Выставка "Поставщики Двора Его Императорского Величества" в ЦДХ - отчёт. Выставка «Поставщики Двора Его Императорского Величества Придворный поставщик

В Центральном Доме Художника на Крымском валу с 28 марта по 05 апреля 2015 года проходит XXXVIII Антикварный салон в рамках которого, создана небольшая экспозиция с изделиями поставщиков Двора Его Императорского Величества.
В 1856 году Александр II вводит почётное звание «Поставщика Высочайшего Двора и Великокняжеских Дворов», утверждает регламент и вид знака. С 1862 года разрешается употребление государственного герба на вывесках и изделиях фабрикантам, художникам и ремесленникам, которые поставляли приготовленные ими предметы к Высочайшему Двору или исполняли заказы для Двора в продолжение 8-10-ти лет. Для получения такого звания, которое само по себе означало серьёзную рекламу, требовалось соблюдение ряда условий: добросовестно поставлять двору «по сравнительно малым ценам» товары или работы собственного производства в течение 8 — 10 лет, участвовать в промышленных выставках, не иметь рекламаций от потребителей и т. д. Звание Поставщика Двора присваивалось не предприятию, а владельцу лично, в случае смены владельца новому владельцу либо наследнику требовалось получать звание заново.

Скульптура «Медный всадник». Россия, С-Петербурга. Мастерская Дипнера. 1840-1850 гг.


Впервые технику под названием «русская мозаика» русские мастера Петергофской шлифовальной фабрики с успехом применили при декорировании интерьеров "Агатовых комнат" в Царском Селе, созданных по проекту Ч. Камерона (1780-ые годы). Большие вазы, которые изготавливали по рисункам архитекторов русского классицизма (ныне экспонируются в петербургском Эрмитаже), также облицованы в технике "русской мозаики" пластинками малахита и лазурита. Сложнейшую работу на криволинейных поверхностях мастера довели до совершенства, благодаря чему облицовка воспринимается как монолитный объем.

Фрагмент. Скульптура «Медный всадник». Россия, С-Петербурга. Мастерская Дипнера. 1840-1850 гг.
Бронза, литье, патинирование, малахит «Русская мозаика». Частная коллекция.


Технология представляла собой следующий процесс: форму, выполненную предварительно из камня, меди или другого материала, покрывали горячей мастикой из канифоли и воска, на которую наклеивали малахитовые пластинки толщиной в несколько миллиметров, с почти незаметными, тщательно подогнанными швами, что давало впечатление цельного камня. Если между пластинками образовывались щели - швы, их затирали мастикой, смешанной с малахитовым порошком. Затем предмет шлифовали и полировали.

Одна из парных ваз с морской тематикой. Россия, С-Петербург. ИФЗ. Н-I, 1837 г. Исполнитель Столетов.
Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Частная коллекция.

Фрагмент. Вазы парные с морской тематикой. Россия, С-Петербург. ИФЗ. Н-I, 1837 г.


Императорский фарфоровый завод — одно из старейших в Европе, первое и одно из крупнейших в России предприятий по производству художественных фарфоровых изделий. Расположен в Санкт-Петербурге, основан в 1744 году. Подробнее об этом замечательном предприятии и его изделиях мы писали, когда освещали выставку в Царицыно (Подробнее читать ).

Вазы парные с морской тематикой. Россия, С-Петербург. ИФЗ. Н-I, 1837 г.
Исполнитель Столетов. Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Частная коллекция.


Чайный сервиз. Россия, Москва. Фирма К. Фаберже. 1896 г. Серебро, кость, эмаль, золочение.
Высота сахарницы -9,5 см.
Коллекция салона «На Кутузовском, 24».


В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия фирмы Карла Фаберже привлекли внимание императора Александра III. Петер Карл получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа». В 1900 году в Париже Фаберже получил звание «мастера Парижской гильдии ювелиров», а также его наградили орденом Почётного легиона.

Чайно-кофейный сервиз. Россия, Москва. Фирма И. Хлебникова. 1891 г.
Серебро, гравировка, золочение. Коллекция салона «На Кутузовском, 24».


Владелец фирмы Хлебников Иван Петрович до 1867 г. работал в Петербурге, в 1870-1871 гг. основал фирму в Москве. В художественной культуре второй половины ХIХ - начала ХХ.века фирма сыграла выдающуюся роль и внесла огромный вклад в ювелирное искусство. Её мастера неоднократно удостаивались чести выполнять заказы для императорской семьи благодаря сочетанию высокого профессионализма, оригинальности замыслов и знанию национальных традиций - фирма удостоена звания "Поставщик Двора Его Императорского Величества". 24 июня 1917 г. фабрика закрылась. В 1918 г. основное предприятие было преобразовано в Московский платиновый завод.

Туника от-кутюр. Россия, Москва. 1906-1910 г. Дом моды Н.П. Ламановой. Тюль, пайетки, бисер, стеклярус.
Атласная вставка расшита жемчугом, стразами, шелком и металлической нитью. Частная коллекция Татьяны Абрамовой.


Надежда Петровна Ламанова (14 декабря 1861, Шутилово, Российская Империя — 14 октября 1941, Москва, РСФСР) — российский и советский модельер, художник театрального костюма. В 1900 году она была удостоена чести быть поставщицей двора Ея Императорского Величества. Также Н. Ламанова являлась главным модельером Художественного театра.


Спектакли МХТ шли только в её костюмах. Платье Раневской из «Вишневого сада», в котором имела успех Ольга Книппер‑Чехова, сделала она. Дягилевские сезоны с работами Ламановой имели оглушительный успех в Париже. Спектакли Театра Вахтангова «Турандот», «Зойкина квартира» выходят в её костюмах. Мы видим её костюмы во многих советских фильмах: «Аэлита», «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский».

Фрагмент. Туника от-кутюр. Россия, Москва. 1906-1910 г. Дом моды Н.П. Ламановой.

Лансере Е.А. Верховой араб в богатом национальном костюме (Арабский шейх).
Модель 1878 г. Россия, Санкт-Петербург.
Отливка фабрики художественной бронзы Ф.Ю. Шопена. 1878-1888 г. Бронза, литье, чеканка, монтировка 48,5х50х23 см. На поземе в литье в воспроизведение подписи скульптора: «Е: ЛАНСЕРЕ:», клейом отливщика: «ОТЛИ. ШОПЕНЪ. И БЕРТО», круглый штамп Министерства финансов «ОТЪ: М.Ф. /1878/ НА 10: ЛЕТЪ:». Из коллекции К.В. Журомского.


Евгений Александрович Лансере (24 августа 1848, Моршанск — 4 апреля 1886, Нескучное, Харьковская область) — русский скульптор-анималист, Почетный вольный общник Академии художеств (1876). В 1883 году побывал в Алжире. В 1869 году получил от Императорской Академии Художеств звание классного художника 2-й степени. В 1872 году за свои работы получает от Академии художеств звание классного художника 1-й степени. С 1879 года являлся членом Московского общества любителей художеств.

Лансере Е.А. Фрагмент. Верховой араб в богатом национальном костюме (Арабский шейх). Модель 1878 г.


1777 год считается датой основания Потемкинского, а затем (после смерти его хозяина перешел в ведение казны) - с 1792 г. Императорского Стеклянного завода. Завод сам стал художественной достопримечательностью Петербурга, его включали в первые путеводители по столице и рекомендовали ознакомиться всем гостям.

Стакан кавалерский. ИСЗ. 1840-1850 гг. Бесцветный хрусталь, полировка.
Частная коллекция. Михаил и Екатерина Гаджикасимовы.


С этим предприятием связана слава русского стеклоделия. В XVIII веке отечественные мастера достигли настоящего совершенства в изготовлении эффектных изделий, украшенных пышным гравированным или резным декором. Императорский завод практически не пускал свои работы в продажу - он обеспечивал предметами роскоши императорский двор и высшую аристократию. Имея прекрасные возможности проводить дорогостоящие исследования, мастера завода выпускали стекло прекрасного качества, способное успешно конкурировать с самыми знаменитыми предприятиями Европы. Подробнее прочитать про продукцию стеклянных заводов России можно .
Вот такие шедевры представлены в экспозиции на XXXVIII Антикварном салоне в ЦДХ. Здесь можно увидеть предметы высочайшего мастерства, признанные современниками. Ведь знак поставщика Двора Его Императорского Величества являлся гарантией качества и получить его желали многие промышленники.

Антикварный салон продлится с 28 марта по 05 апреля 2015 года.

Адрес: Крымский Вал 10, Центральный Дом Художника. Проезд до ст. метро Парк Культуры, Октябрьская.
Время работы: вторник—воскресенье с 11:00 до 20:00. Кассы с 11:00 до 19:00.
Выходной день понедельник.
Цена билета: взрослый — 500 руб. Подробнее .

13 марта 2017 года в Доме Российского исторического общества состоится открытие выставки «Поставщики Двора Его Императорского Величества», повествующей о судьбе выдающихся представителей дореволюционного кондитерского и винного производств. Победители международных выставок - товарищество «Братья Елисеевы», общество «Бекман и Ко», кондитерская «Жорж Борман» и другие легендарные отечественные бренды рубежа XIX-XX веков будут представлены многочисленными экспонатами и обширным фотографическим материалом из фондов «Абрау-Дюрсо» и коллекции Музея истории русского шоколада - «М.И.Р. шоколада», Музея истории русской водки - «М.И.Р. водки».

Мероприятие организовано в рамках совместного проекта Российского исторического общества и общероссийской общественной организации «Деловая Россия» при поддержке фонда «История Отечества» и Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Часть экспозиции выставки посвящена самым значимым мастерам кондитерского дела: А. И. Абрикосову - основателю знаменитой кондитерской фабрики «Товарищество А.И. Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), Жоржу Борману - основателю кондитерской компании и торговой марки своего имени, Фердинанду Теодору фон Эйнему - основателю «Товарищества Эйнем» (ныне «Красный Октябрь»), Торговому дому «А. Сиу и К» (ныне фабрика «Большевик»).

Во второй половине XIX века кондитерское производство в России росло и развивалось быстрыми темпами. По всей стране возникали мелкие и крупные товарищества и артели по производству шоколада, конфет, карамели, леденцов и других всевозможных сладостей. Конкурентная борьба способствовала расширению ассортимента продукции, повышению качества товаров, созданию интересной и яркой рекламы, которой часто являлась сама упаковка продукта. Настоящим шоколадным королем Российской Империи был Алексей Иванович Абрикосов, выходец из купеческой семьи. В 1849 году Алексей Иванович занялся собственным кондитерским предприятием, которое постоянно расширялось, превратившись к концу XIX века в крупнейшее кондитерское предприятие России, Поставщика Двора Его Императорского Высочества. Он был не только самым крупным производителем кондитерских изделий, но и активным общественным деятелем: за свои выдающиеся заслуги был удостоен Высочайших наград: от Золотой медали на Аннинской ленте до Ордена Св. Владимира третьей степени включительно и чина Действительного Статского Советника. Другой известный владелец кондитерской компании - Григорий Николаевич Борман, основатель кондитерской торговой марки «Жорж Борман», купец 2-й гильдии, потомственный почетный гражданин Санкт-Петербурга. Его деятельность началась в 1866 с покупкой у немецкого кондитера Генриха Пфейфера шоколадной фабрики на Английском проспекте. С 1876 года Борман удостоился звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества» с предоставлением права изображения Государственного герба на своей продукции.

Вторая часть экспозиции отведена мастерам винного дела дореволюционной России, как прославленным, так и незаслуженно забытым. Среди них: торговое товарищество «Братья Елисеевы», товарищество «Н.Л. Шустов с Сыновьями», водочный завод «Бекман и Ко», водочный завод «Келлер и Ко», компания «Heidsieck&Co» и некоторые другие. Особый интерес среди экспонатов представляют подлинные напитки для императоров и великих князей, ставшие бесценными свидетельствами большого искусства в производстве отечественных вино-водочных изделий. Отдельно в рамках экспозиции представлена история возрождения знаменитого производителя шампанских вин «Абрау-Дюрсо».

История отечественного производства высококлассных напитков имеет немало славных страниц. В 1892 году в Париже на Всемирной выставке за выдержку французских вин Елисеевы получили высшую награду, и на всех последующих международных выставках французские вина из коллекции торгового дома «Братья Елисеевы» принимались только вне конкурса - было признано, что равных им по уровню и ассортименту нет. Уже в 1900 году на грандиозной выставке, которую посетило более 50 миллионов человек, в том числе представители монарших семей, мировой сенсацией стала экспонировавшаяся вне конкурса коллекция лучших французских вин «RetourdeRussie», представленная торговым домом «Братьев Елисеевых», за которую Григорий Елисеев был награжден Орденом Почетного Легиона. Другая примечательная победа русского производителя - Гран-при товарищества «Н.Л. Шустов с сыновьями» за коньяк «Фин-Шампань отборный». Жюри проводили дегустацию вслепую и присудили победу образцу, который оказался российским. Так продукт получил известность во всем мире. Для продвижения напитка в России предприниматель пошёл на хитрость: подкупленные молодые франты, которые требовали в лучших заведениях подать «коньяк от Шустова», возмущенно покидали заведение в случае, если этого напитка не оказывалось, тем самым вынуждая владельцев ресторанов закупать именно его.

Об этих и других ярких и занимательных эпизодах из истории деятельности поставщиков Двора Его Императорского Величества будет рассказано на выставке. Вход на выставку осуществляется по билетам. У Вас есть уникальная возможность совместить посещение временной тематической экспозиции с обзорным туром по усадьбе и Дому Российского Исторического Общества, включая Александровский, Охотничий, Стрелецкий залы.

Как посетить выставку?

Выставка проходит в Доме Российского исторического общества по адресу: Москва, ул. Воронцово поле 13с1

Даты проведения:

16.03.2017 - 17.04.2017

Режим работы выставки:

Вторник, Четверг: Группа I 17:00 - 18:00, Группа II 19:00 - 20:00. Суббота: Группа I 12:00 - 13:00, Группа II 14:00 - 15:00

Билеты:

Стоимость билета 150 рублей. Предварительная электронная регистрация

Дети до 12 лет - бесплатно.

Стать поставщиком товаров для царя было непросто. Кандидату нужно было за 8 лет "испытательного срока" доказать достоинство своего товара. Многие бренды стали знаменитым благодаря тому, что их качество оценил император и его семья.

Звание придворного «Поставщика» и форма знака были введены в начале царствования императора Александра II в 1856 году. С 1862 года избранным фабрикантам, художникам и ремесленникам разрешается употреблять государственный герб на своих вывесках и изделиях.

Товарищество А.И. Абрикосова и сыновей

Это одно из старейших московских предприятий, сейчас - кондитерская фабрика им. П.А. Бабаева. В 1804 году бывший крепостной Степан Николаев по прозвищу Оброкосов появился в Москве, где основал кондитерское заведение. Товарищество стало поставщиком Двора Его Императорского Величества в 1899 году. Особое внимание Абрикосов уделял рекламе. Только в 1891 году на нее было потрачено 300 тыс. рублей. Кондитер заполонил своими листовками весь город.

Автомобили Руссо-Балт

К маю 1913 года автопарк Николая II состоял из 29 автомобилей. Среди них были автомобили "Руссо-Балт", качество которых подтверждалось участием в многочисленных ралли.

С 1909 года их начал выпускать Русско-Балтийский вагонный рижский завод. Вскоре "Руссо-Балт" дебютировал в автопробеге Санкт-Петербург - Берлин - Прага - Рим - Неаполь - Везувий. В январе 1912 года специальная спортивная модификация С 24-50, управляемая Андреем Нагелем и Вадимом Михайловым, взяла "Первый приз маршрутов за дальность" и "Первый приз туризма за выносливость" на ралли Монте-Карло, пройдя 3500 км по зимним дорогам.

"Руссо-Балты" славились своей безотказностью, и крупные заказы на них поступали от военного ведомства. Вскоре отдел автомобилей Русско-Балтийского вагонного завода был назван Поставщиком двора Его Императорского Величества.

Швейные машин Singer

На наш рынок американская компания Singer вышла еще в 1860-е годы через генерального европейского дистрибьютора немца Георга Нейдлингера – с головным складом в Гамбурге и 65 «дилерскими» центрами в России. В 1897 г. было основано акционерное общество «Мануфактурная компания Зингер». А затем успехи российских продаж побудили руководство Singer задуматься над созданием в России собственного производства.

В 1902 году в Подольске заработал завод, выпускавший машины с русифицированным логотипом «Зингеръ» (к которому скоро прибавился тогдашний «знак качества» – надпись «Поставщик Двора Его Императорского Величества»). Эти машины не только широко расходились по России, но и экспортировались в Турцию и на Балканы, а также в Персию, Японию и Китай. К началу Первой мировой войны завод ежегодно выпускал 600 млн. машинок. Их продавали напрямую в 3000 фирменных магазинах, а также по системе «товар почтой».
О широте охвата дореволюционного российского рынка говорит один примечательный факт. Один из сыновей знаменитого ювелира Фаберже, Агафон Карлович, был страстным филателистом.

Узнав, что петербургское представительство Singer переезжает по другому адресу, он сообразил, как стать обладателем одной из самых полных в мире коллекций редких земских марок. Фаберже-младший предложил компании бесплатно вывезти ее огромный и вроде бы уже никому не нужный архив, который занимал два железнодорожных вагона. Основу его, как легко догадаться, составляли письма-заказы из российских городов и весей с наклеенными на конверты марками. Позже сын Агафона Олег Фаберже безбедно жил на проценты с заложенной в одном из швейцарских банков коллекции отца, которая в конце концов ушла с аукциона за 2,53 млн. швейцарских франков.

Производитель алкоголя Шустов Н. Л.

Николай Леонтьевич Шустов добивался этого звания в общей сложности 38 лет. Он вошел в историю как создатель русского коньяка высшего качества. За 20 лет службы предприниматель скопил состояние, позволившее ему открыть в 1863 году небольшой водочный завод. В 1880-м он купил участок земли на Большой Садовой, куда перевел свое предприятие.

К концу XIX века ассортимент продукции стал отличаться разнообразием - зубровка, мандариновая наливка, кавказский горный травник, ликеры русских степных трав и крымский. Уникальный взгляд Шустовых на продвижение своей продукции перевернул сознание российского потребительского рынка XIX века.

До него рекламодатели обращались к обществу как просители, Шустов же научил сыновей требовать. Через своих знакомых Николай Леонтьевич нашел нескольких студентов, которые за хорошую плату ходили по кабакам и требовали везде подать именно «шустовскую водку». Студентам разрешалось даже немного подебоширить – на сумму не больше 10 рублей.

Их заработком был процент от заказов, поступивших на фирму от «окученных» ими предприятий общественного питания и пития. Таким образом, за короткое время все московские кабатчики узнали о существовании весьма недурной и относительно дешевой водки.

Эйнем сотоварищи

В 1850 году в Москве появился немецкий подданный Теодор Эйнем, который открыл на Арбате мастерскую по изготовлению конфет. Его компаньоном стал Юлий Гейс. Предприниматели неплохо заработали на поставке сиропов и варенья в русскую армию в годы Крымской войны, что позволило им в 1867-м построить фабричное здание на Софийской набережной, напротив Кремля.

В 1878 году, после смерти основателя, фабрика досталась Гейсу, но сохранила название "Эйнем" (ныне "Красный Октябрь"). Предприятие выпускало около 20 видов продукции, особой популярностью пользовались "сладкие корзины" для невест. В 1913 году компания получила титул "Поставщик Двора Его Императорского Величества".

Водочный магнат Смирнов

Особой славой пользовалась компания Петра Арсеньевича Смирнова, который в 1862 году на небольшом водочном заводе на Пятницкой улице приступил к собственному производству алкогольных напитков.
Наибольшую популярность среди потребителей приобрело столовое вино "N 21", а также настойка "нежинская рябина". Эти изделия помогли фирме приобрести право изображения Государственного герба и звание "Поставщик Двора Его Императорского Величества и Великого князя Сергея Александровича".

Cтоимость произведенной за год продукции достигала 17-20 млн. рублей. Налог, который поступал в казну с предприятия Смирнова, равнялся половине довоенного бюджета российской армии.

Торговый дом "Братья Елисеевы"

Торговый дом "Братья Елисеевы" был создан в 1857, а в 1874 году он уже стал поставщиком Двора Его Императорского Величества. Смелой задумкой Григория Елисеева было создание сети магазинов, предлагавших покупателям весь спектр качественных продовольственных товаров и вин.

Первые крупные "Елисеевские" магазины появились в Петербурге и Киеве к концу XIX века. В московском "Елисеевском" открылось пять отделов: бакалейный, кондитерский, колониально-гастрономических товаров, хрусталя Баккара и самый большой фруктовый отдел. Гастроном познакомил жителей столицы с заморскими деликатесами: из Прованса привозилось особое оливковое масло, там продавались французские трюфели, устрицы, кокосовые орехи, бананы.

Помимо заморских продуктов здесь продавались лакомства со всех концов России: окорока, балыки из белой и осетровой рыбы, лучшая икра. В "Елисеевском" был представлен огромный выбор чая и кофе. "Елисеевский" не был магазином исключительно для состоятельных покупателей, помимо деликатесов здесь можно было приобрести продукты по обычным ценам.

В гастрономе очень строго следили за качеством продукции. Зарплаты сотрудников были очень высокими, но и требования соответствующие. Помимо огромного выбора товаров "Елисеевский" отличался огромным спектром своих производств. Здесь были пекарни, маслоотжимные, засолочные и коптильные цеха, а также было налажено производство варений, мармеладов, обжарки зерен кофе, разлива вин, напитков и др.

На углу Пятницкой улицы и Овчинниковской набережной находится особняк, как будто застывший во времени. Построил этот дом в середине XIX века купец Морковкин. О нём практически ничего не известно, кроме того, что он происходил из крестьян графа .

Главная история дома связана с винно-водочным королем Российской Империи . Сбоку дома до сих пор красуется надпись «Поставщик двора ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Петр Арсеньевич Смирнов»

Пётр Арсеньевич Смирнов приехал в Москву в 1860 году, когда получил вольную, и сразу же открыл небольшую винную лавку на девять служащих. Его мечта была наладить выпуск качественной водки вместо того, что в то время пили в кабаках и трактирах. В 1863 году он строит у Чугунного моста на Овчинниковской набережной небольшой водочный завод, который сразу же начал выпускать товар хорошего качества и быстро нашел широкое распространение.

Пётр Арсеньевич Смирнов купил этот трехэтажный дом у купца Морковкина в 1867 году. Смирнову достался добротный дом c большим двором, несколькими пристройками и глубоким подвалом, где можно было держать бочки с вином. Особняк на Пятницкой был приобретен специально, чтобы сам Пётр Арсеньевич мог контролировать качество производства напитков, так как очень дорожил своей репутацией. Через девять лет он перестраивает здание по проекту архитектора Н. А. Гейнца. Вход был украшен чугунным крыльцом-навесом с двуглавыми орлами, точно такими же, как на этикетках «Смирновской» водки. В советские годы этот навес был снесён, а вход заложен. И только в конце 1990-х годов восстановлен вновь.

В 1873 году потомственный почетный гражданин Петр Смирнов решает принять участие в международной промышленной выставке в Вене, где имеет невероятный успех и получает диплом и медаль участника выставки. С этого момента началось настоящее признание дела купца Смирнова. Спустя некоторое время, царь Александр III самолично пожелал, чтобы купец Смирнов стал Поставщиком Высочайшего Двора. В 1886 году Смирнов был награждён орденом Станислава III степени и отметил это событие на своем доме: на фасаде со стороны Пятницкой виднеется надпись «Поставщик дв. Его Императорского Величества Петр Арсеньевич Смирнов».

Ассортимент товаров и их качество поражали даже самых серьезных иностранных ценителей алкоголя: «Вишнёвая водка», «Нежинская рябина», «Финь-Шампань», не говоря уже о всеми любимом столовом вине № 21. Императрица Мария Федоровна очень любила ликер «Белая слива», который выпускался исключительно Петром Смирновым. В конце XIX века ассортимент смирновского завода состоял из более чем четырёхсот наименований продукции.

После революции в 1918 году завод и дом у Чугунного моста стали «народным достоянием» и прекратили свою работу. Сын Петра Смирнова продал права на фирму «П. А. Смирнов» американскому подданному, который стал выпускать водку «Smirnoff», правда, совсем по другой технологии.

Дом у Чугунного моста на углу Пятницкой улицы и Овчинниковской набережной до сих пор является настоящим символом водки П. А. Смирнова. Сейчас в особняке находится торговый дом и магазин, где продают напитки по рецептам родоначальника славной купеческой фамилии.

русский купец

В сорокалетнем возрасте, в 1863 году, основал семейную компанию - небольшой ликеро-водочный завод, на улице Маросейка в Москве.

Из-за ограниченных возможностей, присущих любой начинающей компании, около двух лет завод выпускал чистый спирт и вина небольшими партиями, но уже через несколько лет, все усилия талантливого русского предпринимателя были вознаграждены постоянно растущим кругом постоянных клиентов, а отличное качество товара стало эталоном для продукции конкурентов.

Выдающимся триумфом Шустовых стало присуждение их фирменному коньячному напитку Гран-при Международной выставки в 1900 году в Париже и право употреблять в этикетках на бутылках наименование - коньяк .

Здесь талантливый предприниматель также применил нетрадиционный подход. Заранее на один из винокуренных заводов в город Коньяк во Франции был отправлен младший Шустов, он трудился там и постигал все нюансы производства французского коньяка, которые он сообщал Николаю Леонтьевичу. Тот, в свою очередь, применил все тонкости на практике и инкогнито представил на всемирный показ свое творение. За этим знаменательным событием последовали высшие награды в Глазго в 1901 г., Турине в 1902 г., Лондоне в 1903 г., Париже в 1904 г., Льеже и Милане в 1905 г., Бордо в 1907 г., Париже и Лондоне в 1909 г., Неаполе 1910 г., Турине в 1911 г.

Из полицейской хроники

“…Сего 1864 года, октября месяца, 13-го числа въ трактире «Испанiя» былъ задержанъ городовымъ Алексеевымъ Петромъ и препровожденъ въ 8-й околотокъ студентъ Московской коммерческой академiи Пращевскiй Петръ. Сей молодой человекъ, 22 летъ отъ роду, обвиняется въ томъ, что онъ, будучи въ нетрезвомъ состоянiи, зашелъ въ трактиръ и потребовалъ отъ полового принести ему бутылку шустовской водки. Половой, Андрей Смирновъ, сказалъ, что таковой водки сейчасъ нету и предложилъ принести другую, на что Пращевскiй началъ ругаться и ударилъ Андрея Смирнова по лицу, после чего былъ схваченъ подоспевшимъ городовымъ и препровожденъ въ околотокъ.

На вопросъ о причине драки студентъ Пращевскiй заявилъ, что былъ рассерженъ обманомъ вывески трактира, на которой было написано, что это одно из лучшiхъ заведенiй въ городе, въ то время какъ заведенiе, въ которомъ не подаютъ шустовскую водку, которую онъ, Пращевскiй, считаетъ лучшей водкой въ мiре, никакъ не можетъ считаться лучшимъ. Въ соответствiи съ уложенiемъ о гражданскiхъ наказанiяхъ на студента Пращевского Петра былъ наложенъ штрафъ 3 рубля въ пользу Смирнова Андрея.

Студентъ Пращевскiй былъ освобожденъ изъ-подъ стражи подъ поручительство Тихомiрова Ивана 14-го октября 1864 года, состоящего приказчикомъ при торговомъ доме «Шустовъ и сыновья». Темъ же Тихомiровымъ Иваномъ были оплачены штрафныя счета, наложенныя на Пращевского”.

Основы состояния

Шустов Леонтий Архипович в 1802 году поселился в Москве, служил дьячком в церкви Николая Чудотворца в Кошелях на Пресне, женился на купеческой дочке и записался в третью купеческую гильдию. Леонтий Шустов славился своим страстным увлечением к собиранию рецептов (предписаний) старинных русских наливок и настоек, коих во множестве сохранилось в монастырях и у рачительных хозяек; изготовлял их, совершенствовал, изобретал сам. Толстые книги с рецептами и стали главным его наследством подросшему сыну Николаю, будущему основателю Товарищества “Н.Л. Шустов с сыновьями”.

Несмотря на временные неудачи, империя Шустовых шла вперед. Они использовали оригинальную, легко узнаваемую упаковку и бутылки, даже сейчас, при серьезном развитии технологий в полиграфии и дизайна, есть чему у них поучиться. В нынешнее время изготовлением этикеток занимаются специалисты типографий. Стали возможными различные способы печати: , и , .

Печать этикеток в типографии EGF подразумевает использование всех имеющихся технологий с использованием различных видов бумаг, включая самоклеющиеся бумаги и пленку. Во времена Шустовых этикетки были преимущественно шрифтовые прямоугольной или овальной формы, выбора бумаг не было. Поэтому нововведения, внесенные Шустовыми в виде символа - колокольчика с золотым тиснением и нетрадиционного, по тем временам, оформления этикеток, выгодно отличали их продукцию на фоне конкурентов. Трудно представить себе большие тиражи этикеток в то время, но сегодня, заказать этикетки в можно любым тиражом.

Большие доходы Шустовы получали от производства водок и своих фирменных настоек: «Зубровка», «Спотыкач», «Запеканка», «Ерофеич», «Рижский бальзам», «Рябина на коньяке», «Мандариновая», «Кавказский горный травник» и многие другие.

Блестящий взлет в 1912 году увенчало звание Поставщика Двора Его Императорского Величества . Этому предшествовала история редкой решительности со стороны инициативного купца. На праздновании Пасхи во дворце, он добился чести быть приглашенным в числе приближенных особ.

Как только в зал вошел Николай 2 , Шустов, не обращая внимания, что нарушает дворцовый этикет, бросился ему навстречу с подносом, на котором стояла рюмка коньяка собственного изготовления. Императору ничего не оставалось делать, как только, дабы не обидеть предприимчивого подданного, отведать коньячку.

С началом Первой мировой войны, деятельность Шустовской империи пошла на спад - была запрещена продажа алкогольных напитков. 20 июня 1914 года был закрыт Одесский коньячный завод, а позднее, когда коньячные заводы были национализированы специальным декретом большевистского правительства, братья Шустовы, чтобы вернуть хоть какие-то деньги, были вынуждены переработать неприкосновенный запас коньячных спиртов столетней выдержки.

В смутное время октябрьского переворота и в период становления нового правительства России братья Шустовы не покинули страну. Николай Николаевич Шустов умер 19 января 1917 года, Сергей Николаевич Шустов работал в Центросоюзе, а Павел Николаевич Шустов в 1927 году выпустил книгу «Виноградные вина, коньяки, водки и минеральные воды».

Неподражаемый стиль продвижения своего товара произвел желанный эффект. Он занял четвертое место среди мировых производителей коньяка и первое средь наливок и ликеров. Среди которых известные многим: Рябина на коньяке , Рижский бальзам , Зубровка , Сливянка . Несомненно, главенствующая роль принадлежит безупречным характеристикам алкогольной продукции. Во все времена качество было решающим, когда речь шла о продолжительности существования дела. А во времена Шустовых «Имя купеческое» имело значение большее, нежели финансовые ресурсы.