Предмет изучения астрономии конспект урока. Что изучает астрономия (конспект урока и презентация)

Слайд 2

1. Что изучает астрономия. Возникновение астрономии. Астрономия[греч. astron-звезда,светило, nomos -закон] - наука о строении, движении, происхождении и развитии небесных тел, их систем и всей Вселенной в целом.Вселенная- максимально большая область пространства, включающая в себя все доступные для изучения небесные тела и их системы.

Слайд 3

Аллегория Яна Гевелия (1611-1687, Польша), изображает музу Уранию, покровительницу астрономии, которая в руках держит Солнце и Луну, а на голове у нее сверкает корона в виде звезды. Урания окружена нимфами, изображающими пять ярких планет, слева Венеру и Меркурия (внутренние планеты), справа – Марс, Юпитер и Сатурн.

Слайд 4

Потребность в астрономических знаниях диктовалась жизненной необходимостью:

Потребность счета времени, ведение календаря. Ориентация на местности, находить дорогу по звездам, особенно мореплавателям. Любознательность – разобраться в происходящих явлениях. Забота о своей судьбе, породившая астрологию. Великолепный хвост кометы МакНота, 2007г Падение болида, 2003г

Слайд 5

Систематические астрономические наблюдения проводились тысячи лет назад

Солнечный камень древних ацтеков Солнечная обсерватория в Дели, Индия Солнечные часы в обсерватории в Джайпуре

Слайд 6

Древняя обсерватория Стоунхендж, Англия, построен в 19-15 веках до н.э.

Стоунхендж (англ- «Каменная изгородь») - внесённое в список Всемирного наследия каменное мегалитическое сооружение (кромлех) на Солсберийской равнине в графстве Уилтшир (Англия). Находится примерно в 130 км к юго-западу от Лондона.

Слайд 7

38 пар вертикальных камней, высотой не менее 7 метров и весом не менее 50 тонн каждый. Диаметр занимаемого колоссами круга составляет 100 метров.

О назначении гигантского сооружения до сих пор идут споры, наиболее популярными выглядят следующие гипотезы: 1. Место ритуальных церемоний и погребений (жертвоприношений). 2. Храм Солнца. 3. Символ власти доисторических жрецов. 4. Город Мертвых. 5. Языческий собор или священное убежище на благословенной богом земле. 6. Недостроенная АЭС (фрагмент цилиндра реакторного отделения). 7. Астрономическая обсерватория древних ученых. 8. Место посадки космических кораблей НЛО. 9. Прообраз современного компьютера. 10. Просто так, без причины.

Слайд 8

Главная ось комплекса, идущая по аллее через пяточный камень, указывает на точку восхода Солнца в день летнего солнцестояния. Восход дневного светила в этой точке происходит только в определенный день в году - 22 июня.

Слайд 9

Периоды развития астрономии: Древнейший I-й Античный мир (до Н.Э.) II-йДотелескопический (Н.Э. до 1610г) Классический(1610 - 1900) III-йТелескопический (до спектроскопии, 1610-1814гг) IV-йСпектроскопический (до фотографии, 1814-1900гг) V-йСовременный (1900-н.в) Разделы астрономии: 1. Практическая астрономия 2. Небесная механика 3. Сравнительная планетология 4. Астрофизика 5. Звездная астрономия 6. Космология 7. Космогония 2. Разделы астрономии. Связь с другими науками.

Слайд 10

Древо астрономических знаний

Слайд 11

Слайд 12

Связь астрономии с другими науками

1 - гелиобиология2 - ксенобиология3 - космическая биология и медицина4 - математическая география5 - космохимияА - сферическая астрономияБ - астрометрияВ - небесная механикаГ - астрофизикаД - космологияЕ - космогонияЖ - космофизика Физика Химия Биология География и геофизика История и обществознание Литература Философия

Слайд 13

3. Общие представления о масштабе и структуре ВселеннойВселенная- максимально большая область пространства, включающая в себя все доступные для изучения небесные тела и их системы. Реальный мир,вероятно,устроен так, что могут существовать другие вселенные с иными законами природы,а физические постоянные могут иметь другие значения.Вселенная - уникальная всеобъемлющая система, охватывающая весь существующий материальный мир, безграничный в пространстве и бесконечный по разнообразию форм.

1 астрономическая единица = 149, 6 млн.км ~ 150 млн.км 1пк (парсек) = 206265 а.е. = 3,26 св. лет 1 световой год (св. год) - это расстояние, которое луч света со скоростью почти 300 000 км/с пролетает за 1 год и равен 9,46 миллионам миллионов километров!

Слайд 14

Космические системы

Солнечная система - Солнце и движущиеся вокруг тела (планеты, кометы, спутники планет, астероиды). Солнце – самосветящееся тело, остальные тела, как и Земля светят отраженным светом. Возраст СС ~ 5 млрд. лет. Таких звездных систем с планетами и другими телами во Вселенной огромное количество. Нептун находится на расстоянии 30 а.е.

Слайд 15

Солнце как звезда

Вид Солнца в разных диапазонах электромагнитных волн

Слайд 16

Одним из самых примечательных объектов звездного неба является Млечный Путь-часть нашей Галактики. Древние греки называли его «молочный круг». Первые наблюдения в телескоп,проведенные Галилеем, показали, что Млечный Путь – это скопление очень далеких и слабых звезд. Видимые на небе звезды- это ничтожная доля звезд, входящих в состав галактик.

Слайд 17

Так выглядит наша Галактика сбоку

  • Слайд 18

    Так выглядит наша Галактика сверху диаметр около 30 кпк

  • Слайд 19

    Галактики- системы звезд, их скоплений и межзвездной среды. Возраст галактик 10-15 млрд. лет

    Слайд 20

    4. Астрономические наблюдения и их особенности.Наблюдения – основной источник знаний о небесных телах, процессах и явлениях происходящих во Вселенной

    Слайд 21

    Первым астрономическим инструментом можно считать гномон- вертикальный шест, закрепленный на горизонтальной площадке, позволявший определять высоту Солнца. Зная длину гномона и тени, можно определить не только высоту Солнца над горизонтом, но и направление меридиана, устанавливать дни наступления весеннего и осеннего равноденствий и зимнего и летнего солнцестояний.

    Слайд 22

    Другие древние астрономические инструменты:астролябия, армиллярная сфера, квадрант, параллактическая линейка

    Слайд 23

    Оптические телескопы

    Рефрактор (линзовый)- 1609г. Галилео Галилей в январе 1610г открыл 4 спутника Юпитера. Самый большой рефрактор в мире изготовлен Альваном Кларком (диаметр 102см), установлен в 1897г в Йерской обсерватории (США) с тех пор профессионалы не строят гигантские рефракторы.

    Слайд 24

    Рефракторы

  • Слайд 25

    Рефлектор(используется вогнутое зеркало)- изобрел Исаак Ньютон в 1667г

    Слайд 26

    Большой Канарский телескопИюль 2007 г - первый свет увидел телескоп Gran Telescopio Canarias на Канарских островах с диаметром зеркала 10,4 м, который является самым большим оптическим телескопом в мире по состоянию на 2009 год.

    Слайд 27

    Крупнейшими телескопами-рефлекторами являются два телескопа Кека, расположенные на Гавайях, обсерватория Мауна-Кеа (Калифорния, США). Keck-I и Keck-II введены в эксплуатацию в 1993 и 1996 соответственно и имеют эффективный диаметр зеркала 9,8 м. Телескопы расположены на одной платформе и могут использоваться совместно в качестве интерферометра, давая разрешение, соответствующее диаметру зеркала 85 м.

    Слайд 28

    SALT - Большой южно-африканский телескоп (англ. Southern African Large Telescope) - оптический телескоп с диаметром главного зеркала 11 метров, находящийся в Южно-африканской астрономической обсерватории, ЮАР. Это крупнейший оптический телескоп в южном полушарии. Дата открытия 2005 год

    Слайд 29

    Большой бинокулярный телескоп (англ. The Large Binocular Telescope (LBT) , 2005 г) - один из наиболее технологически передовых и обладающих наивысшим разрешением оптических телескопов в мире, расположенный на 3,3-километровой горе Грэхем в юго-восточной части штата Аризона (США). Телескоп обладает двумя зеркалами диаметром 8,4 м, разрешающая способность эквивалентна телескопу с одним зеркалом диаметром 22,8 м.

    Слайд 30

    телескопVLТ(very large telescope) Паранальская обсерватория, Чили - телескоп, созданный по соглашению восьми стран. Четыре телескопа одного типа, диаметр главного зеркала составляет 8,2 м. Свет, собираемый телескопами эквивалентен одиночному зеркалу 16 метров в диаметре.

    Слайд 31

    GEMINI North и GEMINI South Телескопы-близнецы Gemini North и Gemini South имеют зеркала диаметром 8.1м - международный проект. Они установлены в Северном и Южном полушариях Земли,чтобы охватить наблюдениями всю небесную сферу. Gemini N построен на горе Мауна Кеа (Гавайи) на высоте 4100м над уровнем моря, а Gemini S сооружен в Сьеро Пачон (Чили), 2737м.

    Слайд 32

    Крупнейший в Евразии телескоп БТА - Большой Телескоп Азимутальный - находится на территории России, в горах Северного Кавказа и имеет диаметр главного зеркала 6 м. (монолитное зеркало 42т, 600т телескоп, можно видеть звезды 24-й величины). Он работает с 1976 и длительное время был крупнейшим телескопом в мире.

    Слайд 33

    30-метровый телескоп (Thirty Meter Telescope - TMT): диаметр главного зеркала 30 м (492 сегмента, каждый размером 1,4 м.Строительство нового объекта планируется начать в 2011 году. "Тридцатиметровый телескоп" к 2018 году возведут на вершине потухшего вулкана Мауна-Кеа (Mauna Kea) на Гавайях, в непосредственной близости от которого уже работает несколько обсерваторий (Mauna Kea Observatories).

    Слайд 34

    Обсерватории– научно-исследовательские учреждения Mauna Kea на Гавайях - одно из самых прекрасных мест для наблюдения в мире. С высоты в 4200 метров телескопы могут выполнять измерения в оптическом, инфракрасном диапазоне и иметь длину волны в пол миллиметра.

    Телескопы обсерватории Мауна Кеа, Гавайи

    Слайд 35

    Зеркально-линзовый – 1930г, Барнхард Шмидт (Эстония). В 1941г Д.Д. Максутов (СССР) создал менисковый с короткой трубой. Применяется любителями – астрономами.

    Слайд 36

    Слайд 37

    Радиотелескоп - астрономический инструмент для приёма радиоизлучения небесных объектов (в Солнечной системе, Галактике и Метагалактике) и исследования его характеристик. Состоит:антенна и чувствительный приемник с усилителем. Собирает радиоизлучение, фокусирует его на детекторе, настроенном на выбранную длину волны, преобразует этот сигнал. В качестве антенны используется большая вогнутая чаша или зеркало параболической формы. преимущества: в любую погоду и время суток можно вести наблюдение объектов, недоступные для оптических телескопов.

    Слайд 38

    Радиоантенна Янского. Первым космическое радиоизлучение зарегистрировал Карл Янский в 1931 году. Его радиотелескоп представлял собой вращающуюся деревянную конструкцию, установленную на автомобильных колесах для исследования помех радиотелефонной связи на длинах волн λ = 4 000 м и λ = 14,6 м. К 1932 году стало ясно, что радиопомехи приходят из Млечного Пути, где расположен центр Галактики. А в 1942 было открыто радиоизлучение Солнца

    Слайд 39

    Аресибо (остров Пуэрто –Рико, 305м-забетонированная чаша потухшего вулкана, введен в 1963г). Самая большая радиоантенна в мире

    Слайд 40

    Радиотелескоп РАТАН- 600, Россия(Сев.Кавказ) , вступил в строй в 1967г, состоит из 895 отдельных зеркал размером 2,1х7,4м и имеет замкнутое кольцо диаметром 588м

    Слайд 41

    15-метровый телескоп Европейской Южной обсерватории

    Слайд 42

    Система радиотелескопов VLA Very Large Array в Нью-Мексико (США) состоит из 27 тарелок, каждая диаметром 25 метров. Налаживают связь между радиотелескопами, находящимися в разных странах и даже на разных континентах. Такие системы получили название радиоинтерферометров со сверхдлинной базой (РСДБ). Дают максимально возможное угловое разрешение, в несколько тысяч раз лучшее, чем у любого оптического телескопа.

    Слайд 43

    LOFAR - первый цифровой радиотелескоп, который не нуждается ни в подвижных частях, ни в моторах. Открыт в 2010г. июнь.Много простых антенн, гигантские объемы данных и мощности компьютеров.LOFAR представляет собой гигантский массив, состоящий из 25 тысяч небольших антенн (от 50 см до 2 м в поперечнике). Диаметр LOFAR – примерно 1000 км. Антенны массива расположены на территории нескольких стран: Германии, Франции, Великобритании, Швеции.

    Слайд 44

    Космические телескопы

    Космический телескоп «Хаббл» (Hubble Space Telescope, HST) - это целая обсерватория на околоземной орбите, общее детище NASA и Европейского космического агентства. Работает с 1990 г. Самый крупный оптический телескоп, который ведет наблюдения в инфракрасном, ультрафиолетовом диапазоне. За 15 лет работы «Хаббл» получил 700 000 снимков 22 000 всевозможных небесных объектов - звезд, туманностей, галактик, планет. Длина - 15,1 м, вес 11,6 тонн, зеркало 2,4 м

    Слайд 45

    Рентгеновский телескоп «Чандра» (Chandra X-ray Observatory)вышел в космос 23 июля 1999 года. Его задача - наблюдать рентгеновские лучи, исходящие из областей, где есть очень высокая энергия, например, в областях звездных взрывов

    Слайд 46

    Телескоп «Спитцер» (Spitzer) - был запущен НАСА 25 августа 2003. Он наблюдает космос в инфракрасном диапазоне. В этом диапазоне находится максимум излучения слабосветящегося вещества Вселенной - тусклых остывших звезд, гигантских молекулярных облаков.

    Слайд 47

    Телескоп «Кеплер» запустили 6 марта 2009 года. Это первый телескоп специально предназначенный для поиска экзопланет. Он будет наблюдать изменение яркости более чем 100 000 звезд в течение 3,5 лет. За это время он должен определить, сколько планет, подобных Земле, находится на пригодном для развития жизни удалении от своих звезд, составить описание этих планет и формы их орбит, изучить свойства звезд и многое другое. Когда «Хаббл» «уйдет на пенсию», его место должен занять космический телескоп имени Джеймса Вебба (James Webb Space Telescope, JWST). У него будет огромное зеркало 6,5 метров в диаметре. Его задача - найти свет первых звезд и галактик, которые появились сразу после Большого взрыва. Его запуск запланирован на 2013 год. И кто знает, что он увидит в небе и как изменится наша жизнь.

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Лицей №7»

    Городского округа Саранск

    Республики Мордовия

    Конспект урока по астрономии

    ТЕМА

    Предмет астрономии.

    Что изучает астрономия. Связь астрономии с другими науками.

    Подготовила

    учитель физики и астрономии

    Ахметова Нязиля Джафяровна

    Г.о.Саранск

    2018

    Цели урока: познакомить учащихся с новой для них наукой.

    Личностные: обсудить потребности человека в познании, как наиболее значимой ненасыщаемой потребности, понимание различия между мифологическим и научным сознанием.

    Метапредметные: формулировать понятие «предмет астрономии»; доказывать самостоятельность и значимость астрономии как науки; классифицировать телескопы, используя различные основания (конструктивные особенности, вид исследуемого спектра и т. д.);.

    Предметные: объяснять причины возникновения и развития астрономии, приводить примеры, подтверждающие данные причины; иллюстрировать примерами практическую направленность астрономии и особенности астрономических наблюдений; воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с другими науками.

    Наглядные пособия: презентация с необходимым наглядным материалом; видео урок.

    Основной материал

    Астрономия как наука. История становления астрономии в связи с практическими потребностями. Этапы развития астрономии. Основные задачи и разделы астрономии. Особенности астрономии и ее методов. Взаимосвязь и взаимовлияние астрономии и других наук.

    Методические акценты урока. Первое занятие по астрономии имеет наибольшее значение в дальнейшем становлении учебной мотивации. По этой причине важно выбрать активные формы взаимодействия с учащимися. Наиболее эффективно вначале организовать беседу по выявлению представлений учащихся о том, что изучает астрономия, сформулировав, таким образом, определение предмета астрономии и ее задач. Далее, продолжая беседу, важно подвести

    учащихся к мысли о первоначальной значимости развития астрономических знаний в связи с практическими потребностями. Их можно разделить на несколько групп:

    Сельскохозяйственные потребности (потребность в отсчете времени - сутки, месяцы, годы. Например, в Древнем Египте определяли время посева и уборки урожая по появлению перед восходом солнца из-за края горизонта яркой звезды Сотис - предвестника разлива Нила);

    Потребности в расширении торговли, в том числе морской (мореплавание, поиск торговых путей, навигация. Так, финикийские мореплаватели ориентировались по Полярной звезде, которую греки так и называли - Финикийская звезда);

    Эстетические и познавательные потребности, потребности в целостном мировоззрении (человек стремился объяснить периодичность природных явлений и процессов, возникновение окружающего мира. Зарождение астрономии в астрологических идеях свойственно мифологическому мировоззрению древних цивилизаций. Мифологическое мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, общественных иллюзиях, рожденных восприятием людьми социальных и природных процессов и своей роли в них).

    План изложения нового материала:

    1. Предмет астрономии.

    2. Связь астрономии с другими науками.

    3. Основные задачи астрономии.

    4. Основные разделы астрономии.

    5. Особенности астрономии и ее методов.

    6. Особенности астрономических наблюдений.

    4. Краткие сведения о строении Вселенной.

    Ход урока:

    Вводная беседа (2 мин)
    Требования:

    Учебник - тетради (для рабочих записей и для контрольных работ) - экзамен (по выбору);

    Новый предмет (добросовестное выполнение требований учителя и собственная инициатива).

    Новый материал (30 мин)

    1. Начало - демонстрация презентации

    Первый слайд

    Что изучает астрономия

    Астрономия (др.-греч. ἀστρονομία) - фундаментальная наука, которая изучает строение, движение, происхождение и развитие небесных тел, их систем и всей Вселенной в целом.

    Значение астрономии:

    Второй слайд

    Основные задачи астрономии.

    Третий слайд

    Основные разделы астрономии

    1) Астрофизика

    2) Практическая астрономия - раздел астрономии, описывающий способы нахождения географических координат, определения координат небесных светил, исчисления точного времени.

    3) Небесная механика

    4) Сравнительная планетология - раздел астрономии, в котором

    изучается физика планет Солнечной системы путём их сравнения с Землёй.

    5) Звёздная астрономия

    6) Космогония

    7) Космология

    Четвертый слайд

    2)Значительная продолжительность целого ряда изучаемых в астрономии явлений(до миллиардов лет).

    Пятый слайд

    2. Демонстрация видео клипа с CD.

    Задание на дом: § 1(п.1,2), §2(п.2).

    Темы проектов

    1. Древнейшие культовые обсерватории доисторической астрономии.

    2. Прогресс наблюдательной и измерительной астрономии на основе геометрии и сферической тригонометрии в эпоху эллинизма.

    3. Зарождение наблюдательной астрономии в Египте, Китае, Индии, Древнем Вавилоне, Древней Греции, Риме.

    4. Связь астрономии и химии (физики, биологии).

    Опорный конспект к уроку

    Что изучает астрономия

    1)Строение, физическую природу и химический состав космических объектов их систем и Вселенной в целом.

    2)Законы движения космических объектов и их систем, а также их эволюцию во времени и пространстве.

    3)Свойства межзвездного и межпланетного пространства.

    Астрономия - фундаментальная наука, которая изучает строение, движение, происхождение и развитие небесных тел, их систем и всей Вселенной в целом.

    Значение астрономии:

    формирование научного мировоззрения.

    Основные задачи астрономии.

    1) Изучить видимое и истинное расположение и движение небесных тел;

    2)Определить их размеры и формы.

    3) Изучить физическую природу и химический составкосмических объектов и их систем.

    4) Изучить проблемы возникновения и развития небесных тел и их систем.

    Основные разделы астрономии

    1) Астрофизика – раздел астрономии, изучающий физические явления и химические процессы, происходящие на поверхности небесных тел, в их недрах и атмосферах, а также в космическом пространстве (методы спектрального анализа).

    2) Практическая астрономия - раздел астрометрии, описывающий способы нахождения географических координат, определения координат небесных светил, исчисления точного времени.

    3) Небесная механика - раздел астрономии о закономерностях механического движения небесных тел и причинах, вызвавших это движение.

    4) Сравнительная планетология - раздел астрономии, в котором изучается физика планет Солнечной системы путём их сравнения с Землёй.

    5) Звёздная астрономия изучает закономерности в мире звезд и их систем (пространственное распределение звезд).

    6) Космогония – это раздел астрономии в котором изучается происхождение и эволюция небесных тел и их систем.

    7) Космология – это раздел астрономии исследующий происхождение, строение и эволюцию Вселенной как единого целого.

    Особенности астрономии и её методов

    1) Наблюдения – основной источник информации в астрономии.

    2)Значительная продолжительность целого ряда изучаемых в астрономии явлений (до миллиардов лет).

    3) Необходимо указать положение небесных тел в пространстве(их координаты) и невозможно сразу указать, какое из них ближе, а какое дальше от нас.

    Особенности астрономических наблюдений

    1) Наблюдения ведутся с Земли, а Земля движется вокруг оси и вокруг Солнца.

    2) Невозможно воспроизвести опыты (наблюдения пассивные).

    3) Большие расстояния до наблюдаемых объектов.


    ЗАНЯТИЕ № 53, 11.04.2017

    Тема: «Общие сведения об астрономии.»

    Цель занятия :

    Обучающая – уяснить предмет и метод астрономии, понятие небесной сферы и основных ее точек, способы ориентации на небесной сфере, геоцентрическую и гелиоцентрическую системы мира, понятие эклиптики;

    Развивающая – развивать пространственное мышление через изучение карты звездного неба, сформировать межпредметные связи между астрономией, физикой, географией;

    Воспитательная – осознать связь истории и современности через названия созвездий, биографии ученых-астрономов.

    Формируемые компетенции: представления об основных идеях современной астрономии, природе небесных тел.

    Тип занятия: занятие по изучению нового материала

    Вид занятия: лекция

    Оборудование : карта звездного неба, настольные подвижные карты звездного неба, проектор, экран, ноутбук

    Литература : Физика,11класс. Кабардин О.Ф., Глазунов АТ., Малинин А.Н. и другие. М., Просвещение, 2001 г.

    План занятия : организационный этап

    Мотивация

    Актуализация

    Этап изучения нового материала

    Предмет и методы астрономии

    Древние о созвездиях

    Созвездия (определение)

    Основные точки небесной сферы

    Движение небесной сферы

    Эклиптика

    Знаки зодиака

    Ориентация по карте небесной сферы

    Проверка понимания

    Закрепление

    Этап подведения итогов занятия

    Мотивация

    За много столетий и даже тысячелетий до появления компаса ориентация по звездам являлась единственным способом передвижения по незнакомой местности. Она и сейчас не утратила своего значения для моряков, путешественников и просто любопытных людей. Все электронные навигационные системы зависят от состояния магнитного поля Земли и в случае вспышек на Солнце и возникновения других аномалий (последний пик солнечной активности наблюдался в мае 2012 г., следующий наступит в 2021 г.) могут отказать в самый неподходящий момент. И только небесная сфера остается неизменной при любых катаклизмах.

    Актуализация:

    Что изучает астрономия?

    Когда возникла?

    Каких вы знаете ученых-астрономов?

    Какие небесные объекты вы знаете?

    Какой самый главный объект для нас все пропустили? Земля

    - а в пределах Земли на какие явления непосредственно влияет космос?

    Новый материал с проверкой понимания (презентации, урок 1)

    Астрономия - наука о строении, происхождении и развитии небесных тел и их систем

    Методы астрономии: наблюдение, эксперимент

    Методы познания

    Объекты познания

    Космические объекты

    Космические процессы

    Космические и небесные явления

    Наблюдение

    эксперимент

    Галактики, черные дыры, звезды, планеты, метеориты, кометы

    Расширение Вселенной

    Формирование планетных систем

    Развитие звезд

    Движение небесных тел, Солнечное, лунное затмение

    Смена фаз Луны

    Приливы и отливы

    Полярное сияние

    Метеорный дождь

    Древние о небесной сфере (презентации, урок 8)

    Актуализация

    Каких ученых астрономов древности вы знаете?

    Как представляли себе в древности строение мироздания?

    Аристотель – Птолемей – геоцентрическая система мира, земля – шар;

    Коперник – Кепплер – Ньютон – гелиоцентрическая система мира;

    Джордано Бруно – множественность обитаемых миров.

    Карта звездного неба (презентации, урок 2)

    Актуализация

    Какие вы знаете созвездия? Сколько всего созвездий?

    Почему созвездия не похожи на тех существ, в честь которых они названы?

    Раздать неподвижные карты звездного неба

    Созвездие – это область неба в пределах установленных границ.

    Официальное деление небесной сферы на созвездия произошло только в начале 20 века. Астрономами было выделено 88 созвездий . Есть созвездия Северного полушария, Южного полушария, Зодиакальные.

    Центральная часть карты звездного неба относится к Северному полушарию, периферия – к Южному; отдельной линией обозначена эклиптика, вдоль которой расположены зодиакальные созвездия.

    Задание: прочитайте на карте названия созвездий и предположите, кто и когда мог их так назвать.

    Созвездия Северного полушария получили свои названия в эпоху Античности, то созвездия Южного полушария намного «моложе»: их границы были определены в эпоху Великих географических открытий моряками и учеными и названия у них соответствующие – Компас, Насос, Паруса, Микроскоп.

    Одна из звезд на небесной сфере древними мореплавателями была названа «Гвоздь». Что это за звезда? Почему ее так назвали?

    Вокруг этой звезды вращается небесная сфера. Показать способы ориентации на север по Полярной звезде.

    Мореплавателями выделено на небесной сфере 27 звезд, названных навигационными. Они яркие и их легко определить по рисунку созвездий.

    Они связаны между собой рядом линий – ковш, весенне-летний, зимний треугольники, крест и т.д.

    Основные точки и линии небесной сферы

    (презентации, урок 3 до кульминации)

    Какие вы знаете основные линии и точки небесной сферы?

    Отвесная линия проходит через наблюдателя и точки зенита –надира.

    Плоскость, перпендикулярная отвесной линии называется плоскостью горизонта.

    Северный полюс мира – точка, неподвижная при суточном движении звезд.

    Южный полюс мира

    Их соединяет Ось мира

    Тень от вертикально поставленного шеста в полдень падает на полуденную линию, соединяющую точки севера и юга.

    Плоскость небесного экватора перпендикулярна оси мира.

    Небесный меридиан совпадает с географическим меридианом и проходит через точку севера, полюса мира, зенит, надир.

    Угол между осью мира и полуденной линией (плоскостью горизонта) соответствует географической широте местности. (Урок 5 кадр 2 )

    Движение небесной сферы (презентации, урок 5 слайд 4), Указать направление вращения небесной сферы – с востока на запад вокруг оси мира.

    Время одного полного оборота – сутки.

    Правила пользования подвижной картой звездного неба.

    (урок 3 последний слайд «кульминация»)

    Кульминация – явление прохождения светила через небесный меридиан.

    Кульминации есть верхние и нижние. Промежуток времени между кульминациями равен половине суток.

    У незаходящего светила видны обе кульминации (Кассиопея)

    У невосходящего светила не видны обе кульминации (Южный Крест)

    Момент верхней кульминации Солнца – истинный полдень; нижней – полночь.

    Путь Солнца по небесной сфере (презентации, урок 4)

    Большой круг, описываемый Солнцем относительно звезд по небесной сфере вследствие движения Земли по орбите называется эклиптикой.

    Солнце совершает один полный оборот вдоль эклиптики за год. Вдоль эклиптики расположены 12 + 1 зодиакальных созвездий.

    Найти эклиптику на карте и выписать все созвездия, которые проходит Солнце вдоль эклиптики. Найти неожиданность!

    Вопрос: какое время требуется Солнцу на прохождения каждого созвездия?

    Ответ – примерно месяц.

    Вопрос: а как это согласуется с тем, что сечение всех созвездий эклиптикой разное? А что делать с новым созвездием?

    Ответ: деление на знаки Зодиака давно стало условным. Вследствие движения звезд во Вселенной форма созвездий изменилась с тех пор, как они получили свои имена и теперь на Скорпиона приходится всего десять дней, а на

    Весы 45 дней. А еще Змееносец влез «куда не следовало».

    Вопрос: какое созвездие ты не можешь увидеть на небесной сфере в день твоего рождения?

    Наводящий вопрос: где находится Солнце ночью?

    Ответ: На другой стороне Земли.

    Можем ли мы ночью видеть то созвездие, в котором находится Солнце?

    Ответ: нет. Мы видим диаметрально противоположное созвездие.

    Вопрос: сейчас начало апреля. Царство Овна. Что мы увидим на небе на в середине ночи?

    Экваториальная система отсчета

    Система отсчета включает начало отсчета – неподвижного наблюдателя, систему координат – экваториальную и способ отсчета времени

    Экваториальная система отсчета вращается вместе со звездным небом.

    Ввести два основных измерения:

    Угловое расстояние светила от небесного экватора вдоль одного из небесных меридианов называется склонением δ

    Угловое расстояние светила вдоль небесного экватора от точки весеннего равноденствия называется прямым восхождением α

    Время

    В астрономии принято отсчитывать время солнечными сутками – средним промежутком времени между двумя верхними кульминациями центра Солнца

    Сейчас начало апреля. Царство Овна. Что мы увидим на небе на в середине ночи? Каково будет его склонение?

    Закрепление:

    По карте звездного неба определить:

    Названия трех созвездий северного

    Южного полушария

    Названия созвездий, видимых из обеих полушарий

    Звезду, находящуюся в северном полюсе мира

    Звезду, находящуюся на небе в точке весеннего равноденствия

    Координаты трех самых ярких звезд северного полушария

    Координаты трех самых ярких звезд южного полушария.

    Задание: по траекториям движения комет определить время суток для наблюдения комет и оптимальный день для наблюдения (прохождение кометы около яркой звезды)

    Этап подведения итогов:

    Что такое созвездия

    Назвать основные точки и линии небесной сферы

    Что такое эклиптика

    Каковы два измерения в экваториальной системе координат.

    При выставлении оценок учесть:

    Помощь в изготовлении карт

    Ответы на вопросы при актуализации

    Выполнение заданий.


    Астрономия [греч. Астрон (astron) - звезда, номос (nomos) -закон] – наука о Вселенной, изучает движение небесных тел (раздел небесная механика), их природу (раздел астрофизика), происхождение и развитие (раздел космогония) [Астрономия - наука о строении, происхождении и развитии небесных тел и их систем = то есть наука о природе]. Астрономия - единственная наука, которая получила свою музу-покровительницу - Уранию. Аллегория Яна Гавелия (, Польша), изображает музу Уранию, которая в руках держит Солнце и Луну, а на голове у нее сверкает корона в виде звезды. Урания окружена нимфами, изображающими пять ярких планет, слева Венеру и Меркурия (внутренние планеты), справа – Марс, Юпитер и Сатурн.


    Астрономия – одна из самых увлекательных и древнейших наук о природе. Потребность в астрономических знаниях диктовалась жизненной необходимостью: Потребность счета времени, ведение календаря. Находить дорогу по звездам, особенно мореплавателям. Любознательность – разобраться в происходящих явлениях. Забота о своей судьбе, породившая астрологию. Связывая свои мечты и желания с небом, человек наблюдал различные явления. Великолепный хвост кометы Мак Нота, 2007 г Падение болида, 2003 г




    Древо астрономических знаний Классическая астрономия Астрометрия:Сферическая астрономия Фундаментальная астрометрия Практическая астрономия Небесная механика Современная астрономия Астрофизика Космогония Космология Историю астрономии можно разбить на периоды: I-й Античный мир (до НЭ) II-й Дотелескопический (НЭ до 1610 г) III-й Телескопический (до спектроскопии, гг) IV-й Спектроскопический (до фотографии, гг) V-й Современный (1900-н.в) Древнейший (до 1610 г) Классический () Современный (н.в)


    Космические системы Солнечная система - Солнце и движущиеся вокруг (планеты, кометы, спутники планет, астероиды). Видимые на небе звезды, в том числе Млечный путь – это ничтожная доля звезд, входящих в состав Галактики (или называют нашу галактику Млечный Путь)– системы звезд, их скоплений и межзвездной среды. Галактики объединяются в группы и скопления. Все тела находятся в непрерывном движении, изменении, развитии. Планеты, звезды, галактики имеют свою историю, нередко исчисляемую млрд. лет. 1 астрономическая единица = 149, 6 млн.км 1 пк (парсек) = а.е. = 3, 26 св. лет 1 световой год (св. год) - это расстояние, которое луч света со скоростью почти км/с пролетает за 1 год и равен 9,46 миллионам миллионов километров!






    Связь с другими науками 1 - гелиобиология 2 - ксенобиология 3 - космическая биология и медицина 4 - математическая география 5 - космохимия А - сферическая астрономия Б - астрометрия В - небесная механика Г - астрофизика Д - космология Е - космогония Ж - космофизика Физика Химия Биология География и геофизика История и обществознание Литература Философия




    Телескопы Рефлектор (reflecto–отражаю) г, Исаак Ньютон (Англия). Самый большой в мире телескоп им. У. Кека с зеркалом 10 м (не монолитное, из 36 зеркал) установлен в 1996 г в обсерватории Маун-Кеа (шт. Калифорния, США) Рефрактор (refracto–преломляю) г, Галилео Галилей (Италия). Самый большой в мире изготовлен Альваном Кларк (40 дюймов=102 см), установлен в 1897 г в Йерской обсерватории (шт. Висконсин, США) Зеркально-линзовый – 1930 г, Барнхард Шмидт (Эстония). В 1941 г Д.Д. Максутов (СССР) сделал менисковый с короткой трубой. Разрешающая способность α= 14"/D или α= ·λ/D Светосила Е=~S=(D/d хр) 2 Увеличение W=F/f=β/α



    Главное зеркало 10-метрового телескопа Кек. Состоит из 36 шестиугольных 1,8-м гексагональных зеркал Поскольку телескопы "Кек I" и "Кек II" находятся на расстоянии около 85 м друг от друга, они имеют разрешение, эквивалентное телескопу с 85- метровым зеркалом, т.е. около 0,005 дуговых секунды.


    Космические объекты излучают весь спектр электромагнитных излучений, значительная часть невидимого излучения поглощается атмосферой Земли. Поэтому в космос запускают специализированные космические обсерватории для исследования в инфракрасном, рентгеновском и гамма - диапазонах. Телескоп Хаббл (НST), работает с г. Длина - 15,1 м, вес 11,6 тонн, зеркало 2,4 м