Самостоятельная работа студента системе высшего образования. Следуя за результатами: формы и виды самостоятельной работы студентов спо по фгос

3.3.1. самостоятельная работа студентов как форма обучения в вузе

Самостоятельная работа студентов представляет собой одну из
важнейших форм учебно-воспитательного процесса в высшей шко-
ле, при этом ее значение имеет неуклонную тенденцию к возраста-
нию. Объясняется это тем, что в комплексе требований, предъявляе-
мых к специалисту с высшим образованием, все больший удельный
вес занимает умение самостоятельно ориентироваться в потоке ин-
формации, способность к самообразованию и накоплению знаний. В
процессе самостоятельной работы раскрываются способности чело-
века, формируются его качества как творческой личности, поэтому
умение самостоятельно добывать и пользоваться информацией -
одно из наиболее ценных качеств современного специалиста.

Формирование навыков самостоятельности и других качеств бу-
дущего специалиста определяется не только целями и задачами
высшей школы. Во многом оно обусловливается самой социально-
психологической природой человека, его активностью, стремлением
к деятельности, к самореализации через творческий труд. Данная
посылка основывается на идее деятельной природы человека.^

Особенность вузовского обучения и состоит в том, чтобы развить
творческий потенциал студента. Вся методика обучения в вузе наце-
лена на активизацию этой потенции, раскрытие творческих возмож-
ностей каждого обучающегося. Именно поэтому самостоятельная


работа студентов в вузе становится важной составной частью про-
цесса обучения, вузовской дидактики.

Очень часто этот вид обучения осуществляется стихийно, однако
он имеет свою структуру и свои методические приемы организации
и совершенствования.

Теория самостоятельной работы студента предполагает опреде-
ление сущности этого вида работы, анализ ее структуры и видовых
отличий.

Следует отметить, что разные авторы рассматривают сущность
самостоятельной работы по-разному. Одни из них понимают само-
стоятельную работу как форму организации процесса обучения, дру-
гие считают, что самостоятельная работа является средством обуче-
ния, третьи считают, что это особый фон вузовского обучения, до-
полняющий аудиторные занятия и т.д. Например, Р. Микельсон под
самостоятельной работой понимает выполнение учащимися заданий
под наблюдением преподавателя, но без его помощи; Б. Есипов - как
работу без непосредственного участия педагога, но по его заданию в
специально предоставленное для этого время. Есть работы, в кото-
рых при определении сущности самостоятельной работы обучаю-
щихся подчеркивается, как важный ее признак, отсутствие инструк-
тажа преподавателя. П. Пидкасистый рассматривает эту работу как
средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познаватель-
ную деятельность. А. Лындина - как наличие такой ситуации, при
которой обучающийся способен проявить собственные творческие
способности и т.д.

Все эти определения частично верны и их объединение позволяет
сформулировать общее представление о самостоятельной работе
студентов. При этом можно выделить две ситуации. Первая состоит
в том, что студент стремится самостоятельно найти ответы (или ре-
шения) на вопросы (задачи), которые перед ним поставил препода-
ватель. Вторая ситуация предполагает более широкое проявление
творческих способностей студента, когда он сам формирует задачи и
проблемы с дальнейшим поиском их решения. Первая ситуация ча-
ще всего проявляется в ходе лекционных и семинарских занятий,
вторая - в процессе подготовки научных работ, подготовки курсо-
вых и дипломных проектов. Ясно, что и участие преподавателя здесь
будет проявляться по-разному.

Итак, самостоятельная работа студента - это проявление его
творческих способностей при усвоении материала, его наполнении и
использовании в практических ситуациях.

Этот процесс имеет как объективные методические основы своей
организации, так и субъективные формы проявления. Именно по-
этому он имеет, с одной стороны, свои приемы и формы организа-


ции, а с другой стороны, носит стихийный индивидуальный харак-
тер. Наличие этой стороны самостоятельной работы и сбивает неко-
торых теоретиков на утверждение, что присутствие преподавателя в
ней должно быть сведено к минимальному. Однако эта минимизация
не избавляет преподавателя от необходимости организовывать и
контролировать ход осуществления самостоятельных занятий сту-
дентов, что особенно зримо проявляется в тех случаях, когда прихо-
дится рассматривать конкретные виды проявления самостоятельной
работы.

Анализируя и обобщая имеющиеся в педагогической литературе
подходы к рассмотрению сущности самостоятельной работы студен-
тов, можно выделить такие признаки, которые позволяют классифи-
цировать виды этой работы. Эти виды выделяются: по характеру
решаемых задач, по источникам информации, по роли преподавате-
ля, по виду учебно-познавательной деятельности студентов, по мес-
ту выполнения, по содержанию заданий. Рассмотрим эти признаки
более подробно.

1. Основными целями самостоятельной работы студентов явля-
ются:

Приобретение новых знаний;



Углубление ранее приобретенных знаний;

Обобщение, систематизация и практическое применение знаний;

Формирование практических умений и навыков;

Самоконтроль в процессе усвоения знаний и выработка навыков
их использования при решении практических проблем;

Развитие у студентов внимания, памяти, методов логического
мышления, гражданских качеств и т.д.

2. По характеру учебно-познавательной деятельности самостоя-
тельную работу можно подразделить на:

Репродуктивную (усвоение учебного материала);

Продуктивную (самостоятельное приобретение нового знания и
его использование при решении конкретных задач и ситуаций).

3. По методу выполнения самостоятельная работа подразделяется
на аудиторную и внеаудиторную.

Аудиторная самостоятельная работа студентов определяется
учебным планом и программой учебной дисциплины, регламентиру-
ется учебным расписанием, проводится под непосредственным ру-
ководством преподавателя и включается в лекционные, семинар-
ские, лабораторные занятия, коллоквиумы, проведение различных
рода практик и т.д.

Внеаудиторная самостоятельная работа - это различные виды
учебной, производственной, научно-исследовательской и самообра-
198


зевательной деятельности. Она подразделяется на обязательную и
дополнительную.

Обязательная внеаудиторная работа осуществляется в виде:

Выполнения заданий и упражнений при подготовке к семинар-
ским занятиям и контрольным работам;

Прослушивания аудиоматериалов;

Просмотра видеоматериалов;

Работы со справочными изданиями (словарями, справочниками,
энциклопедиями);

Чтения и конспектирования основной литературы;

Выполнения индивидуальных домашних заданий;

Выполнения курсовых и дипломных работ;

Подготовки к практике.

Дополнительная внеаудиторная работа связана с глубоким и все-
сторонним изучением предмета, совершенствованием интеллекта
обучающегося и включает в себя:

Решение домашних заданий творческого характера;

Выполнение научно-исследовательской работы;

Изучение дополнительной научной, научно-популярной и учеб-
ной литературы;

Подготовку к олимпиадам, конференциям и т.п.

4. По участию преподавателя в осуществлении самостоятельной
работы студентов она подразделяется на:

Работу под руководством преподавателя, но без его непосредст-
венного вмешательства (например, при проведении контрольных
работ);

Работу под опосредованным руководством преподавателя (через
выполнение его заданий);

Полностью самостоятельную работу (удовлетворение своих лич-
ных познавательных интересов без какого-либо участия препода-
вателя).

Преподавателю принадлежит центральное место в системе вузов-
ского образования, поскольку он выполняет государственные цели
обучения, от его деятельности зависит совершенствование научной
организации учебного процесса и учебно-воспитательной работы.

Задача преподавателя - обеспечить условия для самостоятельно-
го получения знаний из различных источников (печатное слово, уст-
ное слово, в процессе эксперимента и т.д.). Для этого необходима
определенная материальная база и соответствующее методическое
обеспечение.


Основными формами самостоятельной работы при изучении со-
циологии являются: активность на лекциях и семинарах, подготовка
рефератов, научных работ.

Лекция - одна из возможностей активизации самостоятельной
работы студента. Это проявляется в том, что, следуя логике изложе-
ния материала на лекции, студент учится осмысливать основные по-
ложения социологии, самостоятельно выделяет главные идеи, кон-
спектирует излагаемый материал, часто переводя его в систему по-
нятных ему знаков, параллельно осмысливая и запоминая получен-
ные сведения.

Восприятие лекции и ее запись - сложный процесс, который тре-
бует от студента постоянного внимания и напряжения воли на ус-
воение рассуждений лектора, обдумывание сказанного, сжатое из-
ложение материала на бумаге в удобной для восприятия форме. То
есть самостоятельная работа студента на лекции проявляется в ос-
мыслении новой информации и ее краткой рациональной записи.
Недостаточно понятые места лекции отмечаются студентом на полях
конспекта. В конце лекции он может задать вопрос и внести уточне-
ния в свой конспект.

Конспектирование лекций - сложный труд, требующий от сту-
дента определенных навыков, а от преподавателя - помощи в их
формировании. Записанная лекция позволяет глубже освоить мате-
риал, помогает студенту в подготовке к семинарским занятиям, заче-
там и экзаменам. Преподаватель должен на основе своего опыта
убедить студентов, что тот, кто не конспектирует лекцию, чаще от-
влекается, перестает слушать, теряет нить логики излагаемого мате-
риала, в результате приобретает менее прочные и полные знания.
При конспектировании сочетание прослушивания и записи обеспе-
чивает большую сосредоточенность внимания, дисциплинирует
мысль, повышает усвояемость услышанного. Навыки эффективного
ведения конспекта лекции вырабатываются постепенно, по мере на-
копления опыта самостоятельной работы.

Необходимо отметить тот факт, что многие студенты пытаются
записать лекцию слово в слово за преподавателем, а это, в свою оче-
редь, ведет лишь к механическому фиксированию услышанного и не
предполагает анализ и интерпретацию материала. В таком виде кон-
спект лекции не несет в себе ничего, кроме содержательной инфор-
мации по изучаемому предмету. Конспект лекции должен быть
кратким, понятным и содержать основные тезисы излагаемого мате-
риала, чтобы записями лекций можно было легко пользоваться в
последующем.

Таким образом, в процессе прослушивания лекции студент может
проявлять следующие виды своей самостоятельности:
200


относительно полное конспектирование лекции;

выборочное конспектирование;

прослушивание и обдумывание излагаемых вопросов;

составление опорной схемы лекции;

участие в дискуссии (если лекция носит диалоговый характер);

мысленное решение выдвигаемых преподавателем проблем.

Основной целью семинара является развитие творческого мыш-
ления, формирование научного мировоззрения, умение превращать
знания в личные убеждения. Семинарские занятия позволяют сту-
денту самостоятельно и логически мыслить, повышать культуру ре-
чи, дают навыки публичного выступления, отстаивания своей точки
зрения на поставленный и обсуждаемый вопрос. Семинар также яв-
ляется одной из форм контроля за качеством усвоенного материала,
изложенного на лекции, в учебных пособиях, рекомендованной ли-
тературе. Такой контроль позволяет обнаружить в ходе семинара
пробелы в знаниях студента и своевременно их устранить.

Активное участие студентов в обсуждении рассматриваемых на
семинаре проблем предполагает умение внимательно слушать вы-
ступления своих товарищей, анализировать содержательную и фор-
мальную стороны этих выступлений, оценивать знания выступаю-
щего, дополнять или полемизировать с ним.

В процессе подготовки и проведения семинарских занятий могут
быть реализованы следующие виды самостоятельной работы:

Подготовка по всем вопросам семинарского занятия;

Подготовка реферата;

Подготовка доклада;

Подготовка к диспуту.

Студенческий реферат - это письменная работа на определенную
тему, подготовленная в соответствии с требованиями, предъявляе-
мыми к написанию научного труда, на основании изучения произве-
дения классиков науки, документов, специальных исследований,
статистических данных, статей и других современных публикаций.
Сбор материала, его написание и устное изложение способствуют
выработке навыков научно-исследовательской работы, предполага-
ют самостоятельный анализ, обработку и систематизацию материа-
ла, появляется возможность сопоставлять различные точки зрения
по выбранному вопросу и формировать свою собственную точку
зрения, аргументировать ее.

Подготовка реферата занимает важное место в системе образова-
ния и является первым шагом к самостоятельному осмыслению и
изложению материала, требует от студента выдвижения своих не-


стандартных идей и их аргументированного обоснования, подвигает
студента на путь самосовершенствования и накопления профессио-
нальных знаний, умений и навыков. То же самое можно сказать и о
подготовке докладов и научно-исследовательских работ по социоло-
гии, которые готовят студенты различных специальностей в рамках
своих студенческих конференций и конкурсов.

Научная работа требует от студента не только поисковой работы
и обобщения ее результатов, она формирует умение самостоятельно
излагать свои мысли, аргументы и выводы. Научная работа предпо-
лагает индивидуальный подход к исследуемому вопросу, наличие
широкого кругозора у студента, его стремление пойти дальше того,
что уже хорошо известно в ходе изучения учебного материала. По-
жалуй, именно в научной работе в наибольшей форме проявляется
сущность самостоятельной работы студента. Ведь здесь приходится
не только говорить текст, но и переводить его в тезисную форму,
готовиться к устному выступлению на студенческой научной конфе-
ренции, а при определенных условиях и готовить материал к публи-
кации. Так что подготовка научной работы и участие в научной
конференции являются как бы кульминацией осуществления само-
стоятельной работы.

Нетрудно заметить, что при всех видах самостоятельной работы
студентов то или иное участие в ней принимает преподаватель, ко-
торый организует, направляет и контролирует весь ее ход, за исклю-
чением лишь тех ее видов, которые представляют сугубо индивиду-
альный интерес студентов. Поэтому от методической грамотности
вузовского педагога во многом зависит и эффективность самостоя-
тельной работы студентов, ее организация и контроль.

Весь смысл самостоятельной работы заключается в том, чтобы
научить студента самостоятельно мыслить, творчески усваивать
изучаемый материал, анализировать и интерпретировать основные
положения, понятия, выдвигать свои гипотезы, идеи и решения, ра-
ботать с литературой, периодическими изданиями, искать и нахо-
дить новое знание, использовать его в практических ситуациях. При
этом, чем шире индивидуальные интересы студента, тем шире и
диапазон его самостоятельной работы. Так, естественники или гума-
нитарии могут увлекаться не только проблемами своей науки, но
проявлять интерес и к общественной проблематике. Чему и может
способствовать расширение возможностей самостоятельной работы
при изучении общего курса социологии. Здесь даже можно сказать,
что особый смысл самостоятельная работа студентов приобретает
именно при изучении социологии. В ходе ее изучения студент не
только усваивает определенную сумму знаний относительно устрой-
ства общества, законов его функционирования и развития, но и по-
202


лучает элементарные навыки изучения общественного мнения, на-
чиная от собственного социального окружения (семья, группа, кол-
лектив) до общества, в котором он живет и частью которого сам яв-
ляется. Читая художественную литературу, периодическую печать,
знакомясь с аудио- и телеинформацией, студент учится самостоя-
тельно выявлять, осмысливать и оценивать те или иные социальные
явления и тенденции, вырабатывает собственную культуру социоло-
гического мышления, без которой невозможно стать полноценным
членом современного общества, а тем более выполнять руководящие
функции.

3.3.2. индивидуальные задания по социологии

В процессе изучения социологии помимо традиционных форм
самостоятельной работы студентов, о которых речь шла выше, пред-
полагается выполнение каждым студентом индивидуального творче-
ского задания, результаты которого оформляются письменно, прове-
ряются преподавателем и докладываются на «групповой конферен-
ции», напоминающей отчеты студентов об исследовательской и
производственной практике.

Вариантами индивидуальных занятий могут быть:

Подготовка большого реферата по первоисточнику; такой рефе-
рат готовится в течение семестра и защищается на одном из по-
следних семинаров, который может быть превращен в итоговую
конференцию;

Составление научных социологических кроссвордов;

Составление тестовых заданий самими студентами по темам, изу-
чаемым в общем курсе социологии;

Составление зачетно-экзаменационных вопросов;

Создание собственных «теорий» общественного развития;

Номинация социальных проблем современного общества;

Моделирование кризисных ситуаций и путей их разрешения;

Определение имиджа руководителя;

Пробное социологическое исследование ряда социальных про-
блем;

Выявление и оценка социальных конфликтов;

Практикум по подготовке социологического инструментария;

Разработка методов социально-политической рекламы;

Составление программ исследования;

Интервью на политические темы с простыми людьми и членами
общественных организаций;

Конструирование уставов организаций;


6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17.
19.

Составление текстов договоров;

Изучение политических идеалов молодежи и т.д.

Такие направления индивидуальной самостоятельной работы по-
зволяют учесть интересы каждого студента, раскрыть его способно-
сти и творческие потенции.

3.3.3. научно-исследовательская работа студентов при изучении
общего курса социологии

Хорошо известно, что студенты в рамках своих вузовских и меж-
вузовских конференций охотно участвуют в подготовке научно-
исследовательских работ, причем не только по своим специально-
стям, но и по общественным наукам, в том числе и по социологии,
подготавливая иногда весьма глубокие по содержанию работы, ко-
торые завоевывают даже призовые места на конкурсе студенческих
научно-исследовательских работ. Преподаватели должны всячески
стремиться, чтобы вовлечь студентов в этот вид научно-творческой
деятельности. Разумеется, эта работа не может носить массовый ха-
рактер, ибо не всякий студент может одновременно готовить докла-
ды по своей специальности и по общественной науке. Однако такая
возможность для него должна существовать. Наиболее эффективной
формой здесь может быть кружковая работа. Научный кружок по
интересующим студентов проблемам формируется, как правило, во-
круг преподавателя, читающего курс социологии. И хотя эта работа
носит сугубо общественный характер, тем не менее она позволяет
значительно расширить возможности подготовки специалистов с
учетом современных требований гуманитаризации системы высшего
образования.

Большие возможности для этого имеются при изучении курса со-
циологии. Студенты с большим удовольствием включаются в иссле-
довательскую деятельность по социологической проблематике, ибо
их, кем бы они не собирались стать по своей основной профессии,
живо интересуют вопросы политики и управления, маркетинга и
рекламы, семьи и брака, социальных противоречий и конфликтов,
социальной борьбы и примирения. И во многом от преподавателя
зависит процесс реализации этого интереса, объединение студентов
разных специальностей на почве их интереса к социальной пробле-
матике. Конечно, для преподавателя, да и для студента, это допол-
нительная нагрузка, но она окупается сторицей, когда на выходе
действительно формируется специалист с широким социальным
кругозором. Да иначе и невозможно компенсировать тот дефицит
учебного времени, который имеет место при изучении общего курса
социологии.


Программа работы научного студенческого кружка определяется
самим преподавателем совместно со студентами, пожелавшисми
стать его участниками. Однако можно порекомендовать некоторые
стандартные темы, которые в той или иной степени привлекают к
себе внимание современных студентов самых различных специаль-
ностей. Перечень таких тем и предлагается ниже.


Сущность и содержание самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов – это деятельность их в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия.


Основные признаки самостоятельной работы наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение, решение; проявление умственного напряжения мысли обучающихся для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия; проявление сознательности, самостоятельности и активности обучающихся в процессе решения поставленных задач; владение навыками самостоятельной работы; осуществление управления и самоуправления самостоятельной познавательной и практической деятельностью обучающегося.


Содержание самостоятельной работы обучающихся С одной стороны, это совокупность учебных и практических заданий, которые должен выполнить обучающийся в процессе обучения, объект его деятельности. С другой стороны, это способ деятельности обучающегося по выполнению соответствующего учебного теоретического или практического задания. Это организационная форма учебной и внеаудиторной деятельности, в ходе самостоятельного выполнения различных заданий.




При выполнении любого вида самостоятельной работы обучающийся должен пройти следующие этапы: определение цели самостоятельной работы; конкретизация познавательной задачи; самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи; выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи; планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи; реализация программы выполнения самостоятельной работы; осуществление в процессе выполнения самостоятельной работы управленческих актов: слежение за ходом самостоятельной работы, самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, корректировка на основе результатов самоконтроля программы выполнения работы, устранение ошибок и их причины


Аудиторная самостоятельная работа Одним из важных условий развивающего обучения, обучения, направленного на привитие обучающимся навыков самообразования, является правильно организованная самостоятельная работа с книгой. Составление плана. Составление тезисов. Составление конспекта. Реферат. Аннотация. Рецензия. Справка по прочитанному. Тематический тезаурус. Сорбоннки. Структурно-логические схемы.


Самостоятельные внеаудиторные занятия Своеобразной формой организации обучения являются внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся. Они представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию педагога, который инструктирует обучающихся и устанавливает срок выполнения задания


Дидактические цели самостоятельных внеаудиторных занятий: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий, самостоятельное овладение новым материалом; формирование общетрудовых и профессиональных умений; формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда; развитие самостоятельности мышления; формирование волевых черт характера, способности к самоорганизации.


Одним из видов самостоятельной внеаудиторной работы является выполнение обучающимися домашнего задания. Домашняя работа может быть рассчитана на воспроизведение знаний, их закрепление, углубление, на формирование умений. Наряду с домашними заданиями, общими для всех, могут применяться индивидуальные задания. Такие задания даются с целью пробелов в знаниях или тем обучающимся, которые проявляют особый интерес к предмету. Это способствует развитию творческих способностей, содействует обмену знаниями, создает творческую атмосферу.


Принимая за основу перечень отчетных работ(разработанных преподавателем или приведенный в примерной программе) и их содержание, составляются задания на аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу, уточняется вид отчетной работы студента, подтверждающий ее выполнение, определяется количество часов, планируемое на выполнение данной работы


Перечень отчетных работ темы раздела Вид, название и краткое содержание работы Кол-во часов на выполнен ие работы Форма отчетности и контроля 1.1Расчетная работа. Наименование. Краткое содержание задания… X часовЗащита работы, просмотр работы, оценка 1.2Графическая работа. Наименование. Краткое содержание… X часовПросмотр работы, оценка 1.3Курсовая работа. Наименование. Краткое содержание… X часовЗащита курсовой работы, оценка

Самостоятельную работу студентов СПО можно расценивать как базу для образования во всех формах обучения. Этот вид деятельности подразумевает минимизацию контакта с преподавателем на этапах выполнения.

Цель для студентов при этом — научиться приобретать и использовать знания на практике самостоятельно, проявлять инициативу в ходе выполнения заданий, использовать творческий подход к работе. На самостоятельную работу приходится значимая доля времени изучения курса и от того, насколько ответственно студент к ней отнесётся, зачастую зависит и результат дипломной работы.

Перед преподавателями и мастерами стоит другая цель — обеспечить эту деятельность на всех этапах соответствующей помощью: спланировать, организовать, проконтролировать. Ожидать положительные результаты от данного вида деятельности можно тогда, когда она является систематической, определённой по целям, планомерной.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов СПО

Внеаудиторная работа - совокупность труда преподавателей, библиотекарей, администраторов, методистов, собственно, самих студентов. Она представляет собой систему образовательно-воспитательной деятельности наряду с производственным, теоретическим и практическим обучением.

Процесс обучения в профессиональных образовательных организациях сегодня невозможно организовать без инициативной творческой активности обучающихся. Поэтому самостоятельная работа стала неотъемлемой частью образовательного процесса.

Профессиональные навыки лучше формируются именно с приобретением опыта посредством самостоятельной деятельности. Тем выпускникам, которые за всё время учёбы так и не научатся самостоятельно приобретать знания и применять навык самообразования, — скорее всего, придётся туго в дальнейшей жизни.

Но что же ведёт к проявлению активности студентов? Ответ прост — мотивация. Вот лишь некоторые методы её повышения:

  1. Польза выполняемого труда.
  2. Активное использование результатов самостоятельной работы в образовательной деятельности.

Необходимые условия для организации самостоятельной работы студентов:

  • наличие и доступность справочных, учебно-методических и информационно-коммуникационных материалов;
  • система слежения и оценки;
  • консультационная помощь преподавателя;
  • обеспеченность учебными и методическими пособиями;
  • готовность самих студентов.

Для дальнейшего успеха очень важную роль играет публичная демонстрация лучших работ студентов. Не лишними станут практические конференции на выбранные темы, систематически обновляемые работы на специализированном стенде, а также защита творческих проектов. Публикация работ станет стимулом для развития творческих способностей студентов, поспособствует развитию навыков самообразования, вызовет желание самосовершенствоваться. Это могут быть публикация научных, исследовательских, проектных или методических статей в студенческих журналах, участие в конференциях всероссийского или международного масштаба, либо в предметных олимпиадах.

Положение о самостоятельной работе студентов СПО

Самостоятельная работа осуществляется студентами по заданиям преподавателей и мастеров. При этом сами преподаватели и мастера не вмешиваются в непосредственный процесс.

Задания для самостоятельной образовательной деятельности должны быть направлены на развитие общих и профессиональных компетенций. Положение о планировании самостоятельной деятельности учеников должно разрабатывается профессиональной образовательной организацией. На его основе организуется выполнение студентами подготовленных заданий.

Когда преподаватель работает над созданием учебно-методических рекомендаций, он должен следовать определённому порядку действий:

  1. Для хорошего старта необходимо проанализировать рабочий и календарно-тематический планы, программу по дисциплине (для начала приблизительную). При этом нужно не забывать учитывать требования ФГОС.
  2. Сделать выбор темы в пользу рабочей учебной программы.
  1. Определить тип и структуру работы по заданной теме, назначить цели, задачи, а также определить объём и содержание.
  2. Придумать, как мотивировать студента.
  3. Определиться с видом занятий и временем, которое должен будет потратить обучающийся на их выполнение.
  4. Продумать, как осуществить системный контроль с оценкой планируемых заданий.
  5. Провести подготовительную работу по сбору рекомендаций к работе с учебно-методическим пособием.
  6. Провести подготовительную работу по сбору перечня основной и дополнительной литературы по теме.
  7. Оформить учебно-методические рекомендации, не забывая сверять их с ФГОС.


Цели

Для начала нужно определиться с целями самостоятельной работы студентов, которые будут представлять собой образ положительных последствий выполнения задач.

Основные цели (учитывать ФГОС, реальность выполнения, направленность на развитие, обучение, воспитание):

  • овладение профессиональными навыками деятельности по профилю и усвоение соответствующих знаний;
  • формирование стремления к самообразованию, ответственности, готовности действовать самостоятельно;
  • развитие творческого подхода к решению учебных и профессиональных задач.

Как обращаться к студентам?

Необходимо предусмотреть и этот момент. Внимание следует сосредоточить на том, для чего студенту необходимо выполнить работу. Краткость, привлечение интереса и мотивация к выполнению самостоятельной работы — это основные векторы.

Как определить объём работ?

Важно помнить о сопоставлении намеченых задач с реальностью. По плану на работу отводится не более 30% от объёма времени по дисциплине.

Выбор форм, средств и методов внеаудиторной работы

На следующем этапе преподаватель должен понимать, с помощью чего студент сможет достигнуть целей: методы, средства, формы заданий (подробнее о них в последнем разделе статьи).

Вспомогательный список заданий, которые можно включить в положение о самостоятельной работе студентов СПО:


Критерии оценки выполненной работы

Опросы, контрольные работы, тестовые задания, сочинения, защита творческих проектов, эссе, рефераты и прочее — всё это можно использовать как инструменты проверки знаний и умений студентов при разработке критериев оценки выполненной работы.

К примеру, формой учёта внеаудиторной работы студента может стать отметка с оценкой преподавателя или сумма баллов, которые студент наберёт в процессе выполнения заданий. Следует обязательно уведомить студента о критериях оценки выполняемой работы. Подвести итоги СРС можно в виде отметки в журнале в разделе теоретических или практических занятий. Например, так:


После того, как будут составлены основные разделы учебно-методического плана, нужно подготовить советы для студентов по работе с материалом пособия. Необходимо также позаботиться о списке обязательной и необязательной литературы, веб-сайтах. Цель рекомендации — обеспечить студента полезной и актуальной информацией по теме занятия и поставить реальный срок сдачи работы.

В учебно-методическом пособии разумным решением будет расположить рекомендации для студента сразу после введения. Рекомендации можно подать в виде схемы или инструкции по работе с учебно-методическим пособием.

Организация самостоятельной работы студентов СПО

Обозначим ключевые моменты в организации, контроле и оценке самостоятельной работы:

  1. Для организации самостоятельной работы студентов необходимо обеспечить:
  • надлежащими учебно-методическими материалами;
  • свободным доступом к информации в сети Интернет;
  • контролем (тесты, задания с оценками и др.);
  • перечнем необходимой и дополнительной литературы.
  1. Студенты могут осуществлять СР как индивидуально, так и группами . Тут нужно обратить внимание на поставленные цели, тематику, уровень сложности работы для обучающихся, уровень знаний и умений.
  2. Мастера и преподаватели должны своевременно информировать студентов об основных требованиях к результатам работы, о целях, формах контроля, вспомогательных средствах, трудоёмкости и сроках выполнения работы.
  3. Колледж может планировать преподавательские консультации для студентов в счёт общего бюджета времени, отведённого на консультации (100 часов в год по ФГОС СПО). Преподаватель или мастер производственного обучения должен проводить инструктаж по выполнению задания, отталкиваясь от прописанных в этом задании данных (цели, сроки, требования к результату и прочее).
  4. Контролировать результаты можно в пределах времени, которое отведено на занятия по междисциплинарному курсу, внеаудиторную работу студентов в письменной, устной или смешанной форме и на обязательные занятия по учебной дисциплине. Для удобства можно использовать компьютерную технику и Интернет.
  5. Установление форм контроля должно производиться предметно-цикловой комиссией. При этом формы должны быть указаны в рабочей программе дисциплины основной образовательной программы:
  6. Текущий контроль:
  • устные ответы, творческая работа, доклады на лабораторных, практических, семинарских занятиях, сообщение, собеседование, предъявление таблиц, в которых приведено сопоставление анализа данных, схем процессов, обобщающих моделей и др.;
  • собственноручно составленные тексты;
  • решение ситуационных задач по практико-ориентированным дисциплинам;
  • самоанализы, проекты, рефераты, рецензии, отчёты, справки, эссе, отзывы, заключения, задачи, программы, планы и др.;
  • конспекты по самостоятельно изучаемой теме;
  • контрольные, курсовые работы в текстовом формате и их защита;
  • самостоятельные исследования;
  • отчёты по пройденной практике;
  • статьи и иные публикации в научно-популярном, учебном и научном издании по результатам самостоятельной работы;
  • предоставление и презентация продукта или изделия творческой деятельности студента;
  • тестирование;
  • участие в Интернет-конференциях, защита электронных презентаций, обмен информационными файлами.
  1. Промежуточная аттестация по итогам семестра;
  2. Итоговая аттестация.
  3. Критерии оценки результатов:
  • степень овладения студентом учебного материала;
  • степень развитости навыков обучающегося использовать теоретический запас знаний на практике;
  • степень развитости навыков студента использовать электронные образовательные ресурсы, выискивать нужную информацию, осваивать её и применять на практике;
  • степень развития общих и профессиональных компетенций;
  • навыки формулирования проблемы, выдачи решений по ней, критической оценки собственных решений;
  • обоснованность изложения ответа;
  • навыки анализа и предъявления вариантов действий в ситуационных задачах;
  • навыки оформления материала в соответствии с требованиями;
  • навыки формирования собственной позиции, её оценки и аргументирования.

Виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО

Отметим, что виды самостоятельной работы определяются требованиями ФГОС СПО, степенью подготовленности студентов, содержанием учебной дисциплины, профессионального или междисциплинарного модуля. Они должны быть утверждены на предметно-цикловой комиссии при составлении рабочей программы учебной дисциплины основной образовательной программы.

Виды заданий и их содержание могут иметь вариабельный и разграничивающий характер, учитывающий изучаемую дисциплину/междисциплинарный курс, специфику профессионального уклона и индивидуальных особенностей студента.

Уровни, для которых могут быть подготовлены задания:

  1. Ознакомительный (конспектирование);
  2. Продуктивный. Приобретение ранее не известного опыта и применение его в нестандартной ситуации. Такие задания помогут студентам развивать способность исследовательской и творческой деятельности.
  3. Репродуктивный. Предполагается деятельность в виде алгоритма на основе схожей ситуации с использованием знакомых методов действий и теоретических знаний студентов в совокупности с частично изменёнными ситуациями.

Вот приблизительный список видов самостоятельной работы студентов:

  1. Написание реферата.
  2. Составление тестовых заданий и эталонов ответов к ним.
  3. Составление опорного конспекта.
  4. Составление схем, иллюстраций (рисунков), графиков, диаграмм.
  5. Подготовка информационного сообщения.
  6. Составление графологической структуры.
  7. Формирование информационного блока.
  8. Написание конспекта первоисточника.
  9. Составление и решение ситуационных задач (кейсов).
  10. Создание презентаций.
  11. Составление глоссария.
  12. Составление кроссвордов по теме и ответов к ним.
  13. Научно-исследовательская деятельность студента.
  14. Написание эссе.
  15. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме.

Подготовиться к изменениям в сфере СПО вы сможете на Международном проектно-аналитическом семинаре «Обеспечение качества обучения в системе СПО в соответствии с мировыми стандартами. Конструируем колледж нового образца» . Зарегистрируйтесь прямо сейчас. Будьте на шаг впереди.

Самостоятельная работа студента – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Она способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Самостоятельная работа студентов позволит им закрепить полученные знания и умения, подготовиться к предстоящим занятиям и сдаче экзамена.

Самостоятельная работа предполагает нормирование культуры умственного труда, самостоятельности и инициативы в поиске и приобретении знаний; закрепление знаний и навыков, полученных на всех видах учебных занятий; подготовку к предстоящим занятиям, зачетам, экзаменам; выполнение курсовых работ (задач).

Самостоятельный труд развивает такие качества, как организованность, дисциплинированность, волю, упорство в достижении поставленной цели, вырабатывает умение анализировать факты и явления, учит самостоятельному мышлению, что приводит к развитию и созданию собственногомнения, своих взглядов. Умение работать самостоятельно необходимо не только для успешного усвоения содержания учебной программы, но и для дальнейшей творческой деятельности.

Необходимым условием для успешной самостоятельной работы является четкое планирование своего рабочего времени и отдыха. Приступая к изучению курса, студент, прежде всего, должен ознакомиться с рабочей программой изучаемых в семестре дисциплин, учебным планом, расписанием занятий и методическими указаниями и после этого приступить к чтению рекомендуемой литературы. Рекомендуется не только ознакомиться с этими документами, но и изучить их.

Успех в процессе самостоятельной работы, самостоятельного чтения литературы во многом зависит от умения пра­вильно работать с книгой, работать над текстом.

Опыт показывает, что при работе с текстом целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее предста­вление об изучаемом. Не запоминать, а понять общий смысл прочитанного материала. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом.

Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др.

Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним.

Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.

План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.

Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов.

План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.

Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.

Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.

Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).

В процессе изучения материала источника, составления конспекта нужно обязательно применять различные выделения, подзаголовки, создавая блочную структуру конспекта. Это делает конспект легко воспринимаемым, удобным для работы.

Работа с лекционным материалом . Какими бы замечательными качествами в области методики ни обладал лектор, какое бы большое значение на занятиях ни уделял лекции слушатель, глубокое понимание материала достигается только путем самостоятельной работы над ним.

Самостоятельную работу следует начинать с доработки конспекта, желательно в тот же день, пока время не стерло содержание лекции из памяти (через 10 ч после лекции в памяти остается не более 30% материала).

С целью доработки необходимо в первую очередь прочитать записи, восстановить текст в памяти, а также исправить описки, расшифровать не принятые ранее сокращения, заполнить пропущенные места, понять текст, вникнуть в его смысл. Далее прочитать материал по рекомендуемой литературе, разрешая в ходе чтения, возникшие ранее затруднения, вопросы, а также дополнения и исправляя свои записи. Записи должны быть наглядными, для чего следует применять различные способы выделений. В ходе доработки конспекта углубляются, расширяются и закрепляются знания, а также дополняется, исправляется и совершенствуется конспект.

Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используется при подготовке к практическому занятию. Подготовка сводится к внимательному прочтению учебного материала, к выводу с карандашом в руках всех утверждений и формул, к решению примеров, задач, к ответам на вопросы, предложенные в конце лекции преподавателем или помещенные в рекомендуемой литературе. Примеры, задачи, вопросы по теме являются средством самоконтроля.

Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Эта рекомендация, как и требование систематической и серьезной работы над всем лекционным курсом, подлежит безусловному выполнению. Потери логической связи как внутри темы, так и между ними приводит к негативным последствиям: материал учебной дисциплины перестает основательно восприниматься, а творческий труд подменяется утомленным переписыванием. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний. Очень полезным, но, к сожалению, еще мало используемым в практике самостоятельной работы, является предварительное ознакомление с учебным материалом. Даже краткое, беглое знакомство с материалом очередной лекции дает многое. Студенты получают общее представление о ее содержании и структуре, о главных и второстепенных вопросах, о терминах и определениях. Все это облегчает работу на лекции и делает ее целеустремленной.

После проработки каждой темы студент должен законспектировать основные положения и ответить на вопросы для самоконтроля.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтра. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы в вузе. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. И запомни: если не ты, то кто?

Семинарские и практические занятия по курсу рассматриваются как форма промежуточного контроля знаний студентов, и имеют цель закрепление полученных на лекциях теоретических знаний, а также контроль за выполнением студентами заданий по темам, подлежащим самостоятельному изучению.

Основными формами проведения семинарских и практических занятий являются:

· тестовый контроль по определенным темам курса;

· проведение письменных контрольных работ по изученным темам с целью проверки степени их усвоения студентами;

· обсуждение докладов (рефератов), выполненных студентами в ходе самостоятельного изучения специальной литературы и использование Интернет-ресурсов.

Особое значение имеет самостоятельная работа студентов по приобретению специальных знаний в сфере управления проектами в форме подготовки докладов по наиболее важным темам курса и выступлений в группах, разбора конкретных ситуаций в аудитории и самостоятельного решения задач.

Формой контроля полученных знаний являются письменное тестирование и устные доклады, проводимые на семинарах по завершению изучения материалов программы.

Студент должен четко уяснить, что его подготовка к семинарскому и практическому занятиям начинается с лекции. Вместе с тем, лекция лишь организует мыслительную деятельность, но не обеспечивает глубину усвоения программного материала.

При подготовке к ПЗ выделить 2 этапа:

1-й – организационный,

2-й – закрепление и углубление теоретических знаний.

На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:

Уяснение задания на самостоятельную работу;

Составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.

Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.

Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.

Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.

При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.

В начале ПЗ студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные явления и факты. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для решения практических задач.

Курсовая работа. В процессе изучения курса студент должен выполнить и представить в институт курсовую работу. Она предназначена для проверки хода и качества усвоения учебного материала. Содержание вопросов, выносимых для написания курсовой работы, и порядок ее защиты устанавливается ПМК кафедры.

Выполнение курсовой работы имеет целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных практических задач, привить навыки производства расчетов, проведения научных исследований и обоснования принимаемых решений.

Курсовая работа позволяет углубить знания студентов по учебной дисциплине «Государственное и муниципальное управление». По форме и содержанию она должна составлять небольшой научно-теоретический труд по рассмотрению отдельных положений теории и практики работы при организации и руководству разработки и осуществлении проектов различной направленности и сложности.

При выполнении курсовой работы студент должен дать полный ответ на каждый из поставленных перед ним вопросов. При выполнении задания студент должен: изучить рекомендованную литературу, показать знание темы, проявить умение кратко и четко излагать усвоенный материал. Нельзя включать в работу материалы, не имеющие прямого отношения к теме. Недопустимо также дословное переписывание текста из источников.

Каждый студент выбирает из приведенного перечня контрольных самостоятельных работ свой индивидуальный вариант, исходя из начальной буквы своей фамилии и последней цифры шифра, который закреплен за студентом (прил. 1). Например, фамилия студента – Васин, номер зачетной книжки – 540. В табл. 1 на пересечении строки «В» и столбца «0» находят номер варианта контрольного задания – 8. В случае самостоятельного выбора темы она должна быть согласована с руководителем.

Критерии оценки курсовой работы

Общие критерии :

Ø соответствие работы теме;

Ø глубина и полнота раскрытия темы;

Ø адекватность передачи содержания первоисточника;

Ø логичность, связность;

Ø доказательность;

Ø структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);

Ø оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.);

Ø языковая правильность.

Частные критерии относятся к конкретным структурным частям КСР: введению, основной части, заключению.

1) Критерии оценки введения :

· наличие обоснования выбора темы, ее актуальности;

· наличие сформулированных целей и задач работы;

· наличие краткой характеристики первоисточников.

2) Критерии оценки основной части :

· структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;

· наличие заголовков к частям текста и их соответствие содержанию;

· проблемность и разносторонность в изложении материала;

· выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование;

· наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

3) Критерии оценки заключения :

· наличие выводов по результатам анализа;

· выражение своего мнения по проблеме.

Общая оценка за контрольную самостоятельную работу:

«отлично» , если выполнены все требования к написанию и защите КР: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

«хорошо» , если студент выполнил основные требования к КР и его защите, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

«удовлетворительно» , если имеются существенные отступления от требований к оформлению КР. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании работы или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.

«неудовлетворительно» , тема КР не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

При оформлении работы необходимо соблюдать следующие правила:

использовать листы белой бумаги формата А4 , оставляя поля: слева 3 см , сверху и снизу 2,5 см , справа 1 – 1,5 см ; шрифт – Times New Roman ; размер шрифта – 14 ; интервал текста – полуторный (при печатании текста на пишущей машинке оставлять межстрочный интервал, равный 1,5 строки); выравнивание – по ширине ;

заголовок (введение, название глав, заключение, перечень приложений, список используемой литературы) – печатать заглавными буквами, посередине строки, текст после заголовка – через 2 одинарных интервала;

название параграфов печатать строчными буквами, отступ до названия – 3 одинарных интервала, после названия – 2 одинарных интервала;

после текста привести список использованной литературы с указанием автора книги или статьи, ее название, издательство, год издания и номер(а) страницы;

титульный лист контрольного задания выполнить в соответствии с образцом (прил. 2).

Страницы, рисунки и таблицы в тексте должны быть пронумерованы. Объем работы не должен превышать 15-20 страниц).

При изучении тем дисциплины необходимо пользоваться приведенной выше основной и дополнительной литературой. Основная литература рекомендуется непосредственно для изучения соответствующих тем дисциплины. Дополнительная литература служит для углубленного изучения вопроса и для самостоятельного выполнения индивидуального контрольного задания.

Для работы с литературой студент должен обладать определенными умениями:

· умение поиска источников информации, отбор нужной информации в одном/нескольких источниках, ориентация в отобранных/рекомендуемых публикациях и др.

· умение смысловой переработки информации, содержащейся в интересующих студентов печатных материалах.

· умение письменной фиксации информации для ее последующего использования с помощью различных видов записи (план, реферат, аннотация и др.).

Для успешного функционирования всех перечисленных умений необходимо учитывать лингвистический фактор организации самостоятельной работы, характер литературы, которой пользуются обучаемые. Особенности материалов, служащих предметом самостоятельной деятельности студентов неязыкового вуза, должны учитываться при составлении комплекса упражнений, формирующего умения самостоятельной работы. Следовательно, самостоятельная работа студентов со специальной литературой должна быть организованной, причем успешная организация, в том числе и управление этой работой, будет зависеть в большей степени от учета психолого-педагогического и лингвистического факторов.

  • А теперь о порядке работы и о том, как работать с отдельными листами набора
  • Автором разработан специальный словарь терминов, употребляемых в учебной дисциплине

  • «Организация самостоятельной работы студентов»

    Самостоятельная работа студентов играет важную роль в воспитании сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитии им привычки к направленному интеллектуальному труду. Очень важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания.

    Самостоятельная работа всегда вызывает у студентов, особенно первых-вторых курсов, ряд трудностей. Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации своей работы. Многие студенты испытывают затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умением четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил ее организации.

    Поэтому, одной из основных задач преподавателя является помощь студентам в организации их самостоятельной работы. Это особенно важно в современных условиях развития общества, когда специалисту после окончания учебного заведения приходится заниматься самообразованием - повышать уровень своих знаний путем самостоятельного изучения.

    Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

    Систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

    Углубления и расширения теоретических знаний;

      формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу;

      развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

      формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

      развития исследовательских умений.

    Виды и формы самостоятельной работы

    В учебном процессе организации образования выделяют два вида самостоятельной работы:

    Аудиторная;

    Внеаудиторная.

    Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. В этом случае студенты обеспечиваются преподавателем необходимой учебной литературой, дидактическим материалом, в т. ч. методическими пособиями и методическими разработками.

    Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

    Самостоятельная работа включает в себя:

    Подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, лабораторным, семинарским занятиям) и выполнение соответствующих заданий;

    Самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с перспективно-тематическими планами;

    Подготовку к практикам и выполнение заданий, предусмотренных практиками;

    Выполнение письменных контрольных и курсовых работ, электронных презентаций;

    Подготовку ко всем видам контрольных работ, экзаменам и зачетам;

    Подготовку к итоговой государственной аттестации;

    Работу в предметных кружках;

    Участие в работе факультативов, семинаров и конференций и т.д.

    Методы самостоятельной работы студентов:

    Наблюдение за единичными объектами;

    Сравнительно-аналитические наблюдения;

    Учебное конструирование;

    Решение учебных и профессиональных задач;

    Работа с различными источниками информации;

    Исследовательская деятельность.

    Наблюдение за единичными объектами подразумевает более или менее длительное восприятие с целью выяснить отличительные признаки объектов.

    Сравнительно-аналитические наблюдения стимулируют развитие произвольного внимания у студентов, углубление в учебную деятельность.

    Конструирование заставляет глубже проникнуть в сущность предмета, найти взаимосвязи в учебном материале, выстроить их в нужной логической последовательности, сделать после изучения темы достоверные выводы.

    Решение задач способствует запоминанию, углублению и проверке усвоения знаний студентов, формированию отвлечённого мышления, которое обеспечивает осознанное и прочное усвоение изучаемых основ.

    Работа с источниками информации способствует приобретению важных умений и навыков, а именно: выделять главное, устанавливать логическую связь, создавать алгоритм и работать по нему, самостоятельно добывать знания, систематизировать их и обобщать.

    Исследовательская деятельность – венец самостоятельной работы студента. Такой вид деятельности подразумевает высокий уровень мотивации обучаемого.

    Направления самостоятельной работы студентов

    1. Для овладения и углубления знаний:

    Чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, ресурсов Интернет);

    Составление различных видов планов и тезисов по тексту;

    Конспектирование текста;

    Ознакомление с нормативными документами;

    Работа со словарями и справочниками;

    Учебно-исследовательская работа;

    Использование компьютерной техники, Интернета;

    Создание презентации.

    2. Для закрепления знаний:

    Работа с конспектом лекции;

    Повторная работа с учебным материалом;

    Составление плана ответа;

    Составление различных таблиц.

    3. Для систематизации учебного материала:

    Подготовка ответов на контрольные вопросы;

    Аналитическая обработка текста;

    Подготовка сообщения, доклада, реферата;

    Тестирование;

    Составление кроссворда;

    Формирование плаката;

    Составление памятки.

    4. Для формирования практических и профессиональных умений.

    Решение задач и упражнений по образцу;

    Вычерчивание и описание схем;

    Выполнение расчетно-графических схем;

    Решение ситуационных и профессиональных задач;

    Проведение анкетирования и исследования.

    Типы самостоятельной работы:

    Воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;

    Реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;

    Эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;

    Творческая, направленная на формирование знаний-трансформаций и способов исследовательской деятельности.

    Средства обучения для организации самостоятельной работы

    1. Дидактические средства, которые могут быть источником самостоятельного приобретения знаний (первоисточники, документы, тексты художественных произведений, сборники задач и упражнений, журналы и газеты, учебные фильмы, карты, таблицы);

    2. Технические средства, при помощи которых предъявляется учебная информация (компьютеры, аудиовидеотехника);

    3. Средства, которые используют для руководства самостоятельной деятельностью студентов (инструктивно-методические указания, карточки с дифференцированными заданиями для организации индивидуальной и групповой работы, карточки с алгоритмами выполнения заданий).

    Разработка и применение средств обучения – это та сторона педагогической деятельности, в которой проявляется индивидуальное мастерство, творческий поиск преподавателя, его умение побудить студентов к творчеству.

    Виды практических заданий для самостоятельной работы студентов

    1. Составить опорный конспект по теме…

    2. Сформулировать вопросы…

    3. Сформулировать собственное мнение…

    4. Продолжить фразу…

    5. Дать определения следующим терминам…

    6. Составить опорный конспект своего ответа.

    7. Написать реферат.

    8. Составить отчёт по теме…

    9. Разработать алгоритм последовательности действий…

    10. Составить таблицу с целью систематизации материала…

    11. Заполнить таблицу, используя…

    12. Заполнить блок-схему…

    13. Смоделировать конспект урока по теме…

    14. Смоделировать домашнее задание.

    15. Осуществить аналитический разбор публикации по заранее определённой преподавателем теме.

    16. Составить тематический кроссворд.

    17. Составить план текста, конспект.

    18. Решить ситуационные задачи.

    19. Подготовиться к семинару, деловой игре.

    Приёмы самостоятельной работы студентов

    1. Работа с учебником.

    Для обеспечения максимально возможного усвоения материала и с учётом индивидуальных особенностей студентов, можно предложить им следующие приёмы обработки информации учебника:

    Конспектирование;

    Составление плана учебного текста;

    Аннотирование;

    Выделение проблемы и нахождение путей её решения;

    Самостоятельная постановка проблемы и нахождение в тексте путей её решения;

    Определение алгоритма практических действий (план, схема).

    2. Опорный конспект.

    Зачастую педагог обучает от параграфа к параграфу, от пункта к пункту и лишь в конце темы пытается связать весь материал на обобщающем уроке. Куда целесообразнее, даже с психологической точки зрения, дать студентам представление об изучаемой теме на первом уроке, искусно оформив её содержание как небольшой опорный конспект. Он нужен всем – и сильным, и слабым.

    И тогда студенты не будут учиться сегодня, забыв выученное вчера и не зная того, что будет завтра.

    Опорный конспект необходимо давать на этапе изучения нового материала, а потом использовать его при повторении, при организации самостоятельной работы студентов.

    Опорный конспект позволяет не только обобщать, повторять необходимый теоретический материал, но и даёт педагогу огромный выигрыш во времени при прохождении материала.

    3. Тесты.

    Тесты воспринимаются студентами как своеобразная игра. Тем самым

    снимается целый ряд психологических проблем – страхов, стрессов, которые, к сожалению, характерны для обычных форм контроля знаний студентов.

    Основное достоинство тестовой формы контроля – это простота и скорость, с которой осуществляется первая оценка уровня обученности по конкретной теме, позволяющая, к тому же, реально оценить готовность к итоговому контролю в иных формах и, в случае необходимости, откорректировать те или иные элементы темы.

    Тесты 1 уровня

    Требуют выбора одного или нескольких правильных ответов на вопросы из ниже предложенных.

    На проверку качества усвоения знаний и применения знаний на практике: выбрать один из перечисленных способов …;

    На соотнесение: найдите общее и различия в изучаемых объектах;

    На проверку рефлексии: установите соответствие …;

    Тесты 2 уровня

    Задания на подстановку: эти задания требуют выбора и дополнения фраз, формул, графических изображений, схем и т.д. предложенными недостающими или составляющими.

    Задания на конструирование ответа: заполнение таблицы, изображение схемы, графика, написание формулы и т.д.)

    Задания на решение конкретной ситуации.

    Требования к тестам, предъявляемым студентам:

    1. Задания должны быть типичными для данной дисциплины;

    2. Объём задания должен обеспечивать выполнение теста за ограниченное время (не более часа);

    3. Задание по сложности, структуре, трудности должно быть объективно посильным для выполнения студентами на соответствующем этапе обучения;

    4. Задание по содержанию должно быть таким, чтобы правильное его выполнение имело только один эталон;

    5. Сложность заданий в системе тестов должна повышаться по мере продвижения студентов в овладении профессией;

    6. Формулировка содержания задания должна раскрывать поставленную перед учащимися задачу: что он должен сделать, какие условия выполнить, каких результатов достигнуть.

    4.Семинар.

    Форма проведения семинара очень гибкая.

    На семинарах решаются следующие задачи:

    Углубление, конкретизация и систематизация знаний, полученных студентами на предшествующих этапах учёбы;

    Развитие навыков самостоятельной работы;

    Профессиональное использование знаний в учебных условиях.

    Типы проведения семинарских занятий:

    Вопросно-ответный семинар;

    Развёрнутая беседа на основе заранее данного студентам плана, обсуждение письменных рефератов;

    Заслушивание устных докладов студентов с последующим их обсуждением;

    Семинар – диспут;

    Теоретическая конференция;

    Семинар – имитационная игра;

    Комментированное чтение первоисточников.

    5. Задачное обучение.

    Практико-ориентированные задачи: выступают средством формирования у студентов системы интегрированных умений и навыков, необходимых для освоения профессиональных компетенций. Это могут быть ситуации, требующие применения умений и навыков, специфичных для данной профессии (знания содержания предмета), ситуации, требующие организации деятельности, выбора её оптимальной структуры, личностно-ориентированные ситуации (нахождение нестандартного способа решения);

    Профессиональные задачи: выступают средством формирования у студентов умений определять, разрабатывать и применять оптимальные методы решения профессиональных задач. Они строятся на основе ситуаций, возникающих на различных уровнях осуществления практики и формулируются в виде производственных поручений (заданий).

    Задачное обучение способно обеспечить целенаправленное, поэтапное формирование и контроль сформированности необходимых профессиональных компетенций.

    6. Подготовка доклада.

    Доклад - это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материал, проиллюстрировать примерами, развить навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.

    Тема доклада должна быть согласована с преподавателем и соответствовать теме занятия. Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания. Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными.

    Работа студента над докладом включает отработку навыков ораторства и умения организовать и проводить диспут. Студент в ходе работы по презентации доклада отрабатывает умение ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей, отрабатывает умение самостоятельно обобщить материал и сделать выводы в заключении.

    Студент обязан подготовить и выступить с докладом в строго отведенное время преподавателем, и в срок.

    7. Подготовка мультимедиа-презентации.

    Презентация – это устный доклад студента на определенную тематику, сопровождаемый мультимедийной компьютерной презентацией. Компьютерная презентация - мультимедийный инструмент, используемый в ходе докладов или сообщений для повышения выразительности выступления, более убедительной и наглядной иллюстрации описываемых фактов и явлений. Компьютерная презентация создается в программе Microsoft Power Point. Особое внимание при подготовке презентации необходимо уделить тому, что центром внимания во время презентации должен стать сам докладчик и его речь, а не надписи мелким шрифтом на слайдах. Если весь процесс работы над презентацией выстроить хронологически, то начинается он с четко разработанного плана, далее переходит на стадию отбора содержания и создания презентации, затем наступает заключительный, но самый важный этап – непосредственное публичное выступление.

    Студенту, опираясь на план выступления необходимо определить около 10 главных идей, выводов по выбранной теме, которые следует донести до слушателей, и на их основании составить компьютерную презентацию.

    Дополнительная информация, если таковая имеет место быть, должна быть размещена в раздаточном материале или просто озвучена, но не включена в компьютерную презентацию.

    После подборки информации студенту следует систематизировать материал.

    Элементами, дополняющими содержание презентации, являются:

    1. Иллюстративный ряд. Иллюстрации типа «картинка», фотоиллюстрации, схемы, картины, графики, таблицы, диаграммы, видеоролики.

    2. Звуковой ряд. Музыкальное или речевое сопровождение, звуковые эффекты.

    3. Анимационный ряд.

    4. Цветовая гамма. Общий тон и цветные заставки, иллюстрации, линии должны сочетаться между собой и не противоречить смыслу и настроению презентации.

    5. Шрифтовой ряд. Выбирать шрифты желательно, не увлекаясь их затейливостью и разнообразием. Выбранные шрифты должны легко восприниматься на первый взгляд.

    6. Специальные эффекты. Важно, чтобы в презентации они не отвлекали внимание на себя, а лишь усиливали главное.

    Правила организации материала в презентации:

    1. Главную информацию - в начало.

    2. Тезис слайда - в заголовок.

    3. Анимация - не развлечение, а метод передачи информации, с помощью которого можно привлечь и удержать внимание слушателей.

    Компьютерная презентация должна состоять не более чем из 10-15 слайдов.

    Время на выступление составляет 15 минут.

    8. Подготовка и защита реферата.

    Реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления.

    Его задача – обобщить достигнутое другими, самостоятельно изложить проблему на базе фактов, почерпнутых из литературы.

    Процесс работы над рефератом включает в себя следующие этапы:

    1.Выбор тематики реферата. Тема реферата не должна быть слишком общей, глобальной, так как сравнительно небольшой объем работы не позволит раскрыть ее. При выборе темы необходимо проанализировать, насколько она освещена в имеющейся научной литературе.

    Выбор темы должен быть осознанным и отвечать личным познавательным интересам будущего автора. Очень важны в этом смысле консультации и обсуждение темы с преподавателем, который может и должен оказать помощь в правильном выборе темы и постановке задач работы.

    2.Изучение литературы.

    3.Составление плана работы. Правильно построенный план реферата служит организующим началом в работе студента, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.

    План обучающийся составляет самостоятельно, с учетом замысла работы.

    4.Процесс написания реферата. Выбрав тему, сделав выписки из литературы и составив план, можно приступать непосредственно к написанию реферата.

    Излагать материал в реферате рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания литературных источников. Работа должна быть написана грамотным литературным языком. Сокращение слов в тексте не допускается. Исключения составляют общеизвестные сокращения и аббревиатуры. Реферат должен быть правильно и аккуратно оформлен, текст (рукописный, машинописный или в компьютерном исполнении) – разборчивым, без стилистических и грамматических ошибок.

    5.Оформление и защита реферата. Оформляется реферат в соответствии с принятыми правилами и сдается на проверку преподавателю за 1-2 недели до зачетного занятия.

    Защита тематического реферата может проводиться на выделенном одном занятии в рамках часов учебной дисциплины или по одному реферату при изучении соответствующей темы, либо по договоренности с преподавателем.

    Защита реферата студентом предусматривает

    доклад по реферату не более 5-7 минут

    ответы на вопросы оппонента.

    На защите запрещено чтение текста реферата.

    Организация самостоятельной работой студентов

    При предъявлении видов заданий на самостоятель­ ную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к сту­дентам. Перед выполнением студентами самостоятельной рабо­ ты преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

    Полнота инструктирования зависит от этапа обучения. На начальном этапе оно более подробное. Вводный инструктаж при выполнении лабораторных и практических работ включает объяснение задания (что делать?), порядок его выполнения (как делать?), показ и выполнение приёмов (почему так делать?).

    Письменные инструкции необходимы в тех самостоятельных работах, которые требуют строгой последовательности выполнения. Письменная инструкция представляет собой учебный алгоритм, руководствуясь которым студент решает задачу по строго намеченному пути, не допуская произвольных шагов.

    Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной
    работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за
    счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

    Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или
    группами студентов в зависимости от цели, объема конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

    Материал для самостоятельной работы студентов должен конструироваться преподавателем по следующим принципам:

    1. Необходим предварительный разносторонний анализ изучаемого материала с ответом на вопросы: Что дано? Как дано? Зачем дано? Почему именно так, а не иначе?

    Что и как из материала необходимо использовать непосредственно, а что может быть использовано в преобразованном виде.

    2. Определить способы логической и методической обработки материала.

    3. Уточнить место темы в системе курса и общей системе обучения.

    4. Выявить трудности для обучаемых, сопряжённые с индивидуальными особенностями, уровнем знаний и познавательной деятельности.

    5. Подготовиться для решения следующих задач:

    Формирование умений отделять понятное от непонятного, вычленять непонятное;

    Формирование умений выделять внутренние связи между элементами явления;

    Формирование умений вычленять главное.

    6. При подборе и разработке заданий, упражнений исходить прежде всего из сравнительного анализа, придавая вопросам чёткое целевое направление, определяя предполагаемые ответы обучаемых.

    7. Структура материала в целом должна чётко соблюдать принцип – от простого к сложному, от частного к общему.

    Потребности побуждают личность искать пути их удовлетворения. Формирование у студентов познавательной потребности – одна из важных задач преподавателя техникума.

    Систематическое усложнение заданий для самостоятельной работы стимулирует познавательный интерес, способствует активизации и развитию мыслительных процессов, формированию научного мировоззрения и коммуникативных умений.

    Организация контроля самостоятельной работы обучающихся

    Контроль результатов самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента.

    Контроль самостоятельной работы студентов предусматривает:

    1. Соотнесение содержания контроля с целями обучения;

    2. Объективность контроля;

    3. Дифференциацию контрольно-измерительных материалов.

    Формами контроля самостоятельной работы являются:

    1. Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы студентом.

    2. Организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе.

    3. Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.

    4. Проведение письменного опроса.

    5. Проведение устного опроса.

    6. Организация и проведение индивидуального собеседования.

    7. Организация и проведение собеседования с группой.

    8. Проведение семинаров

    9. Защита отчетов о проделанной работе.

    10. Организация конференций.

    Критериями оценки результатов самостоятельной работы обучающихся являются:

    Уровень освоения учебного материала;

    Уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических и ситуационных задач;

    Уровень сформированности общеучебных умений;

    Уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

    Обоснованность и четкость изложения материала;

    Уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

    Уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

    Уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

    Уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее;

    Оформление материала в соответствии с требованиями.

    Педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов.

    При анализе общей структуры дисциплины преподаватель заранее определяет:

    Фрагменты темы, которые студенты могут усвоить самостоятельно;

    Задания, направленные на формирование общеучебных умений;

    Задания репродуктивного и творческого характера, направленные на развитие специальных умений, индивидуальных способностей студентов;

    Формы организации коллективной самостоятельной деятельности (работа в парах, бригадно-групповая).

    В рабочей программе должны быть обозначены основные виды самостоятельной работы, отражающие логическую последовательность изучения материала.

    Определить место самостоятельной работы на уроке – означает рассчитать время, необходимое для его выполнения. Наиболее эффективно эта проблема может быть решена при использовании дифференцированных заданий, определяющих нагрузку, которая соответствует индивидуальным особенностям студентов.

    Памятка преподавателю по организации самостоятельной работы студентов

    1. Самостоятельную работу необходимо организовывать во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала.

    2. Студентов необходимо ставить в активную позицию, делать их непосредственными участниками процесса познания.

    3. Организация самостоятельной работы должна способствовать развитию мотивации учения студентов.

    4. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер, быть чётко сформулированной.

    5. Содержание самостоятельной работы должно обеспечивать полный и глубокий комплекс заданий студентам.

    6. В ходе самостоятельной работы необходимо обеспечить сочетание репродуктивной и продуктивной учебной деятельности студентов.

    7. При организации самостоятельной работы необходимо предусмотреть адекватную обратную связь, т.е. правильно организовать систему контроля.