Государство хлодвига время правления. Хлодвиг - король франков: биография и интересные факты о правлении

Возникшее на развалинах Западной Римской империи Франкское государство было одним из крупнейших в раннесредневековой Европе. В период своего апогея оно охватывало всю территорию современных Франции, Бельгии и Люксембурга, а также ряд областей Нидерландов, ФРГ, Италии и Испании.

Государство франков прошло в своем развитии два основных периода (с конца V до VII в. и с VIII по середину IX в). Рубеж, разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой правящих династий (на смену Меровингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии.

Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основных классов феодального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, связанного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им зависимого крестьянства -- с другой. На смену относительной централизации раннефеодального государства приходит феодальная раздробленность.

В данной курсовой работе будут рассмотрены основные периоды существования Франкского государства - возникновение, расцвет, распад; будет обращено внимание на немаловажное значение отдельных личностей правящих династий; будет дана характеристика основного правового источника салических франков - «Салической правды» и отдельных отраслей права.

Возникновение государства у франков

Для Галлии пятое столетие явилось временем глубоких социально-экономических преобразований. В этой богатейшей провинции Рима (территория почти совпадающая с нынешней Францией) нашел свое проявление глубокий кризис, охвативший империю. Участились выступления рабов, колонов, крестьян, городской бедноты. Рим уже не мог защищать границы от вторжений иноземных племен и прежде всего германцев - восточных соседей Галлии. В итоге большая часть страны оказалась захваченной вестготами, бургундами, франками (салическими и рипуарскими) и некоторыми другими племенами. Из этих германских племен в итоге оказались наиболее сильными салические франки (возможно, от Sala так называлась в древности одна из рек нынешней Голландии). Им потребовалось чуть более 20 лет, чтобы в конце V - начале VI в. захватить большую часть страны.

Возникновение классового общества у франков, наметившееся у них еще до переселения на новую родину, резко ускорилось в процессе завоевания Галлии.

Каждый новый поход увеличивал богатства франкской военно-племенной знати. При дележе военной добычи ей доставались лучшие земли, значительное количество колонов, скота и пр. Знать возвысилась над рядовыми франками, хотя последние продолжали еще оставаться лично свободными и даже не испытывали вначале усиления экономического гнета. Они расселились на своей новой родине сельскими общинами (марками). Марка считалась собственником всей земли общины, включавшей леса, пустоши, луга, пахотные земли. Последние делились на наделы, и довольно быстро перешли в наследственное пользование отдельных семей.

Галло-римляне оказались в положении зависимого населения, по численности в несколько раз превышающее франков. Вместе с тем галло-римская аристократия частично сохранила свои богатства. Единство классовых интересов положило начало постепенному сближению франкской и галло-римской знати, причем первая стала доминирующей. И это особенно дало о себе знать при формировании новой власти, с помощью которой можно было бы сохранить в своих руках захваченную страну, держать в повиновении колонов и рабов. Прежняя родоплеменная организация необходимых сил и средств для этого дать не могла. Учреждения родоплеменного строя начинают уступать место новой организации с военным вождем - королем и лично преданной ему дружиной во главе. Король и его приближенные фактически решают важнейшие вопросы жизни страны, хотя еще сохраняются народные собрания и некоторые другие институты прежнего строя франков. Формируется новая "публичная власть", которая уже не совпадает непосредственно с населением. Она состоит не только из вооруженных людей, не зависящих от рядовых свободных, но и принудительных учреждений всякого рода, которых не было при родоплеменном строе. Утверждение новой публичной власти было связано с введением территориального разделения населения. Земли, заселенные франками стали делиться на "паги" (округа), состоявшие из более мелких единиц - "сотен". Управление населением, проживавшим в пагах и сотнях, вручается особым доверенным лицам короля. В южных районах Галлии, где прежнее население многократно преобладало на первых порах, сохраняется римское административно-территориальное деление. Но и здесь назначение должностных лиц зависит от короля.

Возникновение государства у франков связано с именем одного из их военных вождей - Хлодвига (486-511) из рода Меровингов. Под его главенством была завоевана основная часть Галлии. Дальновидным политическим шагом Хлодвига было принятие им и его дружиной христианства по католическому образцу. Этим он обеспечил себе поддержку галло-римской знати и господствовавшей в Галлии, католической церкви.

Хлодвиг I

Годы жизни Хлодвига I - 466-511. Молодой король салических франков из рода полулегендарного Меровея быстро понял обреченность государства Сиагрия (последнего римского наместника) - последнего осколка Западной Римской империи, после 476 г, не существовавшей даже формально - и пошел на него войной совместно с другими франкскими королями, своими сородичами. В битве при Суассоне (486 г.) галло-римляне были разбиты, Сиагрий бежал в Тулузу к королю вестготов Алариху II, но был им выдан Хлодвигу и казнен.

В это время ему было около 19 лет. Эта победа была началом целой серии военных триумфов салических франков. Они побеждают бургундов, разбивают войско крупнейшего государства того времени - Вестготского королевства, подчиняют рипуарских франков (среднее течение Рейна), одерживают вверх над алеманнами. В дальнейшем Хлодвиг овладеет большей частью Галлии.

Так в руки франков попала богатая область римской Галлии с Парижем, Занимая ее, Хлодвиг поступал по-хозяйски: лично все еще оставаясь язычником, он старался с первых же шагов наладить добрые отношения с владыками городов, католическими епископами. Хрестоматийный пример этому - эпизод с суассонской чашей. После победы у Суассона среди захваченной добычи оказалась чаша из Реймского собора, которую архиепископ св. Ремигий и просил ему вернуть, Хлодвиг сразу же согласился, но проблема заключалась в том, что захваченное подлежало разделу между всеми воинами. Король попробовал исключить чашу из этого раздела, попросив войско дать ее ему сверх его доли. Но среди воинов нашелся один убежденный защитник норм военной демократии, который разрубил чашу с мечом со словами: “Ты не получишь ничего сверх того, что тебе достанется по жребию”. Хлодвигу оставалось лишь передать посланцу прелата обломки священного сосуда. Он умел владеть собой и понимал формальную правоту смельчака, но и забыть подобный вызов он не мог. Когда через гол ему довелось проводить очередной смотр своего войска, король придрался к якобы плохому состоянию оружия у этого воина и лично разрубил ему голову, сказав во всеуслышание: "Так поступил ты с чашей в Суассоне!". Это подействовало, короля стали бояться. Духовенство же быстро оценило добрую волю молодого монарха, и св. Ремигий письменно признал его власть в качестве администратора римской провинции.

Широкую известность приобрело физическое устранение Хлодвигом всех своих сородичей, как возможных соперников в борьбе за власть. Кровавые распри в королевских семьях встречались у германцев издавна. Хлодвиг придал им небывалый масштаб, включив в арсенал средств своей внутриполитической борьбы коварство, вероломство, убийство. Заслуги Хлодвига перед церковью были велики, как крестителя своей страны, Его супруга, королева Клотильда получила нимб святости. Но Хлодвиг не был канонизирован, и виной тому был характер короля, прагматичного до цинизма. Крещение не было связано для него с нравственным переворотом. Хлодвиг видел в принятии христианства, прежде всего, практическую пользу, и уже став христианином безо всяких угрызений совести осуществил свои планы расправы над всеми королями-родичами. На правившего в Кельне короля рипуарских франков Сигеберта он натравил его сына, а когда тот по его наущениям избавился от родителя, посланцы Хлодвига умертвили его самого; Хлодвиг же присоединил к своим владениям земли Сигеберта, заявив о своей непричастности ко всему происшедшему. В других случаях он прибегал к военной силе. Так, он захватил в плен одного из королей салических франков Харарика с сыном и насильно остриг им волосы, объявив отца священником, а сына дьяконом, но потом все же счел это недостаточным и казнил обоих. Правивший в Камбрэ король Рагнахар после короткой войны был выдан Хлодвигу подкупленными предателями и убит им лично. Сочетая силу с вероломством, Хлодвиг истребил и других родственных ему королей. Колоритно известие, сообщаемое Григорием Турским. “Собрав однажды своих, он. говорят, с сожалением вспомнил о родственниках, которых сам же погубил: “Горе мне, я остался как странник среди чужой земли и не имею родственников, которые могли бы мне помочь в случае несчастья!”. Но это не значило, что он был опечален их смертью, а говорил так по хитрости, рассчитывая узнать, не остался ли еще кто-нибудь в живых, чтобы умертвить всех до последнего”.

Основатель королевства франков Хлодвиг взошел на трон, когда ему было пятнадцать. Он владел лишь небольшой территорией. Но после беспрерывных войн его государство превратилось в сильнейшее королевство. Оно достигло поистине колоссальных размеров. Отныне никто не мог не считаться с интересами Хлодвига - короля франков. Интересные факты из жизни этого правителя - в статье. Итак, все по порядку…

Гибель империи

Еще в конце пятого столетия власть наместников Римской империи в Галлии, в принципе, сохранялась. Но Рим, который уже ослабел изнутри, не был в состоянии противостоять напору варваров, которые наступали со всех сторон на имперские рубежи. Прежде всего это относилось к германцам.

В 476-м последнего императора Римской империи окончательно свергли. Это событие не произвело большого впечатления на галлов, ибо к этому времени империя и так была практически целиком разделена между вождями германцев. При этом многие из них давно не признавали римскую власть. По сути, лишь средняя полоса Галлии пока еще принадлежала Риму и управлялась наместником. Но к этому мы вернемся чуть позже.

В целом в Галлии господствовали 4 германских народа. Это были алеманы, вестготы, бургунды и, собственно, франки, которые считались самыми сильными. При одном появлении они наводили страшный ужас на чужестранцев.

Изначально дружины франков вторгались на территории с целью банального грабежа. Но со временем они стали создавать свои поселения.

Среди них были и салические франки, чье племя было одним из первенствующих. Название они получили от реки Салы. Над ними властвовал род Меровингов.

Потомки Меровея

Король франков Хлодвиг принадлежал к династии Меровингов. Все они должны были носить очень длинные волосы. Дело в том, что для этих вождей короткая прическа являлась страшным позором. Острижение волос для них означало не только их недееспособность, но и невозможность исполнять королевские функции.

Основателю рода Меровею удалось подчинить большую территорию, включая современную Бельгию. К этому времени столицей государства салических франков был Турне.

После смерти Меровея на трон взошел его сын по имени Хильдерик. Непоколебимая слава отца была скомпрометирована его поступками. Как минимум он слыл страшным распутником. Собственно, из-за этого Хильдерика изгнали свои же подданные. Он скрылся у турингов. Там он завел очередной роман. Его избранницей была королева Базина. Спустя некоторое время франки снова призвали властвовать любвеобильного короля.

От связи венценосных особ родился будущий король, основатель государства франков Хлодвиг.

Пятнадцатилетний король

Биография короля франков Хлодвига началась примерно в 466-м. Это франкское имя означает «прославившийся в бою».

Как Хлодвиг стал королем франков? Он взошел на престол в пятнадцатилетнем возрасте, когда его отец, Хильдерик, скончался. В наследство он получил небольшую территорию салических франков с городом Турне.

А большая часть Галлии, напомним, принадлежала римскому наместнику. В данном случае Сиагрию. Ему было суждено стать последним представителем этого великого государства. Столицей был город Суассон. Он граничил с франкскими владениями.

По большому счету, на протяжении пяти столетий этот народ верно служил Риму. Но ряд последующих событий показал, что им удалось перенять военный опыт у самих римлян. Впоследствии они с завидным успехом сумели его применить в войне со своим некогда могущественным соперником.

Молодой король франков Хлодвиг (краткая биография это подтверждает) отчетливо понял, что государство римского наместника обречено. С этой целью он сформировал армию и отправился на земли Сиагрия.

Суассон и его чаша

В войне против Сиагрия двадцатилетнего Хлодвига поддержал его родственник - король Рагнахар. В результате в решительном сражении при Суассоне их войска разгромили армию наместника. Ему пришлось бежать в Тулузу, где властвовал правитель вестготов Аларих II.

Спустя некоторое время по требованию молодого короля франков Сиагрий все-таки был выдан, и немногим позже несчастного наместника казнили.

Однако эта казнь вовсе не означала, что владения Сиагрия сразу же перешли к королю франков. На протяжении нескольких лет он был вынужден брать один город за другим.

К тому же франки были язычниками. Поэтому Хлодвигу пришлось выстраивать хорошие отношения с католическим духовенством. Это случилось, конечно, далеко не сразу. Тем более тогда франки занимались грабежом в церквях.

Есть легенда на этот счет. После победы при Суассоне франки начали дележ награбленного. Один из римских епископов узнал, что среди трофеев находится ценная для него и верующих церковная чаша. Он просил Хлодвига отдать сосуд в храм. Король был не против, да и все воины были согласны с этим решением. Но один из франков потребовал, чтобы Хлодвиг получил лишь то, что ему достанется по жребию. Более того, ратник разбил своей секирой чашу пополам. Властитель франков смолчал и приказал отослать трофей священнослужителю.

Всего лишь через один год проходил очередной военный смотр. Хлодвиг узнал того франка. Он бросил на землю его секиру и упрекнул, что в его руках это оружие очень плохо содержится. Когда несчастный начал нагибаться с целью поднять секиру, Хлодвиг убил его, сказав, что тот так же поступил и с чашей в Суассоне.

Честно говоря, это на всех подействовало. «Прославившегося в боях» начали бояться. Но вот духовенство оценило добрую волю самодержца. Представители католичества в этой римской провинции признали власть Хлодвига.

Очередной поход

Со временем Хлодвиг стал уже хорошим дипломатом. Ему удавалось не только заключать многочисленные союзы, но и продолжать вести активную завоевательную политику, которая шла практически беспрерывно.

При этом войско было довольно невелико. Количество воинов в армии Хлодвига составляло от трех до пяти тысяч человек. Но, напомним, она была отлично организована.

Так, король франков Хлодвиг (краткая биография которого изложена в статье) с войском успешно атаковал короля Бургундии Гундобальда. После этого отправился во владения алеманов. Битва против них произошла в районе Толбиака. Хлодвиг одержал убедительную победу. Земли алеманов перешли к франкам. Кроме того, данное сражение очень важно по своим последствиям. Дело в том, что супруга короля франков Клотильда - принцесса Бургундии и истовая христианка - с давних пор убеждала его оставить язычество. Однако сам Хлодвиг медлил, пока не случилась вышеупомянутая битва с алеманами…

Крещение короля франков

Когда началось сражение против алеманов, противник начал было одерживать победу. В этот момент Хлодвиг, по преданию, поклялся, что если франки выиграют-таки битву, то он покрестится. В армии короля уже было достаточно галло-римских христиан. Услышав слова правителя, они были воодушевлены его речью, и в результате стали победителями в этом ожесточенном поединке. Именно после этого события Хлодвиг в торжественной обстановке принял обряд крещения. Крестился он не один. Практически три тысячи его воинов сразу же были обращены в веру. Впоследствии все остальные франки также стали католиками.

Хотя многие соплеменники не смогли смириться с решением монарха. Но они хранили молчание, зная его своенравный характер. Но вот римляне приняли факт крещения короля как свою победу. Он навряд ли хорошо разбирался в новой религии и, скорее всего, не был образцовым и доброжелательным христианином. Но вот его поступок на поверку стал более чем мудрым. Ведь с этих пор римляне и франки начали сливаться в единый народ. Их уже не могла разделить никакая вера. Также, благодаря знакомству с христианским учением, франки стали приобщаться ко многим аспектам культуры Рима.

Кроме того, влиятельный галло-римский епископат начал оказывать всяческую поддержку Хлодвигу. Быть может, король и сам догадывался об очевидном преимуществе новой веры. А религия учила, что любая власть от Бога. У язычников такого постулата никогда не было. Соответственно, принятие христианства априори усилило влияние Хлодвига. А международный престиж государства значительно возрос. В конце концов молодого правителя заметили даже в Константинополе. Так, император Анастасий решил отправить к нему послов. Одним словом, для франкского государства эти шаги в очередной раз подтвердили легитимность власть Хлодвига.

Таким образом, заслуги правителя франков перед церковью были довольно велики как крестителя своего королевства. Жена монарха Клотильда вообще была канонизирована. Но вот Хлодвигу не стали давать нимб святости. По всей видимости, причина была одна - суровый нрав и циничные поступки короля. Характеристика Хлодвига, короля франков, содержит много негативных пунктов. Он в первую очередь всегда искал в христианстве практическую пользу. И став католиком, он с легкостью продолжал расправляться с соперниками.

«Крестовый поход» Хлодвига

В общем, крещение было выгодно для Хлодвига и в политическом плане. Король теперь считался защитником всех католиков Южной Галлии, которые находились под властью правителей Вестготского государства… Для него это был великолепный повод начать вести военные действия против этого королевства. По сути, война приняла характер настоящего «крестового похода».

Итак, в 507-м 41-летний король франков Хлодвиг из династии Меровингов вступил на территорию вестготов, которые, как и ариане, недолюбливали иноверцев. Поэтому в этих землях духовенство с завидной усердностью помогало завоевателю-католику.

В конце лета того же года на равнине Вуйе состоялась решающая битва с вестготами. В результате Хлодвиг в очередной раз одержал победу. Вестготская армия разбежалась, а король Аларих II был повержен на поле брани. После этого франки без особых осложнений продолжили продвигаться вглубь некогда крупнейшего королевства. Вскоре государство вестготов со столицей Тулуза вообще перестало существовать.

На следующий год Хлодвиг, король франков (фото, точнее портрет его, вы можете видеть в статье) перебрался в Париж. Этот город стал новой резиденцией короля. Выбор монарха был совершенно не случайным. В свое время в Париже был расположен римский гарнизон. Соответственно, там была возведена крепость. Кроме того, город также был резиденцией правителей Рима перед падением империи. Так что решение выбрать Париж в качестве резиденции носил довольно символический характер. Ведь теперь Хлодвиг стал жить в апартаментах во дворце бывших римских наместников.

Коварный король

Одним словом, со временем Хлодвиг превратился в настоящего короля и политика. Он всячески пытался сохранить свою власть и расширить франкское государство. И для этого он никогда не останавливался ни перед чем.

По большому счету, коварство короля франков Хлодвига (годы правления - 481-511) вообще не знало пределов. Как хладнокровный убийца, он приказывал уничтожать не только друзей и соратников, но зачастую даже и дальних родственников. Если он, конечно, чувствовал в них настоящих соперников. В результате разными способами ему удалось истребить их. Тем самым он присоединил эти территории к своему государству. А все богатство погибших, не стесняясь, присвоил себе.

Так, он решил убить родных братьев Ригномера и Рихара. А на правителя рипуарских франков Сигеберта, который правил в Кельне, натравил его отпрыска, который ликвидировал родного родителя. Правда, сын Сигеберта впоследствии также был умерщвлен посланцами франкского монарха. В итоге все эти владения перешли к Хлодвигу, который заявил о том, что он совершенно непричастен к этим трагическим событиям.

В иных случаях франкский король был вынужден прибегать и к военной силе. К примеру, после непродолжительных военных действий монарх Рагнахар, который правил в Камбрэ, был предан и выдан консулу франков, после чего Рагнахара казнили.

Также король Харарик и его сын были захвачены в плен. Хлодвиг насильно остриг им волосы и объявил Харарика священником, а сына - дьяконом. Спустя некоторое время основатель франкского государства счел это все недостаточным, после чего оба были убиты.

По большому счету, такие распри в венценосных семействах с давних пор случались у германцев. Но вот король франков Хлодвиг (годы жизни - 466-511) сумел придать им поистине колоссальный масштаб. Современники короля обратили внимание на это. Ведь в те времена среди родственников взаимопомощь и солидарность еще не были пустым звуком.

Правда, быть может, впоследствии Хлодвиг мучился от угрызений совести. Во всяком случае, по преданию, он сказал однажды, что теперь он чужой среди иноземцев и родственников, которые могли бы помочь ему, уже не существует…

Закат короля

В последние годы жизни Хлодвигу удалось захватить ряд мелких королевств и областей. В результате, на левом побережье Рейна не осталось больше независимых владений, помимо франкского государства.

Также был создан первый сборник законов. Он назывался "Салическая правда". Кроме того, за несколько месяцев до кончины императора созвали первый церковный собор. Он состоялся в Орлеане. В мероприятии участвовало более трех десятков епископов, среди которых половина были франками.

Прославленного короля Хлодвига не стало в самом конце осени 511-го. Он умер в Париже. Ему было всего лишь сорок пять. Его погребли по христианскому обычаю в соборе Святой Женевьевы. Кстати, этот храм был построен по его приказу. Он находился на том самом месте, где похоронили покровительницу Парижа.

Наследство

Когда Хлодвига не стало, его четыре сына разделили между собой государство. Это была дань франкской традиции. Затем дележ наследство продолжился и со стороны внуков умершего императора франков. Неизбежным следствием этого раздела стали очередные распри в семействе Меровингов. В этих междоусобицах всегда присутствовали вероломные убийства и прочие жестокости.

Клотильда, вдова короля, после кончины Хлодвига переехала в Тур. Именно там она начала прислуживать в монастыре Св. Мартина. Она редко посещала Париж и все дни проводила более чем скромно.

Она пережила своего супруга на тридцать три года. Ее похоронили вместе с ним…

Упадок императорской власти, все возрастающая непопулярность римского правления создавали благоприятные условия королям-союзникам Рима для расширения полномочий, для удовлетворения их политических претензий. Они часто со ссылкой на императорское поручение присваивали всю полноту власти, взимали налоги с местного населения и пр.

Салические франки, во главе со своим вождем Хлодвигом (481- 511 гг.), в результате победоносных войн в Галлии, иногда в противоборстве, иногда в союзе с Римом, создают обширное королевство, простиравшееся к 510 году от среднего течения Рейна до Пиренеев. Хлодвиг же, утвердившись как представитель римского императора, становится властителем земель, повелителем единого, уже не племенного, а территориального королевства. Он приобретает право диктовать собственные законы, взимать налоги с местного населения и пр.

Формирование феодального общества и государства франков

Периодизация истории государства франков:

династия Меровингов (конец V - VII вв.) - раннефеодальная монархия;

династия Каролингов (VIII - сер. IX вв.) - сеньориальная монархия, период феодальной раздробленности.

Государство франков миновало стадию рабовладения.

Завоевательные войны франков ускорили процесс создания Франкского государства. Глубинные же причины становления франкской государственности коренились в разложении франкской свободной общины, в ее классовом расслоении, начавшемся еще в первых веках новой эры.

Государство франков по своей форме было раннефеодальной монархией . Оно возникло в переходном от общинного к феодальному обществе, которое миновало в своем развитии стадию рабовладения. Это общество характеризуется многоукладностью (сочетанием рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений), незавершенностью процесса создания основных классов феодального общества. В силу этого раннефеодальное государство несет на себе значительный отпечаток старой общинной организации, учреждений племенной демократии.

Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основных классов феодального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, связанного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им зависимого крестьянства - с другой. На смену относительной централизации раннефеодального государства приходит феодальная раздробленность.

В V-VI вв. у франков сохранились еще общинные, родовые связи, отношения эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига.

Салическая правда указывает также на наличие у франков следующих социальных групп :

служилая знать;

свободные франки (общинники);

полусвободные литы;

рабы.
Наиболее ярко социально-классовые различия в раннеклассовом обществе франков, как свидетельствует Салическая правда, правовой памятник франков, относящийся к V в., проявлялись в положении рабов . Рабский труд, однако, не получил широкого распространения. Раб в отличие от свободного общинника-франка считался вещью. Его кража приравнивалась к краже животного. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы.

Различия между социальными группами (за исключением рабов) были не столько экономическими, сколько социально-правовыми. Они были связаны главным образом с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадлежало. Важным фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату.

Наряду с рабами существовала особая категория лиц - полусвободные литы . Лит представлял собой неполноправного жителя общины франков, находящегося в личной и материальной зависимости от своего господина. Литы могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участвовать в военных походах вместе со своим господином. Лит, как и раб, мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество. За преступление литу полагалось, как правило, то же наказание, что и рабу, например смертная казнь за похищение свободного человека.

Право франков отражает начавшееся имущественное расслоение франкского общества. В Салической правде говорится о господской челяди или дворовых слугах-рабах (виноградарях, конюхах, свинопасах и даже золотых дел мастерах), обслуживающих господское хозяйство.

Вместе с тем Салическая правда свидетельствует о достаточной прочности общинных порядков, об общинной собственности на поля, луга, леса, пустоши, о равных правах общинников-крестьян на общинный земельный надел. Само понятие частной собственности на землю в Салической правде отсутствует. Она лишь фиксирует зарождение аллода , предусматривая право передачи надела по наследству по мужской линии. Аллод - отчуждаемое, переходящее по наследству землевладение свободных франков - сложился в процессе разложения общинной собственности на землю. Он лежал в основе возникновения, с одной стороны, вотчинного землевладения феодалов, а с другой - земельного держания зависимых от них крестьян. Дальнейшее углубление социально-классовых различий у франков и было непосредственно связано с превращением аллода в первоначальную форму частной феодальной земельной собственности.

Процессы феодализации у франков получают мощный импульс в ходе завоевательных войн VI-VII вв., когда в руки франкских королей, служилой аристократии, королевских дружинников переходит значительная часть галло-римских поместий в Северной Галлии. Служилая знать, связанная в той или иной мере вассальной зависимостью от короля, захватившего право распоряжения завоеванной землей, становится крупным собственником земель, скота, рабов, колонов. Она пополняется частью галло-римской аристократии, которая переходит на службу к франкским королям.

Столкновение общинных порядков франков и позднеримских частнособственнических порядков галло-римлян, сосуществование и взаимодействие столь различных по характеру общественных укладов и ускорило создание новых феодальных отношений. Уже в середине VII в. в Северной Галлии начинает складываться феодальная вотчина с характерным для нее разделением земли на господскую (домен) и крестьянскую (держание). Расслоение "рядовых свободных" в период завоевания Галлии происходило и в силу превращения общинной верхушки в мелких вотчинников за счет присвоения общинной земли.

V-VI вв. в Западной Европе были отмечены началом мощного идеологического наступленияхристианской церкв и. Служители десятков вновь возникающих монастырей, храмов выступали с проповедями о человеческом братстве, о помощи бедным и страждущим, о других нравственных ценностях.
Возрастающая идеологическая и экономическая роль церкви не могла рано или поздно не проявиться в ее властных притязаниях. Однако церковь в это время не была еще политическим образованием, не имела единой организации, представляя собой некое духовное сообщество людей, руководимое епископами, из которых по традиции важнейшим считался епископ Рима, получивший впоследствии звание папы римского.
В деятельность церкви в качестве "христовых наместников" на земле все больше вторгались и короли, которые в целях укрепления своей крайне нестабильной власти назначали епископов из своих приближенных, созывали церковные соборы, председательствовали на них, выступая иногда и по проблемам богословия.
Это было время все более тесного переплетения светской и религиозной власти, когда епископы и другие религиозные деятели заседали в правительственных органах, а гражданская администрация на местах осуществлялась епархиальными управлениями.

Бурным ростом феодальных отношений характеризуются VII- IX вв. В это время во франкском обществе происходит аграрный переворот, приведший к повсеместному утверждению крупной феодальной земельной собственности, к утрате общинником земли и свободы, к росту частной власти феодальных магнатов.
К ослаблению власти франкских королей привело прежде всего истощение их земельных ресурсов. Только на основе новых пожалований, предоставления новых прав землевладельцам, установления новых сеньориально-вассальных связей могло произойти в это время усиление королевской власти и восстановление единства франкского государства. Такую политику и стали проводить Каролинги, фактически правившие страной еще до перехода к ним королевской короны в 751 году.

Государственный строй

В процессах становления и развития государственного аппарата франков можно выявить три главных направления:

перерождение органов племенной демократии франков в органы новой, публичной власти, в собственно государственные органы;

развитие органов вотчинного управления;

постепенное превращение государственной власти франкских монархов в "частную" власть государей-сеньоров с формированием сеньориальной монархии, что выявилось в полной мере на завершающем этапе развития франкского общества (VIII-IX вв.).

Завоевание Галлии послужило мощным импульсом создания нового государственного аппарата у франков , ибо оно потребовало организации управления завоеванных областей, их защиты. Хлодвиг был первым франкским королем, утвердившим свое исключительное положение единоличного правителя.

Власть франкских королей стала передаваться по наследству. В VI-VII вв. под прямым воздействием позднеримских порядков законодательные полномочия королей усиливаются, а в капитуляриях не без влияния церкви уже говорится о священном характере королевской власти, о неограниченности ее законодательных полномочий.

С принятием христианства Хлодвигом церковь становится мощным фактором укрепления королевской власти. Именно церковь дала в руки франкских королей такое оправдание захватническим войнам, как ссылка на "истинную веру", объединение в вере многих народов под эгидой единого короля как верховного, не только светского, но и духовного главы своих народов.

Социально-экономические, религиозно-идеологические, этнографические и др. изменения в галльском обществе оказали непосредственное влияние и на процессы складывания и развития специфических черт государственного аппарата франкской империи, поглотившей в VIII-IX в. большинство варварских государств Западной Европы. Уже в V в. у франков на место старой родовой общины окончательно приходит община территориальная (марка), а вместе с ней и территориальное деление на округа (паги), сотни.

Салическая правда говорит уже о существовании должностных лиц королевства: графах, сацебаронах и пр. Вместе с тем она свидетельствует о значительной роли органов общинного управления. Общеплеменное народное собрание в это время было заменено смотром войска - сначала в марте ("мартовские поля"), затем (при Каролингах) в мае ("майские поля"). Но на местах продолжали существовать сотенные собрания ("малюс"), выполняющие судебные функции под председательством туигинов, которые вместе с рахинбургами, знатоками права ("выносящими приговор"), были представителями общины.

Роль общины в судебных делах была исключительно велика. Община отвечала за убийство, совершенное на ее территории, выставляла соприсяжников, свидетельствующих о добром имени своего члена, сами родственники доставляли в суд своего сородича, вместе с ним уплачивали вергельд.

Складывающийся государственный аппарат отличается еще крайней аморфностью, отсутствием четко разграниченных должностных полномочий, соподчиненности, организации делопроизводства. Нити государственного управления сосредоточиваются в руках королевских слуг и приближенных.

Формирование местных органов власти происходит в это время под значительным влиянием позднеримских порядков. Меровингские графы начинают управлять округами как римские наместники. Они обладают полицейскими, военными и судебными функциями. В капитуляриях тунгин в качестве судьи почти не упоминается. Понятия "граф" и "судья" становятся однозначными, их назначение входит в исключительную компетенцию королевской власти.

Вместе с тем вновь возникающие органы государственного аппарата франков, копируя некоторые позднеримские государственные порядки, имели иной характер и социальное назначение. Это были органы власти, выражавшие интересы прежде всего германской служилой знати и крупных галло-римских землевладельцев. Они и строились на иных организационных основах. Так, например, широко использовались на государственной службе дружинники короля. Первоначально состоявшая из королевского военного отряда свободных франков дружина, а следовательно, и государственный аппарат пополнялись впоследствии не только романизированными галлами, которые отличались своим образованием, знанием местного права, но и рабами, вольноотпущенниками, составлявшими придворный королевский штат. Все они были заинтересованы в усилении королевской власти, в разрушении старого племенного сепаратизма, в укреплении новых порядков, суливших им обогащение и социальный престиж.

Во второй половине VII в. складывается новая система политического господства и управления, своего рода "демократия знати ", которая предполагает непосредственное участие верхушки формирующегося класса феодалов в управлении государством.

В это время большую власть присваивает созданный еще ранее Королевский совет , состоящий из представителей служилой знати и высшего духовенства. Без согласия Совета король фактически не мог принять ни одного серьезного решения. Знати постепенно передаются ключевые позиции в управлении не только в центре, но и на местах. Вместе с ослаблением власти королей все больше независимости, административных и судебных функций приобретают графы, герцоги, епископы, аббаты, ставшие крупными землевладельцами. Они начинают присваивать налоги, пошлины, судебные штрафы.

Сохранявшееся в той или иной степени повиновение местной знати королю начинает все больше определяться ее личными отношениями с королевским двором, вассальной зависимостью от короля как сеньора.

С середины VII в. , в эпоху так называемых ленивых королей, знать уже непосредственно берет бразды правления в свои руки, отстраняя короля. Сначала это делается за счет все большего усиления роли и значения должности майордома, а затем путем прямого смещения короля. Ярким примером этому может служить сама смена королевской династии у франков. Еще в VII в. своим могуществом, земельным богатством стал выделяться род майордомов Пипинидов. Один из них, Карл Мартелл, фактически уже правил страной.

Аграрный переворот VIII в . способствовал дальнейшему развитию феодального государства, той административной системы, в которой главную роль начинают играть органы вотчинного управления . Новой перестройке аппарата управления способствовало широкое распространение в это время иммунитетных грамот, в силу которых территория, принадлежащая владельцу иммунитета, изымалась (частично или полностью) из ведения государственных властей в судебных, податных, административных делах. Вотчинник таким образом получал политическую власть над своими крестьянами. Иммунитетные грамоты, как правило, санкционировали уже сложившиеся отношения политической зависимости крестьян от своих сеньоров-вотчинников.

Реформа Карла Мартелла

Сущность ее заключалась в том, что земельные пожалования королей (по сути, майордомов) военно-служилым слоям становились не полной и независимой, а условной собственностью. Непосредственной причиной введения бенефициарной системы Карлом Мартеллом была необходимость создания конницы для борьбы с вторгшимися на территорию королевства в первой половине VII в. арабами.

Майордом , т.е. глава королевской администрации, Карл Мартелл (715-741 гг.) начал свою деятельность с усмирения внутренней смуты в стране, с конфискаций земель своих политических противников, с частичной секуляризации церковных земель. Он воспользовался при этом правом королей на замещение высших церковных должностей. За счет созданного таким образом земельного фонда стали раздаваться новой знати земельные пожалования в пожизненное условное держание -бенефиций (от лат. beneficium - благодеяние, милость) при несении той или иной службы (чаще всего конной военной). Землю получал тот, кто мог служить королю и приводить с собой войско. Отказ от службы или измена королю влекли за собой потерю пожалования. Бенефициарий получал землю с зависимыми людьми, которые несли в его пользу барщину или платили оброк. Использование такой же формы пожалований другими крупными землевладельцами привело к складыванию отношений сюзеренитета-вассалитета между крупными и мелкими феодалами.

В 481 году в возрасте 15 лет Хлодвиг стал правителем одного из королевств франков в Галлии со столицей в Турне. В Галлии у франков было много королевств, даже салические франки делились на несколько таковых. Кроме франкских в Галлии были государства римлян (которые уже не подчинялись Риму), вестготов и бургундов. Человек в то время считался в 15 лет уже вполне взрослым, мог сражаться и управлять страной. Хлодвиг, однако, начал активно действовать позже. Когда ему было 20 лет, он пошёл войной на римлян. Власть над римлянами в Галлии узурпировал некий Сиагрий. Римляне были разбиты в битве при Суассоне, Сиагрий бежал к вестготам, которые выдали его Хлодвигу. После этого крупных битв в войне уже не было, но отдельные очаги сопротивления сохранялись ещё долго, например, Париж держался пять лет. Так Хлодвиг завладел обширными землями. Здесь он пытался наладить хорошие отношения с местными католиками, хотя сам всё ещё оставался язычником. Он вёл и другие войны. В частности, победил в 491 году тюрингов, а в 496 году алеманов. Авторитет Хлодвига среди варварских королей был очень высоким.

Первый раз Хлодвиг, видимо, женился на дочери другого франкского короля. Но историю тогда писали люди церкви, они не считали это браком, так как свадьба, скорее всего, шла по языческому обряду. Не ясно, как и когда умерла эта жена, не известно даже её имя. В истории остался только сын от этого брака по имени Теодорих. Второй женой Хлодвига стала бургундская принцесса Клотильда. Она была католичкой и уговаривала креститься мужа. По легенде Хлодвиг воззвал к Христу, когда проигрывал битву алеманам. Битву он в итоге выиграл, поверил в силу христианства, крестился сам и крестил свою дружину. Теперь королю стало легче найти общий язык с давно уже крещённым римским населением Галлии. Это событие стало переломным моментом в истории франков, оно изменило всю дальнейшую судьбу этого народа, а возможно и всей Западной Европы. Позже церковь признала Клотильду святой.

Одновременно Хлодвиг продолжал расширять свои владения. Во второй половине 490-х годов он совершил ряд набегов на вестготов, которые владели южными землями Галлии. Он вмешался в междоусобную войну между наследниками престола Бургундского королевства. В итоге получилось так, что погибли оба претендента, а Хлодвиг присоединил Бургундию к своим владениям. Но самая масштабная война в жизни этого короля началась в 507 году с вестготами, которые владели южной частью современной Франции. Со временем в войне подключились и остготы, государство которых находилось в Италии. Война продолжалась до 512 или возможно даже 514 года. Хлодвиг одержал победу и вытеснил вестготов на Пиренейский полуостров.

За свою жизнь Хлодвиг сумел объединить под своей властью всех франков и создать сильное государство в Галлии. Главное, он крестил франков по католическому обряду. Однако завещание король оставил такое, какое предписывали законы предков: он разделил свои земли между 4 сыновьями, что довольно скоро привело к кровавым распрям.

Г. Когда он, пятнадцатилетним юношей, стал королем части салических франков ( г.), римское население тех областей Галлии , который не были еще завоеваны варварами, не признавало власти Одоакра и управлялось римлянином Сиарпием , сыном Эгидия. Область Cиapпия на северо-востоке примыкала к землям франков , на юге - к землям готов и бургундов . Между готами и численно превосходившим их галло-римским населением лежала пропасть, вследствие арианства завоевателей.

И вот наступил праздник Рождества Христова. На улицах Реймса развесили многоцветные полотнища, почистили дороги, украсили здания. Пышно убранный собор блистал светом бесчисленных свечей и был наполнен таким благоуханием, что присутствующим казалось, будто они обоняют запахи рая. Когда при торжественном пении гимнов Хлодвиг вошел в церковь, его охватил страх, и, обращаясь к Ремигию , державшему его за руку, король спросил: "Неужели это и есть Царство Небесное, которое мне обещано ?" "Нет , - отвечал епископ, - но это начало пути туда ". Во время совершения Таинства святой Ремигий произнес знаменитые слова: "Смиренно нагни твою голову, Сикамбр, поклонись тому, что ты жег; сожги то, чему поклонялся ".

В последние годы своего правления Хлодвиг постепенно уничтожал франкских вождей и захватывал их земли, распространив таким образом свою власть над всей Галлией . Он убил многих королей, в том числе ближайших родственников: Харариха, отказавшего Хлодвигу в поддержке против Сиагрия; сына Харариха - только потому, что это был его сын; Рагнахара, хотя он и оказывал помощь в борьбе с Сиагрием; своих братьев Рихара и Ригномера - под разными предлогами. Так же Хлодвиг поступил и с вождями рейнских франков, своими союзниками: Сигибертом, которого погубил, действуя через его сына - Хлодерика; и Хлодериком - за то, что он убил своего отца! Рассказывают, что, собрав однажды своих людей, Хлодвиг сказал о своих родственниках, которых сам же умертвил, следующее: "Горе мне, ибо я остался как странник среди чужестранцев и нет у меня родных, которые могли бы мне помочь в минуту опасности!" Говорят, что эти слова он произнес не из жалости к убитым, а из хитрости: не обнаружит ли он еще кого-нибудь из родни, чтобы и того умертвить.Константин Великий