Характеристика поведения отрока из сказки подвиг отрока. «Повесть временных лет» как исторический, так и литературный памятник

В 968 году впервые на Русь пришли кочевники-печенеги. Киевский князь Святослав воевал с Византией и был далеко от дома. Недалеко от города был только небольшой отряд воеводы Претича.

Отрок-киевлянин совершил следующий подвиг: он вышел из города и прошел через стан врагов, говоря по-печенежски. Если бы враги догадались, что он киевлянин, они бы схватили и убили его.

Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далеко от Кие-ва, а сказал ему, будто он, воевода, возглавляет передовой от-ряд, а русский князь с бесчисленным войском идет следом. Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил от города.

Повествование заканчивается тем, что Святослав возвраща-ется из чужой земли и прогоняет печенегов в поле. Последними словами летописец подчеркивает, что самое важное для челове-ка — это мир.

Летописец с уважением относится к героическому поступку отрока, который смог пройти через вражеский стан и под стрела-ми переплыть Днепр, с пониманием относится к вынужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава. Это неодобрение выражается в словах киевлян: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, и свою покинул». Беды и голода могло бы не случиться, если бы Святослав был не в Переяславце на Дунае, а на родной земле.

Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают высокое положение: Претич — воевода, он за-ключает мир с печенежским князем; Святослав — русский князь, княгиня Ольга — его мать. Не занимает высокое положение только отрок, но его можно по справедливости назвать выдаю-щимся храбрецом.

Повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ра-ди спасения родной земли. Материал с сайта

В «Повесть временных лет» включены также народные пре-дания — рассказ о юноше-кожемяке (под 992 г.) и рассказ о бел-городском киселе (под 997 г.). В «Сказании о кожемяке» ремес-ленник-кожемяка посрамляет княжескую дружину и спасает Русь от набега печенегов. Он совершил подвиг, которого не мог совершить ни один из дружинников князя Владимира — побе-дил могучего печенежского воина. «Сказание о белгородском киселе» — история об обмане печенегов хитростью, когда они осадили Белгород и в городе был сильный голод. Тогда по сове-ту мудрого старика остатки киселя и мёда были опущены в ко-лодец, а после эти колодцы были показаны печенегам. Печенеги решили, что они никогда не возьмут город измором и ушли об-ратно в степи.

Герои этих преданий — не князья, а простые русские люди, своей личной инициативой освобождающие родную землю от врагов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • читать сказку подвиг юноши кожемяки
  • план по литературе подвиг отрока киевлянина
  • в чём заключается хитрость воеводы претича
  • подвиг молодого киевлянина сочинение
  • краткий пересказ повесть о подвиге отрока киевлянина

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» входит в известную летопись Нестора «Повесть временных лет». Особенности произведения разрешают по-разному трактовать его жанр: как предание или летописную повесть. Приданием «Подвиг…» можно назвать из-за того, что он передает народное толкование исторического события. В тоже время это достаточно детальный рассказ о событиях древности, что является свойственно летописной повести. Нельзя забывать, что под повестью в данном контексте подразумевается небольшой рассказ.

Тема предания – захват Киева печенегами и освобождение города. Автор показывает, как любовь к Родине способна стать спасительным кругом для целого народа. В предании возносятся такие черты как патриотизм, храбрость и находчивость. Идея патриотизма, кстати, является общей для всей «Повести временных лет».

Сюжет «Подвига…», как и большинства летописных повестей простой. В экспозиции есть указание года, когда происходят события, также подается короткое описание облоги Киева, перечисляются имена вельмож, которые пребывали в Киеве. Не забывает рассказать летописец и о том, что Святослав как раз пребывал в Переяславце. Завязка – поиски добровольца для похода на другой берег Днепра и согласие отрока. Развитие событий включает путь отрока, его разговор с Претичем. Кульминация – разговор Претича с печенегами. Развязка – возвращение Святослава и победа над печенегами. Как видим, все элементы сюжета расположены в правильной последовательности.

Система образов в предании «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» не разветвленная. Есть два сборных образа – печенеги и русский народ. Также летописец упоминает о княгине Ольге, ее внуках Олеге и Ярополке. Они являются второстепенными персонажами, так как на основные события практически не влияют.

В центре предания – и . Именно они играют главную роль в освобождении Киева. Отрок из простого народа, его имя в тексте не упоминается ни разу. Парень ловкий, сильный, знает печенежский язык. Эти качества помогают перебраться ему на другой берег. Образ воеводы Претича спорный. Он хитрый, умный, находит способ выгнать врага. В то же время сначала заботится о жизнях княгини и ее внуков, зная, что если они погибнут, то Святослав погубит его. Спасение народа отодвигается на второй план.

С князем Святославом знакомимся сначала «заочно», ведь во время облоги его нет в Киеве, далее о нем упоминается в разговорах других персонажей. В конце предания князь возвращается и освобождает свои земли. Отношение к князю народа и самого летописца неоднозначное. С одной стороны они уважают его, боятся гнева Святослава, с другой – считают, что князь покинул Киев на произвол судьбы, а сам «ищет чужой земли».

Жанровая специфика и время написания летописи «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» отобразились на стилистике. В тексте встречаются историзмы («воевода», «отрок», «князь»), архаизмы («муж», «дружина»), исторические названия (Переяславец, Русские земли, Лыбидь). Художественные средства и синтаксические конструкции близки к фольклору.


Из «Повести временных лет» «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», «Сказание о кожемяке», «Похвала князю Ярославу и книгам»

Уроки внеклассного чтения.

7 класс


  • (др.-рус. Повѣсть времѧньныхъ лѣтъ, также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») - наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Был составлен в Киеве.

  • и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции).
  • Датированная часть истории Древнерусского государства начинается с лета 6360 (852 год).
  • Название своду дало начало первой фразы «Повесть времянных лет…» или в части списков «Се повести временных лет…»

  • Исследователи XVIII-XIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» - первой русской летописью.
  • Первые рассказы «Повести...» похожи на легенды и предания


  • В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой…

  • О каком подвиге отрока-киевлянина рассказано в “Повести временных лет”?
  • В чём заключалась хитрость воеводы Претича, героя летописного повествования?
  • Как заканчивается история «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» ?

  • Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил от города.
  • Князь Святослав возвратился из чужой земли и прогнал печенегов в поле.
  • Повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ради спасения родной земли.

«Сказание о кожемяке» - одна из героических страниц "Повести временных лет"

  • "Сказание о Кожемяке" отражает события, происходившие в далёкие времена в жизни славян и враждебных степняков-хазар.
  • В лето 992. Князь Владимир только возвратился с войны, как напали на Русь печенеги. Выступил Владимир против них и встретил их на берегу реки Трубеж у брода. И стоял Владимир на этой стороне, а печенеги – на той, и не решались ни наши перейти на ту сторону, ни те – на эту.”

  • Что предложил печенежский князь князю Владимиру? Каковы были условия поединка?
  • Почему для поединка Владимир выбрал именно юношу Кожемяку?
  • Чем закончился поединок между печенежским мужем и Кожемякой?

  • Князь Владимир, старик отец и юноша Кожемяка готовы пожертвовать жизнью ради Родины, в этом проявился их патриотизм, преданность родной земле, любовь к ней и готовность к самопожертвованию.
  • Летописцу было важно рассказать именно эту историю как доказательство того, что на Руси есть великие герои, есть свои богатыри, не уступающие героям других народов, продолжающие подвиги славных предков.

  • который в доказательство своей могучей силы разом разрывает несколько сложенных бычьих кож.
  • Прошло время, и сюжет поединка Кожемяки с печенегом мифологизировали - теперь это была схватка со Змеем.

  • Ярослав был одним из образованнейших людей своего времени и покупал книги для библиотеки в Константинополе, а затем отдавал их переводить «с греческаго на славянский и на письмо». В Софийском соборе Киева хранилась княжеская библиотека.
  • За глубокие познания, градостроительную деятельность и составление первого письменного свода законов князя прозвали Мудрым.

Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей…”

  • “… Велика ведь бывает польза людям от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы…, ибо от слов книжных обретаем мудрость. Это ведь – реки, напояющие всю вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания”.

  • Ярослав… к книгам имел пристрастие, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и перелагали они с греческого на славянский язык и на письмо. Переписали они и собрали множество книг…”

  • Ярослав, сын Владимиров, посеял книжные слова в сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное.
  • Какова польза людям от учения книжного?
  • За какие заслуги князя Ярослава прозвали Мудрым?

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа-гимназия, детский-сад 25» г. Симферополь

ЛЯШЕНКО ТАТЬЯНА ВАЛЕНТИНОВНА


Цели деятельности учителя:

  • дать представление о древнерусской литературе, жанре и идейно-художественных особенностях летописи
  • ознакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока...»
  • развивать умение формулировать тему произведения, делать выводы по прочитанному
  • обучать составлению цитатного плана.
  • Предметные умения: знать особенности повествования; уметь воспринимать и анализировать текст.
  • Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
  • Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий поступков; положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся.
  • Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
  • Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
  • Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и обосновывает ее.

Планируемые результаты изучения темы:


необходимость в распространении книг

Князь киевский Владимир Святославович


Рукописные книги

Писали на пергаменте.

Делали деревянные переплеты, обтянутые кожей.

Книги стоили очень дорого.

Хранились в монастырях


Начало письменности

у восточных славян связано

с Крещением Руси в 998

году во время княжения в

Киеве Владимира Святославича,

внука княгини Ольги.

На Русь письменность пришла из Болгарии,

где братья Кирилл (ок. 827-869) и

Мефодий (ок. 815-885)

создали славянскую азбуку и впервые

перевели богослужебные книги с греческого

на церковнославянский язык. Вместе с письменностью на Русь

пришли различные жанры

византийской христианской литературы:

житие, поучение, слово .


Древняя письменная литература делится на

светскую и церковную.

Последняя особое распространение и развитие получила после того, как христианство стало занимать все более прочные позиции среди других мировых религий.


  • Язык отличался от нашего языка (древнерусский язык)
  • Художественные образы находились под влиянием церкви. В основном – подвиги святых

  • Летописи
  • Хождение Поучение Послание
  • Хождение Поучение Послание
  • Поучение Послание
  • Послание

Летопись

  • В XI веке на Руси возникает летописание . Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен. Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей , т. е. записей по годам . Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») - отсюда и название летопись .


«Повесть временных лет» -

первый памятник литературы, дошедший до наших дней.

Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших.

В это произведение включены легенды,

предания.

В них нашли отражение такие темы,

как национально-

патриотическая,

борьбы княжеств

за объединение

и другие.


Мотивы «Повести…»:

Сведения о происхождении славян

Описание территории Русской земли, о населявших её в древности племенах и их обычаях

Рассказ об основании Киева и первых русских князьях.

Повествование о принятии Христианства на Руси.

Рассказ о коварстве Святополка (сына Владимира) и о мудром княжении Ярослава Мудрого.


«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Святослав (?-972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.

Повествование о подвиге отрока-киевлянина начинается словами:

«В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира.

В Древней Руси было принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас,

а от Сотворения мира. В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению.


Понятия и термины

  • Отрок (устар.) - мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9-15 лет. В Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг.
  • Печенеги - это племена, жившие 8-9 вв. в заволжских степях. Особенно большую территорию они занимала в 9 веке между реками Волгой и Дунаем, представляя собой серьёзного врага для Руси. Ладья – средневековое судно с небольшой осадкой, движимое вёслами и парусом
  • Стан печенегов – становище, походный лагерь печенегов
  • Воевода – предводитель дружины
  • Дружина – отряд воинов на службе у князя
  • «Я муж его»… я служу князю
  • «в сторожах» – с передовым отрядом
  • Отчина – земля отцов, родина
  • Сокрушался – сильно печалился
  • Княжичи – дети князя

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:

  • Мог ли летописец сам быть свидетелем этого события?
  • Какой подвиг совершил отрок-киевлянин?
  • В чем заключалась хитрость воеводы Претича?
  • Что помогло отроку справиться с заданием
  • воеводы?
  • Какие черты характера вы увидели в отроке?
  • Какая тема пронизывает это произведение?

Андрей Иванович Иванов

Сюжетом картины послужил один из героических эпизодов древней летописи. В 968 году, когда войско князя Святослава было в далеком походе, кочевники-печенеги осадили Киев.

Герой картины – безвестный юный киевлянин. Зная язык печенегов, он прошел с уздечкой в руках через вражеский лагерь. Когда враги окликали его, юноша отвечал, что ищет убежавшего коня. Переплыв Днепр, он разыскал русскую дружину и привел её на помощь осажденному городу. Художник использует прием светового выделения главного персонажа с целью противопоставить героя темным силам печенегов. Его тело обнажено не случайно, этот прием исполняет важную художественную задачу: делает героя беззащитным и уязвимым на фоне грозного оружия и доспехов врагов, тем самым вызывая у зрителя сочувствие к безоружному герою.

  • Иванов А.И. Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году. Около 1810.
  • Холст, масло. 204 x 177,5. Государственный Русский музей

Читаем статью учебника, составленную по книге Д. С. Лихачева «Земля родная»

  • Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?
  • Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери - Древней Руси»?
  • Может ли повествование об отроке-киевлянине «служить современности»?

РЕФЛЕКСИЯ

  • 1.На уроке я работал активно / пассивно
  • 2.Материал урока мне был полезен / бесполезен
  • 3.Урок был интересен/скучен
  • 4.Домашнее задание мне кажется легким / трудным

Домашнее задание

1.Составить цитатный план в тетради, подготовить пересказ повествования.

Тема: «Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания».

Класс : 5

Предмет : литература

Учебник : Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2011 г

Название раздела, темы: Из древнерусской литературы. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Тема мероприятия: Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания.

Цели урока: знакомство обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере летописного сказания «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Задачи:

  • познакомить учащихся с летописным рассказом с помощью приёма «чтение с остановками»;
  • Показать патриотизм героев летописи:
  • Прививать любовь к родному языку и родной истории;
  • Привитие навыков работы с текстом
  • стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся с помощью приемов: составление рассказа с помощью ключевых слов, «двухчастный дневник», «вставь пропущенные слова», синквейн, кластер;
  • способствовать развитию личных достижений учащихся через творческую активность.

развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; развивать навыки самостоятельной работы; повысить мотивацию к познанию, формирующую интерес обучающихся, что значительно способствует самообразованию и повышению уровня обученности; развивать творческие способности и образное мышление

  • воспитывать бережное, уважительное отношение к книге; способствовать формированию эстетической восприимчивости обучающихся; воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны; формировать интерес к литературе.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с содержанием летописного сказания как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения героев сказания к Родине прививать у детей чувство патриотизма.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.

Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Межпредметные связи: история, география, живопись.

Ресурсы сети Интернет:

  1. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html )
  2. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3 )
  3. Издательство «1 сентября» http://festival.1september.ru
  4. Ершова Н.О. «Подвиг отрока киевлянина» http://www.proshkolu.ru

Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Педагогические технологии: технология развития критического мышления

ХОД УРОКА:

1 стадия «Вызов»

  1. Эмоциональный настрой на урок

Здравствуйте, отроковицы! Здравствуйте, отроки, из коих в будущем вырастут достойные мужи!

В лето 2013 на Русской земле, не в Киеве, где течёт могучий Днепр и Лыбедь, не в Переяславце на Дунае, а в селе Троекурово на славной реке Красивая меча начинается наш урок. И не зайдут к нам княгиня Ольга, князь Святослав, воевода Претич. Не потревожат нас никакие печенеги. Надеюсь, ни один отрок не будет изнемогать, тужить и сокрушаться. А выступим мы в роли сторожей, сядем в ладью знаний и отправимся в путешествие…

Как вы думаете, в какую литературу? (древнерусскую)

Почему вы так решили? (устаревшие слова в приветствии, оборот «в лето») Слайд 1

Какие произведения так начинались? (Летопись)

Что известно по этой теме? Составим кластер

  1. Приём «составление кластера»

Летопись

«Повесть временных лет», Нестор, летописец, запись по годам, исторические события т.д.

Какие ключевые слова встретились в моём приветствии?

  1. Работа с незнакомыми словами (ключевыми)

СЛАЙДЫ

печенеги - тюркоязычный народ, пришедший на Русь с юго-востока, из южных степей, кочевники, хорошие воины

отрок – мальчик-подросток в возрасте 9-15 лет. В Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг

муж – взрослый мужчина, воин, богатый и знатный человек

дружина - отряд воинов на службе у князя.

воевода – начальник войска, дружины

сторожа – передовые, разведывательные отряды

ладья – лодка

затворяться – закрываться

тужить - горевать

сокрушался - сильно печалился

Лыбедь – название реки, которая впадает в Днепр

Претич – воевода Святослава

Ольга – княгиня, мать Святослава

Святослав - великий князь киевский. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.

4. Приём «Ключевые слова»

Используя ключевые слова, которые вы видите на слайде, попробуйте составить рассказ- предположение

Эти слова и эти герои встретятся в отрывке из «Повести временных лет». Попробуйте угадать события и факты, о которых пойдёт речь.

Что бы вам хотелось узнать сегодня на уроке (целеполагание)

2 стадия «Осмысление»

  1. Приём «Чтение с остановками». (Аудиозапись)

1 остановка, заканчивая словами «Изнемогали люди от голода и жажды»

Когда происходят события?

Где был Святослав?

Кто остался в Киеве?

Почему нельзя было выйти из города?

Почему люди изнемогали?

2 остановка, заканчивая словами «… но не могли ему ничего сделать»

Почему люди той стороны Днепра не могли прийти на помощь?

(Киев в те времена был обнесен крепостной стеной с воротами и располагался на высоком холме над Днепром, там, где в Днепр впадает небольшая речка Лыбедь. Печенеги окружили город, но на том берегу собрались русские люди - «люди той стороны Днепра», и они могли бы помочь осажденным.)
-Что хотели передать киевляне на ту сторону?

Почему отроку удалось обмануть печенегов?

Как бы вы поступили на месте юноши?

3 остановка, заканчивая словами «… погубит нас Святослав»

Куда привезли отрока?

Что он сказал?

Что на это ответил Претич?

Как бы вы поступили на месте воеводы?

4 остановка, заканчивая словами «И отступили печенеги от города»

Почему печенеги побежали от города?

О чём спросил печенежский князь?

Как обманул воевода печенегов?

Чем окончился их разговор?

Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Чтение до конца

Как вы понимаете слова киевлян?

Почему Святослав сразу же поехал в Киев?

Что бы случилось, если бы князь не захотел вернуться?

Как бы вы поступили на месте князя?

  1. Приём «Двухчастный дневник»

Я предлагаю вам приступить к вдумчивому размышлению над прочитанными страницами

1 группа

В левой части дневника записаны цитаты из текста, справа нужно их прокомментировать

Цитата

Комментарий

«В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю»

«И стали тужить люди в городе»

«Видя это, печенеги устремились за ним, стреляли в него из луков…»

«И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили»

«Князь же печенежский сказал Претичу: "Будь мне другом"

"Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул»

Святослав … сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов

2 группа

Подберите из текста нужные цитаты, которые отражают данный комментарий

Цитата

Комментарий

В 968 году печенеги впервые напали на Русь

Люди в осаждённом Киеве стали печалиться

Отрок киевлянин сильно рисковал

Воевода Претич с дружиной смело поехал к городу, не испугавшись печенегов

Князь печенегов решил заключить мир

Киевляне осудили князя Святослава

Святослав испытывал чувство вины

  1. Приём «Вставь пропущенные слова» (Задания для 3 группы)

Учащимся предлагается готовый текст по анализу изучаемого художественного произведения, но некоторые слова (фразы) в данном тексте пропущены, и учащийся должен вставить их.

«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» - это отрывок из ________________________________________________________________

События летописного сказания происходят ___________. Святослав был в

А Ольга с внуками________________________.

Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают в обществе высокое положение: Претич - _____________, он заключает мир с _______________князем; Святослав - ____________, княгиня Ольга - его______.

Отрок киевлянин совершает подвиг. Он прошёл через стан противников, говоря ____________________. Если бы печенеги додумались, что он ___________ , они бы ____________ его.

Хитрость ________________ Претича заключалась в том, что он не признался_____________ князю в том, что Святослав далеко от_______________________, а произнёс, будто он возглавляет передовой отряд, а __________ идёт следом.

Летописец не одобряет Святослава. Это заключается в словах киевлян:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Последними словами летописец подчёркивает, что самое важное – это _________.

Афиширование наработанных результатов.

Физкультминутка

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце - руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Вот мы руки развели,

(Руки разводим в стороны)

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились

Ниже дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь!

(Наклоны вперед)

  1. Рефлексия

Рассмотрите, пожалуйста, репродукцию картины художника Александра Иванова «Подвиг молодого киевлянина». (Слайд)

Подумайте, таким ли вы себе его представляли. Попробуйте описать её дома, используя приём «Вставь пропущенные слова»

Художник ___________________не стремится к исторической достоверности костюмов и пейзажа. Для него важнее показать патриотический порыв_________, спасающего свою _______________от врагов.
Мы видим_________, который, перебежав через стан врагов, на берегу ________скинул с себя_________ и торопится броситься в воду, чтобы переплыть __________. За фигурой юноши мы видим ___________ с развевающимися _________и гривой, над ним на фоне грозно темнеющего вечернего ________ распластались кажущиеся черными ветви _______. Правее коня мы угадываем бледные силуэты ___________ всадников, скачущих, чтобы догнать героя. За ними - контур крепостных стен осажденного печенегами ____________.
В нижнем левом углу мы видим полоску _________, окаймленную травой. На берегу, опершись рукой о речное песчаное дно, лежит русский _________ в кольчуге, в груди его торчит оперенная _________. Другую __________, уже вынутую из раны, он держит в правой _________. Лицо его выражает страдание и _____________________, что юноша спасет родную ______________, за которую воин пролил свою ____________. Левая рука его ________________, словно своим жестом он хочет благословить _________, но сил ему не хватает. Серебристая________________, на которую отбрасывает отсвет плащ юноши, алый ремень и алые же элементы одежды связывают образы _________ и раненого ___________ в одно _____________.
Главный герой картины, киевский___________, изображен___________. В правой руке у него ____________, он придерживает алый развевающийся _____________, благодаря которому передается стремительность движения юноши. В лице его сосредоточенность, стремление, но не ____________. Он хочет добраться до русского ________________, но не желание остаться в живых движет им: его задача - передать воинам важную ____________. Тело его освещено светом _________________, которая занимается слева, за _______________, где стоят войска русского воеводы _________________.
С помощью картины _________________________ рассказывает нам, как через тревогу, страх и темноту человек стремится к _____________________, к победе над __________________.

На слайде слова Д.С.Лихачёва: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси. Прошлое должно служить современности» (Слайд)

Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери - Древней Руси»?
Мы должны быть благодарными сыновьям Древней Руси за то, что они в тяжелой борьбе с захватчиками отстояли независимость нашей земли, подавая нам пример внутренней силы и душевной стойкости. Наша признательность может выражаться в бережном отношении к памятникам русской старины, во вдумчивом и внимательном изучении истории и в заботе о красоте и процветании нашей современной России. Наша страна - это наше наследство, и мы должны заботиться о ней и потом передать нашим детям.
Может ли повествование об отроке-киевлянине «служить современности»?
Повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ради спасения родной земли.

Приём «Синквейн»

Составьте, пожалуйста, синквейн по теме нашего урока (задание по группам)

Подвиг

Отважный, смелый

Спасает, рискует, стремится

Поступок ради спасения Родины

Смелость

Воевода

Хитрый, смелый

Обманывает, спасает, решается

Умеет принимать важные решения

Смельчак (богатырь, начальник)

Урок

Интересный, увлекательный

Учит, знакомит, воспитывает

Главное – любовь к Родине

Знания

(Слайд)

Урок окончен.