Летучий голландец (9 фото). Летучий Голландец – Легендарные парусники

Корабль-призрак – это корабль, который на плаву, но не имеет экипажа или все его члены мертвы. Чаще всего этот термин используется в различных легендах и мифах, но есть и реальные случаи появления кораблей-призраков, которые подтверждены документально.


Конечно, самым известным кораблем-призраком является Летучий голландец, который для моряков является предвестником большой беды. Чаще всего этот корабль-призрак видят издалека или в окружении светящегося ореола.

Согласно легенде о Летучем голландце, в 1641 году голландский капитан Филипп Ван дер Деккен на своем корабле плыл из Ост-Индии и вез на борту молодую пару. Девушка приглянулась капитану, поэтому он убил её суженого, а ей сделал предложение стать его женой. Девушка отказалась и выбросилась за борт, а корабль поплыл к мысу Доброй Надежды. При попытке обогнуть этот мыс, корабль попал в сильный шторм, а суеверные моряки сразу соотнесли его с убийством молодой пары. Несколько матросов и штурман предложили переждать непогоду в какой-нибудь бухте, но капитан убил их и, а затем поклялся костями своей матери, что никто из его команды не сойдёт на берег до тех пор, пока они не обогнут мыс, даже если на это уйдёт целая вечность. Именно этим капитан и вызвал проклятие на свой корабль, который теперь с бессмертной командой не может вернуться на землю.

По разным версиям легенды, проклятие можно снять. По одной версии, капитану Летучего голландца раз в десять лет можно сходить на землю, но для того, чтобы снять проклятие, он должен найти девушку, которая добровольно согласиться стать его женой. По другой версии есть некое магическое слово, которое способно снять проклятие и навеки упокоить капитана вместе с его командой.

Кроме основной легенды, есть множество других версий:

— Капитан корабля поклялся отдать душу дьяволу, если его корабль сможет невредимым миновать мыс. Его пожелание исполнились, и он вместе с командой был обречён на вечные скитания.
— Во время шторма команда не хотела рисковать и пыталась уговорить капитана переждать непогоду. Но капитан корабля заявил, что будет штурмовать мыс Горн (по другой версии - мыс Доброй Надежды) до второго пришествия. В ответ на эти слова с небес раздался страшный голос: «Да будет так - плыви!».
— Команда корабля могла заболеть страшной болезнью, в связи с чем, их просто не пускали в порты. В итоге, команда без воды и пищи вынуждена была бороздить моря до тех пор, пока все члены экипажа не умерли.
— Команда Летучего голландца так торопилась домой, что не пришла на помощь тонущему кораблю, за что и была проклята.
— Летучий голландец натолкнулся на пиратский корабль-призрак «Кенару». Команде Летучего голландца удалось одолеть «Кенару», но на них перешло проклятие этого корабля.
— Еще по одной легенде капитан корабля играл в кости с дьяволом на собственную душу.

Возможное объяснение

Возможно, моряки наблюдали не корабль-призрак, а явление фата-моргана, когда над поверхностью воды появляются различные миражи. Что касается светящегося ореола вокруг корабля, то это могли быть огни святого Эльма другого корабля, которые наблюдаются на разных высоких предметах, например, мачтах корабля.

В создании легенды о Летучем голландце могла поучаствовать и желтая лихорадка. Эта болезнь передается комарами, которые размножались в емкостях с питьевой водой. Желтая лихорадка вполне могла истребить всю команду, а встреча с таким кораблем-призраком была крайне опасна, так как изголодавшиеся комары сразу нападали на еще здоровую команду корабля.

Реальные случаи появления кораблей призраков

Конечно, довольно часто люди создают легенды на пустом месте, когда просто не могут объяснить увиденное явление или в результате многочисленных пересказываний появляются новые необоснованные ничем детали. Но существуют реальные корабли-призраки, которые находили в морях и доставляли в порты.

Пожалуй, самым известным реальным кораблем-призраком является судно Мария Целеста, которое было найдено 4 декабря 1872 года в 400 милях от Гибралтара судном «Деи Грация» (Dei Gratia). Изначально этот корабль носил название Амазонка и имел дурную славу. Первый капитан этого корабля умер в первом плавании, много раз судно меняло владельцев, а в 1869 году во время шторма его выкинуло на берег. После этого, судно было продано американцу, который переименовал его в «Мария Целеста» («Мария Небесная»).

Корабль Мария Целеста шел из Статен-Айленд, Италия с грузом спирта-ректификата. На борту был экипаж из 7 человек, а также капитан, его жена и двухлетняя дочь.

Судно Мария Целеста было обнаружено спустя месяц после выхода из порта, без команды и без видимых внешних повреждений. Небольшие повреждения были на крышках люков, створки носового люка оторванные валялись на палубе, между переборками и палубами была вода, уровнем примерно в один метр. Еще одна важная деталь – на своих местах не были найдены хронометр и секстант, а одна из спасательных шлюпок не была на своем месте, что намекает на эвакуацию экипажа. В остальном корабль был нетронутым, вплоть до мелочей: в каюте капитана были шкатулка с драгоценностями и пачки денег, швейная машинка жены капитана стояла с неоконченным шитьём, трубки матросов были сложены в специальном месте, продовольственный запас был нетронутым, а груз цел.

Обнаружение корабля породило массу слухов, от нападения пиратов, до мятежа и воздействия Бермудского треугольника. Но все эти варианта напрочь отметались фактами: пираты скорее бы забрали ценный груз, драгоценности, деньги или сам корабль, чем просто одну шлюпку и команду. При мятеже команда бы тоже не ушла с корабля с пустыми руками, забрала бы в первую очередь свои личные вещи, а также вещи капитана, но все это оставалось на своих местах.

Все факты говорят о том, что люди сами покинули корабль Мария Целеста, вопрос лишь в том, почему они это сделали. Наиболее вероятной выглядит гипотеза Кобба о воспламенении паров спирта. Согласно этой гипотезе, бочки со спиртом были негерметичны, в результате чего пары спирта накапливались в трюме. Первый взрыв произошел в кормовом трюме, но он не был достаточно мощным, чтобы сорвать деревянные крышки люков. Капитан отправил матросов проверить, в чем дело, поэтому они сняли люковые крышки, но в этот момент прогремел второй, более мощный взрыв в носовом трюме, которые просто выбил крышки люков.

Опасаясь новых взрывов, команда спешно эвакуировалась с корабля. Об этом говорит тот факт, что капитан забрал судовые документы, хронометр, и секстант (компас снять пытались, разбив его при этом), но забыл взять судовой журнал. Кок при этом успел забрать с корабля уже приготовленную пищу – ее на корабле не оказалось.

Конечно, никто не собирался окончательно покидать корабль, скорее всего, капитан планировал отойти на безопасное расстояние и вернуться позже. На корабле не нашлось достаточно длинного буксировочного троса, поэтому в его качестве был использован деррик-фал - длинная снасть, которой поднимают косой парус.

Нового взрыва не произошло, так как люки трюмов были уже открыты, а пары спирта не накапливались в замкнутом пространстве. Но вернуться на корабль люди не успели. Скорее всего, изменившийся ветер наполнил паруса, и корабль быстро набрал ход, деррик-фал при этом не выдержал резкого рывка и оборвался. Переполненная шлюпка просто не имела шансов догнать неуправляемый корабль, на котором просто не успели сложить паруса.

Судьба людей была предрешена, так как выжить им было сложно. А вот корабль, после того, как его нашли, использовалось еще 12 лет, пока в 1885 году капитан специально не разбил его о рифы у берегов Гаити с целью получения страховки.

Другие реальные случаи

Английское торговое судно Октавиус было найдено в 1775 году недалеко от берега Гренландии. В судовом журнале последней записью была фраза, что судно в 1762 году собирается совершить попытку пройти по Северо-Западному проходу, который до этого никому не покорялся. Корабль с замерзшей командой на борту дрейфовал 13 лет.

Корабль Бейчимо после того, как оказался заперт во льдах, был оставлен командой в 1931 году. Предполагалось, что судно потонет, как только освободиться от пакового льда, но оно осталось на плаву и неоднократно было замечено другими судами.

Не только большие суда становятся кораблями-призраками. Так в 1933 году была найдена неплохо сохранившаяся пустая спасательная шлюпка пассажирского парохода «SS Валенсия», который затонул еще в 1906 году.

В 2003 году было найдено судно High Aim 6, без экипажа. За пять дней до обнаружения судно видели с работающими двигателями, а нашли его с полностью пустыми баками.

Танкер Jian Seng в 2006 году прибило к берегу в Австралии, несмотря на тщательные поиски, не был найден даже хозяин таинственного судна.

В том же 2006 году было обнаружено небольшое судно Bel Amica. На его борту были обнаружены остатки пищи, одежда, карта и флаг Люксембурга. Удалось даже найти владельца судна, им оказался некий Франк Руару, но он отказался рассказать, почему его судно оказалось у берегов Италии.

В 2007 году был обнаружен катамаран Kaz II. Двигатель небольшого судна был запущен, а в каюте стоял включенный ноутбук. Люди с катамарана так и не были найдены. Предположительно, один из них упал за борт, второй сразу бросился ему помогать, а вот третий успел запустить двигатель и полез сворачивать парус, но в спешке получил реей по спине и также оказался в воде.

В 2010 году египетские пограничники обнаружили в Красном море судно без опознавательных знаков, на борту нашли наркотики. Скорее всего, судно сломалось, а экипаж не стал дожидаться «помощи» от пограничников.

Одним из последних кораблей-призраков стал японский траулер «Мару», который был унесен в море цунами, а после был затоплен американскими пограничниками у берегов Аляски.

Грозный "Летучий голландец" уже больше 400 лет наводит ужас на суеверных моряков всего мира. Даже простое упоминание об этом корабле во время плавания считалось плохим знаком, не говоря уже о непосредственной встрече с ним в открытом океане. Это самый известный корабль-призрак из всех, которые были когда-либо описаны в истории человечества.

Под черными парусами, поднятыми даже в самую страшную бурю, корабль с полусгнившим корпусом уверенно держится на воде. На мостике возле штурвала стоит капитан. Он обреченно смотрит только вперед, не замечая окружающих его матросов - весьма колоритных персонажей в виде скелетов в старых лохмотьях. Команда уверенно управляется с парусами, не обращая внимания на шторм. Так описывают встречу с "Летучим голландцем" выжившие очевидцы. Пополняет ряды этой команды обычно капитан какого-либо погибшего корабля. Причем более высокая степень мерзости покойного при жизни дает ему больше шансов оказаться на "Летучем голландце".

Согласно проклятию, весь экипаж судна во главе с капитаном не может пристать к берегу. Эти люди обречены на вечное скитание по морям. Проклиная свою несчастную долю, члены экипажа парусника мстят всем встречным кораблям. Они сеют смерть и разрушения на протяжении многих столетий. Чаще всего "Летучий голландец" встречают как раз в месте зарождения легенды - возле мыса Доброй Надежды. Это морское приведение создавало непреодолимые трудности всем, кто пытался мыс обогнуть.

Это проклятие можно снять. Для этого капитану корабля позволено один раз в десять лет сойти на берег. Он волен выбрать любой порт мира или приглянувшуюся ему бухту. В течение ночи он должен найти глубоко верующую женщину, которая даст согласие на брак с ним. Только выполнение этого условия разрушит проклятие. В противном случае корабль-призрак снова уйдет в бесконечное плавание.

История "Летучего голландца" началась в далеком XVII веке. Толчком для создания мифа о необычном корабле послужил рассказ о голландском капитане Филиппе Ван дер Деккене. Разные источники предлагают несколько вариантов имени капитана. Легенда о "Летучем голландце" гласит: на корабле, плывшем от берегов Ост-Индии под управлением капитана Филиппа Ван дер Деккена, находилась молодая пара. На их беду кэп решил, что девушка должна стать его женой. Он убил молодого человека и предложил себя в качестве будущего мужа. Несчастная предпочла смерть в волнах бушующего моря. Это ничуть не повлияло на планы капитана, и он продолжил путь к мысу Доброй Надежды.

Сильный шторм и бурное течение не позволяли кораблю обогнуть мыс. Все попытки команды убедить капитана переждать бурю не увенчались успехом. Более того, штурман и один из матросов поплатились жизнью за предложение зайти в безопасную для корабля бухту. Капитан имел неосторожность произнести роковые слова о готовности бороться с морем хоть целую вечность, но обогнуть злополучный мыс. Именно они и стали проклятием, под которое попал не только капитан, но и вся команда "Летучего голландца". Получается, Филипп Ван дер Деккен сам стал причиной своих несчастий.

"Летучий голландец", со всеми вытекающими последствиями, мог появиться и по другим причинам:

Капитан выкрикнул, что будет пробовать обойти мыс Доброй Надежды хоть до второго пришествия. На богохульное заявление небеса дали ответ: «Да будет так – плыви».

Торопясь домой, команда нарушила неписаное правило всех мореходов – прийти на помощь погибающему судну.

Капитан неудачно сыграл на собственную душу с дьяволом в кости.

Из-за страшной болезни, поразившей команду, корабль не пустили ни в один порт, и все погибли.

"Летучий голландец" встретился с пиратским кораблем-призраком «Кенару» и одолел его, но вместе с победой получил и проклятие.

Капитан обещал дьяволу душу за возможность обогнуть злополучный мыс, платой за выполненное желание стало вечное скитание по морям-океанам.

Море всегда манило людей, обещая приключения и неизведанные земли. Тысячи кораблей отправлялись в плавание. Особенно бурным мореплавание было в 16-17 веках. Не всем суждено было вернуться в родной порт. Не видя тел погибших моряков, их родные отказывались верить в самое страшное. Для оправдания «невозвращенцев» придумывались самые фантастические истории. Легче было считать, что в силу каких-то невероятных обстоятельств (корабль-призрак не отпускает) они просто не могут вернуться домой.

Не все верили, что "Летучий голландец" – корабль-призрак - появился из-за безумства одного человека или проклятий. Есть несколько логичных, с точки зрения ученых мужей, пояснений появления кораблей-призраков. Во-первых, это может быть явлением фата-моргана. Появление миражей на водной глади - не такая уж и редкость. А святящийся ореол вокруг корабля не что иное, как огни святого Эльма. Во-вторых, имеет право на существование и версия о болезнях на кораблях. Желтая лихорадка, переносимая комарами, могла легко уничтожить команду в открытом море. Неуправляемый корабль с телами погибших моряков на борту, конечно, представлял собой неприятное зрелище и был угрозой для безопасности судов.

Действительно, такой случай имел место в 1770 году. Началась эпидемия неизвестной смертельной болезни на одном из кораблей. Попытки команды пристать к берегу не увенчались успехом. Ни один порт Мальты, Англии, Испании не дал судну разрешения пришвартоваться у своих берегов. Команда была обречена на медленную смерть.

Встреча с "зараженным" кораблем могла стать роковой для любого судна. Ведь болезнь могла перейти, через предметы или через тех же комаров, и на членов другого экипажа. Таким образом, сбывалось страшное проклятие о неминуемой гибели после встречи с "Летучим голландцем".

В-третьих, все большую популярность приобретает теория относительности Эйнштейна, согласно которой у нашей реальности есть масса параллельных миров. Через временные или пространственные порты у нас появляются странные корабли и бесследно пропадают современные суда.

Подтверждением этой теории может служить случай с угольным королем Дональдом Дьюксом из Нью-Мексико. В 1997 году, в августе, путешествуя на своей яхте (возле архипелага Богемских островов), он встретил парусное судно.

По внешнему виду корабль относился к временам 17 века, на его борту ясно различались люди в странных одеждах. Они тоже видели яхту и были удивлены не меньше. За какие-то мгновения до неминуемого столкновение парусное судно просто растворилось в воздухе. Было выдвинуто предположение, что корабль «заблудился» в параллельных мирах.

В 1850 году на побережье американского штата Рой-Айленд, на глазах у собравшихся на берегу жителей, корабль «Морская птица» под всеми парусами шел прямо на береговые рифы. Мощная волна в последний момент перенесла судно через камни и опустила на берег. При обследовании корабля не было обнаружено ни одного человека. Следы недавнего их присутствия наблюдались повсюду: кипел чайник на плите, в каютах ещё ощущался запах табака, на столе были расставлены тарелки, все документы и приборы были на месте.

В-четвертых, академиком В. Шулейкиным, ещё в тридцатых годах прошлого столетия, была выдвинута версия о возникновении во время штормов с сильным ветром низкочастотных ультразвуковых колебаний. Человеческому уху они не слышны, но при длительном воздействии могут спровоцировать смерть. При частоте в 7 Гц человеческое сердце не в состоянии выдержать такую нагрузку.

Вызванная колебаниями беспричинная тревога, вплоть до безумия, может привести к паническому бегству людей с корабля. Это и является объяснением тому, почему находят абсолютно неповрежденные судна без единого человека на борту.

Но некоторые ученые видели другую причину гибели моряков. Это уже пятая версия развития событий. Вполне возможно, что члены экипажа банально отравились мясом сонной рыбы. В нем содержатся галлюциногены. В большинстве случаев они вызывают кошмарные галлюцинации. Под действием страха и безумного желания покинуть страшное место моряки спускают шлюпки и бегут с корабля.

В Карибском море в 1840 году было найдено брошенным небольшое судно «Розали». Полные трюмы груза сразу отбросили версию о нападении пиратов. Беспорядок на палубе был подтверждением тому, что люди в панике покидали судно. Об экипаже никаких сведений получить не удалось.

В-шестых, по мнению английского поэта и ученого Фредерика Уильяма Генри Майерса, явление феномена «Летучий голландец» может быть объяснено переживаниями некоторых форм сознания своей смерти и способностью телепатически проецировать образы для живых людей. В свою очередь, материальный мир воспринимает это как призраки, будь то образы отдельных людей или громадных парусников.

Версий много, а тайна "Летучего голландца" до сих пор не имеет четкого объяснения. Дрейфующие корабли, от маленьких частных яхт до огромных лайнеров, брошенные своими командами, и в наше время встречаются на водных просторах океанов. Их всех объединяют под одним общим названием: корабль "Летучий голландец".

Любой корабль, оставленный без надлежащего ухода, начинает разрушаться. В условиях крайне неблагоприятных – морская вода, штормы, подводные рифы - разрушение происходит намного быстрее. Но парадокс в том, что оставленные корабли находили через много лет, и они были на плаву.

Недалеко от берегов Гренландии (в 1775 году) обнаружили английское судно «Октавиус». В судовом журнале последняя запись свидетельствовала о том, что команда судна попытается пройти через Северо-Западный проход. Вроде ничего сверхъестественного в этой записи нет, кроме одного: она была сделана тринадцатью годами ранее - в 1762 году.

В 1890 году январским утром судно «Малборо» с грузом мороженой баранины и шерстью на борту вышло из порта Новой Зеландии. Корабль был замечен 1 апреля того же года около берегов Огненной Земли. Следующая встреча «Малборо» состоялась через 23 года. Английская спасательная команда парохода «Джонсонс» смогла подняться на борт полусгнившего корабля. Были обнаружены останки членов экипажа и судовые документы. К сожалению, прочитать их не удалось из-за плохого состояния.

В 1933 году нашли небольшую пустую спасательную шлюпку пассажирского корабля «SS Вленсия», затонувшего ещё в 1906 году.

Все найденные суда не могли так долго находиться на плаву. Это необъяснимо, здравый смысл говорит о невозможности существования таких фактов. Данная загадка ещё ждет своего решения.

Парусник "Летучий голландец" несет только беды. В этом убеждены абсолютно все моряки. И неважно, в какой момент произойдет это рандеву - в ужасный шторм или под безоблачным ясным небом. После этой роковой встречи любой корабль обречен.

Даже если команда и добирается до порта, она сразу списывается на берег, и набрать на «меченый» корабль новых людей становится практически невозможно. Не помогают и меры предосторожности в виде прибитой на мачту конской подковы.

Только при одном условии судно может благополучно дойти до берега: когда корабль "Летучий голландец" использует встречный борт в качестве почтальона. В момент прохождения судов борт о борт с "Летучего голландца" перекидывают бочку с написанными ещё в первый год плавания письмами. Почту, ни в коем случае не вскрывая, нужно доставить на берег. Это своеобразная гарантия сохранности и судна, и его команды.


В течение многих веков матросы из уст в уста передавали историю о громадном черном корабле, который двигался со сверхъестественной скоростью, несмотря на разорванные паруса. Многие утверждали, что видели легендарного «Летучего голландца» своими глазами, после чего их ждали трагические несчастья и удары судьбы. А для некоторых встреча с этим загадочным судном и вовсе оказалась фатальной. Некоторые современные исследователи всерьез полагают, что они действительно разгадали тайну «Летучего голландца».




В рассказе Эдгара Аллана По «Рукопись, найденная в бутылке» (1833 год) повествуется о человеке, который после кораблекрушения попадает на таинственное судно. Его первая встреча с грозным кораблем описана в трагичной сцене, типичной для По:

«Подняв свой взор кверху, я увидел зрелище, от которого кровь заледенела у меня в жилах. На огромной высоте прямо над нами, на самом краю крутого водяного обрыва вздыбился гигантский корабль водоизмещением не меньше четырех тысяч тонн. Хотя он висел на гребне волны, во сто раз превышавшей его собственную высоту, истинные размеры его все равно превосходили размеры любого существующего на свете линейного корабля или судна Ост-Индской компании. Его колоссальный тускло-черный корпус не оживляли обычные для всех кораблей резные украшения. [...] Но особый ужас и изумление внушило нам то, что, презрев бушевавшее с неукротимой яростию море, корабль этот несся на всех парусах навстречу совершенно сверхъестественному ураганному ветру.»





Скорее всего американского писателя вдохновили рассказы о «Летучем голландце». Согласно легенде, это громадный корабль, который был проклят и обречен плавать в море целую вечность. В среде моряков говорили, что капитан корабля, возвращаясь из Ост-Индии, погубил влюбленную пару. Проходя мыс Доброй Надежды, судно попало в шторм. Капитан-богохульник поклялся, что никто из его экипажа не ступит на землю, чем накликал беду. И теперь мрачное судно с бессмертной командой бороздит просторы океана. Лишь раз в десять лет капитан может сойти на берег, чтобы найти себе жену и таким образом снять чары.



Обычно «Летучего голландца» видели издалека, когда он стремительно плыл под всеми парусами навстречу ветрe, что не могло не пугать бывалых моряков. Лишь иногда странный корабль приближался, и его матросы просили передать письма их родным. В любом случае встреча с «проклятым» судном считалась у суеверных моряков дурной приметой.



Морских легенд и небылиц о корабле придумано много, но нет никаких реальных подтверждений истории о «Летучем голландце». Есть лишь одна теория, объясняющая появление призрачного корабля, который может скользить по волнам против ветра и даже летать в воздухе. Все дело в оптической иллюзии.



Обман зрения или фата-моргана (название в честь феи Морганы, колдуньи из сказок про короля Артура) происходит из-за образования нескольких слоев воздуха с разными температурами. Они становятся своеобразными «зеркалами», с помощью которых «картинка» передается очень далеко. При этом изображение корабля отражается несколько раз. Таким образом, можно увидеть суда или острова, находящиеся далеко за горизонтом. Будет казаться, что они «плывут» прямо по воздуху.

Летучим голландцем считается парусное призрачное судно, не способное причалить к берегу и обреченное на протяжении бесконечности находиться в море.

Как правило, очевидцы видят эту аномалию издалека, в определенных случаях – в кольце мерцающего ореола. Согласно преданию, когда фантом парусника подплывает к какому-нибудь кораблю, то члены его экипажа предпринимают попытки послать на материк сообщения людям, которые уже умерли. В сказках про море встреча с феноменом являлась дурным предвестием.

История Летучего голландца

В соответствии с байкой, в 1641 г. нидерландский капитан (в одном источнике говорится, что его звали Филипп Ван дер Деккен, в другом – Ван Страатен) плыл из Ост-Индии. Стоит отметить, что на борту, как указано в мифе, в тот момент находилась молодая пара. Филиппу понравилась девушка. Он захотел, чтобы она стала его супругой. Не придумав ничего лучше, он убил ее суженого, а затем предложил ей выйти за него замуж. Бедняжка отказала ему, и выпрыгнула из корабля.

Попытавшись обплыть мыс Доброй Надежды, судно оказалось в эпицентре сокрушительной бури. Набожные моряки начали выказывать недовольство, а один из них настаивал на том, чтобы заплыть в бухту, пока не закончится шторм. Но Ван дер Деккен ликвидировал из мушкета штурмана и еще пару матросов, а потом поклялся прахом собственной матери, что ни один из его подчиненных не попадет на сушу, пока они не обойдут мыс, даже если на выполнение этой цели нужен будет бесконечный период времени.

После этого со стороны небосвода прозвучало: «Пусть будет так!». Тем самым капитан Летучего голландца навлек на себя и членов команды проклятие. Отныне они, живущие вечно и не знающие уязвимости, обречены плавать в океане до II пришествия. Однако, есть предположение, что с судна можно снять проклятие. Для этого раз в 10 лет Филипп получает шанс сойти на землю и отыскать женщину, которая по своему желанию станет его супругой.

Версии легенды о Летучем голландце

  • Члены коммерческого парусника инфицировались. Порты отказывались его принимать из-за опасений занести на сушу болезнь. Судно с погибшими от заболевания людьми и сегодня бороздит океан;
  • Командир пообещал отдать душу Люциферу, если сумеет обойти мыс и не повредить судно об утесы. Но в соглашении с Сатаной он не отметил, что выполнить это необходимо лишь единожды, и посему обрек себя на непрекращающиеся блуждания;
  • Одна из догадок повествует о некоем командире Фалькенбурге, который плавает по Северному морю до наступления апокалипсиса, проводя время за игрой в кости с Мефистофелем. На кону стоит душа капитана;
  • Команда судна так сильно стремилась попасть домой, что решила не помогать терпящему бедствие кораблю, за что и получила проклятие.

Объяснение явления

Одно из вероятных толкований, а также появление названия, относят к феномену фата-морганы, поскольку мираж в большинстве случаев прослеживается над водной гладью.

Кроме того, вполне может быть, что мерцающий ореол являет собой пламя сакрального Эльма. Матросам возникновение подобных огней давало надежду на удачу, а в процессе опасности – на сохранение собственных жизней.

Бытует также мнение, что в появлении легенды о Летучем голландце отыграла роль желтая лихорадка. Это заболевание, которое передается через комаров, размножилось в резервуарах с пищевой водой и, как следствие, могло нанести непоправимый вред всем, кто находился на борту. Столкновение с таким призрачным судном было на самом деле губительно для жизни – проголодавшиеся насекомые моментально атаковали живых матросов и офицеров, тем самым передавая им хворь.

В искусстве

Писатели неоднократно упоминали в своих произведениях корабль-призрак. К данной теме много раз обращались музыкальные исполнители. Кроме того, мистическое судно демонстрировалось в ряде кинокартин. С одним из документальных фильмов о Летучем голландце можете ознакомиться на этом сайте.

Легенда о Летучем Голландце переходит у моряков из поколения в поколение. Лишь при мысли о летучем голландце сердце начинает биться чаще. Покрытая тайной и романтикой история этого корабля не оставляет равнодушными многих историков и ученых. Легенда невероятно поэтична, в чем вы можете убедиться сами

В далёком XVI а может быть и в XVII веке, во главе с опытным капитаном, по волнам летело пассажирское судно держа курс через мыс Доброй Надежды, расположенный на юге Африки. Ни как только судно приблизилось к мысу - разбушевался сильный шторм. Команда обратилась к капитану с просьбой причалить и переждать непогоду. Но капитан отказал команде. Быть может, он был пьян или даже потерял рассудок. Он пообещал команде, что во что бы то ни стало, обогнет мыс. Несогласная с решением капитана команда и взволнованный пассажиры подняли бунт, поставив цель обезвредить отчаянного капитана. Но случилось так, что капитан обхитрил бунтовщиков, поймав предводителя взбунтовавшихся и скормив его рыбе.


Легенда гласит, что этот коварный поступок прогневал Бога. И случилось так, что в миг расступились небеса, тужи сияли ярким пламенем, из которого появилась темная тень, сошедшая на палубу корабля. Капитан. По военной привычке решил воспользоваться оружием и отпугнуть приближающуюся тень. Но, внезапно. Пистолет в его руках разорвался на мелкие частицы. Равнодушным и непоколебимым голосом тень произнесла приговор. « Ты жесток и бессердечен, капитан. Теперь вином тебе будет желчь, а пищей – железо. Ты будешь проклят на веки.» После этих слов матросы превратились в полуистлевшие скелеты, а капитан – в самого Летучего Голландца. Бог не спешит его простить. По легенде, спасти капитана может только любовь верующей женщины. Вот только где ее взять в океане?


Летучий Голландец плавает во всех морских просторах. Призрак судна – предвестник верной гибели для корабля. Моряки и сегодня боятся корабля-призрака, поэтому прибивают к мачтам лошадиные подковы - на удачу.


Верно полагать, что вышеописанная легенда имеет некую историческую подоплеку. Все знают, что действительные факты теряют свои «края» под укрытием времени.



В основу легенды взята правдивая история произошедшая в 1641 году с торговым судном. Оно попыталось обогнуть мыс в поисках удобного места для поселения, которое должно было стать пунктом отдыха для судов Ост-Индской Компании. Сильный шторм не остановил напористого капитана. Закончилось противоборство людей и природы как всегда. Кстати отсюда у легенды произошло разветвление. Капитан жаждал попасть на восточную сторону мыса и сделать он это собирался даже если это займет время до самого конца света. Дьявол услышал его слова и решил помочь. Подарив вечную «жизнь».

Есть еще один вариант, более реальный: в конце 1770 года, на остров мальта причалил корабль вся команда. Включая капитана были заражены желтой лихорадкой. Великий магистр Мальтийского ордена отдал приказ отбуксировать корабль из порта, вместе с находившимися на нем 23 людьми. Судно поплыло в Тунис, но там уже были предупреждены и не пустили корабль в порт. В Неаполе, куда команда отчалила позже. Парусник тоже не пустили. То же случилось и во Франции, и в Англии. Команда медленно умирала, и в итоге. Превратилась в группу скелетов на борту.



С Летучим Голландцем чуть не встретился британский корабль «вакханка» в 1881 году, на борту которого в тот момент был юный принц. Все обошлось. Судьба дала принцу долгую жизнь. Принц стал королем Георгом V. Но вот матрос, стоявший на дозоре вскоре трагически погиб.



Мифический корабль-призрак встречался даже в XX веке. В марте 1939 года его видели многие южно-африканские купальщики. В тот день об этом писали многие газеты.




Очень часто в морях и океанах встречаются судна без команды матросов и капитана. Объяснить такие находки сложно. Бывали случаи, когда команды пропадали среди ясного дня.


Что именно происходит с командами судов? Тайну эту пытаются разгадать несколько столетий. Имеется множество гипотез по этому поводу, начиная экзотическими – похищение инопланетными существами, переход людей в параллельный мир, другие измерения, нападения морских чудищ; но есть и вполне возможные: массовые отравления, или эпидемии, или экипаж смыло за борт, нападение пиратов, или зоны сильного ультразвукового излучения (при котором экипаж погибает) Что же происходит на самом деле? Этого мы наверное не узнаем. Океан очень хорошо хранит свои тайны.