выбросился из окна. Надежда Мандельштам предпринимала отчаянные попытки облегчить участь мужа. Она писала письма в высокие инстанции, задействовала все свои связи, и вновь помог Николай Бухарин. После его заступничества Мандельштамы могли самостоятельно определить место своей ссылки, супруги выбрали . Там Мандельштамы жили в самой настоящей нищете, изредка оставшиеся друзья помогали им деньгами. Поэт подрабатывал в местных газетах и в театре. В Воронеже он написал цикл стихов «Воронежские тетради», которые считаются лучшими за весь период его творчества.

В 1937 г. срок ссылки заканчивается, Мандельштаму разрешают выехать в Москву. Однако уже в 1938 г. на стол наркома внутренних дел Н. И. Ежова ложится заявление от секретаря Союза писателей СССР В. Ставского, в нём предлагалось «решить вопрос о Мандельштаме», его стихи представлены как похабные и клеветнические. И вопрос был решён, причём незамедлительно. В ночь с 1 на 2 мая 1938 г. Мандельштама повторно арестовывают и отправляют по этапу в пересылочный лагерь на Дальний Восток.

27 декабря 1938 г. Осип Эмильевич Мандельштам скончался. Он умер там же, в пересылочном лагере, и вместе с другими умершими его тело пролежало непогребённым до весны. На лагерном сленге трупы людей, умерших в зимний период, время, когда их невозможно было захоронить, назывались «зимним штабелем». В одном из таких штабелей и покоится ныне тело Осипа Мандельштама. Основная версия причины смерти поэта - смерть от тифа.

Совесть - лучшее наследие

Осип Мандельштам был настоящим поэтом и гражданином, он не умел и не желал приспосабливаться. И как следствие, поэт стал одной из десятков миллионов жертв, перемолотых в кровавом месиве сталинских лагерей. В высшей степени интеллигент, утончённая натура, Осип Мандельштам, в отличие от множества своих собратьев по перу, не пошёл на сделку с совестью. Поэт предпочёл высказать правду и за это поплатился жизнью. Его современники - люди, жившие в то страшное время, когда за каждый неверный шаг, за каждое случайно вырвавшееся слово, могли расстрелять. Услышали голос правды, осознали, что есть общность людей, которые готовы бороться с режимом. А если есть те, кто хочет и может сопротивляться, то есть надежда на избавление в будущем.

Осип Мандельштам был реабилитирован лишь 1956 г. Его жена Надежда Яковлевна Мандельштам бережно сохранила множество неизданных рукописей поэта. До шестидесятых годов его стихи можно было почитать только в самиздате. Лишь с наступлением хрущёвской оттепели стихи поэта обрели всемирную славу. Его произведения попали за границу, они были напечатаны в США и Германии. Мандельштам был назван последним настоящим поэтом сталинской эпохи. В России наиболее полное собрание его произведений появилось лишь 1973 г.

Дмитрий Сытов


(3 января по старому стилю) 1891 года в Варшаве (Польша) в семье кожевенника и мастера перчаточного дела. Старинный еврейский род Мандельштамов дал миру известных раввинов, физиков и врачей, переводчиков Библии и историков литературы.

Вскоре после рождения Осипа, его семья переехала в город Павловск недалеко от Петербурга, а затем в 1897 году — в Петербург.

В 1900 году Осип Мандельштам поступил в Тенишевское коммерческое училище. Большое влияние на формирование юноши во время учебы оказал преподаватель русской словесности Владимир Гиппиус. В училище Мандельштам начал писать стихи, одновременно увлекшись идеями эсеров.

Сразу же после окончания в 1907 году училища Мандельштам уехал в Париж, слушал лекции в Сорбонне. Во Франции Мандельштам открыл для себя старофранцузский эпос, поэзию Франсуа Вийона, Шарля Бодлера, Поля Верлена. Познакомился с поэтом Николаем Гумилевым.

В 1909-1910 годах Мандельштам жил в Берлине, занимался философией и филологией в Гейдельбергском университете.

В октябре 1910 года он вернулся в Петербург. Литературный дебют Мандельштама состоялся в августе 1910 года, когда в журнале "Аполлон" были напечатаны пять его стихотворений. В эти годы он увлекался идеями и творчеством поэтов-символистов, стал частым гостем Вячеслава Иванова, теоретика символизма, у которого собирались талантливые литераторы.

В 1911 году Осип Мандельштам, желая систематизировать свои знания, поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. К этому времени он прочно вошел в литературную среду — принадлежал к группе акмеистов (от греческого "акме" — высшая степень чего-либо, цветущая сила), к организованному Николаем Гумилевым "Цеху поэтов", в который входили Анна Ахматова, Сергей Городецкий, Михаил Кузмин и др.

В 1913 году в издательстве "Акмэ" вышла первая книга Мандельштама "Камень", куда вошли 23 стихотворения 1908-1913 годов. К этому времени поэт уже отошел от влияния символизма. В эти годы стихи Мандельштама часто печатались в журнале "Аполлон", молодой поэт завоевывал известность. В декабре 1915 года вышло второе издание "Камня" (издательство "Гиперборей"), по объему почти втрое больше первого (сборник был дополнен текстами 1914-1915 годов).

В начале 1916 года на литературном вечере в Петрограде Мандельштам познакомился с Мариной Цветаевой. С этого вечера началась их дружба, своеобразным "поэтическим" итогом которой стало несколько стихотворений, посвященных поэтами друг другу.

1920-е годы были для Мандельштама временем интенсивной и разнообразной литературной работы. Вышли новые поэтические сборники: Tristia (1922), "Вторая книга" (1923), "Камень" (3-е издание, 1923). Стихи поэта печатались в Петрограде, Москве, Берлине. Мандельштам опубликовал ряд статей по важнейшим проблемам истории, культуры и гуманизма: "Слово и культура", "О природе слова", "Пшеница человеческая" и др. В 1925 году Мандельштам выпустил автобиографическую книгу "Шум времени". Вышли несколько книг для детей: "Два трамвая", "Примус" (1925), "Шары" (1926). В 1928 году была опубликована последняя прижизненная книга стихов Мандельштама "Стихотворения", а чуть позже — сборник статей "О поэзии" и повесть "Египетская марка".

Много времени Мандельштам отдавал переводческой работе. В совершенстве владея французским, немецким и английским языками, он брался (нередко в целях заработка) за переводы прозы современных зарубежных писателей. С особой тщательностью относился к стихотворным переводам, проявляя высокое мастерство. В 1930-е годы, когда началась открытая травля поэта и печататься становилось все труднее, перевод оставался той отдушиной, где поэт мог сохранить себя. В эти годы он перевел десятки книг.

В 1930 году Мандельштам посетил Армению. Результатом этой поездки явилась проза "Путешествие в Армению" и стихотворный цикл "Армения", который был лишь частично опубликован в 1933 году.

Осенью 1933 года Мандельштам написал стихотворную эпиграмму против Сталина "Мы живем, под собою не чуя страны…", за которую в мае 1934 года был арестован. Его выслали в Чердынь на Северном Урале, где он пробыл две недели, заболел и попал в больницу. Затем он был выслан в Воронеж, где работал в газетах и журналах, на радио. После окончания срока ссылки Мандельштам вернулся в Москву, но здесь ему жить было запрещено. Поэт жил в Калинине (сейчас город Тверь).

В мае 1938 года Мандельштама вновь арестовали. Приговор — пять лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Этапом был отправлен на Дальний Восток.

Умер Осип Мандельштам 27 декабря 1938 года в больничном бараке в пересыльном лагере на Второй речке (сейчас в черте города Владивостока).

Имя Осипа Мандельштама оставалось в СССР под запретом около 20 лет.

Жена поэта Надежда Яковлевна Мандельштам и друзья поэта сохранили его стихи, которые в 1960-х годах стало возможным опубликовать. В настоящее время изданы все произведения Мандельштама.

В 1991 году в Москве было создано Мандельштамовское общество, целью которого является собирание, сохранение, изучение и популяризация творческого наследия одного из великих русских поэтов XX столетия. С 1992 года Мандельштамовское общество базируется в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ).

В апреле 1998 года как совместный проект университета и Мандельштамовского общества был открыт Кабинет мандельштамоведения научной библиотеки РГГУ.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Мандельштам Осип Эмильевич (1891─1938) - выдающийся русский и советский поэт, переводчик, прозаик, эссеист. Благодаря своей высокой лирике и попыткам переосмыслить мировую историю и культуру в едином контексте он стал одной из крупнейших величин русской поэзии XX века. Его стихи пронизаны глубокими ассоциативными символам, идущими от античных традиций. Часто в творчестве поэта видны архитектурные образы, подчеркивающие стройность и четкость его словесных форм. Широкому кругу читателей хорошо известны сборники стихов Мандельштама «Камень» и «Trisyia», а также собрание прозы «Шум времени».

Детство и юность

Осип Мандельштам родился 3 (15) января 1891 года в Варшаве. Его отец Эмиль Вениаминович занимался кожевенным делом, затем превратился в успешного коммерсанта, став купцом первой гильдии. Мать Флора Осиповна была родственницей историка отечественной литературы С. Венгерова и преподавала музыку. Через год после рождения мальчика семья переехала в Павловск, а в 1897 году перебралась в Петербург.

Живя в столице Российской империи и имея стойкое желание родителей дать своим сыновьям хороший жизненный старт, Мандельштам получил прекрасное гуманитарное образование. С 1899 года он учился в престижном Тенишевском коммерческом училище, директором которого и одновременно преподавателем литературы был поэт-символист В. Гиппиус. Именно в годы пребывания в нем он увлекся театром, музыкой и, конечно, поэзией.

Благодаря педагогу в сознании будущего поэта происходит перелом. Увлеченный поначалу революционной стилистикой С. Надсона, Мандельштам открывает для себя творчество символистов. Наибольшее влияние на него оказали стихи Ф. Сологуба и В. Брюсова. Поэтому первые взрослые пробы пера в чем-то перекликаются с их произведениями.

По окончании училища в 1907 году Мандельштам уезжает в Париж для того, чтобы прослушать курс лекций на словесном факультете в Сорбонне. Во многом этой поездке способствовала семья, испугавшаяся революционных настроений сына. Там он сумел проникнуться глубиной старофранцузского эпоса и увлекся творчеством знаменитых французских поэтов Ш. Бодлера, П. Верлена, Ф. Вийона. В 1910─1911 годах поэт проучился два семестра в Гейдельбергском университете в Берлине, постигая премудрости философии. Также он некоторое время проживал в Швейцарии. В 1911 году он крестился в Выборгской методистской церкви.

В связи с ухудшением материального положения семьи, поэт прерывает обучение. После возвращения в Россию он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, где проходил обучение на отделении романских языков. В 1911 году Осип Эмильевич познакомился с Анной Ахматовой и Н. Гумилевым, с которыми у него сложится тесная дружба. Впервые он сблизился с людьми, о которых с уверенностью говорил слово «мы». Позднее он признался великой поэтессе, что может вести воображаемую беседу только с двумя людьми - с ней и ее мужем Н. Гумилевым.

На поэтическом поприще

Во время обучения в Европе Мандельштам время от времени приезжал в Петербург, где у него завязались связи с местным литературным сообществом. Он с удовольствием прослушал курс лекций в самой известной цитадели символизма - знаменитой «башне» теоретика символизма В. Иванова. В его квартире на последнем этаже собирался весь цвет русского искусства «Серебряного века» - А. Блок, А. Ахматова, Н. Бердяев, М. Волошин и другие. Многие великие произведения именно здесь звучали впервые, к примеру, «Незнакомка» А. Блока.

Первые пять стихов Мандельштама были напечатаны в 1910 году в русском иллюстрированном журнале «Аполлон». Эти стихотворения были во многом антисимволичны, в них «глубокий мир» противопоставлен пророческому пафосу. Три года спустя увидел свет напечатанный в издательстве «Акмэ» первый стихотворный сборник поэта под названием «Камень». Он содержит произведения, написанные в период 1908 - 1911 годов.

В них прослеживается некий дух символизма, но уже без присущей его аутентичной формы потусторонности. Теперь символические навыки должны были отображать трехмерные реалии, преломившиеся через некое архитектурное содержание, в которых он видит четкое наполнение и структуру. Отсюда совсем непоэтическое название сборника. С появлением «Камня» Мандельштам тут же занял место в ряду крупнейших российских поэтов. В 1915 году издательство «Гиперборей» переиздало книгу, дополнив ее стихами последних двух лет.

Мандельштам вошел в созданную в 1912 году группу акмеистов, противопоставлявших себя символистам и отстаивающих материальность образов, выраженных с помощью точных слов. Кроме того, он был участником петербургского объединения «Цех поэтов», основанного О. Городецким и Н. Гумилевым. Одной из главных целей, провозглашенных здесь, была попытка дистанцироваться от символизма. Правда, для Мандельштама пребывание в этих сообществах было больше продиктовано мотивами дружбы, нежели приверженностью идеям акмеизма. Поэтому в этот период написаны наиболее оптимистичные стихи поэта, к примеру, «Казино», в котором есть такие строки:

Я не поклонник радости предвзятой
Подчас природа - серое пятно
Мне, в опьянении легком, суждено
Изведать краски жизни небогатой

С самых первых лет творчества Мандельштам ощущал себя частью мирового культурного пространства и в этом видел проявление собственной свободы. В этом воображаемом миру находилось место Пушкину и Данте, Овидию и Гете. В 1916 году поэт знакомится с М. Цветаевой, которое переросло в дружбу. Они даже посвятили друг другу несколько произведений.

Период «Tristia»

Стихи, написанные в самый разгар революционных событий и Гражданской войны, легли в основу нового сборника, который был назван «Tristia». В нем ядром поэтического мира Мандельштама стал античный стиль, превратившийся в авторскую речь, отражающую его сокровенные переживания. Собственно слово «triastia» встречается у Овидия и означает расставание. Как и в «Камне», стихи здесь также цикличны, но еще более тесно связаны между собой. Мандельштам любил повторять слова в стихотворениях, наполняя их особым смыслом. В этот период прослеживается более сложное отношение автора к слову и образам, которые становятся иррациональнее. Интересно, что сами сборники тоже имеют связь: «Камень» заканчивается, а «Tristia» начинается строками о Федре.

Столь выразительный уход в античную модель бытия, служащую своеобразным культурным кодом, стал результатом серьезных политических перемен и, прежде всего, прихода к власти большевиков. Как и многие представители русской интеллигенции, Мандельштам поначалу не принял новую власть и даже написал стихотворение в поддержку свергнутого главы Временного правительства А. Керенского. В нем есть такие многозначные строки:

Когда октябрьский нам готовил временщик
Ярмо насилия и злобы

Новая революционная идея олицетворялась у него с разрушением порядка и установлением хаоса. И это приводило поэта к настоящему ужасу. Но идейный маятник противоречий, из которых было соткано мировоззрение и творчество Мандельштама, метнулся в сторону и вскоре он принял советскую власть, что нашло отражение в написании стихотворения «Сумерки свободы».

Мандельштам в 1920-е годы

Период относительно либерального НЭПа совпал с активной литературной работой Мандельштама. В 1923 году выходит в свет новый сборник «Вторая книга», а его стихи начинают издаваться за границей. Поэт пишет серию статей, посвященных ключевым проблемам культуры, истории и гуманизма, - «О природе слова», «Пшеница человеческая» и другие. В 1925 году издается автобиографический сборник «Шум времени», ставший своеобразной ораторией эпохи с глубоко личными воспоминаниями. Вместе с этим были выпущены несколько детских сборников.

В это время Осип Эмильевич активно занимается переводческой деятельностью, адаптируя на русский язык произведения Петрарки, О. Барбье, Ф. Верфеля и многих других зарубежных авторов. Во время гонений именно эта работа стала творческой отдушиной, где можно было выразить себя. Неслучайно многие критики отмечают, что стихи, переведенные поэтом, звучат порой лучше авторских.

В 1930 году Мандельштам побывал в Армении и был впечатлен увиденным. Эта вожделенная (так говорил сам поэт) страна уже давно манила его своей историей и культурой. В результате были написаны «Путешествие в Армению» и цикл стихов «Армения».

Конфликт с властью

В 1933 году Осип Эмильевич написал стихотворную инвективу, направленную против И. Сталина. Она начиналась со следующих строк:

Мы живем, под собою не чуя страны
Наши речи за десять шагов не слышны

Несмотря на недоумение окружающих (по мнению Б. Пастернака, это было самоубийством), вызванное безрассудной смелостью автора, он говорил: «Стихи сейчас должны быть гражданскими» . Это произведение поэт читал многим друзьям, родственникам и знакомым, поэтому сейчас трудно определить, кто же донес. Но реакция советских властей была молниеносной. По распоряжению тогдашнего главы НКВД Г. Ягоды Мандельштам был арестован на собственной квартире в мае 1934 года. Во время этой процедуры был произведен тотальный обыск - трудно назвать места, куда не заглянули проверяющие.

Правда, наиболее ценные рукописи хранились у родственников. Есть и другая версия возможной опалы. Незадолго до этих событий во время напряженного разговора поэт ударил по щеке А. Толстого и тот пообещал, что это просто так не оставит.

За великого поэта ходатайствовали Б. Пастернак и А. Ахматова, пытался помочь Осипу и видный партийный деятель Н. Бухарин, высоко ценивший его творчество. Возможно, благодаря его протекции Мандельштама отправили сначала на Северный Урал в город Чердынь, а откуда перевели на трехлетнюю ссылку в Воронеж. Здесь он работал в газете и на радио, оставив свою духовную исповедь в виде трех тетрадей стихов.

После освобождения ему запретят жить в столице, и поэт отправится в Калинин. Но он не прекратил писать стихи и вскоре вновь был арестован, получив 5 лет лагерей за якобы контрреволюционную деятельность. Нового поворота судьбы больной и ослабленный Осип Эмильевич уже не выдержал. Он умер 27 декабря 1938 года во Владивостоке в больничном бараке.

Личная жизнь

Осип Мандельштам был женат на Надежде Хазиной, с которой познакомился в 1919 году в киевском кафе «Х.Л.А.М». После свадьбы, состоявшейся в 1922 году, она станет верным спутником свободолюбивого поэта и переживет с ним все трудности опального периода. Кроме того, к быту Мандельштам был совсем не приспособлен, и ей приходилось ухаживать за ним, как за ребенком. Надежда Яковлевна оставила блестящие мемуары, несмотря на противоречивость оценок, ставшие важным источником изучения творческого наследия Мандельштама.

В уходящем году тихо и незаметно прошоло 125-летие Осипа Мандельштама. Известного литературного критика, переводчика, прозаика, эссеиста и одного из прекраснейших поэтов прошлого века.

«Я рожден в ночь с второго на третье...»

В столице Польши, Варшаве, в январе 1891 года появился на свет Осип Мандельштам. Практически сразу семья переезжает в Петербург. Это город детства и юношества поэта.

Мандельштам, биография поэта тому подтверждение, вспоминать эти годы, давать им комментарии, как и своим стихам, не любил. Как поэт он созрел достаточно рано, поэтому стиль его был очень строгим и серьезным.

Вот те крупицы, которые можно найти о годах детства:

«Из омута злого и вязкого

Я вырос, тростинкой шурша,

И страстно, и томно, и ласково

Запретною жизнью дыша.»

("Из омута злого и вязкого...")

В последней строчке описал свое увлечение стихами Мандельштам. Биография поэта начинается с семьи, запутавшейся в вере и национальности. В особенности это заметно в речи автора, его слоге. Языковая среда, в которой рос маленький Осип, была слегка странной. Отец Эмилий, самоучка и коммерсант, совершенно не имел чувства языка. Витиеватые, практически всегда недоговоренные фразы, причудливое косноязычие - такими эпитетами описывал Осип речь своего отца в книге «Шум времени».

Мать была полной противоположностью. При бедности словарного запаса, сжатости и однообразности оборотов, говор Флоры, преподавателя музыки, ее русская речь были четкими, звонкими и яркими. От матери и передалось поэту тонкое чувство языка русской культуры, его точность, музыкальность и величие.

Не мальчик, но поэт

По завершении знаменитого Тенишевского училища за границей продолжает свое обучение Мандельштам. Биография (краткая) дает повод задуматься о важности этого периода: Западная Европа прослеживается в его стихах до самой смерти. За три года Осип успевает полюбить Париж, изучить в университете Германии романскую филологию и пожить в свое удовольствие в Берлинском пригороде - Целендорфе.

Но самое яркое впечатление, которое и явило миру Мандельштама-поэта, было от встречи с А. Ахматовой и Н. Гумилевым. Они еженедельно общались на литературных посиделках. Много лет спустя после расстрела Николая Гумилева, в письме к Ахматовой, поэт пишет, что до сих пор ведет разговоры с ним, ибо Гумилев был единственным, кто его по-настоящему понимал.

Особое отношение поэта к Анне Ахматовой хорошо чувствуется в его словах: «Я - современник Ахматовой» . Он говорил об этом во всеуслышание, не боясь режима существовавшей власти. А если вспомнить, что Ахматова была опальным поэтом, еще и женщиной, то для таких заявлений надо было быть Осипом Мандельштамом!

Это был период нового веяния в литературе, которое создали А. Ахматова с Н. Гумилевым и О. Мандельштам. Биография поэта восстанавливает этот период трений и споров. Процесс был нелегким: Анна Ахматова всегда была своенравна, Гумилев слыл деспотом, а Осип Эмильевич без труда вспыхивал по любому поводу.

Проба пера

В начале 1913 года первое собрание стихов поэт издает за свои средства. Соратниками было отвергнуто название «Раковина», утверждено акмеистическое - «Камень». Течение славилось тем, что лишало мира туманного и элегически легкого флера. Все обретало ясность, твердость, прочность и основательность. Причем касалось это и тел материальных, и духовной культуры.

Новая Россия

Осип Мандельштам, биография краткая практически не затрагивает это время, не понял и не принял революционных преобразований 1917 года. В этот период, после учебы в Петербургском университете на историко-филологическом факультете, он пытается найти себя в новой стране. Но все попытки завершаются ссорой, скандалом и, следовательно, провалом. К 1920 году кризис нарастал. За пять лет Осип не написал ни одной строчки.

Спустя еще девять лет выходит книга «Четвертая проза». Это небольшой по страницам, но огромный по душевному всплеску крик боли и ненависти к участникам МАССОЛИТа. Кроме яростных высказываний против писателей-конъюнктурщиков, книга раскрывает основные черты норова поэта. Мандельштам с легкостью обрастал недругами, бросаясь оценками личности и нелестными суждениями, коих не держал в себе, он был неуживчивым, взрывным, неуступчивым и импульсивным.

Взаимная ненависть зашкаливала. Многие ненавидели поэта, но и многих ненавидел Мандельштам. Биография дает возможность проследить экстремальность условий, в каких жил поэт. А к 1930 году у него появляется предчувствие смерти.

В эти годы государство начинает давать квартиры работникам культуры. В 1933 году получает квартиру и Мандельштам. Биография и творчество кратко описываются случаем с Пастернаком. Он много позже вспоминал, как вызвал взрыв ярости у Мандельштама, когда, уходя, промолвил, что теперь есть где писать стихи. Поэт осыпал проклятьями квартиру и посоветовал отдать ее «честным предателям».

Путь избран

Все больше укрепляет поэта пришедшее сознание трагизма выбранной судьбы. В стихах появились сила и пафос. Он состоял в бессильном противостоянии «веку-зверю» независимого поэта. Сила была в ощущении себя равным наступившему веку:

«...Запихай меня лучше, как шапку, в рукав

Жаркой шубы сибирских степей,

Уведи меня в ночь, где течет Енисей,

И сосна до звезды достает,

Потому что не волк я по крови своей

И меня только равный убьет.»

("За гремучую доблесть грядущих веков...")

Окружение поэта, его близкие люди лишь спустя время оценили эти предсказательные строчки. Мандельштам уже тогда предчувствовал Сибирскую ссылку, смерть и бессмертие своих строк.

Мандельштам: биография краткая (по датам)

  • 03.01.1891 - родился.
  • 1900-1907 - учеба в Тенишевском училище.
  • 1908-1910 - обучение в Сорбонне.
  • 1913 - выход сборника стихов «Камень».
  • 1919 - знакомится с будущей женой.

  • 1923 - издается второй сборник стихов.
  • 1934-1937 - сослан в Воронеж.
  • 1938 - умер в лагерях на Дальнем Востоке.

Мандельштам: биография, интересные факты

Не многие знают о влюбленности Осипа в Марину Цветаеву. Но еще меньше известно о прекращении их отношений и серьезного намерения поэта уйти в монастырь.

Переезд в Воронеж случился «благодаря» эпиграмме на «правящего страной горца». Реакция Сталина была, мягко говоря, странной: «изолировать, но сохранить».

Первый памятный знак, посвященный поэту, был поставлен на собственные сбережения скульптора В. Ненаживина, впечатленого стихами Мандельштама.

Одна из самых трагических судеб была уготована советской властью такому великому поэту, как О. Мандельштам. Биография его сложилась так во многом из-за непримиримого характера Осипа Эмильевича. Он не мог терпеть неправду и не хотел склоняться перед сильными мира сего. Поэтому иначе в те годы и не могла сложиться его судьба, что осознавал и сам Мандельштам. Биография его, как и творчество великого поэта, многому нас учит...

Будуший поэт родился в Варшаве 3 января 1891 г. Детство и юность провел в Петербурге Осип Мандельштам. Автобиография его, к сожалению, не была написана им. Однако воспоминания его легли в основу книги "Шум времени". Ее можно считать во многом автобиографичной. Отметим, что воспоминания Мандельштама о детстве и юности строги и сдержанны - он избегал себя раскрывать, не любил комментировать как свои стихи, так и свою жизнь. Осип Эмильевич был рано созревшим поэтом, вернее, прозревшим. Строгость и серьезность отличают его художественную манеру.

Мы считаем, что следует подробно рассмотреть жизнь и творчество такого поэта, как Мандельштам. Краткая биография в отношении этого человека вряд ли уместна. Личность Осипа Эмильевича очень интересна, а творчество его заслуживает самого внимательного изучения. Как показало время, одним из величайших русских поэтов 20 века был Мандельштам. Краткая биография, представленная в школьных учебниках, явно недостаточна для глубокого осмысления его жизни и творчества.

Происхождение будущего поэта

Скорее в мрачные тона окрашено то немногое, что можно обнаружить в воспоминаниях Мандельштама о его детстве и окружавшей его атмосфере. По словам поэта, семья его была "трудная и запутанная". В слове, в речи проявлялось это с особенной силой. Так, по крайней мере, считал сам Мандельштам. Своеобразной была семьи. Отметим, что еврейский род Мандельштамов был старинным. Еще с 8 века, со времен иудейского просвещения, он подарил миру известных врачей, физиков, раввинов, историков литературы и переводчиков Библии.

Мандельштам Эмилий Вениаминович, отец Осипа, являлся коммерсантом и самоучкой. Он был напрочь лишен чувства языка. Мандельштам в своей книге "Шум времени" отмечал, что у него абсолютно не было языка, было лишь "безъязычие" и "косноязычие". Иной являлась речь Флоры Осиповны, матери будущего поэта и учительницы музыки. Мандельштам отмечал, что словарь ее был "сжат" и "беден", обороты однообразны, однако это была звонкая и ясная, "великая русская речь". Именно от матери Осип унаследовал, вместе с музыкальностью и предрасположенностью к заболеваниям сердца, точность речи, обостренное чувство родного языка.

Обучение в Тенишевском коммерческом училище

Мандельштам в период с 1900 по 1907 год обучался в Тенишевском коммерческом училище. Оно считалось одним из лучших среди частных учебных заведений нашей страны. В свое время в нем учились В. Жирмунский, В. Набоков. Атмосфера, которая царила здесь, была интеллигентско-аскетической. В этом учебном заведении культивировались идеалы гражданского долга и политической свободы. В 1905-1907-е годы первой русской революции не мог не впасть в политический радикализм и Мандельштам. Биография его вообще тесно связана с событиями эпохи. Катастрофа войны с Японией и революционное время вдохновили его на создание первых стиховторных опытов, которые можно считать ученическими. Мандельштам воспринял происходящее как бодрую вселенскую метаморфозу, обновляющую стихию.

Поездки за границу

Диплом училища он получил 15 мая 1907 г. После этого поэт попытался вступить в боевую организацию эсеров в Финляндии, однако по малолетству не был принят туда. Родители, обеспокоенные будущим своего сына, поспешили отправить его от греха подальше на обучение за границу, куда Мандельштам ездил три раза. Первый раз он жил в Париже с октября 1907 года по лето 1908. Затем будущий поэт отправился в Германию, где в Гейдельбергском университете изучал романскую филологию (с осени 1909 года по весну 1910-го). С 21 июля 1910 года до середины октября он проживал в Целендорфе, пригороде Берлина. Вплоть до самых последних произведений в стихотворениях Мандельштама звучит эхо его знакомства с Западной Европой.

Встреча с А. Ахматовой и Н. Гумилевым, создание акмеизма

Встреча с Анной Ахматовой и Николаем Гумилевым определила становление Осипа Эмильевича как поэта. Гумилев в 1911 году возвратился из абиссинской экспедиции в Петербург. Вскоре они втроем стали часто видеться на литературных вечерах. Через много лет после трагического события - расстрела Гумилева в 1921 году - Осип Эмильевич писал Ахматовой, что только Николаю Гумилеву удалось понять его стихи, и что он и поныне с ним разговаривает, ведет диалоги. О том, как Мандельштам относился к Ахматовой, свидетельствует его фраза: "Я - современник Ахматовой". Только Осип Мандельштам (фото его с Анной Андреевной представлено выше) мог публично заявить такое во время сталинского режима, когда Ахматова была опальной поэтессой.

Все трое (Мандельштам, Ахматова и Гумилев) стали создателями акмеизма и виднейшими представителями этого нового течения в литературе. Биографы отмечают, что между ними вначале возникали трения, поскольку Мандельштам был вспыльчив, Гумилев деспотичен, а Ахматова своенравна.

Первый сборник стихов

В 1913 году создал свой первый сборник стихов Мандельштам. Биография и творчество его к этому времени уже были отмечены многими важными событиями, а жизненного опыта уже тогда было более чем достаточно. Поэт издал этот сборник за свой счет. Сначала он хотел назвать свою книгу "Раковина", однако затем выбрал другое название - "Камень", которое было вполне в духе акмеизма. Его представители хотели словно открыть мир заново, дать всему мужественное и ясное имя, лишенное туманного и элегического флера, как, например, у символистов. Камень - основательный и прочный природный материал, вечный в руках мастера. У Осипа Эмильевича он является первичным строительным материалом духовной культуры, а не только материальной.

Осип Мандельштам еще в 1911 году принял христианство, совершив "переход в европейскую культуру". И хотя он был крещен в (в Выборге 14 мая), стихи первого его сборника запечатлели увлеченность католической темой. Мандельштама пленил в римо-католичестве пафос всемирной организующей идеи. Под властью Рима единство христианского мира Запада рождается из хора народов, несхожих между собой. Так же "твердыня" собора складывается из камней, их "недоброй тяжести" и "стихийного лабиринта".

Отношение к революции

В период с 1911 по 1917 год в Петербургском университете, на романо-германском отделении, учился Мандельштам. Биография его именно в это время была отмечена появлением первого сборника. Сложным было его отношение к начавшейся в 1917 году революции. Скандалом и неудачей заканчивались любые попытки Осипа Эмильевича найти себе место в новой России.

Сборник Tristia

Стихи периода революции и войны у Мандельштама составляют новый сборник Tristia. Эта "книга скорбей" была издана впервые в 1922 году без участия автора, а затем, в 1923 году, под названием "Вторая книга" переиздана в Москве. Ее цементирует тема времени, потока истории, который устремлен к ее гибели. Вплоть до последних дней эта тема будет сквозной в творчестве поэта. Данный сборник отмечен новым качеством лирического героя Мандельштама. Для него не существует уже личного, непричастного к общему потоку времени. Голос лирического героя может быть слышен только как отзвук гула эпохи. То, что происходит в большой истории, воспринимается им как крушение и строительство "храма" собственной личности.

Сборник Tristia отразил и значительное изменение стиля поэта. Образная фактура движется все больше в сторону зашифрованных, "темных" значений, смыслового сдвига, иррациональных языковых ходов.

Скитания по России

Осип Мандельштам в начале 1920-х гг. скитался в основном по южной части России. Он посетил Киев, где познакомился со своей будущей женой Н. Я. Хазиной (на фото выше), провел некоторое время у Волошина в Коктебеле, затем отправился в Феодосию, где врангелевская контрразведка арестовала его по подозрению в шпионаже. Затем, после освобождения, отправился в Батуми его была отмечена новым арестом - теперь уже со стороны береговой охраны меньшевиков. Осипа Эмильевича из тюрьмы вызволили Т. Табидзе и Н. Мицишвили, грузинские поэты. В конце концов, до крайности изможденный, вернулся в Петроград Осип Мандельштам. Биография его продолжается тем, что он жил некоторое время в Доме искусств, затем снова отправился на юг, после чего поселился в Москве.

Однако к середине 1920-х годов не осталось и следа от былого равновесия надежд и тревог в осмыслении происходящего. Следствием этого становится изменившаяся поэтика Мандельштама. "Темнота" теперь все чаще перевешивает в ней ясность. В 1925 году происходит непродолжительный творческий всплеск, который был связан с увлечением Ольгой Ваксель. После этого поэт замолкает на долгие 5 лет.

Для Мандельштама 2-я половина 1920-х годов - период кризиса. В это время поэт молчал, не публиковал новых стихов. Ни одного произведения Мандельштама не появилось за 5 лет.

Обращение к прозе

В 1929 году Мандельштам решил обратиться к прозе. Он написал книгу "Четвертая проза". По объему она невелика, однако в ней в полной мере выплеснулось презрение Мандельштама к писателям-конъюнктурщикам, которые были членами МАССОЛИТа. Долгое время в душе поэта копилась эта боль. В "Четвертой прозе" выразился характер Мандельштама - неуживчивый, взрывной, импульсивный. Очень легко Осип Эмильевич наживал себе неприятелей, он не таил своих суждений и оценок. Благодаря этому Мандельштам всегда, почти все послереволюционные годы, был вынужден существовать в экстремальных условиях. В ожидании неминуемой смерти он находился в 1930-е годы. Почитателей таланта Мандельштама, его друзей оказалось не очень много, но они все-таки были.

Быт

Отношение к быту во многом раскрывает образ такого человека, как Осип Мандельштам. Биография, интересные факты о нем, творчество поэта связаны с его особым к нему отношением. Осип Эмильевич не был приспособлен к оседлой жизни, к быту. Для него понятие дома-крепости, которое было очень важным, например, для М. Булгакова, не имело никакого значения. Весь мир являлся домом для него, и одновременно Мандельштам был бездомным в этом мире.

Вспоминая об Осипе Эмильевиче начала 1920-х годов, когда он получил комнату в Доме Искусств Петрограда (как и многие другие писатели и поэты), К. И. Чуковский отмечал, что в ней не было ничего, что принадлежало бы Мандельштаму, кроме папирос. Когда поэт наконец получил квартиру (в 1933 году), Б. Пастернак, побывавший в гостях у него, сказал уходя, что теперь можно писать стихи - квартира есть. Осип Эмильевич пришел от этого в ярость. О. Э. Мандельштам, биография которого отмечена многими эпизодами непримиримости, проклял свою квартиру и даже предложил ее вернуть тем, кому она, видимо, была предназначена: изобразителям, честным предателям. Это был ужас от осознания платы, которая требовалась за нее.

Работа в "Московском комсомольце"

Вам интересно, чем продолжился жизненный путь такого поэта, как Мандельштам? Биография по датам плавно подошла к 1930-м годам в его жизни и творчестве. Н. Бухарин, покровитель Осипа Эмильевича во властных кругах, устроил его на рубеже 1920-30-х годов в газету "Московский комсомолец" корректором. Это дало поэту и его жене хотя бы минимальные средства к существованию. Но Мандельштам отказался принять "правила игры" советских писателей, которые обслуживали режим. Его крайняя порывистость и эмоциональность сильно осложнили отношения Мандельштама с коллегами по цеху. Он оказался в центре скандала - поэта обвинили в переводческом плагиате. Для того чтобы уберечь Осипа Эмильевича от последствий этого скандала, в 1930 году Бухарин организовал для поэта поездку в Армению, которая произвела на него большое впечатление, а также отразилась в его творчестве. В новых стихах уже явственнее слышится безысходный страх и последнее мужественное отчаяние. Если Мандельштам в прозе пытался уйти от нависшей над ним грозы, то сейчас он окончательно принял свою долю.

Осознание трагизма своей судьбы

Осознание трагизма собственной судьбы, сделанного им выбора, вероятно, укрепили Мандельштама, придали величественный, трагический пафос его новым произведениям. Он заключается в противостоянии личности свободного поэта "веку-зверю". Мандельштам не чувствует себя жалкой жертвой, ничтожным человеком перед ним. Он ощущает себя равным ему. В стихотворении 1931 года "За гремучую доблесть грядущих веков", которое называли в домашнем кругу "Волком", Мандельштам предсказал и грядущую ссылку в Сибирь, и собственную смерть, и поэтическое бессмертие. Многое этот поэт понял раньше, чем другие.

Злополучное стихотворение о Сталине

Яковлевна, вдова Осипа Эмильевича, оставила о своем муже две книги воспоминаний, в которых рассказывается о жертвенном подвиге этого поэта. Искренность Мандельштама часто граничила с самоубийством. Например, в ноябре 1933 г. он написал о Сталине резко сатирическое стихотворение, которое читал многим своим знакомым, включая и Б. Пастернака. Борис Леонидович был встревожен судьбой поэта и заявил, что стихотворение его - не литературный факт, а не что иное, как "акт самоубийства", одобрить который он никак не может. Пастернак посоветовал ему не читать больше это произведение. Однако молчать не мог Мандельштам. Биография, интересные факты из которой мы только что привели, с этого момента становится поистине трагической.

Приговор Мандельштаму, как это ни удивительно, вынесен был достаточно мягкий. В то время люди гибли и за гораздо менее существенные "провинности". Сталинская резолюция гласила всего лишь: "Изолировать, но сохранить". Мандельштама отправили в ссылку в северный поселок Чердынь. Здесь Осип Эмильевич, мучаясь от душевного расстройства, хотел даже покончить с собой. Друзья снова помогли. Уже терявший влияние Н. Бухарин в последний раз написал товарищу Сталину, что поэты всегда правы, что на их стороне история. После этого Осипа Эмильевича перевели в Воронеж, в менее суровые условия.

Конечно, его судьба была предрешена. Однако в 1933 году сурово наказать его означало афишировать стихотворение о Сталине и таким образом как будто сводить личные счеты с поэтом. А это было бы, конечно, недостойно Сталина, "отца народов". Иосиф Виссарионович умел ждать. Он понимал, что всему свое время. В данном случае он ожидал большого террора 1937 г., в котором Мандельштаму было суждено вместе с сотнями тысяч других людей безвестно сгинуть.

Годы жизни в Воронеже

Воронеж приютил Осипа Эмильевича, но приютил его враждебно. Однако не переставал сражаться с отчаянием, неуклонно подступавшим к нему, Осип Эмильевич Мандельштам. Биография его этих лет отмечена многими трудностями. У него не было средств к существованию, встречаться с ним избегали, была неясной дальнейшая его судьба. Мандельштам всем своим существом ощущал, как его настигает "век-зверь". А навестившая его в ссылке Ахматова свидетельствовала, что в его комнате попеременно "дежурят страх и муза". Неостановимо шли стихи, они требовали выхода. Мемуаристы свидетельствуют о том, что Мандельштам однажды кинулся к телефону-автомату и стал читать следователю, к которому был в то время прикреплен, свои новые произведения. Он сказал, что больше читать некому. Оголены были нервы поэта, в стихах он выплескивал свою боль.

Воронеже с 1935 по 1937 год были созданы три "Воронежские тетради". Долгое время произведения этого цикла не были опубликованы. Политическими их нельзя было назвать, однако как вызов воспринимались даже "нейтральные" стихи, поскольку они представляли собой Поэзию, неостановимую и неподконтрольную. А для власти не менее опасную, поскольку она, по словам И. Бродского, "колеблет весь жизненный уклад", а не только политическую систему.

Возвращение в столицу

Ощущением близкой гибели проникнуты многие стихи этого периода, как и в целом произведения Мандельштама 1930-х годов. Срок воронежской ссылки истек в мае 1937 г. Еще год Осип Эмильевич провел в окрестностях Москвы. Он хотел добиться разрешения остаться в столице. Однако редакторы журналов категорически отказывались не только публиковать его стихи, но и разговаривать с ним. Поэт нищенствовал. Ему помогали в это время друзья и знакомые: Б. Пастернак, В. Шкловский, В. Катаев, хотя самим им приходилось нелегко. Анна Ахматова писала впоследствии о 1938 годе, что это было "апокалиптическое" время.

Арест, ссылка и смерть

Нам осталось рассказать совсем немного о таком поэте, как Осип Мандельштам. Краткая биография его отмечена новым арестом, состоявшимся 2 мая 1938 года. Он был приговорен к пяти годам каторжных работ. Поэта отправили на Дальний Восток. Он уже не вернулся оттуда. 27 декабря 1938 года под Владивостоком, в лагере Вторая Речка, поэта настигла смерть.

Надеемся, вам захотелось продолжить знакомство с таким великим поэтом, как Мандельштам. Биография, фото, творческий путь - все это дает некоторое представление о нем. Однако лишь обратившись к произведениям Мандельштама, можно понять этого человека, ощутить силу его личности.