Аргументы и факты образование. Аргументы и Факты: Высший класс столичных школ

До 18 года обучение детей было раздельным. 31 мая 1918 года выходит постановление "О введении обязательного совместного обучения", подписанное комиссаром просвещения Луначарским.

В 30-е годы многим, в том числе и новой власти во главе со Сталиным, стали видны негативные последствия "бесполого" обучения. Уже в те годы стал заметен дефицит сильных духом, мужественных и волевых юношей при призыве в армию. И это при том, что тогда на самом высоком уровне было и физическое, и трудовое, и патриотическое воспитание. Молодежь сдавала нормы ГТО, воспитывалась под лозунгом "Быстрее! Выше! Сильнее!" и т. д.

И Сталин попытался вернуть школу к прежней модели... Сегодня многими это рассматривается как ошибка «тирана», чудачество... В раздельных школах дети стали лучше развиваться, особенно мальчики. У них постепенно стали исчезать черты, характерные для противоположного пола. Казалось бы, истина восторжествовала. Однако такой порядок обучения существовал лишь до тех пор, пока был жив Сталин. В 1954 году мальчиков и девочек вновь смешали в общие классы по календарному возрасту.
Для генетически менее зрелых мальчиков представительницы «слабого пола» становятся духовно-эмоциональным примером поведения и образцом ("героем") для подражания.

Качества этого "образца" - прилежность, послушание, усидчивость, стремление услужить, понравиться, отсутствие протестных установок и т. д.

Такая модель поведения стала активно поощряться учителями-женщинами. Постепенно из школьной жизни и чувств мальчиков исчезли ценности мужского характера. Исчезла мужская героика, былинный мужской эпос, мужская символика. Мальчики оказались погруженными в сугубо женскую духовно-сигнальную среду с ее смыслами и ценностями. Более того, духовно более зрелые девочки сами стали прививать менее зрелым мальчикам свои сугубо женские символы, пристрастия, игры, эмоции, мечты, фантазии, привычки, мотивы, смыслы жизни, страхи. В итоге на протяжении нескольких поколений из учебных заведений, где проходит большая часть жизни детей, исчезла поло-личностная самоидентификация молодых людей и особенно мальчиков.

В конечном счете, присущие только мальчикам природные задатки - страсть к риску, испытаниям на волю и силу духа, жажда быть смелым и мужественным - стали заглушаться и нейтрализоваться. Учитывая, что эмоции непременно имеют четкую и определенную гормональную активацию (а гормоны, как известно, вещества прямого генетического действия), речь идет о подавлении и нейтрализации мужских задатков и на генетическом уровне.

Кроме того, природа мужского начала такова, что самое унизительное, позорное, буквально саморазрушительное переживание для мальчиков - быть слабее девочек.

На этот счет имеются многочисленные сообщения в зарубежной, а в последние годы и в отечественной научной литературе: женоподобные мужчины стали все больше и больше заполнять пространство социальной жизни.

Пожалуй, это объясняет и бурное развитие на Западе феминистского движения и борьбы за «женскую самодостаточность». В конце концов, любовь к жизни начинается с любви к противоположному полу. А если его полноценные представители становятся редкостью, «диковинкой», женщинам приходится пускаться во все тяжкие...

Все чаще даже у внешне женственных особ при выяснении причин бесплодия врачи вдруг стали находить вместо женской "Х" хромосомы мужскую "Y".

Наконец, это угасание не только репродукции женского молока, но и материнского чувства.
Мы в ХХ веке провели над собой трагический эксперимент - игнорировали поло-ролевое воспитание и активно внедряли бесполую педагогику. Вот результат... В условиях, когда до основания разрушена народная воспитательная культура, когда до основания разрушено семейно-родовое воспитание, наша школа, нацеленная на некую сумму знаний (без воспитания чувств!) есть величайшее преступление перед народом.

Стоит только представить себе: встречаются по внешнему виду юноша и девушка. При этом у женственных юношей и омужествленных девушек высшей ценностью давно стала внешняя смазливость и привлекательность. Женятся. А по духу-то они оба – полуженщина-полумужчина! И когда они это открывают, кроме взаимного отчуждения и ненависти уже более ничего не испытывают. И в эту бойню часто, очень часто оказываются вовлеченными их дети.

Обсуждать вопрос о раздельном обучении в школах начали примерно четверть века назад. Среди педагогов-новаторов Амонашвили, Шаталова, Щетинин занял свое место и Владимир Базарный. В то время он создал в подмосковном Сергиевом Посаде лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования. Проведя многочисленные социологические исследования, Базарный пришел к однозначному выводу: главный враг здоровья детей – современная школа в том виде, в каком она сейчас существует.

Один из китов, на котором стоит методика педагога: разделение классов по половому признаку. "Смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту - вещь непростительная", считает Владимир Базарный. – Девочки в начале обучения на 2-3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков. Исследования выявили, что если мальчики оказываются окруженными более сильными девочками, то у одних мальчиков формируются женские черты характера, у других складывается комплекс невротического неудачника".

Последователи методики академика Базарного убедились в том, что высоких результатов позволяет достигать именно программа раздельного обучения. К примеру, в одной из школ Красноярского края, перешедшей на раздельное обучение, более 60% учеников - отличники, 90% выпускников с первой попытки поступают в вузы.

В приложении к воспитанию эта истина выражается в том, что мальчики и девочки рождены для совершенно разных жизненных реализаций, поэтому обучать их нужно не одному набору наук (как это делается у нас в школах), а по совершенно разным программам и в разной манере...

Образование девочки, например, включало в себя освоение 108 женских искусств (в том числе умение вести хозяйство, оказывать врачебную помощь, умение красиво одеваться, красиво двигаться и говорить, петь, писать стихи и тому подобное). У девочек родители стремились воспитать такие качества как: нежность, женственность, целомудрие, верность, трудолюбие, готовность стать невестой, матерью.

Мальчика обучали в духе той варны, к которой он принадлежал (переводя на современный язык, – в соответствии с его врожденной природой). Кто-то рожден, чтобы просто трудиться, кто-то – чтобы преумножать богатства, кто-то – чтобы защищать и руководить, кто-то – чтобы наставлять и советовать. Воспитывались смелость, воля, сила духа, способность быть лидером и брать на себя ответственность, готовность защищать более слабых, готовность стать главой семьи, встать на защиту Отечества и т. Народы еще в древности осознали: мужское в мальчике изначально закрепощено и само по себе не раскроется. Так появились испытания, направленные на преодоление страха, развитие силы, ловкости, смелости, выносливости и т.д.

«Беда ожидает тот народ, ту цивилизацию, которая перестанет воспитывать мужество у своих мальчиков. В среде этого народа поселяется страх, парализуется воля, растет хаос в духовной сфере.» Владимир Базарный

В современном обществе почти повсеместно девочек учат так же, как мальчиков. Таким образом прививают им неверное видение своей жизненной роли – отсюда несчастливые в личной жизни женщины. Мальчиков же не ориентируют на соответствующую им социальную деятельность – отсюда профессионально потерянные мужчины (те, кто не доволен своей работой, своим положением и достижениями).

Учителям рекомендуют, например, осторожно проводить в «девчоночьих» классах соревнования, потому что эмоциональные девочки иногда очень остро реагируют на неудачу, если проигрывают. А мальчишек, наоборот, соперничество может подстегнуть, заставить быстрее думать, искать правильный ответ. Речь не идёт о двух учебных программах. Просто одну и ту же дисциплину дети изучают разными темпами, часто по-другому строится и сам урок. Девочкам нужно подробно объяснить тему, привести примеры, а после этого проверить, как они усвоили материал, предложив решить задачку. Мальчикам свойственно искать новые пути, быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала справиться с заданием самостоятельно, а уже потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать.

Следует учитывать и такую особенность - мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, их надо подталкивать к нахождению принципа решения, они лучше работают тогда, когда характер вопросов - открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал. То есть, им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации. Мальчики лучше работают «от противного»: сначала - результат, потом - как мы к этому пришли. От общего - к частному. Почти все учителя говорят, что в классе мальчиков работать сложнее, но интереснее. Если же им предлагают действовать по шаблону, они в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, не выполнить несвойственные им виды деятельности

Никто, в том числе и в стане противников раздельного обучения, не спорит: в "сегрегированных" классах и успеваемость выше, и дисциплина лучше, и усвоение знаний быстрее, и физически ребята крепче.

Минусы

Выпускники школ 40-х-50-х годов прошлого века вспоминают, что дружеской атмосферы в "однополом" классе, как правило, не было. О сплоченном коллективе не было и речи. Девочки всячески стремились показать свое превосходство. В "мужских" школах процветал культ силы, педагоги жаловались на многочисленные хулиганские выходки учащихся. Однако в наши дни в школах, создаваемых по новой модели, мальчики и девочки занимаются "через стенку", встречаясь и на переменках, и на внеклассных мероприятиях.
Наиболее строгие критики этого метода обучения говорят о принципиальной недопустимости воспитания в детях привычки делить людей на "таких же, как я" и "других". Поделив учеников сначала по гендерному признаку, говорят оппоненты, возникает соблазн продолжить делить их по расовому, религиозному, физическому, интеллектуальному признакам. Некоторые критики считают, что в мужском классе будет процветать дедовщина. Встречаются даже мнения, что класс, где нет девочек, - хорошая среда для воспитания будущих... маньяков.

Аргумент, что в раздельных классах дети ограждены от сомнительных прелестей полового созревания, тоже не выдерживает критики. У нас сейчас слишком большое влияние имеют средства массовой информации, где детям рассказывается обо всех прелестях половой жизни, в том числе и добрачной.

Помимо споров вокруг собственно метода, существует проблема совсем другого рода - педагогические кадры. В регионах, где проводится эксперимент, на роль классного руководителя в мужской класс ищут, как правило, мужчину. На деле выяснилось, что это почти нереально.

И все же гендерная педагогика набирает обороты. Учитывая предыдущий педагогический опыт и современные исследования, все больше учителей стараются возродить эту неоспоримо эффективную методику обучения. Все больше родителей ищут школы или классы с раздельным обучением. Эксперты в педагогическом сообществе обращают внимание на то, что большинство "разделенных" школ - гимназии, лицеи, образовательные учреждения с углубленным изучением ряда предметов. Там, где есть математические и гуманитарные классы, отчего бы не быть "мальчиковым" и "девчачьим". Кроме того, учиться не в такой школе, как все, престижно.

Опытные площадки открылись уже на 35 территориях Российской Федерации - всего получилось 62 класса. Мониторинг здоровья, проведенный медиками после четырех лет обучения по новой системе, показал, что дети стали реже болеть. Раздельные уроки физкультуры дали поразительный эффект: ребята стали сильнее и выше ростом, чем их сверстники из других школ.

В Украине раздельное обучение также становится популярным и набирает обороты: 16 кадетских лицеев, кадетская школа под Киевом, 3 кадетских класса, 1 кадетский клуб.
Заметим, что возвращение в Россию школ раздельного обучения приветствует также и Русская православная церковь.

Если обратиться к современному опыту западных стран, то в немецких государственных школах разделение по половому признаку категорически запрещено. Исключение составляют только несколько особо престижных, очень дорогих частных гимназий.
Американский департамент образования недавно ввел новые правила, облегчающие организацию раздельного школьного обучения. Начиная с 1998 года количество школ в США, предлагающих раздельное обучение мальчиков и девочек, возросло с 4 до 223. Школы, имеющие хотя бы несколько "однополых" классов, есть в 32 штатах.

По статьям Тимофея Шадрина и Владимира Базарного.

Надеемся, что новый министр Ольга Васильева на некоторые образовательные процессы, которые давно возмущали многих, посмотрит новым взглядом. «АиФ» спросил у учителей школ и преподавателей вузов, что стоит менять в первую очередь.

НаЕГЭрили

«Детям от школы теперь нужны не знания, а только баллы ЕГЭ, чтобы поступить в вуз, - уверен Александр Иванов, зав-кафедрой геометрии и топологии Петрозаводского госуниверситета . - С ЕГЭ творится непонятно что, и все попытки упорядочить ситуацию заканчиваются ничем. Реформы в образовании проводятся непрерывно. Теперь вот меняют программу обучения в старшей школе. 10-класснику разрешат изучать углублённо только те предметы, которые ему понадобятся для поступления в вуз. Остальные же - лишь на базовом уровне. То есть знания останутся на уровне начальной школы? Возмутительно! Нужно учить всех, всему и всерьёз!»

Почему дети учатся всё хуже? «Потому что у учителя нет на них времени, - считает Марина Балуева, учитель английского языка из Санкт-Петербурга . - Они мешают ему заполнять всевозможные бумаги, которые сыплются как из рога изобилия». Чему может научить вечно перегруженный, задёрганный проверками учитель? Справедливости в оплате труда педагогов пока нет - много отдано на откуп директору. Но сумеет ли изменить ситуацию новый министр? «Лишних» денег-то нет.

Создать условия

«Административная реформа в высшей школе дошла до маразма, - возмущается Максим Балашов, профессор кафедры высшей математики МФТ-И . - Могу судить по своему вузу, о том же говорят коллеги из других университетов. Штат управленцев невероятно раздут: всевозможных менеджеров теперь почти столько же, сколько преподавателей. Парадокс в том, что они учат настоящих учёных и преподавателей, как делать науку и как преподавать, не имея за плечами опыта ни того ни другого. Указами В. Путина о повышении зарплат профессорско-преподавательского состава (к 2016 г. они должны составлять 150% по отношению к средней зарплате в регионе) манипулируют. Как в американских вузах? Все зарплаты госслужащих открыто публикуются, все видят, сколько получает человек на той или иной позиции. Должна быть оценка всех новаций профессиональным сообществом.Но есть область, где мы можем тягаться и даже выигрывать у Запада. Это лучшее образование на младших курсах вузов. Это наше реальное конкурентное преимущество. Почему наши студенты массово уезжают за границу? Они подготовлены так, что их с руками отрывают. Но вот дальше, на старших курсах вузов и особенно в аспирантуре, мы этот конкурентный задел теряем. Когда молодые учёные выходят на настоящие реальные задачи и сталкиваются с административным маразмом, низким финансированием, отсутствием жилья и т. д., становится уже не до науки. И министру образования надо думать, как это преимущество развить в пользу России. Ведь получается, что мы готовим ребят, а они дают дёру на Запад. Тратим госденьги на процветание чужой экономики...»

Главное - научить думать!

Многие ругают современное образование. Нужен ли возврат к традициям советской школы?

ЗА

Александр Шевкин, заслуженный учитель РФ, лауреат премии и грантов Москвы в области образования, соавтор 7 учебников по математике:

Со школой мне повезло. С 1958 г. я учился в Нелидовской средней школе-интернате. И это самое светлое воспоминание моего детства. Старая школа учила думать, анализировать, учила ответственности перед собой и страной... А потом была поставлена задача избавиться от социалистического наследия в образовании. Внешними управляющими стране было навязано колониальное образование, при котором нам уже не требовались мировоззрение, знания и умения, достаточно деятельности и «компетенций». Учителя теперь не учат, а оказывают образовательные услуги. Старое поколение, которое могло бы удержать школу от обвала, уходит. Ох и настрадается Россия без настоящего образования и без науки, обеспеченной финансированием! Но это уже вам страдать, молодым. Болит душа за будущее моих внуков...

ПРОТИВ

Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики»:

Фундаментальность, которая отличала советскую школу при очень сильном идеологическом давлении, означала ориентацию на глубокое знание предметов. И в предметной школе мы до сих пор лидируем. В международных исследованиях по естественно-научной и математической грамотности наши ребята в десятке лидеров. Провалы начинаются там, где нужно применить полученные знания в решении конкретных жизненных задач, мыслить и действовать в реальном мире. Чтобы это исправить, необходим переход к современным технологиям и методам обучения. Возврат назад будет означать, что мы отстаём от современного мира, меняющегося, выдвигающего новые требования к нашим ребятам. В частности, нельзя отказываться от ЕГЭ, дающего возможность всем поступать в вузы.

В чём мудрость учителя?

Каковы главные профессиональные обязанности педагога? Только ли научить своему предмету на максимально высоком уровне? Или он должен ещё и воспитывать в ученике человека, суметь сгладить все конфликты? Споры об этом постоянно идут в профессиональном педагогическом сообществе.

Валентина Моисеева, директор школы № 199 г. Москвы:

Профессионализм учителя не только в том, чтобы знать свой предмет и методику преподавания. За свою многолетнюю практику мне часто приходилось работать в сложных классах, с трудными детьми. И сейчас как директор регулярно разбираю конфликты между учителями и учениками. Могу сказать: в любом конфликте всегда отчасти есть вина учителя - его неправильная реакция на ситуацию. Помню, в классе, который я выпускала, был мальчик с очень болезненной психикой - без тормозов, как сейчас говорят, но при этом очень умный. Как-то я долго проболела, потом пришла на урок и сделала ему замечание, а он мне: «Да пошла ты!» Класс мгновенно притих. Я говорю: «Саша, меня и так долго не было, а ты меня опять посылаешь». Все как засмеются. И ситуация не переросла в конфликт. Конечно, хамство нельзя спускать. Мудрость учителя в том и состоит, чтобы интеллигентно выйти из ситуации, не опускаться до ответных оскорблений. А если сорвался - вовремя извиниться. Уметь проанализировать свои действия, которые могли спровоцировать конфликт.

К сожалению, немногие учителя это умеют. Мы привыкли, чтобы слушали нас, и не всегда слышим других. Да, ребёнок может оскорбить учителя. Но, кстати, не каждого. Ведь ту же двойку можно по-разному поставить. Можно высмеивать и стыдить за неудачу при всём классе, а можно поругать, но тут же назвать десять положительных качеств.

Эксклюзивное интервью Министра образования РФ Ольги Васильевой.

Когда опять откроются ясли? Как накажут рвачей-ректоров? Почему наши дети косноязычны? Об этом в беседе сглавным редактором «АиФ» Игорем Черняком рассказала министр образования Ольга Васильева .

Игорь Черняк, «АиФ»: - Ольга Юрьевна, какие проблемы современной школы вы считаете самыми больными сегодня? Год кончается, давайте подведём предварительные итоги.

Ольга Васильева: - Школьное образование - очень живой организм, который просто неспособен быстро и резко меняться. Он эволюционирует постепенно. Поэтому все попытки революционных преобразований, которые не раз случались в истории, ни к чему хорошему не приводили. Именно в этой сфере - никогда.

Как любому постоянно меняющемуся организму, школе необходимы комфортные условия для существования.

Образование выполняет важные для страны стратегические задачи. Ведь это ещё и воспитание, это строительство будущего нашего государства. Сегодняшние дети - это те завтрашние граждане, которые будут решать, куда идти стране. Именно от них через 10-15 лет будет зависеть наше с вами будущее, наша спокойная старость. Потому каждое изменение в системе образования должно быть вдумчивым, тщательно проработанным. От того, как будут образованы и воспитаны сегодняшние дети, зависит национальная безопасность. У нас более 42 тысяч школ, и государство должно знать, что в них происходит. Мы выпускаем из них уже взрослого человека. И он должен быть образован и воспитан!

Потому базовое образование, которое получает каждый ребёнок, должно быть доступным, качественным и, самое важное, равным для всех. Тогда всем детям будет доступна база, стартовый трамплин, с которого они смогут дальше продвигаться по индивидуальной траектории. Эту базу могут дать только единые стандарты образования, 2-3 линейки учебников, прошедших экспертизу и соответствующих содержанию образования.

- Давайте подробнее остановимся на учебниках: чего не хватает нынешним?

Помимо единого, понятного, отвечающего стандартам содержания, им остро не хватает хорошего качества полиграфии: приличной, а не газетной бумаги, качественных иллюстраций. Плюс учебники следует экспертировать с точки зрения достижений науки, потому что в большей части из них имеющиеся за последние 20-25 лет научные достижения вообще никак не освещаются. Огромное количество разрешённых сейчас учебников имеет массу ошибок. Некоторые смешные, а некоторые - опасные.

- Если сравнить советское образование и нынешнее, вы бы какое выбрали?

Есть такое мудрое высказывание: «Если мы отказываемся от прошлого, то мы не имеем сердца, если мы не смотрим в будущее, мы не имеем головы». Поэтому я уверена: ни в коем случае нельзя отказываться от того хорошего, что было в школах в СССР, но при этом эти плюсы требуют переосмысления в той части, которая касается реалий современности. Сегодняшние школьники отличаются от тех, что сидели за партами 20 лет назад, даже не по своим взглядам, а по той информационной оснащённости жизни, по тому информационному полю, в котором они оказались. И сейчас разговор не об оценке того, хорошо это для них или плохо, таковы реалии их жизни. Поэтому инструментарий изменился, а вот школа как система - почти нет. Но школа обязана давать ответ вызовам современности. Что бы хотелось вернуть из советской школы, которая, кстати, очень сильно - в силу всё того же здорового консерватизма - базировалась на имперском дореволюционном образовании, так это фундаментализм и академизм. Потому что только знание компетенций без глубинного базиса ничего не даёт. Для науки, для её движения, для будущего требуются глубокие знания. И в этом направлении современной школе также необходимо двигаться.

- Вы недавно назвали наших детей косноязычными из-за того, что не читают и сидят в интернете. И как быть с этой бедой?

Эта проблема существует не только в России, но и во всём мире. Наши дети мало говорят, потому что в интернет-пространстве практически не ведётся ни диалогов, ни монологов. Там слова почти и не требуются. Вот и растут вовсе не глупые, но малоговорящие дети. Если ты чаще всего пользуешься упрощённым языком в интернете, ты никогда не будешь знать родной язык, уметь писать и говорить на нём красиво. Пропадает навык функционального чтения (способности понять смысл прочитанного и коротко его пересказать. - Ред.). Некоторые эксперты считают, что 25% населения страны потеряли умение понять суть и пересказать. Отсюда большая проблема: дети часами сидят за уроками, потому что трудно вникают в смысл задания. В нашей стране для решения в том числе и этой проблемы вернулось в российские школы три года назад итоговое сочинение. Это подталкивает тщательнее изучать русский язык и литературу.

- Так как же вытащить детей из интернета? Недавний опрос показал, что 75% родителей хотят введения в школе предмета, который бы учил детей общаться в реальной жизни, а не в соцсетях.

Проблема одна: растущими людьми надо заниматься с утра до ночи, учитывать их интересы, постоянно общаться с ними. В наше время школа была вторым домом, там мы после уроков общались, занимались в кружках. Наверное, следует вернуться к такому, подключить школьных психологов, чтобы помогали детям справиться с проблемами, были готовы ответить на все их вопросы. Пока сегодня на одного такого специалиста приходится по 400 учеников. Недопустимая ситуация! И мы её будем обязательно решать.

- Всё время говорят о доступности дополнительного образования для детей, о бесплатности. Но где эта доступность и бесплатность? Вот вопрос от многодетных мам: на секции и кружки уходит более 30 тысяч рублей в месяц. Разве все могут себе это позволить?

Увеличение охвата детей различными кружками - ключевая задача развития дополнительного образования детей. Значительная часть дополнительных общеобразовательных программ реализуется в общеобразовательных организациях на бесплатной основе. Согласно данным федерального статистического наблюдения, сегодня в РФ 44 тысячи организаций дополнительного образования. Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет услугами дополнительного образования в 2016 г. составил 69%. И каждый третий из них посещает различные спортивные занятия, в том числе посещает детско-юношеские спортивные школы.

Сегодня при участии Минобрнауки России функционирует 25 площадок детских технопарков «Кванториум». К концу 2017 года планируется, что будет открыто всего около 40 детских технопарков.

В Минобрнауки России идёт подготовка решений, связанных с адресной поддержкой доступности дополнительного образования для малообеспеченных и многодетных семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Предполагается введение индивидуальных сертификатов на получение услуг по дополнительному образованию детей (персонифицированное финансирование). Пилотная апробация уже проводится в 9 субъектах Российской Федерации (республиках Бурятия, Саха (Якутия), Татарстан, а также в Пермском крае, Астраханской, Вологодской, Тульской, Тюменской областях и Ханты-Мансийском автономном округе). В настоящее время сертификаты выданы 84 555 детям, при этом в апробации участвуют 515 организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в том числе 49 негосударственных организаций.

- На этой неделе стало известно, что правительство разработает и утвердит программу по созданию дополнительных мест в организациях, где реализуются программы дошкольного образования. Цель программы обозначена как достижение к 2021 г. стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет.

Действительно так. У нас есть поручение президента, которое он утвердил по итогам заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., состоявшегося 28 ноября этого года. И это решение вполне ожидаемо. Помните, в июне этого года на «Прямой линии с Владимиром Путиным» президент как раз говорил о том, что вопрос с детскими садами для детей 3-7 лет практически решён. А вот яслей нет. Тогда Владимир Владимирович обратил внимание на реальную проблему: для молодых мам, которые не хотят выпасть из своей профессии либо хотят приобрести профессию, ясли нужны. И нужна отдельная программа. Именно о ней как раз теперь и идёт речь.

Мы начинаем строить ясли для детей от 2 месяцев до 3 лет. Деньги на это нам выделяет резервный фонд. Это большая программа, которая потребует значительных усилий и на федеральном уровне, и на региональном: от руководителей органов управления образованием. Это будет очень важный проект, потому что для строительства таких зданий потребуется особая организация пространства, определённая мебель и система питания.

Это, конечно, масштабный проект. Но опыт по реализации таких проектов у нас есть. Этот проект станет продолжением реализации комплекса мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования. В том, что по состоянию на 1 декабря этого года 7,4 млн наших детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет получают дошкольное образование, есть и реальный эффект по работе в рамках мероприятий МРСДО.

Похожую задачу реализует Минобрнауки России по поводу создания новых мест в школах. Это наш приоритетный проект «Создание современной образовательной среды для школьников». В этом проекте при строительстве новых школ тоже применяются самые современные архитектурно-планировочные решения. И цель этого проекта в том, чтобы обеспечить российским школьникам современную образовательную среду и перевести всех учащихся на обучение в одну смену.

Так что программа, нацеленная на строительство новых яслей, по сути, станет продолжением государственных инициатив по расширению качественной и современной инфраструктуры для наших детей и школьников.

- Вы недавно побывали в Дагестане. Южные регионы традиционно сдавали ЕГЭ на высокие баллы: говорят, специально уезжают в школы в горных аулах, где проще списать. А потом элитные московские вузы заполняли люди, едва говорящие по-русски. Сейчас этот вопрос решён?

Проблемы в организации ЕГЭ в Северо-Кавказском федеральном округе имели место до 2014 г. Но в 2014 г. приняты меры, которые помогли обеспечить объективность ЕГЭ: стопроцентное онлайн-видеонаблюдение во всех пунктах проведения экзаменов (ППЭ), соблюдение сохранности заданий в период их транспортировки, во всех субъектах региона созданы ситуационные центры для контроля за ходом ЕГЭ, были выделены федеральные субсидии на технологическое обеспечение проведения ЕГЭ. После чего средние баллы по результатам объективно проведённых ЕГЭ 2014 и 2015 гг. стали соотноситься со средними результатами по России. Одновременно резко уменьшилось число высокобалльников.

- Зачем нужен новый вид аттестации учителей? У них и так слишком много бумажной работы. Не окажется ли это очередным бюрократическим этапом?

Нет, не окажется. В этом году мы провели в 15 регионах добровольный эксперимент с учителями математики и русского языка. Они сами были заинтересованы в получении независимой оценки знаний своего предмета. На эксперимент пошли молодые, во многом амбициозные педагоги. Ведь проверка проходила на анонимных условиях. Результаты не были очень хорошими, они были ожидаемыми, и они показали, где и какие пробелы следует устранять. Учительский корпус - это те люди, которые действительно учатся всю жизнь, если, конечно, они не попали в школу случайно.

Сегодня в стране осталось всего 44 педагогических вуза, за последнее десятилетие качество педагогического образования сильно просело. И важно эту ситуацию изменить.

- Ректоры некоторых вузов сегодня получают под миллион, а рядовые преподаватели - по 35-45 тыс. Видите ли вы здесь проблему и как её будете решать?

На прошедшем на днях совещании с ректорами нами были озвучены результаты соответствующей проверки. Мы сравнили качественные показатели деятельности образовательных организаций высшей школы с уровнем зарплаты руководителей. Одновременно мы проговорили новую методику расчёта зарплат ректоров, которая приведена в соответствие с постановлением правительства № 583.

Существующая сегодня кое-где кратность зарплаты преподавателя и ректора в 11 раз и выше - это, извините, ненормально.

- А какие меры будут приниматься?

Самые жёсткие. Вплоть до увольнений.

- Некоторые вузы в регионах станут центрами инноваций. Но у нас уже есть опорные университеты, федеральные, научно-исследовательские. К чему ещё один вид? Где найти для них столько высококлассных кадров? А главное, что они там будут изобретать и разрабатывать?

Задача Минобрнауки России - это сформировать конкурентоспособную на мировом и национальном уровне сеть вузов, вернуть отечественное образование на лидирующие позиции в мире и развивать систему высшего образования с упором на запросы всех регионов России.

В рамках приоритетного проекта правительства «Вузы как центры пространства создания инноваций» уже сформирована группа ведущих университетов-лидеров, активно позиционирующих себя в международном образовательном пространстве, претендуя на статус исследовательских университетов мирового уровня, а также группа вузов-лидеров регионального развития, которые учитывают запросы региональных экономик и рынков труда. Статус «опорный университет» не предполагает укрупнения вузов. Укрупнение, объединение вузов в регионах - это исключительно обдуманное и взвешенное решение региональных властей, обусловленное стратегией развития региона.

Образовательный ландшафт в регионах формируется региональной властью. И это оправданно. Помимо опорных университетов, к 2020 г. планируется в каждом субъекте создать университетские центры инновационного, технологического и социального развития регионов. Они должны стать источником позитивных изменений городской и региональной среды.

- Нужно ли тратить деньги на вхождение наших вузов в международные рейтинги? Вы недавно говорили, что выделяемые им бюджетные средства зачастую тратятся неэффективно и вообще овчинка не стоит выделки. Может, есть более полезное применение этим миллиардам?

Проект 5/100 нацелен на достижение амбициозной цели: вхождение в общие рейтинги. Мы понимаем, что не все вошедшие в проект вузы её достигнут, поэтому в новой версии постановления правительства, которое описывает правила предоставления субсидий вузам проекта 5/100, предусмотрена процедура прекращения оказания государственной поддержки. Соответствующие изменения в 2017 г. министерство внесло в постановление правительства РФ, которое регулирует вопрос распределения средств. Они поддержаны правительством РФ, и в соответствии с ними вузы, которые не показывают существенной динамики, могут быть лишены государственной поддержки.