Уроки истории мемориал. Уроки истории

Urokiistorii приглашают школьников и студентов на игру по историческому ориентированию. Она пройдёт 13 июня в парке скульптуры «Музеон» в рамках детской программы Московского международного открытого книжного фестиваля и будет посвящена истории СССР, отраженной в архитектуре и искусстве.

() 

Posted at 02:43 pm | | |

Sep. 18th, 2009

Jun. 22nd, 2009

Предполагается просмотр отрывков изфильмов, о которых будет упоминать докладчик.

3 июля в 18:00 в конференц-зале Международного «Мемориала» - второе событие цикла:

«МОНОЛОГ ДВАЖДЫ ИСКЛЮЧЕННОГО».

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Виктор Матизен о ситуации вСоюзе кинематографистов РФ и соответствующих исторических аллюзиях.

В программе: ответы на вопросы, дискуссия, хорошее кино на 30 минут.

Адрес: Малый Каретный пер., 12. Проезд: м. Цветной бульвар, Чеховская

Приглашаем всех желающих!

Posted at 08:16 pm | | |

Jun. 16th, 2009

http://www.urokiistorii.ru/

Сайт «Уроки истории» - один из самых молодых проектов «Мемориала», сайт, который мог бы быть полезен для старшеклассников, учителей истории, организаторам исследовательской работы со школьниками и всем другим читателям, которые ради своего собственного любопытства вчитываются в сложные и часто трагические страницы советской и российской истории ХХ века.

Сайт призван стать важным консультационно-методическим источником для организации проектной и исследовательской работы учителей, тьюторов и старшеклассников; площадкой, дающей возможность и стимулирующей самостоятельно е изучени е истории молодежью, осмысления сложных моментов истории, изучения источнико .

На сайте будут опубликованы наиболее удачные и полезные примеры проектной работы (в частности материалы школьных конкурсов "Россия ХХ век. Человек в истории" ) , для российски х учител ей , тьютор ов , школьник ов и студен тов будет предоставлена возможность познакомиться с зарубежным опытом (в рубриках

Цель конкурса – побудить молодых людей заняться самостоятельными исследованиями российской истории минувшего века, пробудить в них интерес к судьбам обычных людей, к их повседневной жизни – к тому, из чего складывается «большая история» страны.

Темы конкурса :

  • Цена победы
  • История семьи
  • Человек и власть
  • Человек и малая родина
  • Человек и общество

Цена победы

В рамках этой темы участники конкурса могут посвятить свои исследования судьбам обычных людей на войне и в тылу. Исследование может быть основано на проведенных интервью, документах из семейных и государственных архивов, музейных коллекций и т. д.

История семьи

В исследовании важно отразить отношение разных поколений к прошлому, привести примеры того, как передается семейная память; воссоздать историю повседневности прошлых лет, детали жизни и быта. Важно раскрыть характерные судьбы обыкновенных людей, в том числе своих родных и близких. Именно через отдельные биографии, через свидетельства близких людей нынешним школьникам легче понять и представить себе прошлое своей страны.

Человек и власть

Как взаимодействуют личность, общество и государство? Что значат в нашей сегодняшней жизни свобода, право, человеческое достоинство? Исследователи не должны ограничиваться простым описанием механизмов, посредством которых государство осуществляло свою власть над отдельным человеком и над страной в целом. Не менее ценно найти свидетельства того, как люди отстаивали свою гражданскую и духовную свободу.

Человек и малая родина

Авторам работ по этой теме предлагается проследить историю района, улицы, здания, местной церкви, памятника или, например, экспоната краеведческого музея. Предметом исследования может стать значимое событие из прошлого вашего города, поселка или деревни, представленное в рассказах очевидцев, дополненных архивными документами и публикациями. Главное условие – выбранный вами объект исследования должен быть связан с конкретными человеческими судьбами.

Человек и общество

Приглядитесь внимательно к тем, кто живет или жил рядом, но принадлежит к другой национальности, к другой религии, придерживается других взглядов. Какова степень понимания и терпимости по отношению к этим людям? С чем это связано? Попытайтесь выяснить исторические корни проблемы. Кто и при каких обстоятельствах оказывался «чужим» в вашем городе или деревне в ту или иную эпоху? XX век – эпоха миграций, и многие школьники увидят относительность понятия «чужой», осознав, что и они сами (или их друзья и соседи) – потомки «чужих».

Участниками конкурса могут стать учащиеся общеобразовательных учреждений, учреждений среднего профессионального и высшего образования России в возрасте от 14 до 18 лет.

Работа может быть выполнена как индивидуально, так и коллективно. качестве наставников Руководителями могут быть учителя, родители и даже профессиональные историки. Коллективные работы должны быть снабжены кратким описанием истории их создания, чтобы жюри могло оценить вклад каждого участника. В Москву приглашаются авторские коллективы не более 3 человек.

Номинации конкурса

– исследовательская работа

– мини-исследование

– фотоконкурс

– видеоконкурс

Исследовательская работа свыше 20 тыс. знаков (с пробелами). Оценивая работу, жюри учитывает такие критерии, как ценность и новизна собранного материала, умение автора поставить интересную исследовательскую задачу, критическое отношение к источникам, знание и понимание исторического контекста, ясность и логика изложения, обоснованность выводов.

Мини-исследование менее 20 тыс. знаков (с пробелами). Небольшая работа по одной из тем конкурса. Она может быть посвящена более узкой теме в отличие от исследовательской работы (например, автор может ограничиться анализом материальных или иных свидетельств из семейного архива, публикаций местной прессы). Критерии оценки – те же, что и для исследовательской работы.

Фотоконкурс участнику этой номинации необходимо выбрать в окружающей его среде в городе, поселке, деревне и т. д. – интересный объект, который имеет отношение к теме конкурса, найти его исторические изображения (открытки, архивные фото, иллюстрации в книгах или журналах) и сделать 5–7 сегодняшних фотографий этого объекта или места, где он был расположен. Получившийся изобразительный ряд должен быть дополнен небольшим авторским комментарием-эссе, так чтобы текст и фото составили вместе небольшой рассказ, отражающий историю выбранного объекта, изменения, происходившие с ним в течение времени, отношение к нему городских жителей – историков-краеведов, журналистов, официальных лиц или членов семьи автора. Текст сопроводительного комментария-эссе не должен превышать 10 тыс. знаков (с пробелами).

Видеоконкурс – в этой номинации к участию принимаются созданные самостоятельно или группой авторов: видеофильм, представляющий собой законченное историческое исследование; видеоматериал, послуживший источником для письменной работы (интервью, съемка места событий); видеосюжет о событии, человеке, объекте, историческом месте и т. п., иллюстрирующий письменную работу; собранный и смонтированный видеосюжет по теме письменной работы, основанный на материалах из разных источников, архивов, фильмов, интернета; видеопрезентация письменной работы. В титрах каждого видеоматериала должны быть указаны: автор работы или автор сценария; оператор (кто снимал); герои и персонажи (кто на экране); консультанты (кто помогал: учителя, координаторы, родственники, сотрудники местных телеканалов и др.); источники (архивы, фильмы, использованная музыка и др.); школа, город, год съемок и создания видеоматериала.

По итогам конкурса в Москву будут приглашены авторы 40 лучших исследовательских работ, а также победители в номинациях мини-исследование, фотоконкурс и лучший видеофильм.

Требования к оформлению работ

Работы принимаются в электронном виде (весь текст, включая титульный лист, содержание, основную часть, приложение и список источников ‒ в одном файле).

На титульном листе обязательно должны быть указаны:

– фамилия, имя и отчество автора/авторов,

– почтовый адрес (с индексом), телефон, адрес электронной почты автора/авторов работы,

– номер школы/учебного заведения, класс,

– почтовый адрес (с индексом), телефон, адрес электронной почты школы/учебного заведения,

– фамилия, имя, отчество и должность руководителя, его почтовый адрес (с индексом), телефон, адрес электронной почты.

В разделе Библиография и источники обязательно должны быть перечислены все печатные, архивные и интернет-источники, которые авторы использовали при подготовке работы.

Подведение итогов

Результаты конкурса будут подведены в апреле 2020 года.

Проезд и пребывание в Москве лауреатов и 3 лучших учителей оплачивает Оргкомитет конкурса.

3 победителя получат возможность поехать в международные школы лауреатов исторических конкурсов, организованных европейской сетью «Eustory».

Лауреаты конкурса, поступившие в высшие учебные заведения на гуманитарные факультеты, смогут принять участие в стипендиальном конкурсе Фонда Михаила Прохорова.

Руководители, активно участвовавшие в конкурсе, будут приглашены в Москву для работы в научно-практическом семинаре.

Свидетельства и грамоты

‒ все научные руководители получат сертификат;

– научные руководители лучших работ – грамоту за историко-просветительскую работу с молодежью.

Участники конкурса самостоятельно загружают свои работы в Личном кабинете на сайте

Со всеми вопросами обращайтесь по адресу: [email protected]

Сайт «Уроки истории»

На сайте размещены работы участников конкурса, опубликованы методические материалы по подготовке и оформлению исследовательских работ.

На сайте регулярно размещается информация о российских и международных конкурсах по истории, аннотации учебников и научных публикаций, рецензии на книги, фильмы и выставки, затрагивающие историческую тематику.

Форма проведения урока: урок-путешествие.
Цель: знакомство с произведением православной архитектуры, с культурой Византии, которая повлияла на культуру Руси через крещение и православие.
Задачи:
Личностная - приобщение к культуре народов страны, воспитание чувства уважения и восхищения к культуре народов в диалоге культур;
Метапредметная - формирование и развитие умения понимать произведения искусства как знак, читать этот знак;
Предметная - изучение особенностей крестово-купольного типа храма, мозаики как вида искусства; изучение культуры государства, которое повлияло на становление культуры, религии и государственности Русского государства.

В афинских школах и гимнасиях
Урок - образовательное путешествие
Форма проведения урока: образовательное путешествие с элементами ролевой игры.
Цель: используя исторический материал выяснить особенности образования в Афинах.
Задачи:
1. Способствовать воспитанию уважительного отношения к образованию; развитию всесторонне развитой личности, формирование умения принимать события из прошлого, анализируя их через исторические тесты.



Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование и средства обучения: Презентация «В афинских школах и гимнасиях», исторический текст: «Жалоба раздражённой матери учителю на прогульщика сына из весёлой пьесы древнего автора», греческий алфавит и цифры, проектор, ПК для учителя, экран.

Целевая аудитория: для 5 класса

«Место и роль Руси в международной торговле в IX - XII веке»
Урок - систематизация и обобщение знаний.
Форма проведения урока: систематизация и обобщение знаний.
Цели:
Содержательная: выявление уровня знаний учеников по теме: «Место и роль Руси в международной торговле в IX - XII веке», формирования обобщение знаний по данной теме.
Деятельностная: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умение работать в группе, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умений обещать, систематизировать знания.
Задачи:
1. Способствовать развитию проектных умений:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение взаимодействовать в группе в решении общих задач;
навык монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
разделение ролей в группе и выполнения роли;
способность рефлексировать этапы работы со знанием.
2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
3. Исследовать и сопоставлять исторические события, раскрывая причинно-следственные связи.
4. Способствовать развитию внимания, памяти, речи, логического мышления.

Целевая аудитория: для 6 класса

Цель урока : объединив полученные знания учеников на уроке по обществознанию по теме «Государство и экономика» - внутренние функции государства и по теме «Политические режимы. Тоталитарные режимы» (10 класс. Дж. Оруэлл; Е. Замятин - на уроках литературы - 11 класс), расширить эти знания на примерах культуры СССР 30-х годов ХХ века.

Задачи:
Личностные: развитие интереса к изучению вопросов культуры, к чтению произведений великих писателей;
Метапредметные: продолжить работу над формированием способности школьников анализировать произведения искусства, извлекать из них знания об эпохе;
Предметные: работа над понятием культура, идеология, над знание представителей культуры СССР в 30-х годах ХХ века.

Цель: через изучение основной реформы Александра II понять особенности развития России.
Задачи:
Личностные - сформировать рефлексивное отношение к реформе Александра II;
Метапредметные - умение анализировать исторические документы, проводить сравнение уровня проводимых реформ в разных странах;
Предметные - изучить содержания реформы 1861 года, подготовиться к изучению подобных реформ во всеобщей истории.

Целевая аудитория: для 10 класса

Разработка по теме "Культура России в начале ХХ века". На этом уроке через творчество одного представителя культуры показывается ситуация культурного напряжения в обществе, перечисляются имена ученых (их деятельность ученикам известна через уроки по химии, физике и т.д.), живописцев, композиторов. Показывается братство этих людей культуры и трагедия времени. На уроке звучат стихи М. Цветаевой, показывается сложность времени через судьбу ее семьи.

Целевая аудитория: для 11 класса

Сегодня многие ученые ставят под сомнение существование м-т. ига на Руси. Для ответа на вопрос об иге необходимо проанализировать те изменения, которые произошли в государстве, увидеть источник этих изменений.(Для метапредметнного уровня работы по истории м-т ига на Руси надо выйти на такую формулировку проблемы, которая не решается традиционными методами и нуждается в поисках нового алгоритма работы. Ученики этот алгоритм выстраивают в совместной работе с учителем, затем используют в других подобных ситуациях).

Муниципальное образовательное учреждение

«Общеобразовательная средняя школа № 13» г.Азов Ростовская область



Разработка урока в 11 классе по теме:
«Гражданская война в России»


учитель: Гоцуляк Наталья Васильевна

Эпиграф: Из крови пролитой в боях,

Из праха обращенных в прах,

Из мук казненных поколений,

Из душ крестившихся в крови,

Из ненавидящей любви,

Из преступлений, исступлений

Возникнет праведная Русь.

М. Волошин. 1920г.



Тема урока: «Гражданская война в России».

Тип урока: комбинированный

Цель урока: в результате исследования источников сформировать представление о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа; опираясь на исторические источники сформировать представление о причинах победы красного движения.

Задачи:

Образовательные:

    Выделить и охарактеризовать политические, социально- экономические и национальные противоречия, которые привели к Гражданской войне в России.

    Систематизировать и обобщить знания учащихся о событиях Гражданской войны в России.

    Проанализировать политику «военного коммунизма».

    Подвести учащихся к выводам об итогах и последствиях Гражданской войны.

Воспитательные:

Продолжить работу над развитием у учащихся человеколюбия и толерантности.

Развивающие:

Продолжить работу над развитием умений учащихся анализировать, обобщать, систематизировать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним.

Приемы и средства обучения: повторительная беседа, работа с историческими терминами, работа с документами, презентации, решение проблемных заданий.

Оборудование: документы времён Гражданской войны, плакаты времён Гражданской войны, презентации учителя и учащихся, песни времён гражданской войны мультимедийное оборудование (доска, компьютер)

План урока.

    Причины и особенности гражданской войны в России.

    Временные рамки Гражданской войны.

    Война «внутри демократии».

    Красные против белых.

    «Военный коммунизм» и его последствия.

    Итоги и последствия Гражданской войны.

Ход урока.

Организационный момент. (3 мин.)

Учитель. (Вводное слово, фоном урока могут служить песни гражданской войны, которые можно включить на перемене, это, как правило, привлекает внимание учащихся к теме урока, создаёт рабочий настрой. Урок рассчитан на 2 часа).

В 1917 году в России разворачивается самая страшная, самая беспощадная война. Эту войну россияне вели друг с другом, брат с братом, отец с сыном. Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого, когда страна раскололась на красных и белых, «своих» и «чужих»

Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию.
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир перековать.

И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
“Кто не за нас, тот против нас.
Нет безразличных, правда с нами”.

Максимилиан Волошин.

Ребята, обратите внимание, как точно определил автор настроение той эпохи…Общечеловеческие ценности, такие, как милосердие, гуманизм, терпимость, отодвинуты в эти годы на второй план, уступая принципу: «Кто не с нами, тот против нас».

Сегодня наша цель на уроке – изучить проблему побед и поражений в этой войне, посмотреть на войну как бы изнутри, глазами участников тех далёких событий. Попытаться понять, как они сами объясняли причины своих побед и поражений.

В процессе урока вы должны будете дать собственный ответ на следующие вопросы:

    Почему победу одержали «красные»?

    Можно ли определить победителя в Гражданской войне с позиции общечеловеческих ценностей?

    Чему учат итоги Гражданской войны?

Для этого мы должны проанализировать исторические источники и попытаться понять, в чём заключались причины их победы и поражения. А также определить последствия войны для судьбы страны.

Итак, тема сегодняшнего урока «Гражданская война в России» (запись в тетрадь, слайд№1).

1. Причины и особенности Гражданской войны.

Вопрос: что такое гражданская война? (ответы учащихся)

Запись в тетрадь определения «гражданская война» (слайд№2)

Гражданская война - непримиримая вооруженная борьба больших, относящихся к различным классам и социальным группам масс людей, за государственную власть и собственность .

Задание для учащихся: Сформулируйте причины и особенности Гражданской войны в России (§10-11, п.1; с.65-67, п.3; с.68-71, учебник О.В.Волобуева «Россия и мир. История XX века».).

Учитель дополняет ответы учащихся.

Запись в тетрадь причин и особенностей Гражданской войны. (слайды№3, №4)

Причинами Гражданской войны послужили большевистские преобразования:

    Роспуск Учредительного собрания и установление однопартийной политической системы; требование меньшевиков и эсеров созыва Учредительного собрания и начало военного противостояния большевиков и эсеров.

    Заключение Брестского мира; потеря обширной территории России.

    Чрезвычайные декреты по организации хлебозаготовок.

    Тотальная национализация предприятий; упадок промышленности, безработица, голод в столичных городах; запрет большевиков на свободную продажу хлеба.

Особенности Гражданской войны:

    Исключительно длительные и кровопролитные военные действия проходили практически на всей территории бывшей Российской империи.

    Внутрироссийский конфликт усугубила его интернационализация.

    В обществе отсутствовали политические традиции мирного разрешения социальных противоречий.

    В общественном сознании ценность человеческой жизни упала до самой низкой отметки- «человек с ружьём».

2. Временные рамки Гражданской войны.

Сообщение учителя с элементами повторения и обобщения. Преподаватель объясняет сложность чёткого обозначения хронологических рамок событий Гражданской войны, дискуссионность в современной отечественной исторической науке её периодизации. Старшеклассники знакомятся с текстом учебника, выявляют критерий, который положен в основу периодизации Гражданской войны в России и хронологических рамок этого периода, данного в методическом пособии к учебнику О.В. Волобуева «Россия и мир. История XX века». (слайд№5)

Традиционные хронологические рамки Гражданской войны:

    Лето-осень 1918 года - период постепенного развёртывания Гражданской войны, открытые военные столкновения: мятеж Чехословацкого корпуса; десанты Антанты на Севере и Японии, Англии и США на Дальнем Востоке; формирование антисоветских центров в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Северном Кавказе, Дону; расстрел семьи последнего русского царя; объявления Советской республики единым военным лагерем.

    Осень 1918-весна 1919 года - период усиления иностранной интервенции: аннулирование Брестского договора, усиление красного и белого террора.

    Весна 1919- весна 1920 года- период военного противоборства регулярных армий красных и белых: походы белогвардейских войск А.В. Колчака, А.И. Деникина, Н.Н. Юденича и их отражение, решающие военные успехи Красной Армии.

    Лето – осень 1920 года- период окончательного военного поражения белых: война Советской республики с Польшей, разгром войск П.Н.Врангеля в Крыму.

В процессе сопоставления периодизаций (и подходов к их определению) делаются выводы о новом подходе в периодизации Гражданской войны в России современной исторической наукой.

Задание для учащихся: дайте ответы на вопросы.

    Каковы причины разногласий историков о дате начала Гражданской войны в России.

    Почему историки предлагают несколько периодизаций Гражданской войны?

    Какие критерии лежат в основе каждого варианта периодизации?

В заключение беседы делаются записи в тетрадях учащихся. (слайд№6)

Современная периодизация Гражданской войны в России (по учебнику):

    1917- весна 1918 года - начальный этап Гражданской войны и интервенции.

    Май 1918- осень 1918 года - «демократический» период Гражданской войны.

    Осень 1918- 1920 года- военное противоборство красных и белых армий.

    1921- 1922 годы - поражение белого движения и подавление большевиками крестьянских мятежей.

Вопросы для учащихся :

    Кто, на ваш взгляд, виновен в развязывании Гражданской войны в России? Можно ли дать однозначный ответ на этот вопрос?

Задание для учащихся: проанализировав лозунги и призывы, которые чаще всего встречались на знаменах советских и белогвардейских воинских частей (слайд 7), на агитационных плакатах, сделайте вывод, что было дорого для красных и белых. Кто и за что сражался в братоубийственной Гражданской войне? Ответы учащихся

Учитель: Гражданская война в России - процесс необыкновенно сложный. Говоря о виновниках Гражданской войны в России, мы не можем дать однозначный ответ. Диалектически так не бывает, чтобы в многосторонней борьбе не на жизнь, а на смерть была виновна одна группа людей, один класс, одна сторона. Так что виновны в общероссийском побоище 1917-1922 гг. и красные, и белые, и «зеленые», и целый ряд стран, осуществлявших интервенцию в Россию.

Вопрос : исходя из причин Гражданской войны, можно определить какие социальные силы, участвовали в войне. Назовите их, определите, кто поддержал «красных», кто – «белых»? (ответы учащихся)

Запись в тетрадь (слайд 7)

Вопрос: почему «белых» поддержала часть крестьянства и пролетариата? (ответы учащихся)

3-4. Война «внутри демократии». Красные против белых.

Задание для учащихся: познакомьтесь с текстом учебника, исторической картой №4 «Гражданская война в России».

Вопрос : на каких направлениях происходили главные сражения в период Гражданской войны?

Задание для учащихся : заполните хронологическую таблицу.

Гражданская война и военная интервенция 1917- 1922 гг.

(по материалу учебника и рассказу учителя)

В ходе обсуждения результатов таблицы будет полезно посмотреть презентации школьников о наиболее знаменитых военачальниках Гражданской войны. Персонализация истории Гражданской войны в России способствует развитию интереса учеников к изучению данной темы. (Приложение№1)

5. «Военный коммунизм» и его последствия.

Задание для учащихся : заполните рабочий лист, используя материал учебника. (Приложение№2)

6. Итоги и последствия Гражданской войны.

Запись в тетрадь (слайды 8,9)

Итоги Гражданской войны

    Победа красных (большевиков)

    Уничтожение оппозиционных, антисоветских сил

    Сохранение целостности России

Последствия Гражданской войны.

    Демографические потери с осени 1917 г. по 1922 г. составили почти 13 млн. чел.; эмиграция - около 2 млн. чел.

    Нанесён колоссальный ущерб российской экономике

    Сумма ущерба на 1922 г. составляла от 40 до 50 млрд. золотых рублей, что превышало четвертую часть довоенного достояния страны

    Промышленное производство упало в 7 раз, сокращение посевных площадей (67 % довоенного уровня)

Разрыв с наследием прошлого:

    борьба большевиков с культурой, обычаями, традициями старого государства;

    борьба с церковью;

    насаждение новой «пролетарской» культуры и новой идеологии.

    Продолжившийся раскол общества на «своих» и «чужих»

    свертывание демократии и установление в стране жесткой однопартийной диктатуры.

Учитель: Подведем итоги нашего урока.

У нас нет оснований идеализировать ни большевиков, ни их противников. Обе стороны проявили рвение, подбрасывая поленья в полыхающий костер братоубийственной войны. При этом каждая сторона считала себя абсолютно правой.

Белые претендовали на роль представителей общенационального дела, воевали и умирали за великую Россию и ее интересы, как они их понимали. В свою очередь большевики были убеждены, что являются выразителями интересов всех трудящихся, борцами против угнетения и эксплуатации, за скорое и окончательное освобождение не только собственного народа, но и всего мира.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: (слайд 10)

    В чём же заключается трагизм Гражданской войны?

    Можно ли определить победителя в Гражданской войне с позиции общечеловеческих ценностей? (ответы учащихся)

Учитель: Можно сделать вывод о том, что если история чему - либо способна научить потомков, то главный урок гражданской войны состоит в отказе от насаждения нетерпимости, от столкновения различных слоев общества, от насилия и произвола как метода государственного строительства.

Учитель завершает занятие строками И.Северянина:

Я чувствую, близится судное время:

Бездушье мы духом своим победим,

И в сердце России пред странами всеми

Народом народ будет грозно судим.

И спросят избранники - русские люди -

У всех обвиняемых русских людей,

За что умертвили они в самосуде

Цвет яркий культуры отчизны своей.

Зачем православные Бога забыли,

Зачем шли на брата, рубя и разя...

И скажут они: «Мы обмануты были,

Мы верили в то, во что верить нельзя».

И судьи умолкнут с печалью любовной,

Проверив себя в неизбежный черед.

И спросят: «Но кто же зачинщик виновный?» -

И будет ответ: «Виноват весь народ».

Он думал о счастье отчизны родимой,

Он шел на жестокость во имя любви...»

И судьи воскликнут: «Народ подсудимый!

Ты нам неподсуден; мы - братья твои!»

Мы - часть твоя, плоть твоя, кровь твоя, грешный,

Наивный, стремящийся вечно вперед,

Взыскующий Бога в Европе кромешной,

Счастливый в несчастье, великий народ!

Выставление оценок.

Домашнее задание: §10-11, написать эссе о роли личности в событиях Гражданской войны.

Приложение№1.

Семен Михайлович Буденный (1883-1973) - советский военачальник, участник Гражданской войны, командующий 1-й Конной армией, один из первых Маршалов Советского Союза, Трижды Герой Советского Союза. Родился 25 апреля 1883 года в бедной крестьянской семье. Участвовал в русско-японской войне 1904-05 годов и 1-й мировой войне, был награждён за храбрость Георгиевскими крестами четырёх степеней и четырьмя медалями.

В феврале 1918 года С. М. Будённый создал революционный конный отряд, действовавший против белогвардейцев на Дону, который вырос затем в кавалерийскую дивизию, успешно действовавшую под Царицыном в 1918 году - начале 1919 года.

Во второй половине июня 1919 года в Красной Армии было создано первое крупное кавалерийское соединение - Конный корпус под командованием С. М. Будённого, сыгравший в августе 1919 года решающую роль в разгроме в верховьях Дона основных сил Кавказской армии генерала Врангеля. В ноябре 1935 года получил воинское звание Маршал Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны Семен Буденный входил в состав Ставки Верховного Главнокомандования, участвовал в обороне Москвы,

удостоен звания Героя Советского Союза. Семен Михайлович Буденный умер на 91-м году жизни, 26 октября 1973 года. Похоронен на Красной площади в Москве у кремлевской стены.

Василий Иванович Чапаев родился 28.1(9.2).1887в деревне Будайки, ныне в черте города Чебоксары. Герой Гражданской войны 1918-1920. С 1914 года - в армии, участвовал в I мировой войне. Был награжден за отвагу тремя георгиевскими крестами, медалью, получил звание подпрапорщика.

В начале 1918 года сформировал красногвардейский отряд и подавлял кулацко-эсеровские мятежи в Николаевском уезде. С апреля 1919 года командовал 25-й стрелковой дивизией, отличившейся во время контрнаступления Восточного фронта против войск Колчака. 11 июля 1919г. 25-я дивизия под командованием Чапаева освободила Уральск.

В ночь на 5 сентября 1919 года белогвардейцы внезапно напали на штаб 25-й дивизии. Чапаев со своими соратниками сражался против превосходящих сил врага. Расстреляв все патроны, раненый Чапаев пытался переплыть реку Урал, но был сражен пулей и погиб.

Награжден орденом Красного Знамени. Легендарный образ Чапаева отражён в повести "Чапаев" Д. А. Фурманова, в кинофильме "Чапаев" и других произведениях литературы и искусства.

Тухачевский Михаил Николаевич (1893. - 1937) - военный деятель. Родился в семье обедневшего дворянина. Учился в гимназии, в 1914 был отправлен на фронт. За 6 месяцев первой мировой войны Тухачевский был награжден 6 орденами, проявив незаурядное командирское мастерство. В 1918 вступил в РКП(б). О себе говорил: "Моя настоящая жизнь началась с Октябрьской революции и вступления в Красную Армию".

В годы гражданской войны командовал 1-й и 5-й армиями на Вост. фронте; был награжден Золотым оружием "за личную храбрость, широкую инициативу, энергию, распорядительность и знание дела". Успешно провел ряд операций на Урале и в Сибири против войск.

В 1924 - 1925 принимал активное участие в осуществлении технической реконструкции Вооруженных Сил; разрабатывал вопросы развития оперативного искусства, военного строительства, составления военных энциклопедий и др. В 1936 стал первым заместителем. наркома обороны СССР.

В 1935 он первым в истории Красной Армии провел тактическое учение с применением воздушного десанта, положив начало воздушно-десантных войск.

Тухачевский поддержал предложение С.П. Королева о создании Реактивного института для проведения исследований в области ракетостроения. Творческая мысль Тухачевского обогатила все отрасли советской военной науки. Г. К. Жуков оценивал его так: "Гигант военной мысли, звезда первой величины в плеяде военных нашей Родины". В 1933 был награжден орденом Ленина, а в 1935 Тухачевскому было присвоено звание Маршала Советского Союза.

В 1937 Тухачевский был обвинен в создании троцкистской военной организации, осужден как "враг народа" и расстрелян.

Александр Васильевич Колчак (1873-1920) – российский военачальник, полярный исследователь, гидролог, адмирал (1918). Родился 4 (16) ноября 1874 в селе Александровское Петербургского уезда Петербургской губернии. Окончил Морской кадетский корпус, произведен в мичманы. В 1894-1900 служил на военных кораблях на Балтике, затем на Тихом океане; занимался самостоятельно изучением гидрологии и океанографии, начал публиковаться в научной печати. В 1900г. был откомандирован в распоряжение Академии наук. Участник Русской полярной экспедиции.

С началом русско-японской войны, несмотря на хроническую пневмонию и суставной ревматизм, ставшие следствием полярных экспедиций, Александр Колчак добился возвращения в Морское ведомство и направления в Порт-Артур, где командовал миноносцем; под его руководством были расставлены минные заграждения при входе в Порт-Артурскую бухту, затем командовал береговой артиллерийской батареей; был ранен. После сдачи крепости оказался в плену, в апреле 1905 вернулся через Америку в Петербург. Был награжден Георгиевским оружием, орденами Святой Анны 4-й степени и Святого Станислава 2-й степени с мечами.

С 1912 - в действующем флоте; командир эсминца на Балтике, в декабре 1913 произведен в капитаны 1-го ранга, назначен флаг-капитаном оперативной части штаба командующего флотом. В период Первой мировой Александр Колчак войны руководил минированием входа в Финский залив, высадкой морского десанта на Рижском побережье в немецком тылу и т. д.

С сентября 1915 командовал Минной дивизией, руководил обороной Рижского залива. Награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. В апреле 1916 произведен в контр-адмиралы, в июне назначен командующим Черноморским флотом (одновременно произведен в вице-адмиралы «за отличия по службе»).

В 1916-17 командующий Черноморским флотом.

Один из организаторов белого движения в Гражданскую войну.

В 1918-20 «верховный правитель российского государства»; установил режим военной диктатуры в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке, ликвидированный Красной Армией и партизанами. Сам Колчак по постановлению Иркутского ВРК расстрелян. Расстрелян 7 февраля 1920, в Иркутске.

Антон Иванович Деникин (1872-1947) - российский военный деятель, генерал-лейтенант, один из руководителей белого движения, публицист и мемуарист.

А.И. Деникин родился 4 декабря 1872 года. Окончил реальное училище, военно-училищный курс Киевского пехотного юнкерского училища (1892) и Императорскую Николаевскую академию Генерального штаба. Во время Русско-японской войны в марте 1904 подал рапорт о переводе в действующую армию и был назначен штаб-офицером для особых поручений при штабе 8-го армейского корпуса. В Первую мировую войну командовал стрелковой бригадой и дивизией, армейским корпусом.

Осенью 1917 А. Деникин прибыл в Новочеркасск, где принял участие в организации и формировании Добровольческой армии. Стремился сгладить разногласия между генералами М. В. Алексеевым и Корниловым, с октября 1918 - главнокомандующий Добровольческой армией, с января 1919года - главнокомандующий «Вооруженными силами Юга России».

29 августа Деникин арестован и помещен на гауптвахту в Бердичеве, затем переведен в Быхов, где находились в заключении Корнилов и его соратники. 19 ноября 1917 по распоряжению Верховного главнокомандующего генерала Н. Н. Духонина освобожден из-под ареста, как и некоторые другие арестованные по корниловскому делу; с документами на чужое имя пробрался на Дон. С апреля 1920 - в эмиграции.

Работы по истории русско-японской войны; воспоминания: «Очерки русской смуты», «Путь русского офицера». Скончался 7 августа 1947, г. Анн Арбор, США.

Приложение№2.

Рабочий лист.

Дайте характеристику политике «Военного коммунизма»

    Причины введения политики «Военного коммунизма

2. Сущность________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Основные мероприятия___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Итоги политики__________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература:

    Волобуев О.В. Россия и мир. История ХХ века: учебник для 11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2005.

    А.В. Игнатов. Методическое пособие к учебнику О.В. Волобуева, В.А. Клокова, М.В. Пономарёва «Россия и мир. История ХХ века». – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2005.

    Человек в истории. Россия ХХ век. М., 2001.