Примеры из истории приведшие к массовым психозам. Массовый психоз

Массовый истерический психоз

Крайней формой проявления массового психоза является массовая истерия . Термин «массовая истерия» используют, как правило, для определения того, что пострадавшие ощущают фактически не существующие физические симптомы .

Истории известны такие массовые психические эпидемии истерии, как:

  • пляска св. Витта, тарантизм, эпидемии неистовой пляски;
  • эпидемии конвульсионеров, эпидемии судорог, икоты и тика;
  • эпидемии кликушества, бесоодержимость, звероодержимость;
  • самобичевание;
  • эпидемии массовых самосожжений и массовый суицид;
  • эпидемия политического поклонения лидерам государств и ощущение присутствия внешнего врага.

З. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы . Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы - это её восприимчивость к внушению . Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.

Факторы развития массового психоза

См. также

Примечания

  1. Психозы // Философская энциклопедия
  2. Массовые психозы и истерии
  3. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни
  4. Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Психология толпы
  5. Фрит К. Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. - М.: Астрель: Corpus, 2011. - C. 272-277.
  6. Пять мифов, составляющих основное содержание манипуляции сознанием // Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М., 1980
  7. Жмуров Д. В. Теленасилие (Манипуляции на российских телеканалах) // Пси-фактор, 2004

Истории о массовых психозах стары как сам мир. Сколько ходит различных рассказов, леденящих душу историй, в которые трудно поверить, еще труднее отделить искренность от сознательной лжи, где подчас нелегко обнаружить материальную, естественную основу увиденного.

В 1885 году в Италии разразилась холерная эпидемия. В эти тяжёлые дни жители небольшого посёлка Корано близ Неаполя начали видеть мадонну в чёрном одеянии, молящуюся за спасение людей на ближайшем холме, где стояла часовня. Слух об этом происшествии быстро распространился по окрестностям, и в Карано начал стекаться народ.

Все или почти все явственно видели молящуюся богоматерь. Массовая галлюцинация, подобно эпидемии, грозила сумасшествием многим. Тогда правительство приняло решительные меры. Часовня была перенесена на другое место, холм заняли карабинеры - и видения прекратились.

В том же XIX веке во время франко-прусской войны сотни крестьян Прирейнской провинции в местах сражений видели на облаках изображения мадонны и распятие Христа. Похожие массовые галлюцинации наблюдались и в годы первой мировой войны. В средние века вспышки болезненных галлюцинаций бывали неоднократно в женских монастырях.

В 1631 году этим отличалась обитель луженских урсулилок. Монахини утверждали, что их стали посещать по ночам демоны. Они видели их «звероподобные морды», чувствовали, как к ним прикасаются «мерзкие, когтистые лапы». Женщины бились в судорогах, впадали в летаргический сон, катались по полу с дикими воплями. Изрыгали брань и проклятия богу.

Расследованием этого «дела» занимались святые отцы-инквизиторы. Виновный был найден: священник Урбан Грандье, который давно подозревался в связи с дьяволом. После нечеловеческих пыток несчастный Грандье был сожжён.

Хочется привести отрывок из статьи известного русского психиатра В.М. Бехтерева , исследовавшего явление массовых психозов:

«Несомненно,- пишет он, - что в некоторых случаях передача психической «инфекции» от одних к другим представляется крайне облегчённую и среди совершенно здоровых лиц. Особенно благоприятными условиями для такой передачи являются господствующие в среде многих лиц мысли одного и того же рода и одинаковые по характеру настроения. Благодаря этим условиям различаются, между прочим, иллюзии и галлюцинации тождественного характера у многих лиц одновременно. Эти коллективные или массовые галлюцинации, случающиеся при известных условиях, представляют собой одно из интереснейших явлений. Почти в каждой семейной хронике можно слышать рассказы о видении умерших родственников целой группой лиц».

Сам он приводит очень интересный пример массовой иллюзии и галлюцинации, который произошёл с военными моряками. Дело было в 1846 году. Два французских корабля - фрегат «Бель-Пуль» и корвет «Берсо» были застигнуты в Индийском океане страшным ураганом. Первый корабль благополучно перенёс бурю. Потеряв при урагане второе судно, фрегат направился в заранее условленному месту встречи - у восточного берега Мадагаскара. Но корвета там не оказалось.

Шли дни, корабль, на борту которого было 300 человек, не появлялось. В мучительном ожидании за судьбу товарищей прошёл целый месяц. И вдруг наблюдатель, сидевший на мачте, заметил на западе близ берега корабль, лишённый мачт. Весь экипаж бросился наверх. Да, наблюдатель не ошибся! Все увидели несчастный корабль.

Событие взволновало всех, причём волнение стало ещё больше, когда моряки увидели, что перед ними виднеется не разбитый корабль, а плот с людьми, буксируемый морскими шлюпками, с которых передавали сигналы о гибели. Это видение продолжалось несколько часов, причём с каждой минутой выяснялись всё новые и новые подробности видимой картины.

На помощь отправился стоящий на рейде крейсер «Архимед». День уже подходил к концу, когда он подошёл к «потерпевшим кораблекрушение». Вместо «плота с людьми» он нашёл множество огромных деревьев, принесённых сюда течением. В происхождении этой массовой галлюцинации явно заметно влияние внушения. Несомненно, что всё пережитое сильно возбуждало нервы моряков.

Беспокоясь об участии своих товарищей, они вели разговоры только о них. В это время сигналист заметил на горизонте странный предмет с неясными очертаниями. Мысль о крушении корвета тут же рождает в его воображении картину гибнущего корабля. Одних его слов о корабле было достаточно, чтобы внушить всем тут же иллюзию.

А вот ещё один рассказ - о хромом коке. Его неожиданная смерть взволновала многих, кто был на корабле. В тот же день повара похоронили по морскому обычаю - спустили в море. А вечером многие увидели мертвеца, идущего по воде за судном и прихрамывающего на одну ногу! Всю ночь напуганные люди не смогли заснуть. А утром всё разъяснилось: вместо призрака все увидели обрубок доски, привязанный к корме.

«К числу коллективных галлюцинаций, -пишет В.М.Бехтерев, - относятся, между прочим, видение небесной рати одним отрядом русских войск перед Куликовской битвой, видение крестоносцами закованной в латы и нисходящей с неба рати под предводительством св. Георгия, Димитрия и Теодола и многое другое».

А в наши дни массовые галлюцинации не редкость на сектантских молениях. Галлюцинация, появляющаяся у одного из молящихся, передаётся затем другим. Одинаковое у всех настроение, взаимовнушение, связанное с постоянными разговорами об одном и том же предмете, приводит к тому, что галлюцинация становится общей для массы.

Более простым примером взаимного внушения может служить такой факт. Каждый знает, как меняется настроение, когда среди скучающих появляется весёлый человек. Очень быстро, даже особенно не стремясь к этому, его весельем заражаются остальные. Бывает и так, что у скучающего человека становится хорошее настроение, когда он попадает в весёлое и оживлённое общество.

Николай ОЗЕРОВ

Судорожные эпидемии в истории

Не менее ярко сила внушения сказывается в так называемых психопатических эпидемиях.

На этих психопатических эпидемиях отражаются прежде всего господствующие воззрения народных масс данной эпохи, данного слоя общества или данной местности. Но не может подлежать никакому сомнению, что ближайшим толчком для развития этих эпидемий являются: внушение, взаимовнушение и самовнушение.

Господствующие воззрения являются здесь благоприятной почвой для распространения путем невольной передачи от одного лица другому тех или иных психопатических состояний. Эпидемическое распространение так называемой бесоодержимости в средние века бесспорно носит на себе все следы установившихся в то время народных воззрений на чрезвычайную силу дьявола над человеком; но тем не менее также бесспорно, что развитие и распространение этих эпидемий обязано в значительной мере и силе внушения.

Вот, например, средневековый пастор во время церковного богослужения говорит о власти демона над человеком, увещевая народ быть ближе к Богу, и во время этой речи в одном из патетических мест к ужасу слушателей воображаемый демон проявляет свою власть над одним из присутствующих, повергая его в страшные корчи. За этим следуют другая и третья жертвы. То же повторяется и при других богослужениях.

Можно ли сомневаться в том, что здесь дело идет о прямом внушении бесоодержимости, переходящем затем и в жизнь народа и выхватывающем из последнего свои жертвы даже и вне богослужебных церемоний.

Когда укоренились известные верования о возможности воплощения дьявола в человеке, то это верование само по себе уже действует путем взаимовнушения и самовнушения на многих психопатических личностей и приводит таким образом к развитию демономатических эпидемий, которыми так богата история средних веков.

Благодаря самовнушению те или другие мистические идеи, вытекавшие из мировоззрения средних веков, нередко являлись вместе с тем источником целого ряда конвульсивных и иных проявлений большой истерии, которые, благодаря господствовавшим верованиям, также получали наклонность к эпидемическому распространению. …

Таково, очевидно, происхождение судорожных и иных средневековых эпидемий, известных под названием пляски св.Витта и св.Иоанна.

Замечательна эпидемия самобичевания, распространившаяся из Италии по Европе в 1266 г., о которой историк сообщает следующее: «Беспримерный дух самообвинения внезапно овладел умами народа. Страх перед Христом напал на всех; благородные и простые, старые и молодые, даже дети лет пяти бродили по улицам без одежд с одним только поясом вокруг талии. У каждого была плеть из кожаных ремней, которой они бичевали со слезами и вздохами свои члены так жестоко, что кровь лила из их ран».

Затем в 1370 году не менее поразительным образом распространилась по Европе мания плясок, которая в Италии приняла своеобразную форму тарантизма. В это время танцоры наполняли улицы европейских городов, особенно в Германии и в Нидерландах. Все бросали свои обычные занятия и домашние Дела, чтобы отдаться неистовой пляске.

Еще более поучительная картина представляется нам в описании судорожных эпидемий, развившихся в Париже в прошлом столетии, объединяющим объектом которых явилось Сен-Медарское кладбище с могилой дьякона Пари, некогда прославившегося своим аскетическим образом жизни. Это описание принадлежит известному Луи Фигье.

«Конвульсии Жанны, излечившейся на могиле Пари от истерической контрактуры в припадке судорог, послужили сигналом для новой пляски св.Витта, возродившейся в центре Парижа в XVIH веке с бесконечными вариациями, одна мрачнее или смешнее другой.

Со всех частей города сбегались на Сен-Медарское кладбище, чтобы принять участие в кривляниях и подергиваниях. Здоровые и больные, все уверяли, что они и конвульсионировали, и конвульсионируют по-своему. Это был всемирный танец, настоящая тарантелла.

Вся площадь Сен-Медарского кладбища и соседних улиц была занята массой девушек, женщин, больных всех возрастов, конвульсионирующих как бы вперегонку друг с другом. Здесь мужчины бьются об землю как настоящие эпилептики, в то время как другие немного дальше глотают камешки, кусочки стекла и даже горящие угли; там женщины ходят на голове с той степенью странности или цинизма, которая вообще совместима с такого рода упражнениями. В другом месте женщины, растянувшись во весь рост, приглашают зрителей ударять их по животу и бывают довольны только тогда, когда 10 или 12 мужчин обрушиваются на них зараз всей своей тяжестью.

Люди корчатся, кривляются и двигаются на тысячу различных ладов. Есть впрочем и более заученные конвульсии, напоминающие пантомимы и позы, в которых изображаются какие-нибудь религиозные мистерии, особенно же часто сцены из страданий Спасителя.

Среди всего этого нестройного шабаша слышатся только стон, пение, рев, свист, декламация, пророчество и мяуканье. Но преобладающую роль в этой эпидемии конвульсионеров играют танцы. Хором управляет духовное лицо, аббат Бешерон, который, чтобы быть на виду у всех, стоит на могиле. Здесь он совершает ежедневно с искусством, не выдерживающим соперничества, свое любимое «по», знаменитый скачок карпа (saute de Carpe), постоянно приводящий зрителей в восторг….

…Всюду на дворах, под воротами можно было слышать или видеть, как терзается какой-нибудь несчастный; его вид действовал заразительно на присутствующих и побуждал их к подражанию. Зло приняло такие значительные размеры, что королем был издан такой указ, по которому всякий конвульсионирующий предавался суду, специально учрежденному при арсенале, и приговаривался к тюремному заключению.
После этого конвульсионеры стали только искуснее скрываться, но не вывелись».

Познакомившись с этими своеобразными общественными явлениями, можно ли сомневаться в том, что эпидемии конвульсионирующих развивались благодаря взаимовнушению на почве религиозного мистицизма и тяжелых суеверий.

Здесь следует также вспомнить о шаманстве и массовых религиозных церемониях у восточных народов (дервиши и пр.). где также мы встречаемся с явлениями, создающими благоприятную почву для внушения и самовнушения.

Не подлежит никакому сомнению, что в рассматриваемых случаях есть немало места и для проявления совершенно бессознательного подражания, но наряду с этим почти во всех массовых церемониях, сопровождающихся воодушевлением участников, доходящим до степени религиозного экстаза, есть и другой фактор, приводящий к общественной заразе. Этот фактор есть внушение. Оно действует решительно везде, где дело идет об объединении группы лиц одними и теми же чувствами и мыслями и представляет собою не что иное, как непроизвольное прививание известных настроений, идей или действий

Эпидемии колдовства и бесоодержимости

Очевидно, подобным же образом объясняется и происхождение колдовства, этой страшной болезни, из-за которой погибло на костре и эшафоте наверно много более народа, нежели во всех вместе взятых войнах истекшего столетия. Не допустив взаимовнушения и самовнушения, мы не могли бы понять ни столь значительного распространения эпидемий колдовства, проявлявшихся в самых различных частях Европы, особенно в XVI веке, ни почти стереотипного описания видении, которым подвергались несчастные колдуны и колдуньи средних веков.

По описанию Regnard’a, к женщине, которая обыкновенно подвержена конвульсивным приступам, в один прекрасный вечер является изящный и грациозный кавалер; он нередко входил через открытую дверь, но чаще появлялся внезапно, вырастая как бы из земли. Вот как его описывают колдуньи на суде: «Он одет в белое платье, а на голове у него черная бархатная шапочка с красным пером или же на нем роскошный кафтан, осыпанный драгоценными каменьями вроде тех, что носят вельможи.

Незнакомец является или по собственной инициативе, или на зов, или же на заклинание своей будущей жертвы. Он предлагает ведьме обогатить ее и сделать могущественной; показывает ей свою шляпу, полную денег; но чтобы удостоиться всех этих благ, ей придется отречься от Св.крещения, от Бога и отдаться Сатане душой и телом.

Вот стереотипные описания демонических галлюцинаций, которым подвергались истерические женщины средних веков или так называемые колдуньи по тогдашним понятиям.

Ясно, что здесь дело идет о галлюцинациях такого рода, которые выливаются в определенную форму, благодаря представлениям, упрочившимся в психике путем самовнушения или внушения быть может еще с детства, благодаря рассказам и передаче из уст в уста о возможности появления дьявола в роли соблазнителя.

Другое не менее распространенное убеждение в народе, которое получило особенную силу, благодаря религиозному мистицизму, в эпоху средних веков есть так называемая бесоодержимость, то есть обладание дьяволом человеческого тела.

Благодаря самовнушению о вселении дьявола в тело, эта идея нередко является источником целого ряда конвульсивных и иных проявлений большой истерии, которые также способны к эпидемическому распространению.

«Первая большая эпидемия этого рода, - по словам Реньяра, - произошла в Мадридском монастыре.

Почти всегда в монастырях и главным образом в женских обителях религиозные обряды и постоянное сосредоточение на чудесном влекли за собою различные нервные расстройства, составлявшие в своей совокупности то, что называлось бесноватостью. Мадридская эпидемия началась в монастыре бенедиктинок, игуменье которого, донне Терезе, еле исполнилось в то время 26 лет. С одной монахиней вдруг стали случаться страшные конвульсии. У нее делались внезапные судороги, мертвели и скорчивались руки, выходила пена изо рта, изгибалось все тело в дугу наподобие арки, опиравшейся на затылок и пятки. По ночам больная издавала страшные вопли и под конец ею овладевал настоящий бред.

Несчастная объявила, что в нее вселился демон Перегрино, который не дает ей покоя. Вскоре демоны овладели всеми монахинями за исключением пяти женщин, причем сама донна Тереза тоже сделалась жертвой этого недуга.»

Бесноватость бенедиктинок наделала много шуму, но ее известность ничтожна по сравнению с эпидемией бесноватости урсулинок («Урсулинки» - члены женского католического монашеского ордена, основанного в XVI веке в Италии и названного по имени святой Урсулы), которая разразилась в 1610 году.

…По крайней мере и до сих пор среди стекающихся богомольцев к святым местам из глухих углов провинции можно встретить тех же самых беснующихся или одержимых, которые наблюдались и в средние века, но болезнь эта ныне много реже распространяется эпидемически, как то было в средние века.

Следует заметить, что одержимость в своих проявлениях изменяется в зависимости от воззрения народов. Так, например, в Японии вследствие существующего поверья, по которому лисица является животным, тесно связанным с понятием о дьяволе, довольно распространена болезнь, которая может быть названа «одержимостью лисицами».

Здесь заслуживает упоминания, что кроме бесоодержимости еще и поныне встречается в простом народе, по крайней мере у русских, «одержимость гадами», которую я описал как особый вид психоза в 1900 году.

В этом случае больные, обыкновенно также истерики и истерички, признают, что в их желудке живут змеи или жабы, которые терзают их и терзают. Змея, по убеждению больных, заползает к ним в желудок через рот обыкновенно во время сна; жаба же или лягушки развиваются в желудке из случайно проглоченной икры. В новейшее время в нашей клинике были сделаны и дальнейшие наблюдения над «одержимостью гадами». Здесь следует однако заметить, что эта форма одержимости наблюдалась до сих пор лишь отдельными случаями, хотя возможны и здесь случаи одновременного заболевания нескольких лиц .

Эпидемии кликушества и порчи

Наше современное кликушество в русском народе не есть ли тоже отражение средневековых демонопатических болезненных форм? В этом отношении авторы, изучавшие проявления кликушества, не без основания сравнивают или даже отождествляют это состояние с демономанией средних веков или бесоодержимостью.

По словам д-ра Краинсного, имевшего возможность исследовать эпидемии кликушества на местах их развития, «кликушество, начиная с XVI века по настоящее время, составляет явление русской народной жизни, игравшее и играющее в ней далеко не последнюю роль. Несмотря на значительный прогресс, имевший место за последние десятилетия в культуре русского народа; кликушество и в настоящее время проявляется в той форме, как оно нам известно по литературным источникам XVI и XVII века».

«Распространено кликушество по всей России, преимущественно на Севере и в Великороссии. Особенно много кликуш в Московской, Смоленской, Тульской, Новгородской и Вологодской губерниях, хотя и все вообще соседние с Московской губернии отдают кликушеству изрядную дань. К югу много кликуш находим в Курской губернии; но далее в Харьковской и южных губерниях кликуши становятся очень редкими и постепенно исчезают.

На западе есть центр, куда стекается много пришлых со всей России кликуш, это - Киево-Печерская лавра. Но в юго-западном и северо-западном крае, несмотря на существующие там понятия о колдовстве, кликушество в чистой форме не встречается. Зато по всему северу России и далее на восток по всей Сибири кликушество широко распространено, составляя обыденное явление народной жизни. На севере распространена особая форма кликушества в виде томительной икоты. Инересно, что в несколько измененной форме оно встречается у лопарей, а на востоке у киргизов».

Само по себе кликушество есть не что иное, как разновидность истерической одержимости, принимающая своеобразную форму, благодаря воззрениям простого народа, допускающим возможность «порчи людей» различными способами со стороны мнимых колдунов и ведьм, что и приводит к развитию приступов истерии разнообразными судорогами и кривляниями и с выкликаниями имен лиц, по мнению больных их испортивших, особенно во время наиболее торжественных молитвословий в церквах.

Наиболее частая и типическая форма кликушного припадка состоит в том, что кликуша начинает «кричать на голоса» - симптом, от которого болезнь и получила свое название. Иногда кликуша произносит «бессмысленные звуки с различными переливами и интонацией… Крик этот напоминает всхлипывание, голоса животных, собачий лай или кукуканье, очень часто он прерывается громким иканием или рвотными звуками…

Надо впрочем заметить, что припадок редко ограничивается одним криком. Обыкновенно кликуша падает на землю и при продолжающемся выкликивании начинает биться, производя самые разнообразные движения… Кликуша катается по полу, беспорядочно мечется, бьет руками и ногами об пол, извивается… Движения эти то усиливаются, то стихают. Продолжительность припадка от 10 минут до 2-3 часов.

Эпидемия кликушества в России прививалась издавна то в той, то в другой местности.

«В хуторе Букреевском Екатеринославской губернии весною 1861 года на людях появилась болезнь, от которой заболевающие падают без чувств на землю и одни из них хохочут, другие плачут, некоторые лают по-собачьи и кукукают по-птичьи и в припадке болезни рассказывают, как они попорчены и кто еще через несколько суток будет поражен такою болезнью, причем некоторые из предсказаний скоро сбывались. Пораженных такой болезнью 7 душ».

Своеобразным толкованием происхождения кликушества объясняется и взгляд народа, что кликуша не может быть вылечена врачебным вмешательством, «порча» может быть снята тем же колдуном или ведьмой или каким-либо другим более сильным Колдуном, или же наконец путем чудесного исцеления при проявлении Божественной благодати.

Что касается до самой натуры кликушества, то в настоящее время еще нет полного согласия между авторами, писавшими о кликушестве. Клементовский, Штейнберг и Никитин признают его за проявление истерии, другие же, как например Краинойог, рассматривают его как своеобразное болезненное состояние, развивающееся на почве сомнамбулизма (в смысле Шарко). На основании своих наблюдений, сделанных над кликушами, исследованными в клинике, я прихожу к выводу, что кликушество представляет собою своеобразный истерический психоз, в котором бред находится в тесной связи с истерическими судорогами и сомнамбулическими приступами истерического же характера.

Ввиду всего вышесказанного нельзя не согласиться с тем, что кликушество, являясь своеобразным истерическим психозом, в значительной мере обязано своим происхождением бытовой стороне жизни русского народа. Очевидно, что своеобразные суеверия и религиозные верования народа дают психическую окраску того болезненного состояния, которое известно под названием порчи, кликушества и бесноватости.

Глубоко интересен вопрос о развитии кликушества и бесоодержимости в нашем народе. В этом отношении играет, по-видимому, огромную роль невольное самовнушение и внушение, испытываемое отдельными лицами при различных условях.

Будучи сам свидетелем такого рода отчитываний порченых и бесноватых в отдаленных монастырях европейской России, я вполне разделяю взгляд автора о значении монастырей как распространителей порчи и бесоодержимости в населении.

«Уже в течение нескольких веков сюда (то есть к московским монастырям), говорит д-р Краинский, стекаются на богомолье кликуши со всех сторон России с надеждою получить исцеление.»

При существовании религиозного внушения о возможности порчи и бесоодержимости, очевидно, достаточно для предрасположенной личности уже самого незначительного повода, чтобы развилась болезнь.

Если такая личность случайно взяла из рук подозреваемого в колдовстве лица какую-либо вещь или поела его хлеба, выпила воды или квасу из его рук, или даже просто встретилась с ним на дороге, - всего этого уже достаточно, чтобы; болезнь развилась в полной степени.

Впрочем, кликушество в народе, хотя еще и по сие Время заявляет о себе отдельными вспышками эпидемий в тех или других местах нашей провинции, но во всяком случае в настоящее время оно уже не приводит к развитию тех грозных эпидемий, какими отличались средние века, когда воззрения на могучую власть дьявола и бесоодержимость были господствующими не только среди простого народа, но и среди интеллигентных классов общества и даже среди самих судей, которые были призваны для выполнения над колдунами и колдуньями правосудия и удовлетворения общественной совести.

На лекции «Ведьмы и их силы» предложил сделать психологический обзор по теме «массовые психозы». Начав работу над обзором, я быстро обнаружил, что реальной серьёзной литературы по этому вопросу крайне мало. Зато очень много «попсовых» статей, смело кидающих в одну кучу ежа, ужа и трепетную лань. Ниже - моя попытка исследовать структуру вопроса с точки зрения современной психологии .

версия 3 от 24/05/2012

Возможно, у кого-то из читателей, идеи, изложенные в этой статье, вызовут разочарование. Особенно у тех, кто ищет какого-то универсального ответа, этакую Единую Теорию Массовых Психозов. Прежде всего необходимо обозначить: нет одного единственного заболевания под названием «массовый психоз», а есть совокупность разных явлений с разной этиологией.

Условно можно выделить четыре группы явлений:

  • Девиантное поведение толпы (вызванное влиянием момента).
  • Пролонгированное поведение больших групп, действующей в рамках сложившейся на тот момент системы убеждений и морали.
  • Копирование чужого девиантного поведения.
  • Пролонгированное поведение больших групп, выпадающее из действующей системы убеждений и морали.

Помня о том, что в чистом, выделенном виде они, встречаются крайне редко, нужно быть готовым к их проявлениям в более сложных комбинациях. Также следует учитывать, что существуют дополнительные факторы, облегчающие распространение и популяризацию тех или иных идей в массах. Часть из них будет упомянута ниже.

Первая группа явлений - поведение толпы - многократно описано и относительно понятно. Речь идёт о нестихийной толпе, имеющей общую цель и лидера(ов). В этих условиях (физическая теснота, общее направление движения, фокус внимания на лидера) в полной мере реализуются стадные инстинкты. Сознание отступает на второй план, присутствует высокий уровень стресса, легко индуцируется агрессия. У стадного поведения есть очень серьёзная биологическая основа: у обезьянки, которая не побежала за толпой соплеменниц, которые вдруг резко и без видимых причин сорвались с места, не было шанса оставить след в нашей родословной. Её история не имела продолжения, оборвавшись встречей с тигром.

Фактически, можно выделить два типа стадного поведения: собственно, стадное - слепое копирование поведения массы; и социальное - подчинение потоку толпы, ведомой лидером. Яркий пример социально обусловленного поведения - макаки. В их довольно крупных группах (насчитывающих сотни особей) лидеры сохраняют контроль как раз за счёт этих инстинктов: на кого укажет лидер, того и начинают «мочить» соплеменники. Подобное поведение называется этологами «моббинг» и встречается и у других млекопитающих кроме людей, например у псовых. Моббинг несомненно служит цементирующим фактором для больших сообществ, где лидер не может собственноручно применить физическую силу ко всем недовольным.

Как любое другое явление, «эффект толпы» имеет и позитивные и негативные проявления. Мы, люди, склонны называть нехорошими терминами то, что нам не нравится, и хорошими - то, с чем согласны. Так, в зависимости от наших политических пристрастий, мы называем ковровые бомбардировки или геноцидом и преступлением, или неизбежными жертвами при создании правильного справедливого общества. Между тем у любого индуцированного лидером поведения - схожий базис инстинктов. Единый порыв воодушевления под лозунгом «мы победили в этой войне, поднимем страну из руин» и погром на восточном рынке под крики «круши чёрных», по сути, имеют одну инстинктивную основу. Что, разумеется, ни в коей мере не делает эти вещи равноценными с морально-этической точки зрения.

Вторая группа явлений - пролонгированное поведение больших групп. Общество называет нечто массовым психозом, если это поведение основано на некорректных с его точки зрения установках и системах приоритетов. Здесь ключевая фраза «с точки зрения этого общества». Потому что, с точки зрения носителей этого поведения, оно скорее всего вполне адекватно и оправданно. Это соображение сразу же выводит рассматриваемое явление за рамки медицинских определений психоза. Если обобщить определения из разных источников (начиная с MedlinePlus 001553), можно сказать, что психоз - явно выраженное нарушение психической деятельности, при котором психические реакции грубо противоречат реальной ситуации, что отражается в расстройстве восприятия реального мира и дезорганизации.

Возьмем в качестве примера один из самых мрачных случаев «массового психоза» в истории человечества - хунвейбинов. Нашим обществом и современными китайцами эти события воспринимаются как ужасные. В рамках же системы морали и убеждений того времени и в рамках самой социальной группы хунвейбинов их действия имели четкие обоснования, считались адекватными и оправданными. В первый год своей «работы» хунвейбины получили четкие цели от Мао, полномочия от партии и поддержку от общества. В какой же момент «всё пошло не так» в этой истории и начало называться массовым психозом? Скорее всего, это случилось в том момент, когда общество столкнулось с тем, что порожденная система стала сильной, самоподдерживающейся и защищенной от внешнего воздействия. Партия поняла, что потеряла рычаги влияния на эту группу, вплоть до невозможности её уничтожить. Еще почти десятилетие система разрасталась, пока не самоуничтожилась, спустя полвека мы называем это «массовый психоз».

Чтобы более полно проанализировать похожий тип явлений важно понимать механизм формирования убеждений и индуцирования отдельных идей в общественное сознание. Процесс формирования убеждений в реальности имеет мало связи с «научным подходом» и логикой. Убеждения формируются как генерализация сходного опыта в разных контекстах. Подробней можно посмотреть в работах нейробиологов и нейролингвистов. В достаточно хорошей научно-популярной манере одна из моделей этого процесса описана в работах Роберта Дилтса, например в «Фокусах языка». Научный подход заключается здесь в том, чтобы отложить в сторону идею о существовании некоей «единой истины», абсолютной и вневременной. Пользуясь таким подходом, можно объяснить, каким образом, в определенное время, в определенном историческом, культуральном и социальном контексте зародилась и была распространена та или иная система убеждений.

Третья группа явлений, которые могут объяснять зарождение «массовых психозов» - копирование чужого поведения. Разумеется, речь идет о персональном девиантном (плохом с точки зрения окружающих) поведении вроде одержимости . Копирования адаптивного (вписанного в текущую систему социальных установок) поведения не вызывает такого пристального внимания. Я думаю, психологические корни у явления те же, что и у ипохондрии: страх заболеть вызывает повышенное внимание к возможным симптомам и, как следствие, их индуцирование. Отчасти от того, что бессознательное не воспринимает отрицаний, и чтобы проверить отсутствие симптомов, их сперва надо представить, почувствовать. Хороший весёлый пример есть у Джерома, в «Трое в лодке, не считая собаки». Вы можете проверить эту штуку на себе, попробовав заставить себя в течение часа ни разу не подумать, например, об этой статье. И учтите, что у средневекового гражданина страх обнаружить, что в него вселились бесы, был куда больше, чем у вас в этом маленьком эксперименте.

Другая возможная причина - демонстративность, стремление привлечь к себе внимание хоть таким способом.

Четвёртая группа явлений - пролонгированное девиантное поведение, которое воспринимается как алогичное даже его носителями. Это наименее очевидный вариант, на первый взгляд редко встречающийся на практике. И, тем не менее, у него есть основы - механизм импринтирования. Полученные от родителей и воспитателей идеи и внушения, дети воспринимают как данность, как законы мира, не осмысливая их критически.

И вот мы получаем ситуацию, когда «в нашей деревне, заведено плевать через плечо и искать ведьм каждый второе полнолуние. И через костер в ежегодный праздник мы прыгаем. Голыми. Парни вперемешку с молодыми девицами». А в остальное время, вполне себе такая патриархальная деревня, со строгими нравами. «Отцы так делали, деды делали, и мы будем».

Фактически, это пример самоиндуцирования симптома, когда девиантное поведение диктуется некритично впитанными убеждениями и идентичностью. В чем то это вариант шизофрении. Как доктор Джекилл и Хайд, с той разницей, что Джекилл просыпается и ужасается сделанному своим злым альтер-эго, а большинство людей воспринимает такие свои «превращения» как норму.

Корни у подобных явлений глубокие, зачастую в момент своего зарождения такое поведение было оправдано конкретными обстоятельствами и целями, но знанием об этом уже стерлись, а поведение закрепилось. Подобные явления встречаются и у приматов.

Широко известен эксперимент, в котором обезьянам в клетку повесили связку бананов, но при малейшей попытке зверушек до этих бананов добраться, их всех (включая непричастных) жестоко окатывали ледяной водой из брандспойта. Через какое-то время обезьяны прекратили попытки, и грустно смотрели на вкусные фрукты издалека. Тогда исследователи заменили одну из обезьян новенькой. Та сразу же двинулась в сторону пищи, но окружающие, предчувствуя водные процедуры, её с криками не пустили. Та, хоть и не понимая причины, сильно настаивать не стала: окружающие были очень агрессивны. Исследователи заменили ещё одного «старожила» на новичка, и история повторилась. Снова попытка получить банан наталкивалась на сопротивление группы. Прошло какое-то время, и в клетке не осталось ни одной обезьяны, реально испытавшей на себе обливание. Но любую подсаженную к ним новенькую за устремление к бананам колотили. «Так здесь принято, сынок!»

Резюмируя, у нас есть 4 группы явлений, связанных с «массовыми психозами» - «безумие толпы»; растянутое во времени поведение больших групп; самоиндуцирование симптома из страха его получить, и некритически воспринятая система убеждений. Для всех этих групп существуют схожие факторы, которые позволяют индуцировать те или иные убеждения, и превращать индивидуальное девиантное поведение в общественное поведение.

Итак, почему же девиантное поведение зачастую так легко подхватывается все новыми и новыми носителями вплоть до того, что явление приобретает признаки массового психоза?

Общественные группы представляют собой сложную систему, а значит, что лучше всего говорить не о первопричинах того или иного явления, а об «аттракторах» - факторах, склоняющих чашу весов в ту или иную сторону. Итоговое поведение системы - равнодействующая всех её аттракторов. Для всех вышеописанных групп явлений можно выделить следующие (взаимопересекающиеся) поддерживающие факторы:

  • Снижение критичности и качества логического, независимого мышления
  • Снижение качества жизни
  • Неспецифическая агрессивность
  • Угроза потерь на высоком ценностном уровне
  • Позитивное подкрепление
  • Персонификация проблемы
  • Общий враг
  • Коллективная безответственность
  • Простота предлагаемых рецептов
  • Минимизация усилий для получения результата
  • Усилия лидеров мнений по формированию нужных поведенческих паттернов и ценностно-убежденческого профиля
  • Самозащита убеждений
  • Боязнь выхода из отношений

Снижение критичности - когда мышление перестаёт быть регулятором действий человека. Например, критичность снижается под воздействием физиологических ограничений - в сне, в еде, под воздействием химических веществ. Широко известно, что это достаточно активно используется в религиозных группах (бдения и молебны, введение жестких пищевых ограничений). Лишение сна использовалось и в силовых структурах - не только как пытка, но и как способ получить необходимые сведения на допросе, запутав и запугав пленника.

Снижение качества логического, независимого мышления может быть вызвано и социальными факторами. Для этого не обязательно недоедать или недосыпать: как сложная психическая функция, мышление очень уязвимо. Достаточно тем или иным образом ограничить образование, сделать инициативу и самостоятельность наказуемыми, и через небольшой промежуток времени получить «нужные» результаты. Страх стать «отверженным» - мощный механизм, формирующий необходимое поведение. Он базируется на инстинктах - в древние времена отвергнутый племенем был обречен на смерть.

Проблемы, кризис, снижение качество жизни - косвенно ведут к повышению уровня агрессивности в обществе - борьба за выживание формирует более агрессивные и соревновательные формы поведения. Кроме того, согласно недавним исследованиям, чем тяжелее ситуация, тем больше люди склонны отказываться от самостоятельного анализа ситуации и поиска выхода, и тем больше возрастает авторитет лидера и некритичное доверие к его решениям.

Неспецифическая агрессивность. Существуют экзотические гипотезы, связывающие рост неспецифической агрессивности с солнечной активностью, климатическими изменениями, структурой питания. Они выглядят несколько спекулятивно и их сложно проверить, но нельзя отрицать, что человек подвержен тому или иному влиянию больших систем, следовательно какое-то влияние наверное возможно.

Угроза потерь на высоком ценностном уровне - когда неподчинение грозит потерей души, попаданием в ад, риском плохого перерождения и т.п.

Позитивное подкрепление девиантного поведения. Сколько-нибудь лительные действия нуждаются в подкреплении. Но не обязательно подкреплять каждый поведенческий акт. Как показывают эксперименты, «непостоянное подкрепление» действует сильнее, хотя требуется больше времени на закрепление. Если долго жечь ведьм, борясь с засухой, то дождь рано или поздно пойдёт. Он пошёл бы и без ведьм, но история не имеет сослагательного наклонения, и участники процесса вполне могут ссылаться на дождь, как на «установленный факт». Если сжечь ведьму, наславшую болезнь на соседа она вполне может и пройти. Термина «психосоматика» еще никто не знает, а явление есть. Психосоматическая болезнь вполне может исчезнуть вместе с ведьмой. А может и не исчезнуть. Тогда отсутствие результата будет объяснятся недостаточностью усилий - мало сожгли ведьм, плохо молились, недостаточно верили.

Персонификация проблемы. Как говорил Сталин, каждая катастрофа имеет имя и фамилию. Но как быть с засухой, чумой, похолоданием? Ответ простой: назначить виновного. Человек изначально склонен к «стихийной телеологии» и антропизации любых явлений. Поэтому так легко воспринимаются «очеловеченные» объяснения. Наверняка легче, чем непонятный рассказ о движениях воздушных масс и малом ледниковом периоде. Отголоски этого мы видим и сейчас: дискуссии о глобальном потеплении в бытовом сознании превращаются в «ОНИ выбрасывают в атмосферу что-то плохое, поэтому у НАС нет нормальных зимы и осени, ату ИХ!» Не отвергая антропный вклад в потепление, нельзя не отметить, что дискуссии на тему естественноприродных причин и циклов ведутся на много порядков реже, и с куда меньшим накалом.

Общий враг, как частный случай персонификации, является хорошим объединяющим фактором. Вдобавок, позволяющий лидерам (см. ниже) отвлечь внимание от внутренних проблем. Нужно только осторожно выбирать кандидата на роль такого врага, он должен быть достаточно сильным и неуязвимым. Если его слишком легко устранить, то после победы над ним, люди столкнутся с неприятной ситуацией: врага уже нет, а проблемы остались.

Коллективная безответственность . Чем больше в действие или бездействие вовлечено народу, тем меньше шансов, что кто-то пойдёт против течения, даже при том, что каждый по отдельности может осознавать, что поступает неправильно. Этот паттерн исследован в основном в рамках социальной психологии: описательно, без анализа причин. Мне кажется, дело может быть в сочетании двух мотивов. С одной стороны, действие требует усилий и может привести к неприятностям. С другой, кажется, что чем больше народу, тем больше шансов, что кто-то кроме тебя возьмёт на себя ответственность. На практике однако нередки случаи, когда даже в большой группе людей такого смельчака не находится.

Простота рецептов . Чем проще связки «причина-следствие», тем большее распространение они получат. «Засуха - голод - ведьмы» лучше, чем «засуха - необходимость в системном изменении земледелия, совершенствовании системы ирригации, распределения ресурсов». В первом случае меньше неопределённости и независимых переменных, требующих отдельного анализа и вероятного изменения образа жизни. Разумеется подразумевается, что людям на этот момент неизвестен какой-либо другой очевидный и менее жесткий вариант действий.

Минимизация усилий для получения результата. Aka халява. При прочих равных, предпочтение будет отдано такому решению, при котором требуется минимум собственных усилий. В этом плане всевозможные пояса Богородицы, амулеты и заговоры имеют неоспоримое преимущество например перед здоровым образом жизни, требующим ежедневных усилий.

Соответствие поведения лидеров чьим-то менее очевидным интересам. Примером могут служить информационные кампании, для военных действий, целью которых является, скажем, нефть, а идеологическим оправданием - борьба за свободу. В этом случае заинтересованная сторона, имеющая возможности влиять на формирование общественного мнения, активно их использует и поддерживает нужных лидеров. В отсутствие явных лидеров, но при наличии других причин, поведение всё равно может формироваться, но дольше и более стихийно. Лидер же выступает в качестве катализатора и того, кто задает вектор движения.

Самозащита убеждений . Как правило в форме «ты выступаешь против, значит тебя прижучило, значит мы всё правильно делаем, значит ты сам враг, значит тебя надо наказать». Есть огромное число примеров, как из древних времён («ведьму может защищать только или еретик, или другой ведьмак»), так и из современности («ты хочешь остановить хунвейбинов, значит ты против Революции и китайского народа», «ты выступаешь против мультикультурности, значит ты расист», «ты выступаешь против РПЦ, значит ты против возрождения России»). После таких заявлений обсуждение быстро перетекает в плоскость эмоций, и любые попытки аргументации со стороны критика наталкиваются на игнорирование или воспринимаются в качестве подтверждения того, что он - враг.

Боязнь выхода из отношений. Также следует принять во внимание эффект, описанный Вацлавиком в «Межличностной теории коммуникации»: люди могут находиться в откровенно неприятных отношениях, осознавать это, но всё равно не делать попытки из них выйти. Потому что в отношениях есть не только плохое, но и хорошее. А страх рисков от попытки ухода перевешивает постоянное недовольство от привычной ситуации.

Подводя итог, хочу ещё раз подчеркнуть основную мысль: «массовый психоз» в большинстве случае таковым, по сути, не является. Это лишь оборотная сторона вполне успешно действующих механизмов социальной организации и адаптации, необходимых человеку и человеческим сообществам. Фактически, массовый психоз - это непроизвольный или вызванный в чьих-либо интересах сбой в системе социальной адаптации.

Большое спасибо

В современном мире свирепствует куда более страшная эпидемия, чем лихорадка Эбола – массовая индуцированная паранойя. Именно это заболевание стало причиной жуткой резни в Руанде (1994 г.) и Косово (1998 г.). После акции 11 сентября 2001 г. подозрительность, оправдывающая любые нарушения прав человека, стала нормой в «благополучных» Европе и Америке. Массовый психоз в России привёл к реставрации «империи зла» и невероятной русско-украинской войне на Донбассе.

Как видите, психическая инфекция распространена повсеместно, а жертвы её исчисляются миллионами. Пути передачи: бытовой контактно-информационный и массовый транСМИссивный. Возбудители: сплетни, слухи и искусственно создаваемые «мемы» («каратели», «укрофашисты», «хунта» и т. д.). Источником может быть как больной, являющийся пленником собственных иллюзий, так и носитель, транслирующий «дезу» по каким-то своим скотским соображениям.

Сладострастие, жестокость и русский мир глазами психолога.

Такое впечатление, что кто-то время от времени, по меткому выражению Оксаны Забужко, жмёт на «кнопку» самых низменных человеческих чувств. Ленин, например, давил на обычную зависть, и она стала называться «классовой ненавистью». Гитлер смог развить немецкое самомнение до идеи расового превосходства. А Путин, индуцируя массовый психоз в России, использует древний комплекс рабской неполноценности с извечным же великороссийским самодовольством и бредоподобными фантазиями величия. Это и есть та широта загадочной русской души, о которой писал Достоевский. Но психологи и психиатры называют данный феномен гораздо прозаичнее – садомазохизм:

  1. Мазохизм . На современном этапе окультурился и выродился в привычку видеть в отечестве своём и самом себе один негатив, а на Западе, пусть и «прогнившие» вследствие защитной рационализации, но всё же блага цивилизации. В чём же тут кайф? Да в том, что даже бедность и духовную нищету можно себе в заслугу поставить. Мол, благодаря нам жируете и нам должны. Да платить-то, подлецы, и не желаете! И отсюда уже один шаг к другому полюсу массового психоза в России;
  2. Садизм . Происходит от тайных желаний самодержавной вседозволенности, которые Кремль XXI века демонстрирует и внушает гораздо тоньше и культурнее, чем Иван IV или Пётр І. Как всегда помогают искажающие сказки о «великом прошлом» в духе панславизма, и защитное отрицание «такой страны Украина». А настоящее, со всей его грязью и кровью, всё равно рано или поздно войдёт в героическую историю с верой в светлое будущее «прекраснаго рускаго мiра».

Удивительно, но как оказалось, массовый психоз в России можно делать не только из зла, но и из добра. Многие ополченцы РФ, которые едут воевать в Украину, уверены, что помогают «СВОЕМУ» народу и отстаивают «СВОЮ» культуру. А виноват во всём, по механизму проекции, проклятый госдеп, Гейропа и укрофашисты, а не любимый царь с боярами-олигархами. Не собственные глупости и мракобесие, а пресловутая «мировая закулиса»;

Информационное противоборство в современной войне как шаманская практика.

В том, что сегодня большинство граждан РФ не только говорят, но и думают пропагандистскими штампами, есть что-то мистическое. Любой самый идиотский фейк или постановочный сюжет, как камень, брошенный с горы, тут же вызывает лавину ненависти и маразма в комментариях и репостах. В фантазии заражённых, то есть зомбированных, бандиты превращаются в борцов за свободу, а захватчики в освободителей. При этом они сокрушаются, что у жителей Украины нет «нормального ТВ», а только лживые «укроСМИ» с «пиндосской» пропагандой.

Таким образом, любой разговор с пророссийским фанатиком быстро превращается в «хохлосрач». Если же тот, кто выявляет признаки зомбированного человека, ваш друг, брат, хороший знакомый или просто культурный человек, то перед тем как предать вас анафеме он сначала «очень вежливо и корректно» перескажет все известные ему байки Киселёв-ТВ. Интересно, что просмотр новостей и ток-шоу России, поражённый массовым психозом, как правило, отрицает.

Но массовое зомбирование людей это не только пропаганда. Обратите внимание на остальной «медиа-продукт». Это либо «жёлтые» слухи, либо предсказания конца света с рекламой колдунов, гадалок, целителей, экстрасенсов и магов, готовых снять порчу, сглаз, залатать информационные дыры и сделать полную «переполюсовку» (я ничего не придумывал) организма. Можно смело ставить диагноз шизофрения!

А может в этом-то всё и дело? Реально, есть люди, готовые платить 1000 евро медиуму, проживающему в UK, за то, чтобы очистить карму своего захромавшего кота, который в прошлой жизни был Буцефалом Александра Македонского и теперь мучается от чувства вины за проигранную в Индии битву! Такое впечатление, что мы недалеко ушли от современников Чингис-хана и до сих пор прислушиваемся к звону бубна из человечьей кожи. Не эта ли склонность к зомбификации, наравне с национальным садо-мазо, вызвали массовый психоз в России — ментальном, а не географическом пространстве?

pavorit.livejournal.com

Психопатологический анализ массового военного психоза России.

В психиатрии есть понятие индуцированного бреда, что означает передачу бреда психически больного человека лицам, до этого считающимися здоровыми. Индуктор бреда (человек первым заболевший бредовым расстройством) чаще страдает настоящим бредом в виде паранои или шизофрении, иногда психогенным (реактивным) или депрессивным бредом. По своему содержанию индуцированный бред может быть бредом ущерба, измены, преследования, отравления, реформаторства, изобретательства. Бред индуцированных личностей по сравнению с бредом индуктора менее систематизирован и беднее содержанием, излагается в самых общих чертах, с использованием перенятых у индуктора слов и выражений. Индуцированный бред развивается хронически (постепенно). Острые формы встречаются редко. У индуктора, кроме бредовых идей, отмечаются выраженные аффективные расстройства (эмоциональные) в форме страха, паники и экстаза. В ряде случаев у них бывают зрительные галлюцинации. Индуцированный бред может захватить как ближайшее окружение, так и значительное число лиц — так называемое «помешательство толпы».

Условия, необходимые для возникновения индуцированного бреда.

1. Продолжительное общение индуктора психоза с индуцированными лицами (чаще совместное проживание).

2. Бред индуктора должен развиваться исподволь, а содержание сопровождается правдоподобием, то есть явно не противоречить тому, что встречается в обыденной жизни, а также соответствовать установкам индуцируемого.

3. Доводы индуктора должны обладать значительной эмоциональной (аффективной) «заряженностью» и страстью, при этом его слова приобретают гораздо большую убедительность.

4. К дополнительным факторам для возникновения индуцированного психоза являются:

— продолжительное тревожное ожидание

— определенные социальные условия.

Применительно к ситуации в России — вскоре мы убедимся, что развитие массового военного психоза — по — настоящему спланированный и управляемый акт массового психического поражения населения, где главной силой выступает телевидение как ведущее средство массовой информации. Но сначала вернемся на много лет назад, к так называемым «массовым сеансам телевизионного лечения» доктора Кашпировского. В 1988 году впервые на Центральном телевидении СССР начались телевизионные лечебные сеансы Кашпировского, задекларируемая цель которых было массовое лечение всего населения страны. Так называемая «простота», «эффективность», «доступность метода» и охват сразу многомиллионной аудитории являлись главными аргументами в пользу такого лечения. Да, впервые в мировой истории такой «медицинский» эксперимент проводился с таким гигантским размахом. Что же заставило руководство Центрального телевидения начать такую трансляцию с выступлением ранее никому неизвестного гипнотизера? Ведь ранее специальность «психотерапия» не афишировалась особенно средствами массовой информации и применялась очень ограничено, в основном в области санаторно-курортного лечения и все нетрадиционные и альтернативные методы лечения чаще всего признавались «шарлатанством». Что же произошло, что вдруг задвинутую в крайний угол медицины специальность с таким широким размахом и рекламой выставили на всеобщее обозрение? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить те годы, а именно тогда СССР столкнулся с большими экономическими проблемами, вызванными снижением цен на нефть, что привело к сокращению валютных запасов страны, которые использовались для обеспечения насыщенности внутреннего рынка товарами и продуктами питания. На этом фоне КПСС начал проводить политику «перестройки и гласности», что привело к снижению уровня благосостояния и ощущению неопределенности и тревоги за будущее. Сложившаяся ситуация требовала неординарных мер влияния на массовое сознание. Для этого и стала использоваться «телевизионная психотерапия» доктора Кашпировского. Она показала себя весьма эффективным способом контролирования массового сознания. Достаточно вспомнить как «вымирали» улицы городов в момент проведения сеансов телетерапии, все сидели у телеэкранов как «загипнотизированные» и в этом была большая доля правды. Люди на время забывали о своих экономических проблемах и больше обращали свое внимание на здоровье, и если не значительную часть времени, то достаточно большую посвящали обсуждению этих сеансов, чем отвлекались от

В чем же была сила «гипнотического» влияния этих передач? Стоит начать с самого фактора телевизионного экрана. Телевизионный экран является полем, на который фокусируются световые сигналы с высокой частотой мелькания, при этом сознанием эта частота не фиксируется и не осознается, но подсознательно наши нервные центры, отвечающие за восприятие зрительной информации, постоянно реагируют на эти сигналы и при длительном просмотре телепередач в центральной нервной системе начинают формирование гипнотических фазовых состояний. Это еще не гипнотическое состояние, но очень к нему близкое. При гипнозе большая часть коры головного мозга находится в заторможенном состоянии (гипнотическом) и небольшая часть — в активном (так называемый «раппорт», через который воспринимается информация, оказывающая мощное внушающее воздействие на психику. При длительном просмотре телепередач в коре головного мозга формируются очаги торможения, но их тем больше, чем дольше идет просмотр телевизионных программ, и это состояние можно назвать «гипноидным» т.е состоянием, близким к гипнотическому. Вследствие вышесказанного — любое внушающее воздействие, проводимое с телеэкрана, может обладать мощным действием на психику зрителей. Думаю, что организаторы этих телешоу были довольны достигнутыми результатами и когда эксперимент подошел к концу, начались гонения на доктора Кашпировского. Вдруг ранее молчавшие профессора и академики в один голос заговорили о вреде этих сеансов и «отдаленных последствиях». В результате тень упала на настоящих психотерапевтов, которые реально, а не с телеэкрана эффективно лечили своих пациентов. В свое время и мне пришлось сталкиваться с негативным отношением некоторых больных к одному из самых эффективных методов лечения заболеваний. Думаю, что спецслужбы взяли на вооружение такой способ массового внушающего воздействия на миллионы людей и сейчас весьма эффективно используют для психологического зомбирования населения России, а если предположить, что может использоваться и так называемый «25 кадр» или другие более современные «находки», то можно представить, с какой мощью обрушивается на зрителей «правильно дозируемая» информация. Рассмотрев главное оружие влияния на психику населения России перейдем к тому, как проводится в жизнь насаждение массового психоза.

Первое важное условие формирования обстановки индуцированного массового психоза — это длительное общение с индуктором, в данном случае мы говорим о практически бессменном руководителе России. Для этого важно создать положительный образ решительного, умного и заботливого «отца нации», готового на все для блага жителей своей страны. В этом плане телевидение сделало очень многое и «образ» удался (полеты на военных истребителях, погружения в морские глубины на подводных лодках и с аквалангами, резкие заявления разобраться с «врагами народа»).

Второе важное условие — предлагаемый бред должен быть правдоподобным. Применительно к ситуации, которая развивалась в России, стоит вспомнить — как формировали образ Украины в качестве врага России. Для этого в течение длительного времени населению России говорили о том, что Украина поставляет в Россию то недоброкачественные овощи, то молочные продукты, мясо, конфеты и т.п. А когда происходили события на Майдане, то народные волнения и недовольство правлением Януковича представили как «фашистский переворот». Вместо избиения и расстрела протестующих, показывали как избивают «мирных беркутовцев и спецназовцев». Затем еще больше — стали говорить о том, что пора идти и спасать от «фашистов» несчастное население Донбасса. А для этого все средства хороши, в том числе и массовые убийства «укропов», и здесь телевидение сыграло важную внушающую роль, показывая красочно «зверства украинцев».

Третье важное условие — доводы индуктора психоза должны быть эмоционально заряженными. С этими условиями прекрасно справляется лидер России на проводимых конференциях. Для усиления эффекта его часто показывают крупным планом, особенно глаза, что является тем внушаемым элементом, который использовался и при проведении телетерапии Кашпировского.

Дополнительные факторы. В данном случае их более чем достаточно — в первую очередь это общее ухудшение уровня жизни, снижение доходов, алкоголизм, наркомания, снижение культурного уровня, появление тревожных ожиданий, отсутствие

положительной перспективы (в данном случае создание образа врага, который распространяется практически на все цивилизованные страны мира, не поддерживающие политику Кремля).

К дополнительным факторам, ухудшающим массовый военный психоз в России, может быть борьба с инакомыслящими, закрытие независимых ТВ-каналов и других источников информации, в частности интернета, что приводит к информационной изоляции и еще большему влиянию источника массового индуцированного психоза (индуктора) на население страны.

Последствие для психического и нравственного здоровья для населения России будут катастрофическими, ведь нравственный распад населения приведет и к территориальному распаду государства с дальнейшим обнищанием и сокращением русскоязычного населения и дальнейшим приростом других народов, более адаптированных к трудным условиям жизни.

Можно предположить, что дальнейшее развитие событий будет усиливать существующие факторы, способствующие дальнейшему развитию индуцированного психоза и умелое манипулирование

ими приведет к усилению и углублению психоза в России, с постепенным переводом развития страны по пути Северной Кореи.

Просьба к неравнодушным помочь в собрании средств для создания «Центра Народной Медицины»

Благотворительный счет (грн)

Счет: 29244825509100 МФО: 305299, ЕГРПОУ: 14360570.

www.chiyanov.com

Массовый психоз

Массовый психоз — это психическая эпидемия, в основе которой лежит подражаемость и внушаемость. Массовый психоз поражает коллектив или группу людей, в результате чего человек теряет нормальную способность к суждению и нормальный способ суждения, что делает человека одержимым .

Массовый истерический психоз

Крайней формой проявления массового психоза является массовая истерия.
Термин «массовая истерия» используют, как правило, для определения того, что пострадавшие ощущают фактически не существующие физические симптомы.
Истории известны такие массовые психические эпидемии истерии, как:

  • пляска св. Витта, тарантизм, эпидемии неистовой пляски;
  • эпидемии конвульсионеров, эпидемии судорог, икоты и тика;
  • эпидемии кликушества, бесоодержимость, звероодержимость;
  • самобичевание;
  • эпидемии массовых самосожжений и массовый суицид.
  • Большинство событий описано в трудах советского биофизика А. Л. Чижевского, обосновывающего влияние Солнца на физический мир Земли .
    Психиатр В. М. Бехтерев в работе «Внушение и его роль в общественной жизни» указал, что: «авторы, изучавшие проявления кликушества, не без основания сравнивают или даже отождествляют это состояние с демономанией средних веков или бесоодержимостью» .
    Не до конца понятным остается механизм передачи истерии от человека к человеку. Также не найдено логическое объяснение тому, почему одних она поражает, а других нет.

    Распространенные феномены массового психоза XXI века

    Если массовые психозы средневековья объясняются с точки зрения гелиопсихологии, то с двадцатого века, особенно со второй его половины создание псидемических волн все более становится делом бизнеса и политики, полем продуманных социальных стратегий неких узких заинтересованных группировок .
    Наибольшую распространенность массовые психозы приобрели при следующих состояниях сознания людей:

    Производная от общечеловеческой игромании, во всей ее неистощимой многоликости.

    Мания технического совершенствования, замешанная на многих человеческих чувствах и страстях: тщеславии, зависти, тревожности, собственничестве, страсти к творчеству и т.д.

    Весь сложный конгломерат массово неудовлетворяемой потребности в общении и самореализации через общение.

    Инфантильно-иждивенческий инстинкт, отчасти охотничий и все то же собственничество.

    «Социальные сети не так уж безобидны и, помимо «бесцельно прожитых лет», которые они обеспечивают каждому более или менее активному пользователю, способны наградить его определёнными психологическими проблемами, которые затем, в конечном итоге, выливаются в проблемы с телесным здоровьем» .

    09.01.2012 в Москву из Барселоны прилетел самолет, рейс которого в понедельник был отложен на 9 часов. Это произошло из-за того, что перед плановым взлетом на лайнере авиакомпании «Башкортостан», принадлежащей холдингу «ВИМ-Авиа», начались технические неполадки. Экипаж заявил, что все в порядке, но пассажиров это не успокоило. Сомневаясь в исправности воздушного судна, они потребовали заменить и борт, и пилотов. В авиакомпании вернули всех пассажиров в здание аэропорта и — как утверждают — тщательно осмотрели самолет. После этого он поднялся в воздух, правда, лететь на нем согласились далеко не все .

    29.12.2011. Текущую ситуацию после землетрясения, сложившуюся в настоящий момент в Красноярске, в ГУ МЧС по Красноярскому краю назвали «массовым психозом». Как сообщили в ведомстве, горожане активно распространяют ложную информацию о землетрясении в городе. Например, что «якобы от имени спасателей началась эвакуация школ и детсадов, а также офисных зданий». «Распоряжение об эвакуации никто не давал. Кроме того, мы не ждем повторных толчков», - заявили в ГУ МЧС России по Красноярскому краю .

    «Вы не на поле чудес, вы скорее в «стране дураков». Неужели нет повода собрать семью, сказать всем родным, друзьям, соседям пожелания от души в течение года. Службы 03 и 02 внутри подсознательно уже настраиваются в эти дни на активную работу»

    Механизм формирования массового психоза

    Массовый психоз поражает такой субъект массовых форм внеколлективного поведения, который называется «толпа». Толпой называют:
    — публику, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;
    — контактную, внешне неорганизованную общность, действующую крайне эмоционально и единодушно;
    — совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар.

    В массовых формах внеколлективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права .

    З.Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы - это ее восприимчивость к внушению . Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.

    Британский нейрофизиолог Крис Фрит утверждает, что мозг может создавать ложные модели материального мира и внутреннего мира других людей. Ложные модели внутреннего мира других людей проверить не так-то просто. И иногда человек может успешно делиться этими ложными моделями с другими. В случаях двойного психоза два человека разделяют одни и те же бредовые идеи, а иногда подобный психоз объединяет и большее число людей (например, членов семьи до тех пор пока они не обсудят ложность моделей с посторонними людьми). Но когда более многочисленные группы людей разделяют ложные убеждения, докопаться до истины становится намного сложнее. Что-то подобное произошло в трагической истории массового самоубийства в Джонс-тауне 18 ноября 1978 года, когда 911 членов паствы покончили с собой, выпив препарат цианида.

    Лавров диагностировал у американских политиков «массовый психоз» и «параноидальную русофобию»

    Министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью курдскому телеканалу Rudaw в понедельник, 24 июля, заявил, что в Соединённых Штатах расцвело «параноидальное увлечение русофобией». Расшифровка опубликована на официальном сайте российского внешнеполитического ведомства.

    «Мы понимаем, насколько сейчас тяжело в Вашингтоне тем, кто пытается всё-таки проявлять здравый смысл в условиях повального, параноидального увлечения русофобией», - заявил глава российской дипломатии.

    По словам Лаврова, «нормальным людям там непросто». Министр также заявил, что «даже не подозревал, что американские политические деятели могут быть подвержены такому массовому психозу».

    «Я со многими из них общался, когда работал еще в Нью-Йорке. Для меня всё происходящее сейчас очень удивительно», - добавил он.

    Как отметил руководитель российского дипломатического ведомства, американские политики сами себя «загоняют на очень высокий забор, откуда потом трудно прыгать».

    «Все, что мусолится на страницах газет, экранах телевизоров в США, это, как у нас говорят, простите за непарламентское выражение, «высосано из пальца», - подчеркнул глава российского МИДа.