- Положение об обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Положение о порядке проведения и объеме подготовки по физической культуре и спорту по программам бакалавриата при очно-заочной и заочной формах обучения, при сочетании различных форм обучения, при освоении образовательной программы инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- План мероприятий по реализации программы инклюзивного образования в ТГПУ
- Портал информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Учебно-методический центр высшего профессионального образования студентов с инвалидностью и ОВЗ
- Положение о педагоге-психологе (психологе) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Положение о социальном педагоге для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Положение о тьюторе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Положение о специалисте по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Приказ о назначении ответственных за работу с инвалидами и лицами с ОВЗ
- Приказ ТГПУ о назначении ответственных за организацию образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
- Информация об оборудованных учебных кабинетах, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Информация об объектах для проведения практических занятий, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Информация об условиях питания обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Параметр Библиотека Столовая/Буфет Медицинский пункт Студенческая поликлиника Адрес местонахождения
г. Томск, ул. Герцена, д. 49
г. Томск, ул. Киевская 62а;
г. Томск, пр. Комсомольский, д. 75;
Площадь 3000 102,7;
346,1;
356,4;
321,06
32,4;
37,9;
86,2;
30,2(бассейн)Итого: 1126,26/186,7
25,1 - Количество мест 405 38;
110;
90;
67
14;
17;
58;
11Итого: 305/100
1 - В Томском государственном педагогическом университете действует 4 столовые и два буфета, расположенные по адресам:
- столовая: г. Томск, пр-т Комсомольский, 75 - 2 этаж;
- столовая: г. Томск, пр-т Комсомольский, 64 - 2 этаж;
- столовая: г. Томск, ул. Герцена, 49 – 1 этаж с возможностью обслуживания инвалидов и лиц с ОВЗ;
- столовая: г. Томск, ул. К. Ильмера, 15/1 – 1 этаж с возможностью обслуживания инвалидов и лиц с ОВЗ;
- буфет: г. Томск, пр-т Комсомольский, 75; - буфет: г. Томск, ул. Киевская, 60
Информация об условиях охраны здоровья обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Параметр Библиотека Столовая/Буфет Медицинский пункт Студенческая поликлиника Адрес местонахождения г. Томск, ул. Герцена, д. 66. г. Томск, пр. Комсомольский, д. 75;
г. Томск, пр. Комсомольский, д. 64;
г. Томск, ул. Карла Ильмера, д. 15/1;
г. Томск, ул. Герцена, д. 49
г. Томск, ул. Киевская 62а;
г. Томск, пр. Комсомольский, д. 75;
г. Томск, ул. Карла Ильмера, д. 15/1.г. Томск, пр. Комсомольский, д. 75. г. Томск, ул. Киевская, д. 74. Площадь 3000 102,7;
346,1;
356,4;
321,06
32,4;
37,9;
86,2;
30,2(бассейн)Итого: 1126,26/186,7
25,1 - Количество мест 405 38;
110;
90;
67
14;
17;
58;
11Итого: 305/100
1 - В целях охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ в Томском государственном педагогическом университете действует:
- Медицинский кабинет, расположенный по адресу: г. Томск, пр-т Комсомольский, 75;
- Санаторий-профилакторий «Учитель», расположенный по адресу: г. Томск, ул. Герцена, 49».
Информация о количестве жилых помещений в общежитии, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Общежитие №2: г. Томск, ул. Киевская, д. 64 (232 комнаты);
- Общежитие №3,4: г. Томск, пр. Комсомольский, д. 64 (431 комната);
- Санаторий-профилакторий «Учитель»: г. Томск, ул. Герцена, д.49
Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ ТюмГУ
В Ресурсном учебно-методическом центре по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ (РУМЦ ТюмГУ) продолжает свою работу call-центр, специалисты которого всегда готовы ответить на интересующие вопросы в сфере высшего инклюзивного образования.
В РУМЦ ТюмГУ поступают вопросы, затрагивающие различные сферы высшего инклюзивного образования. Например: «Есть ли ограничения по приёму лиц с ОВЗ на технические специальности? Каковы особенности приема?», «Как проводятся вступительные испытания для студентов с инвалидностью и ОВЗ?», «Подскажите, студентам какой группы инвалидности дают социальную стипендию? Что мне нужно принести для её назначения?», «Куда можно обратиться за помощью в содействии в трудоустройстве?», «Что нужно учитывать при работе с незрячим студентом? Где найти актуальную информацию?» и др.
В 2018 году за консультацией обратились более 300 студентов и их родителей, сотрудников образовательных организаций и специалистов учреждений, для которых тема инклюзивного высшего образования является актуальной.
Все вопросы, связанные с высшим инклюзивным образованием, можно задать по телефону call-центра 8-800-700-76-62 или по эл. почте [email protected].
Комплекс зданий, сооружений и строений ТГПУ, оснащенных пандусами
Библиотека ТГПУ |
Спортивно-оздоровительный бассейн Посейдон |
Учебный корпус №4 Бизнес-инкубатор |
Учебный корпус №9 |
Общежитие №2:
Учебный корпус №8:
Интернет Проект ИВРОР (Инвалиды в России – откровенный разговор): Образование для инвалидов.
http:dialogenew.narod.ru/education.htm
Статистика Российского Образования.
http:stat.edu.ru
Национальный доклад 2005 "Состояние и развитие системы общего среднего образования в Российской Федерации" (1.53 МБ).
http:stat.edu.ru/doc/Doklad_tabl_obl.pdf
INVAK.INFO: Информационное агентство - портал инвалидов.
http:invak.info
Инициатива "Право общественных интересов" (на русском и английском языках).
ЮНИСЕФ: дети с инвалидностью (на русском и английском языках).
http:www.unicef.org/ceecis/media_3021.html
Институт коррекционной педагогики РАО, ресурсный центр страны.
http:ise.edu.mhost.ru
Справочная информация о образовательных учреждениях для глухих и слабослышащих по всей России.
http:www.deafnet.ru/dn/index.phtml?c=46
Татьяна Гогуадзе: диагностика и коррекция нарушения письма.
http:www.dyslexia.ru
Компьютерные технологии для незрячих и слабовидящих.
http:www.tiflocomp.ru
"Интеграция" (сайт клуба незрячих пользователей компьютерной техники).
http:integr.org
i-Школа: школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов и детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья.
http:home-edu.ru "
Большая перемена" – проект, нацеленный на общественное продвижение Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010.
http:www.newseducation.ru
"Московское образование": информационный портал Департамента Образования г. Москвы.
http:www.mosedu.ru
Официальный сервер Департамента Образования г. Москвы.
http:www.educom.ru
Министерство образования и науки РФ: Федеральное агентство по образованию.
http:www.ed.gov.ru
Приоритетный национальный проект "Образование".
http:www.rost.ru/projects/education/education_main.shtml
Федерация Интернет Образования.
http:fio.ru
Электронный научно-практический журнал «Вопросы Интернет-образования».
http:vio.fio.ru
Баннерообменная сеть «ДетскиеДомики» (Задача сети – продвижение сайтов помощи детям. К обмену приглашаются сайты организаций, проектов, частных лиц, которые в своей деятельности, так или иначе, оказывают помощь детям с особыми нуждами.)
http:bn.detskiedomiki.ru
Благотворительный фонд ОИП "Праздник жизни". (Объединение усилий семей с больными детьми, представителей власти, медицинских работников и сочувствующих людей в решении вопросов по организации лечения, реабилитации и социальной адаптации семей с больными детьми.)
http:www.holilife.ru/blago/
АЙРЕКС: Американский совет по международным исследованиям и обменам (IREX / Russia).
http:www.irex.ru
Инновационная образовательная сеть "Эврика".
http:www.eurekanet.ru
Департамент здравоохранения г. Москвы.
http:www.mosgorzdrav.ru
Департамент социальной защиты населения г. Москвы.
http:www.kszn.ru/kszn
Министерство образования Московской области. Списки коррекционных образовательных учреждений.
http:mo.mosreg.ru/contacts
Министерство социальной защиты населения Московской области. Список социально-реабилитационных центров.
http:mszn.mosreg.ru/ministry_dependents_family
Российский общеобразовательный портал.
http:school.edu.ru
Сайт "Образование для детей". Списки всех детских садов, школ, учреждений дополнительного образования и социально-психолошической помощи по округам.
http:www.edukids.ru
Информационная медицинская сеть.
http:www.neuro.net.ru
Столичные негосударственные школы.
http:www.moschools.ru
Электронная библиотека "Особый ребёнок".
http:www.webcenter.ru/~scdl
Сайт "Особое детство" (Центр лечебной педагогики, г. Москва).
http:www.osoboedetstvo.ru
Нарастание дискриминации детей-инвалидов в сфере образования. Пути изменения ситуации.
http:www.osoboedetstvo.ru/fs/archives/38-..html
Полезные книги (книжный раздел сайта "Особое детство").
http:www.osoboedetstvo.ru/books.htm
Сайт Санкт-Петербургского фонда "Отцы и дети".
http:www.autism.ru
Сайт "Детская психология для родителей".
http:www.psyparents.ru
Информационная сеть российской психологии.
http:www.psi-net.ru
Каталог некоммерческих организаций России.
http:www.nco.yandex.ru
Конференция "Другие дети" на сайте "Семья.ру".
http:www.7ya.ru/conf/conf-Others.aspx
Конференция "Особые дети" клуба "Родим и вырастим".
http:www.rodim.ru/conference/index.php?showforum=124
Форум на русскоязычном сайте мамы аутичного ребёнка из Канады.
http:www.elinahealthandbeauty.com/forum
Каталог издательства "Теревинф" (Литература по лечебной педагогике – книги для родителей и специалистов).
http:www.terevinf.ru
Портал по инклюзивному и специальному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве. Портал позволяет специалистам в области инклюзивного и специального образования и родителям детей с ограниченными возможностями здоровья иметь быстрый доступ к масштабному информационному ресурсу знаний для оперативного разрешения конкретных профессиональных и жизненных ситуаций, получения необходимых информационных материалов и рекомендаций по вопросам организации обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения.
http:www.edu-open.ru
Деятельность Центра лечебной педагогики (создан в 1989 году) направлена на то, чтобы помочь каждому особому ребенку найти свою дорогу в жизни: от диагностики и ранней помощи до получения профессии и интеграции в жизнь общества.
http:www.ccp.org.ru
Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования создан решением Учёного совета Московского городского психолого-педагогического университета в июле 2009 года. Цель деятельности института - научно-методическое обеспечение инклюзивного образования, поддержка образовательных учреждений, реализующих инклюзивный подход, подготовка и переподготовка специалистов в области инклюзивного образования. Институт ведёт прикладные научные исследования по основным проблемам инклюзивной образовательной практики, разрабатывает программы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе интегративного и инклюзивного образования, создаёт технологии психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в дошкольном, школьном, дополнительном и высшем профессиональном образовании.
Институт проблем инклюзивного образования создан в Московском городском психолого-педагогическом университете в июле 2009 года.
Цель деятельности института – продвижение и реализация инклюзивного подхода в российском образовании, научно-методическое обеспечение процесса становления и развития инклюзивного образования на всех ступенях системы общего образования в России.
Основное содержание работы института – изучение опыта работы инклюзивных образовательных учреждений, методическая поддержка и сопровождение образовательных учреждений, реализующих инклюзивный подход, технологическое и инструментальное оснащение педагогической работы, проектирование инклюзивных образовательных систем регионов, разработка эффективных организационно-административных моделей инклюзивных школ и детских садов, распространение передового педагогического опыта, популяризация идеи инклюзивного образования в российском обществе .
Институт имеет широкие связи и партнерские научно-исследовательские проекты с научными коллективами из стран Европы и Америки.
С 2011 года институт раз в два года проводит в России важнейшее научное мероприятие по инклюзивному образованию – Международную научно-практическую конференцию, собирающую более пятисот участников. Тематика конференции отражает актуальные проблемы определенного этапа развития инклюзивного образования в стране:
2011 год – I Международная конференция «Инклюзивное образование: методология, практика, технологии» (Москва, 20–22 июня 2010 г.)
2013 год – .
Инклюзивное образование в РГГУ направлено на обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другим нормативно-правовым актам и локальным нормативным актам в РГГУ ведется активная работа, обеспечивающая условия для обучения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Модель общения, основанная на гуманизме и взаимоуважении между студентами разных физических возможностей, является нормой университетской жизни. Университет предоставляет возможность гражданам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам получить высшее образование в зависимости от уровня подготовки и индивидуальных способностей каждого. Лучшие выпускники имеют возможность поступить в аспирантуру и заниматься научной работой. Вся работа структур университета строится на строго индивидуальном подходе к каждому студенту и слушателю, на методических материалах, разработанных специалистами институтов, центров и общеуниверситетских кафедр с применением современных компьютерных и информационных технологий.
Стратегия университета в отношении студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья включает:
- доступность всех уровней высшего образования: бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура;
- интеграцию в среду университета через совместные лекционные занятия в общих группах на этапах обучения;
- подготовку экономически независимых профессионалов интеллектуального труда, способных внести вклад в развитие своей страны.
В РГГУ реализуется совокупность постоянно развивающихся элементов современной социальной реабилитации:
- профессиональное образование и профессиональная реабилитация;
- инклюзивная система обучения в общих группах по индивидуальному учебному плану с применением дистанционных образовательных технологий;
- довузовская подготовка в составе общей системы довузовской подготовки абитуриентов;
- профессиональная ориентация в форме консультаций по вопросам приема и обучения;
- вступительные испытания сопровождаются предоставлением отдельных аудиторий для абитуриентов-инвалидов, увеличением продолжительности вступительных испытаний, предоставлением возможности выбора формы вступительных испытаний (письменно, устно);
- социально-психологический инжиниринг (социальная и психологическая коррекция);
- медицинская реабилитация и профилактика;
- реабилитационный спорт и физкультура;
- социально-средовая адаптация и социально-бытовая ориентация и интеграция;
- безбарьерная архитектурная среда в вузе для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения – доступность прилегающей территории, наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений. Имеются лестничные подъемники «Супер-Трак» (Public) для перемещения людей с ограниченными способностями по территории университета, в учебных корпусах университета.
В университете созданы условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая возможность адаптировать при необходимости любую образовательную программу (п.4. Положения об образовательной программе высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура)). Также предусмотрены организация промежуточной и итоговой государственной аттестации студентов-инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (п. 5. Положения о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры), установлен особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту на основании соблюдения принципов здоровья, сбережения и адаптивной физической культуры (), разработаны особые требования по написанию курсовых работ (п. 5 Положения о курсовой работе) и другие положения по инклюзивному образованию.
Если студенту-инвалиду требуются помощь и/или особые условия для обучения, при проведении зачетов, экзаменов и др., то необходимо обратиться с письменным заявлением (в свободной форме) в деканат своего факультета, а также уведомить об этом преподавателя, тьютора, помощника ректора по инклюзивному образованию.
Для обеспечения учебных занятий по физической культуре и спорту в университете находятся несколько спортивных залов и бассейн, тренажерный зал, открытая спортивная площадка. Описание спортивных объектов РГГУ см. по
Службой содействия занятости РГГУ создана страница по трудоустройству студентов с инвалидностью и студентов с ограниченными возможностями здоровья (ссылка).
При поддержке Управления по работе со студентами РГГУ в университете организован студенческий клуб «Лучших друзей в РГГУ», в рамках которого на постоянной основе поводятся различные мероприятия.